Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ДАШИ НАМДАКОВА'

ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ДАШИ НАМДАКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ / СКУЛЬПТОР ДАШИ НАМДАКОВ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НОВАТОРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комарова Надежда Петровна

В статье дается описание творческого подхода скульптора Дашинимы Намдакова к ювелирному искусству, которое стало важным этапом в биографии известного мастера из Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DASHI NAMDAKOV'S JEWELRY ART

The article describes the creative approach of the sculptor Dashinima Namdakov to jewelry art, which became an important creative stage in the biography of the famous master from Buryatia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ДАШИ НАМДАКОВА»

УДК 739.2 Н. П. Комарова

Арт-фонд Даши Намдакова Москва, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

ДАШИ НАМДАКОВА1

В статье дается описание творческого подхода скульптора Дашинимы Намдакова к ювелирному искусству, которое стало важным этапом в биографии известного мастера из Бурятии.

Ключевые слова: ювелирное искусство России; скульптор Даши Намдаков; традиционная культура; новаторство.

Д. />. Нимдаков. Арсалан. 2004. Золото, литье, камни. 70x47x25 мм

Частное собранна

Сохраняя в искусстве особое, традиционно-символическое представление о мире и человеке, Даши Намдаков и в декоративном искусстве передает зрителю свое видение культурных смыслов, в котором синтезированы основные концепции предшественников и современных мастеров Бурятии. В работах художника нет каноничности. Пластические решения Даши, в том числе в области декоративного искусства, не подчинены современным стандартам ювелирного искусства, скорее они являются отходом от них, оказываются неожиданными новаторскими формами.

Парадокс является творческой интригой и основой стилеобразования предметов ювелирных коллекций Намдакова. В них отражается ностальгия по истокам степного стиля, возникают ассоциации с атрибутикой всадника и коня скифского мира,

сочетающиеся с приемами авторского открытия фантасмагорий модерна. На наших глазах, как в калейдоскопе, развертывается вся история поисков красоты и ее прикладных свойств, понятных потомкам великих воинов Степи, легко заимствовавших наилучшие достижения цивилизации во времена глобальных перемещений в Евразии.

Движение и захват пространства соседних видов искусства, стремительный орнаментализм в повторах форм из скульптуры в малой пластике и ювелирных изделиях, использование универсальности знаков-символов - всё это свойства оригинального авторского почерка Даши.

Даши выступает в этом процессе как дизайнер, лепит форму, создает концепцию, часто сочетая с бронзой золото и серебро («Комарик», 2007), кость мамонта («Просветленный», 2005), передает ощущение

«патины времен», старого «клада сокровищ», который зритель вновь и вновь будет открывать для себя.

Для воплощения авторских идей в начале 2000-х годов в Москве был создан коллектив из специалистов-практиков - технологов, ювелиров, - которые переводили модели в материал. Конструктивные решения, разработанные автором и его партнерами в этот период, удивляют своей изобретательностью.

Конечно, большинство ювелирных произведений Даши можно носить как драгоценность, обладающую функцией украшения владельца и его оберега. Но часто эти произведения известного художника - «кабинетная пластика» - становятся коллекционными ориентальными предметами. Их многочастное содержание уводит в мир культуры Дальнего Востока и степной Евразии: в определенное время эти регионы были связаны исторически, заимствуя друг у друга традиции художественных образов и технологии их изготовления. Вопросу исследования архетипа в ювелирных предметах коллекции Даши посвящены статьи в каталогах выставок, описан их ассоциативный ряд с археологическими артефактами, проведены этнографические параллели [25]. Хотя место авторского стиля Даши в современном мире ювелирного дизайна еще ждет своих компетентных авторов.

В последнее десятилетие XX в. ювелиры все чаще стали придавать своим произведениям некий философский смысл, обращаясь к идеям основанного на вербальной интерпретации концептуального искусства, выражающего глубинную сущность явлений. Например, итальянский скульптор, ювелир и психолог Бруно Мартинацци отталкивался от классической мифологии [6]. Именно в этом аспекте можно исследовать критерии тематических исканий и формально-технических направлений коллекции Даши.

