Научная статья на тему 'Особенности жизни малых народов Кольского Севера в современных условиях (на примере села Краснощелье)'

Особенности жизни малых народов Кольского Севера в современных условиях (на примере села Краснощелье) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / SMALL PEOPLES OF THE NORTH / TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT / TRANSFORMATION OF SOCIETY / LIFE PRACTICES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цылев Виктор Рюрикович

В статье представлены результаты качественного исследования особенностей жизни населения, выполненного в одном из посёлков Кольского Севера с помощью метода включённого наблюдения( с использованием свободного интервью и визуального метода). Результаты исследования показывают, как трансформационные процессы российского общества проявляются в жизни населения посёлка. Дана оценка условий жизни жителей села, перечислены основные сферы их занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of present-day life of small-numbered peoples in the North of the Kola Peninsula (case study of the rural locality Krasnoshchelye)

The article presents the results of a qualitative study of peculiarities of population’s life and activities, conducted in one of the rural localities of the Kola North by the method of participant observation (using free interview and visual method). The results of the research show how the transformation of the Russian society is manifested in the life of the rural population. The study reveals the assessment of living conditions by the rural inhabitants, and the main activities that help them to survive despite the considerable reduction in production.

Текст научной работы на тему «Особенности жизни малых народов Кольского Севера в современных условиях (на примере села Краснощелье)»

Формирование и развитие территориальных сообществ

УДК 316.42 (316.014) ББК 60.5

© Цылев В.Р.

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ МАЛЫХ НАРОДОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА КРАСНОЩЕЛЬЕ)

В статье представлены результаты качественного исследования особенностей жизни населения, выполненного в одном из посёлков Кольского Севера с помощью метода включённого наблюдения (с использованием свободного интервью и визуального метода). Результаты исследования показывают, как трансформационные процессы российского общества проявляются в жизни населения посёлка. Дана оценка условий жизни жителей села, перечислены основные сферы их занятости.

Малые народы Севера, традиционное природопользование, трансформация общества.

Трансформационные изменения российского общества, обусловленные становлением рыночных отношений, привели к тому, что Европейский Север России оказался в числе регионов, испытывающих серьёзные трудности в своём развитии. Это связано с повышенной

ЦЫЛЕВ Виктор Рюрикович кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» [email protected]

себестоимостью услуг и товаров, производимых на Севере. Жизнь здесь дороже, чем в регионах с более мягким климатом, и поэтому продукции, произведённой на северных территориях, сложно конкурировать с товарами, выпущенными в экономически более благоприятных условиях [1, с. 229]. В советское время северные производства и вся сфера услуг поддерживались государством, а появившийся в постсоветский период негосударственный сектор экономики вынужден самостоятельно обеспечивать своё существование, выдерживать конкуренцию в сложных северных условиях. Относительно низкая рентабельность экономического производства на Севере при-

водит к свёртыванию большого числа предприятий, и успешно выдерживают конкуренцию только те производства, которые связаны с использованием (разработкой) уникальных природных ресурсов (добыча редких полезных ископаемых, вылов семги и т. п.). Как следствие, снижается численность населения, меняются черты его идентичности [3, с. 55].

Если в советское время осваивать Север приезжали по призыву государства и статус жителя северной территории, дававший определённые преференции, был достаточно высоким, то сегодня жизнь здесь перестала быть привлекательной в материальном отношении. Однако многие дети и внуки северных поселенцев, считающие Север своей родиной, хотели бы связать с ним своё будущее.

Возникает противоречие между богатым природным потенциалом, наличием разветвлённой инфраструктуры, созданной в советское время, и невозможностью эффективного развития северных территорий в рыночных условиях без федеральной поддержки. В создавшейся ситуации очевидна необходимость разработки новой генеральной стратегии развития Севера России [2]. А пока в отношении этого идут теоретические дискуссии, северяне, ориентированные на дальнейшую жизнь на своих территориях, пытаются адаптироваться к новым социальноэкономическим реалиям и ищут подходящие практики выживания.

Отмеченные проблемы особенно остро проявляются в жизни небольших северных посёлков, среди которых выделяются отдалённые, не связанные всесе-зонными дорогами с другими населёнными пунктами. Такой посёлок и был выбран для изучения проблем жизнедеятельности населения. Объектом изучения выступили жители села Краснощелье Мурманской области, в котором в июле -

августе 2012 года было проведено социологическое исследование.

