Научная статья на тему 'Особенности заселение территории Колосовского района Омской области в XVI - XVIII вв'

Особенности заселение территории Колосовского района Омской области в XVI - XVIII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КОЛОСОВСКИЙ РАЙОН / ДЕРЕВНЯ / ФОРПОСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Е.В.

В статье рассматривается процесс заселения территории Колосовского района в XVI - XVIII вв. Автор акцентирует внимание на факторах, которые обусловили данный процесс. Также в статье приводятся конкретные примеры появления первых поселений на карте района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности заселение территории Колосовского района Омской области в XVI - XVIII вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№10/2015

ISSN 2410-6070

В наши дни обряд «Раськень Озкс» получил республиканский статус. Во время его проведения транслируются древние языческие действа, национальные игры, костюмы, ритуальные блюда. Важной деталью данного обряда является избрание Совета старейшин эрзян (Эрзянь атянь эзем - эрз.), члены которого выдвигаются от эрзянских сёл, городов и общественных организаций на специальных народных собраниях (промксах - эрз.) из числа наиболее авторитетных и известных общественной активностью людей, идентифицирующих себя как эрзя [2].

По древнему обычаю предков, во время проведения моления в центре холма «Маар» устанавливают обрядовую свечу «Эрзянь штатол». Для её изготовления все участники праздника должны принести с собой пчелиный воск [2]. При проведении обряда транслируются древние языческие действа, во время которых жрец (озатя - эрз.) и жрица (озава - эрз.) зажигают родовую свечу. Одним из ключевых моментов праздничного действа является приглашение душ усопших предков. Выбранный «озатя», исполняющий роль жреца, обращается к праотцам со словами:

«Эрзянь покшт, покштинеть, Покштянь покшавинеть! Сырк мерезэ, покштинеть, Мамразь-оймазь киськиненк, Кепсть мерезэ, бабинеть, Раужо човаля модыненк. Ванна тердтядызь озксов, Кши-салонок варчамо, Пурень-брагань корштамо».

«Эрзянские праотцы-прадеды, Праматери праотцов!

Пусть вздрогнет, прадеды,

Ваша спокойная кожа,

Пусть подымется, праматери, На черный бисер похожая земля ваша. Вот приглашаем вас на озкс, Попробовать наш хлеб-соль,

Испить пуре и браги» [1, с. 78].

Главные участники обряда приходят в национальных костюмах с ритуальными блюдами и ковшами для браги.

Таким образом, «Раськень Озкс» является символом консолидации мордовского этноса, одним из способов сохранения семейно-родовой культуры. Праздник способствует популяризации этнического искусства, возрождению самобытности, инкультурации и формированию национальной идентичности. Список использованной литературы:

1. Ермаков, Н. Эрзянские причитания: традиции бытования и современное состояние / Н. Ермаков. -Таллинн: Изд-во Таллин. ун-та, 2014. - 176 с.

2. Эрзянский обрядовый праздник «Раськень озкс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://erzianjjumal.livejoumal.com; http://www.erzan.ru /rasken-ozks.

© Т.А. Салаева, 2015

УДК 908

Е.В. Соколова

К.и.н., доцент Факультет высшего образования Тарский филиал ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина

г. Тара, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ КОЛОСОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В XVI - XVIII ВВ.

Работа публикуется при поддержке РФФИ Проекта № НР15-46-04028/15

Аннотация

В статье рассматривается процесс заселения территории Колосовского района в XVI - XVIII вв.

32

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Автор акцентирует внимание на факторах, которые обусловили данный процесс. Также в статье приводятся конкретные примеры появления первых поселений на карте района.

Ключевые слова

Сельская история, краеведение, Колосовский район, деревня, форпост.

Населённые пункты Колосовского района, как и Омской области в целом, имеют долгую и богатую историю. Территория Прииртышья начинает заселяться русскими в конце XVI в., когда в 1594 г. был основан г. Тара.

В XVII веке население, проживающее на территории современного Колосовского района, пополнялось опальными людей, как с семьями, так и вольноприходящими.

Колосовский район, наряду с Тарским и Знаменским, относится к земледельческим районам Западной Сибири. Следовательно, этот факт накладывает свой отпечаток и на заселение территории. С начала XVIII века происходит смещение хлебопашества на юг, осваиваются новые территории, на карте появляются новые деревни. В списке деревень и жителей Тарского воеводства за 1701 г. названо 14 деревень, расположенные на берегах реки Оши. Из них самая западная - деревня Терёхина. Её, по мнению А.Д. Колесникова, основанной в XVII веке и старейшей из селений района [1].

Земледельческий характер хозяйствования обусловил появление заимок: двор крестьянина находился, например, в Таре, а пашню он заводил в 10 - 20 верстах от дома.

В 1701 году переписчик Качанов произвёл подробную перепись населения г. Тары и деревень. Были переписаны жители Ложниковского погоста, деревень Таврисской, Шадрина, Кубрина, Ставшева, Шкунова, Ногаева, Куянова, Кучуковская, Любимова, Свидерская, Кузнецова, Поморцева, Скатова и Терёхина [1].

