ШКОЛЬНАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ МЕДИЦИНА
© Кожевникова Н.Г., 2011
Н.Г. Кожевникова
ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития, Москва
Подростки старшего возраста обладают высокой степенью восприимчивости организма к неблагоприятным воздействиям социальной и окружающей среды, в том числе к условиям обучения. Изучена заболеваемость студентов медицинского вуза в динамике обучения. Анализ полученных данных показал рост острой и хронической заболеваемости студентов, более высокий уровень заболеваемости студентов-подростков.
Ключевые слова: адаптация, заболеваемость, мониторинг здоровья, подростки.
Elder adolescents are characterized by high susceptibility to adverse effects of social and environmental factors, including conditions of training in high school. Authors studied morbidity of students in Medical Institute in dynamic. Data of study showed increased rate of acute and chronic diseases, more high morbidity rate in students-teenagers.
Key words: adaptation, morbidity, health sate monitoring, adolescents.
Состояние здоровья подростков в условиях социально-экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенных задач национальной политики, определяет основные тенденции формирования здоровья всего населения Российской Федерации и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе [1].
Дети и подростки - сенситивная группа населения к любым изменениям окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и созревания. В настоящее время особенно актуальным является изучение проблем учащейся молодежи, как наиболее чувствительной и лабильной социальной группы.
Находясь в состоянии биологической, психологической перестройки и социальной адаптации, подростки старшего возраста обладают высокой степенью восприимчивости организма к неблагоприятным воздействиям социальной и окружающей среды. Они являются группой повышенного медико-социального риска в связи со специфическими особенностями, характеризующимися быстрым переходом острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические и ростом первичной хронической патологии [2, 3].
По данным официальной статистической отчетности за период с 2001 по 2008 гг., значительно ухудшились показатели, характеризующие заболеваемость детей старшего подросткового возраста. Рост заболеваемости отмечается практически по всем классам болезней. Однако наиболее значительный рост показателя выявлен по частоте новообразований (97,7%), болезней крови, кроветворных органов и иммунитета (99,2%), системы кровообращения (103,1%), органов пищеварения (80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (96,9%), мочеполовой системы (77,2%), последствий воздействия внешних причин (71,8%) [4].
При поступлении в вуз в наиболее сложной ситуации находятся в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска из-за чрезвычайно высокой адаптационной нагрузки на их организм.
Увеличение объема информации, нарастающая интенсификация их труда, внедрение новых технических средств в учебный процесс требуют от вчерашних школьников высокой степени умственного и психоэмоционального напряжения, способствующего снижению
Контактная информация:
Кожевникова Наталья Григорьевна - к.м.н., доц. каф. общей гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета Адрес: 127473 г. Москва, ул. Делегатская, 20, стр. 1 Тел.: (495) 684-59-23, E-mail: nataliplus0812@mail.ru Статья поступила 11.10.11, принята к печати 28.06.12.
общих адаптационных резервов, психофизиологической дисгармонии, инициированию или усилению психосоматических заболеваний [5].
Целью данного исследования явилось изучение особенностей заболеваемости студентов-подростков в процессе адаптации к условиям обучения.
Нами было проведено изучение особенностей адаптации к условиям обучения и заболеваемости студентов-подростков старшего возраста Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ). Изучаемой группой явились студенты возрастной группы 16-17 лет 11 мес 29 дней.
Для изучения процессов адаптации студентов-подростков к учебе использовали физиологические (определение артериального давления - АД, частоты сердечных сокращений - ЧСС) и психологические методы (определение показателей по тесту САН, личностной и реактивной тревожности по Спилбергеру-Ханину), анкетный опрос.
Заболеваемость за период 2005-2009 гг. изучали методом выкопировки данных из первичной медицинской документации (ф.025у) и по данным отчетных документов студенческой поликлиники.
Анализ учебной нагрузки показал, что аудиторная нагрузка составляла от 24 до 38 ч в неделю. Объем суммарной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) составлял 58 ч (при норме 54 ч) за счет внеаудиторной подготовки. Режим обучения нерациональный - продолжительность перерывов между занятиями составляла в среднем 1,3 ч из-за необходимости переезда в другие корпуса и клинические базы, что приводило к увеличению продолжительности учебного дня до 9 ч. В расписании отведен реферативный день (внеаудиторная нагрузка) только на некоторых кафедрах, облегченный день в расписании не предусмотрен.
