Научная статья на тему 'Особенности земельных фондов приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации и потенциал их пространственного развития'

Особенности земельных фондов приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации и потенциал их пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное развитие / земельный фонд / категории земель / приоритетные геостратегические территории / регионы / управление земельными ресурсами / spatial development / land fund / land categories / priority geostrategic territories / regions / land management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Вячеславовна Рагулина, Ирина Сергеевна Гагина

Описываются приоритетные геостратегические территории Российской Федерации, их понятие, состав, назначение; дается определение пространственному развитию в авторской трактовке; выделяются основные цели. Подчеркивается значение земельного фонда приоритетных геостратегических территорий для пространственного развития Российской Федерации; проводится анализ земельного фонда по категориям и формам собственности; устанавливаются характерные особенности для каждой группы и возможный потенциал для пространственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юлия Вячеславовна Рагулина, Ирина Сергеевна Гагина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of land funds of priority geostrategic territories of the Russian Federation and potential for their spatial development

The priority geostrategic territories of the Russian Federation are described, their concept, composition, purpose, spatial development is defined in the author’s interpretation, and the main goals are highlighted. The importance of the land fund of priority geostrategic territories for the spatial development of the Russian Federation is emphasized, an analysis of the land fund by categories and forms of ownership is carried out, characteristic features for each group and possible potential for spatial development are established.

Текст научной работы на тему «Особенности земельных фондов приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации и потенциал их пространственного развития»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 332.15

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-212-219 EDN: https://elibrary.ru/vjlpiy NIION: 2003-0059-1/24-974 MOSURED: 77/27-003-2024-01-173

Особенности земельных фондов приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации и потенциал их пространственного развития

Юлия Вячеславовна Рагулина1, Ирина Сергеевна Гагина2

1 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

2 Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова,

Саратов, Россия, gaginairina2008@yandex.ru

Аннотация. Описываются приоритетные геостратегические территории Российской Федерации, их понятие, состав, назначение; дается определение пространственному развитию в авторской трактовке; выделяются основные цели. Подчеркивается значение земельного фонда приоритетных геостратегических территорий для пространственного развития Российской Федерации; проводится анализ земельного фонда по категориям и формам собственности; устанавливаются характерные особенности для каждой группы и возможный потенциал для пространственного развития.

Ключевые слова: пространственное развитие, земельный фонд, категории земель, приоритетные геостратегические территории, регионы, управление земельными ресурсами

Для цитирования: Рагулина Ю. В., Гагина И. С. Особенности земельных фондов приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации и потенциал их пространственного развития // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 212-219. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-212-219. УДЪР1У.

Original article

Features ofland funds ofpriority geostrategic territories of the Russian Federation and potential for their spatial development

Yulia V. Ragulina1, Irina S. Gagina2

1 State University ofLand Management, Moscow, Russia

2 Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia, gaginairina2008@yandex.ru

Abstract. The priority geostrategic territories of the Russian Federation are described, their concept, composition, purpose, spatial development is defined in the author's interpretation, and the main goals are highlighted. The importance of the land fund of priority geostrategic territories for the spatial development of the Russian Federation is emphasized, an analysis of the land fund by categories and forms of ownership is carried out, characteristic features for each group and possible potential for spatial development are established.

Keywords: spatial development, land fund, land categories, priority geostrategic territories, regions, land management For citation: Ragulina Yu. V., Gagina I. S. Features ofland funds ofpriority geostrategic territories of the Russian Federation and potential for their spatial development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(1):212-219. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-212-219. EDN: VJLPIY.

Россия — страна с огромным пространством, веками наращивающая свой территориальный потенциал и передающая своему народу из поколения в поколение. Сегодня в эпоху глобализации актуальной сферой внимания государства является геополитика,

направленная на защиту и сохранение национального пространства, государственных границ и устойчивого развития территории. Россия — страна, характеризующаяся своей самобытностью, укладом и традициями также сформированные веками. На сегодня сложным

© Рагулина Ю. В., Гагина И. С., 2024

моментом является то, что наше государство сравнительно недавно, с 90-х годов XX века, перешло от плановой системы к рыночной, что в свою очередь повлекло множество изменений не только в экономике страны, но и в сознании людей и условиях жизни, что в первую очередь отразилось на демографической ситуации — уменьшение численности населения, особенно сельского. В этой связи остро встает вопрос контроля над территориями государства, то есть его пространственного развития.