Основное внимание привлекают предметы в так называемом зверином стиле. Причину можно найти в популярности древней истории степной Евразии, к которой автор

Д. Б. Намдаков. Гаруда. 2004. Бронза, литье. 90x45x84 мм

Частное собрание

обращается в период 1990-х - начала 2000-х годов, времени всеобщего поиска культурных корней, утверждения себя в мире рубежа тысячелетий и достижения определенных позиций в этом направлении.

Круг образов хищных зверей и травоядных животных лег в основу целой системы художественных символов, особого языка на огромной территории обитания номадов эпохи бронзы - раннего железного века. Это был первый в истории искусства художественный стиль Евразии, названный «скифо-сибирским анимализмом». До сих пор мастера декоративного искусства Китая, потомки тюркских и монгольских народов используют мотивы данного стиля в своем творчестве.

Выставка Даши Намдакова «Ностальгия по истокам» в Эрмитаже 2010 года также концептуально решена в этом исследовательском направлении, а основная идея ассоциативной экспозиции заключалась в

Д. />. Памдаков. Козерог. 2007. Золото, литье, камни. 50x27x25 мм

Частное собрание

Д. 1>. Памдаков. Истина. 2004. Золото, литье, плетение, камни. 77x74x21 мм

Частное собрание

ш

V

демонстрации преемственности изобразительных традиций.

Характеры звериных персонажей у Намдакова ярки, эмоционально насыщенны, предельно выразительны. Позы стилизованных животных даже в видимой статике кажутся экспрессивными. Имея собственный стиль в искусстве скульптуры, художник переработал обычные прие-

мы передачи динамики и характерные сюжеты, связанные с представлениями о тех или иных обитателях фауны, применив и передав это видение в малых формах ювелирного искусства и торевтике. Здесь мы видим мифических представителей трех сфер мироздания: подземной, земной и небесной. Из их взаимодействия рождаются картина мира, философия отношений между человеком и природой, понятия нравственности и красоты, хранящейся в мировом мифе и передающейся через поколения как незыблемая основа жизни.

Хищники в палитре образов художника остаются символами могущества и власти. Олень и копытные животные обозначают стихию неба, солнца, состояние полета («Спираль», 2004): архетипическое начало этого образа связано с образом древнего «летящего скифского оленя», символизировавшего смену времен года и наступление нового цикла в природе. Композиции «замещения частью целого» приняты в евразийской анималистике, например, «голова коня» или «копыто лошади» обозначают один и тот же сакральный сюжет. Тема «борьбы зверей» связана также с ритуалами смены сезонов в природе.

Отдельной темой у Намдакова проходит символика буддистского учения. Из пантеона образов художник осторожно берет отдельные обозначения, чаще других - образ «Гаруды». «Маленький Будда» (2004) выполняется так, что кажется сделанным из куска самородного золота и воспринимается как реликвия. Он стоит на крошечном круглом основании как фундаментальной точке опоры, а его прическа монаха венчается петелькой, в которую можно продеть ремешок.

В материалах и технологических приемах ювелирных коллекций автор отдает предпочтение художественному литью (бронза или драгоценные металлы), как и в скульптуре, создавая предварительно модель из глины или пластика. Поэтому часть приемов создания станковой скульптуры переходит в ювелирное искусство, оживляя его, но и ограничивая функцию «предмет для

ношения». Однако самые разные способы соединений композиционных частей, распределение тяжести по предмету, удобные и неожиданные решения петель под ремешки - всё старательно проверено и привнесено в изделие, предназначенное для современного костюма с дизайнерскими атрибутами.

Поверхности изделий у Даши как бы носят следы обработки древним мастером: он оставляет неровности, шероховатости «от резцов и грубых потертостей», камни переточены в кабошоны и также кажутся архаичными и неровно посаженными в гнезда. Такие приемы требуют особого мастерства от современного ювелира, но они придают изделию художественную ценность и стильность.

