Научная статья на тему 'Особенности защиты земельных прав граждан'

Особенности защиты земельных прав граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1273
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ / САМОЗАЩИТА / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / PROTECTION OF LAND RIGHTS / SELF-DEFENSE / JUDICIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варшамян Т. Г.

The paper considers how best to protect the land rights of citizens. Particular attention is paid to the analysis features of this protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROTECTION OF LAND RIGHTS OF CITIZENS

The paper considers how best to protect the land rights of citizens. Particular attention is paid to the analysis features of this protection.

Текст научной работы на тему «Особенности защиты земельных прав граждан»

УДК 349.4

Т. Г. Варшамян,

соискатель

при кафедре экологического права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Существенное обновление отраслевого отечественного законно-дательства (гражданского, экологического, земельного и др.), а также расширение круга и содержания субъективных прав граждан привело к широкому толкованию защиты прав, не сводя его лишь к их охране традиционными средствами.

Указанный вопрос в свое время был предметом исследования таких ученых, как В. И. Андрейцев, П. Ф. Кулинич, Л. В. Лейба, П. Т. Филюк, М. В. Шульга и др.

Глава 23 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК) сконцентрировала соответствующие правовые предписания, полностью посвященные защите субъективных прав на землю, что, как справедливо подчеркивается в правовой литературе [4, с. 191], позволяет утверждать о формировании земельноправового института защиты субъективных земельных прав. Основу его формирования составляют фундаментальные положения гражданско-правовой направленности. Это обусловлено не только законодательным признанием земельных участков объектом недвижимости (ст. 181 Гражданского кодекса Украины), но и другими важными факторами, которые нашли свое закрепление в гл. 23 ЗК «Защита прав на землю».

Конституционные права и свободы человека, иных участников земельных отношений гарантируют каждому возможность быть самостоятельным субъектом общественной жизни, реализуя свое субъективное право в пределах соответствующих отношений. Согласно Основному Закону Украины государство обязано обеспечить реализацию и защиту и субъективных земельных прав. При этом ч. 1 ст. 152 ЗК предусматривает, что именно оно гарантирует гражданам и юридическим лицам равные условия защиты, в том числе, и прав собственности на землю. Конституция закрепляет и признает право каждого защищать свои права и свободы, права и свободы других людей от посягательств, в частности, посягательств со стороны представителей власти и должностных лиц.

Обычно субъективные земельные права принято считать частью более широкой правовой категории -«экологические права», которые составляют новую самостоятельную группу прав, закрепленных в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды». Среди этих прав, как следует из ст. 9 названного Закона, важное место занимает право на осуществление общего и специального использования природных ресурсов, в частности, земли.

Общетеоретической правовой доктриной определено, что любые субъективные права конкретного лица включают 3 элемента и охватывают ряд возможностей (правомочий). Это прежде всего возможность активных действий лица, состоящих в удовлетворении его потребностей, реализации своих полномочий в определенной сфере. Что касается земли, то можно, например, вести речь об извлечении полезных свойств из конкретного земельного участка для удовлетворения собственных потребностей и законных интересов.

Земельные субъективные права граждан включают возможность требовать от других лиц в сфере земельных отношений должного поведения. Речь идет о выполнении этими лицами обязанностей по охране почв, восстановлению их плодородия, а также иных действий, обеспечивающих осуществление гражданами предоставленных им земельных прав, а также соблюдение установленных императивных экологических требований.

Если же возникают какие-нибудь препятствия в реализации субъективных земельных прав граждан (например, обязанные лица не выполняют поставленных перед ними требований), в действие вступает третий элемент субъективного права - возможность субъекта обратиться в компетентные органы за защитой своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права.

Отметим, что необходимость защиты земельных прав граждан возникает, когда они оспариваются, нарушаются или не признаются. В этом случае необходимы действия, направленные на их защиту. Как известно, лицо реализует свое право на защиту в рамках соответствующих правоотношений. Тем самым осуществляется реагирование на правоотношения, выступающие, например, предметом спора. Принудительные меры, скажем, относительно прекращения нарушенного субъективного земельного права человека выступают обязательным условием для его осуществления, а также устранения последствий его нарушения.

