2008 История №2(3)
УДК 621-31
Д.В. Долгушев
ОСОБОЕ МЕСТО РОССИИ НА МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
Анализируется особое положение России на мировом энергетическом рынке и оцениваются перспективы развития русского энергетического рынка.
С начала XXI в. мир вступил в новую эру - очень дорогой энергии. Её производят почти с нулевым резервом свободных мощностей. Ежедневно человечество потребляет около 85 млн барр. нефти, добывается же за сутки на всей планете немногим больше. В год ведущие страны мира используют около 14 млрд т условного топлива, что почти в 15 раз больше показателей начала XX в. [1]. В начале 70-х гг. прошлого столетия тонна нефти марки BRENT стоила 15-20 долларов США, сегодня один баррель обходится в 6 раз дороже.
По оценкам специалистов, к 2030 г. спрос на энергоресурсы увеличится в полтора с лишним раза, причем приблизительно на 80 % он будет удовлетворяться за счет ископаемого топлива, запасы которого ограничены [2].
В этих условиях борьба за источники энергоресурсов из экономической плоскости сдвигается в сферу политическую. Нынешние изменения, происходящие на мировом топливном рынке, некоторые аналитики характеризуют как фундаментальные, подразумевая, что ситуация меняется кардинально.
Они объясняют это тем, что, во-первых, в XXI в. значительно уменьшилось влияние на ценообразование группы стран ОПЕК, во-вторых, появились новые потребители нефти, среди которых Китай, Индия и Бразилия. И, в-третьих, что самое главное, традиционно крупные потребители углеводородов все больше зависят от их импорта. Все это создает условия для резкой смены приоритетов на мировом энергетическом рынке. Теперь возникла прямая зависимость стран-импортеров от стран-поставщиков энергосырья [3].
В этих условиях, активно используя свой обширный ресурсный, производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный в сфере ТЭК, Российская Федерация начинает активно интегрироваться в мировую экономику и мировое энергетическое хозяйство. Это происходит благодаря тому, что обеспеченность России энергоресурсами остается одной из лучших в мире. Сегодня России - единственная страна, которая входит сразу в четыре тройки мировых лидеров - по добыче нефти и газа, а также по их запасам [4].
Абсолютный мировой рекорд по уровню добычи был установлен Советским Союзом в 1988 г., добывавшим 12,5 млн барр. в день (624 млн т в год, большинство из которых было добыто на территории современной России) [5].
После глубокого спада 1996-1998 гг. добыча нефти в России стала расти. С 1999 по 2004 г. совокупный прирост составил более 40 % (от 5 до 11 % в
год). При этом внутреннее потребление за эти годы практически не изменилось и остается на уровне 2,5-2,6 % млн барр./день. Исходя из этого, с 1999 по 2005 г. Россия нарастила свой экспорт на 3,2 млн барр./день, то есть почти в два раза. В 2004 г. российский экспорт составил 6,67 млн барр./день. Больше России на мировой рынок поставляла Саудовская Аравия - 8,73 млн барр./день.
В настоящее время Россия отправляет за рубеж более 70 % всей добываемой нефти. При этом порядка 60 % направляется в Беларусь, Украину, Германию, Польшу, Венгрию, Чехию и другие страны Центральной и Восточной Европы. Среди крупнейших западных потребителей российского экспорта были Германия (18,2 % в 2004 г.), Италия (12,6 %), Франция (8,6 %), Нидерланды (6 %), скандинавские страны (4,4 %), Испания (1,4 %), Греция (4 %). На США приходилось порядка 3,7 %, на Китай - 2 % [3].
По прогнозам ОПЕК и международных аналитических центров, в настоящее время увеличивается роль стран, не входящих в ОПЕК, в качестве крупных производителей нефти, которые позволят нарастить мировую добычу в период 2002-2025 гг. на 425 млн т. К ним относят страны Латинской Америки, Африки, Россию и среднеазиатские страны СНГ, расположенные в прикаспийском регионе.
Из этих стран прогноз выделяет отдельно Россию, сумевшую обеспечить в период 2000-2003 гг. нарастание добычи на 100 млн т, поставив тем самым производственный рекорд и обеспечив себе к 2003 г. второе место в мире по добыче нефти [6].
