Научная статья на тему 'Особенности жизнедеятельности животных организмов в условиях города как объект исследования учащихся'

Особенности жизнедеятельности животных организмов в условиях города как объект исследования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ / ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / ANTHROPOGENIC LANDSCAPE / ANIMAL ORGANISM / LIFE PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдакова Н.Б., Халявин С.И.

В данной статье рассмотрены проблемы организации исследовательской работы учащихся в общих образовательных учреждениях. В качестве объекта исследования авторы рассматривают животные организмы городского ландшафта. Выявлена и обоснована целесообразность использования синантропных живых организмов в качестве объекта наблюдения и исследования, так как они отличаются доступностью и достаточным биологическим разнообразием. Обращается особое внимание на методы и приёмы полевых исследований. В процессе отбора и систематизации методов исследования и составления заданий исследовательского характера для учащихся использован опыт организации и проведения учебной полевой практики по зоологии и ботаники на базе Шадринского государственного педагогического университета. Также в процессе подготовки статьи использовались данные об экологических особенностях городской среды Шадринска и видовом составе животных на территории города. Авторы приходят к выводу, что подобные исследования целесообразно проводить в рамках проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булдакова Н.Б., Халявин С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life peculiarities of animal organisms in the urban conditions as the object of study of students

This article deals with the problems of the organization of research work of students in General educational institutions. The authors consider the animals of the urban landscape as the object of research. The expediency of using synanthropic living organisms as an object of observation and research is revealed and justified, since they are characterized by availability and sufficient biological diversity. Special attention is paid to the methods and techniques of field research. In the process of selection and systematization of research methods and preparation of tasks of a research nature for students, the experience of organizing and conducting educational field practice in zoology and botany on the basis of Shadrinsk State Pedagogical University was used. Also in the process of preparing the article, data on the ecological peculiarities of the urban environment of Shadrinsk and the species of animals in the city were used. The authors come to the conclusion that such studies should be carried out within the framework of project activities.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнедеятельности животных организмов в условиях города как объект исследования учащихся»

2019

PEDAGOGICAL SCIENCES

С.И. Халявин,

студент 2 курса педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия Semen17112017@yandex.ru

Особенности жизнедеятельности животных организмов в условиях города как объект исследования учащихся

В данной статье рассмотрены проблемы организации исследовательской работы учащихся в общих образовательных учреждениях. В качестве объекта исследования авторы рассматривают животные организмы городского ландшафта. Выявлена и обоснована целесообразность использования синантропных живых организмов в качестве объекта наблюдения и исследования, так как они отличаются доступностью и достаточным биологическим разнообразием. Обращается особое внимание на методы и приёмы полевых исследований. В процессе отбора и систематизации методов исследования и составления заданий исследовательского характера для учащихся использован опыт организации и проведения учебной полевой практики по зоологии и ботаники на базе Шадринского государственного педагогического университета. Также в процессе подготовки статьи использовались данные об экологических особенностях городской среды Шадринска и видовом составе животных на территории города. Авторы приходят к выводу, что подобные исследования целесообразно проводить в рамках проектной деятельности.

Ключевые слова: исследовательская работа учащихся, антропогенный ландшафт, животный организм, особенности жизнедеятельности.

N.B. Buldakova,

Candidate of geographical sciences, docent of the department of biology and geography with

teaching methods Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia S.I. Khalyavin, 2rd year student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

Life peculiarities of animal organisms in the urban conditions as the object

of study of students

This article deals with the problems of the organization of research work of students in General educational institutions. The authors consider the animals of the urban landscape as the object of research. The expediency of using synanthropic living organisms as an object of observation and research is revealed and justified, since they are characterized by availability and sufficient biological diversity. Special attention is paid to the methods and techniques of field research. In the process of selection and systematization of research methods and preparation of tasks of a research nature for students, the experience of organizing and conducting educational field practice in zoology and botany on the basis of Shadrinsk State Pedagogical University was used. Also in the process ofpreparing the article, data on the ecological peculiarities of the urban environment of Shadrinsk and the species of animals in the city were used. The authors come to the conclusion that such studies should be carried out within the framework of project activities.

