Научная статья на тему 'Особенности юридического дискурса и его дидактические параметры'

Особенности юридического дискурса и его дидактические параметры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
690
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / АРГУМЕНТАЦИЯ ОБЩЕНИЯ / РЕЧЬ ЮРИСТА / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ТЕКСТЫ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / LEGAL DISCOURSE / ARGUMENTATION OF COMMUNICATION / SPEECH OF A LAWYER / CIVIL LAW / TEXTS OF VARIOUS LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кургаева Ольга Леонидовна

В статье раскрываются особенности юридического дискурса, даются различные определения данного научного феномена, приводятся примеры концептов "Закон и "Право"; определены дидактические параметры языковой деятельности юриста; представлены наиболее используемые аргументы в речи юриста. В статье доказано, что учебный диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала) и как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Properties of legal discourse and its didactic parameters

The article reveals the properties of legal discourse, gives different definitions of this scientific phenomenon, gives examples of the concepts "Law" and" Legal Rights"; defines the didactic parameters of the language activity of the lawyer, finally it presents the most used arguments in the lawyer's speech. The article proves that the educational dialogue is considered as a means of mastering a foreign language (language material) and as a form of organization of the whole educational process in a foreign language; as one of the types of speech activity.

Текст научной работы на тему «Особенности юридического дискурса и его дидактические параметры»

Примечания:

1. Федеральный закон от21.11.2011 № 323-ФЭ (ред. От 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01. "лечебное дело" (уровень специалиста) - утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 09.02.2016г., № 95.

3. Кругова Н.В., Степанова Л.В., Тищенко В.И. - методические рекомендации для преподавателей к

практическим занятиям по дисциплине "Правоведение" для специальностей 31.05.01. "лечебное дело", 31.05.02. "педиатрия", 31.05.03. "стоматология" - Тверь, электронная версия научной библиотеки ФГБОУ ВО ТГМУ МЗ России. 4. Кругова Н.В., Степанова Л.В., Тищенко В.И. Правоведение: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальностям "лечебное дело", "стоматология", "педиатрия", "фармация" - Тверь, электронная версия научной библиотеки ФГБОУ ТГМУ МЗ России.

PROPERTIES OF LEGAL DISCOURSE AND ITS DIDACTIC PARAMETERS

Kurgaeva Oiga Leonidovna, Postgraduate student, Department of French Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City Teachers' Training University; Senior Teacher of foreign languages and business communication department, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow

The article reveals the properties of legal discourse, gives different definitions of this scientific phenomenon, gives examples of the concepts "Law" and" Legal Rights"; defines the didactic parameters of the language activity of the lawyer, finally it presents the most used arguments in the lawyer's speech. The article proves that the educational i dialogue is considered as a means of mastering a foreign language (language material) and as a form of organization ' of the whole educational process in a foreign language; as one of the types of speech activity.

Keywords: legal discourse; argumentation of communication; speech of a lawyer; civil law; texts of various legal acts.

ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА И ЕГО ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

В статье раскрываются особенности юридического дискурса, даются различные определения данного научного феномена, приводятся примеры концептов "Закон и "Право"; определены дидактические параметры языковой деятельности юриста; представлены наиболее используемые аргументы в речи юриста. В статье доказано, что учебный диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала) и как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности.

Ключевые слова: юридический дискурс; аргументация общения; речь юриста; гражданское право; тексты различных правовых актов.

УДК 372.881.1 ВАК РФ 13.00.08

© Кургаева О.Л., 2018

00 1-Н

О си

Q-<

СО си

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе должно носить коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер, а иностранный язык должен рассматриваться в качестве средства общения между специалистами определенной сферы из разных стран.

Дискурс XXI века в научной литературе рассматривается как совокупность текстов со своими экстралингвистическими параметрами; как общение, в ходе которого реализуются определенные дискурсивные практики; как вид речевой коммуникации, который предполагает рациональное критическое рассмотрение социальных норм, правил и ценностей [5, 85].

