Научная статья на тему 'Особые экономические зоны в Российской Федерации'

Особые экономические зоны в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
330
47
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Скляр М.И.

Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 1990-х гг. Только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г.Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. кв. км (7% территории России) с населением 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. Помимо огромных размеров, процесс создания СЭЗ характеризовался отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования… В августе 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее Закон об особых экономических зонах). В качестве задачи организации особых экономических зон определено создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны в Российской Федерации»

особые экономические зоны в российской федерации

м.И. скляр,

кандидат географических наук, доцент Финансовая академия при правительстве РФ

Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 1990-х гг. Только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн кв. км (7 % территории России) с населением 18,5 млн чел. (13 % населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.

Помимо огромных размеров, процесс создания СЭЗ характеризовался отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования.

Фактически к началу 2003 г. в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, в том числе на основе федеральных законов зоны действовали на трех территориях — в Калининградской и Магаданской областях и Ингушетии.

Многие свободные экономические зоны — в Бурятии, Республике Тыва, Ингушетии, Угличе и Новгородской области — на практике были лишь внутренними офшорами: предприятия только регистрировались на территории СЭЗ, а производственную деятельность осуществляли за ее пределами. С вступлением в действие второй части Налогового кодекса РФ они потеряли львиную долю своих льгот и практически прекратили свою деятельность.

В августе 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон об особых экономических зонах) Задачей

организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот.

Виды особых экономических зон. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определены три вида ОЭЗ: промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные. В этом году планируется принятие изменений в Закон об ОЭЗ, предусматривающих создание еще одного вида экономических зон — портовых.

21 декабря 2005 г. Председатель Правительства Российской Федерации М. Е Фрадков подписал постановления о создании шести ОЭЗ (№ 779 — 784).

Созданы две промышленно-производственные ОЭЗ:

• в Липецкой области (производство бытовой электроники);

• в Елабуге (Татарстан) (производство автомобилей и их компонентов, высокотехнологической продукции нефтехимического направления). Четыре технико-внедренческие ОЭЗ:

• в Дубне (Московская обл.) (разработка информационных и ядерно-физических технологий);

• в Москве (Зеленоград) (разработка изделий микро- и наноэлектроники);

• в Санкт-Петербурге (разработка высокотехнологичной продукции);

• в Томске (разработка новых материалов).

2 марта 2007 г. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации заключило от имени Правительства РФ соглашения с администрациями Краснодарского края, Ставро-

польского края, Калининградской области, Алтайского края, Республики Алтай, Иркутской области, Республики Бурятия о создании на территории этих регионов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа.

Особая экономическая зона промышленно-про-изводственного типа «Липецк». Данная зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции. Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями: срок действия зоны составляет 20 лет; инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (в течение года с даты заключения соглашения — не менее 1 млн евро) по курсу Центрального банка РФ; создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников; предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

Область расположена в центре Европейской части России, на пересечении важнейших транспортных магистралей, связывающих столицу Российской Федерации с Северным Кавказом, а западные районы — с Поволжьем. Площадь — 24,1 тыс. кв. км. Население — 1,19 млн чел., городское — 771 тыс. чел. (67 %), сельское — 419 тыс. чел. (33 %), плотность населения — 49,4 чел. / км. Административный и культурный центр области — город Липецк с населением 503 тыс. чел. Территория особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» примыкает к промышленной зоне г. Липецка и располагается на территории Грязинского района на равноудаленном расстоянии от городов Липецка и Грязи вдоль автомобильной дороги Липецк — Грязи. Липецкая область является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации. Стабильно устойчивое социально-экономическое развитие Липецкой области дает основания для оптимистического прогноза на предстоящий период.

Объекты транспортной инфраструктуры. В 25 км от ОЭЗ расположен аэропорт «Липецк», способный принимать самолеты любого класса. В районе создания особой экономической зоны функционируют два железнодорожных вокзала — ст. Липецк (20 км) и ст. Грязи-Воронежские (18 км). ОЭЗ располагается на расстоянии 0,2 км от ст. Казинка. В 2005 г. на территорию ОЭЗ от ст. Казинка построен подъездной. путь. Плотность

железнодорожной сети — 309 км на 10 тыс. кв. км. ОЭЗ располагается вдоль автодороги регионального значения Липецк — Грязи II технической категории и имеет выход на федеральные дороги и трассы: автодорога Орел — Тамбов (16 км.); трасса М-4 «Дон» (70 км); трасса М-6 «Москва-Волгоград» (85 км). Плотность автодорожной сети в области — 217,6 км на 1 000 кв. км.

