Научная статья на тему 'Осторожно - игры в альтернативной реальности (A. R. G. )!'

Осторожно - игры в альтернативной реальности (A. R. G. )! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3790
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНИЙ КИТ / СЕКТА / ARG / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КРАУДФАНДИНГ / САМОУБИЙСТВО / ОПАСНОСТЬ / ТИХИЙ ДОМ / ТРИГГЕР / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО / ГРУППА СМЕРТИ / СУИЦИД / BLUE WHALE / SECT / ALTERNATIVE REALITY / CROWD FUNDING / SUICIDE / DANGER / QUIET HOUSE / TRIGGER / POST-TRAUMATIC STRESSFUL FRUSTRATION / GROUP OF DEATH
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пчелкин К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осторожно - игры в альтернативной реальности (A. R. G. )!»

УДК 364.277; 343.614

Пчелкин К. С.2

ОСТОРОЖНО - ИГРЫ В АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (Л.К.О.)!

ГБОУ СОШ 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга,

рсНвШп.к8@тай. ги

Синий дом, что стоит на волнах Синий кит, что плывет в облаках Забирай меня, кит, к себе Я жду инструкций. Я готов(а) к игре3.

Вице-спикер второй палаты парламента Ирина Яровая на заседании рабочей группы по выработке мер защиты и безопасности детей привела неутешительную статистику: в 2016 году в России покончили жизнь самоубийством более 700 подростков, не достигших совершеннолетия [9]. Заголовки газет пестрят: «Смерть без лица» (21.02.17), «В Осетии задержали четырех организаторов "групп смерти"» (17.02.17), «В Омске двух школьниц спасли от "групп смерти"» (16.02.17), «Предотвращен суицид завербованных в "группы смерти" школьниц» (14.02.17), «В Красноярске двух школьниц спасли от "групп смерти"» (13.02.17), «Группу смерти посадят» (01.02.17) и т.д. и т.п. А началось все со статьи в «Новой газете» 16 мая 2016 года, того самого нашумевшего расследования о группах во «ВКонтакте», где детей подготавливают к самоубийствам через психологическое давление и леденящие кровь квесты. По данным, приводимым изданием, из 130 молодых людей, покончивших жизнь самоубийством за последние полгода по всей России, около 80 состояли в этих «группах смерти» и готовились намеренно расстаться со своей жизнью, действуя по указке мистического кукловода. После детального изучения истории, рассказанной корреспондентом издания, для меня осталось большое количество «белых пятен», а сама статья оставила для меня больше вопросов, чем ответов. Захоте-

2 Pchelkin K.S. Carefully - alternate reality games (A.R.G.)! State budget educational institution Secondary School 319 Petrodvorets district of St. Petersburg.

3 Это четверостишие есть одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь в интернете. Дальше — игра со смертельным исходом. (Ред.)

лось разобраться, а все ли так, как нам преподносят СМИ, кто виноват и что с этим делать...

Число суицидов подростков в России одно из самых высоких в мире (по данным ВОЗ средний показатель - 19-20 случаев на 100 тысяч человек), однако стоит заметить, что данные показатели практически неизменны в течение последних 6-7 лет [11]. До групп и форумов самоубийц в интернете существовали кулуарные клубы самоубийц, или, по крайней мере, ходили слухи об их существовании. Еще в мою школьную бытность у нас были прецеденты с резанием вен и глотанием огромной горсти непонятных лекарств. Никто не погиб - скорее, это был демонстративный акт: "Вот пусть они все поплачут, когда меня не станет".

Автору статьи в «Новой газете», как и многим авторам других изданий чудиться теория заговора, мистическая секта, которая прицельно доводит наших деток до самоубийства и даже в этом помогает. Большинство аудитории, после прочтения очередной статьи, хватаются за сердце и пьют валидол пачками. На мой взгляд это ничто иное, как театр абсурда, сплошные эмоции и полное отсутствие фактов. Я побывал в сотне подобных групп, в тех, что будят деток в 4:20, а те потом спят, как сурки, вместо школы. Кроме "глубокомысленных" фраз и песенок о разбитых сердцах там ничего экстремального нет. Единственная цель подобных групп - попытка привлечь подписчиков, прославиться на просторах Сети и монетизировать свои паблики за счет высокой стоимости рекламы.

