Научная статья на тему 'Особые экономические зоны и территориальные кластеры как факторы повышения конкурентоспособности приграничных территорий'

Особые экономические зоны и территориальные кластеры как факторы повышения конкурентоспособности приграничных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
957
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / COMPETITIVENESS / SPECIAL ECONOMIC ZONES / CLUSTER POLICY / TERRITORIAL INNOVATION CLUSTERS / BIOPHARMACEUTICAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева Валентина Васильевна

Рассмотрен генезис создания особых экономических зон, проанализированы элементы создаваемых моделей ОЭЗ и территориальных кластеров в России. Представлены рекомендации по созданию территориального инновационного кластера – биофармацевтического кластера в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AND TERRITORIAL CLUSTERS AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE BORDER TERRITORIES

The genesis of the creation of special economic zones, created models for parsing the SEZ and territorial clusters in Russia. Provide recommendations for the creation of territorial innovation cluster – a biopharmaceutical cluster in the Republic of Buryatiya.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны и территориальные кластеры как факторы повышения конкурентоспособности приграничных территорий»

3. Ежегодная научно-практическая конференция межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 3.

4. Клинов В.Г. Экономика России: итоги развития, цели и механизмы модернизации // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1.

5. Новичков Н.В. Маркетинг регионов: конкурентный подход // Дгб Аіітіпізігапііі. 2011. № 2.

6. Понеделков А., Старостин А. Россия: социально-политические характеристики безопасности // Власть. 2011. № 10.

7. Явчуновская Р.А. Россия и современный мир: политика, экономика, безопасность // Власть. 2012. № 5.

ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ. См. с. 343.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры архивоведения и документоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (svemi kh1@rambler. ru).

MIKHAYLOVA SVETLANA YURYEVNA - doctor of historical sciences, professor of Archives and Documents Keeping Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, профессор кафедры актуарной и финансовой математики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vvn22@yandex.ru).

NIKITIN VICTOR VASILYEVICH - candidate of physical and mathematical sciences, professor of Insurance and Financial Mathematics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 332.122

В.В. ДОРЖИЕВА

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Ключевые слова: конкурентоспособность, особые экономические зоны, кластерная политика, территориальные инновационные кластеры, биофармацевтический кластер.

Рассмотрен генезис создания особых экономических зон, проанализированы элементы создаваемых моделей ОЭЗ и территориальных кластеров в России. Представлены рекомендации по созданию территориального инновационного кластера - биофармацевтического кластера в Республике Бурятия.

V.V. DORZHIEVA SPECIAL ECONOMIC ZONES AND TERRITORIAL CLUSTERS AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE BORDER TERRITORIES

Key words: competitiveness, special economic zones, cluster policy, territorial innovation clusters, biopharmaceutical cluster.

The genesis of the creation of special economic zones, created models for parsing the SEZ and territorial clusters in Russia. Provide recommendations for the creation of territorial innovation cluster - a biopharmaceutical cluster in the Republic of Buryatiya.

Развитие приграничных территорий является одной из приоритетных социально-экономических задач России, так как из 83 субъектов Российской Федерации 45 являются приграничными и занимают четвертую часть территории России. Эксперты сходятся во мнении, что большинство приграничных субъектов РФ, несмотря на их геополитическое положение и имеющийся потенциал, являются экономически нестабильными. Крайняя неравномерность социальноэкономического развития российских регионов всесторонне изучена и проанализирована в работах С.С. Артоболевского, А.И. Трейвиша, Н.В. Зубаревич, И.В. Пилипенко [7, 11, 14, 16]. Так, уровень производительности труда (один из основных показателей конкурентоспособности национальной и региональной экономики) в 64 регионах РФ ниже среднероссийского и соответствует уровню развивающихся стран.