Предприятия, подтвердившие свое участие в качестве резидентов особой экономической зоны. METR S. p. A — производство роторов и статоров электродвигателей; VERGOKAN — производство лотков для укладки кабеля; SIGNODE SYSTEM GMBH — производство систем по упаковке с применением стальной ленты; Viterie Italia Cetrale — производство крепежных изделий; EKINLER ELEKTRONIK — производство электрокабеля; Компания «BEEPLAST» — производство комплектующих изделий из пластмассы для бытовой техники; CIAMAGLIA — производство мебели; INDESIT COMPANI — производство газовых плит, комплектующих изделий для изготовления холодильников, стиральных машин; Electrolux — производство стиральных машин; SEST — производство испарителей для холодильных прилавков, витрин; Pro-mould — Производство оснастки для изготовления изделий из пластмассы; VERMGLASS — производство изделий из стекла; Elektrowerkzeuge — производство электроинструмента; Odenwald Faserplattenwerk GmbH — производство плит из минерального волокна; B/S/H Bosch und Siemens Hausgerate GmbH — производство автомобильных запчастей, диагностического оборудования и электроинструментов, бытовой техники, систем безопасности и промышленного оборудования; Siemens GmbH — производство сложнобытовой техники и оборудования; Akzo Nobel — производство медикаментов, покрытий и химикатов; Sisu Diesel — производство двигателей внутреннего сгорания; Bundy Refrigeration — производство испарителей, конденсаторов и прочих жидкостных охладительных систем для холодильников и бытовой техники.

Особая экономическая зона в г. Елабуга. Особая экономическая зона промышленно-производс-твенного типа «Алабуга» размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан, в Камском промышленном узле. Площадь — ОЭЗ 20 кв. км. Население — 1 млн чел. Территория Елабужского района и г. Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7 %, а среднероссийский уровень — в 3,1 раза.

- 35

Основными отраслями специализации территориальной экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Инвесторы получат доступ к международному аэропорту (20 км); федеральной железнодорожной системе; федеральной дорожной системе; речному порту с выходом к морю. 18 января 2006 г. подписано Соглашение о создании ОЭЗ ППТ «Алабуга» в Елабужском районе Республики Татарстан между Правительством РФ, Правительством РТ и Администрацией г. Елабуга и Елабужского района.

Транспортная инфраструктура. ОЭЗ «Алабуга» расположена около г. Елабуга Елабужского района РТ, в 25 км от г. Набережные Челны, и в 40 км от г. Нижнекамск. В 20 км от ОЭЗ «Алабуга» расположен международный грузопассажирский аэропорт «Бегишево», имеется выход на федеральную автодорогу «Москва — Казань — Уфа — Челябинск», в близлежащих городах Набережные Челны и Нижнекамск действуют речные грузовые порты с выходом к Единой глубоководной транспортной системе европейской части России.

Резиденты ОЭЗ «Алабуга»: ОАО «Северс-тальавто-Елабуга», совместно с FIAT. Направление деятельности — производство коммерческих автомобилей, инвестиции — 4,4 млрд руб. Создание 1 700 рабочих мест. Выход на проектную мощность — март 2007 г. В рамках отдельного проекта ОАО «Северсталь-авто» планирует строительство завода по выпуску дизельных двигателей с объемом 100 тыс. шт. в год.

ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге. Создается на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт-Петербурга. Зона создается с целью локализации организаций и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в области высоких технологий.

В соответствии со ст. 10 п/п 2 Закона РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и системы.

На территории особой экономической зоны Санкт-Петербурга (далее — ОЭЗ), в соответствии с

36 -

заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники, разработка аналитических приборов и производство опытных партий.

Наличие подъездных путей. Железнодорожные пути — железнодорожный узел Санкт-Петербург — 100 железнодорожных станций, 8 грузовых дворов. Морские и речные порты — Морской порт Санкт-Петербург. Два речных порта. Грузооборот — 96,6 млн тонно-километров. Аэропорты — Аэропорт I класса «Пулково».

1-я очередь ОЭЗ—участок «Нойдорф» (Стрельна). Автомобильные дороги общего пользования — близость ТВЗ до федеральных автодорог: Россия (Санкт-Петербург — Москва) — 17 км, Санкт-Петербург—Псков — 6 км, Санкт-Петербург — Нарва — 2,2 км, Кольцевая автодорога — 2 км.

2-я очередь ОЭЗ — участок севернее лесопарка «Ново-Орловский». Автомобильные дороги общего пользования — близость ТВЗ до федеральных автодорог: Скандинавия (Санкт-Петербург — Выборг — государственная граница) — 2,3 км, Кольцевая автодорога — 5,5 км.