В прогнозе подчеркивается, что Россия имеет достаточный сырьевой потенциал, оцениваемый в 60 млрд барр. резервов с возможностью доразведки значительных дополнительных запасов. Прогноз оценивает будущую добычу в России на уровне 545 млн т в 2015 г. и 555 млн т в 2020 г. и в 2025 г. [7] «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» в своем оптимистическом сценарии предусматривает добычу нефти в стране в 2015 г. в 505 млн т и в 2020 г. - в 520 млн. т, а в умеренном варианте — 450 млн т и в 2015 г., и в 2020 г. [8] Иными словами, эксперты ОПЕК оценивают возможный уровень добычи нефти в России на долгосрочную перспективу несколько выше, чем авторы российского официального документа. В недрах России находится 47 трлн м3 природного газа, что составляет 26,7 % мировых доказанных запасов этого энергоносителя.
Ближайшими конкурентами России по запасам этого энергоносителя являются Иран (15,2 %). Катар (14,7 %) и Саудовская Аравия (3,8 %). В целом же Ближний и Средний Восток сконцентрировал в своих недрах 40,8 % мировых запасов газа. Промышленно развитые страны имеют крайне низкую обеспеченность собственными запасами (США - 3 %, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Германия - 2,8 %, Австралия - 1,4 %). Еще меньше этот показатель в Китае (1 %) и Индии (0,5 %), а в недрах Южной Кореи, Японии и ряда других государств, являющихся крупными потребителями газа, запасы и вовсе отсутствуют [9].
Имеющегося у России газа, без учета открытия новых месторождений, хватит на 81,2 года добычи на современном уровне. (Для сравнения, в сред-
нем по миру этот показатель равняется 67 годам: 9,5 - у США) [1]. Еще более внушительно выглядит положение России по прогнозным ресурсам природного газа. Энергетическая стратегия на период до 2020 г. определяет их в 127 трлн м куб. [8] Таким образом, у России имеются исключительно благоприятные предпосылки для того, чтобы стать едва ли не мировым газовым монополистом.
Важным последствием увеличения потребления природного газа при существующем географическом распределении источников его поставки явится быстрый рост межрегиональной торговли этим энергоносителем. За 2002-2030 гг. экспорт природного газа, как ожидают, возрастет с 417 млрд до 1 265 млрд м3, то есть практически в три раза, при росте потребления в два раза. Доля международной торговли газом в его потреблении увеличится с 16 до 26 % [10].
Ввиду того, что спрос на газ ограничивался до сих пор главным образом промышленно развитыми странами, а транспортировать его на большие расстояния избегали из-за больших расходов, здесь несравненно активнее, чем в случае с нефтью, формировались региональные рынки.
Североамериканский рынок практически закрыт. На нем добывается сегодня столько газа, сколько потребляется. И все же этот рынок будет вскоре потреблять больше газа, чем может обеспечить, как это происходит на европейском рынке уже свыше 30 лет. Это вынуждает импортировать газ издалека. Поставки на европейский рынок осуществляются из двух источников, а именно: из России (по трубопроводу - эти поставки составляют 66 % от суммарного внешнего европейского импорта) и Африки (прежде всего Алжира, частично по трубопроводу, частично в сжиженном виде, в целом 33 % внешнего импорта Европы). Япония и Южная Корея получают газ в сжиженном виде преимущественно из Юго-Восточной Азии и Австралии и около 30 % - из региона Персидского залива [1. С. 18-23].
Поскольку Россия хочет оставаться поставщиком Европы, предпринимаются энергичные усилия с целью направить другие потенциальные поставки в Европу через Россию и создать газовую ОПЕК. В особенности это касается развития прерванной в 90-х гг. транспортировки газа из Туркменистана и Казахстана в Европу.
Таким образом, у России имеются исключительно благоприятные предпосылки для того, чтобы стать едва ли не мировым газовым монополистом. Следует отметить, что некоторые западные эксперты называют цифры по запасам нефти и газа в России, несколько отличные от данных российского правительства. Чаще всего они значительно занижены.