Колорит изделия зависит от содержания образа. Это могут быть приглушенные оттенки «старого» металла и полное отсутствие сверкающих деталей. Или, в другом случае, появляются яркие акценты, обозначающие цветом камней глаза и лапы, подчеркивают композиционный центр и характер персонажа («Хищница», 2004). Неожиданные эффекты в виде бриллиантов в копытах или зубах животного создают чувство оживления предмета, предполагая почти театрализованный сюжет с этим персонажем («Тигренок», 2004).

Моделирование ювелирного предмета имеет множество ограничений, связанных с функцией, в том числе в размерах. Но художник часто следует традиции создания звериных образов из бурятской народной деревянной скульптуры, что дает устойчивость предмету, символическую узнаваемость и привычную стилизацию в рамках традиции (изготовление народными мастерами резных скульптур разной величины для домашнего алтаря под общим названием «пять видов домашнего скота»).

В творчестве Даши важен прием антропоморфизма анималистического образа: в бурятском народном искусстве, например, животное наделяется признаками человека, имеет характер и ассоциируется в годич-

Ч д

ных ритуалах с персонажем традиционного монгольского календаря.

Таким образом, используя устойчивый опыт предшественников-ремесленников, автор создает ювелирную коллекцию в жанре символического анимализма как часть большой программы, связанной с культурным наследием своего народа, развитием декоративного искусства в условиях современного бытования.

Начало творческой деятельности художника в период обучения основам ремесла -сначала в Забайкалье, потом в Бурятии - было связано с семьей. Даши работал с отцом, хорошим резчиком по дереву, с братом-ю-

Д. Б. Намдаков. Дикая степь. 2007. Золото, литье, камни. 70x50x29 мм Частное собрание

Д. Б. Намдаков. Голова лошади. 2004. Золото, литье, камни. 66x22x17 мм Частное собрание

велиром, пробовал свои силы в резьбе по кости и рисовал эскизы к изделиям из серебра, «висящим и гремящим», как принято в бурятском народном комплекте украшений. Эти годы сформировали основные представления о техниках и материалах.

После обучения в Красноярском художественном институте, став профессиональным скульптором, Даши меняет подход к моделированию предметов, он уходит в поиск новой выразительности, новых материалов, стиля.

Среди новаций этого периода (1990-е годы) молодым специалистом были найдены как темы, связанные с историей и мифологией своего народа, так и формы, определенные функцией предмета, пропорциями, колористическими особенностями - важными характеристиками украшений для современного человека. С развитием своего творчества в области скульптуры художник создал узнаваемый авторский стиль в ювелирной пластике - «скульптура на пальце». Даже обратная сторона такого украшения стала говорящей, имеющей свою ценность. Такой подход к созданию ювелирного предмета стал новаторским решением и основой бренда Даши, обозначенного авторским клеймом.

С 2007 года в предметах можно видеть коллекционные камни, на которых автор строит образ: «Носорог» - с крупным изумрудом в виде яйца, «Хамелеон» - с полупрозрачным аметистом, «Нектар» - кольцо с рубином фантазийной огранки, браслет «Га-руда» - с лазуритом-навершием на шапочке мифической птицы. Камень в таких изделиях стал выполнять более сложную функцию. Если в бурятских народных украшениях коралл или лазурит, обычно в форме кабошона, с полированной поверхностью, был акцентом, обозначающим центр гарнитура и сочетающимся с общим тоном ткани костюма, то в изделиях у Даши в определенный период камень становится «драгоценным», часто играющим светом, крупным или ограненным фантазийной огранкой, сочетающимся с россыпью бриллиантов

или изумрудов в гнездовой оправе, создающих эффект «ковровости» всей поверхности. Такие изделия декоративны по цвету, очень эмоциональны по восприятию и помогают раскрыть художественный образ, положенный в основу идеи предмета.

