Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИММИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Рослякова Алина Александровна

В статье представлена специфика осуществления академической мобильности студентов в Великобритании в начале XXI в. Перемещение студентов через границы, то есть международная студенческая мобильность, признана наиболее заметной формой интернационализации высшего образования. Великобритания по-прежнему остается конкурентоспособной на мировой арене высшего образования и является привлекательным вариантом для иностранных студентов. Иностранные студенты вносят неоценимый социальный, культурный и экономический вклад в развитие Великобритании. Правительство Великобритании дало понять, что университеты, которые стремятся стать глобальными учреждениями, всегда будут открыты для иностранных студентов. Это помогло реализовать многие экономические выгоды, которые экспорт образования приносил Великобритании. Несмотря на глобальную пандемию, Великобритания добилась больших успехов в реализации целей, изложенных в первоначальной Международной стратегии в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ACADEMIC STUDENT MOBILITY IN THE UK AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

The article presents the specifics of the implementation of academic mobility of students in the UK at the beginning of the 21st century. Cross-border movement of students, that is, international student mobility, is recognized as the most visible form of internationalization in higher education. The UK remains competitive in the global higher education arena and is an attractive option for international students. International students make an invaluable social, cultural and economic contribution to the development of the UK. The UK government has made it clear that universities that aspire to become global institutions will always be open to international students. This has helped realize many of the economic benefits that education exports have brought to the UK. Despite the global pandemic, the UK has made great strides in realizing the goals outlined in the original International Education Strategy.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-105-114

ББК 74.48

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

IMPLEMENTATION OF ACADEMIC STUDENT MOBILITY IN THE UK AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

Богуславский Михаил Викторович

Главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: hist2001@mail.ru

Boguslavsky Mikhal V.

Chief Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: hist2001@mail.ru

Рослякова Алина Александровна

Студент, Московский городской педагогический университет

E-mail: roslyakovaaa@corp-univer.ru

Roslyakova Alina A.

Student, Moscow City University E-mail: roslyakovaaa@corp-univer.ru

Аннотация. В статье представлена специфика осуществления академической мобильности студентов в Великобритании в начале ХХ! в. Перемещение студентов через границы, то есть международная студенческая мобильность, признана наиболее заметной формой интернационализации высшего образования. Великобритания по-прежнему остается конкурентоспособной

Abstract. The article presents the specifics of the implementation of academic mobility of students in the UK at the beginning of the 21st century. Cross-border movement of students, that is, international student mobility, is recognized as the most visible form of internationalization in higher education. The UK remains competitive in the global higher education arena and

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Богуславский М. В., Рослякова А. А., 2022

на мировой арене высшего образования и является привлекательным вариантом для иностранных студентов. Иностранные студенты вносят неоценимый социальный, культурный и экономический вклад в развитие Великобритании. Правительство Великобритании дало понять, что университеты, которые стремятся стать глобальными учреждениями, всегда будут открыты для иностранных студентов. Это помогло реализовать многие экономические выгоды, которые экспорт образования приносил Великобритании. Несмотря на глобальную пандемию, Великобритания добилась больших успехов в реализации целей, изложенных в первоначальной Международной стратегии в области образования.

is an attractive option for international students. International students make an invaluable social, cultural and economic contribution to the development of the UK. The UK government has made it clear that universities that aspire to become global institutions will always be open to international students. This has helped realize many of the economic benefits that education exports have brought to the UK. Despite the global pandemic, the UK has made great strides in realizing the goals outlined in the original International Education Strategy.

Ключевые слова: академическая мобильность, студенческий опыт, иммиграционный процесс, иностранные студенты, мобильное образование, Международная образовательная стратегия.

Keywords: academic mobility, student experience, immigration process, foreign students, mobile education, International Education Strategy.

Для цитирования: Богуславский М. В., Рослякова А. А. Осуществление академической мобильности студентов в Великобритании в начале XXI века // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 105-114. DOI: 10.31862/2218-8711-20222-105-114.

Cite as: Boguslavsky M. V., Roslyakova A. A. Implementation of academic student mobility in the UK at the beginning of the 21st century. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 105-114. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-105-114.

Значительный рост иностранных студентов в мире явился одним из последствий процессов глобализации, скачок которой пришелся на конец XX - начало XXI вв.

