Научная статья на тему 'Особенности земель сельскохозяйственного назначения и юридическая ответственность за их ненадлежащее использование'

Особенности земель сельскохозяйственного назначения и юридическая ответственность за их ненадлежащее использование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
763
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЗАКОН / КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ / СИСТЕМА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ / AGRICULTURAL LAND / LAW / LAND CATEGORY / SYSTEM / RESPONSIBILITY / COMPULSORY TERMINATION OF RIGHTS TO LAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липски С.А.

В статье рассмотрены особенности земель сельскохозяйственного назначения как уникального природного ресурса и система мер законодательного характера, применяемых к лицам, допускающим их ненадлежащее использование. Акцент сделан на то, как развивалась эта система в условиях земельной реформы, а также на некоторых проблемах и нормотворческих инициативах в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липски С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the agricultural lands and the legal liability for the inappropriate use of these lands

The article considers the features of agricultural land as an unique natural resource and a system of legislative nature measures, applied to persons who allow its misuse. The emphasis is on the development of this system in terms of land reform, as well as on some issues and legislative initiatives in this field.

Текст научной работы на тему «Особенности земель сельскохозяйственного назначения и юридическая ответственность за их ненадлежащее использование»

УДК 349.41

особенности земель сельскохозяйственного назначения и юридическая ответственность за их ненадлежащее использование

С.А. Липски,

д-р экон. наук, доцент,

заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству, г. Москва Е-mail: lipski-sa@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности земель сельскохозяйственного назначения как уникального природного ресурса и система мер законодательного характера, применяемых к лицам, допускающим их ненадлежащее использование. Акцент сделан на то, как развивалась эта система в условиях земельной реформы, а также на некоторых проблемах и нормотворческих инициативах в данной сфере.

ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, закон, категории земель, система, ответственность, принудительное прекращение прав на землю

Abstract. The article considers the features of agricultural land as an unique natural resource and a system of legislative nature measures, applied to persons who allow its misuse. The emphasis is on the development of this system in terms of land reform, as well as on some issues and legislative initiatives in this field.

Keywords: agricultural land, law, land category, system, responsibility, compulsory termination of rights to land.

Земля является уникальным природным ресурсом. Она всегда занимала и будет занимать особое место среди других благ, доступных и используемых человечеством, поскольку является:

■ необходимым условием (пространственным базисом) для любой деятельности;

■ главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве;

■ ключевым природным компонентом, вовлеченным в многочисленные связи с другими природными средами (атмосфера, гидросфера и др.);

■ объектом права, подлежащим обороту (причем такой оборот осуществляется одновременно с другими недвижимыми объектами, расположенными на земельном участке, законом установлен ряд существенных ограничений такого оборота);

■ источником дохода при его использовании и обороте (как для правообладателя, так и для государства, для общества - через налоги и сборы).

Причем это ничем незаменимый, нерукотворный и пространственно ограниченный ресурс.

Общие запасы сельскохозяйственных угодий в мире составляют порядка 5 млрд га, из них пашня - 1,4 млрд га. При этом 8,9% мировой пашни находится в Российской Федерации, т. е. пригодные для ведения сельскохозяйственного производства земельные ресурсы являются важным фактором конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке продовольствия.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации [1] сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79).

Собственники и иные правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения обязаны:

■ использовать их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

■ осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

■ своевременно приступать к их использованию в случаях, если сроки освоения предусмотрены договорами;

■ не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв;

■ осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

■ соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фито-санитарных и противоэрозионных мероприятий;

■ представлять в установленном порядке в органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

■ содействовать проведению почвенных, агрохимических, фитоса-нитарных и эколого-токсикологических обследований земель;

■ информировать органы исполнительной власти о фактах деградации земель и загрязнения почв (ст. 42 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [2] ).