Коллекции Даши создавались в несколько этапов, один из которых связан с первой выставкой в Музее искусств народов Востока (Москва, 2004), где, кроме ювелирных предметов, были представлены и скульптура, и графика, и изделия из конского волоса, а также предметы археологии, связанные с искусством евразийской степи в древности и средневековье. Ювелирная коллекция таким образом была исподволь обусловлена темой культурного наследия и помогала представить искусство автора более полно и емко. Данное направление экспозиции было также заявлено в показах по Китаю (2006-2007), на выставке в Государственном Эрмитаже (2010) и в Государственном историческом музее (2014).

Следующий этап создания коллекции был в 2007-2008 году (она показана в московской галерее «Дом Нащокина», 2009), когда появились образы, обусловленные влиянием европейских направлений ювелирного творчества. Кольца и нагрудные украшения стали более функциональными, уменьшились в размерах, увеличился ассортимент камней и усложнилась техника исполнения («Лемур», кольцо; «Козерог», кольцо-подвеска; «Барашек», кольцо).

Дальнейшие многочисленные зарубежные показы и отзывы в прессе свидетельствуют о внимании к авторской коллекции Даши как зрителей, так и специалистов из области искусства и арт-рынка (выставки в Нью-Йорке, галерее Щукина, в ювелирном колледже Токио).

Изготовление и тираж ювелирных украшений в конце XX - начале XXI в. стали технологичнее: мастера с помощью компьютерных программ рисуют в трехмерном пространстве нужный образ и сразу же делают форму из специальных материалов, которую можно руками доводить до

нужной выразительности. Совершенная поверхность, точный расчет для вставок камней, симметрия и нужная асимметрия на основе заданных параметров программ

- это результат современного подхода к моделированию.

В последний по хронологии этап творчества автор показал свою коллекцию в лондонской галерее «Хельсион» (2013), где была оригинально представлена и малая пластика из драгоценных материалов с использованием разнообразных ювелирных и камнерезных техник, предметы с использованием эмали («Принц», 2010). Выставка работала на фоне презентации монументальной конной скульптуры «Чингисхан» на площади близ Мраморной арки.

Это был смелый шаг организаторов и галеристов, но вполне понятный своим интересом к Востоку. Лондон отличается своими богатыми собраниями азиатского искусства: «не следует исключать и значения деятельности всемирно известных музеев

- Британского или Виктории и Альберта, чьи коллекции Х111-Х1У вв. дают широкую панораму культуры народов Китая и Центральной Азии; узкий круг ценителей знает еще и замечательные памятники этой эпохи из частных лондонских собраний Насера Дэвида Халили и Эдмунда де Унгера», - писал М.Г. Крамаровский в статье для каталога выставки в галерее «Хэльсион» [3, с. 00]. Поэтому ювелирная коллекция, показанная в антураже Кабинета редкостей, за стеклами шкафов, дополняла презентацию парковой монументальной скульптуры, принимая облик артефактов.

Итальянский эксперт Кристина Ачи-дини, представлявшая выставку Даши в Академии Флоренции в этот же период, писала: «Нельзя не упомянуть, я думаю, и влияние таинственного шарма нэцкэ на некоторые комбинации человеческих фигур и животных, стилистически примитивных и рафинированных одновременно» [1]. Это представление экспертов о некоем ориентальном синтезе искусств и традиций в

творчестве Даши также притягивало внимание зрителей к показам коллекции.

Продолжая поиск новых форм выражения себя, используя традиционные бурятские техники обработки металлов, дерева и кости, мягких материалов (кожа, войлок, конский волос), синтезируя старое и новое, Даши остается в границах своего мировоззрения. Как человек из большой бурятской семьи, приверженец коллективного начала в творчестве, мастер сотрудничает с художниками из Бурятии, Санкт-Петербурга, Красноярска и Иркутска, московскими ювелирами и дизайнерами, итальянскими мастерами-литейщиками, просто творческими людьми, которым интересен процесс создания произведений искусства.