Защита нарушенных, непризнанных или оспариваемых земельных прав граждан, как правило, реализуется в процессе правоприменительной деятельности правоохранительных и других государственных

органов и осуществляется обязательно в рамках определенной процедуры. Такая ситуация связана с тем, что вообще любая правовая защита представляет собой акт, содержанием которого выступают меры, предусмотренные законом. Из Конституции Украины следует: защита как субъективное право человека -это право на обращение в суд, которым наделен каждый участник земельных правоотношений. При этом принцип диспозитивности по реализации земельных прав граждан считается доминирующим в случае решения субъектом этих правоотношений вопроса относительно способа защиты своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права. Лицо самостоятельно, по своему волеизъявлению выбирает этот способ, что в значительной мере будет зависеть от того, какого вида земельные права граждан могут защищаться. В данном случае речь идет о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, о принуждении к исполнению обязанности в натуре, прекращении или изменении правоотношений, возмещении убытков и т. п.

Современная земельно-правовая доктрина избегает толкования самого понятия «защита земельных прав». В монографической литературе, научных статьях и других юридических источниках подробнее исследуется, собственно, смысл такой защиты. Вместе с тем отдельные ученые под защитой земельных прав понимают деятельность государства и его уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц по проведению организационно-правовых мероприятий касательно земельных прав граждан и юридических лиц как собственников земельных участков и землепользователей [2, с. 256].

Изложенное понимание защиты земельных прав не только содержит указание на субъектный состав лиц, которые его осуществляют, но и четко подчеркивает характер мер, которые при этом реализуются. Анализ практики показывает, что такой подход не в полной мере удовлетворяет потребности современного состояния развития земельных отношений в Украине. Из изложенного следует, что защита земельных прав осуществляется государством в лице уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Вместе с тем без внимания остается следующее. Согласно предписанию, содержащемуся в ст. 19 Гражданского кодекса Украины, каждый человек имеет право самостоятельно защищать свои нарушенные права. В данном случае речь идет о самозащите нарушенных прав собственными действиями лица без обращения в суд или в иной юрисдикционный орган, осуществляющий защиту. По закону самозащита допускается при условиях: (а) нарушения права или вероятности (опасности) его нарушения; (б) необходимости прекращения (предупреждения) нарушения; (в) применения мер, соответствующих характеру и содержанию правонарушения [1, с. 56].

Следует подчеркнуть, что возможность лично защищать свои земельные права предусматривает и земельное законодательство. Примером этому служат положения ст. 105 ЗК, в которой закреплено право собственника земельного участка или землепользователя самостоятельно отрезать ветки и корни деревьев и кустов, проникающие на его участок из соседнего, если такое проникновение мешает использовать собственную землю по целевому назначению. Таким образом, по земельному законодательству лицо (гражданин) обладает правом на самостоятельную защиту своих земельных прав. Такая самозащита является специфической, поскольку в подобном случае она бывает не связана с нарушением земельных прав гражданина противоправными посягательствами других лиц. Если на соседнем земельном участке были высажены плодовые или декоративные деревья без нарушения установленных требований (например, на установленном от границы расстоянии), вопрос о самозащите при отсутствии противоправных действий со стороны соседа не имеет смысла.

Учитывая приведенное, видится возможным сделать вывод о толковании конструкции «защита земельных прав граждан». Итак, под этой правовой категорией предлагается понимать комплексную систему предусмотренных нормами права мероприятий и способов защиты, применение которых возможно прежде всего государством в лице уполномоченных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самого гражданина для сохранения, восстановления или охраны прав граждан в области землевладения при реализации ими предусмотренных законом правомочий по получению земельного участка, его использования, владения или распоряжения.

Как и любое другое субъективное право, право на защиту в сфере земельных отношений включает средства не только материально-правовые, но и процессуально-правовые, которые взаимодействуют между собой. С точки зрения материально-правового содержания право на защиту земельных прав, как принято считать, предоставляет управомоченному лицу 3 группы возможностей. Речь идет, в частности, о (а) самозащите земельных прав и интересов; (б) применении к нарушителю правовых средств оперативного воздействия, т.е. средств практического характера; (в) обращении в компетентный государственный или другой орган для защиты своего права с требованием применить к правонарушителю средства государственно -принудительного характера.

Особенность самозащиты земельных прав и интересов заключается в том, что управомоченное лицо осуществляет не запрещенные законом действия фактического порядка, направленные на охрану его прав и

интересов. Самозащите в области земельных отношений всегда предшествует совершение конкретного земельного правонарушения.

Указанные средства фактического порядка направлены непосредственно на защиту земельных прав граждан. Они могут быть как предусмотренные законом, так и вытекать из обычно принятых в обществе средств такого рода. Но при этом следует иметь в виду, что применение средств самозащиты в исследуемой нами области допускается, если это не противоречит закону и соответствует принятым правилам.