Вместе с тем объективные экономические трудности и просто недисциплинированность отдельных аграрных землепользователей приводят к тому, что состояние указанных земель ухудшается. Они выбывают из хозяйственного оборота и пустуют, зарастают мелколесьем и кустарником (за 1990-е годы и первую половину «нулевых» годов из хозяйственного оборота выбыло более 15 млн гектаров [3] ). А согласно результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года не использовались 41,5 млн га сельскохозяйственных угодий (18,8% от их общей площади) [4].

Кроме того, природно-экономические условия нашей страны таковы, что земельные ресурсы подвержены эрозионным процессам, которые наносят невосполнимый ущерб им как средству производства, уничтожая почвенный слой (путем его смыва - водная эрозия или сдува - ветровая эрозия). Так, к настоящему времени эродировано, дефлировано и находится в эрозионно-опасном состоянии более 60% сельскохозяйственных угодий страны. Между тем даже при самых благоприятных условиях сантиметр черноземного горизонта образуется примерно за столетие [5]. Поэтому сельскохозяйственные угодья должны находиться в постоянной обработке с соблюдением соответствующих приемов агротехники.

Кроме того, недостаточное внимание (и недостаток средств) к сохранению плодородия почв ведет к тому, что вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв (среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое в середине «нулевых» годов составил 0,52 тонны на гектар).

При этом за время реформ возник такой перекос «свободного» земельного рынка как приобретение земли в качестве капитала без цели ее сельскохозяйственного использования - имея в виду последующую перепродажу (когда цена на землю вырастет).

Проблема ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель обусловлена, главным образом, экономическими причинами (недостаточная рентабельность сельскохозяйственного производства, нехватка у сельхозорганизаций свободных средств или доступных кредитов и т.п.; в данном аспекте дополнительные затруднения, вероятно, повлечет за собой и присоединение России к Всемирной торговой организации). Но в определенной мере, решению данной проблемы должны способствовать и меры законодательного характера, предусматривающие административное воздействие на лиц, допускающих ненадлежащее использование (в т.ч. длительное неиспользование) сельскохозяйственных земель, а при неэффективности такого воздействия - принудительное изъятие земли.

Следует отметить, что возможность изъятия сельскохозяйственных земель (как крайняя мера) в случае их ненадлежащего использования предусмотрена законодательством Германии, Испании, Норвегии, Франции и ряда других стран [6]. Да и в СССР законодательство предусматривало изъятие земельных участков у лиц, допускавших систематические нарушения правил пользования землей (в частности, статья 139 Земельного кодекса РСФСР 1970 года [7]).

Принятый в начальной стадии земельной реформы Земельный кодекс РСФСР [8] также предусматривал ряд оснований прекращения прав на землю (ст. 39). В частности при:

■ использовании земли не по целевому назначению;

■ нерациональном использовании земельного участка, выражающемся для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних 5 лет более чем на 20 % ниже нормативного, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных угодий в менее ценные;

■ использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;

■ неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства (за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства), и др.

Вместе с тем в 1993 г. указанная статья утратила силу [9].

Поскольку в результате земельной реформы земля была отнесена к недвижимости и вовлечена в гражданский оборот, то ряд вопросов землепользования, в том числе правовые последствия ненадлежаще-

го использования земли оказались в сфере гражданского законодательства.

Принятый в 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации [10] (далее - ГК РФ) допускает изъятие у собственника земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, но не используемого для этой цели в течение трех лет (статья 284), или если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки - ст. 285). Также согласно ст. 287 ГК РФ в случае ненадлежащего использования земельного участка прекращаются права на него иных лиц (по основаниям и в порядке, установленным земельным законодательством).

Вместе с тем указанные выше нормы ГК РФ (также как и другие положения гл. 17 ГК РФ) не вступали в силу вплоть до 2001 г., когда и был принят новый ЗК РФ.