В 2019 году была принята Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Данный документ относится к важнейшему документу стратегического планирования страны [1].

На наш взгляд, пространственное развитие Российской Федерации — это социально-экономическое развитие страны, спроецированное на горизонтальную плоскость земли, направленное на выравнивание межрегиональных и территориальных различий, в том числе равномерное расселение людей по всей территории государства.

Объектами пространственного развития, согласно Стратегии, выступают макрорегионы, геостратегические территории, городские агломерации, перспективные центры экономического роста и сельские территории.

Наиболее значимые территории с точки зрения национальной безопасности и национальной устойчивости в Стратегии выделены в особую группу под названием «геостратегические территории», они впервые названы в данном документе. Геостратегические территории Российской Федерации разделены на два типа: приоритетные и приграничные и указаны в приложении 4 Стратегии. В приоритетные геостратегические территории вошли 29 регионов, в приграничные — 22 региона. Таким образом, 60 % всех субъектов Российской Федерации отнесено к геостратегическим территориям. Выделение приоритетных геостратегических территорий важно для развития России как целостного, единого государства, они соотносятся с географическими осями: Север-Юг, Запад-Восток [12].

Куньщиков С. В., Москалев Н. А. отмечают, что: «Приоритетные геостратегические территории — Крым, Калининград, Кавказ, Дальний Восток и Арктическая зона РФ. Если представить эти территории на карте, то становится очевидно, что эти территории — ключевые точки, связывающие центр и периферию. Если допустить потерю приоритетных геостратегических территорий, то есть Калининграда, Крыма, Северного Кавказа, Дальнего Востока, части Арктических территорий или вод, то Россия превратится в Московию. Она лишится возможности организовать новое большое пространство, будут потеряны доступы к развитым странам и важным торговым путям. Превратившись в региональную державу, Россия не сможет ответить на вызовы грядущих десятилетий» [7].

Геостратегические территории Российской Федерации провозглашены в Стратегии в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе.

Таким образом, можно выделить три основных цели:

• охрана границ Российской Федерации и приграничных территорий, обеспечение соблюдения их правового режима;

• социально-экономическое развитие и экономический рост;

• устойчивый прирост численности постоянного населения.

Важным ресурсом в достижении целей пространственного развития, на наш взгляд, является земельный фонд геостратегических территорий и методы управления земельными ресурсами, объединенные в комплексную программу.

Земельный фонд — общая площадь земель в границах отдельных землепользователей или административно-территориальных единиц [2].

Галиновская Е. А. обращает внимание на то, что: «Включение в установленный в Земельном кодексе РФ перечень регулируемых общественных отношений такого единого объекта, как земельный фонд Российской Федерации, представляется одной из важных мер успешной реализации государственного стратегического управления земельными ресурсами». Она подчеркивает то, что земельный фонд должен рассматриваться как единое целое в целях стратегического управления земельными ресурсами и применяться комплексный подход. Кроме того, автор акцентирует внимание на важность именно стратегического управления земельными ресурсами, в то время как на сегодня органы государственной власти и местного самоуправления занимаются исключительно оперативным управлением [5].

В настоящее время подробного анализа земельного фонда приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации и методов его развития не представлено, поэтому считаем актуальным восполнить данный пробел знаний, имеющее научное и практическое значение. Данные о земельном фонде приведены на 01.01.2023 г. согласно Национальному докладу о состоянии и использовании земель в Российской Федерации за 2022 год [2].

Приоритетные геостратегические территории Российской Федерации разделены на четыре группы, их можно соотнести со сторонами света: Север-Юг, Запад-Восток.

К первой группе отнесены субъекты Российской Федерации, характеризующиеся эксклавным положе-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

нием: Республика Крым, город федерального значения Севастополь, Калининградская область.

Эксклав — часть территории государства, окруженная чужими территориями. Республика Крым и г. Севастополь находятся на Крымском полуострове соединяются с Россией мостом через Керченский пролив. Калининградская область расположена в Центральной Европе и отдалена от всей России [10].

Общая площадь таких территорий составляет 4207 тыс. га, из них 2608,1 тыс. га — Республика Крым, 1512,5 га - Калининградская область, 86,4 тыс. га — г. Севастополь.

Если анализировать земельный фонд по категориям, то все земли г. Севастополя относятся к категории земель населенных пунктов. Наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — 79,17 %, в собственности граждан — 11,46 %, в собственности юридических лиц —9,38 %. Всего разграниченных земель государственной и муниципальной собственности — 80,41 %, неразграни-ченных — 19,59 %.

