Научная статья на тему 'Особенности жизнедеятельности современных школьников подросткового возраста'

Особенности жизнедеятельности современных школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ / РЕЖИМ ДНЯ / ДОСУГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поленова Марина Альбертовна, Шумкова Т. В., Лапонов Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнедеятельности современных школьников подросткового возраста»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010

Таблица 1

Уровень функциональных резервов организма дошкольников при разных двигательных режимах

Таблица 2

Уровень функциональных резервов организма дошкольников старших и подготовительных групп при инновационном двигательном режиме

Уровень ФР Двигательный режим

Инновационный, n = 100 Традиционный, n=46

aбс. % aбс. %

Высокий 39 39,0 8 17,4*

Средний 40 40,0 24 52,2*

Низкий 21 21,0 14 30,4*

* - различия достоверны при p<0,05

Результаты и обсуждение. Установлено, что при инновационном ДР количество детей с высоким уровнем ФР было в 2,4 раза больше, чем при традиционном и составляло 39,0% и 17,4%, соответственно, а с низким уровнем, наоборот, в 1,4 раза меньше, 21,0% и 30,4% соответственно (табл. 1).

Количество детей с высоким уровнем ФР в старших группах было в 1,4 раза больше, чем в подготовительных, и составляло 44,1% и 31,7%. Низкий уровень ФР отмечался у детей сравниваемых групп с одинаковой частотой, соответственно, у 20,3% и 22,0% дошкольников (табл. 2).

Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о более высоких уровнях ФР организма дошкольников при инновационном ДР по сравнению с детьми при традиционном. Установлено также, что у детей подготовительных групп реже выявляется высокий уровень ФР, чем у детей старших групп, что может быть связано с дополнительными нагрузками при подготовке к школе.

Литература

1. Рапопорт, И.К. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы

Уровень ФР Дошкольники

старшие группы, n = 59 подготовительные групп, n=41

aбс. % aбс. %

Высокий 26 44,1 13 31,7*

Средний 21 35,6 19 46,3*

Низкий 12 20,3 9 22,0

* - различия достоверны при p<0,05

/ И.К Рапопорт, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, Е.Н. Сотникова // Российский педиатрический журнал. - 2009. - №1. - С. 49-52.

2. Рунова, М.А. Инновационный проект формирования здоровья и физической культуры современных дошкольников / М.А. Рунова, П.И. Храмцов // Здоровьесберегающее образование. - 2009. - №1. - С. 39-41.

3. Чекалова, Н.Г. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков / Н.Г Чекалова, Н.А. Матвеева, Ю.Р. Силкин [и др.]. - Н.Новгород, 2009. - 88 с.

Ключевые слова: двигательная активность, функциональные резервы, старшие дошкольники

INCREASING OF THE ORGANISM'S FUNCTIONAL RESOURCES IN PRESCHOOL CHILDREN BY PHYSICAL EDUCATION

NIKITINA M.A.

Key words: a motor activity, functional resourses, the senior preschool children

© Коллектив авторов, 2010 УДК 613.956:614.8

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

М.А. Поленова, Т.В. Шумкова, Л.А. Лапонов Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

К числу ведущих причин неблагополучия в состоянии здоровья детской и подростковой популяций относят интенсификацию школьного обучения, увеличение объема образовательных нагрузок, дефицит времени для усвоения учебной информации, в связи с чем в структуре функциональных нарушений и хронической патологии школьников прогрессирует доля школьно-

Поленова Марина Альбертовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания НЦЗД рАмН,

тел.: 917-10-60, 89165000614; е-mail: m.polenova@mail.ru.

обусловленных нарушений здоровья [1,2,3]. К общей перегруженности и значительному изменению режима жизнедеятельности детей и подростков в современной школе может приводить расширение спектра дополнительных образовательных услуг, создавая серьезные препятствия для реализации их возрастных биологических потребностей в двигательной активности, пребывании на воздухе, сне [4,5]. Для своевременной профилактики указанных нарушений здоровья детей и подростков становится актуальной оценка распределения суточного бюджета времени современных школьников.

и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Материал и методы. С целью выявления особенностей режима жизнедеятельности разных возрастных групп школьников методом анкетирования изучался распорядок дня учащихся 5-9-х классов в 6 школах г. Москвы, общее количество классов составило 35, количество собранных анкет - 600. Основное внимание уделялось таким основополагающим для детского организма режимным моментам, как продолжительность ночного сна и отдыха на свежем воздухе, время приготовления уроков, организация досуга.