В 1686 - 1692 гг. Тару дважды посетил известный сибирский учёный и картограф С.У. Ремезов. На составленной им карте значатся такие русские деревни по берегам реки Оши, как Шадрина, Уткина, Маркова, Терёхина, Орлова, Колосова [1]. В тоже время не известно были ли это самостоятельные деревни либо заимки.

Новый виток в освоении территории Колосовского района начинается во второй трети XVIII века. В 1740 году был издан указ об усилении обороны русских земледельческих поселений «для охранения пограничных городов и слобод от войск зюнгорского владельца Галдан Чирина и других неприятельских людей» [2, с. 36 - 37]. Во исполнение этого указа на рассматриваемой территории был основан Юйский форпост. Для защиты новых крестьянских селений основываются Туралы, куда для несения службы выселяются служилые татары. А в 1741 г. в 140 верстах от города Тары возле речки Кутурлинки возник Кутурлинский форпост.

Во второй половине XVIII века заселение территории шло как по царскому указу, так и свободными переселенцами.

Также в этот период усилилась самовольная внутренняя миграция населения. Но вольные переселения крестьян были ограничены: крестьяне могли переселяться только с ведома и разрешения местной администрации и с уплатой недоимок на прежнем месте [3, с. 224-225].

С 1760 по 1782 года были заселены в Тарском уезде 13 деревень ссыльными крестьянами; 11 деревень - выходцами из Ишимского уезда и 7 деревень - крестьянами-переселенцами из Ялуторовского уезда. Кроме того, возникли 58 новых деревень, заселенных крестьянами, переселившимися из северной части Тарского уезда.

Первые деревни формировались вокруг домов первых поселенцев, распространяясь во все стороны. Такой способ заселения «гнёздами» положил начало первому типу застройки сибирского села [4, с. 14]. Старожилы, как правило, имели лучшие участки, поэтому, не желая их терять, принимали к себе переселенцев. Нередко в одной деревне селились выходцы из разных деревень. Постепенно пришлое русское население сливается с местным, селение начинает активно развиваться.

Подводя итог, следует отметить, что заселение территории Колосовского района Омской области -процесс длительный и сложный. На него оказывали влияние множественные факторы: от государственной

33

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

политики до личных инициатив населения. В XVI - XVIII вв. карта района постоянно пополнялась новыми населёнными пунктами, часть из которых, к сожалению, относится сегодня к категории исчезнувших. Список использованной литературы:

1. Колесников А. Начало заселения Колосовского района // Новый вымпел. - 2002. - 20 июля. - С. 6.

2. Колесников А.Д. Омская пашня: Заселение и земледельческое освоение Прииртышья в XVI - начале XX вв. - Омск, 1999. - 105 с.

3. Горбань Н.В. Из истории строительства крепостей на юге Западной Сибири // Вопросы географии. - М., 1953. - С. 224 - 225.

4. Голубецкий И.С. Сёла, рабочие посёлки и города Омской области. - Омск, 1970. - 132 с.

© Е.В. Соколова, 2015

УДК 908

Е.А.Уржумова

студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

УЛИЦА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ:

ИССЛЕДОВАНИЕ НИЖЕГОРОДСКИХ ТРАДИЦИЙ И ИСТОРИИ

Аннотация

Статья посвящена истории самой древней улицы Нижнего Новгорода - Рождественской. Это исторический центр города.

Старожилы называют ее улицей традиций.

Ключевые слова

Нижний Новгород, улица Рождественская, Рождественский храм, Горький.

Нижний Новгород - город с богатой историей, величественной архитектурой, литературными традициями [1]. Одно из самых красивых мест Нижнего Новгорода - улица Рождественская.

История ее начинается с истории самого города. В 1653 году купцом-промышленником С. Задориным был возведен Рождественский храм, с тех пор улицу называли Рождественской. Улица Рождественская была определена в прямых линиях. Гостиные ряды на Рождественской соответствовали лучшим образцам столичной архитектуры в духе классицизма [2]. Рождественская уникальна, ведь на ней сохранились постройки еще дореволюционных времен.

Рождественская раньше была главной торговой улицей Нижнего Новгорода - гостиный двор, банки, магазины, фирмы, гостиницы, рестораны...

Знакомство с улицей Рождественской начнем с площади Народного единства. Название это место получило не просто так, ведь именно здесь Кузьма Минин призвал народное ополчение. В честь этого в 2005 году здесь установили копию известной скульптуры Зураба Церетели.

Вблизи от площади Народного единства на нынешней улице Кожевенной по инициативе М. Горького была организована чайная для босяков. Кирпичное трёхэтажное здание, стоящее особняком районе Скобы -бывший ночлежный дом, куда приходили М. Горький, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Дмитриев перед постановкой пьесы "На дне".

С левой стороны - бывший доходный дом. Построил его купец Переплетчиков и впоследствии передал его по завещанию городу. Фасад здания не всегда был выглядел так нарядно. Реконструкция была проведена к Всероссийской выставке 1896 года.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.