Научная статья на тему 'ОСТАНЕТСЯ ЛИ СЕРБИЯ ПРОВОДНИКОМ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА БАЛКАНАХ?'

ОСТАНЕТСЯ ЛИ СЕРБИЯ ПРОВОДНИКОМ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА БАЛКАНАХ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСТАНЕТСЯ ЛИ СЕРБИЯ ПРОВОДНИКОМ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА БАЛКАНАХ?»

Е.Б. Калоева

ОСТАНЕТСЯ ЛИ СЕРБИЯ ПРОВОДНИКОМ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА БАЛКАНАХ?

Существует мнение, что международная жизнь становится все более сложной и непредсказуемой. «В середине первого десятилетия XXI в. видимо завершился "переходный период" и мир вступил в новую эру развития мировой экономики и политики» (20, с. 15).

На взгляд ряда российских специалистов, сравнение характеристик сотрудничества постсоциалистических стран Европы в течение прошедшего с начала системных трансформаций периода показывает, что взаимоотношения Сербии и России являются одними из самых прочных и наименее зависимых от политической конъюнктуры (21, с. 25). Высокий уровень двустороннего сотрудничества и успехи внешней дипломатии двух стран обусловлены не только наличием традиционных культурно-исторических образов и символов, но и имеют такую основу, как экономический прагматизм. За последние десять лет экономическая экспансия России в Сербии все больше приобретала черты инвестиционной. Основной областью экспорта российского капитала становятся инфраструктура и ТЭК.

Такой же точки зрения придерживаются и сербские эксперты. «Для Сербии и сербского народа традиционно важна опора на Россию», - пишет сербский исследователь Д. Петрович, ссылаясь на общность культур, православной веры и традиций. Вместе с тем он напоминает, что Россия, и в особенности СССР, не всегда оправдывали максималистские ожидания сербских вождей (17, с. 79).

Придерживаясь очень критического мнения в отношении России периода Ельцина, проявлявшей незначительный интерес к сербскому вопросу, Д. Петрович противопоставляет ей Россию

Путина, превратившуюся вновь в пользующееся уважением евразийское государство. Он выражает уверенность по поводу того, что сербы будут пользоваться постоянной поддержкой России.

«Однако, - пишет политолог, - поскольку США в настоящий момент являются единственной сверхдержавой, для Сербии исключительно важно, чтобы отношения между США и Россией развивались в позитивном ключе, тогда и официальный Белград сможет лучше сориентироваться во взаимоотношениях этих великих сил (17, с. 90). Д. Петрович подчеркивает, что стратегическое партнерство с США, странами ЕС, Россией представляет собой важный шанс для Сербии в наступающую эпоху.

«Россия на самом деле редкий оставшийся союзник Сербии», -говорится в статье Янковича «Европа или Кремль» (8, с. 11). В ней автор пытается ответить на вопросы - имеет ли значение поддержка Россией Сербии и какова ее цена. Можно ли утверждать, что русские - искренние приятели сербов или за всем этим стоит «газовый» интерес, а если это так, то что же скажет Европа?

И. Иванович в статье «Восток на Западе» пишет: «Как небольшой стране, Сербии достаточен один мощный союзник. И она его имеет в России - стране, которая, несомненно, вернулась на мировую сцену и непрестанно наращивает свои потенциалы, становясь научным, сырьевым, военным и энергетическим гигантом» (7, с. 19).

Оценивая современное положение России в мире, Л. Милинчич, автор статьи «Ручная демократия Путина», пишет, что хотя Россия и остается богатой страной бедных граждан и не привержена принципам западной демократии, она большими шагами идет вперед своим путем, борясь за то, чтобы ей в этом не мешали (12, с. 54).

На необходимость развития связей с Москвой в эти годы указывают и официальные лица, подчеркивая, что, как Россия -«шанс для Сербии», так и Сербия может быть одним из мостов между Европой и Россией. По словам бывшего помощника министра иностранных дел З. Поноша, привилегированные отношения с сильными государствами - это то, к чему стремятся все небольшие страны. «Сербия в данном случае - не исключение» (26).

Действительно, в 2000-е годы Россия возвращается на Балканы как великая держава, имеющая свои долгосрочные интересы. Путин предпринял настоящее политическое наступление для возвращения России на международную политическую сцену. Он стремился определить направление будущей политики России как государства европейского по культуре и имеющего мировое значение

по своему влиянию. Задача же сербских лидеров - развить партнерские отношения, основанные на доверии, не забывая о своих интересах. Таков лейтмотив всех публикаций, касающихся сербско-российских отношений, появившихся в сербской прессе в конце первого десятилетия.

Однако нельзя не отметить, что точки зрения некоторых сербских авторов на роль России в современном мире можно охарактеризовать как сдержанный оптимизм. «Для современного западного человека в возрасте, выросшего в период холодной войны, Россия, прежде всего, ассоциируется с коммунизмом и глобальной экспансией», - говорится в статье И. Танасича «Россия и Запад» (32, с. 290). Как считает автор, страх и негативное отношение исчезнут в том случае, если в России сформируется политическая система, аналогичная западной, и уйдет в прошлое восточная деспотия с царем-полубогом и народом-рабом, с его природной склонностью к авторитарным и деспотическим государственным системам. Однако, по словам исследователя, в настоящий момент Россия не может и не хочет стать международным тираном, навязывающим другим странам собственную модель политического устройства и культуры.

Парламентские выборы, состоявшиеся 11 мая 2008 г. в Сербии, показали значительный сдвиг в сторону «европейских ценностей». Президент Сербии Борис Тадич и новое сформированное правительственное большинство - коалиция вокруг Социалистической партии и партии трех национальных меньшинств «За европейскую Сербию» - сторонники прозападной политики. В то же время Сербия отказывается от дальнейшей интеграции с НАТО и продолжает тесное сотрудничество с Россией, поддерживая российские энергетические проекты.