Принятие ЗК РФ, вступление в силу гл. 17 ГК РФ, а затем и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [11] (далее - закон об обороте сельхозземель), а также уточнение вопросов, связанных с административной ответственностью за нарушение их норм [12] позволили создать достаточно стройную систему определения видов ненадлежащего использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также установить меру юридической ответственности за такое использование. Это именно система, поскольку воздействие в одном из ее сегментов (либо, наоборот, непроработанность тех или иных вопросов, не позволяющих в полной мере задействовать механизмы правового регулирования) сказывается и в остальных.

Эта система выглядит следующим образом:

1. Виды ненадлежащего использования.

1.1 Использование не по целевому назначению, например, неправомерная застройка указанных земель (вопрос изменения их целевого назначения, в том числе исключительные случаи, когда это допускается и компетенция органов, уполномоченных принимать соответствующие решения, урегулирован Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [13] ).

1.2 Неиспользование земельного участка в течение трех и более лет.

1.3 Использование земельного участка, приводящее к существенному снижению плодородия земель.

1.4 Использование земельного участка, приводящее к значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Виды юридической ответственности.

2.1 Уголовная ответственность.

2.2 Административная ответственность.

2.3 Дисциплинарная ответственность.

2.4 Принудительное прекращение прав на земельный участок.

Рассмотрим некоторые правовые аспекты, свойственные различным

компонентам этой системы.

Целевое назначение. Базовым принципом современного отечественного земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Такие категории были сформированы еще в условиях исключительности государственной собственности на землю, причем в тот период они не только определяли правовой режим соответствующих земель, но и в значительной мере обеспечивали учет земли как государственного ресурса(подробнее - [14] ).

В условиях же рынка отношения по поводу земли носят куда более сложный характер (по сравнению с советским периодом) - это не только возможность совершения гражданско-правовых сделок с землей, но и обусловленные рыночной экономикой объективные экономические интересы как правообладателей земельных участков, так и органов государственной власти и местного самоуправления. Причем различие в правовом режиме между землями разных категорий имеет тенденцию к сокращению. Так, на землях лесного фонда возможно ведение сельского хозяйства или добыча полезных ископаемых. На землях сельскохозяйственного назначения допускается дачное строительство что, фактически, означает возможность и жилищного строительства на них [15] (также см. - [16]). В связи с этим последние полтора-два года активно обсуждается вопрос об исключении из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории [17]. При этом основным механизмом, который придет на смену делению

земель на категории, вероятно, станет зонирование территории (соответствующий законопроект обсуждается в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации).

НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ И БОЛЕЕ ЛЕТ

Длительное время существенной проблемой при выявлении и доказательстве факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения было отсутствие четко определенных количественных и качественных показателей неиспользования (например, правообладатель земельного участка мог заявить, что его земли используются под пар).

Важным шагом по разрешению этой ситуации стало утверждение Правительством Российской Федерации признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации [18].

Указанные признаки можно подразделить на две группы:

■ случаи, когда на соответствующих землях вообще не ведется сельскохозяйственная деятельность. Например, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах - сенокошение, на пастбищах - выпас скота; не производятся работы по уходу за многолетними насаждениями и по уборке урожая. Эта группа признаков очевидна, юридически корректна и достаточно просто выявляется в ходе проверок.

■ случаи, когда на основании состояния земельных участков, можно сделать вывод о том, что оно ухудшилось вследствие нерационального землепользования. Например, произошло засорение 30% площади сенокоса сорными травами, зарастание 30% площади сельскохозяйственных угодий лесом и кустарниками (на пашне - 15%), закочкарен-ность или заболачивание свыше 20% участка.

По этой группе имеется ряд вопросов. Включенные в нее признаки свидетельствуют лишь о нерациональном использовании земель, а не об их неиспользовании, как это предусмотрено нормой закона об обороте сельхозземель. Даже при вполне объяснимом желании разработчиков признаков неиспользования земель обеспечить общественные

интересы в сельскохозяйственном землепользовании (рациональное использование этих земель) утвержденные подзаконным актом признаки не в полной мере соответствуют федеральному закону как акту большей юридической силы (тем более что в преамбуле соответствующего постановления Правительства Российской Федерации прямо указано, что признаки утверждены в соответствии с п. 4 ст. 6 закона об обороте сельхозземель). Эти признаки скорее отражают ухудшение состояние плодородия земель, а не факт их неиспользования.

