Научная статья на тему 'Особенности зрительно-моторных реакций и регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду'

Особенности зрительно-моторных реакций и регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду Текст научной статьи по специальности «Возрастная физиология»

135
36
Поделиться
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
детский возраст / ЗМР / СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ / КОМПЬЮТЕРЫ

Аннотация научной статьи по биологии, автор научной работы — Лукьянец Г. Н.

Изучались половые особенности реакции детей на компьютерную нагрузку. Работа на компьютере у девочек 6 лет требовала большего напряжения механизмов регуляции вегетативной нервной системы и несколько большего напряжения ЦНС у девочек, чем у мальчиков. Существенные изменения в регуляции сердечного ритма к концу занятий на компьютере происходили у девочек в сторону активизации симпатического звена вегетативной нервной системы, а у мальчиков в сторону стабилизации сердечного ритма.

Похожие темы научных работ по биологии , автор научной работы — Лукьянец Г.Н.,

Peculiarities of visual-motor behaviours and heart rate regulation in 6 year old boys and girls working on the computer in the kindergarten. The paper presents the study of peculiarities of childrens reaction to computer work. The work of girls demanded higher intensity of regulatory mechanisms of vegetative nervous system and somewhat higher CNS tension in girls than in boys. At the end of classes essential changes in heart rate regulation took place. Girls tended to demonstrate higher activity of sympathetic nervous system whereas boys showed heart rate stabilization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности зрительно-моторных реакций и регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду»

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ И РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6 ЛЕТ ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Г.Н. Лукъянец1

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Изучались половые особенности реакции детей на компьютерную нагрузку. Работа на компьютере у девочек 6 лет требовала большего напряжения механизмов регуляции вегетативной нервной системы и несколько большего напряжения ЦНС у девочек, чем у мальчиков. Существенные изменения в регуляции сердечного ритма к концу занятий на компьютере происходили у девочек в сторону активизации симпатического звена вегетативной нервной системы, а у мальчиков в сторону стабилизации сердечного ритма.

Ключевые слова: детский возраст, компьютеры, сердечный ритм, ЗМР

Peculiarities of visual-motor behaviours and heart rate regulation in 6 year old boys and girls working on the computer in the kindergarten. The paper presents the study of peculiarities of children’s reaction to computer work. The work of girls demanded higher intensity of regulatory mechanisms of vegetative nervous system and somewhat higher CNS tension in girls than in boys. At the end of classes essential changes in heart rate regulation took place. Girls tended to demonstrate higher activity of sympathetic nervous system whereas boys showed heart rate stabilization.

Key words: infancy, computers, heart rate, visual-motor behaviour.

Компьютеризация дошкольных учреждений и рост числа детей, начинающих работу за компьютером в дошкольном возрасте делает актуальной оценку влияния этого вида деятельности. Дошкольный возраст это период интенсивного развития различных физиологических систем организма. Прогрессивные изменения наблюдаются в функционировании зрительного и двигательного анализаторов, происходит совершенствование регуляции центральной и вегетативной нервной системы. Именно в этом возрасте отмечается особое напряжение регуляторных механизмов, более низкий уровень компенсаторных процессов. Дети 6 лет более склонны к возникновению функциональных расстройств центральной нервной системы [5, 6, 8 и др.]. Однако в настоящее время недостаточное внимание отводится дифференцированному подходу в решении задач, связанных с нормированием компьютерных нагрузок. В частности, остается открытым вопрос, одинакова ли у детей разного пола способность противостоять неблагоприятным факторам компьютерной среды в различные периоды возрастного развития.

В связи с этим, важно было узнать, имеются ли половые различия на нервноэмоциональную нагрузку у детей 6-летнего возраста, поскольку с этого возраста начинается приобщение ребенка к компьютеру в детском саду, а часто и дома. Анализ этого вопроса и его будущее исследование актуально в плане профилактики вредных последствий психоэмоционального стресса, а также возникающего в результате работы на компьютере утомления.

Контакты:1 Лукьянец Г.Н.-E-mail: gali.lukjanetc@yandex.ru

Цель исследования: изучить особенности состояния центральной нервной системы у мальчиков и девочек в связи с их занятиями на компьютере.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях исследования был проведен лабораторный эксперимент на базе детского сада №1565 г. Москвы. Исследование функционального состояния центральной нервной системы проводилось до и после 20-минутной непрерывной работы на компьютере: у 59 мальчиков и 56 девочек 6-летнего возраста. Для обеспечения соответствующей нагрузки использовались специальные программы для детей. Применялись детские компьютерные программы, разработанные Ассоциацией «Компьютер и детство».

