Научная статья на тему 'Особенности языковой идентичности в современной Украине'

Особенности языковой идентичности в современной Украине Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
303
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности языковой идентичности в современной Украине»

Особенности языковой идентичности в современной Украине

Хомрач В.П.

На сегодняшний день проблема массового билингвизма, самоидентификации граждан и самоопределения Украины как независимого государства является одной из актуальных проблем в современном политическом процессе. Для полиэтнических обществ, таких как Украина, эффективная языковая политика способна стать фактором, стабилизирующим политический процесс, так как язык является категорией, которая определяет состояние национальной безопасности государства. Основополагающее значение языковой идентичности является одним из ключевых факторов формирования единой политической общности, способной выработать общий национальный курс, четкое и последовательное соблюдение которого будет способствовать всеобщему развитию .

Принятие Закона « Об основах государственной языковой политики» (от 5 июня 2012) спровоцировало общественный резонанс в культурной и языковой идентичности, а сам факт принятия этого закона усилил общественное противостояние относительно идентичности по языковому признаку.

С политологической точки зрения феномен языковой идентичности является важным с учетом его основополагающего значения для формирования других признаков единства с сообществом. Языковое сравнение может выступать, если не прямой, то непременно косвенной составляющей национальной безопасности государства, политической сплоченности, фактором определения и поддержки стабильности политического курса.

По мнению Дж. Таунсенда, национальная идентичность проявляется прежде всего как выражение уважения гражданами страны к культурным ценностям, что свидетельствует о том, что они разделяют их , понимают кто они на самом деле (граждане страны) и осознают себя как часть сообщества [1] .

В ходе исследования основ языковой политики и учитывая данные социологических исследований, очевидно, что до недавнего времени языковой вопрос в Украине находилось на стадии риска с точки зрения национальной безопасности. По оценкам экспертов, а также, как свидетельствует результаты опроса граждан, в обществе царит беспокойство языковым вопросом и вероятности возникновения ложных путей его решения, что является одним из факторов, которые повышают конфликтный потенциал общества. Именно данные социологических опросов нужно учитывать, потому что по мнению В. Кулика, статистические данные являются взаимодействием между государством и его гражданами, а дискурс который возникает между ними наиболее комплексно освещает предмет их исследования, особенно, если он касается этнической или языковой проблематики [2].

Процесс выработки, а тем более внедрение комплексных стратегий нормативного регулирования вопросов функционирования языка при наличии билингвизма, является сложным независимо от того, какие причины кроются за фактом языкового разногласия. Воплощение рекомендаций по гармонизации отношений на основе ценностей гражданства является непростой, поскольку они касаются ценностных преференций, мировоззрения, могут легко разгораться, обостряться и сосредоточивать максимально возможно внимание граждан. Вопрос языка и смежной с ней культуры является той сферой, где каждый считает себя экспертом, уважает и видит свою систему ценностей при-

оритетной, уверен в ее универсальности и преимуществах, может иметь собственные надежды, ожидает гарантий для обеспечения комфортного и привычного образа жизни. Преодоление тенденций сопротивления украинизации, возможных призывов к провокациям и неповиновения является одной из приоритетных задач для выработки стратегии языковой политики.

Тема языка - трогательный момент для миллионов украинцев. Политики, таким образом, отвлекают народ от « второстепенных » моментов и заставляют концентрироваться на вопросах « глобального » характера.

Ю. Пивоваров отмечает, что накануне и во время выборов, искусственно обостряется проблема политического и социокультурного разграничения регионов [3 , 61] . И действительно, все указывает на то, что определенные политические силы используют эти щекотливые вопросы для получения преференций от избирателей, выступая в роли «защитников» интересов тех или иных территориальных общин. Именно этот вопрос становится предметом спекуляций и жарких дискуссий в ходе политических споров. Как свидетельствуют данные социологических мониторин-гов, этот идентификационный фактор остается наиболее контраверсионным, поскольку на украинском и русском языках говорит большинство граждан Украины, а русскоязычное население компактно проживает в восточных и южных ее регионах.

По мнению Н.Ротар, проблемы этнонациональной политики и этнонационального развития Украины формулируются политическими партиями преимущественно в категориях языковой политики, концентрирует внимание избирателей на узких вопросах, в попытках решения которых по сути неизбежно генерировать конфликтное противостояние в украинском обществе [4; 299]. С точки зрения Т.Кузьменко, активизация языкового вопроса обосновывается необходимостью легитимации власти, желанием отдалить и скрыть электоральные разочарование по поводу очевидных текущих упущений представителей правящей партии, ведь легитимность состоит из ценностных оценок, убеждений, преференций граждан. Таким образом, политические партии, не имеющие существенных программных принципов, которых, скорее всего и действительно существует, а с целью привлечь внимание СМИ и общественности проводят акции радикализации - заставляет такие партии иногда создавать проблемы там, где их нет, заостряя на них внимание избирателей. Вследствие этого процессы становления украинской государственности и формирования украинской политической нации предоставляется оттенок искусственности и провинциальности [5].

Очевидно прослеживается корреляция между уровнем политической нестабильности и ростом числа сторонников предоставления русскому языку статуса официального, поскольку языковой вопрос становится «разменной монетой » политиков в их борьбе за власть [3 ; 67]. В предвыборный период среди политиков идет много споров вокруг языкового вопроса, в частности статуса русского языка. Однако, если взглянуть на опрос Украинским институтом социальных исследований имени Александра Яременко и Центром общественного мнения «Социальный мониторинг» на предмет актуальности решения языкового вопроса в 2009 году (в правовом смысле нейтрального года относительно языковой политики ), оказывается, что данный вопрос мало интересует граждан и не представляется первоочеред-

ной для внесения существенных изменений, включая расширение прав русского языка .