В эти годы в энергетическом секторе Сербии начинают происходить перемены, из которых наиболее значимым стало парафирование 22 декабря 2008 г. в Белграде российско-сербского соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области. По мнению ряда аналитиков, оно стало очередной вехой в ожесточенной борьбе по вопросу о путях обеспечения энергетической безопасности Европы. Годом ранее в Загребе на Балканском саммите по энергетическому сотрудничеству российский президент заявил: «Вопросы обеспечения энергетическими ресурсами стали важнейшей составляющей международной экономической политики. Наша страна как один из лидеров мировой энергетики готова взять на себя решение энергетических проблем Балкан» (2, с. 1).

В Сербии возлагали и сейчас все еще возлагают большие надежды на доступ к российскому газу в качестве одного из ключевых участников российского проекта строительства газопровода «Южный поток», рассчитанного на транспортировку газа в Европу через Балканы в обход Украины. «Газпром» определил маршрут газопровода «Южный поток» в середине июля 2008 г. Холдинг заключил соглашение с Болгарией, Венгрией, Сербией, Грецией, а также предварительно договорился со Словенией и Австрией. В середине мая 2009 г. «Газпром» и сербское госпредприятие «Сер-биягаз» подписали базовое соглашение о сотрудничестве по проекту «Южный поток», установившее «принципы взаимодействия сторон на прединвестиционной стадии проекта».

По словам президента экономического совета Демократической партии Сербии депутата Скупщины Н. Поповича, давление Запада, которое сербскому правительству пришлось испытать по вопросу о сотрудничестве с Россией в энергетической области, стало беспрецедентным для всей послевоенной истории страны (8, с. 2).

Несмотря на борьбу в сербском правительстве различных точек зрения по вопросу о подписании российско-сербского соглашения, с самого начала в официальных сербских кругах заявляла о себе точка зрения, что сам факт представляет собой дань геостратегическому значению Сербии и другим потенциальным возможностям страны.

«Многое изменится в геостратегическом и геополитическом плане, если реализуется проект строительства магистрального газопровода через территорию Сербии. Это также и подтверждение того, что территория Сербии не может быть обойдена, когда речь идет о ключевых транзитных энергетических путях для снабжения европейского рынка нефтью и газом», - заявил в интервью журналу НИН Слободан Соколович, замминистра горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии (16, с. 21). С. Соколович также подчеркнул, что газ обеспечит развитие сербской экономики.

Какие же будут геополитические последствия реализации проекта «Южный поток»? - задает вопрос сербский автор Н. Попович в статье «Значение "Южного потока" для безопасности и экономической стабильности Балкан» (18). По его мнению, газопровод сможет обеспечить поставки газа в Европу, минуя нестабильную в политическом отношении Украину. Россия также усилит свое влияние на Балканах, что приведет к росту российских инвестиций в другие сектора, начиная со строительства и кончая банковской сферой. «Южный поток» усилит взаимозависимость участвующих

в его строительстве акторов, что в конце концов уменьшит возможность возникновения конфликтов. Сербия же, центральная страна Балкан, которая за последние два десятилетия стратегически ослаблена конфликтами, санкциями и транзицией, укрепит свои позиции.

По словам Поповича, принимая во внимание возросшие потребности в энергетике ЕС, страна станет важным европейским геостратегическим узлом, обладающим экономическим и политическим влиянием. Брюссель будет больше внимания уделять Сербии и больше будет уважать ее интересы. Когда строительство газопровода закончится, Сербия больше не будет оплачивать транспорт газа через другие страны, 30 долл. за 1000 куб., что несколько больше средней мировой цены. С другой стороны, она будет зарабатывать по 200 млн долл. от транзитных операций с первого же года. Строительство газопровода может обеспечить инвестиции на сумму более 2 млрд евро и позволит трудоустроить несколько тысяч людей». Попович подчеркивает, что Сербия должна использовать исторический шанс: обеспечить через «Южный поток» экономическую, политическую и энергетическую безопасность своих граждан.

Небезынтересна реакция западных средств массовой информации на подписание российско-сербского соглашения. «Россия выиграла в борьбе за политическое влияние в Европе после того, как подписала соглашение с Сербией, которое ей поможет осуществлять контроль над снабжением Европы энергоносителями. Оно ставит под вопрос будущее газопровода ЕС, который должен был уменьшить влияние Кремля на рынке энергоносителей», - говорится в английской газете «Daily Telegraph» (15, с. 14).

Помимо подписанных во время визита российского президента в Белград в октябре 2009 г. документов, большинство из которых носит рамочный характер, была проложена дорога для множества более конкретных соглашений. Так, по итогам визита Д. Медведева Россия и Сербия заключили пять межправительственных соглашений и два газовых1.

В 2000-е годы, несмотря на тяжелое финансово-экономическое положение, Сербии удалось добиться значительных успехов в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией. «Россия уступает по объему товарооборота с Сербией только Германии, а

1 К сожалению, в связи с закрытием проекта «Южному потоку» суждено, по-видимому, стать всего лишь горьким символом пропущенных шансов для Сербии.

по стоимости экспорта в Сербию уверенно занимает первое место среди торговых партнеров страны. Что касается сербского экспорта в Россию, то он был относительно невелик до 2014 г. «По стоимости ввозимых из Сербии товаров Россия в 2011 г. занимала шестое место - после Германии, Италии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Румынии» (20, с. 219).

