Научная статья на тему 'ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ РФ'

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
482
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОРОДА РФ / ООПТ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / PROTECTED AREAS / CITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / PROTECTED AREAS OF LOCAL IMPORTANCE

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Шатрова А.И.

В данной работе выполнен сравнительный анализ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в крупнейших городах России. Посчитана общая площадь и количество всех охраняемых территорий, организованных на разных уровнях. Определена их доля от площади городов, проведено сравнение существующих категорий. Определены функции, значение и проблемы городских ООПТ, в том числе местного значения. Результаты работы помогут в проведении дальнейшей оценки сетей ООПТ, предложении новых категорий, более корректных режимов охраны, формированию предложений по совершенствованию существующей программы мониторинга в г. Перми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Шатрова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTED AREAS IN THE LARGEST CITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

This paper presents a comparative analysis of protected areas in the largest cities of Russia. This paper presents a comparative analysis of the current state of protected areas in the largest cities of Russia. The total area and the number of all protected areas organized at different levels are calculated. Are determined by their proportion to the squares of cities, a comparison of the existing categories. The functions, significance and problems of urban protected areas and the local significance are defined. The results of the work will help in further assessment of protected area networks, the proposal of new categories, more correct protection regimes, and the formation of proposals to improve the existing of monitoring program in Perm city.

Текст научной работы на тему «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ РФ»

УДК 502.52

А.И. Шатрова A.I. Shatrova

Пермский государственный национальный Perm State University

исследовательский университет 15, Bukireva st., Perm, 614990

614990, Пермь, Букирева, 15

e-mail: anya-shatrova24@mail.ru

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ РФ

В данной работе выполнен сравнительный анализ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в крупнейших городах России. Посчитана общая площадь и количество всех охраняемых территорий, организованных на разных уровнях. Определена их доля от площади городов, проведено сравнение существующих категорий. Определены функции, значение и проблемы городских ООПТ, в том числе местного значения. Результаты работы помогут в проведении дальнейшей оценки сетей ООПТ, предложении новых категорий, более корректных режимов охраны, формированию предложений по совершенствованию существующей программы мониторинга в г. Перми.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, города РФ, ООПТ местного значения

PROTECTED AREAS IN THE LARGEST CITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

This paper presents a comparative analysis of protected areas in the largest cities of Russia. This paper presents a comparative analysis of the current state of protected areas in the largest cities of Russia. The total area and the number of all protected areas organized at different levels are calculated. Are determined by their proportion to the squares of cities, a comparison of the existing categories. The functions, significance and problems of urban protected areas and the local significance are defined. The results of the work will help in further assessment of protected area networks, the proposal of new categories, more correct protection regimes, and the formation of proposals to improve the existing of monitoring program in Perm city.

Key words: protected areas, cities of the Russian Federation, protected areas of local importance

На сегодняшний день антропогенное воздействие на природные ландшафты стремительно растет. Особенно велика степень негативного влияния на природные комплексы и объекты в крупных городах. Формирование городской среды вызывает соответствующую трансформацию ее природной основы. Вопрос сохранения, восстановления и поддержания в естественном виде природной среды актуален на протяжении длительного времени.

В условиях антропогенной трансформации природной среды, необходимы постоянные усилия по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, природных территорий как таковых, поддержанию экологического баланса. Создание и развитие сети особо охраняемых природных территорий является инструментом их реализации на мировом, федеральном, региональном, местном уровнях [2,3].

Создание ООПТ в городах является эффективным способом сохранения уцелевших, естественных, уникальных для муниципального образования территориальных экосистем, которые важны с экологической стороны и представляют особую ценность для местных жителей в природоохранном, научном, культурном, эстетическом, рекреационном, познавательном отношениях [5,6]. Городские леса и парки призваны стабилизировать экологическую обстановку в густо населенных районах и выполнять защитную функцию [6]. К первоочередным задачам городских ООПТ относят предоставление экосистемных услуг (средообразующие функции

© Шатрова А.И., 2018

ООПТ), экологическое воспитание и образование населения, рекреация, сохранение природных и культурных достопримечательностей, научные исследования [1].

Наличие более крупных ООПТ в черте города, к примеру, национальных парков (Москва), заказников (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону), обеспечивает выполнение более глобальных функций - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, возможность полноценного отдыха и организация туризма, восстановление нарушенных природных комплексов и др.

С другой стороны, городские охраняемые территории, в том числе местного значения, обладают рядом проблем. К их числу относится повышенная, а иногда чрезмерная, рекреационная нагрузка, приводящая к деградации природных компонентов. Близкое расположение к жилым районам, автодорогам, промышленным объектам нарушает целостность охраняемых территорий, шумовое воздействие оказывает влияние на растительный и животный мир. Происходит захламление бытовым и строительным мусором, загрязнение атмосферного воздуха - загазованность и запыление, деятельность близлежащих

промышленных предприятий, вытаптывание почвенно-растительного покрова, внедрение синантропных видов растений, проезд и стоянка автотранспорта вне дорог общего пользования. В охраняемые водные объекты - сброс поверхностных и сточных вод с прилегающей территории.