Резиденты в особой экономической зоне в г. Санкт-Петербурге:

1. 3АО» Транзас». Основные направления деятельности резидента: разработка и совершенствование наукоемкой продукции для морского, речного и воздушного транспорта, в том числе системы управления движением судов, электронные карты, комплексные тренажеры различного назначения, авионика (система раннего предупреждения столкновения с землей, навигационные базы данных и др.), судовые и навигационные системы и др.

2. ЗАО «Транзас Технологии». Основные направления деятельности резидента: разработка и совершенствование программного обеспечения наукоемкой продукции для морского, речного и воздушного транспорта, в том числе системы управления движением судов, электронные карты, комплексные тренажеры различного назначения, авионика (система раннего предупреждения столкновения с землей, навигационные базы данных), судовые и навигационные системы.

Основные сведения о 1-м участке ОЭЗ ОЭЗ «Зеленоград», промзона Алабушево. В границах особой экономической зоны Зеленоград планируется создание 15 тыс. новых рабочих мест. Будет осуществляться строительство ряда транспорт-

ных коммуникаций вне границ зоны. Среди них: развязка на 37 км автодороги «Россия» с учетом ее продолжения до строящейся скоростной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург» (около 7 км); автодороги «Алабушево — Чапшиково», которая соединит территорию ТВЗ «Зеленоград» непосредственно с автодорогой «Россия» (около 3,5 км). В границах участка «Алабушево» намечено создать научную, производственную, вспомогательную и рекреационные зоны. На создание инф-растуктуры участка планируется направить 10 млрд руб. в равных долях из федерального бюджета и бюджета города Москвы. Строительство научных и производственных объектов предполагается осуществлять за счет средств резидентов. На этом участке предполагается осуществление всех этапов технико-внедренческой деятельности — от разработки материалов, технологий и т. д. до выпуска и реализации опытных партий изделий.

Определены следующие основные задачи деятельности технико-внедренческой ОЭЗ в Зеленограде: создание базовых прорывных технологий, имеющих мультипликативный эффект и являющихся основой для разработки и производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств Зеленограда; развитие инновационной инфрастук-туры, создание условий для успешного ведения технико-внедренческой деятельности резидентами; развитие производства и техническое перевооружение предприятий электронной промышленности Зеленограда на современном технологическом уровне; эффективное использование производственного потенциала и повышение финансовой устойчивости предприятий; сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научно-технических и рабочих кадров на основе организации целевой подготовки и переподготовки кадров на предприятиях, в учебных заведениях и центрах; коммерциализация научных разработок организации и предприятий Зеленограда; повышение занятости жителей города за счет создания новых рабочих мест; улучшение условий труда, рост заработной платы; расширение налоговой базы и рост платежей в федеральный бюджет, бюджет города Москвы и во внебюджетные фонды.

Резиденты в особой экономической зоне в г. Москва, ОЭЗ «Зеленоград»:

1. ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр». Основные направления

деятельности резидента: разработка и создание отечественной электронной компонентной базы; разработка и создание микросистемной техники и микроэлектромеханических систем; разработка и создание информационно-телекоммуникационных систем; разработка и создание радиоэлектронной аппаратуры нового поколения на основе собственной электронной компонентной базы.

2. ООО «Альфачип». Основные направления деятельности резидента: создание и актуализация библиотеки цифровых, аналоговых и цифро-аналоговых функционально законченных блоков (/Р-блоков), иногда называемых блоками интеллектуальной собственности; разработка и совершенствование компиляторов ЗУ; создание в особой экономической зоне Научно-технического центра автоматизированного проектирования субмикронных СБИС и систем на кристалле.

ОЭЗ в г. Дубна. В Дубне проживают 67 тыс. чел., 13 тыс. имеют высшее образование, более 1 тыс. — кандидаты наук и около 300 — доктора наук.

Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленных за г. Дубной как наукоградом Российской Федерации. (Указом Президента РФ от 21 декабря 2001 г. № 1472.) Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.

Основными целями технико-внедренческой зоны являются: увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции, и в первую очередь в сфере информационных технологий; создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия; создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

В ходе реализации проекта технико-внедренческой зоны будут решаться следующие задачи: отработка современной модели развития наукоградов как ключевых элементов создаваемой национальной инновационной системы; отработка механизмов концентрации в современных условиях

- 37

интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере; отработка механизмов взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, отработка механизмов частно-государственного партнерства при реализации проектов территориального развития; отработка механизмов создания и функционирования особых экономических зон как инструмента государственной поддержки деятельности в сфере высоких технологий.

