Научная статья на тему 'Особенности жанров интернет-СМИ'

Особенности жанров интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
668
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сафина А. Р.

В данной статье рассмотрены особенности жанров интернет-СМИ: функционирование классических жанров СМИ в Интернете и появление «новых». Особое внимание в статье уделяется особенностям новостного сообщения в Интернет-издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности жанров интернет-СМИ»

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ИНТЕРНЕТ-СМИ

© Сафина А.Р.*

Губернский портал Самара.ру, г. Самара

В данной статье рассмотрены особенности жанров интернет-СМИ: функционирование классических жанров СМИ в Интернете и появление «новых». Особое внимание в статье уделяется особенностям новостного сообщения в Интернет-издании.

Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов. «Журналистский жанр - это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией» [1]. При этом в самой идее СМИ заключена идея диалога, контакта, взаимодействие прямых и обратных информационных связей. Особенность современного этапа развития средств массовой информации заключается в том, что прогресс в информационных электронных технологиях позволяет это качество журналистики развить до такой степени, что диалог журналиста и читателя может проходить в режиме реального времени или в режиме приближенному к этому реальному времени [2]. Ведь нельзя не согласиться, что наиболее оперативная информация появляется ни на телевидении и уж точно никак не в периодической печати, а именно в Интернете [3]. Интернет стал наиболее быстрым средством получения и обмена информации, и как следствие, получили широкое развитие и интернет-СМИ. Интернет-коммуникация - наиболее яркое проявление глобализации инфосферы. Она воплощает особенность современных информационных технологий, их интерактивный характер, что предполагает неформальность общения, способность самовыражения, модификацию жанров [4].

Кроме скорости передачи информации, обеспечиваемой современными цифровыми технологиями, необходима и оперативная подготовка материала для выхода в свет, которая может быть обеспечена постоянным анализом журналистом непрерывно поступающей информации и использование для подачи читателю наиболее лаконичного и понятного жанра. Следовательно, прежде всего журналистом, работающим в интернет-СМИ, будут использованы такие жанры как заметка, информационное интервью, отчет, репортаж, корреспонденция - информационные жанры, функция которых - помочь людям ориентироваться в окружающем мире [5].

Первые интернет-журналисты, пришедшие либо из старых СМИ, либо «с улицы», не задумывались о том, как писать свои произведения для нового канала. В основном использовались проверенные временем схемы и жанры -

* Журналист.

заметки, репортажи, интервью. Ситуация стала меняться, когда в Интернет пришёл реальный рекламодатель и у изданий появились первые рекламные доходы. Многие интернет-сайты, поставившие перед собой задачу попасть в список рекламно-привлекательных площадок, стали задумываться о том, как сделать свой товар более интересным для пользователей. Во многих редакциях стали понимать, что ■еЬ-версии являются не второстепенными проектами, не обязательным приложением, а реальными площадками продвижения основного, уже конвергентного медийного бизнеса. Эти новые реалии повлияли также и на привычные для журналистов классические жанры [6].

Заметка является простейшим жанром периодической печати. С нее начиналась газета. Она призвана оперативно, выразительно и кратко сообщать о новости в политической, экономической, культурной жизни - что, где, когда произошло или должно произойти. Заметка фиксирует конкретный жизненный факт, она фиксирует самое главное, существенное. Именно поэтому этот жанр так популярен в Интернете.

Потребность в максимальной оперативности и сжатости спровоцировало появление принципа телеграфной строчки, язык стал суховатым, слова потеряли образность.

Зачастую интернет-издания используют такой прием, как публикацию одной строки, самого факта новости (с пометкой «Будет дополнено»), а чуть позже выходит уже развернутый вариант заметки.