Также данная группа признаков (в частности, закочкаривание свыше 20% земельного участка) может применяться и в той ситуации, когда факт ненадлежащего использования вообще отсутствует. Так, за-кочкаренный наполовину земельный участок был улучшен фермером путем проведения на его части культуртехнических работ. В результате закочкаренной осталась лишь третья часть. Но утвержденные признаки неиспользования земель позволяют считать действия фермера ненадлежащим использованием.

Кроме того, законодатель, наделяя Правительство Российской Федерации правом установления признаков неиспользования земельных участков, определил, что такие признаки должны устанавливаться с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации (природно-экономические условия очень сильно отличаются между различными регионами, и то, что не является недостатком в землепользовании в малонаселенных Вологодской или Кировской областях, совершенно недопустимо на земле-дефицитном Северном Кавказе). Однако в утвержденных признаках неиспользования земель региональная специфика не отражена.

Для определения фактов использования земельного участка, приводящего к существенному снижению плодородия земель или ухудшению экологической обстановки, в 2011-2012 гг. также утверждены соответствующие критерии [19, 20].

Так, критерии снижения плодородия включают в себя снижение содержания органического вещества на 15%; подвижного фосфора или обменного калия - на 25%, а также ухудшение показателя кислотности на 10% (снижение уровня ph в кислых почвах или повышение его в щелочных почвах).

При этом существенным снижением плодородия будет только такая ситуация, когда изменятся числовые значения не менее трех из указан-

ных критериев, причем, произошедшие по причине нарушения установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли.

Что касается критериев ухудшения экологической обстановки, то они охватывают лишь случаи загрязнения почв химическими веществами, а также размещение отходов производства и потребления на площади более 0,5 га (подробнее - см. [21] ).

уголовная ответственность за ненадлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения

Уголовная ответственность является крайней и наиболее жесткой из всех видов юридической ответственности. Преступления в области охраны и использования земель входят в состав категории экологических преступлений. В этой связи важно учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации о том, что высокая степень общественной опасности экологических правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду [22].

В первую очередь здесь следует отметить такое общественно опасное земельное правонарушение, как порча земли. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации [23] (далее -УК РФ) уголовно наказуемы отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что наносится урон земле, являющейся основой жизни и деятельности человека, природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы, природным ресурсом, используемым в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйствах, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Квалифицированный состав данного преступления предусматривает более строгую ответственность за те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Особо квалифицированный состав данного преступления - это порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека.

Следует отметить, что число ежегодно осужденных по ст. 254 УК РФ регулярно уменьшается и в настоящее время не превышает десяти [24].

Также следует отметить, что земля как природный ресурс связана с другими природными ресурсами (в частности, с водными, с лесными), и ухудшение одной из сред сказывается на состоянии других. Поэтому экологическими преступлениями, имеющими существенное негативное значение для сохранности земель, являются загрязнение вод, нарушение правил охраны и использования недр, нарушение правил лесопользования, а также режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшие причинение значительного ущерба.

На практике чаще применяются меры административной ответственности. В первую очередь, это связано с порчей земель. В последние годы самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы стало достаточно распространенным правонарушением (например, в целях ее последующей реализации садоводам и другим категориям землепользователей как средства улучшения почв, как удобрения). Согласно ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы административно наказуемо, также как и его уничтожение, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Использование же земельных участков не по целевому назначению, а также невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.8 КоАП РФ. При этом особо регулируется ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется законом об обороте сельхозземель. В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении размера штрафа за

указанное правонарушение, а также об исчислении его размера в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого допущено правонарушение. Кроме того, предусматривается определить Федеральную службу ветеринарного и фитосанитарного надзора России федеральным надзорным органом в отношении данного правонарушения на землях сельскохозяйственного назначения [25].

