Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА ТАТАР КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА ТАТАР КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювелирные украшения / Казань / драгоценный металл / серебряники / ювелирное дело / tatar jewelry / Kazan / precious metal / silversmiths / jewelry

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рафаэль Миргасимович Валеев, Данил Дамирович Рашитов

В статье рассматривается историко-культурная составляющая татарского ювелирного дела Казанской губернии начала XX века. Целью статьи является комплексный историко-культурологический анализ татарского ювелирного дела указанного периода: создание общей картины развития ювелирного ремесла, его взаимодействие с профессиональными культурными традициями, рассмотрение декоративного и символического значения ювелирных изделий. Для рассмотрения поставленных вопросов была проведена типология украшений, характерных для татарских ювелиров за изучаемый период, были выявлены технико-технологические особенности, описаны декоративно-технические решения, освещены бытовые и социальные аспекты внутри профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рафаэль Миргасимович Валеев, Данил Дамирович Рашитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR JEWELRY BUSINESS OF THE KAZAN PROVINCE OF THE EARLY XX CENTURY IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article deals with the historical and cultural component of the Tatar jewelry business of the Kazan province at the beginning of the 20th century. The purpose of the article is to present a comprehensive historical and cultural analysis of the Tatar jewelry of this period: to create a general picture of the development of the jewelry craft, its interaction with professional cultural traditions, and consideration of the decorative and symbolic meaning of jewelry. To address the issues raised, a typology of jewelry typical of Tatar jewelers during the study period was carried out, technical and technological features were identified, decorative and technical solutions were described, and everyday and social aspects within the profession were highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА ТАТАР КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

HISTORY OF RUSSIA

Научная статья Исторические науки

УДК: 006.01

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-2-103-112

ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА ТАТАР КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Рафаэль Миргасимович Валеев

Институт международных отношений Казанского Федерального университета, Казань, Российская Федерация, valeev_rm@inbox.ru Данил Дамирович Рашитов

«ЮвелирПромЭксперт», Казань, Российская Федерация, ascaniokazan@gmail. com

Аннотация. В статье рассматривается историко-культурная составляющая татарского ювелирного дела Казанской губернии начала XX века. Целью статьи является комплексный историко-культурологический анализ татарского ювелирного дела указанного периода: создание общей картины развития ювелирного ремесла, его взаимодействие с профессиональными культурными традициями, рассмотрение декоративного и символического значения ювелирных изделий. Для рассмотрения поставленных вопросов была проведена типология украшений, характерных для татарских ювелиров за изучаемый период, были выявлены технико-технологические особенности, описаны декоративно-технические решения, освещены бытовые и социальные аспекты внутри профессии.

Ключевые слова: ювелирные украшения, Казань, драгоценный металл, серебряники, ювелирное дело

Для цитирования: Валеев P.M., Рашитов Д.Д. Особенности ювелирного дела татар Казанской губернии начала XX века в контексте профессионального развития. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2023. Т. 6. № 2. С. 103-112 https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-2-103-112.

0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Валеев P.M., Рашитов Д.Д., 2023 © Наследие и современность, 2023

ISSN 2619-0214 (Print)

103

Original article Historical Sciences

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-2-103-112

TATAR JEWELRY BUSINESS OF THE KAZAN PROVINCE

OF THE EARLY XX CENTURY IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Rafael M. Valeev

Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia, valeev_rm@inbox.ru Danil D. Rashitov

"JewellerPromExpert", Kazan, Russia, ascaniokazan@gmail.com

Annotation. The article deals with the historical and cultural component of the Tatar jewelry business of the Kazan province at the beginning of the 20th century. The purpose of the article is to present a comprehensive historical and cultural analysis of the Tatar jewelry of this period: to create a general picture of the development of the jewelry craft, its interaction with professional cultural traditions, and consideration of the decorative and symbolic meaning of jewelry. To address the issues raised, a typology of jewelry typical of Tatar jewelers during the study period was carried out, technical and technological features were identified, decorative and technical solutions were described, and everyday and social aspects within the profession were highlighted.