Keywords: research work of students, anthropogenic landscape, animal organism, life peculiarities

Согласно современным государственным стандартам общего среднего образования большое внимание в учебно-воспитательном процессе в школе необходимо уделять организации учебной исследовательской работы. Такая деятельность учит школьников самостоятельно мыслить и находить нестандартные пути решения различных проблемных задач. В качестве объекта исследования мы рассматриваем специфику поведенческих реакций животных организмов, обитающих в

пределах города. Городская среда специфична и оказывает существенное влияние на поведение животных, что представляет большой интерес для биологических исследований. Поведение многих видов животных существенным образом изменяется под влиянием городской среды [7]. Кроме того, животные города являются доступными объектами для наблюдений и исследований учащихся.

В период учебной полевой практики нами также проводился ряд исследований влияния антропогенной городской среды на жизнедеятельность и поведение животных, и мы считаем целесообразным адаптировать тематику данных исследований для школьников. Городская фауна г. Шадринска отличается многообразием видового состава, что делает возможным наблюдение и исследование разнообразных животных: синантропных птиц, амфибий, насекомых. Результаты наблюдений и исследований учащихся могут быть представлены в виде проектов.

Проводить наблюдения необходимо по определённому алгоритму:

1. Выбор темы исследования.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Определение объекта исследования.

4. Описание места наблюдения (составляется физико-географическое и экологическое описание территории, на которой проводится наблюдение).

5. Подготовка необходимого оборудования.

6. Определение способа фиксации наблюдаемого объекта (фотографирование, зарисовка, видеосъёмка).

7. Описание объекта наблюдения.

8. Формулировка выводов и оформление результатов исследования в соответствие с требованиями [2].

Мы предлагаем следующую тематику исследований животных в условиях городской среды.

Тема 1. Пищевое поведение птиц в условиях города.

В период прохождения полевой практики мы выявили, что изменение пищевого поведения птиц проявляется в том, что многие представители орнитофауны приспособились к питанию на свалках, в кормушках, устанавливаемых населением, вблизи жилых домов и объектов общественного питания. При этом многие птицы стали употреблять пищу, нехарактерную для них в естественных условиях. Например, чайки, являющиеся водоплавающими птицами и питающиеся рыбой и амфибиями, в условиях городской среды перешли к питанию на свалках мясными, хлебными и овощными отбросами. Многие насекомоядные и зерноядные птицы приспособились к питанию хлебом и варёными овощами.

Данную информацию необходимо предоставить учащимся перед началом исследования, чтобы сформировать у них общее представление об изменении пищевого поведения птиц в условиях антропогенной среды. После знакомства с общей информацией, школьникам предлагается провести самостоятельное исследование по определённому плану. Не следует проводить наблюдение за большим количеством видов птиц. Целесообразно ограничиться одним видом.

План исследования:

1. Название птицы. Среда обитания в естественных условиях.

2. Пищевое поведение птицы в естественных условиях.

3. Объекты в пределах города, где чаще всего встречается данный вид птиц. Объяснить, чем привлекают птицу именно эти территории.

4. Особенности питания птицы в условиях города (где преимущественно находит пищу, какие виды пищи преобладают в рационе).

5. Выяснить с помощью дополнительных источников информации, как сказывается изменение рациона питания на состоянии здоровья птицы.

2019

PEDAGOGICAL SCIENCES

Тема 2. Сезонное поведение птиц в условиях городской среды. В период учебной практики нами было отмечено, что большая синица позже откочевывает в леса, чем в сельской местности, либо остаётся в черте города в течение всего года и здесь приступает к гнездованию. Также могут позже откочевывать в северные районы снегири и свиристели, так как находят пищу не только в виде семян и ягод на деревьях и кустарниках, но и среди отбросов. План исследования:

1. Название птицы. Обычное время прилёта в город и время отлёта в лес или в северные районы (уточнить информацию в дополнительных источниках литературы).

2. Пронаблюдать, когда появились птицы в городе, когда откочевали. Сравнить данные, полученные в результате наблюдений с данными, указанными в литературе.

3. Такое наблюдение целесообразно проводить в течение нескольких сезонов, после чего сравнить все результаты и сформулировать выводы.

Тема 3. Особенности экологии амфибий в условиях города.

Городская среда влияет на ряд поведенческих реакций амфибий. В пределах города Шадринска встречаются два вида амфибий: остромордая лягушка, серая жаба. Нами было отмечено, что амфибии в городском пруду приступают к икрометанию на два - три дня раньше, чем в удалённых от города водных объектах. Для сравнения мы взяли в качестве объектов наблюдения водоёмы на территории посёлка Каргаполье). Это, на наш взгляд, объясняется более высокими температурами воздуха (на два - три градуса) в черте города, что связано с работой промышленных и коммунальных объектов, транспорта. План исследования:

1. Название амфибии. Экологические характеристики, указанные в литературных источниках (начало и окончание брачного периода, начало икрометания, сроки появления головастиков, сроки превращения головастиков в лягушек и т.д.).