Журналисты пишут для Интернета информационные заметки, применяя, как и в оффлайне, композиционный принцип «перевёрнутой пирамиды». Эта текстовая модель, успешно использовалась не одним поколением корреспон-дентов-информационщиков ещё до эры Интернета, легко вписалась и в новую среду. Привлекая внимание читателя с помощью акцентирования на главном в самом начале текста, она учитывает требования к новости и в онлайне, когда главная цель - «захватить» читателя, сразу предъявить ему самую важную информацию и одновременно сэкономить его время.

Принцип «перевёрнутой пирамиды» с её иерархией структурных элементов стал использоваться и в многоуровневой вёрстке материалов на ■еЬ-страницах. И, наконец, первый абзац, который, так же как и заголовок, является необходимым компонентом навигации. Анализ первых страниц сайтов крупных медийных организаций позволяет сделать вывод, что этот важнейший структурный элемент журналистского текста, в котором содержится основной смысл материала (его ещё часто именуют лидом или шпигелем), в Интернете приобретает несколько иные формы. Первые абзацы, как и заголовки, очень часто выносятся на главную страницу, а значит, в них также должен быть заложен серьёзный маркетинговый смысл - привлечь внимание читателя, заставить его прочитать не только заголовок, но и весь текст.

Одна из важных задач адаптации текста для интернет-среды - это работа над заголовками, которые в Интернете выполняют сразу две функции - ин-

формационного маркетинга и оптимизации поиска информации. Обе задачи, хотя на первый взгляд и относятся к таким разным сферам, как распространение информации и технология её поиска, тем не менее, взаимосвязаны. Дело в том, что обычный посетитель в поисках интересующей его информации приходит на сайт чаще всего не по адресу домашней страницы, а запрашивая поисковую систему или по ссылкам с других сайтов. Именно поэтому решающую роль в создании заголовков играют ключевые слова. Оптимальные ключевые слова и их достаточное количество, чтобы поисковый запрос пользователя был в полной мере удовлетворён, - вот цель заголовков в Интернете. Именно поэтому здесь не могут использоваться метафоры, идиомы, афоризмы и другие образные выразительные средства, которые популярны в газетах, - ведь поисковый робот просто не распознаёт их смысл.

Благодаря онлайновой природе канала вторую жизнь обрёл репортаж и свойственный ему нарративный метод подачи информации. Возможность быстрой публикации, а также её частого обновления наполнила этот «старый» жанр новым смыслом. Теперь вести репортаж, используя для передачи смыслов разные медийные платформы, можно буквально параллельно событию, вживую, достигая реального эффекта присутствия [7].

Отдельно несколько слов необходимо сказать об особенностях новостного сообщения в интернет-СМИ, которое благодаря новому каналу распространения информации выходит на первый план. Когда говорят о журналистике информационной (новостной), то ее своеобразие видят, прежде всего, в оперативности сообщений о новых событиях. Смысл в том, чтобы за как можно более короткий срок рассказать об уже произошедшем событии. Журналист-информатор стремится первым донести до читателя те сведения, которые определяются как «новость прессы». Это основное отличие и специфика новостной журналистики, которая выделяет ее на фоне других специализаций масс-медиа.

Между тем, в наше время использование новостных лент информационных агентств печатными СМИ начинает значительно сокращаться. Дело в том, что по замечаниям ведущих специалистов в области журналистики, современная печатная пресса не может конкурировать с интернет-изданиями, радио и телевидением в оперативности передачи информации. Поэтому ее основным коньком становится аналитика. Наряду с этим основными источниками новостной информации у аудитории становятся именно электронные СМИ, среди которых главную роль стоит отдать именно лентам информагентств.

Основной задачей новостного сообщения, в независимости от того «информационное» оно или нет, становится помощь людям ориентироваться в окружающем мире. Следовательно, основными жанрами для выполнения этой цели будут как раз заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блицопрос, вопрос-ответ, ре-

портаж, некролог. Все те жанры, которые вышли на передний план с развитием интернет-СМИ.