Экспорт образовательных услуг вносит важный вклад в экономику Великобритании, а также помогает строить международные отношения. Наличие «благоприятной атмосферы для развития сотрудничества с другими странами в сфере научного, образовательного и информационного обмена» будет определять, «сможет ли Великобритания сохранить положение ключевого игрока на глобальном рынке высшего образования» [1].

Британские вузы признают четыре причины набора иностранных студентов: экономические, социокультурные, академические и политические. Иностранные студенты рассматриваются как источник дохода, потенциальная рабочая сила (экономическая), как послы страны-получателя (политическая и социокультурная), как вкладчики в инновационный

потенциал страны-получателя (экономическая), как вкладчики в улучшение образовательного и исследовательского опыта местных студентов (академическая).

Иностранные студенты, в том числе и студенты из России, поддерживают региональный рост, приносящий пользу почти всем парламентским округам в Великобритании [2].

Если иностранные студенты решают остаться в Великобритании после окончания учебы, они также вносят свой вклад в экономику за счет налогообложения. В отчете HEPI за 2019 г. отмечалось, что одна группа иностранных студентов, получивших высшее образование, за 10 лет внесла почти 3,2 млрд фунтов стерлингов в виде налогов.

По этой причине одним из ключевых приоритетов остается обеспечение того, чтобы все иностранные студенты поддерживались и после окончания учебы. Сила связей, которые иностранные студенты устанавливают во время учебы, может иметь огромное значение на протяжении всей их жизни и будущей карьеры. Эти связи могут стать ключевым фактором для квалифицированных иностранных выпускников, которые решат остаться в Великобритании, чтобы жить и работать после завершения учебы [3].

В 2019 г. Международная образовательная стратегия обязалась работать с UUKi (Платформа сообщества для создателей Web3) и более широким сектором, чтобы определить, как лучше всего поддержать иностранных студентов в трудоустройстве в Великобритании или их странах. В дополнение к введению программы Graduate route, которая расширит возможности для иностранных студентов построить успешную карьеру в Великобритании, необходимо сотрудничать с этим сектором, чтобы изучить результаты выпускников. Это включало расширение доказательной базы посредством крупного международного исследования результатов выпускников, проведенного UUKi и Международной ассоциацией связи британских университетов (BUILA).

В рамках своей работы над Международной образовательной стратегией UUKi совместно с Ассоциацией консультационных услуг по вопросам карьеры выпускников опубликовали отчет под названием «Поддержка трудоустройства выпускников на международном уровне: выполнение обещаний». В нем содержались рекомендации для сектора [4].

Возможность трудоустройства в будущем - ключевая тема рекламной кампании Study UK и ключевой посыл ее рекламы, ориентированной на студентов. Этому также посвящен сопровождающий массовый открытый онлайн-курс Study UK (MOOC), который предлагает рекомендации по принятию карьерных решений, составлению резюме и методам собеседования.

Иммиграционные реформы правительства также способствуют обучению английскому языку. Учеба до 6 месяцев в Великобритании разрешена в соответствии со стандартным маршрутом посещения; именно так в Великобританию приезжает большинство посетителей и туристов. Продолжительность краткосрочного обучения английскому языку от 6 до 11 месяцев также будет сохранена, и это позволит студентам, изучающим английский язык, приезжать в Великобританию без спонсорской помощи.

С начала 2000 г. произошел постепенный переход от политических к экономическим причинам интернационализации высшего образования. Британские вузы начали

диверсифицировать свои источники обучения, за которым последовал резкий рост числа студентов, обучающихся по всему миру.

С 2000 по 2007 г. количество студентов в Великобритании увеличилось почти в четыре раза: с 53 694 до 196 346. Студенты - самая популярная категория мигрантов в Великобритании несмотря на то, что они являются самой большой группой мигрантов.

Обеспечение и диверсификация источников финансирования высших учебных заведений была основным мотивом приема иностранных студентов в Великобритании в начале 2000-х гг. Таким образом, набор иностранных студентов стал национальным приоритетом Великобритании в начале 2000-х гг. С точки зрения измерения экспорта образования важно, чтобы правительство по-прежнему уделяло особое внимание улучшению данных об экспорте образования.