По данным экономистов, мировой финансово-экономический кризис нарушил положительную динамику российско-сербской торговли, ее объем в 2009 г. сократился на 43%. Однако уже с 2010 г. рост возобновился, причем российский экспорт в Сербию за 2010-2011 гг. увеличился на 30%, а сербский в Россию - более чем в 2,3 раза. (15, с. 220). Сербия рассматривает наращивание экспорта как один из главных антикризисных инструментов. Важную роль в наращивании сербских поставок сыграло подписание 3 апреля 2009 г. в Белграде Протокола об изъятиях к Соглашению о свободной торговле1, применение которого должно было способствовать возвращению товарооборота между странами на докризисный уровень. С точки зрения российских экономических интересов расширение сферы действия режима свободной торговли с Сербией должно было усилить позиции российских компаний на рынках стран всего Балканского региона, с которым и Сербия имеет свободный торговый режим.

Одним из показателей уровня отношений двух стран являются частота и интенсивность официальных встреч на высшем уровне. Так, Б. Тадич, избиравшийся дважды президентом страны с июля 2004 г. по апрель 2012 г., провел не менее десяти официальных встреч с российским руководством. Наибольшее их число приходится на кризисные 2008-2011 гг.2

Говоря о развитии российско-сербских экономических отношений в целом в первое десятилетие XXI в., российские экономисты отмечают, что оно протекало не просто, «тем не менее эти отношения успешно прошли проверку на прочность и обе стороны доказали серьезность своих намерений» (20, с. 238).

Однако наряду с этим политическое руководство Сербии все это время оказывало поддержку экспансии в страну западноевропейского капитала, поскольку главной внешнеполитической целью Сербии остается вступление в ЕС. Со своей стороны Евросоюз

1 Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2009, № 375-р.

2 Для сравнения: за период 2000-2010 гг. между главами Хорватии и России полностью отсутствовали контакты.

также старался не допустить проникновения «чужих» инвестиций в страны, имеющие для него важное значение.

Официально Москва никогда не возражала против движения Белграда к ЕС (по принципу «лишь бы не в НАТО»).

Как отмечают некоторые российские политологи, вожделенное кандидатство в ЕС Сербия логичным образом обретает в преддверии выборов. Впереди еще достаточно длинный путь «коридорной евроинтеграции», но, как пишет О. Бондаренко, можно быть уверенным: всегда накануне волеизъявлений перед Белградом будут трясти очередной брюссельской морковкой. По его мнению, быстро стать 29-м (после Хорватии) членом ЕС у сербов вряд ли получится (3, с. 6).

Что касается самих сербов, то «если в 2008 г. за вступление в Евросоюз выступило около 60% сербов, то сейчас их число сократилось до 45%» (как сообщил корреспонденту «Известий» белградский политолог Попович в начале 2012 г.) «Проблема в том, что в Сербии значительное число политиков и граждан не уверены, что они хотят в ЕС, сербы сильно завязаны на Россию. Вряд ли Брюссель позволит Белграду и дальше оставаться близким партнером Москвы», - полагает научный сотрудник хорватского Центра политологических исследований В. Раос (6, с. 5). По его оценкам, реально Сербия сможет стать членом ЕС только через восемь-десять лет. Особенно сложным будет согласование рамочных требований по экономическим и правовым вопросам.

Глава миссии Евросоюза в Белграде Венсан Дежер заявил, что необходимым условием вступления Сербии в ЕС является «ревизия всех двусторонних отношений со странами, в Евросоюз не входящими» (6, с. 5). Очевидно, что прежде всего еврочиновник имел в виду соглашение о свободной торговле с Россией, подписанное сербами в августе 2000 г. и превратившее российское направление в ключевое для экспортной политики Белграда. Как заявил в 2011 г. тогдашний министр иностранных дел Сербии Вук Ерёмич, внешняя политика страны базируется на четырех столпах -отношениях с ЕС, США, Китаем и Россией, но для достижения целей необходимо взаимодействие со всеми странами мира (24).

20 мая 2012 г. новым президентом Сербии был избран политик с пророссийской репутацией - лидер Сербской прогрессивной партии Т. Николич, что стало неожиданностью для действующей в стране власти и всего мира. Сам Николич после избрания подтвердил свою приверженность решению экономических проблем, развитию активных отношений с Россией, США и странами ЕС, а

главное - интеграции в Евросоюз, что было ключевым элементом его предвыборной программы.

Ряд аналитиков отметили, что Николич вопреки проевропей-ской риторике для своего первого зарубежного визита выбрал не Брюссель, а Москву, породив тем самым новые вопросы о будущем Сербии, Балкан и даже всей Европы.

Что касается самого Николича, то сразу же после выборов он так оценил приоритетные направления российско-сербского сотрудничества на ближайшее будущее: «Главный приоритет - экономические отношения. Сербия и Россия могут очень интенсивно сотрудничать в экономике. Сербия - мост, через который могут взаимодействовать ЕС и Россия. Россия может строить в Сербии гидроТЭЦ, сотрудничать с ней по газу. Сербия может поставлять в Россию почти все группы промышленных товаров» (10). По словам сербского президента, его страна должна вступать в любые выгодные экономические союзы в мире, особенно те, которые формируются при участии России.

Результатом встречи Путина и Николича в мае 2013 г. в Москве стало подписание Декларации о стратегическом партнерстве, формирующей правовую основу для двусторонних отношений. На переговорах российский президент в очередной раз выразил поддержку позиции Белграда в отношении статуса Косово и Ме-тохии, определенного Резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН.

В том же году в ходе рабочего визита Николича в Сочи для встречи с В. Путиным обсуждались в том числе и новые направления двустороннего сотрудничества, прежде всего, в военно-промышленной сфере. Позднее, на переговорах двух вице-премьеров - Д. Рогозина и А. Вучича, российская сторона недвусмысленно напомнила сербской о необходимости ускорения процесса подготовки декларации о стратегическом партнерстве.

