Научная статья на тему 'Осуществление контроля при казначейском обслуживании расходной части бюджетов в Украине'

Осуществление контроля при казначейском обслуживании расходной части бюджетов в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСТВО / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стоян В. И.

В статье рассмотрены сущность и организация финансового контроля в системе казначейства. Особое внимание уделено осуществлению предварительного и текущего контроля при обслуживании расходной части государственного и местных бюджетов. Проведена оценка результатов контрольных мероприятий органов казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление контроля при казначейском обслуживании расходной части бюджетов в Украине»

Зарубежный опыт

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРИ КАЗНАЧЕЙСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ В УКРАИНЕ

В. И. СТОЯН, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Тернопольский национальный экономический университет, Украина

Одним из важнейших принципов бюджетной системы является принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, который заключается в следующем: при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны стремиться к достижению целей, сформированных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств. В этих условиях усиливается значимость государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства и финансовой дисциплины.

В соответствии со ст. 26 Бюджетного кодекса Украины для эффективного и результативного управления бюджетными средствами на всех стадиях бюджетного процесса его участниками проводится контроль, который обеспечивает:

- оценку управления бюджетными средствами (включая проведение государственного финансового аудита);

- правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность финансовой и бюджетной отчетности;

- достижение экономии бюджетных средств, их целевого использования, эффективности и результативности деятельности распорядителей бюджетных средств путем принятия обоснованных управленческих решений;

- проведение анализа и оценки состояния финансовой и хозяйственной деятельности распорядителей бюджетных средств;

- предотвращение нарушений бюджетного законодательства и обеспечение интересов государства в процессе управления объектами государственной собственности;

- обоснованность планирования поступлений и расходов бюджета.

Неотъемлемой составной частью государственного финансового контроля является контроль, который проводится органами казначейства и охватывает весь процесс кассового выполнения государственного и местных бюджетов. Финансовый контроль постоянно осуществляется Казначейством Украины, которое как хранитель государственных средств должно обеспечить эффективное и рациональное их использование в соответствии с программами правительства и органов местного самоуправления.

Целью финансового контроля, осуществляемого органами казначейства, является предотвращение совершения нарушений бюджетного законодательства и предупреждение:

- использования бюджетных средств не по назначению;

- взятия обязательств распорядителями бюджетных средств сверх объемов утвержденных бюджетных ассигнований и по специальному фонду сверх объемов бюджетных поступлений;

- фактов нарушений налогового законодательства, ненадлежащего исполнения своих обязательств участниками финансовой деятельности.

Органы казначейства осуществляют контроль за бюджетными полномочиями в процессе:

- зачисления поступлений;

- принятия обязательств;

- проведения платежей;

- расходования средств государственного и местных бюджетов распорядителями и получателями бюджетных средств.

С этой целью при осуществлении кассовых расходов проверяются все бухгалтерские, финансовые и другие документы, подтверждающие право и законность произведенных расходов.

Основной задачей такого контроля является обеспечение:

- своевременного и полного поступления доходов в бюджет;

- законности и своевременности финансирования мероприятий, предусмотренных расходной частью бюджета;

- надлежащего исполнения участниками финансовой деятельности своих обязательств;

- государственной дисциплины во всех органах управления, участвующих в исполнении бюджета.

Контроль, который обеспечивается органами казначейства, очень разнообразен и охватывает весь процесс кассового выполнения государственного и местных бюджетов, а именно:

1) подготовительные этапы обеспечения обслуживания;

2) непосредственно обслуживание;

3) предоставление отчетности об исполнении

бюджетов.

Такой тщательный контроль осуществляется параллельно с ведением операций на протяжении бюджетного периода и поэтому он является более эффективным, чем контроль за результатами.

Эффективность казначейского контроля заключается в том, что он дает возможность предотвратить нарушения действующего законодательства на этапах обеспечения учета и открытия (выделения) бюджетных ассигнований, консолидации информации об обязательствах распорядителей средств и их погашения, что положительно влияет на управление единым казначейским счетом и государственными финансами в целом.