В то же время, излишняя привлекательность природных ландшафтов становится причиной

«покушений» на ООПТ со стороны городских застройщиков или властей, которые нередко могут обойти законодательные преграды. Недостаточное обеспечение охранного режима ООПТ может привести к утрате как самой территории, так и ее природной и культурной ценности.

Активная застройка и освоение земель являются угрозой, которые приводят к сокращению размеров и фрагментации природных комплексов, что является одной из предпосылок снижения устойчивости экосистем к антропогенным воздействиям. [4].

Муниципальный уровень является той минимальной и основной масштабной единицей для рационального природопользования, эффективного хозяйствования, устойчивого развития территории в целом [5].

В целях поддержания благоприятной окружающей среды и сохранения природной, местные ООПТ должны быть частью экологического каркаса городов, выступать ядрами и связующими элементами - экологическими коридорами. Призваны поддерживать экологическое равновесие

неустойчивых городских экосистем, предотвращать потерю разнообразия и деградацию ландшафтов.

Сводная таблица состояния сети I

В соответствии с Конвенцией о сохранении биологического разнообразия к 2020 г. поставлена цель охватить особо охраняемыми природными территориями 17% суши и 10% морской акватории планеты. Всего в России по состоянию на 01.01.2017 г. насчитывалось около 12 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет 232,5 млн га (с учетом морской акватории), что составляет 13,6% от площади территории России. Доля ООПТ федерального, регионального и местного значения без морских акваторий составила в 2016 г. 12,7% от территории страны [8].

В данной работе выполнен анализ современного состояния ООПТ в крупнейших городах России (таблица 1). Посчитана общая площадь и количество всех охраняемых территорий, организованных на разных уровнях. Определена их доля от площади городов, проведено сравнение существующих категорий, оценка разнообразия форм охраны и степень выполнения перечисленных выше задач и функций. Использованы данные из правоустанавливающих документов, докладов о состоянии окружающей среды [7, 9-26].

Таблица 1

Город Площадь города (га) Площадь ООПТ (га) % от площади города Количество ООПТ

федеральные региональные местные

1 Екатеринбург 114289 19795,50 17,3 2 33 16

2 Пермь 79968 8453,41 10,6 2 17

3 Воронеж 59700 5882,07 9,9 1 21 26

4 Челябинск 50098 4992,13 10,0 3 2

5 Казань 42500 3981,60 9,4 2 6 3

6 Нижний Новгород 46600 3432,99 7,5 36

7 Москва 256100 17717,43 6,9 5 119

8 Санкт-Петербург 144 631,8 6142,70 4,2 3 15

9 Новосибирск 50270 1009,40 2,0 1 1

10 Ростов-на-Дону 34850 670,50 1,9 1 1

11 Самара 54100 811,49 1,5 7

12 Омск 57290 450,36 0,8 3 4

13 Волгоград 85935 538,17 0,6 2 1

14 Красноярск 35390 57,20 0,2 2 1

15 Уфа 70700 47,50 0,1 1 1

Анализ данных показывает, что лидер по обеспеченности городской среды особо охраняемыми природными территориями, который уже достиг рекомендуемого уровня - г. Екатеринбург (более 17% от площади города). Остальные города обладают показателем ниже среднего по стране. Среди них около 10% имеют Пермь, Челябинск, Воронеж, Казань. В Крупнейших по численности населения городах России - Москве и Санкт-Петербурге охраняемыми территориями занято 6,9% и 4,2% соответственно. Меньше 2% в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Омске, Волгограде, Красноярске, Уфе.

Особо охраняемые природные территории в городах России создаются на трех уровнях -федеральном, региональном, местном.

К ООПТ федерального значения, расположенных на территории рассмотренных городов, в основном

относятся дендрологические парки и ботанические сады, чаще всего приуроченные к научно -исследовательским центрам или высшим образовательным учреждениям, однако в Екатеринбурге они имеют и региональный статус. Иные категории встречаются в Москве -национальный парк «Лосиный остров», Воронеже -государственный природный заказник

«Воронежский».

В большинстве городов предпочтительный статус охраняемых территорий - региональный, т.е. ответственность в области охраны и использования ООПТ находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. К таким городам относятся Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, а также Москва и Санкт-Петербург.