Говоря о военно-техническом сотрудничестве двух стран, нельзя пройти мимо факта получения Сербией статуса наблюдателя при Парламентской Ассамблее (ПА) организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эксперты считают это событие прорывным достижением России и ее союзников в реализации своих геополитических интересов на Юге Европы (13, с. 2). До сих пор ОДКБ являлась международной организацией, в которую входили только некоторые страны бывшего СССР. Ранее она никогда не разрабатывала планы, которые бы выходили за рамки постсоветского пространства. Сербия также еще в 2000 г. объявила о своем военном нейтралитете по отношению ко всем блокам и

союзам. Все изменилось после того, как побывавший в стране осенью 2012 г. председатель высшего совета «Единой России» Б. Грызлов заявил, что Москва ориентируется на выстраивание отношений стратегического партнерства с Сербией.

По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, деятельность Сербии в ПА ОДКБ - «это важное международное событие, предполагающее установление новых контактов стран -участниц коллективной обороны уже вне постсоветского пространства, что расширяет границы ОДКБ и укрепляет ее авторитет» (13, с. 2).

Как считает генерал-полковник Л. Иванов, долгое время возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны и хорошо знакомый с проблемами бывшей Югославии, «логика событий подсказывает дальнейшее сближение Белграда, Москвы и ее союзников на основе братских союзнических отношений, в том числе и отношений в военной сфере» (13, с. 2).

По мнению капитана 1-го ранга К. Сивкова, который долгое время возглавлял управление в Центре стратегических исследований Генштаба ВС РФ, «военные цели России на Балканах более масштабные» (13, с. 2). В Косово расположена крупнейшая в Европе военная база США. Если будут развернуты российские военные объекты в Сербии (группировки авиации, пусковые установки оперативно-тактических ракет «Искандер» и т.п.), то они, конечно, усилят суверенитет Сербии и станут одним из сдерживающих факторов, укрепляющих безопасность Белграда. Сивков также считает, что возможное российское военное присутствие в Сербии станет одним из асимметричных ответов на развертывание систем ПРО США в Европе.

О значительном потеплении отношений между Россией и Сербией свидетельствуют не только итоги ПА ОДКБ, но и другие факты. Так, по сообщениям военного ведомства РФ, в ходе визита сербского премьера И. Дачича Москва и Белград заявили о готовности в ближайшее время активизировать военное и военно-техническое сотрудничество1.

1 14 ноября 2014 г. военнослужащие армий России и Сербии провели совместные антитеррористические учения «СРЕМ 2014». Учения прошли с привлечением воздушного десантирования, применением тяжелой бронетехники и различными видами стрельб. В 2015 г. планируется провести сербско-российские антитеррористические учения в России.

Министр внутренних дел Сербии также подчеркнул, что между Россией и Сербией всегда были особые отношения. «У нас близкие отношения с Российской Федерацией во всех областях: в экономике, политике, культуре, в сфере безопасности, обороны и так далее» (5).

По итогам российско-сербских переговоров было подписано семь соглашений, в том числе план совместных мероприятий по обеспечению деятельности и развитию Российско-сербского гуманитарного центра в городе Ниш на период 2013-2015 гг. Этот центр был учрежден на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 25 апреля 2012 г. в целях обеспечения гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации на территории Сербии и других стран Балканского региона. Востребованность центра неоднократно подтверждена проведением в последние два года операций по тушению природных пожаров на территории Сербии и соседних государств региона, а также оказанием гуманитарной помощи косовским сербам и населению Сербии. Также актуальным и эффективно действующим является противоминный компонент Центра. Осенью 2012 г. была завершена пятилетняя программа содействия Сербии в разминировании, в ходе реализации которой было очищено более трех миллионов кв. метров территории, обнаружено и уничтожено свыше 11 тыс. взрывоопасных предметов1.

Заключая рассмотрение российско-сербских отношений за период до 2014 г., следует отметить: то, насколько Сербии удастся сочетать свой интерес к ЕС с развитием сотрудничества с Россией, и в дальнейшем будет зависеть, прежде всего, от состояния отношений Россия - Запад.

Что год прошедший нам готовит?

В связи с украинским кризисом, в полную силу развернувшимся в 2014 г., нелишне привести ставшие пророческими слова комментатора газеты «Политика» М. Лозанского, произнесенные в 2008 г.: «Идея новой холодной войны как бы витает в воздухе в эти дни. И то больше всего благодаря бывшим советским республикам, в настоящий момент независимым государствам, которые свою новую идентичность ищут в конфронтации с Россией» (15, с. 14).

1 http://www.mchs.gov.ru/new/item/401822/19.04.2013/

В мае 2014 г. в Белграде проходил международный форум «Балканский диалог». Идея проведения мероприятия принадлежала Фонду поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. Его цель - установление контактов между молодыми дипломатами, журналистами, учеными. Как считает выступившая на форуме проф. МГИМО Е. Пономарёва, официальные отношения между Россией и Сербией за последнюю четверть века нельзя назвать равномерными: периоды охлаждения сменялись оттепелью и наоборот. С политических же трибун раздаются не только однозначные заверения в выборе европейского пути развития, но все чаще слышны голоса о тесной кооперации с НАТО. Поэтому, по мнению Е. Пономарёвой, несмотря на наличие соглашений по энергетическому сотрудничеству и подписанную 24 мая 2013 г. Декларацию о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия, не следует питать иллюзий относительно пророссийскости официального Белграда. «Однако все вышесказанное касается именно официальных отношений. На личном уровне, на уровне общественных инициатив российско-сербские отношения активизируются с каждым годом» (23).

В настоящий момент, особенно в свете парламентских выборов, которые в Сербии прошли 16 марта (одновременно с референдумом в Крыму), и формирования правительства, возглавляемого Александром Вучичем, как считает Е. Пономарёва, можно спрогнозировать целый спектр готовых возникнуть проблем. Прежде всего, это прозападный вектор, который в условиях конфронтации может быть только антироссийским. «Совершенно нельзя исключать возможность пересмотра действующей конституции Сербии, в которой закреплен нейтральный статус страны. При этом руководство Сербии будет поставлено в жесткие условия выбора, что не может не отразиться на отношениях Белграда и Москвы, особенно в условиях конфронтации альянса и нашей страны» (23).