Однако, учитывая, что степень разведанности российской сырьевой базы еще невысока: средний уровень - 41 %, в Восточной Сибири - 9,7 %, на Дальнем Востоке - 15,5 %, на шельфе - 4,4 %), многие западные эксперты и компании не отрицают наличие у России значительных ресурсов нефти и газа, а также других преимуществ, таких как географическое положение, которое позволяет экспортировать нефть и газ на основные мировые рынки -в Европу, США, страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, Россия - круп-
нейший транзитный узел - через нее осуществляются поставки энергоресурсов из Центральной Азии. [4. С. 13-14]
При таком преимуществе Россия в 2005-2006 гг. начала разработку концепции по превращению страны в энергетическую сверхдержаву. Основы этой концепции были изложены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в статье про «энергетический эгоизм», опубликованной в «Wall Street Journal» 28 февраля 2006 г. (перевод в газете «Ведомости» от 1 марта 2006 - «Дорога в будущее»).
В статье отмечалось, что отсутствие стабильности на рынке углеводородов представляет реальную угрозу для глобальных энергоресурсов. Энергетическая безопасность должна базироваться на «долгосрочных, гарантированных и экологически рациональных поставках энергоресурсов по ценам, устраивающим как страны-экспортеры, так и потребители».
Путин отмечает, что перераспределение энергоресурсов, направляемое исключительно интересами небольшой группы наиболее развитых стран, называемых в статье «энергетическими эгоистами», не служит целям и интересам глобального развития. Соответственно, Россия пытается взять на себя функцию создания новой системы энергетической безопасности, где она могла бы обеспечить доступ к энергоресурсам всем основным регионам мира. В статье особенно подчеркивается, что наиболее развитые страны пытаются диктовать условия работы энергетического рынка. Поэтому необходи -мо обеспечить всем возможность потреблять углеводородное сырье, и в решении этой задачи Россия претендует на особый статус [11]. Данная концепция была представлена мировому сообществу в июле 2006 г. на саммите глав государств «Группы восьми».
Построение энергетической сверхдержавы - весьма амбициозный проект, который связан с поиском ответов на разнообразные экономические, геологические, политические и прочие вызовы. Он привел к негативной реакции со стороны США и Евросоюза. Россию обвинили том, что она превращает свои энергетические преимущества в «энергетическое оружие».
Отдельные западные аналитики считают, что «в условиях американского мирового господства, европейской интеграции и бурного развития азиатских стран, бывает порой трудно всерьез воспринимать Россию как великую державу» [12].
По мнению Д. Туайнинга, бывшего консультанта сенатора Дж. Маккейна, научного сотрудника Германского фонда Маршалла в США, «в скудном российском арсенале средств международного влияния есть одно «секретное оружие» - это её энергетический потенциал... Владимир Путин методично укрепляет контроль государства над российскими энергоресурсами и использует их как инструмент внешней политики. Сегодня главный рычаг международного влияния Москвы - экспорт энергоносителей» [12].
Д. Туайнинг, как и некоторые другие западные аналитики, пытается доказать, что Россия, используя поставки энергоносителей для поддержки союзников и запугивания соперников в Евразии, ставит крупнейшие в экономическом отношении страны, все больше зависящие от российских нефти и газа, в большую «уязвимость перед лицом амбициозного, авторитарного и
империалистического государства, без колебаний использующего энергоносители как геополитическое оружие».
Подтверждением этого Д. Туайнинг считает «методичное» строительство Россией нефте- и газопроводов, таких как Североевропейский, с тем «чтобы Москва могла без помех «гвоздить энергетической дубинкой» страны Восточной Европы». Он отмечает, что Россия стремится стать главным поставщиком энергоносителей на всём азиатском рынке, активно действует и на другом направлении, завоёвывая господствующие позиции в богатой энергоресурсами Центральной Азии. Пытается она закрепиться и на Североамериканском рынке, транспортируя сжиженный газ. При этом он задаётся вопросом: «Устраивает ли Америку столь сильная зависимость от российского государства?» [12].
Кроме подобных высказываний, на Западе уже выстраивается целая защитная линия, предполагающая выдвижение серьезных требований к России. Прежде всего, предлагается сократить долю российских энергоресурсов на европейском рынке. Считается, что она не должна превышать 25 % (хотя сегодня доля иностранного капитала в нефтедобывающей отрасли России составляет уже более 26 %) [13]. При этом заявляется, что это обусловлено энергобезопасностью (хотя зачастую поставки из России и дешевле, и безопаснее).
