Научная статья на тему 'Особо охраняемые природные территории как информационный и учебный ресурс высшего профессионального образования (на примере Центрально-Лесного заповедника)'

Особо охраняемые природные территории как информационный и учебный ресурс высшего профессионального образования (на примере Центрально-Лесного заповедника) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особо охраняемые природные территории как информационный и учебный ресурс высшего профессионального образования (на примере Центрально-Лесного заповедника)»

ОБРАЗОВАНИЕ

Н. П. Кораблев

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ И УЧЕБНЫЙ РЕСУРС ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Центрально-Лесного заповедника)

Российская Федерация по праву считается одним из признанных авторитетов в деле охраны и изучения природы. Особая роль в фундаментальном сохранении биологического разнообразия в естественной среде принадлежит охраняемым природным территориям, высшей категорией которых являются заповедники. В России сеть заповедников насчитывается 101 единицу и охватывает практически все разнообразие климатических зон, природных сообществ и ландшафтов, а также разнообразие флоры и фауны, населяющее эти территории. Уникальным является то, что абсолютное большинство заповедников охраняют ненарушенные антропогенной деятельностью природные сообщества, являясь своеобразными эталонными точками, которые можно использовать в качестве реперных пунктов при сравнении с аналогичными, но трансформированными деятельностью человека.

Заповедники - это природная лаборатория и естественный музей развития экосистем. Их экономическая ценность тем выше, чем больше исследований проводятся по вы-

яснению механизмов, определяющих различные природные процессы и, соответственно, чем больше получено на их основе новых знаний. Более того, совместная работа на одной территории по различным направлениям науки, возможность изучения сложных и многоплановых взаимодействий дает особый эффект. Развитие человечества опирается на всестороннее практическое использование новых знаний и система заповедников - одна из основ для их получения. Знание истории развития территории дает основу для суждения о возможных вариантах будущего, знание взаимодействий между климатом, рельефом, растительностью, почвой, животным населением, процессов их саморазвития - основа прогрессивно расширяющегося использования возобновляемых ресурсов и регионального развития. Все заповедники России обладают высокой региональной, национальной и международной информационной и, соответственно, экономической ценностью.

Отдельно необходимо отметить уникальный кадровый потенциал, представленный кол-

лективами сотрудников охраняемых территорий. В заповедниках и национальных парках трудятся квалифицированные исследователи, постоянно находящиеся в близком контакте с объектами научного интереса. Многие классические натуралистические, фундаментальные и прикладные открытия были сделаны в научных отделах заповедников или при их непосредственном участии. Большинство заповедников и национальных парков имеют в структуре штата научные и эколого-просветительские отделы. Процент "остепененности" сотрудников ООПТ также весьма высок.

Инфраструктура заповедников и национальных парков формировалась десятилетиями и на сегодняшний день уровень ее развития значительно опережает среднестатистические сельские поселения.

Охраняемые природные территории имеют обширные партнерские контакты с учреждениями науки и образования, начиная от районных отделов народного образования, заканчивая институтами Российской академии наук. Существенно, что такие контакты не ограничиваются вербальными рамками, но подразумевают реализацию совместных, в т.ч. долгосрочных научных проектов, с выходом продукции высокого уровня.

В правовом поле Российской федерации заповедники функционируют как природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские государственные учреждения.

Совокупность этих факторов создает надежную базу для налаживания более тесного взаимодействия между особо охраняемыми природными территориями и высшими учебными заведениями Российской Федерации, в деле подготовки высококвалифицированных специалистов путем совместного проведения учебных и производственных практик, исследовательских и образовательных проектов.

В качестве примера, иллюстрирующего возможность подобного взаимодействия ВУ -Зов и ООПТ, рассмотрим деятельность Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника.