Keywords: tatar jewelry, Kazan, precious metal, silversmiths, jewelry

For citation: Valeev R.M., Rashitov D.D. Tatar jewelry business of the Kazan province of the early XX century in the context of professional development. Heritage and Modern Times. 2023;6(2):103-112 (In Russ.). https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-2-103-112.

Начало XX века для культуры татарского народа является основополагающим этапом, определяющим вектор развития культуры народа до настоящего времени. Именно на этот период приходится процесс культурного генезиса современных татар. В данный отрезок времени происходит много исторических событий - это и сильное развитие промышленного капитализма, и веяния европейских модных тенденций, и как заключение периода - революция и гражданская война. Все эти условия сильно повлияли на становление интеллигенции, появление культурных деятелей и развитие искусства татарского народа.

Рассматривая ювелирное дело в начале ХХ века, можно заметить влияние исторических событий на стиль, технологические особенности и функцию украшений. Основными центрами ювелирного дела Казанской губернии начала ХХ века являлись Казань, село Рыбная Слобода Лаи-шевского уезда и Мамадышский уезд. Также встречались ювелиры в Ар-ском и Черемшанском районах.

© Valeev R.M., Rashitov D.D., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Валеев Р.М., Рашитов Д.Д. Особенности ювелирного дела татар Казанской губернии. Наследие и современность. 2023;6(2):103-112

Ювелирное дело татар Казани начала ХХ века имело свой уникальный характер и традиционный стиль. Со времен Волжской Булгарии появилась точка отсчета ювелирного дела казанских татар, а в середине XIX и начале ХХ века оно получило свой наивысший расцвет. Именно в этот период традиционное ювелирное мастерство развивалось в национальном плане и шло в ногу с модой и потребностями народа. В арсенале татарских ювелиров были сложнейшие технологии и техники обработки металла и, конечно же, свой узнаваемый стиль, который ярко передает народный культурный колорит.

Основными ремесленными центрами ювелирного дела татар в Казани начала ХХ века были Ново-татарская и Старо-татарская слободы. Данное расположение мастерских татарского населения не случайно, со времен присоединения Казани по приказу царя татарское население было переселено на правый берег озера Кабан. Вплоть до революции 1917 года ремесленный и торговый центр татар располагался именно на отведенной территории, но за все время ощутимо разросся. Ювелирные мастерские находились прямо в домах, на первом этаже были мастерские, второй этаж являлся жилым.

Существовало разделение труда - подобие артельной мануфактуры. В общих чертах артели имели отголоски уклада средневековых цехов, где присутствовал мастер (оста), подмастерье и ученики. По информации от старых ювелиров, которые ещё застали некоторых учеников дореволюционного времени, известно, что мастер и подмастерья в первые годы заставляли ученика делать всю грязную работу. Не всегда работа была связана с ювелирным делом, ученикам могли дать задание по выполнению бытовой работы по дому, походу за продуктами и прочим. Только через некоторое время, приобретя определённое доверие к ученику, начинали что-то объяснять непосредственно по профессии и доверять простые операции.

Подмастерьем считался уже сформированный ученик, который умел делать работу качественно, которому платили зарплату, в отличие от ученика; с учениками - наоборот - требовалась плата от него. Мастером или «оста» был владелец мастерской, который заведовал всеми, находил заказы, договаривался о сделках и обеспечивал мастерскую работой. Подтверждением данной тенденции является устав ювелиров, часовщиков и граверов того времени [1, с. 16].

В отличие от сёл и деревень, где ремесло передавалось от отца к сыну или близким родственникам, в городской казанской среде ювелиров в профессию могли попасть и из посторонних людей - в ученики, на платной основе. Разделение труда было как внутри мастерской или цеха, так и в узких специализациях отдельных мастерских. Например, одна мастерская могла заниматься замкнутым циклом производства автономно от других мастерских, а некоторые мастерские выполняли какие-либо ограниченные виды операций, которые так же делились внутри мастерской [2].