Кроме того, от России требуют фактически отказаться от суверенитета над трубопроводной системой. Так, Европа настаивает на ратификации Россией Европейской Энергетической хартии, транспортный протокол которой предполагает, что Россия обязана предоставлять свои трубопроводы для транзита энергоресурсов из других стран по фиксированным тарифам. В последнее время выдвигается и новое требование - проверка российских энергокомпаний финансово-регуляторными службами западных правительств. Эти требования изложены, к примеру, в докладе «Неверное направление России: что могут и должны сделать США», подготовленном рабочей группой Совета по международным отношениям США. (В числе разработчиков доклада - сенатор Дж. Эдварс (один из кандидатов в президенты от демократической партии), бывший зам. госсекретаря С. Тэлбот, экс-сотрудник Совета по национальной безопасности М. Бжезинский, бывший координатор Госдепартамента по России и странам СНГ С. Сестанович). Основная цель этих требований - допуск западных аудиторов к любой информации о работе российских национальных компаний под лозунгом обеспечения «более высокого уровня корпоративного управления и соблюдения ими норм бизнеса». НАТО начал обсуждать проект «ЭНЕРГОНАТО» - совместной политики этого блока относительно России с целью контроля цен на российское углеводородное сырье [14].
Идея энергетической сверхдержавы серьезно критикуется и внутри страны, в основном среди той части политиков, которая заранее обрекла все проекты отечественной исполнительной власти на неудачу. Но при этом отдельные западные аналитики, политологи положительно оценивают эту идею. Так, к примеру, С. Коуэн в статье «Америка развязывает новую холодную войну», опубликованной в «The Nation» от 4 июля 2006 г., считает, что Рос-
сия имеет «преимущества, связанные с географическим соседством, важностью её рынков, контролем над трубопроводами и владением активами в соседних странах», поэтому Вашингтону необходимо отказаться от «триумфа-торского чванства», а также уважать суверенные права России во внутриполитической сфере, в том числе и права по собственному усмотрению распоряжаться своими энергоресурсами». У России сегодня нет другой альтернативы выживания. Ценность углеводородов растет не то что с каждым годом, а буквально с каждым днем [15].
Всё больше экспертов признают, что при вступлении в период серьезного дефицита энергоресурсов у продавцов будут более привилегированные позиции, чем у покупателей. У России появился такой шанс. Однако планы России нравятся не всем, поэтому проект «Энергетическая сверхдержава» будет реализовать непросто. Он предполагает решение нескольких крупных блоков проблем [4. С. 7-26]. Первый - добывающий, то есть необходимо обеспечить ввод в строй новых месторождений и постоянный прирост добычи нефти и газа, достаточный как для обеспечения потребностей постоянно растущего внутреннего рынка, так и для экспорта углеводородов. Пока же в России с 1994 г. приросты запасов углеводородного сырья не компенсируют добычу нефти и газа. Так, если за 1997-2001 гг. прирост промышленных запасов нефти, включая газовый конденсат, обеспечил возмещение ее добычи на 86 %, то в 2002 г. - лишь на 64 %, составив 243 млн т при добыче 421,4 млн т. Кроме того, ухудшается качество сырьевой базы. Доля трудно-извлекаемых запасов в России превысила 55 %. Доля запасов, степень выработки которых составляет более 80 %, превышает 25 % разрабатываемых нефтяными компаниями запасов, а доля запасов обводненностью более 70 % составляет более 30 %. С 1991 по 2001 г. в структуре извлекаемых запасов число мелких месторождений увеличилось на 40 %, в то время как число уникальных и крупных снизилось более чем на 20 %. В целом, 80 % месторождений, находящихся на государственном балансе, относятся к категории мелких [16].