Однако преимущества приема иностранных студентов в Великобританию выходят далеко за рамки непосредственного влияния платы за обучение и местных расходов в университетских городах. В 2000-2007 гг. правительство Великобритании продвигало высшее образование и интернационализацию как центральное средство для создания высококвалифицированной рабочей силы, способной конкурировать на глобальном уровне. В 2000 г. премьер-министр Тони Блэр начал первую фазу, в которой Британский Совет участвовал в продвижении сектора высшего образования Великобритании [5].

В результате в Великобритании значительные выгоды были получены из-за налога на иностранных студентов, который способствовал увеличению прибыли принимающих вузов. Таким образом, экономическая причина осуществления академической мобильности в 2000-2007 гг. находилась в основе программы правительства Великобритании в отношении интернационализации высшего образования и, в частности, набора иностранных студентов.

В 2011 г. под заголовком «В основе системы - студенты» (Students at the Heart of the System) был опубликован официальный документ, в котором зафиксировано намерение правительства Великобритании сделать сектор высшего образования открытым для «альтернативных учреждений». Это решение вписывалось в общую политику приватизации и внедрения принципов рыночных отношений в высшее образование Англии, которая сконцентрирована вокруг идеи расширения доступа к образованию в условиях сокращения госфинансирования, ориентации образовательных программ на потребности работодателей, усиление экспорта образовательных услуг, повышение эффективности и коммерциализацию образовательной деятельности [6]. Однако в 2011 г. правительством Великобритании было объявлено о прекращении действия рабочей визы после учебы, которая раньше позволяла выпускникам работать в Великобритании в течение двух лет после окончания учебы.

Управление высшим образованием в Великобритании децентрализовано, и в каждой из четырех частей королевства государственное финансирование распределяется независимыми советами. Требования этих советов к вузам и механизмы регулирования их деятельности существенно различаются.

В 2011-2012 гг. в частных вузах Великобритании обучалось около 160 тыс. студентов против 2,3 млн в вузах, получающих государственное финансирование. Всего в стране

находилось в этот период 674 негосударственных вуза, причем большинство студентов частного сектора приходилось на несколько относительно крупных образовательных учреждений, сосредоточенных преимущественно в Лондоне или его пригородах.

Многие частные вузы - это либо новые заведения, либо те, что прошли реструктуризацию, инициированную правительством с целью поощрения экспансии университетов и увеличения приема. В отличие от вузов, получающих государственное финансирование, от независимых вузов не требовалось предоставление отчетных данных, касающихся финансовой деятельности. Однако в связи с постоянными изменениями, вносимыми в нормативно-правовую базу, требования к частным вузам повысились.

Существующая нормативно-правовая база в сфере высшего образования обеспечивала качество образования в частных вузах благодаря строгому контролю за процессом присуждения статуса университета, предоставления права выдачи дипломов государственного образца, возможности предлагать образование в сотрудничестве с другими аккредитованными вузами, имеющими право присуждать дипломы, а также контроля любого незапланированного увеличения численности студентов.

Политические изменения, произошедшие в Великобритании с 2013 по 2018 г., создали оптимальные условия для быстрого роста независимого образовательного сектора. Независимые вузы получили статус университетов и стали более привлекательными, в том числе благодаря возможности выделения стипендий для студентов, а также праву английских и европейских студентов, обучающихся в этих вузах, претендовать на государственный образовательный кредит для изучения определенных курсов [7].

В течение 2013-2018 гг. в Великобритании в общей сложности обучалось 436 545 мобильных студентов. Доля студентов, решивших учиться в Великобритании, неуклонно росла с 2000 по 2018 г.

В целом в Великобритании в период с2013 по 2018 г. доходы от экспорта образовательных услуг росли стабильными темпами каждый год. С базового уровня чуть менее 16 млрд фунтов стерлингов в 2010 г. Самое большее увеличение этого показателя представлено в период с 2016 по 2017 г. Экспорт, связанный с образованием, и деятельность впервые превысили 20 млрд фунтов стерлингов, достигнув 21,4 млрд фунтов стерлингов, и снова увеличились в 2018 г. до 23,3 млрд фунтов стерлингов, то есть на 46,7%.

Начиная с 2013 г. было установлено, что все британские вузы, имеющие право присуждать научные степени государственного образца, вне зависимости от того, находятся ли они в стране или за рубежом, должны были соблюдать национальный Кодекс качества высшего образования Великобритании [8].