Также существовало разделение труда по выполнению определенной работы, своеобразная иерархия в мастерстве, привилегированность [2]. Как отмечает в своей статье Г.Ф. Валеева-Сулейманова, мастера различались по работе с разными металлами [3, с. 143]. Кто работал с золотом, назывался «алтынчы», с серебром - «комешче», занимавшийся накладкой позолоты - «ялдызчы», огранщики камней - «жэухэрче» [3, с. 143]. В стадиях производства существовала еще более узкая направленность, были мастера, занимавшиеся только кольцами и перстнями, плетением цепочек или фурнитурой для украшений. Владевшие мастерством скани (филигрань) или бугорчатой скани относились к привилегированному классу мастеров, их работа называлась «белой» - ак эш. Работа ювелиров на грубых операциях или с недрагоценным металлом, относилась к «черной» - кара эш [4, с. 18-20].

Татарское ювелирное дело городского типа было построено на развивающихся капиталистических отношениях. Однако традиция и верность семейно-общинному укладу продолжали играть значительную роль, хотя к тому времени и допускались чужие люди в ученики. В татарских мастерских не изготовлялись изделия европейского типа, как правило, мастера были заняты производством украшений по индивидуальным заказам среднего и высшего сословия татар. Техники выполнения были в традиционном стиле, материалом служило серебро, золото, активно использовалась позолота серебра.

У казанских татар-ювелиров начала ХХ века в использовании были практически все возможные на тот момент технологические способы обработки драгоценного металла. Это было возможно благодаря тесному общению с русскими коллегами, которые в свою очередь были в тесных связях с Москвой и Санкт-Петербургом, а также сотрудничали со странами Европы [5, с. 84]. Драгоценный металл и инструменты закупались в столичных городах, инструмент в основном был европейского производства, также были и отечественные инструменты. В казанской среде татарских ювелиров были распространены техники чеканки, насечки, гравировки, но на момент начала ХХ века они стали угасать, хотя и применялись. В большей степени традиционно работали в филигранной технике, на неё еще был определённый спрос - особенно на экспорт [6, с. 416].

Руководствуясь материалами Кустарно-промышленной выставки 1913 года, автором выявлено наличие широкого ассортимента для татарок, в котором присутствуют сканные накосники - чулпы, серьги по старинным образцам, шарнирные браслеты с камнями и без, перстни с камнями-кабошонами. Влияние ислама на татар было сильно, в качестве амулета производились коранницы для миниатюрных коранов, которые состояли из самой коробочки и крышки. Закрывалась такая коранница просто крышкой в распор, или же она могла иметь шарнирное соединение. Декорировалась коранница, как правило, камнями и гравировкой, имела ушко для пришивания или ношения на шее.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Валеев Р.М., Рашитов Д.Д. Особенности ювелирного дела татар Казанской губернии. Наследие и современность. 202з;6(2):юз-112

Содержанием декора на украшениях татар изучаемого периода являются растительно-орнаментальные мотивы и арабская каллиграфия. В черневых браслетах преобладает определенный шаблон, которого придерживалась основная масса ювелиров. Одним из распространенных мотивов является растительный орнамент по всей плоскости браслета, в середине стилизованный символ ислама в виде полумесяца со звездой. Часто на гравированных браслетах можно было встретить имя владелицы, которое каллиграфически было нанесено на всю видимую плоскость. Также встречались браслеты с гравированными именами семи Эфесских отроков, которые считались покровителями женщин [6, с. 416].