Синтез приемов и технологических характеристик является специфической чертой ювелирного дизайна нашего времени, он как метод отражает потребности и энергетику современного человека, творчески перерабатывающего мировой художественный опыт.

Примечание

1. Дашинима Намдаков (1967 г. р.) родом из Забайкалья. Закончил Красноярский художественный институт, мастерская Л. Н. Головниц-кого. С 2002 года живет в Москве. Создал студию скульптуры и Арт-фонд Даши Намдакова. Работает в Лондоне и итальянском городе Пьетрасан-та. Член Союза художников России. Заслуженный художник РФ. Народный художник Республики Бурятия. Академик PAX. Почетный член Ака-

Д. Б. Памдаков. Телец. 2004. Кость, резьба, золотое плетение, окаменевшее дерево, кабошон. 110x119x30 мм

Частное собрание

Д. б. Намдаков. Азарт. Фрагмент. 2004.

Золото, литье, камни.

85x28,5x23 мм Частное собрание

I*

демии рисунка Флоренции. Член Российской Академии киноискусства. Награжден премией Правительства РФ. Автор ряда монументальных композиций, в том числе «Ханшаим» (Казахстан), «Трансформация» (Красноярск), «Отец Байкал» на о. Ольхон (Иркутская обл.), «Матерям победителей» (Подмосковье, 2020), парк «Патриот» (Московская область)

Литература

1. Ачидини, К. Даши Намдаков между Востоком и Западом: двуликий Янус искусства : каталог выставки Даши Намдакова «Трансформация». -Firenze : Edizioni Polistampa, 2015. - С. 7-18.

2. Королькова, Е. Ф. Между прошлым и будущим. Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова : каталог выставки в Государственном Эрмитаже. - Санкт-Петербург : Чистый Лист, 2010. - С. 13-23.

3. Крамаровский, М.Г. Чингис-хан. Конец мифа о триумфаторе : каталог выставки Даши Намдакова, Halcyon Gallery (Лондон). - London : Pureprint Group, 2013. - С. 35-41.

4. Кочешков, Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. - Москва : Наука, 1979. - 203 с.

5. Меньшикова, М.Л. Новое звено традиции : каталог выставки Даши Намдакова в Государственном Эрмитаже. - Санкт-Петербург : Чистый Лист, 2010. - С. 31-43.

6. Меньшикова, М.Л. Творчество Даши Намдакова : каталог выставки в Государственном Русском музее : альманах. - Вып. 548. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 2018. - С. 7-25.

7. Соктоева, И.И., Бадмаева РД. Бурятский художественный металл. - Улан-Удэ : Бурятское

книжное издательство, 1971. - 82 с.

8. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений. - Москва : 6 карат, 2004. - 153, [6] с.

9. Шишлина, Н.И., Комарова Н.П. Кочевник. Между небом и землей: шедевры древних культур степей Евразии из собрания Исторического музея и произведения скульптора Даши Намдакова : каталог выставки в Государственном историческом музее. - Москва : РИО ГИМ, 2014. - С. 252-256.

Об авторе

Комарова Надежда Петровна - кандидат искусствоведения, Арт-фонд Даши Намдакова, г. Москва; председатель Иркутского отделения Всероссийской ассоциации искусствоведов E-mail: komarovanp@bk.ru

FEATURES OF DASHI NAMDAKOV'S JEWELRY ART

Komarova Nadezhda Petrovna Candidate of Arts, Dashi Namdakov Art Foundation; chairman of the Irkutsk branch of the All-Russian Association of Art Critics and Art Historians

Abstract: The article describes the creative approach of the sculptor Dashinima Namdakov to jewelry art, which became an important creative stage in the biography of the famous master from Buryatia.

Keywords: jewelry art of Russia; sculptor Dashi Namdakov; traditional culture; innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.