Цель исследования - изучение особенностей жизнедеятельности населения в условиях происходящих трансформационных процессов. Акцент при этом делался на выяснении оценки жителей посёлка в отношении сложившейся в нём социальноэкономической ситуации и происходящих в их жизни изменений, а также на выявлении деятельностных практик, с помощью которых они обеспечивают свою жизнь.

Исследование выполнялось в качественной стратегии, основным методом сбора эмпирической информации являлось включённое наблюдение, в рамках которого проводились беседы с теми жителями, которые выражали готовность к общению при установлении с ними контактов. Беседы продолжительностью более 15 минут были оформлены в интервью, число которых составило 16. В качестве дополнительного использовался визуальный метод - фотографирование.

Село Краснощелье расположено в центре Кольского полуострова на берегу реки Поной. Сообщение с селом в летнее время возможно только воздушным транспортом (рейсовый вертолёт летает раз в неделю), зимой сообщение осуществляется по зимнику тракторами и снегоходами. Ближайшим к селу (около 150 км) населённым пунктом, который связан дорогами с другими городами и посёлками области, является районный центр Ловозеро. В настоящее время в селе проживают 420 человек (по итогам переписи 2010 года), в основном коми-ижемцы и саами.

По воспоминаниям жителей, село достигло своего расцвета к началу перестройки, когда численность его населения составляла около 1000 чел. Оленеводческий совхоз, созданный в селе в конце 1920-х годов, являлся градообра-

зующим предприятием и считался передовым. Количество оленей доходило до 35000 голов. При совхозе функционировали: молочная ферма, цех механизации (с вездеходами и тракторами), дизель-станция для выработки электричества, мастерская по пошиву меховой одежды из оленьего меха, звероферма для разведения песцов, рыболовецкие и строительные бригады, мастерская по изготовлению сувенирных изделий из кости. Кроме того, работали метеостанция, лесничество, отделения сберкассы и почты, школа, детский сад, дом культуры, комбинат по ремонту бытовой техники, пекарня, магазины. Уровень снабжения населения был высоким: в магазины поставлялись даже дефицитные товары. Все эти предприятия в полной мере обеспечивали жителей села рабочими местами. Не наблюдалось и большого оттока молодёжи, поскольку многие выпускники местной школы, получившие профессию, возвращались домой.

В целом население Краснощелья вспоминает жизнь в советское время как достаточно благополучную в сопоставлении с современной, оцениваемой ими как тяжёлая, полная различных проблем. Основная из них - это трудовая занятость. Большинство ранее существовавших предприятий оказались закрытыми, число оставшихся продолжает сокращаться. Оленеводческий совхоз реорганизован в кооператив, все дополнительные производства при нём ликвидированы, и сам он испытывает серьёзные трудности. Численность кооперативного стада оленей значительно уменьшилась и, по заметно различающимся оценкам жителей села, составляет от 9000 до 17000 голов. Оленеводческие базы не ремонтировались с советского времени, поэтому молодёжь и женщины отказываются от работы на них, хотя оленеводство - единственный вид занятости в посёлке.

В оленеводческом кооперативе действующим (по свидетельству информантов) остался только забойный пункт, на котором происходит забой оленей, обработка и заготовка мяса. Прекратили своё существование молочная ферма (в домохозяйствах села осталось всего 4 коровы), мастерская по пошиву меховых изделий, звероферма, рыболовецкие и строительные бригады, мастерская по изготовлению сувенирных изделий. Цех механизации и дизельстанция выделились в самостоятельные предприятия. Закрыты лесничество и комбинат по ремонту бытовой техники, существенно сократился объём работы (и соответственно число работающих) в школе, детском саду, отделениях почты и Сбербанка. Если раньше наполняемость школьных классов доходила до 15 человек, то сейчас в некоторых параллелях учатся по 3 - 4 ученика. Согласно высказываниям информантов, большая часть молодёжи теперь стремится уехать из села, потому что невозможно найти работу и устроить свою жизнь. Вследствие существенного снижения численности населения растёт число заброшенных домов:

«В селе больше 200 человек пенсионеры, а всего 400 с чем-то человек. <...> домов 40-50уже пустых <...> в школе мало детей: 2-3 человека в классе, 1-го класса <в этом году> не будет».