Современное сербское общество расколото. Треть при любых обстоятельствах поддерживает Россию. Треть ориентируется на приоритетное сотрудничество с Европой. И еще одна треть занимает выжидательную позицию. По словам Е. Пономарёвой, именно на эту часть общества и была направлена вся мощь пропагандистской машины, занимавшейся настоящей промывкой мозгов с целью изменить историческое русофильство сербов. При этом информационного российского присутствия в стране практически нет.

Сербы, пережившие величайшие трагедии в Первой и Второй мировых войнах, в межэтнических конфликтах в 1990-е годы,

по словам политолога, как никто другой на Балканах знают цену борьбы за свободу, за право говорить на своем языке и жить на своей земле. Поэтому подавляющее большинство сербов осуждают, правда, не всегда публично, политику западных стран и поддерживают позицию России по ситуации в Украине. Еще одним веским доказательством поддержки политики России является то, что Путин все еще остается самым популярным политиком в Сербии.

По мнению сербского политолога Д. Вукадиновича, в Сербии пронатовская, проевропейская и русско-скептическая элита и прорусский, евроскептический народ. «Эмоционально, исторически люди здесь близки к русским» (1, с. 12). Он замечает, что Сербия, наверное, единственная страна в мире, где русский президент не только самый популярный иностранный лидер, но популярнее даже сербского президента. Путин, по его словам, легко бы выиграл выборы в Сербии1.

Как считает сербский политолог, все местные медиа - стопроцентно прозападные и мало-помалу пытаются изменить пророс-сийские настроения людей. «Что сделал Запад? Он купил элиту, интеллектуалов и СМИ» (1, с. 12).

По мнению Д. Вукадиновича, медиа создают медиареальность, которая никакого отношения к действительности не имеет. «К примеру, институт "Новая сербская политическая мысль" провел опрос населения и выяснилось, что против НАТО выступают 70%, а за союз с Россией - 67,5%. Ни одно СМИ не рискнуло опубликовать результаты опроса» (1, с. 13).

Исследователь также считает, что русские крупные компании, такие как ЛУКОЙЛ и «Газпром», занимают на Балканах оборонительные позиции. «Они готовы платить медиа только за то, чтобы их не оплевывали. Их заботят узкие корпоративные интересы. А ведь поддерживать пророссийских блогеров и интернет-сайты стоит копейки. И это при том, что все их проекты в значительной мере зависят от поддержки общественного мнения» (1, с. 14). В качестве противоположного примера Д. Вукадинович приводит деятельность канала «Аль-Джазира», создавшего специальное балканское телевидение.

Действительно, нельзя не согласиться с тем, что в целом сербское восприятие России, ее интересов и приоритетов в мире

1 В связи с этим особенно значимой видится ошибка на одном из каналов белградского телевидения, где под портретом В.В. Путина во время его визита в Белград появилась надпись: президент Сербии.

достаточно сложное. Об этом ясно говорит выпущенная Православным богословским факультетом в Белграде, Институтом теологических исследований и Институтом новой истории Сербии антология текстов «Сербы о России и русских - от Елизаветы Петровны до Владимира Путина (1750-2010)». Антология насчитывает около 1000 страниц. Ее автор - профессор Мирослав Йованович, директор Центра русистики Философского факультета в Белграде.

«Место России в сербском обществе, культуре, общественной сфере и политике намного важнее, чем место Сербии в русской культуре, обществе и политике. Балканы со времен Петра Великого занимали важное место во внешнеполитических планах и амбициях России. Однако как в прошлом, так и сейчас, место Балкан (и в том числе Сербии) никогда не было ключевым в сложной мозаике российской дипломатии, как это любят себе представлять сербы», -говорится в книге (29). Например, сейчас российская дипломатия проявляет исключительную активность на просторах от Дальнего Востока до Прибалтики и Северной Европы. В центре ее интересов - ближнее зарубежье (т.е. бывшие советские республики). В сферу политических интересов России входят также Азия, Ближний Восток (Сирия), Северная Африка, Южная Америка... и только после этого идут Балканы. «Другими словами, у России есть интересы на Балканах, однако эти интересы даже приблизительно не отвечают чаяниям и опасениям, присутствующим в сербском обществе. Сербы по большей части думают, что они знают и понимают Россию и никакие особые знания им не нужны. О России много и часто пишут и говорят, но очень редко это отвечает знаниям о том, что действительно происходит в стране» (29).

Словам ученого мужа вторит неизвестный автор на одном из сербских сайтов: «Сербия не фигурирует на первых строчках списка интересов и приоритетов России в мире. Она не фигурирует и в российских СМИ, за исключением ситуаций, когда происходит что-то, что сближает Сербию с Западом» .

Однако то, что Сербия важна для России, говорит хотя бы визит в страну в июне 2014 г., в разгар украинского кризиса, главы МИД России Сергея Лаврова. В ходе визита руководители республики -президент Т. Николич, премьер А. Вучич и глава МИД И. Дачич заявили, что несмотря на естественное стремление Белграда войти в Евросоюз, этот шаг не ослабит исторические связи и «ни в коем случае» не пойдет в ущерб «братским отношениям» между странами.

1 News.mail.ru/politics/5649895

Так, Дачич отметил, что строительство инфраструктуры важнейшего для России проекта - газопровода «Южный поток» - на территории Сербии не подлежит пересмотру. И это несмотря на то что в Еврокомиссии, добивавшейся приостановки строительства газопровода, не скрывали, что ждут от сербов другого решения.

В свою очередь С. Лавров отметил, что «Россия высоко ценит позицию Сербии, которая заключается в том, чтобы объединить Европу, а не проводить новые разделительные линии» (9, с. 2).

