Научная статья на тему 'Островок в океане'

Островок в океане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денис Волков

Смогут ли Сергей Фаге и Кирилл Махаринский заставить россиян бронировать гостиницы в Интернете?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Островок в океане»

Денис Волков

Островок в океане

Смогут ли Сергей Фаге и Кирилл Махаринский заставить россиян бронировать гостиницы в Интернете?

и в маркетинге: у них было все то, к чему мы привыкли в Америке».

Из Долины? Так и есть. Назвать Сергея Фаге и Кирилла Махарин-ского на сто процентов «русскими стартаперами» не получается.

Тест на совместимость

Юные годы основатели «Островка» провели за рубежом. Один — в Англии, другой — в США: родители эмигрировали за границу еще в 90-х.

«Мне повезло с детством, — признается Кирилл. — Я всегда мог заниматься спортом, учиться в хороших школах». Итон, Оксфорд, теннис и фортепиано. Отличный джентльменский набор: Махаринский готов был посвятить себя и музыке, и профессиональному спорту. Правда, любовь к математике все-таки перевесила другие биографические сценарии. «Я понял, — говорит он, — что обе эти профессии не очень масштабируемы, и оставил их себе в виде хобби. Тем более что уже в 18 лет, поступив в Оксфорд, я начал очень активно интересоваться стартапами».

Согласимся, сегодня в России многие тоже «интересуются стартапами». Вот только зачастую дальше мечтаний и деклараций дело не идет. Между тем у Махаринского уже первый проект оказался вполне серьезным: он занялся разработ-

Принято считать, что российские стартапы не слишком интересуют западных инвесторов. Оно и понятно. Масштаб не тот, опыта маловато. Да и желания вкалывать по 24 часа в сутки у наших инноваторов часто не обнаруживается. Налицо скорее обратная тенденция: рисковые капиталисты из России ищут перспективные активы за рубежом. Там и идей с избытком, и рынок не в пример более развитый. А значит, больше шансов выйти из проекта с высокой прибылью.

£ £ Чем будет отличаться «Островок» от других подобных проектов? Основатели стартапа верят: прямые отношения с поставщиками услуг и развитая система сервисов сделают свое дело ^^

Встречаются, конечно, исключения. Венчурный капиталист Джоэл Катлер, за плечами у которого не только несколько собственных успешных стартапов, но и ряд прибыльных инвестиций в чужие проекты, уверен: Россия — чрезвычай-

но перспективная страна. Так что вскоре венчурные деньги потекут сюда рекой. «Венчурные капиталисты всегда там, где много умных людей, — объясняет Катлер. — Они очень любопытны, поэтому в ближайшие годы стоит ждать настоящего паломничества инвесторов. И русским стартаперам не нужно стесняться встречаться с ними, ведь это отличная возможность продемонстрировать многочисленные технологические ноу-хау».

Политкорректность, продиктованная вежливостью? Не факт. Катлер уже проголосовал своим кошельком за один из российских стартапов. Возглавляемый им фонд при участии венчурных капиталистов из Кремниевой долины и российской инвесткомпании уже вложил в туристический проект «Островок.га» миллион долларов. Стартап, основанный Сергеем Фаге и Кириллом Махаринским, собирается в ближайшее время вырваться в лидеры рынка онлайнового бронирования отелей, подвинув не только существующих интернет-игроков, но и офлайновые турагентства.

«Мы решили инвестировать в «Островок» прежде всего из-за основателей компании, — объясняет свой выбор Джоэл Катлер. — Два умных парня из Долины, которые разбираются как в технологиях, так

кой сайтов на заказ. Затем основал студенческое сообщество старта-перов в Оксфорде. Как признается сегодня 26-летний предприниматель, проектов у него было уже немало. Некоторые оказались весьма успешными, другие не очень. Но состоявшиеся начинания по крайней мере позволили ему самостоятельно оплачивать учебу в университете. А заодно — определиться с вектором дальнейшего развития.

«Один из неудавшихся проектов заставил меня осознать, что мне нужно поучиться у более успешных коллег, набраться опыта, — рассказывает Кирилл. — Я познакомился с основателями многих компаний в Кремниевой долине, чьи проекты сегодня имеют миллиардную капи-

тализацию. В том числе — с создателем PayPal Максом Левчиным». В ту пору Левчин запускал Slide — сервис, позволяющий делиться контентом в социальных сетях. Вот в этот проект он и пригласил Кирилла, чтобы тот попробовал свои силы в более масштабном деле.

Свежеиспеченный выпускник Оксфорда согласился и через несколько дней после окончания университета отправился в Долину. «На самом деле я ехал туда в стремлении просто посмотреть и почувствовать, что это такое, — продолжает Махаринский. — Приехал и понял: это не мое. Там все по-другому. Там даже люди другие». Однако оторопь быстро прошла. Проект Slide набирал обороты, за месяц посещаемость выросла в 50 раз. «Этот момент я никогда не забуду, — улыбается Кирилл, — потому что понял: вот этим-то я и хочу заниматься в ближайшие годы, хочу строить такие компании».

