Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН «МАТЕМАТИКА» И «ИНФОРМАТИКА» ПУТЕМ СБЛИЖЕНИЯ МЕТОДОВ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДОВ ИНФОРМАТИКИ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН «МАТЕМАТИКА» И «ИНФОРМАТИКА» ПУТЕМ СБЛИЖЕНИЯ МЕТОДОВ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДОВ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МЕТОДЫ / ИНФОРМАТИКА / МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Татьяна Александровна

В статье отмечаются новые требования к системе образования, которые рекомендуют организовать поиск качественно новых способов получения и совершенствования знаний. В статье анализируются характерные особенности компонентов содержания предметной области «Математика и Информатика». В статье анализируются методы математики и информатики. В статье определены методы дисциплин Математика и Информатика. Путем сближения методов математики и методов информатики показано осуществление конвергенции предметных дисциплин Математика и Информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН «МАТЕМАТИКА» И «ИНФОРМАТИКА» ПУТЕМ СБЛИЖЕНИЯ МЕТОДОВ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДОВ ИНФОРМАТИКИ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН «МАТЕМАТИКА» И «ИНФОРМАТИКА» ПУТЕМ СБЛИЖЕНИЯ МЕТОДОВ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДОВ ИНФОРМАТИКИ Попова Т.А.

Попова Татьяна Александровна - магистрант, кафедра информатики и вычислительных технологий, физико-математический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Аннотация: в статье отмечаются новые требования к системе образования, которые рекомендуют организовать поиск качественно новых способов получения и совершенствования знаний. В статье анализируются характерные особенности компонентов содержания предметной области «Математика и Информатика». В статье анализируются методы математики и информатики. В статье определены методы дисциплин Математика и Информатика. Путем сближения методов математики и методов информатики показано осуществление конвергенции предметных дисциплин Математика и Информатика.

Ключевые слова: анализ, конвергенция, методы, информатика, математика, информатизация.

УДК 378.147

Информатизация общества предъявляет новые требования к системе образования, что подталкивает к поиску качественно новых способов получения и совершенствования знаний, созданию новых эффективных методов. В современном обществе возрастает роль междисциплинарности, происходит сближение предметных областей. Таким образом внедряются процессы конвергенции.

Образовательный стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Конвергентное обучение - это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной образовательной среды, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин [1]. Конвергентное образование предоставляет обучающимся новые возможности в достижении предметных результатов, в формировании фундаментальных межпредметных понятий [1].

Характерные особенности компонентов содержания предметной области «Математика и информатика» подталкивают на выявление сходств характерных особенностей методов математики и информатики [3].

Решение сложные математических задач облегчается, используя новые информационные технологии. Специализированные программные средства позволяют решать математические задачи нетрадиционными способами, с их помощью прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата, решаются достаточно быстро. К специализированным программным продуктам относятся MathCad, Mathematica, Maxima, MatLAB, Maple, Scilab и др. [2]. Возможности систем компьютерной математики позволяют реализовать как методы математики, так и методы информатики.

Анализ содержания школьного курса информатики показывает целесообразность использования методов математики в процессе изучения основ математической логики, математического моделирования, систем счисления, элементов теории

4

вероятностей и математической статистики, теории графов, теории алгоритмов, программирования, элементов теории систем. Также целесообразным представляется использование методов информатики в процессе обучения школьному курсу математики для: формирования умения работать с математическим текстом, представленным на экране компьютера; построения и исследования компьютерных моделей основных математических понятий (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность); развития умений алгебраических преобразований, решений уравнений и неравенств с применением специализированных программных средств; приобретения навыков геометрических построений с применением различных программных продуктов и др. Таких примеров достаточно много.

К основным методам математики можно отнести: численные методы, метод математического моделирования, метод вычислительного эксперимента, методы математической логики, методы математической статистики, функционально-графический метод [2].

К основным методам информатики можно отнести: метод компьютерного моделирования, логико-алгоритмический метод.

Приведем пример применения на уроке информатики методов математики. При изучении темы «Табличный процессор» для самостоятельного решения можно предложить следующую задачу, в которой осуществляется конвергенция математики и информатики: используя правила действия над векторами, заданные своими координатами, выполнить в MS Excel операции сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число, нахождение скалярного произведения. Рассмотреть случай, когда вектора заданы координатами начала и конца. Для решения поставленной задачи нужно применить знания, как из области математики, так и знания технологии работы с табличным процессором. Таким образом, учащиеся осознают использование математических знаний в информатике и как знания компьютерной технике могут облегчить математические вычисления.

Применение методов математики при обучении содержательным линиям информатики и методов информатики при обучении школьному курсу математики позволяет реализовать конвергенцию их предметных областей. Сближение методов разных предметных дисциплин и нахождение сходств характерных особенностей являются объективными процессами в условиях современной жизни.

Конвергенция - это качественно новый уровень успешной социализации подрастающего поколения. Конвергентная составляющая наших образовательных программ очень важна для современных школьников, без неё трудно определиться старшеклассникам в построении своего будущего. На её основе происходит переориентация образования на междисциплинарную интеграцию [1].

Список литературы

1. Радаева Т.А. Конвергентное обучение - новый этап современного образования // Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования / Борисоглебск, 2019. 235 с.

2. Сафонов В.И. Реализация методов математики и информатики с использованием возможностей специализированных программных продуктов // Учебный эксперимент в образовании / Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2016. № 3 (79). С. 19-26.

3. Сафонов В.И. Реализация междисциплинарности в подготовке педагогических кадров // Актуальные вопросы организации научно-методического обеспечения университетского образования / Минск: Белорусский государственный университет, 2017. С. 120-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.