Многие независимые вузы быстро наращивали прием студентов, а с 2013 по 2019 г. у них не было ограничений по числу студентов, что отразилось и на объеме государственного финансирования высшего образования в целом, поскольку все больше студентов претендовали на образовательные займы и гранты на покрытие расходов на обучение и проживание. Такая экспансия независимых университетов неминуемо оказала прямое влияние на государственные вузы, которым пришлось конкурировать за студентов в условиях более привлекательной стоимости обучения в частном секторе и постепенного снижения госфинансирования.

Тем не менее Великобритания сталкивается с растущим уровнем конкуренции при наборе иностранных студентов и предоставлении транснационального образования (Т№). Процесс подачи заявления на получение студенческой визы в Великобританию довольно дорогостоящий, сложный и непрактичный: заявителям приходилось платить значительную сумму за страхование своего здоровья; студентам, которые приезжали на курс менее 12 месяцев, не разрешалось брать с собой иждивенцев; рабочая виза после учебы была очень ограничена; минимальная зарплата, которую выпускники должны были зарабатывать, чтобы оставаться в Великобритании, была повышена до 35 тыс. фунтов стерлингов.

В марте 2019 г. была опубликована Международная стратегия в области образования. В ней на 2019 г. излагается реакция правительства Великобритании на вызовы и возможности, которые 2019 г. принес сектору образования. Правительство Великобритании подтвердило свое обязательство оказывать более решительную поддержку британскому образованию, чем когда-либо.

В основе этой стратегии находилось увеличение стоимости экспорта образования до 35 млрд фунтов стерлингов в год и количества иностранных студентов, принимаемых в Великобритании, по крайней мере до 600 тыс. в год. Этих показателей необходимо достичь к 2030 г. Десятки тысяч студентов должны пройти обучение и стажировку с помощью новой схемы Тьюринга. Схема поддержана 100 млн фунтов стерлингов и обеспечит финансирование примерно 35 тыс. студентов в университетах, колледжах и школах для стажировки за границей, начиная с сентября 2021 г.

Великобритания по-прежнему выделяется предложением высшего образования мирового класса, всемирной репутацией и значительным присутствием на международных рынках. Этот многообещающий фундамент был укреплен ответом на вызовы, связанные с пандемией, когда в 2020-2021 гг. пандемия коронавируса (COVID-19) создала серьезные проблемы для сектора образования в Великобритании. Пандемия также изменила способ предоставления образования во всем мире.

В период 2019-2021 гг. интернационализация образования оказалась очень важна. В ответ на продолжающуюся пандемию коронавируса правительство Великобритании уделило приоритетное внимание безопасности и гибкости, чтобы иностранные студенты могли начать или возобновить обучение.

Пандемия коронавируса сильно повлияла на осуществление академической мобильности студентов в Великобритании. Многие образовательные учреждения временно закрылись или перешли на онлайн-режим. Ограничения на поездки повлияли на доступ иностранных студентов к образованию, а возможное сокращение экспорта чревато значительными финансовыми последствиями для учебных заведений Великобритании.

Правительство Великобритании поддержало сектор высшего образования, чтобы он смог сохранить свою репутацию лидера в области качества образования, предоставив финансовую помощь, обеспечив гибкость виз и поддержку иностранных студентов в Великобритании. Сектор образования, от отдельных сотрудников до крупнейших представительных органов, успешно справился с проблемами пандемии. Каждая часть

сектора образования и сфера мобильного образования сделали все возможное, чтобы справиться с быстро меняющейся ситуацией и продемонстрировать инновации и устойчивость.

В Великобритании правительство приняло меры по смягчению наихудших последствий пандемии и осуществляет дополнительную оценку того, как лучше всего справляться с ее последствиями. Сектор образования быстро и новаторски справился с этой задачей, действуя в интересах учащихся, защищая как их здоровье, так и право на образование. Экспорт многих образовательных услуг из ELT был успешно переведен в онлайн.

Рекламная кампания Study UK, которая рекламирует Великобританию как место для учебы, при софинансировании DIT и Британского совета вложили 1 млн фунтов стерлингов в кампанию на 16 ключевых рынках, чтобы еще больше поддержать сферу мобильного образования.

Эта акция стала ответом на возможности, которые открылись в связи с переходом к онлайн-найму, для расширения ее глобального охвата. Параллельно с рекламной кампанией Study UK команды Британского совета на ключевых рынках найма в Великобритании разрабатывают онлайн-платформы с индивидуальными цифровыми решениями. Эти платформы позволяют британским университетам связываться со студентами из Европы, Южной Азии и Восточной Азии, и это дополняет глобальную рассылку сообщений Study UK будущим иностранным студентам [9].

