Научная статья на тему 'Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / RESILIENCE / STRESS / STRESS TOLERANCE / PARENTS / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Антонина Петровна

В период социальных перемен, экономических перепадов и кризисов, жизнестойкость личности становится очень важной и востребованной чертой личности, для каждого человека, а особенно для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью нашего исследования явилось изучить и выявить особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведенное исследование показало, что для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья характерны: высокий уровень вовлеченности в окружающую действительность, умение противостоять негативным последствиям стресса, за счет своей жизненной позиции, но довольно низкий уровень сопротивляемости стрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елисеева Антонина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of resilience and stress tolerance of parents raising children with disabilities

In the period of social changes, economic changes and crises, the vitality of the person becomes a very important and demanded personality trait for every person, and especially for parents raising children with disabilities. The purpose of our study was to study and identify the features of resilience and stress resistance of parents raising children with disabilities. The study showed that parents raising children with disabilities are characterized by: the high level of involvement in the surrounding reality, the ability to withstand the negative effects of stress, due to their life position, but a rather low level of resistance to stress.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

понимания и разработки психокоррекционной программы, за основу которой в данном случае была взята программа, предлагаемая З. А. Колесниковой и Е.Ф. Штефаном. Необходимо отметить важность систематического проведения психокоррекционных занятий с данной категорией осужденных и дальнейшей проверки их психического состояния с целью максимального контроля и предупреждения их агрессивного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдман. -Москва : Наука, 1991. - 243 с.

2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург : Питер, 1998. - 352 с.

3. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. - Москва: Per Se, 2005. - 135 с.

4. Фернхем, А. Личность и криминальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 360 с.

REFERENCES

1. Antonyan, Yu.M. and Guldman V. V. (1991), Criminal pathopsychology, Science, Moscow.

2. Baron, R. and Richardson, D. (1998), Aggression, Peter, St. Petersburg.

3. Druzhinin V.N. (2005), Variants of life: essays of existential psychology, Per Se, Moscow.

4. Fernham, A. and Haven, P. (2001), Personality and criminal behavior, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.02.2020

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Антонина Петровна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, г. Абакан

Аннотация

В период социальных перемен, экономических перепадов и кризисов, жизнестойкость личности становится очень важной и востребованной чертой личности, для каждого человека, а особенно для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью нашего исследования явилось изучить и выявить особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведенное исследование показало, что для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья характерны: высокий уровень вовлеченности в окружающую действительность, умение противостоять негативным последствиям стресса, за счет своей жизненной позиции, но довольно низкий уровень сопротивляемости стрессу.

Ключевые слова: жизнестойкость, стресс, стрессоустойчивость, родители, дети с ограниченными возможностями здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p497-501

FEATURES OF RESILIENCE AND STRESS TOLERANCE OF PARENTS RAISING

CHILDREN WITH DISABILITIES

Antonina Petrovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

N.F. Katanov Khakas State University, Institute of continuous pedagogical education, Abakan

Abstract

In the period of social changes, economic changes and crises, the vitality of the person becomes a very important and demanded personality trait for every person, and especially for parents raising children with disabilities. The purpose of our study was to study and identify the features of resilience and stress resistance of parents raising children with disabilities. The study showed that parents raising children with disabilities are characterized by: the high level of involvement in the surrounding reality, the ability to withstand the negative effects of stress, due to their life position, but a rather low level of resistance to stress.

Keywords: resilience, stress, stress tolerance, parents, children with disabilities.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ наиболее подвержены различным стресс-факторам, не свойственным обычному человеку. Все это делает актуальным изучение жизнестойкости как системы убеждений о себе, мире, об отношениях с миром [3], а также стрессоустойчивости, как неотъемлемой части жизнестойкости, выступающей как способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях [4]. Жизнестойкость может выступать ресурсом для родителя детей с ОВЗ, сталкивающихся с огромным количеством негативных обстоятельств, помогая им сохранить эмоциональное благополучие, комфорт и снизить отрицательное влияние стресса.

Появление ребенка с особенностями в развитии, полностью меняет привычный ритм жизни семьи. Наиболее вероятно, что заболевание ребенка станет причиной социальной дезадаптации каждого члена данной семьи и семьи в целом, а также приводит к тому, что родители находятся в тяжелом стрессовом состоянии [2].

Причин тому может быть очень много, потому как на родителей наваливаются множество проблем ухудшающие качество жизни, а также создающие различные внутрисемейные и личностные разногласия. Многие родители, не выдержав трудностей, отгораживаются от общества, друзей и близких, замыкаются в себе, переживая свое горе в одиночестве. Существует две крайности воспитания и развития детей с ОВЗ. Либо родитель полностью посвящает свою жизнь служению ребенку, его нуждам, либо постоянно перекладывает ответственность на кого-то другого - врачей, учителей, социальных работников, государство. Но есть и промежуточный тип родителей, который делает и то и другое. Такие семьи наиболее подвержены конфликтам и распаду, происходит деформация жизненных ориентаций каждого из родителей [1].