В Республике Крым наибольшую долю площади земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения — 58,84 %, на втором месте земли запаса — 18,86 %, на третьем месте земли лесного фонда — 10,1 %, земли населенных пунктов — 7,19 %, земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения — 2,85 %, земли водного фонда — 1,38 %, земли особо охраняемых природных территорий и объектов — 0,77 %. Наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — 54,37 %, в собственности граждан — 44,75 %, в собственности юридических лиц — 0,88 %. Всего разграниченных земель государственной и муниципальной собственности — 29,98 %, неразграниченных — 70,02 %.

В Калининградской области также наибольшую долю площади земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения — 52,89 %, на втором месте земли лесного фонда — 17,94 %, на третьем месте земли водного фонда — 12,22 %, земли населенных пунктов — 8,11 %, земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения — 6,69 %, земли запаса — 1,68 %, земли особо охраняемых природных территорий и объектов — 0,64 %. Наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — 54,08 %, в собственности граждан — 28,97 %, в собственности юридических лиц — 16,95 %. Всего разграниченных земель государственной и муниципальной собственности — 68,85 %, неразграниченных — 31,18 %.

Ко второй группе приоритетных геостратегических территорий отнесены субъекты Российской Федерации, расположенные на Северном Кавказе: Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Че-

ченская Республика, Ставропольский край. Данные регионы входят в состав Северо-Кавказского федерального округа и поэтому они уже взаимосвязаны между собой на организационном уровне.

Общая площадь таких территорий составляет 17043,9 тыс. га, из них 6616 тыс. га — Ставропольский край, 5027 тыс. га — Республика Дагестан, 1617,1 тыс. га — Чеченская Республика, 1427,7 тыс. га — Карачаево-Черкесская Республика, 1247 тыс. га —Кабардино-Балкарская Республика, 798,7 тыс. га — Республика Северная Осетия-Алания, 310,4 тыс. га — Республика Ингушетия.

Земельный фонд данных геостратегических территорий, расположенных на Северном Кавказе состоит из семи категорий. Наибольшую долю площади земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения — от 41,11 % в Республике Ингушетия до 92,06 % в Ставропольском крае, на втором месте земли лесного фонда — от 8,39 % в Республике Дагестан до 27,37 % в Карачаево-Черкесской Республике (однако в Ставропольском крае они занимают всего 1,73 %), на третьем месте земли населенных пунктов — от 2,76 % в Карачаево-Черкесской Республике до 8,21 % в Чеченской Республике, на четвертом месте земли запаса — от 0,04 % в Республике Дагестан до 26,58 % в Республике Ингушетия, однако нужно отметить, что самая большая площадь земель запаса в Кабардино-Балкарской Республике — 148,1 тыс. га или 11,88 %; земли особо охраняемых природных территорий и объектов занимают от 0,03 % в Ставропольском крае до 12,27 % в Республике Северная Осетия-Алания, также нужно отметить, что в Карачаево-Черкесской Республике таких земель — 8,78 %, в Кабардино-Балкарской Республике — 4,39 %; земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения занимают от 0,84 % в Ставропольском крае до 2,16 % в Чеченской Республике; земли водного фонда — от 0,22 % в Кабардино-Балкарской Республике до 0,94 % в Ставропольском крае.

Во всех регионах, кроме Ставропольского края, наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — от 80,78 % в Карачаево-Черкесской Республике до 98,62 % в Республике Дагестан, наибольший процент разграниченных земель в Чеченской Республике составляет 78,54 % от их общей площади, наименьший процент — в Кабардино-Балкарской Республике — 18,8 %. В Ставропольском крае превалирует доля земель в собственности граждан — 54,83 % и в собственности юридических лиц — 12,6 %, в государственной и муниципальной собственности — 32,57 %, из них всего 41 % разграниченных земель и 58,95 % неразграниченных земель.

К третьей группе приоритетных геостратегических территорий относятся субъекты Российской Федерации, расположенные на Дальнем Востоке: Республика Бурятия, Республика (Саха) Якутия, Забай-

кальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ. Все они также входят в состав Дальневосточного федерального округа и уже связаны между собой системой управления.