Среди городов по числу ООПТ абсолютным лидером является Москва - 124 ООПТ, из них 119 имеют региональный статус. В городских лесах г. Екатеринбург организовано 15 лесопарков, занимающих более 12 тыс. га. В Санкт-Петербурге система городских ООПТ начала формироваться относительно недавно, с 1990 г. На сегодняшний день насчитывается 8 государственных природных заказников, 7 памятников природы.

Самая популярная категория ООПТ регионального значения - памятники природы, представляющие собой совершенно разные объекты охраны - долины рек, природные родники, участки лесных кварталов, пруды, скальные массивы, боры, отдельно стоящие старые деревья - лиственницы, дубы, пихты и др.

Наибольшее количество памятников природы отмечено в Москве (100), Воронеже (18), Нижнем Новгороде (36), здесь сеть ООПТ представлена только одной категорией, тем не менее составляет от площади города 7,5%. На памятники природы возложены природоохранные задачи по сохранению объектов, обладающих культурным, эстетическим, уникальным, научным значением.

Как видно из сводной таблицы, наличие особо охраняемых природных территорий местного значения отмечено только в семи городах. Наиболее развитые сети по охвату площади, по объектам охраны созданы в Перми, Екатеринбурге. От площади г. Перми ими занято 10,6%, это самая высокая доля из рассмотренных городов.

Возможность устанавливать собственные категории ООПТ на региональном и местном уровне позволила городам сформировать довольно обширный перечень категорий. Наибольшее количество ООПТ местного значения в категории садово-парковый ландшафт создано в Воронеже (26), правда, занимают малую площадь - 87,1 га. В Екатеринбурге организовано 7 городских парков, 3 памятника ландшафтной архитектуры, 2 парка-выставки. Их площадь также мала - 137,3 га. В г. Перми в основном охраняются крупные, относительно размера города, охраняемые ландшафты (13), организованные в целях поддержания экологического баланса, сохранения уникальных и типичных природных комплексов, а также историко-природные комплексы, один природный культурно-мемориальный парк.

В Волгограде, Челябинске, Казани, Омске организовано от одной до четырех ООПТ местного значения.

Таким образом, в большей части городов современные сети особо охраняемых природных территорий развиты слабо. Необходимо развивать данный тип природопользования, поскольку важность сохранения природных ландшафтов в стремительно развивающихся селитебных территориях не приходится ставить под сомнение. Обеспечение охранного режима позволит сохранить природные объекты и комплексы, которые выступают залогом сохранения благоприятной окружающей среды.

Результаты выполненной работы дают хорошую информационную основу для сравнения актуальной ситуации развития сетей ООПТ в крупнейших городах страны; предложении новых категорий, более корректных режимов охраны объектов, соответствующих ценности территорий. Дальнейший анализ программ мониторинга городских особо охраняемых природных территорий позволит разработать предложения по усовершенствованию программы, используемой в г. Перми для оценки экологического состояния природных комплексов.

Библиографический список

1. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. - М.: Географический факультет МГУ, 2010. - 184 с.

2. Андреев Д.Н. Особо охраняемые природные территории г. Перми: современное состояние и перспективы развития // Материалы Московского городского отделения Русского географического общества. Биогеография 18, Москва, 2014. - с. 31-37.

3. Бузмаков С.А., Санников П.Ю. Перспективы создания сети особо охраняемых природных территорий г. Перми//Вестник Удмуртского университета. Биология. Науки о Земле. - 2012. -Вып.3. - с. 14-22.

4. Рысаева Ю.С., Белоногов В.А. Экологические ограничения хозяйственной деятельности как источник градостроительных конфликтов // Ученые записки Казанского государственного университета. Естественные науки. - 2008. - Том 150. кн.4 - с.107-113.

5. Стадолин М.Е., Ямчук Е.В. Особо охраняемые природные территории местного значения: проблемы управления и развития // Актуальные вопросы управления. Вестник Университета. -2017. -№3. - с. 195-199

6. Черных Д.В. Локальные системы особо охраняемых природных территорий: реалии и перспективы: Монография / Д.В. Черных; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т водн. и экол. проблем. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 88 с.

7. Экологический вестник Дона. Доклад Ростовской области о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в 2017 году. Ростов-на-Дону, 2018. 368 с.

8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году» [Электронный ресурс] URL: http://194.87.66.197/gosdoklad-eco-2016/ (дата обращения: 17.10.2018).

9. Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.2018).

10. Особо охраняемые природные территории/Сайт министерства природных ресурсов и экологии Омской области [Электронный ресурс] URL:

http://mpr.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/ex ecutivelist/MPR/otraslevaya-

informaciya/Ypravleniya/Ecobezopasnost/organizariya-prirodnih-teritoriy.html (дата обращения: 12.10.2018).

11. Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга/Сайт Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности области [Электронный ресурс] URL: http://www.infoeco.ru/index.php?id=57 (дата обращения: 12.10.2018).