Да, стоит признать тот факт, что десятки подростков совершили суицид и состояли в «группах смерти». Однако, рассуждая здраво, найти каузальность в этом случае невозможно; вполне можно предположить и обратную корреляцию - человек вступает в тематическую группу из-за того, что он уже вынашивает мысль о суициде. Опять же скажу, потому, что существуют изыскания, согласно которым социальные сети могут оказать влияние на суицидальное поведение человека; при этом ученые оговариваются, что соцсети могут оказать воздействие лишь на тех, кто уже находится в группе риска [1]. Иными словами, материалы, обнародованные в соцсетях, могут послужить триггером4 суицида, но

4 Триггер (от англ. trigger) — событие, вызывающее у человека, больного посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) внезапное репереживание психологической травмы, само по себе не являющееся пугающим или травматичным. Больные посттравматическим стрессовым расстройством обычно всеми силами избегают встреч с триггером, стремясь избежать нового приступа. Чаще всего

944

не его причиной.

Причины, по которым тинейджеры совершают самоубийства, хорошо исследованы. По данным Генеральной прокуратуры [8], в России 62% суицидов среди подростков связаны с семейными коллизиями и общим неблагополучием, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, а также со страхом насилия со стороны взрослых и очерствелостью окружающих. Как следует из отчета Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), рост числа суицидов «происходит в периоды экономических кризисов и резких социальных преобразований» [6]. Так, например, в России отмечалось увеличение количества самоубийств с 1987-го по 1995-й, когда происходил распад СССР [6]. Как только общество аккомодируется к новым социально-экономическим условиям, число самоубийств стабилизируется.

Но, не смотря на все это, общество обязано признать существование нового СТРАШНОГО феномена ARG (Alternate Reality Games — игры в альтернативной реальности). И тут, для понимания того, с чем мы имеем дело, нужно немного истории.

А началось все с самоубийства девочки Рины Паленковой (в миру Рената Камболина, 16-летняя студентка колледжа из Уссурийска) в ноябре 2015 года. Суицидников в социальных сетях пруд пруди, так что очередная покончившая с собой малолетка вряд ли приковала бы к себе внимание общественности, если бы незадолго до самоумерщвления Рина не запостила селфи на фоне поезда с подписью «Ня. Пока». После она легла на железнодорожные пути и ей отрезал голову тот самый состав. Предсмертное селфи5 симпатичной девушки стало хитом «В контакте». Самоирония, насмешка в глазах, розовая шапочка, шарф в поллица, беспечный комментарий и страшная смерть под колёсами товарного состава. Такой контраст породил вирусный эффект. Масла в огонь подлили фотографии Рины с отрезанной головой — они просочились в сеть благодаря пранкерам-анонимусам6. Тогда и появляется первая «группа смерти» f57, а администраторы группы запустили «анонимные расследования» о «мистической

триггер является частью травмирующего переживания — плач ребёнка, шум машины, нахождение на высоте, изображение, текст, телепередача и т.д.

5 Селфи (англ. selfie, от «self» — сам, себя; русские эквиваленты — «себяшка», «самострел» — считаются просторечными) — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатле-нии самого себя на фотокамеру

6 Пранк (от англ. prank — проказа, выходка, шалость; шутка) — телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами.

945

секте самоубийц» по имиджбордам7, не поскупились они и нагнать вокруг своих групп жирный саспенс8 за счет шокового контента и придуманной новой мистификации. Легенды о секте самоубийц и параноидально-мистическая эстетика пошли у депрессивных подростков на ура. Всё это быстро трансформировалось в ARG, игру в альтернативной реальности. За основу были взяты старые игры на тему нетсталкинга9 — «Инсайдеры», «Тихий дом», «Семеро», «1642» (это не «год самоубийств» и не «номер поезда, сбившего Рину», а старая ARG с имиджбордов) [5].

Ключевым аспектом ARG является принцип TINAG (this is not a game — «ЭТО НЕ ИГРА») — участник должен до конца сомневаться в игровом характере происходящего.

На практике организаторы ARG закидывают нетсталкерам мистические ребусы и головоломки. Решая квест, ты получаешь «ключ» для перехода на следующий уровень.