Результаты и обсуждение. Согласно результатам опроса, одним из наиболее выраженных нарушений режима дня московских школьников разных возрастных категорий является недостаточная продолжительность ночного сна. Физиологическую норму сна соблюдают не более 20,0% учащихся, соответственно подавляющее большинство школьников недосыпают, причем 42,5-60,5% из них испытывают значительный дефицит сна. На фоне регулярного недосыпания от 5 к 9 классу достоверно увеличивается число учащихся, нуждающихся в дневном сне (27,0-59,0%) и реализующих это желание (7,8-26,2%).

Несмотря на то, что большинство опрошенных школьников справляются с домашними заданиями своевременно, это никак не сказывается на длительности их прогулки. Среди учащихся 5-8 классов не более 25,0% находится на свежем воздухе должное время, у остальной части подростков время прогулки меньше нормы на 1-2 часа и более. Более благоприятная ситуация складывается лишь среди 9-классников, поскольку у половины школьников этого возраста продолжительность прогулки в целом соответствует 2 часам, рекомендуемым гигиенистами.

Анализ данных об организации свободного времени показывает, что более 70,0% московских школьников в свободное время занимаются дополнительно, уделяя внимание как занятиям с двигательным, так и статическим компонентом. В зависимости от возраста учащихся прослеживается определенная разница в распределении их досуговых интересов. Так, большинство 5-6-классников (свыше 60,0%) в равной степени привлекают динамические и статические нагрузки. Однако к 9-му классу число школьников, выбирающих спортивные секции, снижается в 1,5 раза (до 43,5%), а интерес к занятиям интеллектуального характера не только стабильно держится на одном уровне (52,0-57,0%), но и затраты времени подростков на них выше, чем на двигательно-активные занятия.

Несмотря на возрастающую статическую занятость в течение дня, школьники значительную часть свободного времени проводят перед экраном телевизора и за компьютером. Характерно, что среди учащихся 5-7 классов явно преобладает интерес к телепрограммам (60,5-75,4%), вместе с тем многие регулярно занимаются на компьютере. Девятиклассников уже в равной степени привлекает просмотр различных телепередач и компьютерная деятельность, при этом по степени занятости подростков на первый план выходят занятия на компьютере.

Нерациональное использование досугового времени на фоне выраженного дефицита сна, непродолжительного времени пребывания на свежем воздухе, большого объема дополнительных образовательных нагрузок приводит к увеличению числа жалоб школь-

ников на головную боль, плохое самочувствие и усталость в конце учебного дня и недели. Среди учащихся 5-9 классов число таких случаев стабильно составляет 30,0-39,0%. Помимо этого, у части школьников отмечаются жалобы на плохое настроение и раздражительность, причем с возрастом их количество увеличивается, составляя 33,3-48,1% соответственно у учащихся 5-х и 9-х классов. На этом фоне прослеживается ухудшение показателей субъективной оценки школьниками своего здоровья. Если для учащихся 5 класса такие оценки как «совершенно здоров», «почти здоров» и «нездоров» соотносятся как 66,1-31,3-2,6%, то к 9 классу указанные соотношения изменяются и составляют 45,4-43,5-11,1%, отражая нарастающее неблагополучие в состоянии здоровья подростков.

Заключение. Таким образом, к наиболее значимым нарушениям режима жизнедеятельности популяции московских школьников 5-9 классов на фоне их высокой занятости дополнительным образованием относятся: недостаточная продолжительность ночного сна и времени пребывания на свежем воздухе, а также преобладание в досуге статических видов деятельности, причем от 5 к 9 классу статический компонент усиливается.

Литература

1. Баранов, А.А. Особенности состояния здоровья современных школьников / А.А. Баранов, Л.М. Сухарева // Вопросы современной педиатрии.

- 2006. - Т.5, №5. - Прил. 1. - Школа и здоровье.

2. Кучма, В.Р Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т.5, №5 - Прил. 1. -Школа и здоровье.

3. Степанова, М.И. Гигиенические аспекты организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук / М.И. Степанова. - М., 2003. - 48 с.

4. Степанова, М.И. Современные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Б.З. Воронова, М.А. Поленова // Вестник РАМН. -2009. - №5. - С. 30-33.

5. Туаева, И.Ш. Гигиеническая оценка режима дня и его влияние на здоровье школьников старших классов в современных условиях: Ав-тореф. дисс. ... канд. мед. наук / И.Ш. Туаева.

- С-Петербург, 2005. - 21 с.

Ключевые слова: здоровье школьников, учебные нагрузки, режим дня, досуг

FEATURES OF LIFE ACTIVITY OF MODERN ADOLESCENTS

POLENOVA M.A.,

SHUMKOVA T.V.,

LAPONOV L.A.

Key words: health of schoolboys, academic loads, a day regimen, leisure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.