Зарубежные и отечественные ученые (М.Ю. Портер, Г.Б. Клейнер, А.Г. Гран-берг, В.И. Суслов, Ю.С. Ершов, А.И. Татаркин, О.А. Романова и др.) на примере многочисленных данных доказали, что современный экономический рост в пространственном аспекте носит исключительно поляризованный, точечный характер [4, 5, 8, 11, 12, 15]. При этом современная российская региональная государственная политика в основном базируется на выведении ее территорий из кризисного состояния путем формирования дополнительных рычагов, учитывающих особенности экономического и природного потенциалов. Одним из таких инструментов стал институт особых экономических зон (ОЭЗ), получивший новый импульс к развитию с принятием Федерального закона от 25.06.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. особые экономические зоны (ОЭЗ) - это базовый элемент национальной инновационной системы Российской Федерации [10].

В настоящее время в мире используются около 30 форм подобных экономических зон, их число, по разным данным, доходит до 3-4 тыс. Общеизвестно, что создание ОЭЗ - наиболее эффективная и используемая в мире практика по развитию конкретных территорий. ОЭЗ являются апробированным широкой и многолетней практикой инструментом повышения конкурентоспособности страны, катализатором роста уровня социально-экономического развития.

Создание зон свободной торговли началось еще в 30-е гг. XX в. и получило широкое распространение в США. В соответствии с принятым специальным законом 1934 г. с точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Особенно большое количество свободных зон появилось в мире в 1960-1970 гг. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур в мае 1973 г. (Киотская конвенция) заложила в основу создания зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с ним зона свободной торговли определялась как часть территории страны, в которой товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. Это достигалось взаимодействием различных финансовых инструментов: налогообложения, таможенного режима, банковской деятельности, имущественных отношений, предоставлений концессий, гарантии прав инвесторов [2].

Согласно исследованию Организации по международному развитию при ООН (ЮНИДО), современными факторами привлечения финансовых средств в национальную экономику стран мира являются: в меньшей степени традиционные факторы (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда), в большей степени развитая финансовая инфраструктура, компетентная бюрократия, устойчивая политика макроэкономической стабилизации, проработанная система финансовых стимулов.

В мировой практике используются два альтернативных метода создания ОЭЗ. Первый - это создание ОЭЗ в соответствии с государственной программой и на бюджетные средства (Китай, Южная Корея). Во втором случае (он распространен чаще) ОЭЗ управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит свои отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

Можно выделить общие финансовые инструменты для ОЭЗ, которые используются в мировой экономике: таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций; налоговое стимулирование - порядок исчисления налоговой базы, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научноисследовательские и опытно-конструкторские работы, пониженный уровень

налоговых ставок, постоянное или временное освобождение от налогообложения, предоставление налоговых кредитов; финансовые преференции, в том числе государственные субсидии, предоставляемые в прямом виде - за счет бюджетных средств и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.

В российской практике первой формой особого экономического режима стали свободные экономические зоны. Особая, свободная или специальная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) - один из видов привлечения финансовых ресурсов в приграничные районы, представляющая собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Эта форма оказалась стихийной, нерегулярной и плохо регламентированной. В начале 1990-х гг. СЭЗ воспринимались как территории, которые быстрее начнут внедрять практику рыночных отношений и станут «флагманами» капиталистической экономики. За их статус велась лоббистская борьба, поскольку он позволял региональным элитам свободнее распоряжаться финансовыми ресурсами. Более или менее реально действовали СЭЗ «Находка» в Приморском крае на базе крупного российского порта (предприятия работали в СЭЗ на условиях налогового кредита) и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, имевшие наилучшие экономико-географические предпосылки [3].

Используя собственный неудачный опыт создания экономических зон, а также опыт их создания в мире, в России была предпринята вторая попытка использования этой финансовой стратегии регионального развития. При этом функционирование современных ОЭЗ является пробным проектом внедрения новой налоговой, инвестиционной и бюджетной политики России. Институциональный режим ОЭЗ определяется следующими публичными договорами: соглашением о создании ОЭЗ и соглашением о ведении предпринимательской деятельности в оЭз. Основной финансовый стимул для развития этих территорий - это снижение издержек резидента ОЭЗ до 20% за счет налоговых и таможенных льгот, а также государственное финансирование инфраструктуры.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 116-ФЗ действуют следующие типы ОЭЗ: промышленно-производственные особые экономические зоны (ППЗ) - 4 (Липецкая область, «Липецк»; Республика Татарстан, «Алабуга»; Самарская область, «Тольятти»; Свердловская область, «Титановая долина»); технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ) - 4 (г. Москва, «Зеленоград»; Московская область, «Дубна»; г. Санкт-Петербург, Нойдорф; Томская область, «Томск»); туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ) - 8 (Республика Алтай, «Алтайская долина»; Республика Бурятия, «Байкальская гавань»; Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»; Ставропольский край, «Гранд Спа Юца»; Иркутская область, «Ворота Байкала»; Калининградская область, «Куршская коса»; Приморский край, «Остров Русский»; Северный Кавказ, Северо-Кавказский туристический кластер); портовые (ПЗ) - 3 (Ульяновская область, «Ульяновск-Восточный»; Хабаровский край, «Советская Гавань»; Мурманская область).