В нетсталкинге игрок регулярно попадает на сайты с шок-контентом, вынужденно просматривая гигабайты контента10 с хоррором11, снаффом12 и мокь-юментери13. Такие «погружения» могут вызвать у слабонервного и/или юного зрителя кратковременные психоневрозы или даже приступы эпилепсии. Страх, неврозы игрока — всё это работает на укрепление легенды о разрушении психики человека по мере погружения в глубины тайного интернета. Так поддер-

7 Имиджборд (англ. imageboard, «доска изображений», разг. имиджборда, борда, доска) — разновидность веб-форума с возможностью прикреплять к сообщениям графические файлы. В целом на имиджбордах царит неформальная атмосфера из-за возможности анонимной публикации сообщений.

8 Саспенс (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства.

9 Нетсталкинг — в широком смысле путешествие по малоизведанным уголкам мировой сети, включая спуск в «глубокий интернет». В узком смысле — конспирологическая теория, согласно которой существует ещё несколько тайных уровней интернета, созданных, предположительно, секретными правительственными организациями. Доступ к ним имеют лишь спецслужбы, а также посвящённые («инсайдеры»).

10 Контент - информационное содержимое сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.). Для пользователя контент может быть представлен для просмотра, скачивания или других действий.

11 Хоррор - ужас, крайняя форма страха.

12 Снафф — кино- или видеозапись настоящего убийства человека, сделанное с целью последующего распространения для развлекательных целей (англ. snuff movie, snuff film).

13 Мокьюментари - псевдодокументальный фильм, псевдодокументалистика — кинематографический и телевизионный жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация (mockumentary; от to mock «подделывать», «издеваться» + documentary «документальный»).

живается принцип «this is not a game». Какая же это игра, если ты реально сходишь с ума, побродив по зловещим сайтам с кошмарами?

Стоит отметить, что нетсталкерские квесты несут зачастую и реальную пользу, популяризируя сервисы Tor, I2P и технологии VPS, и в игровой форме обучая их участников основам шифрования, программирования и работы с сетевыми протоколами.

Основатели «секты» f57 совместили идеологию нетсталкинга с темой суицида и начали раздавать квесты подросткам, апогеем выполнения которых должен был стать «самовыпил»14 в прямой трансляции на Periscope или фотографии со вскрытыми венами. Весь залитый контент является ничем иным как большой инсценировкой суицида, но на этом фоне появились подростки, для которых все это стало триггером, но, как отмечалось выше, никак не причиной их «самовыпила».

Приводящая в ужас история «секты» f57 и ее жертв трансформировалась в масштабный социальный эксперимент, который показал, что для игр в альтернативной реальности практически не существует границ. Вчерашние школяры организовали игру на тысячи человек. Страшно подумать, что будет, когда за разработку игры всерьез возьмутся профессионалы (писатели, режиссеры, сценаристы, художники, программисты) ...

В России индустрия ARG пока развита слабо, но уже имеет привкус крови. Мир же знаком с этим явлением не понаслышке. В 2001 году в США компания «Microsoft» запустила игру «Зверь», чтобы обеспечить рекламу нового фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект», которая длилась три месяца и в ней приняли участие три миллиона человек по всему миру. Не менее шумно прошла игра The Dark Knight по мотивам одноимённого фильма про Бэтмена, созданная компанией Warner Brothers.

Сегодня игры в альтернативной реальности вышли за границы маркетингового продвижения продуктов, стали носить деструктивный характер. И уж если с их помощью удается заставить человека свести счеты с жизнью, то что мешает сделать последним заданием игры подрыв атомной станции или отравление водозаборного узла.

Я не исключаю тот факт, что в скором будущем мир содрогнется от краудфандинговых15 преступлений и, что еще страшнее, краудфандингового

14 Самовыпил - самоубийство.

15 Краудфандинг - народное-общественное финансирование (от сочетания английских слов : CTowd funding, CTowd — «толпа», funding — «финансирование») — коллективное сотрудни-

947

террора. И во все это будут втянуты, в том числе, и наши детки. Социальные сети и форумы позволяют находить человека по любым параметрам и вступать с ним в переписку. Не нужно личного общения, игроком можно управлять на расстоянии. Вот вам еще одна характерная черта игр в альтернативной реальности - уже не ты ищешь ARG, а ARG находит тебя. И кто знает, когда внимание таинственных кукловодов привлечешь именно ТЫ.