Беседы с жителями наводят на мысль о том, что село испытывает тяжёлое время и фактически находится на грани вымирания. Подтверждение этому можно найти и во внешнем облике села: заброшенные, разваливающиеся дома и ограды, заросшие приусадебные участки, ржавеющие части вездеходов и тракторов, разрушенные ангары (рис. 1).

Вместе с тем в Красноселье заметен ряд признаков благополучия.

Так, закончено строительство большого современного детского сада на 120 мест, самобытным мастером по индивиду-

Рис. 1. Черты разрухи в селе (фото О. Цылевой)

Рис. 2. Черты благополучия в селе (фото О. Цылевой)

Рис. 3. Черты благополучия

альному проекту строится бревенчатый православный храм (рис. 2). Работают три магазина, в которых представлен достаточно широкий ассортимент продовольственных и промышленных товаров.

Электричество в селе вырабатывается дизель-генераторной установкой и подаётся в дома с 7.00 до 24.00. Имеется мобиль-

в селе (фото О. Цылевой)

ная связь, обеспечиваемая оператором «Мегафон», и выход в Интернет (правда, он работает пока очень медленно). Практически каждая семья владеет моторной лодкой и снегоходом. В селе достаточно много ухоженных домов и участков, которые создают впечатление вполне благополучной жизни (рис. 3).

Жители села стремятся приблизить условия своей жизни, насколько это возможно, к городским. Большинство пользуется спутниковыми телевизионными антеннами для многоканального приёма ТВ-сигнала, современной бытовой техникой (холодильники, морозильные камеры, печи СВЧ, хлебопечки, электроплиты и даже стиральные машины-автоматы, несмотря на отсутствие водопровода).

В качестве транспорта активно используются велосипеды, включая современные многоскоростные, а также до 40 легковых автомобилей (по оценкам жителей).

Село Краснощелье привлекает своей живописной дикой северной природой, экологической чистотой, природными ресурсами (ягоды, грибы, озёрная и речная рыба), поэтому летом численность жителей возрастает: приезжают на отдых дети, родственники, знакомые сельчан, возвращаются домой те, кто учится и работает в других населённых пунктах. Наведываются в село и туристы, которые летом сплавляются по реке Поной, добираются на вертолётах или квадроциклах, а зимой - на снегоходах.

Если в экономике села наблюдается много проблем, то его культурная жизнь протекает достаточно активно. Так, с размахом празднуются дни саамской и коми культуры, отмечается Праздник Севера, на которые обычно приезжает много гостей из области. В селе имеется известный за пределами области самодеятельный фольклорный ансамбль народности коми «Рытья кыа» («Вечерняя заря»).

По инициативе жителей собираются культурно-исторические экспонаты, отражающие историю и особенности жизни северян в других отдалённых поселках, таких как Поной, Ивановка, Семиостровье. В Краснощелье стекались их жители, носители своей культуры и

быта, не пожелавшие переезжать в районный центр после закрытия родных посёлков по решению руководства страны. И если эта инициатива найдёт поддержку, то вполне возможным окажется создание уникального музея истории и культуры Кольской «отдалёнки» (так в области называют отдалённые посёлки).

Зарождающиеся на фоне общего ухудшения ситуации признаки повышения личного благополучия отмечают и сами жители. По их мнению, улучшение, наблюдаемое в отдельных аспектах, стало заметно в последние 3 - 4 года и связано, прежде всего, с появлением новых магазинов и улучшением их снабжения. Ведь в середине первого десятилетия нового века в селе работал только один магазин, в котором большая часть привозимого раз в неделю товара раскупалась за один

- два дня.

Кроме того, более устойчивой стала мобильная связь, появился Интернет, увеличилась продолжительность подачи электричества, повысилась оснащённость домохозяйств бытовой техникой, увеличилась зарплата и прекратились задержки с её выплатой, возросло число туристов. В совокупности всё это можно рассматривать как постепенное развитие села.

Следует подчеркнуть, что две противоположные тенденции его жизни

- угасание и развитие - проявляются достаточно ярко, оставляя противоречивое впечатление о его состоянии. Символами «старого» и «нового» могут служить фрагменты облика села: два колодца и два мостика (рис. 4).

Само существование противоречивых тенденций указывает на то, что в селе происходит не только свёртывание производства, но и появление жизненных практик, позволяющих населению выживать в столь непростой экономической ситуации.