Большая часть родителей, воспитывающих детей с ОВЗ считают, что наличие заболевания у ребенка, в значительной мере повлияло на неуспешность и собственной профессиональной карьеры, а также на неудачи в личной жизни.

Для исследования нами была выбрана общественная организация «Доброе сердце Хакасии» г. Абакан, целью которой является поддержка и объединение семей Республики Хакасия, воспитывающих детей-инвалидов. В данной организации состоят как родители детей-инвалидов, так и просто неравнодушные люди. В нашем исследовании приняло участие 40 родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в возрасте от 25 до 50 лет. Для выявления особенностей жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ОВЗ нами были использованы следующие методики: «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Д.И. Рассказова), «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Холмс и Раге), «Тест самоопределения стрессоустойчивости» (С. Коухен и Г. Вилкоксон). Результаты исследования родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по методике Д.А. Леонтьева, Д.И. Рассказовой занесены в таблицу 1.

По шкале вовлеченность высокий результат получили 87,5% испытуемых, что говорит об их активности, поиске чего-то стоящего и интересного, о взаимодействии человека с окружающей средой, желании действовать и получать удовольствие от этой деятельности.

Таблица 1 - Уровни жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с ОВЗ по методике «Тест жизнестойкости» (Д. А. Леонтьев, Д.И. Рассказова)_

Шкала Вовлеченность Контроль Принятие риска Общая жизнестойкость

Уровень Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Высокий 35 87,5 10 25 30 75 19 47,5

Средний 4 10 10 25 0 0 21 52,5

низкий 1 2,5 20 50 10 25 0 0

Средний результат у 10% испытуемых, и лишь у 2,5% процентов низкий результат, что может свидетельствовать об отсутствии убежденности в том, что вовлеченность в окружающую действительность поможет найти смысл жизни, и как следствие это сопровождается отчужденностью и замкнутостью.

По шкале контроль: высокий результат у 25% испытуемых, что говорит об убежденности в том, что борьба позволяет повлиять на ситуацию, не смотря на то, что успех не гарантирован. Девиз таких людей «Была - не была»; средний результант у 25%; низкий уровень у 50% испытуемых, что может говорить о чувстве беспомощности, и в какой-то мере пессимизме.

По шкале принятие риска: высокий уровень у 75% испытуемых, убежденность в том, что все, что с ним происходит, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта - неважно, позитивного или негативного; низкий уровень у 25% респондентов, что говорит о нежелании рисковать, либо о неумении извлекать, что-то полезное из негативных ситуаций.

Высокий уровень общей жизнестойкости 47,5% испытуемых указывает на умение правильно реагировать на стрессовые ситуации, и воспринимать их как менее значимые.

Средний уровень общей жизнестойкости у 52,5% испытуемых.

Высокий уровень вовлеченности у более чем 80% опрошенных указывают на то, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ более внимательны к изменениям окружающего мира, стараются извлечь максимум для того, чтобы найти что-то стоящее и интересное для себя.

По методике «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге были получены следующие показатели, которые представлены в таблице 2. Таблица 2 - Степень сопротивляемости стрессу родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

по методике «Определение ст рессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге

Степень Кол-во чел. %

Высокая 14 35

Пороговая 16 40

Низкая 10 25

Из таблицы 2 следует, что высокая степень сопротивляемости стрессу характерна 35% испытуемых, что говорит о наличии у них способности принимать стрессовую ситуацию как нечто естественное, на что не следует тратить ресурсы и энергию. Для них характерен оптимизм, и уверенность в том, что нет неразрешимых задач, следует лишь немого пересмотреть ситуацию и приложить немного усилий.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стрессу - снижение стрессоустой-чивости при увеличении ситуаций стресса в жизни характерна 40% испытуемых. С увеличением стрессовых ситуаций личность вынуждена большую часть своих ресурсов и энергии тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями.

Низкая степень сопротивляемости стрессу (ранимость) характерна 25% испытуемых. Почти всю свою энергию личность тратит на борьбу со стрессом, происходит истощение, которое в скором времени, если не устранить источник стресса, может перерасти в психосоматическое заболевание.