Феномен ARG требует пристального внимания, тщательного исследования и осмысления. Игра перестает быть игрой и несет в себе опасность. Потуги чиновников и встревоженных родительских комитетов с требованиями прятать, запрещать, блокировать лишь загоняют проблему туда, куда уже больше не будет возможности дотянуться. Я не открою для вас Америку: мы живем с вами в новом мире, где нельзя ничего заблокировать.

Возвращаясь к нашим детям, мы должны признать и осознать, что мир вокруг подростков враждебен - сектанты, маньяки, преступники, психопаты, с ними мы сталкиваемся каждый день, даже не подозревая об этом. Это цена за то, что мы живем в одном большом муравейники. Распространение этих групп -следствие, а не причина, они в общем тренде. Мы прекрасно помним поколение «эмо»16, до них «готов»17, еще раньше «рок-н-рольщиков», за долго до этого декаданс. Подростки используют острые ощущения как возможность проверить границы возможного.

Родителям (и учителям) пора открыть глаза, прочистить уши и избавиться

чество людей, объединенных различными целями.

16 Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Эмо-культура начисто лишена агрессивного мачизма (от исп. macho - букв. «самец», мужчина. Подчеркнуто мужское поведение, сознание мужского превосходства), характерного для хардкора — прямого предка эмо. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем готы. Характерные черты культуры - романтизация смерти, депрессивность, любовь к чёрному цвету, презрение к мачизму, самодеструктивное поведение.

17 Готы (англ. Goths, от англ. gothic в значении варварский, грубый) — субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Никакого «готического мировоззрения» не существует — стержнем, вокруг которого центрируется субкультура, оказываются специфические «вечеринки, музыка, компания и одежда». Такую точку зрения разделяют и другие социологи, констатирующие, что готов могут объединять музыкальные вкусы и некоторые особенности поведения, но единых взглядов на мир они не имеют — вся их общность сводится к «клубам, музыке и внешнему виду». Поэтому готику следует воспринимать исключительно как сообщество людей, разделяющих определённые интересы, но ни в коем случае — как «культ», в котором присутствуют некие обязательные для всех его членов мировоззренческие установки.

948

от иллюзий по отношению к своим детям, чтобы никакая романтизация самоубийств и тайных организаций не заменяла детям жизни. Когда тинэйджеры начинают этим увлекаться, то причины тому - потухший огонь жизни, депрессия как болезнь - отсутствие энергии, радость жизни не чувствуется, осознание невостребованности, несчастная любовь, подтверждающая собственную никчемность, и родители, крутящиеся белкой в колесе жизни. А дети не хотят такой жизни. Ребенок, очутившийся в "дне сурка", который МЫ ему устроили из лучших намерений, будет искать любой способ из него сбежать. Секты, странные разговоры, новые знакомства по наитию, опасное поведение - все, чтобы почувствовать себя живым, а не роботом, у которого с 8 до 16 школа, с 16 до 19 хужожка, с 19 до 21 - уроки и репетитор. Когда дело касается психических отклонений у детей, родители проявляют «критиническую» непоколебимость в том, чтобы этого не замечать. Розовые очки обходятся слишком дорого...

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Отставить панику! Успокойтесь, время еще не упущено.

2. Налаживайте контакт с чадом, реанимируйте доверительные отношения! Если не знаете, как это делать или у вас конфликт, лучше обратитесь к специалисту - детскому психологу. Лучше краснеть у психолога от стыда, чем лить слезы от горя.

3. Пытайтесь постигнуть мир ребенка, разделить его увлечения. Это поможет контролировать момент появления опасных увлечений, обсудить их, взвесить, принять решение вместе.

4. «Оживите» жизнь ребенка, сделайте ее привлекательной для него, а не только для вас! Пусть она будет разнообразной, пусть увлечения ребенка будут его желанием, а не "ему полезно". Переоцените интересы ребенка. Может быть вместо каратэ он все же хочет на танцы и бог с ним, с оплаченным пожизненным абонементом? И может быть снижение успеваемости на полбалла - это адекватная цена за избавление от каждодневных репетиторов и появление у ребенка улыбки?

5. Если же ситуация зашла далеко, и вы нашли эту группу, то:

- жалуйтесь на содержание - это совсем не сложно, есть специальные кнопки.

- жалуйтесь в администрацию соцсети - это сложнее, но возможно.