Общая площадь таких территорий составляет 695255,5 га, из них 308352,3 тыс. га — Республика Саха (Якутия), 78763,3 тыс. га — Хабаровский край, 72148,1 тыс. га — Чукотский автономный округ, 46427,5 тыс. га — Камчатский край, 46246,4 тыс. га — Магаданская область, 43189,2 тыс. га — Забайкальский край, 36190,8 тыс. га — Амурская область, 35133,4 тыс. га — Республика Бурятия, 16467,3 тыс. га — Приморский край, 8710,1 тыс. га — Сахалинская область, 3627,1 га — Еврейская автономная область.

Земельный фонд данных геостратегических территорий, расположенных на Дальнем Востоке состоит из семи категорий, кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, где отсутствуют земли водного фонда. Наибольшую площадь во всех регионах (кроме Чукотского автономного округа, где преобладают земли сельскохозяйственного назначения) занимают лесного фонда — от 58,03 % в Еврейской автономной области до 95,25 % в Камчатском крае, на втором месте земли сельскохозяйственного назначения — от 0,4 % в Камчатском крае до 18,45 % в Забайкальском крае, на третьем месте земли запаса — от 0,59 % в Магаданской области до 21,53 % в Еврейской автономной области (однако по занимаемой площади лидерами по данной категории являются Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Хабаровский и Забайкальский край), земли особо охраняемых природных территорий и объектов занимают от 0,93 % в Забайкальском крае до 3,83 % в Сахалинской области, населенных пунктов — от 0,06 % в Чукотском автономном округе до 1,56 % в Приморском крае, земли водного фонда — от 0,15 % в Магаданской области до 6,05 % в Республике Бурятия.

Во всех субъектах РФ, расположенных на Дальнем Востоке, наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — от 90,52 % в Забайкальском крае до 99,99 % в Чукотском автономном округе, при этом наибольший удельный вес разграниченных земель в Магаданской области — 98,55 %, в Камчатском крае — 98,09 %, Амурской области — 91,66 %, в Сахалинской области, Республике Бурятия — по 87,9 %, в Республике Саха (Якутия) — 86,4 %, при этом преобладает здесь собственность Российской Федерации. Наименьший процент разграниченных земель в Чукотском автономном округе — 25,1 % и Забайкальском крае — 22,7 %.

В собственности граждан и юридических лиц находится малая часть земель, наибольший удельный вес их в Забайкальском крае — 9,5 %.

К четвертой группе приоритетных геостратегиче-

ских территорий отнесены субъекты и части субъектов Российской Федерации, входящие в Арктическую зону Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

В состав Арктической зоны входит Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Карелия (3 муниципальных района), Республика Коми (городского округа «Воркута»), Республика Саха (Якутия) (13 муниципальных районов), Красноярский край (городской округ «Норильск», 2 муниципальных района), Архангельская область (МО «Город Архангельск», «Город Новодвинск», «Северодвинск», «Новая Земля», 3 муниципальных района, «Островные территории Земля Франца-Иосифа и остров Виктория»), Общая площадь 465311,2 тыс. га, из них 150052,2 тыс. га — земли Республики Саха (Якутия), 109374,7 тыс. га — земли Красноярского края, 76925 тыс. га — Ямало-Ненецкий автономный округ, 72148,1 тыс. га — Чукотский автономный округ, 17681 тыс. га — Ненецкий автономный округ, 14490,2 тыс. га — Мурманская область, 4337,7 тыс. га — земли Республики Карелия, 2417,9 тыс. га — земли Республики Коми.

Земельный фонд данных геостратегических территорий, расположенных в Арктической зоне состоит из семи категорий кроме Ненецкого автономного округа и Чукотского автономного округа, где отсутствуют земли водного фонда.

Наибольшую долю площади земельного фонда во всех регионах (кроме Ненецкого автономного округа и Чукотского автономного округа, где преобладают земли сельскохозяйственного назначения) занимают лесного фонда — от 41,19 % в Ямало-Ненецком автономном округе до 86,28 % в Республике Коми, на втором месте земли сельскохозяйственного назначения — от 1,16 % в Республике Карелия до 19,71 % в Мурманской области, на третьем месте земли запаса — от 0,66 % в Республике Карелия до 12,8 % в Красноярском крае, земли особо охраняемых природных территорий и объектов занимают от 1,1 % в Чукотском автономном округе до 7,14 % в Архангельской области, земли водного фонда — от 0,27 % в Архангельской области до 14,73 % в Республике Карелия, земли населенных пунктов — от 0,06 % в Чукотском автономном округе до 0,49 % в Республике Коми.