Инструмент часто привозили из Средней Азии вследствие того, что были хорошо налажены рыночные отношения со странами Туркестана. Связи со Средней Азией завязывались на рынках. На крупном тогда Сенном Базаре проходили знакомства как у купцов, так и у ремесленников, из-за чего развитие получило отходническое ремесло, когда в зимний период татарские мастера уезжали на заработки в Среднюю Азию [6, с. 26]. В широком распространении были также и самодельные инструменты, выполненные самими ювелирами или под заказ кузнецами. Ювелиры, в основном, делали сами штихеля, чеканы, сверла, всевозможные оправки и оснастку.

Изучив фотографии татарского просветительского движения, купечества и интеллигенции начала ХХ века, которые были в той или иной степени воспитаны в мусульманских традициях, можно заметить, что в большинстве они одеты в европейские одежды, как мужчины, так и женщины. Как у городских мужчин, так и у представителей деревни можно наблюдать на фотографиях часы и шатлены к ним, а также ювелирные изделия на новый лад. На наш взгляд, капиталистические отношения активно входили во все слои населения, сначала для простого народа такой стиль жизни был подражательным, но со временем становился закономерностью и нормой жизни [7, с. 294].

До наших дней дошли многочисленные материалы: литературные источники, фотографии и непосредственно сами ювелирные изделия и украшения. Мы можем наблюдать, что развивающийся капитализм в Российской империи за короткие сроки смог наложить свои тенденции и правила на традиционные культуры и мировоззрение народа, в том числе и татар. Традиционность в культуре присутствует, но она получает новую форму. Мы видим, что это естественный процесс, и такое изменение просто неминуемо в условиях социальной унификации и конструкции самого капитализма.

В селе Рыбная Слобода проживало большое количество государственных крестьян, которые со времён основания села практиковали такие традиционные ремесла, как кружевоплетение и ювелирное дело. Практиковали ремесло в типичных технологических приёмах и декоративных формах Новгорода и Рязани, откуда они были переселены на новые земли в XVII веке [8, с. 226-227].

В. Гильдт в своём исследовании отмечает: «В России филигрань была исстари в большом ходу и доныне производится во многих пунктах <...> Село Рыбная Слобода находится в Лаишевском уезде Казанской губернии и является самым старинным центром производства ювелирных изделий в России, как литых, так и филигранных» [9, с. 9]. Традиционно в технологиях мастеров Рыбной Слободы прослеживались приёмы местных умельцев из окрестных сел, где также много веков мастера занимались художественной обработкой металла. Естественно, что татарское ювелирное дело повлияло и на русских мастеров [10, с. 3-14].

Отдельных мастерских, кроме мастерской училища, открытого в 1909 г. на Слеповой Горе, не было. Ювелиры-кустари работали преимущественно в жилой избе группами. Печи находились в огороде возле дома, где производилось литье и плавка металла для заготовок [10, с. 1-14]. На тот период рыбнослободское ювелирное дело имело характер довольно крупного кустарного промысла, где изготовляли большое количество украшений, которые, по словам этнографа Н.И. Воробьева: «...отчасти подражали восточным образцам, отчасти вкладывали и собственное творчество. Однако эти украшения были низкими по качеству и употреблялись лишь татарской беднотой...» [11, с. 422-423]. Похожее мнение о качестве продукции мы встречаем во многих работах исследователей ювелирного дела Рыбной Слободы начала ХХ века.

Однако стоит заметить, что мнения относительно качества выпускаемой продукции села Рыбная Слобода разнились, можно найти совершенно противоположные. В специализированном журнале «Ювелиръ» № 5 за 1913 год, издававшемся в Санкт-Петербурге, отмечено: «Из отдельных представленных на выставке отраслей кустарного производства Казанской губернии особого внимания заслуживают ювелирные изделия; ювелирный промысел весьма характерный для Казанской губернии, наибольшее распространение имеет среди русского населения в Лаишевском уезде...» [12, с. 8-9]. Речь идет о Второй всероссийской кустарной выставке в Петрограде, которая прошла в 1913 году. На данной выставке были экспонированы наилучшие изделия кустарной промышленности народов Российской империи. Среди участников выставки были представлены кустари-ювелиры Казанской губернии. Одна экспозиция называлась: «Изделия ювелирно-художественно-ремесленной мастерской Казанского губернского земства в селе Рыбная Слобода Лаи-шевского уезда» [13, с. 132]. Вторая экспозиция имела название: «Изделия из белого металла кустарей-ювелиров Казанской губернии» [13, с. 132]. По итогам выставки было награждено Большой золотой медалью училище Рыбной Слободы.