Проблемы, имеющиеся в ресурсно-сырьевой базе России, отмечает и ряд зарубежных экспертов. Так, в своей статье «Американский взгляд на русскую нефть» К. Гэдди, старший научный сотрудник Брукингского института США, ссылаясь на исследование известного западного эксперта по российской нефти профессора Лесли Динса из Университета Канзаса, считает, что при наличии огромных запасов сырья, проблема России заключается в трудностях доступа ко многим месторождениям. К. Гэдди утверждает, что в России сегодня приходится иметь дело и с «плохой геологией», и с «плохой географией». И нынешняя восходящая тенденция в нефтедобыче в России -временный феномен [17]. Согласиться с этими выводами нельзя, причин неблагоприятного состояния сырьевой базы много [18]. Они хорошо известны в России. Для их устранения намечено немало [19]. Именно на увеличение добычи нефти и газа направлены меры по освоению месторождений Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов и шельфов северных морей. По сути дела, речь идет о создании новой экспортной базы России [20]. Однако освоение этих гигантских регионов потребует мобилизации огромных
средств. Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», освоение месторождений газа Восточной Сибири и Дальнего Востока потребует 35 млрд дол. [21]. Успешное решение данной задачи невозможно без принятия новых законов, которые бы стимулировали выход компаний недропользователей в эти регионы.
Второй блок крупных проблем, решение которых должно обеспечить серьезный технологический прорыв в российском топливно-энергетическом комплексе, - это технологический. Совершенствование технологических способов добычи и переработки нефти и газа позволит вести добычу в сложных географических условиях (например, на шельфе северных морей или на полуострове Ямал), а также увеличивать долю готовой продукции в производстве. Он предусматривает и освоение новых видов топлива - например, сжиженного природного газа (СПГ). За 2002-2030 гг. межрегиональная внешняя торговля СПГ может вырасти в 4,5 раза и достичь, по оценке МЭА, 680 млрд м3, что покроет более 75 % ожидаемого прироста межрегиональной торговли в мировом масштабе.
Третий - транспортный, предполагающий создание новых маршрутов экспорта нефти и газа как в западном, так и в восточном направлении, а также развитие альтернативных способов доставки. Географическое положение страны и недостаточное развитие портового хозяйства и диверсифицированной сети магистральных трубопроводов обусловливают исключительную зависимость России от транзита экспортных товаров через территорию других стран. В мире, пожалуй, не найдется ни одной другой крупной экспортоориентированной страны, которая была бы так сильно привязана к чужим транспортным магистралям для доставки импортерам своих товаров, и природный газ является наглядным примером этого. Статистика свидетельствует, что прямые поставки российского газа импортерам оцениваются в 5,5 %, тогда как у таких экспортеров и конкурентов России, как Нидерланды и Норвегия, - более 75 % и около 70 % соответственно. Российский газ в своем движении, к примеру, по Европе пресекает границы 14 государств, при этом 2/3 объема поставок проходят через территорию трех государств и еще около 1/5 - через территорию четырех государств. Велика степень концентрации транзитных путей по территории отдельных стран. Так, 80 % экспорта российского газа проходит транзитом через территорию Украины. Высок удельный вес Белоруссии, Чехии, Словакии и Польши в осуществлении такого транзита.
Пропускная способность российской нефтепроводной системы (ее экспортный потенциал не превышает 4 млн барр./день) накладывает ограничение на потенциальные российские поставки за рубеж, а ее односторонняя «западная» направленность повышает зависимость от европейских рынков сбыта [5. С. 165]. Вопрос диверсификации российского нефтяного экспорта рассматривается как один из аспектов повышения энергобезопасности. Основные направления развития - Азия и Америка. Приоритет отдается соответственно восточному и северному нефтепроводам, хотя обсуждаются и другие альтернативные или дополнительные проекты. Перспективы развития трубопроводного транспорта России связаны с развитием четырех гене-
ральных экспортных направлений: Восточно-Сибирского, Северо-
Балтийского, Центрально-Европейского и Южно-Черноморско-Каспийского. А также созданием двух новых: Северо-Западного и Южного [22]. Рассматривается несколько вариантов строительства трубопроводов в данных регионах. Важнейший из них - ВСТО.
В июле 2006 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что считает строительство трубопровода из Восточной Сибири общенациональным проектом. При этом Президент подчеркнул, что «после распада СССР наша страна потеряла пять крупных портов на западе» и Россия попала в зависимость от стран, осуществляющих транзит наших энергоресурсов и «злоупотребляющих своим геополитическим положением» [23]. Росту экспорта нефти, с учетом уникального географического положения России и её связи со всеми главными рынками сбыта нефти, должно способствовать также развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов. Успешное завершение проекта создания Балтийской трубопроводной системы, выход на проектную мощность 65 млн т в год свидетельствуют о высокой эффективности этого важного направления.