Во всех субъектах РФ, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — от 99,62 % в Республике Карелия до 99,99 % в Чукотском автономном округе, в Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе. При этом наибольший удельный вес разграниченных земель в Республике Саха (Якутия) — 86,39 % и в Республике Карелия — 83,24 %. Очень малый

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

процент разграниченных земель в Ненецком автономном округе — 3,3 % и Чукотском автономном округе — 25,12 %. На всех территориях преобладают земли в собственности Российской Федерации.

Полагаем, что нужно обновить Стратегию пространственного развития РФ с учётом новых регионов России: Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Очевидно, что

их следует отнести также к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации и выделить в отдельную пятую группу «Новые регионы России».

Обобщенные особенности земельных фондов геостратегических территорий Российской Федерации и возможный потенциал для пространственного развития сведем в таблицу 1.

Таблица 1

Особенности земельных фондов геостратегических территорий Российской Федерации

Группа приоритетных геостратегических территорий Отличительные черты земельных фондов Возможный потенциал для пространственного развития

1. Субъекты Российской Федерации, характеризующиеся эксклавным положением Республика Крым и г. Севастополь. Более 50 % земельного фонда приходятся на земли сельскохозяйственного назначения. Большая доля земель запаса — 18,9 % в Республике Крым. В Республике Крым более 45 % земель находятся в частной собственности, более 50 % в государственной и муниципальной собственности, однако, из них разграничена только треть. Калининградская область. Более 50 % земельного фонда приходятся на земли сельскохозяйственного назначения. Относительно большой удельный вес земель населенных пунктов — более 8 %. Присутствуют земли запаса — 1,68 %. Более 45 % земель находятся в частной собственности с большой долей собственности юридических лиц. Более 50 % в государственной и муниципальной собственности, из них разграничено около 70 %. 1. Большой потенциал по развитию аграрной отрасли и сельских территорий. 2. Большая доля земель запаса как резерва для ввода в оборот под различные виды деятельности. 3. Большая доля земель населенных пунктов вместе с г. Севастополем как потенциал для совершенствования системы расселения. 4. Большой потенциал земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а значит возможности государственного регулирования мероприятий по пространственному развитию, в том числе созданию инвестиционных земельных фондов и строительству новых инфраструктурных объектов.

2. Субъекты Российской Федерации, расположенные на Северном Кавказе (СевероКавказский федеральный округ) В среднем по всем субъектам более 79 % земельного фонда приходится на земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда занимают более 10 %; земли населенных пунктов — более 4 %, земли запаса 2,58 %, земли особо охраняемых природных территорий 1,83 %. Наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности — от 80,78 % кроме Ставропольского края, где 50 % земель находится в собственности граждан (по-видимому, это результат приватизации земель сельскохозяйственного назначения в ходе земельной реформы). 1. Большой потенциал по развитию аграрной отрасли и сельских территорий. 2. Весомая доля земель запаса как резерва для ввода в оборот под различные виды деятельности, особенно в Республике Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республике. 3. Большой потенциал для развития оздоровительной деятельности, отдыха и туризма. 4. Большая доля земель населенных пунктов как потенциал для совершенствования системы расселения. 4. Большой потенциал земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а значит возможности государственного регулирования мероприятий по пространственному развитию, в том числе созданию инвестиционных земельных фондов и строительству новых инфраструктурных объектов.

3. Субъекты Российской Федерации, расположенные на Дальнем Востоке (Дальневосточный федеральный округ) В среднем по всем субъектам более 79 % земельного фонда приходится на земли лесного фонда, а в некоторых регионах превышает 90 %. На втором месте земли сельскохозяйственного назначения — 11 % (в основном пастбища и оленьи пастбища, а также пахотные земли на юге Дальнего Востока в Амурской области и Приморском крае). На третьем месте земли запаса — в среднем 4,6 % (по занимаемой площади лидерами по данной категории являются Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Хабаровский и Забайкальский край); земли особо охраняемых природных территорий и объектов занимают 3,37 %. Небольшая доля земель населенных пунктов — в среднем 0,28 %. Наибольшая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности до 99 %, основная часть относится к федеральной. 1. Большой потенциал по развитию лесной отрасли. 2. Возможный потенциал по развитию аграрной отрасли и сельских территорий. 3. Большая доля земель запаса как резерва для ввода в оборот под различные виды деятельности. 4. Большой потенциал земель в государственной и муниципальной собственности, а значит возможности государственного регулирования мероприятий по пространственному развитию, в том числе созданию инвестиционных земельных фондов. 5. Наличие полезных ископаемых и больших территорий создает предпосылки к развитию энергетической инфраструктуры (строительства газо- и нефтепроводов) и т.п. 6. Наличие больших пространств для градостроительной деятельности и совершенствования системы расселения.