Рассматривая концентрированные локации ювелиров начала ХХ века, надо отметить татарских ювелиров из Мамадышского уезда Сатышевской волости. В отличие от Рыбной Слободы, там многие поколения ювелиров были татарами. В деревне Тенеки и близлежащих к ней деревнях Богатые

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Валеев Р.М., Рашитов Д.Д. Особенности ювелирного дела татар Казанской губернии. Наследие и современность. 202з;6(2):юз-112

Сабы, Юлбат, Юсуф Алан и др. были расположены центры ювелирного промысла и обработки металлов. Работали семейными группами. Были группы ювелиров, которые, в основном, изготавливали украшения татарского типа в серебре. Также наряду с ювелирами были медники, которые изготавливали разнообразную посуду, тазы, кумганы и прочие хозяйственные принадлежности. На данной территории ювелиры, в основном, занимались ремеслом без отрыва от хозяйственной жизни, они возделывали огород, сеяли, занимались скотоводством, на период свободный от хозяйства - осенью и зимой - уходили в отходничество [7, с. 294].

Ювелиры группами уходили на заработки в Башкирию, Оренбургскую и Астраханские области, в Казахстан и киргизские степи. В отходничестве ювелиры изготовляли украшения под заказ, продавали готовые или ремонтировали старые изделия. Благодаря отходничеству в начале ХХ века местные ювелиры привезли и возобновили технологию чернения по серебру, предположительно, переняли этот вид декорирования в деревне Кырмыскалы Уфимской губернии [14, с. 67-100]. Данная техника быстро прижилась и полюбилась местному населению, так, деревня Тенеки стала центром черневого дела Заказанья. Данным методом декорировали в основном браслеты - блязек [15].

Таким образом, в контексте главенствующей у татар техники филиграни, авторами сделан вывод о том, что одна и та же техника изготовления украшений решала разные задачи. В случае Рыбной Слободы основной задачей для ювелиров была массовость и легкая тиражируемость изделий из филиграни для снабжения малообеспеченного потребителя. Исключением в Рыбной Слободе являются некоторые мастера, работавшие на выставочные образцы, и художественно-ремесленная мастерская. У городских татарских ювелиров была задача создать сложнокомпозици-онное изделие по сложным эскизам, отражающее техническую и эстетическую уникальность, которое выполнялось преимущественно в единственном экземпляре для зажиточного населения. Можно сделать заключение, что возвышение самой технологии филиграни не является справедливым во всех аспектах. Многие исследователи ошибочно цитируют друг друга на продолжении нескольких десятилетий, что приводит к необоснованным или противоречивым выводам относительно самой техники владения филигранью, без учета специфики производственных и целевых обстоятельств.

Делая заключение об особенностях развития татарского ювелирного дела Казанской губернии начала ХХ века, авторы пришли к следующему:

1. Технологическое развитие ювелирного дела получило высокий уровень как в Казани, так и в уездных городах Казанской губернии. Авторами отмечены профессиональные коммуникации среди ювелиров, за счет которых происходил обмен определенным опытом. Но также отмечается неполный отказ от закрытости профессии, в которую можно было попасть по родственным связям.

2. Условия развития капитализма в царской России оказали большое влияние на организацию ювелирного дела, вследствие чего появлялись артели, мастерские нового образца, разделение труда, новые инструменты и технологии.