Разные определения категории дискурс будут отличаться, исходя из того, какому аспекту исследователи будутуделять больше внимание: коммуникативно-речевому или же структурно-языковому. Юридический дискурс - это вербально-прагматическое образование, которое представляет собой один из когнитивных процессов категоризации и концептуализации мира человеком. "В требования со стороны познавательных процессов и возможностей фиксации их результатов входит прежде всего упорядоченности инфор-

КУРГАЕВА Ольга Леонидовна, аспирант, кафедра Французского языка и лингводидактики института иностранных языков, Московский городской педагогический университет; старший преподаватель кафедры Иностранных языков №2, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва о!д-кигдае va@yandex. г и

ЪС

I

LU

u

UJ

<

CI UJ

*

62

мации, ее рационального распределения" [4, 240].

Социально-правовые действия и эффективность их осуществления в международном поле зависят напрямую от качества процесса интерпретации и анализа юридической информации, то есть непосредственно связаны с понятийно-категориальным аппаратом языковой подсистемы, которая формирует и обслуживает данную предметно-терминологическую область.

В юридическом дискурсе как в коммуникативном событии реализуется специфика профессионального мышления юриста, и это предопределяет формирование его следующих качеств и свойств: интеракциональность, аргументированность, адресность, прагматичность, интерпретируемость, терминологич-ность, информативность.

Юридический дискурс включает в себя ряд предметно-терминологических областей, вербальным основанием для которых является терминология, а формулами толкования феноменов и сущности права выступают понятийные доминанты, которые выражены одно-и / или многокомпонентными специальными единицами, или терминами.

Термины-концепты "Закон" и "Право", являясь в юридическом дискурсе основополагающими, максимально репрезентативными, представляют собой особые лингвокогнитивные структуры объективации знания и его оценивания, которые отражают не только специфический фрагмент языковой картины мира, но и культурно-этнические ценности социума в целом.

В английском существует несколько определений для этого слова. Например, общий термин в США и Великобритании - lawyer, но в Америке любых юристов называют attorney. Помощника attorney в США называют paralegal. Solicitor консультирует клиента в офисе и может представить их в судах низшей инстанции, термин обычно используется в Великобритании. Barrister - юрист более высокого уровня, чем solicitor, представляет клиента в суде высшей инстанции, термин также используется в Великобритании. В США нет деления юристов на barrister и attorney.

Право, с одной стороны, не может не воплощаться в виде определенного текста, с другой - различные формы рассуждения и интерпретации оказывают на это соответствующее влияние. Так, абстрактный правовой текст превращается в специфичный и конкретный в процессе его применения к той или иной си-

туации в конкретных культурно-экономических, социально-политических и исторических условиях.

Следует отметить, что с понятием юридический дискурс тесно связано понятие юридическая аргументация.

Аргументация - это совокупность доводов (аргументов), а также способы их приведения для обоснования какого-либо положения дел или высказывания с целью убедить оппонента в их достаточности или приемлемости в конкретной ситуации. Речевым способом выражения аргументации выступает текст, который строится преимущественно в форме диалога, хотя не исключена и монологическая форма речи (например, статья закона или научная статья).

Специфические компоненты аргументатив-ного дискурса, а также его характер и структура зависят от коммуникативных намерений аргументирующего. Коммуникативное намерение автора приобретает особую важность в процессе выбора имтактики убеждающего воздействия, которое обычно не ограничивается чисто логическим воздействием на разум собеседника, так как аргументирующий свою позицию стремится также воздействовать и на чувства присутствующей аудитории [2,121]. И используются при этом не только средства логики, но и инструменты прагматики, а также разнообразные стилистические средства.

В рамках юридического дискурса фигуры интертекста способствуют решению коммуникативных задач, стоящих перед оратором. Наиболее прозрачный и частотный пример - прием цитирования юристом законодательства, что является ничем иным, как выполнением фигурами интертекста аргументативной функции: Одно из основополагающих конституционных прав гражданина, закрепленное в части первой статьи 49 Конституции РФ гласит, что вина гражданина в совершении преступления может быть установлена лишь приговором суда [1,53].