- обращайтесь с заявлением в Следственный Комитет и Управление "К" -они обязаны это расследовать. Проявите гражданскую позицию! Заставьте их работать в этом направлении. В конце концов, от этого зависит безопасность

949

ваших и других детей. Кто кроме вас сможет это сделать?! ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ?

1. Паника все испортит.

2. Не надо ввергать в панику других родителей. Обсудите эту новость спокойно, без лишних эмоций. Чем больше нервов, тем больше проблем.

3. Не надо докучать ребенку допросами - вы разрушите контакт с ним, особенно если ваше волнение гроша ломаного не стоило.

4. Не читайте переписку ребенка и не предъявляйте ее потом - вы навсегда закроете дверь в мир своего чада.

5. Не запрещайте интернет, мы уже выяснили что запретить ничего нельзя.

Ключевые слова: синий кит, секта, ARG, альтернативная реальность, краудфан-динг, самоубийство, опасность, тихий дом, триггер, посттравматическое стрессовое расстройство, группа смерти, суицид.

Keywords: blue whale, sect, ARG, alternative reality, crowd funding, suicide, danger, quiet house, trigger, post-traumatic stressful frustration, group of death, suicide.

Литература

1. David D. Luxton, Jennifer D. June и Jonathan M. Fairall. 2012. Social Media and Suicide: A Public Health Perspective. The National Center for Biotechnology Information. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3477910/ (дата обращения: 28 февраля 2017 г)

2. Meduza. 2016. Пять главных вопросов к материалу «Новой газеты» о подростковых суицидах. Medusa Project. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/05/17/pyat-glavnyh-voprosov-k-materialu-novoy-gazety-o-podrostkovyh-suitsidah (дата обращения: 1 марта 2017 г)

3. Алехова, Александра. 2016. «Группы смерти» ВКонтакте: взгляд изнутри. Строго 18+. 365info.kz Информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://365info.kz/2016/05/gruppy-smerti-vkontakte-vzglyad-iznutri-strogo-18/ (дата обращения: 1 марта 2017 г)

4. ГЛАВКОМ. 2016. Смертельная игра «Синий кит»: существует ли проблема на самом деле. ГЛАВКОМ Украинские медийные системы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glavcom.ua/scotch/health/igra-siniy-kit-

400141.html (дата обращения: 1 марта 2017 г)

950

5. ГЛАВКОМ. 2016. Смертельная игра «Синий кит»: существует ли проблема на самом деле. ГЛАВКОМ Украинские медийные системы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glavcom.ua/scotch/health/igra-siniy-kit-400141.html (дата обращения: 1 марта 2017 г)

6. Данилов, Емельян. «Группы смерти». Что мы должны усвоить об играх в альтернативной реальности? Sputnik & Pogrom. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sputnikipogrom.com/society/55604/death-in-vk/ (дата обращения: 1 марта 2017 г)

7. Иванова Алла Ефимовна, д.э.н., профессор, и др. 2011. Смертность российских подростков от самоубийств. Москва : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. стр. 131.

8. Мурсалиева, Галина. 2016. Группы смерти (18+). Новая Газета. 16 май 2016 г., № 51.

9. Первый заместитель министра образования Киселев, А. Ф. 2000. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 22-06-86. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. 26 январь 2000 г.

10. Петров, Виталий. 2017. Госдума разработает законопроект о профилактике детских самоубийств. Российская Газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/02/13/gosduma-razrabotaet-zakonoproekt-o-profilaktike-detskih-samoubijstv.html (дата обращения: 28 февраля 2017 г)

11. Правда.Ру. 2016. "Группы смерти" - дело рук извращенцев. Правда.Ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/society/family/pbringing/15-11-2016/1318114-severny-0/ (Дата обращения: 1 марта 2017 г.).

12. Смолова, С. А., Мануйлова, Е. Е. и Вязовцова, А. А. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся в образовательном пространстве. Москва : Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Московский государственный образовательный комплекс". стр. 49.

13. Токарев, Александр. 2016. Игра в самоубийство: как устроены "группы смерти". Городской интерактивный портал ОТКРЫТЫЙ-НИЖНИЙ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://opennov.ru/news/21727-igra-v-samoubiystvo-kak-ustroeny-gruppy-smerti (дата обращения: 1 марта 2017 г)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.