Итак, основным источником новостей для аудитории на современном этапе являются электронные СМИ, которые обрабатывают информацию, полученную с лент информационных агентств. Прежде всего, стоит сказать, что большинство среднестатистических интернет-изданий Рунета, как правило, пользуются лентами одних информационных агентств, чаще всего -«Интерфакс», РИА «Новости» и «ИТАР-ТАСС». Отсюда и получается, что из-за частой несознательности журналистов-новостников, в Рунете с разницей в минуты появляется сотни одинаковых информационных сообщений, ничем друг от друга не отличающихся. Поэтому, наиболее популярные из новостных лент становятся те, которые не только оперативно и правдиво выдают информацию, но и наиболее широко ее раскрывают, используя при этом самые различные источники.

Благодаря интернет-журналистике появились и новые жанры. На самом деле журналистский, авторский блог - это, пожалуй, один из немногих новых журналистских жанров, появившихся в интернет-среде. Своё место он нашёл не только в блог-сообществах, но и на страницах медийных сайтов, а затем перекочевал на бумагу и в эфир.

По определению, блог (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям [8].

Высокий уровень интерактивности интернет-изданий привел к появлению такого жанра, как онлайн-конференции, в котором интервьюерами могут стать все желающие читатели, отправив вопрос в редакцию. Обычно редакция приглашает специалиста в определенной сфере, определяет тему интервью и тщательно отбирает присылаемые вопросы. Стоит отметить, что вопросы можно присылать и во время самой беседы. Так как во время онлайн-конференции редакция осуществляет текстовую трансляцию интервью, читатели могут задавать собеседнику уточняющие вопросы. Именно это и отличает ее от газетного жанра «прямая линия».

Самым оперативным и удобным способом освещения продолжительного события является онлайн-репортаж, который представляет собой совокупность коротких новостей. В последнее время набирает популярность и

такой жанр, как твиттер-репортаж, для которого используется сеть микро-блогов Twitter. К примеру, ресурс Lenta.ru таким образом освещал свадьбу принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон. Удобство этого способа в том, что информация подается очень короткими сообщениями - не более 140 знаков - и содержит самое важное и интересное.

Скромным редакциям, как правило, проблематично освещать события, проходящие за рубежом, такие как конкурс песни «Евровидение», мировые конкурсы красоты, спортивные соревнования, поскольку финансовые возможности не позволяют отправить туда корреспондентов. В этих случаях редакциям помогают непосредственные участники этих событий, которые ведут на сайтах онлайн-дневники.

По мнению исследователей А. Калмыкова и Л. Коханова первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутствие всего во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров - репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других - можно найти, если поискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично.

В культуре нет непроницаемых границ, и родившееся в одной области культуры неизбежно оказывает влияние на другие области. Следовательно, такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией. Например, телевидение не только пытается интегрировать веб-технологии в свои передачи, но даже в оформлении студий и заставок использует дизайнерские ходы Web [9].

Таким образом, мы увидели, что в журналистике нынешнего времени, когда в единицу времени человек получает огромное количество разнообразной информации, на первый план выходят оперативно-новостные жанры. Именно их чаще всего мы встречаем в интернет-СМИ. Это, безусловно, связано с качествами, которые отличают on-line журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Многие «старые» жанры благодаря новому каналу распространения трансформировались относительно традиционных жанров печатной журналистики. Помимо этого начали развиваться и «новые» жанры, одним из которых, в частности, является блог.

Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики.

Список литературы:

1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юни-ти-Дана, 2005. - С. 8.

2. Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее // От книги до интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М.: МГУ, 2000. - С. 80.

3. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] / МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2005. - Режим доступа: http: //evartist. narod. ru/text19/034.htm#_ftn14.

4. Андрианова Н.С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/por-tal/Natural/Vdpu/Movozn/2008_14/article/3 .pdf.

5. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 6.

6. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 252.

7. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 252-255.

8. Википедия. Блог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wi-kipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3.

9. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://evartist.narod.ru/text16/026.htm# %D0%B7 05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.