2. Пронаблюдать экологические характеристики амфибии в условиях города. Сравнить полученные данные с указанными в литературе.

Вышеназванные исследования могут выполняться учащимися в рамках проектной деятельности, либо могут быть предложены на занятиях биологического кружка. Элементы таких исследований могут быть выполнены во время уроков-экскурсий в природу. ВЫВОДЫ:

1. Животные городской среды являются доступными и интересными объектами для наблюдений и исследований учащихся.

2. Проводить исследование животного необходимо по определённому алгоритму.

3. Полученные в результате наблюдения результаты необходимо сравнивать с указанными в литературных источниках.

4. Подобные исследование целесообразно выполнять в рамках проектной деятельности школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Булдакова, Н.Б. Животный мир Курганской области [Текст] / Н.Б. Булдакова, Ю.В. Тимофеева. -Шадринск : ИП Пестова З.А, 2008. - 141 с.

2. Дерим-Оглу, Е.Н. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных [Текст] / Е.Н. Дерим-Оглу, Е.А. Леонов. - М. : Просвещение, 1979. - 192 с.

3. Измайлов, И.В. Биологические экскурсии [Текст] : кн. для учителя / И.В. Измайлов. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

4. Райков, Б.Е. Зоологические экскурсии [Текст] / Б.Е.Райков, М.Н. Римский-Корсаков. - М. : Топикал, 1994. - 640 с.

5. Роль животных в природе и жизни человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://animals-world.ru/znachenie-zhivotnyx-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/.

6. Степановских, А.С. Экология [Текст] / А.С. Степановских. - Курган : Зауралье, 1997. - 150 с.

7. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов I Г.Г. Филиппова. - М. : Академия, 2007. - 543 с.

REFERENCES

1. Buldakova N.B., Timofeeva Yu.V. Zhivotnyj mir Kurganskoj oblasti [Animal world of Kurgan area]. Shadrinsk: IP Pestova Z.A, 2008. 141 p.

2. Derim-Oglu E.N. Leonov E.A. Uchebno-polevaya praktika po zoologii pozvonochnyh [Field practice in vertebrate zoology]. Moscow: Prosveshchenie, 1979. 192 p.

3. Izmajlov I.V. Biologicheskie ekskursii: kn. dlya uchitelya [Biological excursions]. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 224 p.

4. Rajkov B.E. Rimskij-Korsakov M.N. Zoologicheskie ekskursii [Zoological excursions]. Moscow: Topikal, 1994. 640 p.

5. Rol' zhivotnyh v prirode i zhizni cheloveka [Elektronnyi resurs] [The role of animals in nature and human life]. URL: https://animals-world.ru/znachenie-zhivotnyx-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/.

6. Stepanovskih A.S. Ekologiya [Ecology]. Kurgan: Zaural'e, 1997. 150 p.

7. Filippova G.G. Zoopsihologiya i sravnitel'naya psihologiya: ucheb. posobie dlya vuzov [Zoopsychology and Comparative Psychology]. Moscow: Akademiya, 2007. 543 p.

УДК 371.398

М.В. Едренкина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия maria-54room@mail.ru ORCID: 0000-0001-8258-8212 З.Ю. Семененко, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале, Россия

Управление мониторингом как средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного

профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы повышения качества предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования. Одним из средств повышения качества образования является система управления мониторингом образовательного процесса. Проблема исследования заключается в изучении вопросов организации и проведения мониторинга предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования, позволяющих принимать управленческие решения, адекватные современным требованиям развития образования.

На основе анализа современных исследований в области мониторинга образовательного процесса автор предлагает модель управления мониторингом в образовательных организациях дополнительного образования. В статье рассматриваются этапы мониторинга предпрофессиональной подготовки, составные компоненты мониторинга, представлено описание модели управления мониторингом и варианты принятия управленческих решений по результатам мониторинга предпрофессиональной подготовки.

Апробация результатов исследования проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района в подразделении «Автошкола».

Ключевые слова: предпрофессиональная подготовка, дополнительное образование, мониторинг качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.