По методике «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен и Г. Вилкоксона) выявлены следующие результаты, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Самооценка стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ОВЗ по тесту самооценки стрессоустойчивости (С. Коухен и Г. Вилкоксон)_

Самооценка стрессоустойчивости Родители, воспитывающие детей с ОВЗ

Кол-во %

Отлично 2 5

Хорошо 4 10

Удовлетворительно 18 45

Плохо 14 35

Очень плохо 2 5

45% родителей, воспитывающих детей с ОВЗ имеют удовлетворительную самооценку стрессоустойчивости и 35% плохо оценивают свою стрессоустойчивость, лишь 10% родителей оценивают свою стрессоустойчивость на «хорошо», 5% испытуемых оценили свою устойчивость к стрессу на «отлично» и столько же как «очень плохо».

Это указывает на то, что родители уязвимы для стресса, довольно чувствительны к нагрузкам, поэтому часть своих психологических ресурсов вынуждены тратить на борьбу со стрессом.

Полученные данные говорят о том, что около половины испытуемых менее гибки, им порой сложно приспособиться к изменившимся условиям. Если проблему решить не удается, то они становятся раздражительными, но со временем реагируют на них более спокойно.

Полученные данные позволяют говорить о том, что существуют такие особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, как высокий уровень вовлеченности в окружающую действительность, убежденность в том, что участие в жизни общества приведет к нахождению чего-то стоящего и интересного, умение совершенствоваться за счет приобретения опыта, неважно положительного или отрицательного. А также умение противостоять негативным последствиям стресса, за счет своей жизненной позиции. Но в то же время сопротивляемость стрессу у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ находится на низком уровне за счет увеличения стресс-факторов (болезни, уход одного из членов семьи и т.п.)

На основании проведенного исследования нами была разработана программа тренинга для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сталкиваются с намного большим набором стресс-факторов, чем любые другие родители. Данная программа базируется на работах М.Е. Сандомирского «Защита от стресса», Х.М. Алиева «Антистрессовая подготовка Ключ» и др. Общая цель психологического тренинга состоит в повышении уровня жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, воспитывающих детей с ОВЗ при помощи формирования теоретических и практических навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина, Г.М. Семья как фактор социально-культурной интеграции ребенка-инвалида : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Ильина Г. М. - СПб., 2004. - 225 с.

2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с.

3. Мадди, С. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Мадди. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

4. Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семей, во спитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: УМК "Психология", 2006. - 320 с.

REFERENCES

1. Ilina, G.M. (2004), Family as a factor in the socio-cultural integration of a disabled child, dissertation, St. Petersburg.

2. Levchenko, I.Yu. and Tkacheva, V.V. (2008), Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities, Education, Moscow.

3. Maddi, S. (2006), Meaning in the process of making decision, Smysl, Moscow.

4. Tkacheva, V.V. (2006), Technologies of psychological study offamilies raising children with developmental disabilities, UMK "Psychology", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.02.2020

УДК 796.8:159.943.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

К СОРЕВНОВАНИЯМ

Валерий Сергеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент Московский государственный психолого-педагогический университет; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Роман

Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет

Аннотация

В статье приводятся данные исследования по изменению уровней мотивации и тревожности спортсменов по рукопашному бою в ходе их подготовки к соревнованиям при реализации предложенной программы психологической подготовки. Было обследовано 40 человек из спортивного клуба единоборств «Эквит» с применением комплекса диагностического исследования, состоящего из четырех методик, измеряющих личностную соревновательную тревожность и стрессоустойчивость, мотивацию успеха (победы), боязни неудачи (проигрыша) и уровень мотивации достижения (наилучшего результата) для спортсменов-единоборцев. На основании полученных данных исследования делается вывод о том, что разработанная программа психологической подготовки спортсменов, рассчитанная на месяц, положительно влияет на психическое состояние спортсменов рукопашного боя при подготовке их к соревнованиям путем повышения уровня мотивации на победу, снижения уровня стрессоустойчивости и личностной тревожности.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортсмен, мотивация, тревожность. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p501-506

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF HAND-TO-HAND FIGHTERS FOR

COMPETITIONS

Valery Sergeevich Ivanov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Viktor Iva-novich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Gzhel State University

Abstract

The article presents the research data on the change in the levels of motivation and anxiety of athletes in hand-to-hand combat during their preparation for competitions when implementing the proposed program of psychological preparation. 40 people from the "Ekvit" martial arts club were examined using a complex of diagnostic studies, consisting of four methods that measure personal competitive anxiety and stress resistance, success (victory) motivation, fear of failure (loss) and the level of achievement motivation (best result) for athletes - hand-to-hand fighters. Based on the findings of the study, it's concluded that the developed psychological training program for athletes, designed for a month, has a positive effect on the mental state of hand-to-hand fighters in preparing them for competitions by increasing the level of motivation to win, reducing stress resistance and personal anxiety.

Keywords: psychological preparation, athlete, motivation, anxiety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.