Практика показывает, что аргументация -это неотъемлемая составная часть судебного разбирательства, при этом речи участников гражданского и уголовного процессов могут иметь большую или меньшую степень полемичности. Кроме того, на качество и структуру аргументации заметно влияет аудитория, на которую речь рассчитана, и цель, преследуемая выступающим в суде (достижение согласия относительно исхода правового спора или же оправдание принятого решения, а также убеждение в правильности позиции по

рассматриваемому делу). Есть все основания считать, что важные конституирующие элементы юридического дискурса - следующие основные топы (отгреч. 'место')-общиеместа (тоесть способы исследования определенной проблемы через нахождение всех "за" и "против" из числа правдоподобных или тех, которые, вероятно, будут приняты (всеми или наиболее авторитетными в этой сфере). В результате обсуждения следующих общих мест происходит оценка различных точек зрения и принимается обоснованное решение: 1) максима права; 2) текст статуса ("буква нормы права"); 3) намерение законодателя; 4) ранее данное толкование; 5) цель закона; 6) наилучшие последствия (прагматическая аргументация); 7) эволюция нормы в ходе социальных изменений; 8) принципы, доктрины и концепции конституционного права; 9) естественное право; 10) социальные ценности; 11) научные данные; 12) здравый смысл; 13) социальные теории; 14) статистика.

Наиболее часто в юридических рассуждениях используются следующие аргументы: прагматический, к авторитету, к справедливости, к несовместимости, к смыслу, к причине, к обстоятельству, к транзитивности, к прохождению, а также аргументы ас^епиз ("по природе вещей"), соразмерности и замещения.

Знание способа организации аргументации по конкретному топу позволяет оппонентам эффективно отстаивать свою позицию по рассматриваемому делу, приводить достаточное количество доводов в ее защиту, а также выбирать аргументы с учетом мнения аудитории, добиваясь, тем самым, того, чтобы аудитория склонилась в нужную сторону.

Соглашаясь с позицией Г.В. Сороковых и И.Е. Барановой, отметим, что дискурс воспринимается как "форма общения людей", основанная на языке, где "способом его реализации становится речь с присущей ей процес-суальностью" ....и результатом такого процесса становится текст [7, 190]. В обучении профессиональному общению юристов необходимо уделять внимание профессиональной коммуникации. [Викулова 2008]. Таким образом, учебный диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала); как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности [7, 191].

На основе лингвистической и методической литературы нами были определены следующие дидактические параметры языковой деятельности юриста:

1) регулятивный параметр, состоящий в установлении норм и сохранении ценностей, обусловивших взаимные действия института и общества, агента и клиента, а также агентов внутри одного института [6, 51].

2) перформативный параметр, который выражается в коммуникативных практиках, организующих мир права и сопровождающих его символические структуры. Обучение профессионально ориентированному англоязычному юридическому дискурсу выстраивается на тематических блоках;

3) информативный параметр состоит в генерировании, трансляции и ретрансляции смыслов, которые входят в предметную область регулятивных процессов институциональной деятельности. Юридический дискурс - один из видов специального дискурса; каждое языковое сообщество формирует свой правовой дискурс, особенности которого определяются историческим развитием государства^ также характеристиками принятой в нем правовой системы;

4) интерпретационный параметр предполагает интерпретацию смыслов коммуникативных действий участников дискурса и соответствующих правовых текстов. Данная функция связана с коммуникативной функцией языка, на основе которой выделяется креативная функция языка [3,318];

5) кумулятивный параметр, состоящий в формировании "институциональной памяти". Варианты конкретных проявлений базовых языковых функций в институциональном ста-тусно-ориентировнаном дискурсе достаточно разнообразны, что вызвано многообразием видов институционального дискурса и широким спектром его целей;