4. Субъекты и части субъектов Российской Федерации, входящие в Арктическую зону Российской Федерации В среднем по всем субъектам более 58 % земельного фонда приходится на земли лесного фонда. На втором месте земли сельскохозяйственного назначения — 25,6 % (в основном пастбища и оленьи пастбища). На третьем месте земли запаса — 8,88 %. Земли особо охраняемых природных территорий и объектов занимают 3,59 %; земли водного фонда — 2,22 %; земли населенных пунктов составляют в среднем всего 0,22 %. 1. Большой потенциал по развитию лесной промышленности. 2. Возможный потенциал по развитию аграрной отрасли и сельских территорий. 3. Большая доля земель запаса как резерва для ввода в оборот под различные виды деятельности. 4. Большой потенциал земель в государственной и муниципальной собственности, а значит возможности государственного регулирования мероприятий по пространственному развитию, в том числе созданию инвестиционных земельных фондов и строительству новых инфраструктурных объектов. 5. Наличие полезных ископаемых и больших территорий создает предпосылки к развитию энергетической инфраструктуры (строительства газо- и нефтепроводов) и т. п. [3]. 6. Наличие больших пространств для градостроительной деятельности и совершенствования системы расселения.

Таким образом, из таблицы 1 видим, что земельные фонды приоритетных геостратегических территорий имеют большой потенциал для пространственного развития, для чего необходимо разработать методы и механизмы их реализации.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Шр://хп—7sbbhnbqiallebd4mma.

xn--plai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR. pdf (дата обращения: 10.01.2024).

2. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2022 г. М. : Росреестр, 2023 г. 189 с.

3. Гагина И. С., Ткачев А. А., Ананьев И. Б. Кадастровые работы при отводе земель под строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» на территории Республики Саха (Якутия) // Астраханский вестник экологического образования. 2022. № 2(68). С. 50-60. DOI 10.36698/2304-5957-2022-2-50-60. EDN ETMYTZ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Гагина И. С. Методы управления земельными ресурсами для реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024. Том 19. № 2 (229). С. 96-101.

5. Галиновская Е. А. Концепция государственного стратегического управления земельными ресурсами (правовой аспект) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 167-180. ЕБМ гНЖУР

6. Коротченков А. М., Шаповалов В. Ф. Пространственное развитие России : монография. М. : Проспект, 2022. 144 с.

7. Куньщиков С. В., Москалев Н. А. Геостратегические территории РФ : геополитический аспект стратегии пространственного развития Российской Федерации // Культура, личность, общество в современном мире : методология, опыт эмпирического исследования : материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана, Екатеринбург, 21-23 марта 2019 года. Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. С. 1287-1295. ЕБМ WESNBF.

8. Комов Н. В., Цыпкин Ю. А., Подболотова Л. П. Новой России нужна эффективная система управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023. № 6. С. 326-330.

9. Пространственное развитие Российской Федерации : основа геостратегии и геополитики страны / Ю. А. Цыпкин, М. Н. Гаврилюк, В. О. Петров [и др.] // Московский экономический журнал. 2023. № 4. https://qje.su/nauki-o-zemle/ то8коу8ку-екопотюЬе8ку-гЬигпа1-4-2023-52/ (датаобращения: 19.10.2023).

10. Рожков-Юрьевский Ю. Д. Калининград и Крым как эксклавы России. Сходства и различия, взаимные связи // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2016. № 3. С. 28-44. ЕБМ ХВОЕРЯ.

11. Цифрова Р. В., Гагина И. С., Крылов С. Н. Совершенствование земельного рынка в условиях реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 3(170). С. 53-58.

12. Ткаченко А. А. Геостратегические территории Российской Федерации как понятие и реальность // Россия : тенденции и перспективы развития : Ежегодник. Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием, Москва, 16-17 декабря 2021 года / Отв. редактор В. И. Герасимов. Том Выпуск 17. Часть 1. Москва : Институт научной

информации по общественным наукам РАН,

2022. С. 275-280. EDN LGYXHY.