12. ООПТ областного значения/Сайт Управления экологии Администрации городского округа г. Воронеж [Электронный ресурс] URL: http ://eco .voronezh-

city.ru/reestr_zelenyh_zon/osobo_ohranyaemye_prirodny e_territorii/oopt_oblastnogo_znacheniya/ (дата

обращения: 12.10.2018).

13. Кадастровые сведения особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2016г./ Сайт Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан [Электронный ресурс] URL: https://ecology.bashkortostan.ru/documents/active/22026/ (дата обращения: 12.10.2018).

14. Постановление правительства Новосибирской области от 11.04.2017 №141-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области» от 17.07.2013 N 310-п [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

15. Постановление Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года №41-пп «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк" [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

16. Постановление Кабинета Министров республики Татарстан от 24 июля 2009 года № 520 «Об утверждении Государственного реестра особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам особо охраняемых природных территорий» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

17. Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 февраля 2009 г. № 826 «Об утверждении границ особо охраняемых природных территорий местного значения "Парк победы" и "Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького" [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

18. Постановление Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 года №34-пп «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года» (с изменениями на 29 августа 2018 года) [электронный ресурс]: Доступ

из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

19. Перечень действующих ООПТ регионального и местного значения на территории Самарской области/Сайт Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области [Электронный ресурс] URL: http://www.priroda.samregion.ru/environmental_protecti on/reeds_books/22370/ (дата обращения: 12.10.2018).

20. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2018 г. №163 «О внесении изменений в постановление Совета Министров БАССР от 17 августа 1965 года №465 «Об охране памятников природы Башкирской АССР» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

21. Приказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19 января 2018 года N 1/58-од «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения Красноярского края по состоянию на 01.01.2018» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

22. Приказ Министерства Природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.01.2018 № СЭД-30-01-02-36 «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

23. Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 2 марта 2016 г. № 105 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения в городском округе город Воронеж» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

24. Приказ Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 16 января 2018 №35 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (с изменениями на 8 мая 2018 года)» [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

25. Приложение к письму Минприроды России от 21.12.2017 N 05-12-32/35995 "О предоставлении информации для инженерно-экологических изысканий" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.10.2018).

26. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 591-р «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями на 24 апреля 2015 года) [электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Техэксперт» (дата обращения: 12.10.2018).

27. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (ред. От 01.09.2018) «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.10.2018).

УДК 502.45

А.С. Шевченко, А.А. Зайцев A.S. Shevchenko, A.A. Zaitsev

Пермский государственный национальный Perm State University

исследовательский университет 15, Bukireva st., Perm, 614990

614990, Пермь, Букирева, 15

e-mail: alexshev94@yandex.ru ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается возможность становление природных охраняемых территорий в качестве активных элементов природопользования, благодаря проведению в единой системе мониторинговых работ. Что позволит охраняемым территориям стать оператором по сбору, обработке и предоставлении научной информации не только для их территории, но и для прилегающих территорий в границах физико-географических районов, провинций и округов.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, государственный мониторинг, задачи государственного мониторинга, заповедное дело, Федеральные законы.

THEORETICAL BASIS OF MONITORING OF RESERVED TERRITORIES

The article considers the possibility of the formation of natural protected areas as active elements of environmental management due to the implementation of a single monitoring system. This will allow protected areas to become an operator for the collection, processing and provision of scientific information not only for their territory, but also for adjacent territories within the boundaries of physiographic areas, provinces and districts.

Key words: specially protected natural territories, state monitoring, tasks of state monitoring, conservation, Federal laws.

Сегодня особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются объектами общенационального достояния. Развитие сети ООПТ является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.

В Советском союзе сложилась уникальная заповедная система. Так как идея заповедности является чисто русской научно-этической концепцией, краеугольным каменем отечественного заповедного дела. В зарубежных подходах к заповедному делу она отсутствует[8].

Исходя из ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из основных задач возлагаемых на охраняемые природные территории является мониторинг окружающей среды[6]. Основной целью которого является обеспечение охраны окружающей среды[7]. Классическая структура мониторинга, которая представлена в трудах И.П. Герасимова[3] и Ю.А. Израэля[4] включает в себя последовательность этапов (рис. 1), а именно:

- экологические наблюдения;

- экологическая оценка;

- экологический прогноз;

- оценка прогнозных данных.

Реализация этих этапов возможна большим спектром подходов и методов, широко применяемых в науках о земле.

© Шевченко А.С., Зайцев А.А., 2018

Ключевые задачи государственного мониторинга окружающей среды, установленные в ст.63.1 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» выглядят иначе, но в целом они повторяют научную классику:

- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

- хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

- анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в рамках единой системы государственного мониторинга окружающей среды федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации[7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.