В качестве отдельных задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

Резиденты особой экономической зоны в Дубне.

1. ОАО «Управляющая компания «Дубна-Система». Основные направления деятельности резидента: разработка новых материалов и технологий для изготовления сверхтонких гибких печатных плат для радиоэлектроники, авиакосмоса. Машиностроительная, медицинская и компьютерная техника.

2. ООО «Лкжсофт Дубна». Основные направления деятельности резидента: проведение работ по разработке полного цикла программного обеспечения, либо части программного продукта; разработка бизнес-процессов; аутсорсинг бизнес-трансформаций.

ОЭЗ в г. Томске. 26 апреля 2006 г. Президент РФ В. В. Путин открыл ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Томске. Город Томск: 3,5 тыс. докторов и кандидатов наук; 110 тыс. студентов; 10 международных научно-образовательных центров; 4 университета; 273 инновационных предприятия.

1-й участок ОЭЗ — Академгородок. Основная идея проектного предложения — создание на территории Томской области особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Создание ОЭЗ благоприятно скажется на инвестиционном и предпринимательском климате региона и послужит дополнительным толчком для формирования динамично развивающейся, конкурентоспособной региональной экономики посредством развития наукоемких, высокотехнологичных отраслей. Кроме того, создание ОЭЗ позволит сформировать новый стандарт качества организации труда и жизни, что естественным образом повысит привлекательность г. Томска как места, где созданы благоприятные условия для работы и проживания.

38 -

2-й участок ОЭЗ — Томскнефтехим. Реализация проекта на территории ТНХК технико-внедренческой зоны (ТВЗ) экономически оправдано тем, что на расположенной рядом площадке ООО «Томскнефтехим» имеется необходимая инженерно-транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки воздухоразделения, водоподго-товки и водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции и т. д.).

Использование данной инфраструктуры позволит кратно снизить объем капвложений на данный проект.

Резиденты особой экономической зоны в Томской области:

ООО «Научно-исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим». Основные направления деятельности резидента: разработка и создание технологической базы промышленного производства современных высокоэффективных катализаторов и новых полимерных материалов.

Туристско-рекреационные ОЭЗ. Основные цели создания ОЭЗ и их значение для РФ: создание и последующее развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа, опирающееся на взаимовыгодное сотрудничество и высокопрофессиональный подход всех участвующих субъектов обеспечит: увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение уровня занятости населения (к 2016 г. планируется создать в 7 ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях — около 155 тыс. рабочих мест); улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; рост туристских потоков на территории особых экономических зон (с 3 млн туристов до 9, 7 млн туристов к 2016 г.); сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Особая экономическая зона в Алтайском крае «Бирюзовая Катунь» (площадь — до 33 кв. км). Цель проекта — формирование организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности.

В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: экологический, оздоровительный, водный, спортивный, спелеотуризм. Наиболее крупными объектами туристской индустрии станут: гостиничный комплекс круглогодичного действия на 3-3,5 тыс. мест размещения (категории 3-4*), объекты культурно-развлекательного, оздоровительного и спортивного (конноспортивный комплекс, комплекс плавательных бассейнов и т. д.), пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Особая экономическая зона в Республике Алтай (площадь — до 16 кв. км). Цель проекта — развитие туристской отрасли на высоком международном уровне с целью более полного вовлечения значимых туристских ресурсов, привлечения инвестиций и, как следствие, социально-экономическое развитие республики и рост уровня и качества жизни населения. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: горнолыжный, экологический, спортивный, рекреационный. Наиболее крупными объектами туристской индустрии станут: гостиничные комплексы круглогодичного действия на 8,5 тыс. мест размещения (категории 3-4*) со SPA-центрами, физкультурно-оздоровительными и культурно-развлекательными объектами, лечебно-оздоровительный комплекс, горнолыжный комплекс, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Особая экономическая зона в Иркутской области (площадь — до 4 кв. км). Цель проекта — создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ и Европы, на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи поселка Листвянка (Иркутский район). В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: деловой, спортивный, экологический, лыжный. Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов круглогодичного действия на 11 тыс. мест размещения (категории 3-5*) с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, два конгресс-центра, горнолыжный комплекс, подвесная пассажирская канатная дорога, аквапарк, рекреационный центр, сеть заведений общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Особая экономическая зона «Байкал» в Республике Бурятия_(площадь — до 701 кв. км). Цель проекта — формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, формирование