Заповедник расположен на западе Европейской части России, на главном Каспийско-Балтийском водоразделе Русской равнины

(непосредственно на водоразделе верховьев р. Волга и р. Западная Двина), в юго-западной оконечности Валдайской возвышенности (Тверская область, Нелидовский и Андре-апольский районы) и имеет площадь 24 412 га. Географические координаты: 56°26-56031с.ш. и 32°29- 33°01 в. д. (рис. 1). Заповедник образован 31 декабря 1931 г. и является гарантом сохранения последнего ненарушенного природного комплекса, представленного южнотаежными экосистемами. Созданию заповедника предшествовали длительные проектно-изыскательские работы и согласования с различными ведомствами. Большая часть этой нелегкой работы была выполнена под руководством и благодаря энергичной деятельности доцента Смоленского педагогического института, орнитолога Григория Леонидовича Граве, ставшего первым директором заповедника.

Расстояние до мегаполисов и ближайших областных и районных центров составляет: от Москвы - 350 км, от С.-Петербурга -750 км, от Твери - 250 км, от Пскова - 650 км, от Великих Лук - 180 км, от Нелидова - 45 км.

В 1985 г. решением ЮНЕСКО Центрально-Лесной заповедник был включен в международную сеть биосферных резерватов (заповедников).

Свою деятельность заповедник осуществляет на основе Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях" (№ 33-ФЗ) и в соответствии с Положением о Государственном Учреждении "ЦентральноЛесном государственном природном биосферном заповеднике".

В соответствие с Положением и рекомендациями Севильской стратегии по биосферным резерватам на него возлагаются следующие задачи:

- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемый природных комплексов и объектов;

- организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

- осуществление экологического мониторинга;

- экологическое просвещение;

Рис. 1. Географическое положение Центрально-Лесного заповедника

- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Среди других охраняемых территорий России Центрально-Лесной заповедник выделяется глубокими традициями и комплексным подходом к осуществлению научно-исследовательской работы. Уже с первых лет работы в процесс изучения заповедной территории вовлекались ведущие специалисты ВУЗов и институтов Академии наук, в штат научного отдела заповедника подбирались высококвалифицированные сотрудники. Мощным стимулом дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности послужил переход на работу в Центрально-Лесной заповедник заместителем директора по науке Владимира Владимировича Станчинского в 1936 г. Опираясь на обширный опыт предшествующей деятельности в Харьковском университете, заповеднике Аскания Нова, Смоленском педагогическом институте, им впервые в истории "заповедной" науки был применен комплексный, экосистемный подход к постановке исследований. Базовые методологические принципы, отраженные Станчинским в перс-

пективном тематическом плане ведения научно-исследовательских работ продолжали развиваться на протяжении всей последующей истории заповедника. Выполнение столь масштабной задачи исключительно силами штатных сотрудников заповедника было бы невозможным, поэтому продолжали налаживаться научные связи с профилирующими организациями: ВУЗами и институтами Академии наук [4, 5, 12]. В научный процесс вовлекались на только крупные столичные университеты, но и региональные институты: Смоленский, Горьковский [1]. Проведение полевых практик студентов естественно-научных факультетов стало традицией, заложенной с первых лет работы заповедника ее основателем, доцентом педагогического института Г. Л. Граве. Силами участников практик выполнялись работы по инвентаризации флоры и фауны, пополнение коллекций и фондовых материалов заповедника. Некоторые из студентов, проходивших практику в заповеднике, впоследствии становились его штатными сотрудниками.

Центрально-Лесной заповедник представляет значительный информационный ресурс формирующийся в течении 75 лет своего существования. Наполнение банка информации о природном комплексе осуществлялось по мере проведения научно-исследовательских

работ и особую ценность представляют наличие сопоставимых и методически воспроизводимых исследований на большом временном срезе. К ним можно отнести долговременные наблюдения, с середины 1980-х гг. прошлого века переведенные в разряд мониторинга, и к настоящему времени имеющие формат баз данных доступных к анализу [6]. Обширный архив первичных и аналитических материалов насчитывает более 2000 единиц хранения [4].