Выявлено, что показатели реактивной и личностной тревожности студентов-подростков ухудшались по средним данным от начала к концу недели и от начала к концу цикла, завершающегося тестовым контролем знаний и курсовым экзаменом в традиционной (устной) форме. Число случаев повышенной реактивной тревожности составляло 2,4% в начале цикла и возрастало до 18,7% в конце цикла (р<0,05). Число случаев повышенной личностной тревожности увеличивалось с 11,4 до 28,8%.
Анализ полученных данных по курсам обучения показал, что психоэмоциональная устойчивость к повышенным нагрузкам связана с годом обучения, возрастом и полом студентов. Увеличение случаев повышенной реактивной тревожности в конце учебной недели было характерно для студентов-подростков 1-го и 2-го курсов. У студентов 3-го курса не было отмечено повышенной реактивной тревожности при 6-часовой продолжительности учебного дня (без сокращения числа перерывов), но сохранялась тревожная психоэмоциональная реакция перед зачетом и экзаменом. Случаи повышенной личностной тревожности преобладали у девушек.
Большой объем учебной нагрузки в начале недели, даже в дни высокой работоспособности (вторник), спо-
собствовал ухудшению показателей психоэмоционального статуса студентов-подростков к концу учебного дня - однонаправленно ухудшались все показатели теста САН - самочувствие, активность, настроение. Расхождение между средними величинами самочувствия и активности составляло 0,78 балла, что указывало на развитие процесса утомления.
Нами изучено влияние стрессорной нагрузки на студентов 1-3-х курсов при сдаче курсового экзамена в традиционной форме (по билетам).
Сердечно-сосудистая система (ССС) студентов 1-3-х курсов в целом одинаково реагировала на эмоциональный экзаменационный стресс. Со стороны показателей АД отмечалось более выраженное повышение систолического АД (САД) и диастолического АД (ДАД) у студентов-подростков 1-го курса.
У студентов-подростков 1-го курса величина САД значительно повышалась перед экзаменом: до 124,3±3,18 мм рт. ст. (р<0,05) (исходное значение САД составляло 114,1±3,87 мм рт. ст.), а после ответа на экзамене отмечалось достоверное по сравнению с доэкзаменационным уровнем снижение САД до 118,4± 3,59 мм рт. ст. (р>0,05). Исходное значение ДАД в среднем составило 79,4±2,18 мм рт. ст. Перед экзаменом отмечено достоверное увеличение этого показателя до 85,1±1,76 мм рт. ст. (р<0,05). После экзамена из-за продолжавшегося эмоционального напряжения ДАД не изменялось и составило 86,2±1,93 мм рт. ст.
Схожую и статистически достоверную картину имела динамика ЧСС: повышение на этапе ожидания экзамена и дальнейшее снижение в периоде после экзаменационного ответа. Исходная величина ЧСС студентов-подростков 1-го курса составила 74,5±2,49 уд/мин. Предэкзаменационный стресс вызвал значительное увеличение ЧСС до 95,3±2,55 уд/мин (р<0,05), что соответствовало выраженной тахикардии (ЧСС>90), после экзамена отмечено снижение до 84,3±2,72 уд/мин, что соответствовало умеренной тахикардии (ЧСС 80-89), (р<0,05).
Анализ корреляционных зависимостей показал (рис. 1), что наибольший процент вклада в общую дисперсию имел возраст студентов (процент вклада в общую дисперсию составлял 41,2%), далее - полученная оценка, т.е. относительный показатель уровня подготовленности студента по экзаменационному предмету
- 21,4%, этап обследования (перед и после экзамена)
- 15,6%, затем - уровни личностной (11,9%) и реактивной тревожности (5,4%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что экзаменационная обстановка и получаемая оценка вызывают у студентов-подростков нарастание нервно-эмоционального напряжения, которое сопровождается сдвигом вегетативного баланса в сторону симпатических влияний на ССС, что впоследствии может являться причиной возникновения различных функциональных нарушений.
Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) показал, что она имела тенденцию к росту в 2008 и 2009 гг. В ее структуре первое ран-
144
Педиатрия/2012/Том 91/№ 5
45
40
35-
30-
%
д, 25-
а
л 20-
к
В 15
41,2
21,4
10
5
15,6
11,9
1
4
5
Рис. 1. Процент вклада факторов в общую дисперсию при сдаче курсового экзамена.
1 - возраст, 2 - оценка, 3 - этап обследования, 4 -личностная тревожность, 5 - реактивная тревожность.
говое место (88,5%) занимали болезни органов дыхания (ОРВИ, грипп, острый бронхит, пневмония, бронхиальная астма) на протяжении всего периода наблюдений. Болезни органов дыхания находились на первом месте и по продолжительности заболеваний.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась средняя продолжительность одного случая заболевания органов дыхания на 0,7 дня. При этом отмечалось снижение среднего числа дней нетрудоспособности по гриппу (на 2,1 дня), что объясняется своевременной диагностикой, ранним назначением противовирусных препаратов, стационарным лечением.
Второе место по частоте ЗВУТ (2,3%) занимали заболевания органов пищеварения (гастродуодениты, дискинезии желчевыводящих путей, обострения хронического гастрита), третье (1,5%) - травмы и другие воздействия внешних причин (сотрясения головного мозга, ушибы, переломы костей).
Более высоким оказался уровень ЗВУТ студентов-подростков 1-го и 2-го года обучения. Этот факт можно объяснить влиянием комплекса факторов, среди которых ведущее место занимает недостаточная адаптация организма к изменившимся условиям жизни и учебы в институте: высокие психоэмоциональные и умственные нагрузки, приспособление к новым условиям прожива-
ния и обучения, формирование межличностных отношений вне семьи.
Выявлена связь между условиями проживания и заболеваемостью студентов. Так, чаще болели студенты, проживающие в общежитии, в том числе все студенты, заболевшие гриппом АЫ1Н1 в 2009 г. (36 случаев).
ЗВУТ студентов-подростков, по нашим данным, имела выраженные сезонные изменения, характерные для студенческой среды. Так, выделены два пика заболеваемости: 1) декабрь-январь, обусловленный увеличением числа простудных заболеваний, нервно-эмоциональными перегрузками, связанными с зимней зачетно-экзаменационной сессией; 2) март-апрель, который обусловлен, по-видимому, снижением реактивности организма и накоплением утомления к концу учебного года.
Высокий уровень ЗВУТ, с одной стороны, обусловлен тяжестью патологии у студентов, вынужденных пропускать занятия в вузе. С другой стороны, снижение как числа случаев, так и числа дней временной утраты трудоспособности, может быть связано не с улучшением здоровья студентов, а со снижением обращаемости. Известно, что в медицинских вузах необходимо отрабатывать пропущенные в связи с болезнью занятия. Это заставляет больных студентов посещать занятия и отказываться от справок, что искусственно занижает уровень заболеваемости.
При сравнительном анализе ЗВУТ студентов московских вузов выявлено, что уровень ЗВУТ студентов МГМСУ превышает показатель студентов других столичных вузов (рис. 2).
Значительно более высокий уровень ЗВУТ у студентов-медиков может быть обусловлен спецификой обучения в медицинском вузе, постоянным контактом с пациентами, а также ежедневными переездами на учебные и клинические базы, расположенные в разных районах города.
При сравнительном анализе состава студентов МГМСУ, РХТУ и РГГУ выявлено, что в МГМСУ обучается сравнительно большее число студентов-подростков (16-17 лет 11 мес 29 дней) - 14,4%; в РГГУ - 11,6%; в РХТУ - 12,8%; а также большее число студентов-инвалидов (табл. 1). Данная тенденция отмечалась во все годы наблюдения.
Студенты, перенесшие серьезные заболевания с длительной потерей трудоспособности и не выполнившие программу обучения, имеют право оформить академический отпуск для долечивания и восстановле-
Таблица1
Сравнительный анализ состава студентов московских вузов (2008—2009 учебный год)
Название вуза Число студентов Число инвалидов
всего из них подростков
абс. % абс. %
МГМСУ 4928 708 14,4 57 1,16
РГГУ 7461 869 11,6 39 0,52
РХТУ 4841 624 12,8 29 0,59
Таблица 2
Число студентов МГМСУ, получивших академические отпуска по причине заболеваний за период 2005—2009 гг.