Планы Правительства РФ предусматривают строительство нефтепроводной системы, связывающей Восточную Сибирь и Тихий океан (как уже было отмечено выше). Принципиальные договоренности достигнуты между Казахстаном и Россией об увеличении мощности Каспийского трубопроводного консорциума. Рассматриваются также проекты альтернативных маршрутов транспортировки нефти из России и стран СНГ в обход пролива Босфор через Болгарию и Грецию (Бургас - Александруполис и Кыйикей -Ибрихаба) и интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» с выходом на глубоководный порт Омишаль. Данные проекты позволят России получить экспортные маршруты доставки нефти на новые площадки мирового рынка.
Устойчивый рост экспорта, обеспечивающего экономическую безопасность страны, возможен при создании и использовании схем транспортировки российского сырья на мировой рынок, минуя территории третьих стран, т.е. обеспечивающих транспортную независимость страны. С этих позиций особенные преимущества перед остальными регионами имеет СевероЗападный федеральный округ России, предоставляя возможность диверсификации транспортных схем поставок как на традиционные рынки Европы, так и на новые, в первую очередь - Атлантического побережья Северной Америки.
Необходимость выхода России на новые рынки обусловлена ограниченной емкостью европейского рынка углеводородов, его более медленным ростом, переходом европейских потребителей от долгосрочных контрактов на поставку к краткосрочным, более высокими ценами на нефть в США и ростом потребления сжиженного газа в этом регионе. В частности, по прогнозам Минпромэнерго РФ, доля экспорта нефти и газа на рынок США должна достичь к 2020 г. 18 % (сейчас 1,4 %). В общем плане идея Северного нефтепровода состоит в создании транспортной и нефтеналивной инфраструктуры с целью соединения Западносибирской и Тимано-печорской нефтяных провинций с побережьем Баренцева моря с целью дальнейшей по-
ставки морем на Восточное побережье США, а также в страны СевероЗападной Европы. Северное направление нефтепровода в обход датских проливов с выходом в США или в Западную Европу позволило бы добиться высокого уровня независимости российских экспортных поставок нефти от возможных санкций Евросоюза в Балтийском море и повышение эффективности транспортировки за счет использования крупнотоннажных судов. Перспективы реализации Северного маршрута пока не определены и зависят от целого комплекса взаимосвязанных факторов. В первую очередь, с получением гарантий его загрузки [24].
Четвертый круг проблем - ценообразовательный. Россия должна влиять на стоимость углеводородов. Для этого важно выйти на рынки прямых продаж, на конечного потребителя. Пятый - транзитно-геополитический. Россия должна контролировать маршруты доставки своих энергоресурсов до потребителей, даже если они пролегают по территории сопредельных государств. А это не только экономическая, но и политическая задача. Для России важен и другой аспект проблемы упорядочения транзита, связанный с ее ролью в качестве транзитного пространства, через которое могут осуществлять и уже осуществляют свои поставки на ёмкие рынки европейских стран наши партнеры по СНГ - Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и в перспективе Узбекистан. Это обусловливает двойственное отношение России к решению проблем транзита. С одной стороны, она заинтересована в безопасности, стабильности, свободе транзита через другие страны, когда речь идет о российских экспортных потоках, а с другой - ей приходится пропускать через свою территорию товары своих конкурентов, сокращая тем самым свои коммерческие возможности на уже освоенных рынках и подрывая не в свою пользу сложившиеся цены. Да и установленные тарифы за транзит столь низки по меркам, применяемым в других странах, что не могут являться достойной компенсацией за потерю конкурентоспособности газовой отрасли. При решении проблемы регулирования транзита через свою территорию Россия должна сдерживать его лишь в ограниченном масштабе, так как в противном случае потоки газа и нефти из Средней Азии пойдут на европейский рынок окольными путями, лишая ее крупных доходов от транзита и ослабляя ее геополитические позиции в отношении контроля над рынком нефти и газа [9. С. 36]
Несмотря на растущий объем транзитных операций, важно отметить, что в российской законодательной базе все еще отсутствуют какие-либо федеральные законы, регулирующие транзит газа по территории страны. Он осуществляется на базе региональных и двусторонних межправительственных соглашений, заключаемых между Россией и заинтересованными государствами, выполняющими транзитные операции на территории нашей страны. Россия, учитывая исключительную важность транзитных проблем, должна продолжить их решение путем совершенствования международного регулирования, но вместе с тем не должна забывать о том, что самым радикальным и надежным путем ее решения станет строительство новых мощных трубопроводных магистралей, минующих границы, а также создание разветвлен-
ной сети заводов и инфраструктуры для внедрения сжиженного природного газа (СПГ) [25].