Дисциплинарная ответственность за ненадлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения наступает в тех случаях, когда нарушение норм земельного законодательства является одновременно и нарушением служебной или трудовой дисциплины.

Наиболее распространенными дисциплинарными земельными проступками работников являются: непринятие мер по борьбе с сорняками сельскохозяйственных культур, водной и ветровой эрозией, нарушение правил хранения и использования химических удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, которые привели к загрязнению земель.

Что касается принудительного прекращение прав на земельный участок сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования, то в настоящее время в отношении правонарушителей законодательством предусмотрен двухстадийный механизм.

На первой стадии органами государственного земельного контроля будут накладываться штрафы, которые должны понудить собственника к более рациональному использованию участка либо к его отчуждению. Одновременно с наложением административного взыскания органом, осуществляющим государственный земельный контроль, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

На второй стадии (после назначения административного наказания), если правонарушения не устранены в срок, установленный вынесенным предупреждением, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка. Так, за 2010 г. государственными инспекторами за использованием и охраной земель, работающими в системе Росреестра, вынесено более 1 тыс. таких предупреждений, в 200-х случаях впоследствии права на землю были прекращены [26] (столь незначительное число выявленных и пресеченных правонарушений объясняется тем, что в 2010 г. еще не применялись вышеуказанные критерии и признаки ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения).

Таким образом, в настоящее время законодательством предусмотрен комплекс мер правового характера, в случае если правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения допускают их ненадлежащее использование. В ближайшие несколько лет должна получить большее развитие и судебная практика в части принудительного прекращения прав.

Вместе с тем наиболее действенным механизмом борьбы с ненадлежащим использованием сельскохозяйственных земель должна стать такая система экономических регуляторов (негативных - налоги и позитивных - возможность с выгодой для себя осуществить переуступку прав иному лицу, способному организовать их более эффективное использование), когда допущение такого использования будет невыгодно правообладателю. Для этого требуются интенсификация аграрного производства, ограничительные меры в отношении импорта продовольствия, снижение издержек на земельные транзакции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2001, № 44, ст. 4147.

2. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Собр. законодат. Рос. Федерации 1998, № 29, ст. 3399.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 № 99 «О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы"» // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2006, № 10, ст. 1101.

4. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: В 9 т. / Федеральная служба гос. статистики. - М.:, 2008.

5. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учебн. пособие для вузов - 3-е изд. - СПб, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Правовые проблемы рационального использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения: Монография / Под ред. С.А. Липски - М., 2013.

7. Земельный кодекс РСФСР от 1 июля 1970 года // Ведомости ВС РСФСР, 1970, № 28, ст. 581

8. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103-1 // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.05.1991, № 22, ст. 768.

9. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Рос. газ., № 2, 05.01.1994.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собр. законодат. Рос. Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

11. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собр. законодат. Рос. Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3018.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ., № 256, 31.12.2001.

13. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Рос. газ., № 290, 30.12.2004.

14. Липски С.А. О целевом назначении земельных участков и делении земельного фонда на категории в современных условиях. // Право и инвестиции, 2011. № 2 (47).

15. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Рос. газ. № 79, 23.04.1998.

16. Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель. // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2013. № 6.

17. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №297-р // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2012, № 12, ст. 1425

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2012, № 18, ст. 2230.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного сни-

жения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2011, № 30 (2), ст. 4655.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля

2012 года № 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли» // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2012, № 30, ст. 4290.

21. Липски С.А. Правовые аспекты ненадлежащего использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и принудительного прекращения прав на них. // Право и инвестиции, 2012. № 3-4 (50).

22. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Рос. газ., № 223, 24.11.1998.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Рос. газ., 1996, № 113-115, 118.

24. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие. - М., 2010.

25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля

2013 г. № 1340-р о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собр. законодат. Рос. Федерации, 2013, № 31, ст. 4287; [Электронный ресурс] URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/

26. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2010 г. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.