Новый студенческий иммиграционный маршрут, запущенный 5 октября 2020 г. в Великобритании, упростил иммиграционный процесс для иностранных студентов, значительно усилил конкурентоспособность иммиграционного предложения Великобритании для иностранных студентов. Изменения в требованиях к краткосрочному обучению также упростили положение студентов, поскольку они позволят тем, кто учится менее 6 месяцев, делать это в качестве гостя без необходимости получения конкретной краткосрочной студенческой визы. Помимо этого, упрощается сам процесс подачи студентами заявки на обучение [10].

Новый маршрут предоставил ряд преимуществ, таких как расширение возможностей для иностранных студентов переключаться на другие маршруты внутри Великобритании. Маршрут для выпускников, который был запущен летом 2021 г., позволит способным студентам оставаться в Великобритании для работы или поиска работы в течение 2 лет (3 года, если учатся на уровне PhD) после того, как они получат степень в Великобритании.

Соответственно, правительство подтвердило свое первоначальное обязательство увеличить количество иностранных студентов, обучающихся в сфере высшего образования, приезжающих в Великобританию, и увеличить стоимость экспорта образования. Что особенно важно, правительство направляет свои усилия на то, чтобы подготовить почву для перехода сектора от восстановления к устойчивому росту.

Помимо контроля, Управление по делам студентов (OfS) для обеспечения высокого качества обучения включает в себя обзор цифрового преподавания и обучения.

Университеты Великобритании начали 2020-2021 учебный год с позиции смешанных моделей обучения, включающих сочетание онлайн-обучения и личного обучения

для уменьшения физического контакта. Они продолжают адаптировать процесс обучения, в том числе проводить обучение с помощью как дистанционного, так и личного обучения, где это необходимо, в соответствии с рекомендациями по охране здоровья для обеспечения безопасности учащихся [9].

Так, например, в результате пандемии в марте 2020 г. Университет Лидса в Великобритании, в котором обучаются 38 тыс. студентов и 9200 сотрудников, быстро перешел на онлайн-обучение. Это включало лекции, семинары и учебные пособия, а также академическую поддержку студентов [10].

В рамках подготовки к академической сессии 2020-2021 гг. университет разработал набор принципов обучения, основанный на активном подходе к обучению для своих студентов, чтобы обеспечить высококачественное образование, основанное на исследовательской деятельности.

Наряду с заранее подготовленными учебными материалами и мероприятиями преподавательский состав поддерживает обучение студентов, используя технологии виртуальных классов в запланированных занятиях. Это позволяет студентам в Лидсе и тем, кто учится удаленно, участвовать в синхронном обучении в классе.

Университет Лидса также использовал свой опыт в области онлайн-обучения для сотрудничества с Институтом кодирования для создания набора онлайн-курсов для поддержки цифровых навыков по всей стране. Эти курсы, созданные совместно с рядом университетов-партнеров, по состоянию на июнь 2020г., посетили более 400 тыс. учащихся со всего мира. Теперь они включены в новую правительственную онлайн-платформу,

Таблица 1

Этапы процесса осуществления академической мобильности студентов в Великобритании и России в начале ХХ! в. [10]

№ Этапы (год) Характеристика

1 20002007 Рост академической мобильности студентов в Великобритании и России характеризуется экономическим обоснованием. Происходит переход от политических к экономическим причинам интернационализации

2 20082012 На развитие академической мобильности студентов в Великобритании и России повлияла растущая стоимость образования в России, также намерение правительства Великобритании сделать сектор высшего образования открытым для «альтернативных учреждений»

3 20132019 В этот период Россия увеличила квоту иностранных студентов в российских вузах. Доходы от экспорта образовательных услуг в Великобритании росли стабильными темпами каждый год. В этот период набор иностранных студентов стал национальным приоритетом Великобритании. В марте 2019 г. была опубликована Международная стратегия в области образования

4 20202021 Период 2020-2021 характерен пандемией коронавируса (COVID-19), которая создала серьезные проблемы для сектора образования в Великобритании и России. В 2020 г. в Великобритании был проложен новый иммиграционный маршрут для студентов, который упростил иммиграционный процесс для иностранных студентов. И в Великобритании, и в России ведется работа, направленная на то, чтобы онлайн-обучение было действительно инновационным и приносило высококачественные результаты

предлагающую бесплатные цифровые курсы, чтобы помочь обучающимся развить свои навыки и обеспечить повышение их перспектив трудоустройства.