По словам С. Лаврова, народы двух стран объединяют не только глубокие чувства дружбы и взаимопонимания, «память о братстве по оружию», но и стратегическое партнерство, динамично развивающееся по всем направлениям.

«Создание газопровода отражает национальные интересы Сербии, поэтому Белград заинтересован в продолжении проекта», -заверил на пресс-конференции Дачич. В то же время он подчеркнул, что у него нет сомнений в том, что необходимо сочетать хорошие отношения и с Западом, и с Востоком.

Следует отметить, что Сербия поддержала меньше половины международных акций Брюсселя за первые месяцы 2014 г. Так, Белград упорно отказывался присоединиться к санкциям, ссылаясь на исторические связи с «русскими братьями». Глава сербской дипломатии и первый заместитель председателя правительства И. Дачич заявил в Брюсселе, что Сербия решительно выступает за членство в ЕС, несмотря на то что она не согласилась присоединиться к санкциям против России. «Мы не можем поддержать санкции против России, так же как не поддерживаем эмбарго России на ввоз продуктов питания из стран - членов ЕС... Россия и Украина - друзья Сербии и Сербия не может пойти на холодную войну. Членство в ЕС - важнейший приоритет нашего правительства и здесь не может быть дилеммы», - заявил Дачич в Центре европейской политики в Брюсселе во время встречи с дипломатами и журналистами (27).

Говоря о газопроводе «Южный поток» он отметил, что Сербия не будет принимать участие в его строительстве, если Москва и Брюссель не договорятся, поскольку Сербия может получать газ из Болгарии, которая является членом ЕС. При этом Дачич подчеркнул, что Сербия согласует не только свою внешнюю политику, но и политику безопасности с ЕС, что видно по ее участию в миротворческих операциях и совместной борьбе с терроризмом.

Однако чем сильнее обостряется конфликт между Россией и Украиной, тем сложнее для Сербии сохранять нейтралитет. Из-за

«Южного потока» Сербия оказалась между двух огней. «Болгария заморозила строительство "Южного потока", а Сербия никак не может определиться, на чьей она стороне. Желая вступить в ЕС, она одновременно опасается примкнуть к санкциям против России -ведь Сербия полностью зависит от поставок российского газа», -пишет «'МйБсИаЙБЫай» (35).

Незадолго до нового 2015 г. Дачич заявил, что Белград разочарован из-за ситуации, сложившейся с «Южным потоком», так как сербской стороной было затрачено много усилий как в экономическом, так и политическом плане (21 а). По словам премьер-министра Сербии А. Вучича, «Сербия семь лет вкладывала инвестиции в этот проект, а теперь вынуждена расплачиваться за конфликт больших сил» (16 а).

За несколько дней до визита в Сербию В. Путина, приуроченного к семидесятой годовщине освобождения Белграда Красной армией и состоявшегося несмотря на все давление со стороны ЕС, президент Сербии Т. Николич на встрече с членами Комитета по расширению ЕС заявил, что полноправное членство в ЕС остается приоритетом Сербии. Николич подчеркнул, что европейская перспектива была ключевым фактором, обеспечившим успех диалога Белграда с Приштиной. «Успех этого диалога показал, что политика расширения и дальше представляет собой сильную мотивацию на Западных Балканах», - заявил президент Сербии (30).

Небезынтересны результаты социологического опроса, проведенного агентством «Фактор плюс» 8-10 октября 2014 г. за несколько дней до визита российского президента (31). Что касается предполагаемого визита, то его как позитивное событие рассматривают 71% опрошенных. Наряду с этим 75% опрошенных выступили за дальнейшую интеграцию Сербии в ЕС, из которых 22% заявили, что они поддерживают присоединение Сербии к ЕС, но не на любых условиях. Четверть респондентов выступили против вступления Сербии в ЕС.

По данным агентства, 60% опрошенных считают, что визит Путина не скажется на отношениях Сербии с ЕС и США, тогда как 26% считают, что отношения ухудшатся, 69% респондентов уверены, что визит приведет к улучшению отношений с Россией, тогда как 20% полагают, что они не изменятся.

На вопрос «Поддерживаете ли вы визит Путина в Сербию?» 72% ответили положительно: 14% - поддерживают в том случае, если это не ухудшит отношения Сербии с ЕС и США и 11% выступили против.

Большинство опрошенных выразили свое удовлетворение по поводу организации военного парада в честь 70-летия освобождения Белграда, тогда как у 10% этот факт вызвал разочарование. На вопрос «Означает ли тот факт, что Сербия больше других балканских стран продвинулась к заветной цели - стать членом ЕС, что страна - лидер в регионе?» 71% респондентов ответили позитивно, тогда как 29% ответили отрицательно.

Больше половины опрошенных считают, что положительная оценка ЕК результатов, достигнутых Сербией, - заслуга нынешнего правительства и важный шаг к ЕС, 28% рассматривают ее как логическое последствие событий, а 21% - как удаление от России.

Свыше 90% респондентов рассматривают внутриполитические задачи как приоритетные для государства (повышение уровня жизни, борьба с криминалом и коррупцией, экономическое развитие страны), 43% считают приоритетной задачей европейскую интеграцию, 9% рассматривают как приоритетную проблему Косова и Метохии.

В ходе визита российского президента в Сербию был подписан пакет соглашений, в том числе в сферах военно-технического сотрудничества, таможенной защиты, секретной информации, энергоэффективности и железнодорожного транспорта.

Было также заявлено, что по итогам года товарооборот может составить 2 млрд долл. Столько же уже вложили российские инвесторы и, как сообщил В. Путин, Россия готова проинвестиро-вать еще миллиард. В ближайшие же годы объем вложений может достигнуть 10 млрд долл. (11, с. 2).