Повышению экономического потенциала регионов должны способствовать все типы ОЭЗ. Идеология и концепция ОЭЗ разработаны применительно к условиям России с учетом обеспечения экономического роста национальной хозяйственной системы страны. ОЭЗ предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий, обладающих необходимыми предпосылками для образования полюсов экономического роста. В широком понимании современные ОЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получе-

ния доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса, развития отраслей импортозамещения и, в конечном итоге, для развития национальной экономики и ее рациональной интеграции в мировое хозяйство.

Справедливо отмечают А.Б. Николаева, Е.П. Башмакова: «ОЭЗ, как экономическая система с особым режимом предпринимательской деятельности...., включает в себя многие элементы кластерной политики. По своему характеру выбор расположения ОЭЗ определяется конкурентными преимуществами регионов, на территории которых они создаются, и в данном аспекте этот инструмент отражает принципы проводимой государством инвестиционной политики» [9].

Значение ОЭЗ, кластеров и кластерной политики для приграничных регионов состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей экономики, создание адекватной производственной и социальной инфраструктуры, качественно новых рабочих мест, привлечение квалифицированных специалистов и в результате - формирование новых полюсов конкурентоспособности.

Элементы кластерной политики как направления к переходу «к инновационному социально ориентированному типу экономического развития» Правительством РФ заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. и в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. Более того, использование кластерного подхода заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, причем многие проекты развития территориальных кластеров реализуются в инициативном порядке. На федеральном уровне сформированы механизмы, позволяющие обеспечить гибкое финансирование мероприятий по созданию и развитию сети территориальнопроизводственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал регионов, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

В основе создания кластерной модели, так же как и в модели ОЭЗ, лежит идея привлечения инвесторов для организации конкурентоспособных промышленных производств путем предоставления конкретного земельного участка и необходимого комплекса инженерно-коммунальных и других инфраструктурных услуг. При реализации проекта создания территориального кластера применяются принципы государственно-частного партнерства.

Использование кластерной модели организации бизнеса в качестве инструмента модернизации экономики сегодня не имеет альтернативы. Взаимообусловленность и взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности - это, по сути, новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития [1]. В управлении конкурентоспособностью региона выступают все заинтересованные лица: органы государственной и региональной власти, предприниматели, научно-исследовательские и образовательные институты.

Одна из ключевых инициатив, предлагаемая нами (авторский коллектив Бурятского научного центра СО РАН в составе Б.В. Базарова, В.В. Доржиевой, С.М. Николаева и др.) - создание территориального инновационного биофарма-цевтического кластера, основанного на потенциале Республики Бурятия в области создания производства и внедрения в медицинскую практику инновационных лекарственных препаратов с использованием восточной (тибетской) рецептуры (лекарственных препаратов растительного происхождения, биологически активных добавок к пище - оздоровительные средства, масла, гели и др.) и экологически чистого растительного сырья Байкальского региона.

Преимуществами препаратов, созданных на основе природного, в основном растительного, сырья, перед существующими аналогами являются: эффективность и безопасность лекарственных средств тибетской медицины, доказанных многовековой практикой и современными научными исследованиями; высокий интерес потребителей; отсутствие на российском и мировом рынках серийно выпускаемых препаратов, созданных на основе традиций тибетской медицины.