Высока научная и учебная ценность фондовых коллекционных сборов, которыми располагает заповедник, в их числе следует упомянуть остеологические коллекции Краниологической лаборатории, насчитывающей 3424 черепа 18 видов млекопитающих и более 1500 полных скелетов и скелетов конечностей хищных млекопитающих [7].

При организации научно-исследовательского процесса применяется современный мощный аналитический аппарат в виде Геоинфор-мационной системы "Заповедник", создаваемый при тесном сотрудничестве заповедника с Географическим факультетом МГУ им М. В. Ломоносова и Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН [2, 3].

Инфраструктура Центральной усадьбы, заповедного ядра и охранной зоны включает необходимые для успешного проведения учебных и производственных практик элементы. Объекты размещения представлены двумя уровнями комфорта: общежитие на 17 мест и два гостевых дома на 12 и 7 мест с более комфортными условиями. Имеется магазин, общественная баня, устойчивая сотовая связь. Две оформленных экологических тропы, музей природы и Визит-центр, расположенные на центральной усадьбе, знакомят посетителей с природными особенностями территории и историей заповедника. При прохождении практики есть возможность использования студентами лабораторного оборудования, архивных и библиотечных фондов. В случае необходимости можно прибегнуть к консультации квалифицированного специалиста.

Инфраструктура собственно заповедного ядра включает сеть стационарных объектов наблюдения - постоянных пробных площадей и сети просек на которых сосредоточены научные исследования, кордонов-избушек для проведения автономных полевых работ (рис. 2).

Рис. 2. Инфраструктура заповедного ядра. Обозначены: зоологические и фенологический маршруты, кордоны, пробные площади, квартальная сеть.

Охранная зона заповедника, согласно рекомендациям Севильской стратегии для биосферных резерватов, переходная зона или зона сотрудничества располагает несколькими оборудованными экологическими тропами и кордонами-избушками (рис. 3). Являясь территорией подконтрольной заповеднику, но с разрешенным режимом хозяйственного использования, она может служить полигоном для сравнительных исследований эталонных и нарушенных экосистем.

Из приведенных выше примеров следу-

ет, что Центрально-Лесной заповедник является уникальной природной лабораторией, обладает большими возможностями для налаживания тесного взаимодействия с ВУЗами своего региона и соседних областей.

Обычная практика регламентации взаимоотношений заповедника с ВУЗом или сту-дентом-практикантом состоит в заключении двустороннего договора о сотрудничестве. За последние три года количество договоров и география взаимодействия с учебными заведениями значительно расширилась (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей взаимодействия Центрально-Лесного заповедника с высшими учебными заведениями

Годы Количество ВУЗов Всего студентов Учебная практика Производственная практика Дипломные работы Курсовые работы

2004 9 78 65 13 11 2

2005 13 132 87 45 6 9

2006 13 135 89 46 12 16

Большую часть приезжающих групп составляют студенты МГУ факультетов Географии и Почвоведения, ежегодно проходящие учебную и производственную практики на территории заповедника. Значительный поток студентов-практикантов обеспечивают региональные ВУЗы - Тверской государственный и Тверской политехнический университеты. Традиционны практики студентов Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Последние годы наметилась тенденция увеличения студентов из сельскохозяйственных ВУЗов, Тимирязевской сельскохозяйственной академии и Великолукской сельскохозяйственной академии. Более обширны контакты с районным отделом образования г. Великие Луки [9].

Из перечисленных видов практик наиболее продуктивными являются практики, проводимые под руководством ответственных лиц из профессорско-преподавательского состава при тесном взаимодействии со штатными сотрудниками заповедника. В этом случае программа практик максимальна насыщена информацией, полевые и камеральные работы разнообразны и при их проведении используются современные методы обработки мате-

риала. Эффективно также взаимодействие со студентами старших курсов обучения, у которых четко сформулированы задачи практики, темы курсовых и дипломных работ. Большую роль играет мотивация проводимой работы, в чем решающее значение отводится работе научного руководителя и в целом традициям научной школы ВУЗа. Пока можно констатировать, что за редким исключением студенты региональных ВУЗов не располагают четко сформулированными темами своих работ, культурой проведения исследований, и ориентированы, главным образом, на получение готовой информации. Одним из путей повышения уровня подготовки студентов следует рассматривать проведение практик с совместными полевыми экскурсиями и камеральными работами студентов разных ВУЗов под руководством опытных преподавателей, организацию совместных студенческих конференций и ученых семинаров.