Вскоре Кирилл вместе с приятелем из Оксфорда запустил первый

кк Кирилл Махаринский уверен: если правильно выстроить бизнес-процессы, «Островок» получит шанс стать не просто успешным игроком, а лидером рынка ^^

настоящий стартап — YouNoodle. Это был сервис, сводящий вместе стартапы и инвесторов на ранней стадии. Поначалу партнеры и сами не очень понимали, как смогут заработать на своем начинании. Но знали: если наладить постоянный поток проектов, деньги обязательно появятся. Поверил в такую перспективу и Макс Левчин, который вместе с другим основателем PayPal Питером Тилем проинве-стировал молодой проект.

Со временем у YouNoodle появилось ответвление — компания Quid, ориентированная на b2b-сегмент. Проект предоставлял доступ крупным компаниям к своей базе данных стартапов. Оба начинания оказались успешными, и Кирилл до сих пор остается их акционером. Но пора было начинать новое дело. «Мне кажется, что я неплохо разбираюсь в психологии пользователей, — говорит он. — Мне интересно, как они ведут себя, интересно создавать проекты, которые могут быть им полезны. А Quid со временем все больше ориентировался на бизнес...»

Backto USSR

После такого дебюта совершенно естественным шагом стало бы создание стартапа в США: опыт работы, налаженные связи, знакомство с инвесторами. Именно так и собирался вначале поступить Кирилл Махаринский. Однако передумал и решил вернуться на Родину. «Если бы мне кто-то пару лет назад сказал, что я буду работать в России, я бы просто посмеялся», — признается он.

Как и в случае с Кремниевой долиной, сначала Кирилл поехал «просто посмотреть». Пригласил его друг — Сергей Фаге, также выходец из России. Оказалось, что, вопреки сложившимся стереотипам,

г

на улицах Москвы водку не пили, да и медведи куда-то попрятались. Зато в глаза бросалось другое: интернет-индустрия в стране росла будто на дрожжах. Как, впрочем, и число проектов, стремящихся на этом росте заработать. «Самым важным стимулом для меня, — говорит Кирилл, — стали очень быстро растущий рынок и возможности создать продукт, влияющий на жизнь десятков миллионов людей. Я понял, что тут я смогу реализоваться лучше, чем в Америке».

Согласно первоначальному плану, проанализировавшие российский интернет-рынок партнеры решили остановиться на двух сегментах — онлайновой торговле одеждой и обувью, а также предоставлении туристических услуг в Интернете. В итоге выбрали второй вариант — как более перспективный. «В онлайне у нас сейчас продается максимум 5% туристических услуг, включая прямые продажи с сайтов поставщиков — авиакомпаний, РЖД и гостиниц, — поддерживает решение молодых предпринимателей Дмитрий

кк В России еще очень мало бизнес-ангелов, способных рисковать деньгами еще до того, как стартап доказал дееспособность своей бизнес-модели и начал приносить первую прибыль ■■

Яковлев, директор по развитию бизнеса интернет-магазина путешествий OZON.travel. — Причем из этих 5% на долю авиабилетов приходится 80-85%. И лишь оставшаяся доля включает в себя услуги отелей и все остальные турсервисы».

Фаге и Махаринский решили сосредоточиться как раз на этих самых пятнадцати процентах (обещавших бурный рост в скорой перспективе). Так в середине прошлого года был основан «Островок. ги» — проект, позволяющий через Интернет забронировать отель практически в любой стране.

Нельзя сказать, что выбранная ниша была в нашей стране девственно чиста. На момент создания в ней уже действовало множество игроков, количество которых по прошествии полугода только увеличилось, пополнившись такими тяжеловесами, как Expédia и booking.com, решившими выйти на российский рынок. «Безусловно, речь идет о весьма перспективном направлении, — уверен аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Но этот рынок уже достаточно насыщен. Сегодня системы онлайн-бронирования распространены довольно широко, на рынке представлено большое количество проектов с различной географией и разным пулом партнеров. Полагаю, конкуренция в дальнейшем будет расти высокими темпами».

Клягин соглашается: сегодняшние несколько процентов, приходящиеся на онлайн-брониро-вание отелей, в ближайшее время вырастут до 20-30%, что характерно для европейского рынка. А значит, в теории места должно хватить всем. И все же молодой проект с самого начала ждет нелегкая жизнь. Что, впрочем, нисколько не пугает его основателей. «Наша цель — построить самый удобный сервис бронирования отелей для русскоязычного человека, — делится планами Кирилл Махаринский. — И в ближайшее время мы его построим».

