Научная статья на тему 'Остаться азартным учителем увлеченных детей. . . неслучайный разговор между педагогами'

Остаться азартным учителем увлеченных детей. . . неслучайный разговор между педагогами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УРОКА / ИНТЕРЕС УЧИТЕЛЯ К ПРЕДМЕТУ / ОТРАБОТКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ / GOALS OF LESSON / INTEREST OF THE TEACHER TO THE SUBJECT / IMPROVEMENT OF THE CURRENT SITUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожурина Людмила

В основу статьи легло интервью, которое автор взял у учителя начальных классов Ольги Повалихиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stay Gambling And A Teacher Passionate About Children... Not Accidental The Conversation Between Teachers

The article is based on an interview that the author took from primary school teacher Olga Povalikhina.

Текст научной работы на тему «Остаться азартным учителем увлеченных детей. . . неслучайный разговор между педагогами»

....................................................................................................................................................Шшш

остаться азартным учителем увлеченных детей...

неслучайный разговор между педагогами

Людмила Кожурина,

учитель словесности в частной школе Dukley Academy, кандидат педагогических наук, г. Будва, Черногория

• цели урока • интерес учителя к предмету • отработка текущей ситуации

этот РАЗГОВОР с ОЛЬГОЙ ПОВАЛИХИНОЙ, УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, БЫЛ ОЧЕНЬ НУЖЕН МНЕ. ВСЕ ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ Я ВДОХНОВЛЯЛАСЬ ЕЕ СЧАСТЛИВЫМ ВИДОМ, КОГДА ОНА ПРИХОДИЛА С УРОКА И ЧТО-ТО РАССКАЗЫВАЛА ИЛИ ЗАЧИТЫВАЛА, А ТО И СПРАШИВАЛА, В ОБЩЕМ - ГОРЕЛА НОВОЙ ИДЕЕЙ. И ЧТО ОСОБЕННО ВАЖНО - У НЕЕ ЯВНО ПОЛУЧАЛОСЬ. Я ЖЕ, КАК ВСЕГДА, С МАССОЙ НОВЫХ ИДЕЙ, ТЕКСТОВ, ЗНАНИЙ К НОЯБРЮ ИЗУВЕРИЛАСЬ И ОПУСТИЛА РУКИ. И ВОТ, РАССПРАШИВАЯ ОЛЬГУ ЮРЬЕВНУ О ЕЕ УДАЧНОЙ РАБОТЕ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ, Я УЛОВИЛА В ВОЗДУХЕ НАШЕГО РАЗГОВОРА ЧТО-ТО СУПЕРВАЖНОЕ ПРО СУТЬ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ.

- Похоже, теперь никто не знает, как учить. То ли все можно, то ли ничего нельзя. Кому-то - «да», другим - «нет», а в знаменателе «школа ничему не учит». Когда на самом деле школа перестает учить, когда учитель уже не ценен для родителей?

- Учитель учит, что бы ни было. Урок-то есть. И цели. В первом полугодии первого класса дети должны освоить чтение и письмо. У детей этот период раз в жизни, а у учителя -пятый/десятый набор и освоенная методичка. Он научит. Другой вопрос - как был заложен этот навык, какими эмоциями были окрашены первые опыты чтения и письма.

- То есть как не отвратить детей от занятий языком с первых дней учебы? Вы знаете?

- В этом году узнала. Ключик простой: учителю интересно на своем уроке. Казалось бы: идет букварный период согласно методическим разработкам. Слово - это прямоугольник, предложение - цепочка прямоугольников, «составь предложение по схеме». Но стоп. А если слово - вот оно, то, что выкрикнул ребенок, когда поймал в игре мяч, давая определение названному предмету: дом, волк, туча... Обязательно появится необычное словосочетание, которое стоит быть напечатанным на доске.

- Вы записываете за ними «грустная тучка», «розовый ослик», а сами они еще не

пишут, половина не читает. И долго они еще писать не будут?

- Долго, месяца два.

- Так в чем же ваш интерес?

- Мой - в их интересе к словам. Дальше мы распространяем написанное словосочетание: почему тучка была грустная, что случилось с осликом. Никогда не знаешь, что дети скажут. К тучке, например, «не пришли друзья на день рождения, и она плакала сильным ливнем». Я печатаю это предложение на доске, и оно там находится некоторое время. Мы его перечитываем каждый день. Постепенно придумывается следующее. Теперь на доске второе предложение, а первое распечатано и висит на стене. И далее третье, четвертое. Дети приходят утром и сразу голову к листочкам.