Решение всех этих проблем позволит России занять особое место на мировом энергетическом рынке. Исходя из этого и была поставлена задача по превращению России в «энергетическую сверхдержаву». То есть задача достаточно амбициозная, но, как отметил В.В. Путин, выступая ещё в декабре 2005 г. на заседании Совета безопасности РФ, «вполне реалистическая, уже имеющая под собой солидную базу». При этом он подчеркнул, что Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях, новых технологиях, а также в поиске современных форм ресурсо- и недросбережения.
В июле 2006 г. на саммите Большой восьмерки в Санкт-Петербурге активно обсуждалась возможность более широкого доступа транснациональных корпораций к месторождениям нефти и газа, в том числе и российским. Но, как и прежде, в основном защищались интересы импортеров энергоресурсов (среди которых большинство стран «восьмерки») [1]. При этом не учитывались интересы крупных российских компаний, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов. Россию такой «западный сценарий» не устраивает.
В интересах России поставлять сырье потребителю бесперебойно, но в том количестве и по той цене, которая выгодна продавцам. Операторами же поставок должны выступать российские структуры, с ограниченным разумными рамками иностранным участием. В противном случае страна превращается в сырьевой придаток, не имеющий своего международного лица. Поэтому на июльском саммите в 2006 г. Россия постаралась отразить интересы экспортеров. В результате, во-первых, Россия смогла убедить лидеров крупнейших держав наметить конкретные векторы развития мировой энергетики; во-вторых, показала, что в настоящее время страна способна активно участвовать в решении многих глобальных вопросов, имея свои интересы и свое мнение. В-третьих, Россия впервые, отстаивая интересы поставщиков энергоресурсов, по сути, поставила вопрос перед партнерами об изменении мировой энергобезопасности [26], один из ключей которой - это справедливое распределение рисков между производителями, участниками транзита и потребителями энергоресурсов. Энергетический рынок должен быть застрахован от непредсказуемости, а уровень его инвестиционных рисков снижен. Иными словами, меры, гарантирующие надежность поставок, должны последовательно подкрепляться шагами по обеспечению стабильности спроса. Этот путь является наиболее оптимальным для гармонизации интересов всех игроков энергетического рынка. Для этого должны развиваться соответствующие инструменты, в частности, долгосрочные контракты между производителями и потребителями.
Важную роль в разделении рисков призван сыграть взаимовыгодный обмен активами между энергетическими компаниями, как один из инструментов обеспечения устойчивой оптимизации глобального энергообеспечения. Для улучшения инвестиционного климата важно выходить на совместимость стандартов работы для иностранных компаний на рынках стран, связанных
энергетическими потоками. Необходимо обеспечить недискриминационный доступ к информации о потребителях и потреблении энергии, о планах и прогнозах в этой области. Открытость и предсказуемость предложения должна соответствовать открытости и предсказуемости спроса на энергию.
Государство обязано реагировать на чрезвычайные обстоятельства на энергетическом рынке и плотно участвовать в создании технологических основ будущей энергетики, повышать интенсивность в этой связи и в добыче, и в транспортировке энергоресурсов. Важно получать экологически безопасным способом энергию из нетрадиционных углеводородных источников. Для этого предстоит сделать углеводородную энергетику эффектив -ной, инновационной и экологически ответственной. Представляется перспективным и увеличение доли продуктов переработки углеводородов в ме -ждународной торговле энергией. Это может придать дополнительную гибкость, а значит, и устойчивость глобальной системе энергообеспечения. В дополнение к этому направлению предстоит развивать производство энергии из альтернативных и возобновляемых источников, прежде всего на базе новых технологий. Это позволит обеспечить производство энергоресурсов в необходимом объеме. Не менее востребованы меры по совершенствованию структуры спроса. Повышение энергоэффективности сократит риск возникновения разрыва между предложением и спросом на энергию.