Трудно заподозрить в шапко-закидательских настроениях человека, уже сумевшего вывести на рынок несколько успешных проектов. И все-таки возникают вопросы: чем именно будет отличаться «Островок» от других подобных сервисов? И почему пользователи предпочтут именно его?

По словам Махаринского, несмотря на принципиальную схожесть, различия все-таки есть. И немаленькие. «Некоторые компании говорят, что у них есть отношения с русскими отелями, — поясняет сооснователь «Островка». — Но в большинстве случаев это неправда. Никаких прямых отношений у них нет. Если сегодня идешь в какую-то систему и хочешь, скажем, уехать в Самару

или во Владивосток, то понимаешь: выбирать особенно не из чего. И это притом, что количество отелей в России увеличивается».

Как обстоят дела на рынке, нетрудно понять, проанализировав структуру спроса одного из конкурентов «Островка» — OZON.travel. По словам Дмитрия Яковлева, в прошлом году 64% заказов пришлось на зарубежные гостиницы и лишь 36% — на российские. И хотя, по словам Яковлева, эти цифры свидетельствуют об ориентированности проекта на зарубежный отдых, а также о низком спросе на внутренний туризм у россиян, одна из основных причин — это все-таки неналажен-ные взаимоотношения с местными отелями.

Именно в этом и видит основную задачу «Островка» Кирилл Махаринский. Другая первоочередная цель — запуск круглосуточного колл-центра, операторы которого смогут ответить забронировавшему номер пользователю на любой вопрос. А в случае необходимости — заменить один отель на другой или отменить заказ. «Сейчас в Рунете нет ни одного сервиса, где все было бы сделано очень грамотно и удобно для пользователя, — говорит Кирилл. — У человека, решившего заказать гостиницу в Сети, два варианта: либо мириться с этими неудобствами, либо идти в офлай-новое агентство и провести там полдня».

Пока на «Островке» можно найти лишь предложения зарубежных отелей. Да и те — не «свои», а предоставленные сторонними агентствами. Но, как обещает Махаринский, в ближайшее время ситуация изменится: проект начнет договариваться с гостиницами напрямую. Да и география существенно расширится. «Мы не слишком волнуемся из-за конкурентов, — утверждает он. — Рынок растет очень быстро. И мы знаем: если выстроим правильно все бизнес-процессы, то не просто будем успешной компанией, а сможем стать лидером рынка».

В то, что это будет именно так, верят не только основатели проекта, но и инвесторы, вложившие в «Островок» миллион долла-

г

$1 млн вложили

в «Островок.ш» General Catalyst Partners, Kite Ventures и несколько бизнес-ангелов из Кремниевой долины

ров. Среди них — фонды General Catalyst Partners и Kite Ventures, а также несколько бизнес-ангелов из Кремниевой долины. К тому же основатель General Catalyst Partners Джоэл Катлер, что называется, собаку съел на онлайновом туризме. Его фонд специализируется на вложениях именно в этом сегменте рынка. А в портфеле — инвестиции в несколько профильных проектов, включая туристический поисковик Kayak.com.

— Во всех развитых странах 30-50% всех денег, потраченных в Сети, — это расходы именно на путешествия, — поясняет Катлер. — В России пока что на это

направление приходится лишь несколько процентов, но в ближайшее время ситуация изменится. Тут очень большие перспективы.

Что нам стоит стартап построить

Джоэл Катлер признается, что решение инвестировать в «Островок» во многом было продиктовано прошлым успешным опытом основателей проекта в Кремниевой долине. Да и сам Кирилл Махаринский не скрывает: если бы не личное знакомство со многими инвесторами, а также понимание механизмов получения венчурных денег — найти средства под проект ему с партнером было бы куда сложнее. Тем более если бы искать пришлось не среди западных, а в стане российских инвесторов.

По словам Махаринского, в России очень мало бизнес-ангелов, «людей, понимающих этот рынок», способных рисковать деньгами еще до того, как стартап доказал дееспособность своей бизнес-модели и начал приносить первую прибыль. «С западными

инвесторами на этом этапе намного проще разговаривать, — считает предприниматель. — С ними проще найти общий язык, так как они сами чаще всего через это проходили. Тот же Джоэл Катлер является основателем нескольких старта-пов и неоднократно был в нашей шкуре».

— Так где проще запустить проект — здесь или все-таки там?

— И в России, и в США есть свои трудности, — признается основатель «Островка». — Конечно, здесь рынок еще не такой развитый, зато перспективы больше. Да, все, что касается бюрократической составляющей бизнеса, в России требует больше сил, чем в Долине. Тут мне приходится по несколько раз на дню подписывать какие-то бумажки, возиться с бухгалтерией.

Впрочем, Кирилл настаивает: все эти трудности его «не сильно напрягают». К тому же подобрать хороших программистов в России куда проще. Кадров в стране хоть отбавляй. А компаний, способных трудоустроить их с хорошей перспективой, не так уж и много. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.