Годы Всего Из них подростков
абс. % абс. %
2005 35 0,76 28 4,3
2006 49 1,02 36 6,1
2007 36 0,84 28 3,2
2008 50 1,05 36 5,5
2009 19 0,37 16 2,3
ния трудоспособности с последующим возобновлением учебы. Поэтому частота оформления академических отпусков, структура заболеваний, по поводу которых они оформлены, тоже характеризуют временную нетрудоспособность студентов и тяжесть патологии у них.
Данные табл. 2 свидетельствуют, что наибольшее число академических отпусков по заболеванию отмечалось у студентов-подростков.
Чаще всего академические отпуска оформлялись подростками по причине заболеваний органов дыхания (26,2%), второе место занимали психические расстройства и расстройства поведения (18,7%), на третьем месте находились болезни органов пищеварения (12,5%).
Среди других причин в 2005 г. преобладали болезни нервной системы, хирургические и гинекологические заболевания; в 2006 г. - болезни нервной системы и хирургическая патология; в 2007 г. - болезни нервной системы, хирургическая, гинекологическая и ЛОР-патология, в 2008 г. - хирургические заболевания и болезни нервной системы (рис. 3).
Изучение распространенности функциональных отклонений среди обследуемых студентов-подростков выявило следующую тенденцию. На первом месте среди них находились нарушения осанки и различные виды плоскостопия; на втором - нарушения органа зрения и на третьем - функциональные отклонения органов кровообращения.
Студентов-подростков отличала низкая медицинская активность: только 24% опрошенных обращались за медицинской помощью в случае заболевания, более половины - только в случае тяжелых заболеваний. 78,2% респондентов-подростков обращались в студенческую поликлинику только за получением справок, 64,1% не понимали необходимости диспансерного наблюдения.
Таким образом, изучение влияния учебной и экзаменационной нагрузки на психологические показатели
и состояние ССС показало, что степень эмоционального напряжения во время учебы и сдачи экзаменов зависит в первую очередь от возраста, подготовленности и индивидуально-психологических черт личности обучающихся.
Результаты исследований свидетельствуют о более высоком уровне заболеваемости среди студентов-подростков медицинского вуза. Подавляющее большинство академических отпусков по причине заболеваний оформлялось студентами-подростками 1-го и 2-го года обучения, что можно объяснить недостаточной адаптацией организма к изменившимся условиям жизни и учебы.
Данные зарегистрированной заболеваемости могут не отражать истинной картины состояния здоровья подросткового контингента из-за особого отношения лиц этого возраста к собственному здоровью: низкая
8 - 4,2% - 4,5%
9 - 3,4% \
10 - 2,6%
6 - 5,2%
1 - 26,2%
2 - 18,7%
3 - 12,5%
Рис. 3. Распределение академических отпусков студентов-подростков по классам заболеваний за период 2005-2009 гг.
1 - болезни органов дыхания, 2 - психические расстройства и расстройства поведения, 3 - болезни органов пищеварения, 4 - болезни нервной системы, 5 - хирургические заболевания, 6 - гинекологические заболевания, 7 - последствия травм, 8 - ЛОР-заболевания, 9 - болезни системы кровообращения, 10 - прочие.
медицинская активность, недостаточность жизненного опыта, отсутствие ответственности за свое здоровье и недооценка его значимости.
С целью сохранения здоровья подростков старшего возраста в процессе адаптации к условиям обучения необходимо изучать поведенческие факторы, обусловливающие уровень их здоровья, проводить мониторинг состояния здоровья, профилактику заболеваний и реабилитационные мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. 2003; 9: 3-8.
2. Баранов АА., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
3. Медведев В.П., Куликов АМ. Проблемы здоровья подростков. Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2001; 1: 8-14.
4. Баранов АА., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М., 2010: 9 с.
5. Агаджанян НА., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. и др. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса. Гиг. и сан. 2005; 3: 48-52.
5
4