- Возникает история, каждым словом своя. Здорово. Но что же нечитающие, они как были, так и остались? Вы с ними не сидели?

- Не сидела. Но создавала ситуации, когда чтение привлекательно. Вскоре нечитающая девочка попросила листочек с предложением домой - показать, что как бы читает. Ведет пальцем по слову и говорит то, что написано.

- Да, имитация. Приобщиться к хорошему хочется. Однако в декабре читали и

писали уже все. Без прямых усилий с вашей стороны. Как?

- Эти предложения не просто так крутились и длились, они многому послужили. Боюсь, я не все эффекты уловила. Вначале я рассчитывала брать из них материал для зву-кобуквенного анализа. Играли в «День и ночь», когда дети закрывали глаза, а я убирала ту или иную букву, мы обсуждали, что произошло, почему, и что это за буква, и как звучит. Искали и называли слово с заданной буквой. Пожалуйста - разные позиции, прописные и строчные, шипящие - всё находилось. Попутно брали слова: найти самое длинное (считаем буквы, но сначала прикидываем - сколько?), самое короткое. Но внезапно открылся выход на союзы и предлоги как самые короткие слова. На местоимение: «Он - это кто?» «Это мой Тайный Герой!» - объявил мальчик. Бывало, слова «пропадали» - что стало с предложением? Без каких-то слов оно не теряет смысл - а в наших предложениях были и ряды однородных членов...

- То есть наперед заданного было меньше, чем непредвиденного, и вы озадачивались всем классом. А «родные» предложения обеспечивали полную включенность в процесс: словарь, структура, связи и элементы, смыслы - все своё, и всё удивляющее. Но неужели им не хотелось поскорее начать писать в тетради и читать книги?

- Прописи у нас шли своим чередом. А первое слово на доске мы вписывали в наше предложение. Ученик называл недостающее слово, выходил к доске, поднимался на скамеечку, дотягивался - и вписывал. Он мог быть и нечитающим - но готовым воспроизвести слово как иероглиф. Мог не уместиться в пробел, писать криво и разно, писать с ошибкой. На него все смотрели, его поправляли, но каждому хотелось залезть высоко и написать, как было.

- Важный нюанс: «как было» - это не «как надо». Я уже не раз в этом разговоре ловила себя на мысли о подражании, мол, вы придаете ему большое значение - не творчеству и не правилу. Старая метода...

- А какая у меня еще - сорок лет учу. Но твердо знаю: не надо спешить. Мы никуда не

опаздываем. Да, сначала дети вписывают «как было», восстанавливая порядок. И получают удовольствие. Восстановлением порядка они занимаются, когда выкладывают на полу листы-предложения в правильной последовательности. Как было. Долго спорили, но выложили, прошли историю ногами, перечитали. А потом они сами будут создавать порядок, когда получат слова из разрезанного предложения (или сразу из двух, что труднее) с заданием «можно менять слова местами». Трудное задание, потому что кое-где придется переделать окончания для получения хорошего предложения.

- Но когда представление о «хорошем предложении» было сформировано? Как?

- Что значит, когда и как? Каждый день мы прочитывали свое предложение на доске, создавали новое (у меня есть голубые указатели с переходами «А в это время», «Тогда», «Из-за», «Потому что», «Вдруг», «Как-то раз» и пр.). Создавая новое, обсуждали каждое слово, выбирали то, что поточнее. От многого отказывались - от хрустящих зажаренных пауков на ужин, например, по этическим мотивам. Девочки были против любых ужасов. А «непрокусаемая проволока», существа таракУлы и другие необычные слова остались. Наши предложения, конечно, угловатые, местами громоздкие, а местами поэтические - не идеальные. Но тем и хороши: живые и правдивые. Я, конечно, не предполагала, что под представление детей о хорошем предложении подпадет и грамматический строй, - но случилось же. Это «случилось» самое интересное для меня. А случилось многое.

- Тем не менее вы не подхватываете эти инсайдерские моменты, не бросаетесь рассказывать, как оно в языке устроено. Ладно, хоть назвали: это местоимение, это однородные сказуемые, это суффикс. Вы почему-то медлите. Литературных примеров не предъявляете. Это преднамеренно?