6) презентационный параметр (символическая и ритуальная его составляющие) предполагает создание имиджа (привлекательного для общества) института и его агентов, а также авторитета права. В данном типе общения соблюдение "правил игры", по которым организуется высказывание, - важнейшее релевантное условие перформативности;

7) стратегический параметр, выражающийся в выборе нормативно обусловленных коммуникативных тактик и стратегий взаимодействия ради достижения коммуникативных целей. На тезаурусном уровне у обучающихся формируется умение использовать такой жанр юридического дискурса, который соответствовал бы конкретной коммуникативной ситуации;

8) кодовый параметр, состоящий в создании специального языка, эффективный с точ-

ки зрения достижения целей и выполнения задач институциональной деятельности, а также в установлении границ между клиентами и агентами.

Из сказанного выше следует, что дидактические параметры юридического дискурса выполняют поставленные образовательные задачи в обучении иноязычному профессиональному общению юриста, которое представляет собой неоднородное образование, обладает определенной спецификой и может рассматриваться в качестве особого измерения профессиональной коммуникации юриста.

Примечания:

1. Богатырев A.B. Функционирование фигур интертекста в современном юридическом дискурсе : дис.... канд. фил. наук. - Волгоград, 2016.- 168 с.

2. Викулова Л.Г. Шарунов А.И. Основы теории коммуникации : практикум / Л.Г.Викулова, А.И. Шарунов. - М., 2008. - 316 с.

3. Данилова С. А. Институциональный дискурс, интердискурсивность и дискурсная гетерогенность// Концепт. - 2015. - Т. 30. - С. 316-320.

4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - С. 238-242.

5. Кургаева О.Л. К вопросу о толковании термина "дискурс" в современных исследованиях // Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном вузе: материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. - М. : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017.-С. 83-90.

6. Палашевская И.В. Судебный дискурс (функции, структура, нарративность) :дис. ...док. филол. наук. - Волгоград, 2012. - 389 с.

7. Сороковых Г.В. Баранова И.Е. Проблема педагогического дискурса в рамках выстраивания новых стратегий подготовки учителя иностранного языка // Язык и культура. Изд-во Национальный исследовательский Томский государ-ственнй университет. - №2(34). - 2016. - С. 188-194.

PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS FOR INTERACTION WITH CHILDREN

Lushenkov Mihail Sergeevich, Postgraduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow

The article considers the specificity of the constituent elements of the structure of the training of social pedagogues for interaction with children. The author identifies the features of the teenage age group as the most problematic in the context of the formation of interaction between social educators. Also, the approaches of modern leading scientists to the role of skills of interaction with children in the professional competence of the social pedagogue are analyzed.

Keywords: social pedagogue; interaction; children; adolescents; training.

УДК 37.013.42 ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ

В статье рассматривается специфика составляющих элементов структуры подготовки социальных педагогов к взаимодействию с детьми. Автором обозначены особенности подростковой возрастной группы как наиболее проблематичной в контексте становления взаимодействия социальными педагогами. Также проанализированы подходы современных ведущих ученых к роли навыков взаимодействия с детьми в профессиональной компетенции социального педагога.

Ключевые слова: социальный педагог; взаимодействие; дети; подростки; подготовка.

ВАК РФ 13.00.08 © Лушенков М. С., 2018

ЛУШЕНКОВ Михаил Сергеевич, аспирант, Московский педагогический государственный университет, Москва ^ ¿«Л е п ко vmslS>mail. г и

В системе традиционной модели профессиональной подготовки социальных педагогов в отечественных вузах, типична проблема, когда студенты, хорошо овладевая набором теоретических знаний, имеютзначительныетрудности в процессе решения конкретных профессиональных задач, в частности по осуществлению взаимодействия с детьми разного возраста. В последние годы наработано значительное количество исследований, которые раскрывают отдельные аспекты подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению своей деятельности. Среди них: Р.У. Богданова, Е.А. Ле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.