В качестве выводов представим этапы процесса осуществления академической мобильности студентов в Великобритании и России в начале XXI в. в табл. 1.

Таким образом, социальные и культурные доводы подчеркивают важность осуществления академической мобильности студентов в России и Великобритании для повышения качества студенческого опыта.

Список литературы

1. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах // Демоскоп Weekly. 1431 октября. № 571-572. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02.php (дата обращения: 13.03.21).

2. Internationalization of Higher Education / H. De Wit, F. Hunter, L. Howard, E. Egron-Polak (eds). Brussels: European Parliament, Directorate - General for Internal Policies, 2015.

3. Kemp N. The International Education Market: Some Emerging Trends // International Higher Education. 2016. No. 85. P. 13-15. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2016.85.9238.

4. Kreber C. Different perspectives on internationalization in higher education // New Direction for teaching & learning. 2009. Vol. 2009, Iss. 118, Special Issue: Internationalizing the Curriculum in Higher Education. DOI: https://doi.org/10.1002/tl.348.

5. Knight J., de Wit H. Strategies for internationalization of higher education: Historical and conceptual perspectives // Knight J., de Wit H. (eds.) Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe, and the USA. Amsterdam: European Association for International Education, 1995. P. 5-32.

6. Тавокин Е. П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 134-142.

7. Vught F. van The EU Innovation Agenda: Challenges for European Higher Education and Research // Higher Education Management and Policy. 2009. Vol. 21/2. P. 1-23. DOI: https:// doi.org/10.1787/hemp21-5ksj19w5lb6h.

8. Chankseliani M. Escaping Homelands with Limited Employment and Tertiary Education Opportunities: Outbound Student Mobility from Post-Soviet Countries // Population, Space and Place. 2016. Vol. 22, Iss. 3. P. 301-316. DOI: https://doi.org/10.1002/psp.1932.

9. The Value of Education. Higher and higher. Global report. 2017. Group Head of Wealth Management. HSBC Holdings plc, London. 230 р.

10. Education at a Glance 2013: OECD Indicators, OECD Publishing, 2013. DOI: http://doi. org/10.1787/eag-2013-en.

References

1. Arefyev A. L. Inostrannye studenty v rossiyskikh vuzakh. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 2004, No. 3 (71), July-Sept, pp. 85-94.

2. De Wit H., Hunter F., Howard L., Egron-Polak E. (eds) Internationalization of Higher Education. Brussels: European Parliament, Directorate - General for Internal Policies, 2015.

3. Kemp N. The International Education Market: Some Emerging Trends. International Higher Education. 2016, No. 85, pp. 13-15. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2016.85.9238.

4. Kreber C. Different perspectives on internationalization in higher education. New Direction for teaching & learning. 2009. Vol. 2009, Iss. 118, Special Issue: Internationalizing the Curriculum in Higher Education. DOI: https://doi.org/10.1002/tl.348.

5. Knight J., de Wit H. Strategies for internationalization of higher education: Historical and conceptual perspectives. In: Knight J., de Wit H. (eds.) Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe, and the USA. Amsterdam: European Association for International Education, 1995. Pp. 5-32.

6. Tavokin E. P. Rossiyskoe obrazovanie pod pritselom "reform". Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016, No. 8, pp. 134-142.

7. Vught F. van The EU Innovation Agenda, Challenges for European Higher Education and Research. Journal for Higher Education Management and Policy. 2009, Vol. 21/2, pp. 1-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chankseliani M. Escaping Homelands with Limited Employment and Tertiary Education Opportunities: Outbound Student Mobility from Post-Soviet Countries. Population, Space and Place. 2016. Vol. 22, Iss. 3, pp. 301-316. DOI: https://doi.org/10.1002/psp.1932.

9. The Value of Education. Higher and higher. Global report. 2017. Group Head of Wealth Management. HSBC Holdings plc, London. 230 p.

10. Education at a Glance 2013: OECD Indicators, OECD Publishing, 2013. DOI: http://doi. org/10.1787/eag-2013-en.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 21.10.2021 The article was received on 21.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.