В наибольшей степени контрольные полномочия органов казначейства реализуются при выполнении расходной части бюджетов. По содержанию и логике проведенных операций по исполнению бюджетов контрольные мероприятия органов казначейства при использовании бюджетных средств можно выделить в несколько этапов, взаимосвязанных между собой установленными правилами автоматизированного ведения казначейского учета (см. рисунок).

Контрольная деятельность органов казначейства начинается еще до начала бюджетного периода, а именно при формировании единой базы данных о сети распорядителей бюджетных средств.

Процедура казначейского обслуживания бюджетов по расходам предусматривает предоставление главными распорядителями и распорядителями средств низшего уровня данных о сети бюджетных учреждений и организаций в органы казначейства. Последние проверяют полученную информацию на соответствие установленным требованиям по составлению сети данным Единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств и вносят ее в единую базу данных:

- код распорядителя/получателя бюджетных средств по Единому реестру распорядителей и получателей бюджетных средств;

- код по ЕГРПОУ;

- полное и сокращенное (при наличии) наименование;

- статус учреждения (распорядитель или получатель бюджетных средств);

- код и наименование органа казначейства.

Данные о сети бюджетных учреждений на

каждом уровне казначейской системы обобщаются и группируются по территориям. Обобщенные данные передаются в центральное Казначейство Украины, которое ведет и оперативно поддерживает единую базу данных по распорядителям и получателям бюджетных средств.

Контрольная деятельность органов казначейства в процессе принятия от распорядителей бюджетных средств сети позволяет упорядочить систему взаимосвязей между ними и определять иерархию их подчиненности. Таким образом закладываются основы для построения системы подотчетности в бюджетной сфере, обеспечиваются правильность и своевременность распределения ассигнований в разрезе территорий и распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств.

Важным участком работы при исполнении

Организация работы органов казначейства по формированию единой базы данных сети распорядителей и получателей бюджетных средств

Деятельность по составлению, утверждению, доведению и выполнению паспортов бюджетных программ

и:

Доведение плановых показателей бюджетных росписей и формирование смет бюджетных учреждений

Учет и консолидация информации по обязательствам распорядителей и получателей бюджетных средств

Организация работы по открытию ассигнований из государственного бюджета и выделению средств из местных бюджетов

Осуществление контрольных процедур перед осуществлением расходов (при выполнении платежных поручений) распорядителями и получателями бюджетных средств

Проверка представленной распорядителями информации на соответствие установленным требованиям по составлению сети, данным Единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств (код распорядителя / получателя бюджетных средств по Единому реестру распорядителей и получателей бюджетных средств, код Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), наименование и статус учреждения)

Контроль за соблюдением сроков утверждения паспортов бюджетных программ, целевого использования бюджетных средств

Проверка соответствия плановых показателей бюджетных росписей показателям, утвержденным в сметах, планах ассигнований, планах использования бюджетных средств, принятие их на забалансовый учет

Проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы путем сверки представленных распорядителями средств реестров обязательств и подтверждающих документов на предмет соответствия их данных сметным назначениям, остаткам неиспользованных бюджетных ассигнований и остаткам средств на счетах специального фонда

Контроль за соответствием указанных в распределениях сумм остаткам на соответствующих счетах, предусмотренных для учета открытых (выделенных) ассигнований предоставленной сети, за соответствием направления открытых (выделенных) ассигнований распределению показателей сводных смет и планов ассигнований общего и специального фондов

Проверка подтверждающих документов относительно правильности и эффективности затрат, контроль за соответствием расходов данным сметам, проверка платежных поручений на правильность заполнения

Основные этапы казначейского контроля за выполнением государственного и местных бюджетов по расходам

бюджета по расходам является составление и выполнение паспортов бюджетных программ, которые формируются главными распорядителями средств государственного бюджета (местных бюджетов, в которых применяется программно-целевой метод)

на стадии подготовки и представления бюджетных запросов с использованием приведенной в них информации, а после утверждения государственного бюджета - уточняются в соответствии с бюджетными назначениями.

Контрольными функциями за реализацией бюджетных программ в основном наделены главные распорядители и контролирующие органы в пределах своих полномочий. Контроль проводится для оценки экономического эффекта от использования бюджетных средств на реализацию бюджетной программы и достижение намеченной цели, выявление проблем в ходе выполнения бюджетной программы и разработку предложений по повышению эффективности распределения бюджетных средств.