Рис. 4. Символы «старого» и «нового» в жизни села (фото О. Цылевой)

Рис. 5. На реке Поной

Проблема занятости жителей села оказалась сложной для обсуждения. Информанты неохотно разговаривали на эту тему и жаловались на то, что постоянной стабильной работы, приносящей доход, в селе не хватает. Поэтому, по их словам, значительная часть населения вынуждена заниматься временными подработками и различной инициативной деятельностью, которая помогает выживать. Важное место в такой деятельности принадлежит традиционным видам занятости коренного населения Севера: оленеводству, рыболовству и сбору ягод.

Содержание личных оленей служит источником значимой части доходов населения, запасающегося в период забоя мясом на весь год и получающего заработок от его сдачи. Поэтому жители села стремятся сохранить и увеличить

(фото О. Цылевой)

личное стадо, о численности которого предпочитают умалчивать. Самым распространённым видом занятости, наверное, является рыбная ловля: из традиционных способов природопользования она оказывается единственным видом деятельности, которым можно заниматься практически круглый год, активно используя моторные лодки (рис. 5).

Основными вылавливаемыми видами рыб являются сиг, хариус, окунь, щука, иногда - кумжа, семга. Пойманную рыбу, служащую для населения основной пищей, морозят, солят, коптят и частично реализуют через родственников и близких друзей в Ловозеро. С выловом рыбы связан ряд проблем, основная из которых заключается в том, что вылов ограничен выдаваемыми местным жителям квотами, являющимися, по их мнению,

слишком маленькими и несправедливо распределяемыми. Увеличенную квоту могут получить только представители коренных малочисленных народов Севера (к которым относятся лишь саами), а остальное местное население, в том числе коми, считает себя самым ущемлённым в своих правах:

«Мы живём у реки, и, я говорю, официально не можем рыбу ловить, сейчас многим тут раздали квоты, ну, местному населению, не местному, а КМНС - коренным малочисленным народам Севера».

Кроме того, наиболее выгодные для рыбаков участки реки заняты рыболовными туристическими базами, на которых вылов рыбы местному населению запрещён. По-видимому, рыба кормит местное население и помогает ему выживать, в т. ч. и за счёт нелегального лова, поэтому о вылавливаемой рыбе жители говорят очень неохотно, и этот вид занятости фактически оказывается «теневым». Т. е., вылавливая рыбу для обеспечения своей жизни, местные жители фактически вынуждены становиться браконьерами.

Ещё одним сезонным видом дохода, связанным с традиционным природопользованием, является сбор ягод. Уже третий год в селе организован приём ягод, и жители активно собирают и сдают морошку и бруснику, которыми богаты окружающие село места и которые хорошо сохраняются до реализации их в Ловозеро.

Кроме традиционных видов занятости, в селе существуют первые ростки предпринимательства. К ним можно отнести частные магазины, фермерские хозяйства, пилораму и туристические услуги (гостевой дом, рыболовный лагерь и эпизодический трансфер туристов).

Наверное, самыми прибыльными предпринимательскими инициативами

являются частные магазины, число которых уже достигло трёх. В них сейчас можно купить практически всё необходимое, и, несмотря на наценку, товары пользуются большим спросом.

Фермерство находится в зачаточном состоянии, и вряд ли можно ожидать его дальнейшего развития без муниципальной поддержки. Всего три семьи в селе держат коров, и при стоимости 1 литра молока 40 - 50 рублей оно не всегда раскупается населением. Многие предпочитают покупать молоко в магазинах, т. к. оно долго не портится. Фермерство, дающее очень незначительную прибыль, не приносит материального благополучия, а только позволяет с трудом выживать:

«Это надо считать ... будет прибыль или нет, как бы... живые деньги есть. <...> комбикорм купить надо, сено накосить надо, а чтобы сено косить, надо ездить <т. е. нужен бензин на моторную лодку>. А если коров не будет, что мы будем делать? <...> Забить и просто сидеть?».

Производство пиломатериалов из местной древесины, по-видимому, может успешно конкурировать с их привозом в летнее время, когда доставка возможна только вертолётом. В зимнее время предпочтительнее привоз пиломатериалов из Ловозеро. Т. е. пилорама может приносить стабильный доход в том случае, если будет постоянной потребность населения в досках, что возможно только при устойчивом развитии села.