В эти же дни в эксклюзивном интервью ТАСС «Российской газете» премьер-министр Сербии А. Вучич заявил: «Я ищу для Сербии не любовь, а уважение. Я стремлюсь к тому, чтобы Сербия была свободным государством, в котором руководство обладало бы свободой принятия решений». Он также напомнил, что в 2015 г. Сербия получит право председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, где вместе с швейцарскими коллегами, которые председательствуют сейчас в ОБСЕ, попробует установить стандарты уважения по отношению к другим государствам (4).

Однако быть свободным государством, в котором руководство могло бы принимать самостоятельные решения, Сербии становится все труднее. Так, в ноябре 2014 г. Брюссель обязал Сербию ввести санкции против России для вступления в ЕС, на что она еще раз ответила отказом. Куда приведет нелегкое распутье

между ЕС и Россией, на котором находится эта балканская страна, если санкции примут затяжной характер, остается только гадать. Однако в связи с этим необходимо коснуться места Западных Балкан в нашем неспокойном мире.

Так, по мнению зампредседателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Андреаса Шоккенхоффа, следующий кризис с участием Москвы разыграется на Балканах. По словам Шоккенхоффа, за-паднобалканские страны хорошо понимают, «что Россия намерена лишь использовать их против ЕС, но не может предложить им никакой долговременной перспективы на будущее: ни в политике, ни в экономике. » (25).

28 августа 2014 г. в Берлине проходила конференция по проблемам Западных Балкан, собравшая руководителей шести стран Западных Балкан - Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии, Косово и Албании, а также Словении и Хорватии, являющихся членами ЕС. Целью конференции была демонстрация поддержки и приверженности стран Западных Балкан ценностям и политике ЕС, рассмотрение их общего будущего. Официальный представитель правительства Германии Штефан Зайберг подчеркнул значение обмена мнениями по «открытым вопросам» в регионе и нового импульса для их решения.

Это особенно относится к поддержке сотрудничества стран региона, а также к продвижению их по пути к ЕС в экономическом, политическом плане, а также в правовой сфере. Он подчеркнул, что Германия стоит за гарантиями европейской перспективы Западных Балкан, а также обратил внимание на важность того факта, что эта встреча проходит в период острого обострения отношений с Россией и должна продемонстрировать, что Европа не откажется от Балкан. Они остаются в сфере ее интересов и не будут отданы в распоряжение Москвы.

«Ситуация на Украине должна ускорить вступление западно-балканских стран в ЕС», - считают участники состоявшейся осенью 2014 г. конференции глав МИД государств региона и их коллеги из ФРГ и Великобритании (22). При этом участники не питают иллюзий по поводу временных рамок дальнейшего расширения ЕС: до 2020 г. в Евросоюз не будет принята ни одна новая страна. На конференции было отмечено, что даже после наступления мира в регионе западнобалканские страны живут с теми же проблемами, что 15 лет назад: коррупцией, организованной преступностью, несовершенной правовой системой, бюрократией и слабой инфраструктурой. Перспектива вступления в ЕС для многих из них служит

стимулом к проведению реформ. При этом участники конференции сошлись во мнении, что в связи с ситуацией на Украине процесс интеграции западнобалканских стран в ЕС необходимо ускорить. Если это откладывать и дальше, влияние России в регионе может усилиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По их словам, страны на западе Балканского полуострова имеют большое значение для экономики и безопасности всей Европы, поэтому Евросоюз должен более отчетливо обозначить перспективы их интеграции.

Следует отметить, что с тем, какое отрицательное влияние на ситуацию на Балканах может иметь длительное противостояние ЕС и России, согласны и совсем не проевропейски настроенные сербские аналитики. «Длительное противостояние ЕС и России пагубно для Балкан. Приостановка стратегических проектов привела бы к дальнейшей экономической стагнации, а возрождение холодной войны, членство в ЕС и НАТО Румынии и Болгарии превратят Балканы в новую "военную окраину". Против кого? Против России! Нужно ли это вообще болгарам, сербам, македонцам, грекам?» - задает вопрос сербский аналитик Д. Пророкович (19).

В интересах Балканских стран - стабилизация ситуации на Украине, которая, как подчеркивает Д. Пророкович, возможна только в результате совместных усилий ЕС и России. Если же это не произойдет, то Балканам предстоит длительный период нестабильности. Аналитик видит три причины для этого. Во-первых, украинский кризис вызовет дестабилизацию стран ЕС на длительное время, что будет вызывать дополнительную дестабилизацию на Балканах. Во-вторых, приостановка реализации стратегических проектов приведет к уменьшению экономической активности в Балканских странах и ускорит их экономический коллапс. В-третьих, из-за политической дестабилизации и падения уровня жизни населения возобновятся прежние конфликты на Балканах.

Заканчивая анализ геополитики Балкан в свете украинского кризиса, сербский исследователь делает вывод: Балканские страны не должны быть заинтересованы поддерживать радикальную позицию США в вопросе о кризисе, а также курс НАТО и отдельных западных стран, направленный на обострение отношений с Россией. Занимать такую позицию, по его словам, было бы чистым авантюризмом, который, в конце концов, мог бы дорого стоить.

Итак, украинский кризис может сыграть свою роковую роль в дальнейшем развитии отношений между Россией и странами Юго-Восточной Европы. Остается только гадать, подтвердится ли

ранее заявленное утверждение российских экономистов и политологов о том, что первое десятилетие XXI в. открыло длительный период широкого сотрудничества между Россией и странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Уже сейчас многие из них считают, что прежних отношений между Россией и странами ЕС никогда не будет. Что же касается Сербии, то можно сказать, что в конце 2014 г. она несмотря ни на что оставалась верным союзником России на Балканах. От России зависит, устоит ли под напором западного давления кабинет премьер-министра Сербии Александра Вучича. По мнению некоторых российских политологов, Россия должна пригласить Сербию стать кандидатом в члены ОДКБ и Евразийского союза, предложить ей статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества, замкнуть сербскую экономику на российский рынок (3 а, с. 5). Это, на их взгляд, может помочь России сохранить своего балканского союзника. Однако захочет ли этого сама Сербия в новых геополитических реалиях, в условиях закрытия проекта «Южный поток», на который она возлагала большие надежды, и. вероятного экономического ослабления России в ближайшем будущем?