3. На примерах изученных артефактов и источников авторами выявлено, что как в городскую, так и крестьянскую жизнь входят европейские тенденции в качестве заимствования определенных предметов или элементов, не присущих до этого традиционной культуре татар.

4. Авторы определили технологические и качественные особенности производимых ювелирных изделий в разных регионах Казанской губернии. На региональных примерах выяснено преобладание техник (филиграни, черни, литья, гравировки и т.д.) и их функциональных значений в зависимости от целей, которые ставились перед мастерами или артелями.

Литература

1. Устав профессионального общества «Киевский союз ювелиров часовщиков и граверов», принятый на общем учредительном собрании рабочих в помещении Троицкого народного дома 25 июня 1906 г., Киев, 1906. 16 с.

2. Беседа с Абдуллиным Раяном в 2005 г. на «Книжном рынке», который в 20-х годах ХХ в. застал традиционную ювелирную школу, где был учеником.

3. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарская филигрань: в контексте генезиса и развития ювелирного искусства / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Из истории татарского народного искусства: сборник статей под ред. Валеевой-Сулеймановой Г.Ф. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 1995. 143 с.

4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Организация и технологии ювелирного производства татар // Вестник КГУКИ, 2013. Т. 2, № 4. С. 18-20.

5. Гольдберг Т., Мишуков Т., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., Наука, 1967. С. 126.

5. Дульский П.М. Народное искусство Татреспублики // Художественная культура советского востока. Ленинград, 1931. С. 84.

6. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. Казань, 1930. С. 416.

7. История татар с древнейших времён: Т: VI. Формирование татарской нации. XIX - начало XX в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. С. 294.

8. Михайличенко Е.В. Семейный и общественный быт русского сельского населения Казанской губернии (конец XIX - начало XX в.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1971. С. 226-227.

9. Гильдт В. Ювелирно-металлический промысел в России // Кустарная промышленность России. Т. 1. Разные промыслы в очерках. СПб.: типо-лит. Якорь, 1913. С. 9.

10. Чавушьян Д.М. Этнические истоки развития искусства скани в Рыбной Слободе // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2013. № 1. С. 3-14.

11. Воробьёв Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань: Татгосиздат, 1953. С. 422-423.

12. Ювелирные изделия на кустарной выставке. СПб. Ювелир, №5, 1913. С. 8-9.

13. Русское народное искусство на Второй всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. - Репринтное издание 1914 г. - СПб.: Альфарет, 2008. 132 с.

14. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарская филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства // Из истории татарского народного искусства. Казань: ИЯЛИ, 1995. С. 67-100.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Валеев Р.М., Рашитов Д.Д. Особенности ювелирного дела татар Казанской губернии. Наследие и современность. 2023;6(2):103-112

15. Татарский энциклопедический словарь. Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999.

16. Рашитов Д.Д. Обзор исторических связей Татарстана и Средней Азии в области ювелирного дела // Казанское востоковедение. 2022, № 1. С. 25-35.

References

1. Ustav professional'nogo obshchestva «Kievskii soyuz yuvelirov chasovshchikov i grav-erov», prinyatyi na obshchem uchreditel'nom sobranii rabochikh v pomeshchenii Troitskogo narodnogo doma 25 iyunya 1906 g., Kiev, 1906. 16 s.

2. Beseda s Abdullinym Rayanom v 2005 g. na «Knizhnom rynke», kotoryi v 20-kh go-dakh KhKh v. zastal traditsionnuyu yuvelirnuyu shkolu, gde byl uchenikom.

3. Valeeva-Suleimanova G.F. Tatarskaya filigran': v kontekste genezisa i razvitiya yuvelirnogo iskusstva / G.F. Valeeva-Suleimanova // Iz istorii tatarskogo narodnogo iskusstva: sbornik statei pod red. Valeevoi-Suleimanovoi G.F. - Kazan': IYaLI im. G. Ibragimova AN RT, 1995. 143 s.