Наиболее детально проработанным руководством к проведению подобных практик можно рекомендовать статью профессора МГУ Ю. Г. Пузаченко по организации полевой ландшафтной практики на базе Центрально-Лесного заповедника [11].

Перспективным направлением является проведение практик в сотрудничестве с зарубежными университетами при организации некоторых совместных работ. Препятствием на этом пути стоят как необходимость гармонизации методических подходов к проведению учебных практик, так и языковой барьер. Центрально-Лесной заповедник имеет некоторый опыт в организации полевых практик для зарубежных университетов с участием студентов отечественных ВУЗов. В целом результаты таких практик могут быть оценены как положительные. В июле 2007 г. на территории заповедника состоялась международная экологическая школа инициированная Международным Центром Арктических Исследований при Университете Аляски, проведенная при сотрудничестве с Национальным Научным Фондом США, Национальным Аэрокосмическим Агентством, Национальным Институтом Экологических Исследований Японии, Институтом Проблем Экологии и Эволюции им А. Н. Северцова РАН, Российским Фондом Фундаментальных Исследований. В работе школы приняли участие 25 профессоров из России, США и Европы, 22 студента и аспиранта из России, США, Европы, Китая, 10 российских преподавателей средних школ. Программа экологической школы включала: лекции по наблюдениям и моделированию экосистем бореальной зоны; полевые экскурсии; демонстрацию методов сбора наблюдений; обучение методикам сбора данных; моделированию климата. Изучались методики наблюдения за процессами происходящими в: океане, атмосфере, тундре, лесах, мерзлоте. Ведущие специалисты читали лекции, проводили семинарские занятия.

Отдельно необходимо остановиться на перспективе сотрудничества с заповедником высших и средних учебных заведений, подготавливающих специалистов в области туристической деятельности. Центрально-Лесной заповедник с середины 1990-х гг. активно занимается приемом туристических групп. Девяностые годы были ознаменованы первым серьезным успехом по приему зарубежных туристических и волонтерских групп. Основной акцент в работе делается на туры экологической направленности, разработаны туристические программы, рассчитанные на зна-

комство с представителями дикой фауны, в первую очередь крупными хищниками, типичными для южной тайги. В дальнейшем при сотрудничестве со столичными туроператорами разработаны разнообразные туристические продукты, рассчитанные на различные сезоны года и целевые группы посетителей.

Поток экологических туристов, посещающих Центрально-Лесной заповедник, можно распределить по следующим категориям: научный туризм; познавательный туризм; рекреационный туризм.

Научный туризм - традиционное направление деятельности заповедника, заложенное еще в 1938 г. заместителем директора по научной работе В. В. Станчинским. Основной целью приезжающих групп является изучение ненарушенных природных комплексов или отдельных видов биоты, сбор научного материала.

Познавательный туризм включает экскурсии и походы различной протяженности по территории охранной зоны заповедника, знакомство с функционированием заповедника, природными и культурными особенностями территории. Рекреационный туризм, как частный случай познавательного туризма, приобрел большую популярность в последнее десятилетие. В пределах Центральной усадьбы и охранной зоны заповедника выделены и оборудованы экологические тропы и маршруты, в охранной зоне находится сеть кордонов-избушек, приспособленных для проживания небольших туристических групп.

Наиболее перспективными формами туризма являются научный и познавательный, предпосылками к этому является хорошая сохранность природных комплексов, характеризующихся высокой изученностью, квалифицированный персонал, наличие необходимой инфраструктуры, относительная близость к мегаполисам и крупным городам, таким как Москва, С.-Петербург.