Отсутствие утвержденных паспортов бюджетных программ не дает оснований для открытия/выделения бюджетных ассигнований главным распорядителям средств, для взятия, регистрации и погашения бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств. Поэтому распорядители и получатели бюджетных средств обязаны подавать в органы казначейства копии паспортов бюджетных программ, обеспечивающих реализацию контрольных полномочий по целевому направлению бюджетных средств.

Следующим блоком контрольных процедур органов казначейства является организация их работы в процессе доведения плановых показателей бюджетных росписей и формирования смет бюджетных учреждений.

После принятия государственного бюджета и утверждения местных бюджетов в определенный законодательством срок Министерство финансов Украины и местные финансовые органы составляют росписи бюджетов.

Казначейство Украины получает от Министерства финансов Украины роспись государственного бюджета и доводит до главных распорядителей выдержки из нее.

Местные финансовые органы представляют по месту обслуживания в орган казначейства решение об утверждении соответствующих бюджетов, программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевые программы по другим вопросам местного самоуправления, утвержденные решениями о местных бюджетах. Одновременно предоставляются утвержденные росписи для осуществления контроля за процессом распределения бюджетных ассигнований главными распорядителями средств, доведения до распорядителей средств низшего уровня бюджетных ассигнований и внесение в них.

Сведения о предельных объемах расходов и предоставлении кредитов из бюджета (в форме выдержек из бюджетных росписей) доводятся до главных распорядителей средств государственно-

го и местных бюджетов и являются основанием для утверждения в установленном порядке смет и планов ассигнований. Распорядители и получатели бюджетных средств независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются централизованной бухгалтерией, для обеспечения своей деятельности составляют такие формы документов в разрезе кодов бюджетной классификации.

Органы казначейства осуществляют контроль за соответствием плановых показателей, определенных в сметах и планах ассигнований, суммам, указанным в росписях соответствующих бюджетов. Для обеспечения возможности проведения контроля органы казначейства проводят регистрацию указанных документов и их сводных показателей и отражают информацию на соответствующих счетах внебалансового учета.

Казначейский контроль за соответствием плановых показателей смет бюджетных учреждений показателям росписей бюджетов позволяет предотвратить возможность взятия распорядителями и получателями средств обязательств, не обеспеченных бюджетными назначениями.

Довольно важной и ответственной сферой контрольной деятельности органов казначейства являются учет и консолидация информации по обязательствам распорядителей и получателей бюджетных средств.

Органы казначейства для обеспечения осуществления контроля за целевым направлением бюджетных средств, совершенствованием механизмов использования и управления бюджетными средствами регистрируют и ведут учет обязательств распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов.

В целях совершенствования механизма использования бюджетных средств, приведения механизма учета обязательств в соответствие с требованиями бюджетного законодательства распорядители бюджетных средств должны зарегистрировать в органах казначейства:

- бюджетные обязательства - в течение семи дней с даты их заключения;

- бюджетные финансовые обязательства - в течение семи дней, начиная с даты принятия их к ис-полнению1, но не позднее последнего рабочего дня месяца. Отсчет семидневного срока регистрации

1 Датой принятия к исполнению бюджетного финансового обязательства является дата принятия руководителем бюджетного учреждения решения с соответствующей резолюцией на документе, подтверждающем факт возникновения такого обязательства.

бюджетных обязательств по договорам, по которым осуществляются процедуры закупок, начинается с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедуры закупки.

При условии взятия бюджетного обязательства и наступления бюджетного финансового обязательства, которые возникают в процессе исполнения смет, распорядители бюджетных средств представляют в соответствующий орган казначейства реестры бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и реестры бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных и электронных носителях.

К реестрам в обязательном порядке прилагаются оригиналы документов или их копии (заверенные в установленном порядке), подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства и бюджетного финансового обязательства (например, накладные, акты выполненных работ и т. п.). Подтверждающие документы удостоверяют факт приобретения товара, выполнения работ, оказания услуг и являются важным инструментом контроля за целевым направлением бюджетных средств, поэтому особое внимание при регистрации обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств органы казначейства уделяют их проверке.

При регистрации и учете бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).