- Да, я придерживаю. И не любые желания исполняю. Уже немало - поместить фантазию в предложение, пришпилить ее и какое-то время по-всякому к нему относиться. У нас за 4 месяца всего 50 листов-предложений, каждый лист проработан на разные

КОЖУРИНА Л. ОСТАТЬСЯ АЗАРТНЫМ УЧИТЕЛЕМ УВЛЕЧЕННЫХ ДЕТЕЙ... НЕСЛУЧАЙНЫЙ РАЗГОВОР МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ

Дисшш

лады, и дети всё помнят. Когда мы начали изучать букву А, они сразу припомнили старое предложение про Алису, которая под дождем (тучка-то плакала сильным ливнем) пошла за кормом для собачки Астры. И в этом предложении нашлось еще много «а», а также «о» как «а».

- Здорово, предложение сработало от-сроченно. Но вы этого не планировали, конечно, вы просто были готовы к экспромту. А дети хозяйничают в пространстве своих предложений, и вот на этой безопасной для себя территории языка учатся. И вы их оттуда не выводите. Чего-то ждете?

- Нам в этих предложениях всего хватало с избытком. Тянули гласные в словах одного предложения - слышали удивление «о-о-о-о», другого - «и-и-и-и-и-и». Мальчик говорит: «Это крик кота, готового к бою». Называли слова с шипящими из одного предложения - получилась Пещера Светящихся Глазищ, заглавие к эпизоду, это был восторг. Или кто-то наклеил слова разрезанного предложения лесенкой - и получилось стихотворение из тех же слов. Другие стали специально выкладывать слова в строки, чтобы предложение зазвучало иначе. Наклеивали и по спирали, и сердечком, и ромбом. Как прочитать это самовыражение?

- И вы, конечно, не рассказали им о существовании фигурных стихов, ничего не показали...

- Не рассказала. Знаете, пока текущая ситуация не исчерпана, то есть она продолжает предоставлять возможности, зачем ходить еще куда-то. Вот мы декламируем на разные лады, скандируем, и детям это очень нравится. Да. Им нравится повторять, возвращаться, подражать, заимствовать -почему это надо бросать? Ради чего? Чтобы сказать, что они «попали» в большую культуру? И что с того? Им пока и у себя неплохо. Вот я нарисовала колокольчик над звонким согласным, и тут началась перемена, девочка просит разрешения пометить и другие звонкие. Прихожу - вся доска в ко-

локольчиках. Проверили, нет ошибок. Мы не торопимся, не скачем, ничего не выкидываем и не стираем быстро. Считается, нужна частая смена деятельности, дескать, современный ребенок не может удерживать внимание на чем-то одном. Но вот они весь урок разбирают и наклеивают слова из старых предложений (слова лежат в шляпе), и на перемену их не отправить, потому что, оказывается, кто-то догадался приписать на лист с наклеенными словами свое от руки, и стало еще интереснее, «а я сейчас тоже напишу». Эпидемия, все вписывают. Вот эта зараженность - счастье. Бывает, на ровном месте возникает. У нас было словосочетание «большая змея» -два слова, говорю, а можно сказать одним? Да, змеища! Я написала на доске «-ИЩ-», вот, говорю, чем мы увеличили слово. И потом несколько дней в школе и дома они всё увеличивали, практически на новом языке разговаривали, ведь от -ИЩ- слово не только вырастает, но и огрубляется.

- А об уменьшительных суффиксах вы ни гу-гу? И вообще о суффиксальном образовании слов.

- Нет, зачем? Многознание не то, что развивает понимание. А вот рефлексия по поводу содержания слова, его формы - да. Сегодня, когда я читала Маршака (а мы уже в другой эпохе, третья четверть началась), мальчик сказал: «Мне так понравилось стихотворение, что я хочу его написать». Как я была рада: удовольствие от произведения вызывает желание написать. «Взять рукой», присвоить красивое в доступной форме.

- Это да, вы не уронили достоинство слова в глазах учеников, слово им желанно. И дети не были унижены требованиями к речевым умениям.

- Да-да, главное - никто не уставал: ни я, ни дети. По букварю так не пройдешь и к такому результату не придешь. Научить писать и читать не проблема. А вот чтобы хотели и рвались.. Теперь голову ломаю, как на новом этапе остаться азартным учителем увлеченных детей. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.