С помощью методики хронорефлексометрии исследовались следующие показатели зрительно-моторной реакции (ЗМР): латентный период (ЛП) простой ЗМР, ЛП сложной ЗМР, количество ошибок на дифференцировку. Проводилось определение направленности сдвигов за время работы на ПЭВМ величин показателей ЗМР для каждого испытуемого в соответствии с задачами исследования. Кроме того, проводилось определение индивидуальных характеристик работоспособности на основе комплексного анализа показателей ЗМР с определением степени утомления испытуемых за каждый исследуемый промежуток работы с экраном компьютера [9]. С помощью кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому определялся индекс напряжения регуляции сердечного ритма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные среднестатистического анализа динамики показателей зрительномоторной реакции в процессе занятий на компьютере у дошкольников 6 лет разного пола представлены в таблицах 1 и 2. Из таблиц видно, что за время занятий на компьютере существенных изменений не произошло по средним данным при обоих типах ВДТ и в обеих возрастных группах. Отмечалась лишь тенденция к уменьшению числа ошибочных реакций у мальчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Динамика показателей зрительно-моторной реакции у мальчиков и девочек 6 лет ______________________при работе на компьютере (М±т)______________________

Пол испытуемых Количество исследований Время иссле- дования Латентный период простой ЗМР, с Латентный период сложной ЗМР, с Количество ошибок, %

мальчики 110 До занятий 0,26±0,02 0,28±0,02 52,9

После занятий 0,26±0,01 0,29±0,01 41,2

девочки 110 До занятий 0,26±0,01 0,28±0,01 50,5

После занятий 0,25±0,01 0,28±0,01 53,6

В таблице 2 представлены результаты анализа индивидуальных данных зрительно-моторной реакции у детей. Распределение детей по степени утомления на основании индивидуальных сдвигов показателей качества и скорости зрительномоторных реакций показало более благоприятное функциональное состояние к

концу занятий с ПЭВМ у мальчиков, чем у девочек (табл. 2). В состоянии утомления к концу занятий находилось 33,9% девочек, мальчиков - 25,4%. В состоянии врабатывания было 62,7% мальчиков, а девочек 48,8%.

Таблица 2

Распределение девочек и мальчиков 6 лет по степени утомления в процессе занятий на компьютере в %

Пол Количество детей, %

испытуемого Врабатывание Начальные признаки утомления Утомление Выраженное утомление

мальчики 62,7 11,9 18,6 6,8

девочки 48,8 17,9 25,0 8,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональное состояние ССС у детей оценивали по комплексному показателю индекса напряжения. Среднестатистическая величина этого показателя в начале занятия у мальчиков составляла 173,8±12,8, у девочек 174,3±11,2. (табл. 3). К концу у мальчиков и девочек ИН повысился, но у мальчиков несущественно (на 9%), а у девочек существенно - на 22% (р<0,05).

Анализ индивидуальных данных показал, что от начала к концу занятий на ПЭВМ у одной трети детей обоего пола происходило уменьшение ИН, у 2/3 части детей - увеличение. Величина прироста ИН от начала к концу занятий была неодинаковой у мальчиков и девочек. Уменьшение ИН в большей степени происходило у мальчиков, чем у девочек (на 45,5 против 34,4%).

Таблица 3

Изменение индекса напряжения сердечного ритма у мальчиков и девочек 6 лет в ______________________процессе занятий на компьютере______________________

Контингент Среднестатистические значения ИН, М±т Средний прирост изменения ИН от начала к концу занятий, в %

До занятий После занятий Отрицательный Положительный

Мальчики 173,8±12,8 188,3±11,6 47,2 52,7

Девочки 174,3±11,2 211,7±13,2 34,4 45,5

Распределение мальчиков и девочек в зависимости от степени отклонения ИН от зоны оптимальных значений размещено в таблице 4.

Как видно из таблицы, большинство детей обоего пола имеют значения индекса напряжения в зоне оптимума. У 12% мальчиков и девочек ИН ниже оптимальных значений до и после занятий. В 36% случаев у мальчиков и в 24% случаев у девочек ИН превышает уровень оптимума до занятий. После занятий на ПЭВМ число таких случаев вдвое увеличивается, и только у девочек.

Распределение девочек и мальчиков 6 лет (в %) по величине индекса напряжения в _________________процессе занятий с использованием компьютера____________________

Контингент Время исследования Значения ИН, отн. ед.

>180 60-180 <60

Мальчики До занятия 36,0 52,0 12,0

После занятия 36,0 64,0 12,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девочки До занятия 24,0 64,0 12,0

После занятия 48.0 40,0 12,0

Из литературы известно, что показатели физической работоспособности мальчиков в 6-7 лет, как правило, выше, чем у девочек. Некоторые авторы считают, что неодинаковый уровень развития двигательных качеств у девочек и мальчиков дошкольного возраста является основанием для дифференцированного подхода к гигиеническому тестированию физической подготовленности детей 4-7 лет [2]. С возрастом гетерохронность развития антропометрических и функциональных показателей, двигательных способностей у девочек и мальчиков увеличивается. Так, с возрастом увеличивается способность мальчиков адаптироваться к гипоксии. [1 и др.]. Выносливость мышц к статическим усилиям также значительно ниже у девочек, чем у мальчиков [4]. Другие авторы отмечают больший ЖЕЛ и объем форсированного выдоха у мальчиков 6 лет [7]. Авторы

Н.О. Березин и И.П. Лашнева [2] выявили преимущество мальчиков перед девочками по дальности броска мяча и более низкие у мальчиков показатели скорости бега и длины прыжка с места.