Органы казначейства сверяют представленные распорядителями реестры и подтверждающие документы на предмет соответствия данных, включенных в реестр бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, наличия остатков неиспользованных бюджетных ассигнований общего фонда и остатков средств на счетах специального фонда.

При взятии обязательств, по которым применяются процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, распорядитель бюджетных средств вместе с реестром подает в орган казначейства оригиналы документов или их копии, подтверждающие проведение закупки и предусмотренные законодательством в сфере государственных закупок годовой план государственных закупок и приложение к нему. Соответственно, органы казначейства проверяют:

- наличие заключенного договора, отчета об осуществлении закупки и других предусмотренных законодательством документов;

- наличие и соответствие законодательству в сфере закупок годового плана закупок и документов, подтверждающих проведение процедур закупки;

- правильность оформления расчетных документов.

При нарушении требований по взятию и регистрации бюджетных обязательств органы казначейства не регистрируют их, а применяют меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, определенные Бюджетным кодексом Украины. За взятие распорядителями бюджетных средств обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий применяется такая мера воздействия, как приостановление операций с бюджетными средствами на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства.

Статистика нарушений бюджетного законодательства при взятии и регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств по выполнению государственного и местных бюджетов свидетельствует, что в 2010-2012 гг. наиболее часто причинами предупреждений органов казначейства являлись:

- несоблюдение распорядителями средств бюджетных полномочий и ограничений, которые вводятся законодательными и нормативно-правовыми актами;

- несоблюдение требований по оформлению представленных документов;

- непредставление или представление неполного пакета документов по проведению процедур закупки товаров за государственные средства.

Отдельным блоком контрольных действий органов казначейства можно выделить организацию их работы по открытию (выделению) бюджетных ассигнований.

Как подтверждает практика, в настоящее время процесс выделения ассигнований из государственного и местных бюджетов имеет определенные различия, поэтому целесообразно рассмотреть порядок открытия ассигнований из государственного бюджета и выделения средств из местных бюджетов.

Проведение операций по открытию ассигнований из государственного бюджета по расходам, не отнесенным к защищенным расходам, и предоставлением кредитов осуществляется на основании предложений по открытию ассигнований и предо-

ставлению кредитов, составленных Казначейством Украины и утвержденных Министерством финансов Украины.

Предложения составляются в разрезе главных распорядителей средств с учетом ресурсной обеспеченности общего фонда бюджета, т. е. ожидаемых поступлений в бюджет и объемов открытых неиспользованных ассигнований, а также существующих и прогнозных остатков средств на счетах государственного бюджета.

На основании утвержденных предложений Казначейство Украины готовит распоряжение о зачислении ассигнований на счета, предусмотренные для учета открытых ассигнований главным распорядителям. Распоряжение на зачисление ассигнований на обобщенные счета открытых ассигнований по защищенным расходам готовится на основании помесячной росписи ассигнований общего фонда государственного бюджета в первый рабочий день месяца.

После зачисления ассигнований главному распорядителю (кроме государственных администраций) подается выписка из счета открытых ассигнований по обобщенным показателям. Главные распорядители средств в течение следующего рабочего дня после получения выписки об открытии ассигнований подают соответствующему структурному подразделению Казначейства Украины данные по распределению открытых ассигнований по кодам программной и экономической классификации расходов. Полученные распределения проверяются в автоматизированном режиме на соответствие указанных в них сумм остаткам на соответствующих счетах, предусмотренных для учета открытых ассигнований, предоставленной сети, целевому направлению открытых ассигнований, распределению показателей сводных смет, сводных планов ассигнований общего фонда.

Проверенные распределения группируются Казначейством Украины по территориям, и на их основе составляются реестры на открытие ассигнований, которые с помощью средств электронной связи передаются главным управлениям казначейства. На основании реестров составляется сводка реестров открытых ассигнований, а суммы переданных ассигнований отражаются на соответствующих счетах внебалансового и управленческого учета, и формируется аналитическая база данных Казначейства.

На основании полученных реестров суммы открытых ассигнований отражаются органами каз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начейства на счетах внебалансового учета соответствующих распорядителей средств государственного бюджета. По результатам проведенных операций по зачислению открытых ассигнований распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляются выписки об открытых ассигнованиях.