В Республике Бурятия тибетская медицина традиционно существовала вокруг буддийских конфессий. На территории субъекта расположены резиденция Буддийской традиционной Сангхи России и 26 буддийских храмов-дацанов. Несмотря на коллизии XX в. традиции тибетской медицины оказались сохранены. В Бурятском научном центре СО РАН находится крупнейшая коллекция письменных источников (около 100 тыс. единиц хранения), из них по тибетской медицине около 500 книг. Богатое наследие трактатов по тибетской медицине позволило установить системный структурный принцип построения основ тибетской медицины, выявить основные принципы диагностики и фармакотерапии заболеваний в тибетской традиции, определить общие закономерности формирования многокомпонентных лекарственных препаратов тибетской медицины.

Учеными Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН переведены и изданы основополагающие труды в области тибетской медицины: «Чжуд-Ши», «Кунсал-нандзод», «Атлас тибетской медицины», «Дзейц-хар-мигчжан», «Онцар-гадондэрзод», «Лхантаб» и некоторых тибетских медицинских рецептурников, дана характеристика ботанико-фармакологических разделов, осуществлены идентификация лекарственных средств, частичная расшифровка части медицинской терминологии и тибетских названий растений, приведение к принятым латинским соответствиям.

Сотрудниками Института общей и экспериментальной биологии СО РАН по традиционным рецептам воссоздаются лекарственные и оздоровительные средства, проводится их химико-фармацевтическое и фармакологическое изучение, исследуются биология и сырьевая база лекарственных растений в Байкальском регионе, разрабатываются агротехнологии культивирования лекарственных растений в Республике Бурятия.

Учеными Института физического материаловедения СО РАН создаются технические средства для традиционных методов диагностики и лечения заболеваний.

В Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления разработан уникальный биотехнологический способ активации пробиотических микроорганизмов, создаются новые технологии и молекулярно-биологические методы оценки безопасности и качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, исследуются вторичные иммунодефицит-ные состояния и алиментарные способы их профилактики и коррекции.

Практическое внедрение результатов научных разработок осуществляется в ГАУЗ «РКБВЛ “Центр восточной медицины”», где реализуется диагностика заболеваний с помощью пульсодиагностического комплекса, разработанного учеными Бурятского научного центра СО РАН.

В настоящее время в ЗАО «Лекарственные травы» (г. Москва) выпускается препарат полифитохол, налажено производство генсехола в Монголии. В Республике Бурятия также создано производство лекарственных и оздоровительных средств: МИП «Бифивит» ВСГУТУ (производство 2 видов заквасок и 5 видов биопродуктов), МИП «АРУРА» БНЦ СО РАН (производство 15 видов БАДов растительного происхождения), МИП «БайкалЭкоПродукт» (производство 4 видов продуктов на основе облепихи и кедрового ореха), ГАУЗ «РКБВЛ “Центр восточной медицины”» (производство 51 вида фитосборов). Среди них необходимо выделить средство по диабету, которое уже сейчас

показало хороший эффект. Конечно, потребуются доклинические и клинические испытания. Все это позволит увидеть действие препарата на уровне капиллярной системы, а также сравнить разрабатываемое лекарственное средство с существующими и дать соответствующие рекомендации. Министерством обороны РФ для ограниченного круга лиц применяется средство «Кар-декаим», которое повышает специфическую сопротивляемость организма и превосходит по эффективности многие аналогичные препараты.

В Республике Бурятия имеются все предпосылки для формирования био-фармацевтического кластера на основе интеграции государственной и муниципальной власти, научно-исследовательских центров и профильных вузов, существующих и активно действующих рыночных субъектов среднего и малого бизнеса, бизнес-инкубатора и инновационных малых предприятий, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по исследованию, разработке и продвижению на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной конкурентной продукции с использованием механизмов государственно-частного партнерства и привлечением крупного инвестора. Такая интеграция позволит создать замкнутый цикл: от подготовки кадров и фундаментальных научных исследований в области фармацевтики до разработки новых технологий и массового производства лекарств для российских потребителей.

Создание такого биофармацевтического кластера, на наш взгляд, является и одним из ключевых приоритетов реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 г. № 965 и Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 91 от 17.02.2011 г.