Среди предпринимательских инициатив особое место занимает туризм. Краснощелье, вероятно, может иметь перспективы в развитии туризма за счёт своего уникального местоположения, при создании привлекательных туристских маршрутов, мест отдыха и организации доступного трансфера туристов. В настоящее время постоянного потока туристов в Краснощелье нет, а туристи-

ческие услуги оказываются местным населением только эпизодически.

При этом местные жители относятся к туристам, с одной стороны, несколько предвзято, настороженно и даже неприязненно, а с другой стороны, всегда готовы на них заработать. Те, кто оказывает туристические услуги, стараются извлечь из них максимум выгоды при обслуживании минимального числа туристов. Наиболее распространёнными услугами в летнее время являются рыболовный туризм и трансфер туристов. Большинство рыболовных лагерей на реке Поной принадлежит крупным бизнесменам из Мурманска и столичных городов. Жители Красноще-лья обслуживают посетителей одного из лагерей. Причём эти лагеря активно работают только в начале лета и начале осени - в период хода сёмги. В зимнее время наиболее распространено сафари на снегоходах - из Ловозеро с отдыхом в Краснощелье. Туристы, целенаправленно приезжающие на отдых в Красно-щелье, пока являются редкостью.

Таким образом, предпринимательские инициативы в селе не могут рассматриваться как работа, приносящая стабильный доход, может быть, за исключением магазинов. Нельзя считать постоянной работой и деятельность, связанную с традиционными видами занятости коренного населения (содержание личных оленей, рыболовство и сбор ягод).

Рассмотренные трудовые практики фактически помогают населению выживать, но при этом они не являются постоянной официальной работой, засчитываемой работнику в трудовой стаж и предоставляющей ему социальные гарантии и северные льготы. Эти практики не привлекательны для молодёжи, и ими в Краснощелье занимается преимущественно только та часть населения, которая не имеет постоянного официального места работы. Данные практики

являются вынужденными для жителей села, и, судя по их высказываниям, они с большим желанием занимались бы ими в рамках официально зарегистрированных артелей, но их нет, а ранее существовавшие были закрыты из-за нерентабельности.

Подводя итоги анализа результатов исследования, можно отметить, что Крас-нощелье переживает сложный этап своего развития, жизнь здесь не замирает благодаря прежде всего инициативности населения. В селе закрыта большая часть ранее действовавших производств, значительно уменьшилась численность стада оленеводческого кооператива, что привело к существенному сокращению рабочих мест и оттоку населения, в первую очередь молодёжи. В связи с этим жители Краснощелья достаточно пессимистично оценивают своё социальноэкономическое положение и ближайшие перспективы.

Но в последние годы, наряду с чертами угасания жизни в селе, становятся заметны и черты её улучшения, что связано в основном с появлением предпринимательских инициатив. Они фактически показывают возможные способы сохранения села в условиях происходящих в обществе трансформаций, но пока большинство инициатив имеют неофициальный характер из-за низкого уровня рентабельности и сложности процедур оформления по причине отдалённости села от райцентра. Перспектива дальнейшего развития и закрепления этих инициатив во многом зависит от грамотной государственной или муниципальной поддержки, если государственная власть заинтересована в сохранении таких посёлков.

Проблемы деятельности жителей отдалённых поселков Кольского Севера рассмотрены на примере села Краснощелье, но большинство из выделенных проблем

характерны не только для рассматриваемых посёлков, но и для большинства малых поселений Мурманской области. Во многих из них местные жители находят способы выживания, и один из возможных

путей сохранения малых посёлков - это выработка на государственном или муниципальном уровне системы поддержки инициативных жизнеобеспечивающих практик местного населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дороговцева, А.А. Социально-экономический потенциал регионов Европейского Севера и проблемы его использования / А.А. Дороговцева // Вестник МГТУ - 2005. - Т. 8. -№ 2. - С. 229-232.

2. Лаженцев, В.Н. Актуальные проблемы Севера (теория и рекомендации) [Электронный ресурс] / В.Н. Лаженцев // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2008. - № 2. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/ vestnik/2008/2008-2/6/6.htm

3. Шабаев, Ю.П. Народы Европейского Севера России: специфика идентичности / Ю.П. Шабаев // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.