4. Valeeva-Suleimanova G.F. Organizatsiya i tekhnologii yuvelirnogo proizvodstva tatar // Vestnik KGUKI, 2013. T. 2, № 4. S. 18-20.

5. Gol'dberg T., Mishukov T., Platonova N., Postnikova-Loseva M. Russkoe zolotoe i serebryanoe delo XV-XX vekov. M., Nauka, 1967. S. 126.

5. Dul'skii P.M. Narodnoe iskusstvo Tatrespubliki // Khudozhestvennaya kul'tura so-vetskogo vostoka. Leningrad, 1931. S. 84.

6. Vorob'ev N.I. Material'naya kul'tura kazanskikh tatar. Kazan', 1930. S. 416.

7. Istoriya tatar s drevneishikh vremen: T: VI. Formirovanie tatarskoi natsii. XIX -nachalo XX v. Kazan': Institut istorii AN RT, 2013. S. 294.

8. Mikhailichenko E.V. Semeinyi i obshchestvennyi byt russkogo sel'skogo naseleniya Ka-zanskoi gubernii (konets XIX - nachalo XX v.): dis. ... kand. ist. nauk. Kazan', 1971. S. 226-227.

9. Gil'dt V. Yuvelirno-metallicheskii promysel v Rossii // Kustarnaya promyshlennost' Rossii. T. 1. Raznye promysly v ocherkakh. SPb.: tipo-lit. Yakor', 1913. S. 9.

10. Chavush'yan D.M. Etnicheskie istoki razvitiya iskusstva skani v Rybnoi Slobode // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA 2013. № 1. S. 3-14.

11. Vorob'ev N.I. Kazanskie tatary (etnograficheskoe issledovanie material'noi kul'tury dooktyabr'skogo perioda). Kazan': Tatgosizdat, 1953. S. 422-423.

12. Yuvelirnye izdeliya na kustarnoi vystavke. SPb. Yuvelir, №5, 1913. S. 8-9.

13. Russkoe narodnoe iskusstvo na Vtoroi vserossiiskoi kustarnoi vystavke v Petrograde v 1913 g. - Reprintnoe izdanie 1914 g. - SPb.: Al'faret, 2008. 132 s.

14. Valeeva-Suleimanova G.F. Tatarskaya filigran' v kontekste genezisa i razvitiya yuvelirnogo iskusstva // Iz istorii tatarskogo narodnogo iskusstva. Kazan': IYaLI, 1995. S. 67-100.

15. Tatarskii entsiklopedicheskii slovar'. Kazan', Institut Tatarskoi entsiklopedii AN RT, 1999.

16. Rashitov D.D. Obzor istoricheskikh svyazei Tatarstana i Srednei Azii v oblasti yuvelirnogo dela // Kazanskoe vostokovedenie. 2022, № 1. S. 25-35.

Сведения об авторе Валеев Рафаэль Миргасимович, д.и.н.,

профессор Института международной политики Казанского Федерального университета, Казань, Российская Федерация. E-mail: valeev_rm@inbox.ru Рашитов Данил Дамирович, аспирант КазГИК, руководитель СДС «ЮвелирПром-Эксперт», Казань, Российская Федерация. E-mail: ascaniokazan@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author of the publication Rafael M. Valeev, Doctor in History, Professor, Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.

E-mail: valeev_rm@inbox.ru

Danil D. Rashitov, graduate student of

KazGIC, head of SDS "JewelerPromExpert",

Kazan, Russian Federation.

E-mail: ascaniokazan@gmail.com

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 16.04.2023. Одобрена после рецензирования: 28.04.2023.

Принята к публикации: 14.05.2023. Опубликована: 17.07.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 16.04.2023. Approved after peer reviewing: 28.04.2023. Accepted for publication: 14.05.2023. Published: 17.07.2023.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.