Опыт работы с туристами позволяет отметить тенденцию увеличения потока отечественных туристов, преимущественно из Московского региона, на фоне уменьшения количества иностранных туристических групп. Наиболее популярны выходные и праздничные дни, во время которых жители мегаполисов стремятся покинуть город.

Рис. 3. Туристическая инфраструктура на территории Центрально-Лесного заповедника и охранной зоны

Используя накопленный опыт в этой сфере деятельности, появилась возможность организации учебных практик, в ходе которых будущие специалисты сферы туристических услуг смогут познакомиться с особенностью организации экологических форм туризма, попробовать себя в качестве гида, разработать и опробовать собственный туристический продукт.

Резюмируя сказанное подытожим, что опыт сотрудничества системы образования и

системы охраны природы, даже на примере одного заповедника, имеет глубокие традиции и большие перспективы дальнейшего развития. Безусловно, на пути этого сотрудничества стоит немало препятствий, но есть общая положительная динамика развития и взаимная заинтересованность сторон. От более широкого сотрудничества выиграют все вовлеченные в процесс стороны, повысится качество охраны природы и уровень подготовки специалистов.

Литература

1. Аксенов А. А. Речной бобр в Нелидовском и Жарковской районах Калининской области // Научные труды Калининского отделения МОИП. - Калинин, 1960. - С. 7-14.

2. Добриденев А. И. ГИС - "Заповедник". Справочно-методическое издание. - М., 2005. - 100 с.

3. Добриденев А. И. Достижения Центрально-Лесного заповедника в области внедрения геоинфор-мационных технологий в период 2001-2007 гг. Геомоделирование рельефа // Труды Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника. 2007. Вып. 5. - С. 458-465.

4. Желтухин А. С., Желтухина В. И. Роль академических учреждений и Вузов в становлении и развитии научных исследований в Центрально-Лесном заповеднике // Сб. материалов международной научной конференции "История заповедного дела". М.: "КМК", 2005.

5. Желтухин А. С., Желтухина В. И. Центрально-Лесной государственный заповедник - этапы развития // Труды Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника. 2007. Вып. 5. - С. 191-209.

6. Korablev N. Central-Forest Biosphere reserve as successful example of old traditions and new approaches in long-term observation and their analysis // Proceedings of EUROMAB AUSTRIA. Meeting of the Euromab Biosphere Reserve Coordinators and Managers. - Vienna, 2005. - P. 117-118.

7. Кораблев Н. П., Сидорова О. В., Кондратьева Н. В. Основные направления эколого-просветитель-ской работы в Центрально-Лесном заповеднике // Труды Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника. 2007. Вып. 5. - С. 533-539.

8. Кораблев П. Н., Кораблева В. Н., Кораблев Н. П., Кораблев М. П. Краниологические исследования в Центрально-Лесном заповеднике и их место в структуре научных исследований ООПТ // Труды Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника. 2007. Вып. 5. - С. 270-278.

9. Курбатова З. И., Жулева Т. Н. Аспекты становления экологического мировоззрения молодежи при сотрудничестве с ЦЛГПБЗ // Труды Центрально-Лесного заповедника. 2007. Вып. 4. - С. 497-500.

10. Мишин А. С., Панкевич С. Э., Семевский Ф. Н. Заповедники в России: (Подходы к обобщению опыта). - Екатеринбург, 2005. - 48 с.

11. Пузаченко Ю. Г. Организация ландшафтной учебной практики студентов 2-го курса географического факультета МГУ на базе Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника // Труды Центрально-Лесного заповедника. 2007. Вып. 4. - С. 474-496.

12. Шапошников Е. С., Кораблев Н. П. Становление и развитие научно-исследовательских работ в Центрально-Лесном заповеднике // Труды Центрально-Лесного заповедника. 2007. Вып. 4. - С. 210-218.

13. Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник. (Популярный очерк). Составители: Пузаченко Ю. Г., Желтухин А. С., Козлов Д. Н., Кораблев Н. П., Федяева М. В., Пузаченко М. Ю., Сиунова Е. В. - М.: Деловой мир, 2007. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.