Результатами создания биофармацевтического кластера г. Улан-Удэ должны стать:

- создание производственной базы - современного высокотехнологического производственного комплекса для размещения собственного или контрактного производства, специализирующегося на выпуске оригинальных отечественных лекарственных препаратов с использованием рецептуры восточной медицины;

- привлечение российских и иностранных компаний для обеспечения трансфера технологий и специалистов в области изготовления лекарственных средств, реализации инвестиционных проектов, создания ряда контрактных и собственных производств достаточной мощности для собственных целей кластера и привлечения крупных иностранных фармацевтических компаний;

- привлечение специалистов отрасли, организация специализированных программ обучения и привлечение высококвалифицированного персонала;

- формирование новых компетенций в фармацевтическом производстве и выход продукции кластера в высокотехнологичные сектора;

- достижение конкурентоспособности производства и лидирующих позиций на фармацевтическом рынке.

Литература

1. Авилова В.В., Тимофеева О.С. Региональный кластер как действенный механизм реализации кластерной политики Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 12. С. 302-305.

2. Ведмедь И.Ю. Стимулирование регионального развития при помощи организации экономических зон (мировой опыт) // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. Т. 14, № 3. С. 45-51.

3. Ведмедь ИЮ. Эволюция финансовых механизмов и инструментов размещения производительных сил // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 9. С. 70-74.

4. Гранберг А.Г., Ершов Ю.С. Особенности докризисных сценариев социально-экономического развития РФ и ее регионов // Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспи-цына. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. С. 204-206.

5. Гранберг А.Г., Суслов В.И. Изучение пространственного развития экономики в системе межрегиональных межотраслевых взаимосвязей // Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспицына. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. С. 29-38.

6. Зубаревич Н.В. Регионы и города России: сценарии - 2020 // РгоеЮогЛга. 2011. № 1-2. С. 57-71.

7. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый ин-т соц. политики, 2010. 160 с.

8. Клейнер Г.Б. Экономический рост в России: микроэкономические факторы и ограничения // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 3(20).

9. Николаева А.Б., Башмакова Е.П. Влияние особых экономических зон на процесс кластеризации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т. 3, № 24. С. 169-173.

10. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 51. Ст. 2732.

11. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов. М.: Эслан, 2011. С. 177-196.

12. Портер М.Ю. Конкуренция. 2-е изд. М.: Вильямс, 2006. 608 с.

13. Портер М.Ю. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

14. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы / под ред. А.И. Трейвиша, С.С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 296 с.

15. Татаркин А.И., Романова О.А., Гребенкин А.В., Акбердина В.В. Экономико-технологическое развитие региональных промышленных систем: теория, методология, практика / под ред. А.И. Татаркина. М.: Наука, 2011. 353 с.

ДОРЖИЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, начальник научно-инновационного отдела, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований, Бурятский научный центр, Сибирское отделение Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ (vv2006uu@yandex.ru).

DORZHIEVA VALENTINA VASILYEVNA - candidate of economics sciences, head of Scientific and Innovation Department, senior scientific worker of Regional Economic Studies Department, Buryat Scientific Centre, Sibirian Department of Russian Sciences Academy, Russia, Ulan-Ude.

УДК 330.341.4:334.7

С.Б. ЕГОРОВА

СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОГО РЫНКА

Ключевые слова: рынок, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия фирмы, конкурентная стратегия.

Рассмотрены проблемы создания конкурентных преимуществ и концепции стратегического управления фирм в современных рыночных условиях.

S.B. EGOROVA

CREATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES IN CONDITIONS MODERN THE MARKET

Key words: the market, the competitiveness, competitive advantages, the firm strategy, competitive strategy.

Problems of creation of competitive advantages and the concept of strategic management of firms in modern market conditions are considered.

В современной экономике конкуренция является цивилизованной, культурной формой борьбы за существование соперников в рыночном противоборстве, служит действенным способом раскрытия потенциала и регулирования рыночных отношений, так как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров ведут к увеличению и повышению качества товаров. В связи с этим на практике определяется конкурентоспособность товаров. Конкуренция обязывает товар быть конкурентоспособным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.