13. Устойчивое пространственное развитие / Н. В. Комов, С. А. Шарипова, С. И. Носов, Ю. А. Цыпкин. М. : Изд-во гос. ун-та по землеустройству. 752 с.

14. Цифрова Р.-М. В., Гагина И. С., Крылов С. Н. Учет влияния кадастровой информации на реализацию стратегии пространственного развития Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018. № 8(163). С. 42-47.

Bibliographic list

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 № 207-r (as amended on 30.09.2022) «On Approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025» // http://xn-—7sbbhnbqiallebd4mma.xn—plai/uploadedFiles/ files/KontseptsiyaSPR.pdf (accessed: 10.01.2024).

2. State National report on the state and use of lands in the Russian Federation in 2022. M. : Rosreestr,

2023, 189 p.

3. Gaginal. S.,TkachevA. A., Ananyev I. B. Cadastral works in the allocation of land for the construction of the main gas pipeline «Power of Siberia» on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) // Astrakhan Bulletin of Environmental Education. 2022. № 2(68). P. 50-60. DOI 10.36698/23045957-2022-2-50-60. EDN ETMYTZ.

4. Gagina I. S. Methods of land management for the implementation of the Spatial development Strategy of the Russian Federation // Land management, cadastre and land monitoring. 2024. Volume 19. № 2 (229). P. 96-101.

5. Galinovskaya E. A. The concept of state strategic management of land resources (legal aspect) // Issues of state and municipal management. 2017. № 3. P. 167-180. EDN ZHJMVP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Korotchenkov A.M., Shapovalov V. F. Spatial development of Russia : monograph. Moscow : Prospekt, 2022. 144 p.

7. Kunshchikov S. V., Moskalev N. A. Geostrategic territories of the Russian Federation : the geopolitical aspect of the spatial development strategy of the Russian Federation // Culture, personality, society in the modern world : methodology, empirical research experience : materials of the XXII International Conference in Memory of Professor L. N. Kogan, Yekaterinburg, March 21-23, 2019. Yekaterinburg : Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 2019. P. 1287-1295. EDN WESNBF.

8. Komov N. V., Tsypkin Yu. A., Podbolotova L. P. New Russia needs an effective land management

system // Land management, cadastre and land monitoring. 2023. № 6. P. 326-330.

9. Spatial development of the Russian Federation : the basis of geostrategy and geopolitics of the country / Yu. A. Tsypkin, M. N. Gavrilyuk, V. 0. Petrov [et al.] // Moscow Economic Journal. 2023. № 4. https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-52/ (accessed: 19.10.2023).

10. Rozhkov-Yuryevsky Yu. D. Kaliningrad and Crimea as exclaves of Russia. Similarities and differences, mutual connections // Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Natural and Medical Sciences. 2016. № 3. P. 28-44. EDN XBOEPR.

11. Digitova R. V., Gagina I. S., Krylov S. N. Improvement of the land market in the context of the implementation of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation // Land management, cadastre and land monitoring. 2019. № 3(170). P. 53-58.

12. Tkachenko A. A. Geostrategic territories of the Russian Federation as a concept and reality // Russia : trends and prospects of development : Yearbook. Proceedings of the XXI National Scientific Conference with international participation, Moscow, December 16-17, 2021 / Editor-in-chief V. I. Gerasimov. Volume Issue 17. Part 1. Moscow : Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2022. P. 275-280. EDN LGYXHY.

13. Sustainable spatial development / N. V. Komov, S. A. Sharipova, S. I. Nosov, Yu. A. Tsypkin. M. : Publishing House of the State University for Land Management. 752 p.

14. Tsifrova R.-M. V., Gagina I. S., Krylov S. N. Accounting for the impact of cadastral information on the implementation of the spatial development strategy of the Russian Federation // Land management, cadastre and land monitoring. 2018. № 8(163). P. 42-47.

Информация об авторах

Ю. В. Рагулина — врио проректора по инновационной деятельности и цифровой трансформации Государственного университета по землеустройству, доктор экономических наук;

И. С. Гагина — доцент кафедры землеустройства и кадастров Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени H.H. Вавилова, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

Yu. V. Ragulina — Acting Vice-Rector for Innovation and Digital Transformation of the State University of Land Management, Doctor of Economic Sciences;

I. S. Gagina — Associate Professor of the Department of Land Management and Cadastre of the Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 30.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 30.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.