После этого осуществляется оплата расходов с одновременным погашением обязательств распорядителей бюджетных средств, под которые открывались ассигнования. По итогам проведенных операций органы казначейства формируют выписки из регистрационных счетов.

Выделение средств из местных бюджетов осуществляется на основании распоряжений органов местного самоуправления и соответствующих советов или их исполнительных органов, которые они представляют органам казначейства в разрезе главных распорядителей. Органы казначейства регистрируют распоряжения в журнале регистрации распоряжений о выделении средств общего (специального) фонда местных бюджетов и согласно распоряжению зачисляют средства на лицевые счета главных распорядителей средств. Главному распорядителю средств предоставляется выписка из лицевого счета, на основании которой он готовит и представляет органу казначейства распределение выделенных бюджетных ассигнований на перечисление средств подведомственным учреждениям, которые будут осуществлять расходы из своих регистрационных счетов.

Полученное распределение проверяется органом казначейства на соответствие указанных в нем сумм остаткам на счетах, остаткам неиспользованных бюджетных ассигнований по общему и специальному фондам подведомственных учреждений в разрезе кодов классификации расходов и кредитования бюджетов. При условии соблюдения всех необходимых показателей средства зачисляются на счета подведомственных учреждений.

Рассмотрев порядок открытия ассигнований из государственного бюджета и выделения средств из местных бюджетов, следует отметить, что этот процесс осуществляется распорядителями и получателями бюджетных средств с учетом зарегистрированных бюджетных финансовых обязательств. При таком подходе суммы остатков средств аккумулируются на бюджетных счетах органов местного самоуправления за счет нераспыления их по регистрационным счетам распорядителей. В результате средства государственного бюджета были аккумулированы на едином казначейском счете для

оперативного принятия управленческих решений. Как следствие, расчеты по взятым обязательствам проводятся своевременно, что приводит к уменьшению кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств.

Выделение бюджетных ассигнований под взятые и зарегистрированные в органах казначейства обязательства позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами на государственном и местном уровнях, поскольку есть возможность не только качественно осуществлять финансовое обеспечение распорядителей средств, но и количественно расширять спектр финансовых услуг благодаря увеличению величины среднедневных остатков средств на счетах бюджетов.

Вместе с тем можно увидеть некоторые различия при открытии ассигнований из государственного и выделении средств из местных бюджетов. Порядок открытия ассигнований из государственного бюджета позволяет органам власти маневрировать бюджетными средствами, поскольку исключает движение конкретных денежных средств. Средства на обобщенных счетах общего и специального фондов государственного бюджета как были, так и остались, а распорядитель средств, получив информацию об открытых ассигнованиях, имеет право погашать зарегистрированные бюджетные финансовые обязательства.

Перечисление Казначейством Украины реальных средств с аналитических счетов государственного бюджета на субсчета единого казначейского счета главных управлений казначейства проводится по мере необходимости их пополнения.

Что касается местных бюджетов, то в момент выделения финансовыми органами ассигнований из обобщенных счетов, открытых на их имя, имеет место реальное движение денежных потоков, т. е. на счету финансового органа остаток уменьшается, а на счету главного распорядителя средств - увеличивается. При таком порядке оперативность управления бюджетными средствами финансовыми органами теряется, поскольку неоднократно возникали случаи неотложного выделения средств распорядителям при недостаточности их на обобщенных счетах. В этих случаях финансовые органы принимают меры через главных распорядителей по перераспределению выделенных бюджетных ассигнований.

Как заключительное звено в процессе обслуживания расходной части бюджетов можно выделить контроль на стадии проведения платежей. Осуществление расходов распорядителями и получателями

бюджетных средств в соответствии со сметами, планами ассигнований или планами использования бюджетных средств проводится органами казначейства путем проведения платежей с регистрационных и специальных регистрационных счетов. Основанием для осуществления расходов являются платежные поручения, представленные распорядителями средств, и документы, подтверждающие целевое направление средств, при наличии в учете соответствующего бюджетного обязательства и бюджетного финансового обязательства в пределах остатков средств на счетах и остатков открытых ассигнований.