Как уже отмечалось, субъективное право на защиту земельных прав включает и процессуальноправовые средства [5, с. 151]. Это определенная процедура (порядок) обращения за защитой нарушенного, непризнанного или оспариваемого права гражданина, непосредственно вытекающая из закона. Сюда входит прежде всего обращение за судебной защитой. Носителем этого права выступает каждый из участников земельных правоотношений или любое иное заинтересованное лицо, земельные права которого нарушены, оспариваются или не признаются.

Право гражданина на обращение за судебной защитой включает ряд средств. Оно может быть реализовано путем подачи в суд искового заявления (или жалобы), встречного иска или возражения против него. Кроме того, лицо вправе участвовать в рассмотрении дела судом, пользоваться процессуальными правами, требовать вынесения решения и принудительного его исполнения. Каждый из этих элементов существует при наличии конкретных предпосылок, в определенных временных рамках и реализуется в той или иной специфической форме.

Следует иметь в виду, что материальные и процессуальные нормы, регулирующие способы, средства, формы и порядок защиты, имеют единственную цель - обеспечить полную, всестороннюю и оперативную защиту субъективного земельного права. Совокупность названных норм составляет единый комплексный правовой институт земельного права и гражданского процесса, обладающий межотраслевым характером.

Когда речь идет о защите земельных прав, обязательно возникает вопрос о соотношении этой категории с охраной земельных прав. Термины «охрана» и «защита» взаимосвязаны очень тесно. Даже в гражданско-правовой литературе они зачастую сливаются, а их разграничение производится слишком нечетко, что не позволяет составить представление о каждом из них как об отдельном правовом понятии [3, с. 239].

В эколого-правовой научной и учебной литературе высказываются различные мнения относительно соотношения категорий «охрана права» и «защита права». Об охране земельных прав следует вести речь как о правовом средстве, предупреждающем нарушение соответствующего субъективного земельного права гражданина, а об их защите - как о средстве, которое применяется при этом и влечет его восстановление.

Считаем целесообразным подчеркнуть, что в современных условиях наблюдается четкая тенденция к признанию правовой охраны более широким понятием по сравнению с правовой защитой. Известно, что в основе правовой охраны определяющими являются принципы обеспечения незыблемости земельных прав и принятия мер, направленных на предупреждение их нарушения. Защитные же нормы направлены прежде всего на восстановление нарушенного права и устранение препятствий в его осуществлении путем совершения соответствующих действий. Эти нормы предусматривают ряд определенных мер, с помощью которых лицо обеспечивает защиту своего нарушенного, оспариваемого или непризнанного права. Совокупность таких мер образует соответствующий правовой механизм, присущий каждой отрасли права, в том числе и земельному.

Независимо от того, как рассматривать соотношение охраны и защиты земельных прав, приходим к выводу, что приведенные категории связаны не только между собой, но и с правовым регулированием. Такой вывод можно обосновать тем, что именно благодаря охране и защите человек имеет возможность не только полностью реализовать свои земельные права, но и восстановить их при нарушении.

Список литературы: 1. Гражданский кодекс Украины: Комментарий. - Т. 1. - Изд. 2-е. - Харьков: Одиссей. - 2006. - 832 с. 2. Земельне право України: Підруч. для юрид. спец. вищ. навч. закл. / За ред. Семчика В. І. - К.: Вид. дім «Ін Юре», 2008. - 600 с. 3. Иоффе О.С. Советское гражданское право: - М.: Юрид. лит., 1967. - 494 с. 4. Каракаш И.И. Право собственности на землю и право землепользования в Украине: Научно-практ. пособ. - Киев: Истина, 2004. - 216 с. 5. Краснов Н.И., Иконицкая И.А. Процессуальные вопросы советского земельного права - М.: Юрид. лит., 1975. - 151 с.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Варшамян Т.Г.

В статье рассматриваются наиболее оптимальные способы защиты земельных прав граждан. Особое внимание уделяется анализу особенностей этой защиты.

Ключевые слова: защита земельных прав, самозащита, судебная защита

FEATURES OF PROTECTION OF LAND RIGHTS OF CITIZENS

Varshamian T. G.

The paper considers how best to protect the land rights of citizens. Particular attention is paid to the analysis features of this protection.

Key words: protection of land rights, self-defense, judicial protection

Поступила в редакцию 09.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.