Список литературы

1. Асламова Д. Сербия: Отравленная земля (спец. выпуск) // Комсомольская правда. - М., 2014. - 11 июня. - С. 12-19.

2. Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству // Российская газета. -М., 2007. - 25 июня. - С. 1-2.

3. Бондаренко О. Постойте-ка, братья-славяне. // Московские новости. - М., 2012. - № 78, 27 апр. - С. 6.

3а. Бондаренко О. Балканские отзвуки «русской весны» // Известия. - М., 2014. -№ 223, 27 ноября. - С. 5.

4. Гусман М. Балканская опора // Российская газета. - М., 2014. - № 235, 15 окт. -С. 17.

5. Дачич И. Сербия еще не проиграла свою битву за Косово. - Режим доступа: http://www.ruskline.ru

6. Зубков К. Евросоюз требует от Сербии порвать с Москвой // Известия. - М., 2012. - № 34, 27 фев. - С. 5.

7. ИвановиЪ И. Исток на Западу // НИН. - Београд, 2008. - 10.01. - С. 19.

8. Искандеров П. Международный валютный Кремль // Время. - М., 2009. -№ 148. - С. 2.

8а. 1анковиЪ И. Европа или Кремль // НИН. - Београд, 2008. - 6.03. - С. 11.

9. Козлов П. Сергей Лавров нанес братский визит в Сербию // Известия. - М., 2014. - № 109, 18 июня. - С. 2.

10. «Косово - это цена, которую мы никогда не сможем заплатить»: Интервью нового президента Сербии. - Режим доступа: http://www.arnews.ru/news/ 1535250.html

11. Латухина К. Россия дружбой не торгует // Российская газета. - М., 2014. -№ 238, 17 окт. - С. 2.

12. МилинчиЪ Л. Путинова ручна демократща // НИН. - Београд, 2006. - 13.07. -С. 52-54.

13. Мухин В. Сербский плацдарм коллективной обороны // Независимая газета. -М., 2013. - № 75-76, 12 апр. - С. 1-2.

14. Николаев Я. Сербия начнет строительство «Южного потока» в конце года // Российская газета. - М., 2014. - 3 сент. - С. 3.

15. НИН. - Београд, 2008. - 3.04. - С. 14. - Публикации и ссылки, содержащиеся в журнале.

16. НИН. - Београд, 2008, 31 jan. - С. 21-23. - Публикации и ссылки, содержащиеся в журнале.

16а. Отказ России от «Южного потока» расстроил Сербию. - Режим доступа: http ://www.bbc.co.uk/2/12/2014.

17. ПетровиЪ Д. Нови Устав и современа Србща. - Београд, 2007. - 240 с.

18. ПоповиЪ Н. Газ, энергент XXI века. «1ужни ток» - клучан за безбедносну економску стабилност Балкана. - 5 февр. 2014. - Режим доступа: http://www. nspm.rs/politicki-zivot/juzni-tok-kljucan-za-bezbednosnu-i-ekonomsku-stabilnost-balkana.html

19. ПророковиЪ Д. Геополитика Балкана и украинска криза. - Режим доступа: http://www.eurasia.rs./09.05.2014.

20. Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в XXI веке. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 350 с.

21. Россия и Центрально-Восточная Европа: в 2011-2013 гг. - М.: ИЭ РАН, 2014. -336 с.

21а.Сербия надеется, что «Южный поток» все же построят. - Режим доступа: http://www.rbctv.rbc.ru

22. Украинский кризис - стимул для евроинтеграции Балканских стран? - Режим доступа: http://dw.de/p/1Dix4

23. У Сербии к России свой счет. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/ 06/05/2014

24. У Сербии независимая внешняя политика // Политика. Сербия. - Режим доступа: http://shelter.bestpersons.ru/feed/post48496083/

25. Эксперт ХДС: Следующий кризис с участием России разыграется на Балканах. - Режим доступа: http://dw.de/p/1Dow/

26. «Cetiri stuba» su realnost, a ne nas izbor. - Mode of access: http://www. politika.rs/rubrike/Tema - nedelje./Strategija-spoljne-politike. Srbije

27. Dacic J. Ne moze Srbija da resava hladni rat // Tanjug. 10.10.2014. - Mode of access: http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Dacic-Ne-moze-Srbija-da-resava-hladni-rat. lt.html

28. EU ne zeli da Balkan prepusti Rusiji. - Mode of acess: http://novosti online 27. avgust 2014

29. Jovanovic M. Balkan nije najvazniji Rusiji. - Mode of access: http://politika.rs. 29/05.2012

30. Nikolic T. Prioritet Srbije clanstvo u EU. - Mode of access: http://novosti.rs

31. SNS podrzava 50%, vizit Putina - 70%. - Mode of access: http://politika.rs. Дата обращения: 12 октября 2014 г.

32. Tanasic N. Rusija i zapad - politika, istorija, kultura // Medunarodni problemi. -Beograd, 2005. - N 3. - S. 284-316.

33. Vucic D. Srbija je slobodna zemlja i nece uvoditi sankcije Rusiji. - Mode of access: http://Tanjng.08.sept.2014

34. Vucic D. Srbija za resenje ukrajinske krize mirmin putem. - Mode of access: http:// Tanjug.17. sept. 2014

35. Wirtschaftsblatt: Из-за «Южного потока» Сербия оказалась между двух огней. -Mode of access: http://www.russian.rt.com/10/09/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.