условий для быстрого и устойчивого развития региона. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: горнолыжный, спортивный, экологический, оздоровительный, экскурсионный, водный. Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов круглогодичного действия на 22 тыс. мест размещения (категории 3-5*) с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, горнолыжный комплекс, крытый аквапарк, яхт-клуб, конноспортивный комплекс, спортивно-оздоровительный комплекс, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Особая экономическая зона в Краснодарском крае_ (площадь — до 20 кв. км). Цель проекта — развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный. Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 110 тыс. мест размещения (категории 3-5*), спортивные, физкультурно-оздоровительные и культурно-развлекательные сооружения и центры (поля для гольфа, игровые площадки, бассейны, парки развлечений), яхт-клубы, аквапарки, заведения общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» в Ставропольском крае (площадь — до 17 кв. км). Цель проекта — создание современного бальнеологического курорта, для чего необходимо качественное улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой, спортивный, познавательный. Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала Кавминвод должны стать инновационные технологии балънеолечения и новинки мировой SPA-индустрии.

Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 17 тыс. мест размещения (категории 3-5*), всероссийский детский оздоровительный

- 39

центр, клиника инновационного лечения, SPA-центры, спортивно-реабилитационный комплекс, горнолыжный комплекс, центр экстремального туризма, культурно-развлекательные объекты, аквапарк, этнопарк, дельтадром, ледовый каток, обсерватория, стрельбище, прочие объекты сферы услуг.

Объем внебюджетных инвестиций составит около 49 млрд руб.

Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области (площадь — до 67 кв. км). Цель проекта — формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона путем реализации либеральных, адаптированных к европейским стандартам хозяйственных механизмов, а также активизации развития экологического туризма в Калининградской области. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: экологический, оздоровительный, водный, экскурсионный, велотуризм.

В рамках проекта будут построены: детский оздоровительный центр, международный экологический лагерь, международный образовательный центр, планерная школа, закрытый аквапарк, гостиницы на 4 тыс. мест размещения, яхт-клубы, пункты общественного питания, прочие объекты сферы услуг.

Портовые ОЭЗ. Согласно законопроекту, портовые ОЭЗ могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов. Портовые зоны могут создаваться на срок до 49 лет. Это связано с тем, что требуется достаточно длительное время, чтобы окупились вложения в портовое хозяйство. На портовые ОЭЗ будут распространяться все налоговые и таможенные льготы, которыми пользуются участники обычных ОЭЗ, но перечень операций, не облагаемых налогами, будет расширен. На территории портовых ОЭЗ предлагается использовать режим свободной таможенной зоны.

Условием для регистрации в качестве резидента портовой ОЭЗ будет масштаб его деятельности: кандидат должен платить в год не менее 10 млн руб. налогов и пошлин, если он занимается складированием и оптовой торговлей товарами, или 30 млн руб., если в число этих товаров входит минеральное сырье. Либо кандидат должен вложить в создание инфраструктур нового порта не менее 100 млн евро, аэропорта — не менее 50 млн евро.

В заключение необходимо отметить значительный совокупный социально-экономический эффект от создания ОЭЗ. В первую очередь, это

формирование уникальной деловой среды для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынки. Основные преимущества особых экономических зон: современная материально-техническая база для развития технико-внедренческой деятельности; развитая сеть услуг для инновационного бизнеса (консалтинговых, маркетинговых, юридических и др.); эффективный доступ к финансовым ресурсам (фондам прямых инвестиций, венчурным фондам и т. д.); благоприятный режим ведения предпринимательской деятельности; широкие возможности для реализации экспортного потенциала; доступ к профессиональным кадровым ресурсам; систематический обмен между компаниями передовыми знаниями и лучшей практикой.

По сути, особая экономическая зона является площадкой для реализации не только инвестиционных проектов в инновационной сфере, но и проектов совершенствования транспортной, жилищной, социально-бытовой инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 № 76-ФЗ)».

2. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3. Гирин A. M. Правовой режим недвижимого имущества в особых экономических зонах // Недвижимость, Строительство, Право. 2007. № 1.

4. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны / ЮНИТИ, - М. 2005.

5. Реут al. И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. № 5.

6. Цыпин И. С., Веснин В. Р. Мировая экономика // Проспект, М. 2005.

7. http://rosoez. ru/ru

8. http://www. rosez. ru/

9. МЭРиТ, http://www. economy. gov. ru/

10. http://www. admlr. lipetsk. ru/rus/oez/scheme. php

11. КЭРППиТ СПб http. /cedipt. spb. ru/www/site. nsFweb/c0037_02

12. http://www. dubna. ru/