ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
А.С. Тищенко, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11050
Аннотация. В статье рассматриваются особо охраняемые территории для объектов природопользования. Выявлены виды особо охраняемых территорий. Определена их значимость в современном мире. Особая роль в устойчивом управлении природопользованием, в частности лесными системами, отводится созданию и развитию особо охраняемых природных территорий для сохранения уникальных участков биосферы - суши, акватории с соответствующими слоями атмосферы и литосферы, исключенных из традиционного, интенсивного хозяйственного оборота и предназначенных для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни и здоровья человека.
Ключевые слова: природопользование, экологическое право, особо охраняемые территории.
Современную экологическую ситуацию на нашей планете и в России можно охарактеризовать как близкую к кризисной. В ситуации постоянного ухудшения состояния окружающей среды и углубление экологического кризиса значение природоохранных территорий повышается.
Актуальность данной темы заключается в том, что вопросы охраны природно-заповедного фонда нашей страны требует более детальной разработки в юридической науке.
Вопросы, связанные с правовым регулирования охраны и использования земель природно-заповедного фонда, являются очень актуальными для России. В частности, в последнее время значительную остроту приобрела проблема правых коллизий в соотношении между действующим экологическим законодательством, определяет режим объектов природно-заповедного фонда, и законодательством, регулирующим разделение земель России на категории по целевому назначению. Учитывая это, чрезвычайно важным является анализ регулирования правоотношений, связанных с регулированием правового режима природоохранных территорий [1].
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними,
где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.
Регулирование природно-заповедных отношений также осуществляется нормами других отраслей законодательства, например, гражданского, уголовного, административного, трудового, определяющие основания и особенности привлечения виновных лиц к имущественной, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране территорий и объектов особо охраняемых природных территорий [2].
Важнейшими для охраны и сохранения территорий и объектов особо охраняемых природных территорий России на сегодня является Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 1971, изменения - Париж, 1982, 1987); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972) [3].
Определенная часть объектов особо охраняемых природных территорий создаются без выделения в натуре границ таких
объектов и без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов в их владельцев или пользователей. При этом законодательство предусматривает необходимость оформления охранного обязательства собственника [4].
Существующая мощная система особо охраняемых природных территорий в мире - убедительное подтверждение правильности теории заповедного дела, доказательство необходимости особо охраняемых природных территорий для современной цивилизации. Именно понимание глобальности этой проблемы заставляет постоянно работать над совершенствованием нормативно-правовой базы, активизацией научных теоретических исследований, разработкой практических мероприятий на государственном уровне [5].
Заповедный фонд России - это часть среды, которую человек не приспособил для своей деятельности, является благосостоянием страны и сохраняется как национальное достояние, относительно которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования имеющихся природных ресурсов [6].
Анализ нормативно-правовых документов показывает, что в законодательстве РФ содержатся нормы, которые способны обеспечивать надлежащую правовую охрану земель природно-заповедного фонда, но исследователи отмечают также недостаточной объем заповедных земель, проблемы с финансированием существующих объектов природно-заповедного фонда [7].
Потребность совершенствования системы правовой охраны земель природно-заповедного фонда была осознана уже давно. Это отражено в различных концептуальных документах, касающихся развития природно-заповедного дела в РФ как на региональном, так и на национальном уровнях.
Более обнадеживающим является то, что работа по установлению на местности границ территорий и объектов природно-заповедного фонда постепенно продолжается. Правовая охрана земель природно-заповедного фонда реализуется сейчас в нескольких направлениях. Наиважнейшим из них является установление заповедного
режима, который предусматривает запрет на землях данной категории любой деятельности, которая может повредить природным ресурсам, а также полное или частичное изъятие этих земель из хозяйственного использования. Лишь в исключительных случаях на землях природно-заповедного фонда может быть разрешено проведение геологоразведочных работ.
Доступ граждан на земли природно-заповедного фонда ограничивается. Законодательство предусматривает определенную градацию земель природно-заповедного фонда. Наиболее строгой охране подлежат земли природных заповедников, в то же время для большинства других видов земель природно-заповедного фонда устанавливается дифференцированный режим. Правовая охрана земель природно-заповедного фонда осуществляется также в направлении ограничения права собственности граждан на эту категорию земель
Многочисленные факты самозахватов участков данной категории земель и их нецелевого использования связаны с ненадлежащим контролем за выполнением требований закона, недостаточной работой соответствующих государственных органов по определению в натуре границ земель тех или иных объектов природно-заповедного фонда.
Далее следует подчеркнуть следующие моменты:
1) национальное законодательство признает биосферные заповедники как учреждение, а не как природоохранные территории;
2) биосферный заповедник является общегосударственным учреждением, хотя статус биосферных заповедников также закреплен на международном уровне, и функционирование указанных учреждений имеет международное значение;
3) особые задачи, которые призваны выполнять биосферные заповедники: сохранение типичных природных комплексов; проведение фонового экологического мониторинга; изучение окружающей природной среды.
Закреплено три функции национальных и природных парков сохранения, развития
и материально-технического обеспечения. недр). Следовательно, правовой режим Следует указать, что законодательство РФ территорий и объектов особо охраняемых не определяет и не раскрывает функции природных территорий регулируется ко-национальных и природных парков. дексами - Земельным, Лесным и Водным.
Таким образом, особо охраняемые при- Особенности национальных и природных родные территории состоят из природных парков как эталонных и уникальных при-объектов, значительная часть которых родоохранных территорий ярко отражают-(земля, недра, воды, леса) уже входят в со- ся в сочетании взаимосвязанных функций, ответствующие природоресурсные фонды которые они призваны реализовывать. (земельного, водного, лесного, фонда
Библиографический список
1. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 152 с.
2. Пчельников М.В. Правовое регулирование создания, использования и транспортировки биологических коллекций (биологических объектов) // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. - № 4. - С. 73-77.
3. Пчельников М.В. Особенности правового режима региональных памятников природы на землях сельскохозяйственного назначения в Ростовской области // Проблемы экологии сельскохозяйственного производства Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию агроэкологическоо и 100-летию агрономического образования на Дону. - Персиановский, 2007. - С. 26-28.
4. Исакова Ю.И. Правовой режим курортных и лечебно-оздоровительных местностей как особая система экологического правопорядка / Ю.И. Исакова и др. // Правовой порядок и правовые ценности сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2018. - С. 95-100.
5. Лукьянченко Н. Ю. Особо охраняемые природные территории России // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 740-743.
6. Исакова Ю.И., Пчельников М.В. Нормативно-правовое регулирование землепользования. Учебное пособие для занятий и курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки. - Ростов-на-Дону, 2018.
7. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 - 56 с.
PROTECTED AREAS FOR ENVIRONMENTAL FACILITIES
A.S. Tishchenko, student Don state technical university (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article discusses specially protected areas for environmental facilities. Identified types of protected areas. Determined their importance in the modern world. A special role in the sustainable management of environmental management, in particular, forest systems, is given to the creation and development of specially protected natural territories to preserve unique biosphere areas - land, the water area with the corresponding layers of the atmosphere and lithosphere, excluded from the traditional, intensive economic turnover and intended to preserve the ecological balance, maintaining an environment of human life and health.
Keywords: environmental management, environmental law, specially protected areas.