Представленные распорядителями и получателями бюджетных средств платежные поручения проверяются органами казначейства на наличие и правильность заполнения реквизитов, соответствия подписей ответственных лиц и оттиска печати учреждения образцам.

Перед осуществлением платежа и при регистрации обязательств работники органа казначейства отслеживают:

- имеются ли бюджетные назначения на указанные цели и выделены ли из бюджета соответствующие ассигнования по общему и специальному фондам;

- отсутствуют ли судебные решения по списанию средств со счетов;

- поданы ли подтверждающие документы о предоставлении услуг, получении товарно-материальных ценностей, выполнении работ и т. п.;

- классифицированы ли расходы в соответствии с кодами бюджетной классификации;

- правильно ли заполнены документы и указаны все необходимые реквизиты.

Суммы, причитающиеся перечислению, сверяются с остатками неиспользованных открытых (выделенных) ассигнований по кодам бюджетной классификации, взятыми и непогашенными бюджетными финансовыми обязательствами.

При невыполнении установленных требований орган казначейства возвращает распорядителям и получателям средств платежные поручения без исполнения. При этом применяются меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, в частности предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства совместно с требованием по его устранению или другие меры воздействия в соответствии с ч. 2 ст. 118 Бюджетного кодекса Украины на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства.

Анализ результатов казначейского контроля при принятии к исполнению платежных поручений распорядителей и получателей бюджетных средств за 2010-2012 гг. выявил, что в общем количестве совершенных нарушений значительно преобладают следующие виды нарушений:

- отсутствие в казначейском учете бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств ограничений осуществления расходов, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами;

- отсутствие или нехватка остатков средств на счетах бюджетных учреждений (по местным бюджетам).

При рассмотрении вопроса об организации контроля за использованием бюджетных средств следует иметь в виду, что до 01.03.2011 органы казначейства оформляли отказ в регистрации обязательств и финансовых обязательств и в оплате счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, а с марта 2011 г. выносят предупреждения о бюджетных правонарушениях. Вследствие изменения методики оформления результатов контрольной деятельности трудно отследить тенденции по количеству оформленных предупреждений (полученных отказов) о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства как по годам, так и в разрезе государственного и местных бюджетов. Вместе с тем изменение методики, в принципе, не изменило сути казначейского контроля: в случаях нарушений законодательства обязательства не регистрируются, и их погашение не осуществляется.

Таким образом, финансовый контроль за целевым направлением средств государственного и местных бюджетов, который проводится Казначейством Украины и его территориальными органами, охватывает широкий спектр операций: от открытия бюджетных счетов до непосредственного проведения платежей в пользу субъектов хозяйствования, которые выполнили работы или предоставили услуги распорядителям и получателям бюджетных средств. В основном, это предварительный и текущий контроль, который не позволяет использовать бюджетные средства не по назначению. Следовательно, обеспечивается осуществление контроля за целевым направлением бюджетных средств и эффективное управление государственными финансами.

Список литературы

1. Бурлаков П. И., Чемоданова Ю.А. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством // Финансы. 2010. № 8. С. 28, 29.

2. Гизатулина Л. Контрольные полномочия государственного казначейства по соблюдению бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса // Казна Украины. 2011. № 1 (10). С.14-17.

3. Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-У1 // Ведомости Верховной Рады Украины. 2010. № 50.

4. Казначейская система: учебник // Юрий С. И., Стоян В. И., Даневич А. С. 2-е изд. изм. и доп. М.: Карт-бланш, 2006. 818 с.

5. Положение о государственной казначейской службе Украины, утверждено Указом Президента Украины от 13.04.2011 № 460.

6. Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержден приказом Министерства финансов Украины 24.12.2012 № 1407. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 17.01.2013 № 130/ 22662.

7. Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 12.09.2012 № 1569/21881.

8. Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах государственной казначейской службы Украины, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 22.06.2012 № 758. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 18.07.2012 № 1206/21518.

9. Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 02.03.2012 № 309.

10. Порядок формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 22.12.2011 № 1691. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 12.01. 2012 № 33/ 20346.

11. Справка о предупреждении о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства относительно заключения и регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, а также при принятии к исполнению платежных поручений распорядителей и получателей средств по выполнению государственного и местных бюджетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: иг1: http://www.treasury.gov.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.