Получено экспериментальное доказательство наличия связи между личностной тревожностью и некоторыми физиологическими индикаторами функционального состояния. Было установлено, что тревожные дети 6-8 лет характеризуются повышенным уровнем неспецифической активации по ряду показателей функционального состояния нервной системы [3]. Поскольку работа на компьютере сопряжена с определенным нервно-эмоциональным напряжением, то именно это, возможно, сказалось на различиях реакции девочек и мальчиков. Так, у девочек наблюдалось большее число случаев утомления и меньшее число случаев благоприятных изменений зрительно-моторных реакций. Результаты исследования динамики параметров сердечного ритма также показали, что реакция на компьютерную нагрузку у девочек и мальчиков была различной. У мальчиков к концу занятий происходило снижение напряженности регуляции сердечного ритма, уменьшалось число запредельных значений ИН, у девочек, напротив, число случаев запредельных значений ИН к концу занятий увеличивалось. Существенные изменения к концу занятий на ПЭВМ в регуляции сердечного ритма происходили у девочек в сторону активизации симпатического звена вегетативной системы, а у мальчиков в сторону стабилизации сердечного ритма.

Видимо, можно согласиться с другими исследователями [10, 11, 12 и др.] в том, что девочки переносят стрессовые ситуации с большим напряжением, чем мальчики.

ВЫВОДЫ

1. При работе на компьютере у девочек 6 лет по сравнению с мальчиками выявилось большее число неблагоприятных ЗМР, что отразилось на комплексном показателе работоспособности: мальчики реже находились к концу занятий в состоянии утомления (25% против 33,9%) и чаще на стадии врабатывания (62,7% против 48,8).

2. Существенные изменения к концу занятий на ПЭВМ в регуляции сердечного ритма происходили у девочек в сторону активизации симпатического звена вегетативной системы, а у мальчиков в сторону стабилизации сердечного ритма.

3. При необходимости проведения занятий с ПЭВМ типа 1ВМ-РС со старшими дошкольниками необходимо учитывать более выраженную реактивность симпатической вегетативной системы у девочек по сравнению с мальчиками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалов Р. А., Нигматуллина Р.Р., Морозова С.В. и др. Показатели адаптации растущего организма к различным двигательным режимам //Физиология развития человека. - М., 2000. - С. 57-58.

2. Березина Н.О., Лашнева И.П. Гигиенические аспекты тестирования физической подготовленности детей // Гиг. И сан. - 2005. - №2. - С. 51-54.

3. Зайцева В.В., Горев А.С., Пискова Д.М. Использование средств физической культуры для оптимизации функционального состояния тревожных школьников младших классов // Альманах «Новые исследования». - 2005. - №2. - С. 54-67.

4. Леонова Л.А., Ножкина В.Н. Возрастные особенности мышечной силы и выносливости школьников 70-х годов // Биологический возраст и возрастная периодизация. - М.,1978. - С. 51-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Маханева М. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С. 46-49.

6. Разживина Г.Н., Усанова Е.П., Маткивский Р.А. Роль показателей здоровья в обосновании дифференцированных мероприятий по реабилитации школьников с задержкой темпа психического развития // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. - 2002. - С. 291-293.

7. Селитренникова Т.А., Османов Э.М., Дерябина Г.И. Особенности показателей внешнего дыхания у школьников младших классов // Образование и воспитание детей и подростков: гигиен. Проблемы. - М, 2002. - С. 313-314.

8. Солнцев А.А. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья у детей при адаптации к дошкольному учреждению и школе: Автореф. дисс ... канд.мед.наук. - М., 1985. - 32 с.

9. Сухарева Л.М., Молчанова С.С., Самотолкина Н.Г., Шубочкина Е.И. Методические аспекты организации массовых физиолого-гигиенических исследований и опыт исследования ЭВМ в гигиене профессионального обучения подростков. - М., 1984. - С. 74-85.

10. Цыренова Н.М. Гигиеническая оценка дифференцированного по полу обучения школьников в возрасте 9-12 лет // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. - М., 2002. - С. 389-391.

11. Ямпольская Ю.А. Динамика адаптационных возможностей школьников от 8 - до 17 летнего возраста // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. - М., 2002. - С. 422-423.

12. Ямпольская Ю.А. Оценка адаптационных возможностей детей школьного возраста при проведении массовых медицинских обследований // Альманах «Новые исследования». - 2007. - №1-2(12-13). - С. 19-28.