Важным аспектом энергетической безопасности является экология. В совместных действиях государств в международном масштабе должна быть активизирована работа по решению проблемы надежного и экономически доступного обеспечения развивающихся стран энергетическими услугами. Сегодня есть уникальная возможность открыть новую страницу в глобальной энергетике. Ее смысл - в переходе от отдельных проектов, от двусторонних диалогов к отношениям мирового энергетического партнерства [27]. В июле 2006 г. на саммите «Группы Восьми» в Санкт-Петербурге были намечены лишь контуры создаваемой архитектуры системы энергобезопасности в мире. Дальнейшими шагами призваны стать соответствующие мероприятия по выработке конкретных механизмов реализации разработанных планов.
Со своей стороны Россия, как подчеркнул ещё раз на конференции в Мюнхене в феврале 2007 г. Президент РФ В.В. Путин, будет делать всё возможное, чтобы сохранить и укрепить репутацию надежного и ответственного поставщика энергоресурсов, способствовать упрочению стабильности и безопасности в мире [13].
Литература
1. Голиков Д. Энергобезопасность как фактор политической стабильности // ТТН. 2006. № 10. С. 19-23.
2. Глобальная энергетическая безопасность. Итоговый документ саммита «Группы Восьми». Санкт-Петербург. 16 июля 2006 г
3. Мюллер Ф. Надежность снабжения // Internationale Politik. 2003. № 2.
4. Симонов К. Энергетическая сверхдержава. М.: Алгоритм, 2006.
5. КоршакА. Транспортировка нефти на постсоветском пространстве // Уфа, 2004.
6. Карпушин А. Перспективы развития мирового рынка нефти в оценках ОПЕК и МЭА // Инвестиции в России. 2005. № 5. С. 26-31.
7. Khartukov E., Starostina E. Post-Soviet oil exports: are the Russian really coming // OPEC bulletin. 2003. Sept. - Oct.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (№ 1234 - р.). М., 2003.
9. ЕршовЮ. Газ наш насущный // Инвестиции в России. 2005. № 5.
10. Security of Gas supply in open markets // International Energy Agency. Paris, 2004.
11. Путин В.В. Дорога в будущее // Ведомости. 2006. 1 марта.
12. Туайнинг Д. Великодержавная политика по-путински // The Weekly Standard. 2006. 13 янв.
13. Выступление Президента РФ Путина В.В. на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. http://www.edinoros.ru.//news//html?id=118258
14. ШевцовЮ. Россия вылетела в нефтегазовую трубу // АПН. 2007. 15 февр.
15. Коуэн С. Америка развязывает новую холодную войну // The Nation. 2006. 4 сент.
16. Топливо и энергетика России: Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса / Под ред. А.М. Мастепанова. М.: ИАЦ «Энергия», 2004. 596 с.
17. Гэдди К. Американский взгляд на русскую нефть // Международная жизнь. 2005. № 7. C. 18.
18. Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития. М.: Современные тетради, 2001. 624 с.
19. Алекперов В. Развитие нефтяной промышленности Российской Федерации: анализ проблем и решений // Нефть, газ, строительство. 2003. № 1. С. 40-43.
20. Ершов Ю. Восточносибирский и Дальневосточный сектор внешнеэкономической политики России // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 10.
21. Шафранник Ю. О факторах, определяющих перспективы развития нефтяного ком -плекса России // Нефтяное хозяйство. 2005. № 4.
22. Вайншток С. В интересах развития отрасли // ТТН. 2002. № 8. С. 6-10.
23. Общенациональный проект России // ТТН. 2005. № 8. С. 17-19.
24. Григорьев М. Приоритеты развития топливно-энергетического комплекса Северо-Запада России. // Нефтяное хозяйство. 2005. № 2. С. 18-23.
25. Четвёртый всероссийский энергетический форум «ТЭК России в 21 веке». Круглый стол «Газовый фактор в экономике России»: Рекомендации // http://www.iprr.ru/template.php? dept_id=156
26. Санкт-Петербургский план действий. Глобальная энергетическая безопасность. Итоговый документ саммита «Группы Восьми». Санкт-Петербург. 16.09.06.
27. Выступление В.В. Путина на встречи с министрами энергетики стран «Группы Восьми». М.: Министерство иностранных дел Российской Федерации, Департамент информации и печати. 16.03.06.