Подобные выводы сделали в 2012 году специалисты социологического отдела Центра Разумкова, электоральный выбор граждан накануне выборов был основан на отношении партии (кандидата) прежде всего к темам благосостояния граждан, экономики в целом, наведение порядка в государстве. При этом, наиболее чувствительные темы («отношение к истории Украины, оценки определенных исторических фигур и лиц», «отношение к вопросам языка»), которые активно используются отдельными политическими силами в предвыборной борьбе, не является наиболее значимыми для граждан.

Вопрос нарастания межъязыковой напряженности между носителями разных культурных и языковых групп в условиях конкуренции двух и более языков в одной стране является уровень коммуникативной мощности каждой из них. По этому параметру Л. Масенко разделяет речевые ситуации на равносильные и неравносильные [6]. В равносильной языковой ситуации оба языка имеют одинаково сильную коммуникативную мощность. И действительно, юридическая и функциональная равноправие языков -разные вещи. Языки могут быть равными юридически, но они не бывают равными функционально. В каждом государстве, в том числе многонациональном, функции средства межэтнического общения всегда, за исключением конфедеративных образований, предоставляются одному языку. Примером равенства коммуникативной мощности является языковая ситуация в Бельгии, где соотношение французского и нидерландского примерно одинаковое. По оценкам социолингвистов, неравновесная языковая ситуация наблюдается в странах Западной Африки , где местные языки превышает показателем демографической мощи , но уступают европейским по коммуникативной мощности. Л. Масенко проводя аналогию с украинским контекстом, отмечает, что коммуникативный фактор в судьбах языков является настолько важным, что иногда он влияет на демографическую динамику: молодые поколения этноса, демографически преобладал в определенном полиэтническом социуме, могли постепенно переходить на язык численно меньшего этноса, однако с большим набором коммуникативных функций и сфер использования, со временем изменило численное соотношение групп населения, используют различные языки , в пользу коммуникативного лидера.

В процедуре легитимации политической власти в Украине преобладают факты, которые часто имеют иррациональную природу, чем рациональные в силу особых черт национального характера украинского народа, утверждает исследователь политических избирательных технологий Т. Кузьменко. Это еще одно основание считать ценностно-предметный тип манипулирования избирателями наиболее приемлемым именно для современных украинских реалий. К тому же , в политической рекламе , как и в любой другой, эксплуатируются базовые потребности индивида , связанные с идентификацией себя с большой группой людей. Это, в свою очередь, обусловлено надеждой индивида отрегулировать свои эмоциональные проблемы. Поэтому политическая реклама является направленной, а значит, и определенным отражением актуальных потребностей общества [7].

Говоря о парламентских выборах независимой Украины, прослеживается тенденция угасания эффективности

Юридические науки и политология

избирательного права и политических партий как институтов, символов гарантий демократии, которые не выполняют своего назначения. Как ни абсурдно звучит, но фактически политические программы партий прописывают не для избирателя (хотя есть некоторые исключения), а для представления в ЦИК. Программа партии или ее лидера является скорее напоминанием собственной позиции и перечислением перечня обещаний, обеспечение которых фиксирует кандидат. В значительной степени программы кандидатов не влияют на выбор людей, ведь в основном свой выбор граждане осуществляют задолго до обнародования политических программ.

По своей сути, предвыборные программы является приемом политической борьбы, который используется для усиления позиций политической партии в борьбе за голоса избирателей, влияния на структуры власти и институты, обладающие политическими ресурсами.

Из-за своей политизации языковые конфликты в 2012 году получают много партийных ресурсов - как человеческих, так и материальных. Это отчасти делает возможным проведение длительной кампании со значительной долей многодневных акций. Но это также делает выступления против закона о языках менее конфронтационными, вытесняет из протестной кампании непартийных участников.

По результатам мониторингов, проводимых Центром исследования общества в 2010 и 2011 годах языкового вопроса касались лишь 2% конфликтных событий, то в 2012 году этот показатель подскочил до 10 %. Есть каждая десятая акция протеста, которая состоялась в Украине в 2012 году, касалась языкового вопроса. В 2012 году было зафиксировано 380 «языковых » протестов, то есть 80 % всех конфликтных событий по этому вопросу, которые были зафиксированы за все время мониторинга, произошли в прошлом году. 92 % этих выступлений можно классифицировать как выступления в защиту украинского языка, или выступления против предложенных властями законопроектов и принятого закона о языках, который расширял официальные сферы возможного применения русского языка и, по мнению украинских националистов, де-факто придавал ему статус второго государственного.

Проблема языка, а в частности языковой идентичности актуальна для современного политического процесса. Главная ее особенность заключается в том, что будучи предметом спекуляций в предвыборный период, лингвистические отношения приобретают четко выраженный политический характер, который влияет на актуализацию в обществе конфликтов идентичности.

Исследование формирования украинской политико-языковой идентичности показало, что конфликты идентичности возникающих на языковой почве являются искусственными, и возникают в обществе на основе многообразия этносов и несовершенного языкового законодательства.

Языковая идентичность если не прямо, то косвенно через свою большую символичность, рациональное и подсознательное отождествление ее с другими элементами того или иного этноса, идентификации ее с определенными историческими событиями, образами, за счет своего центрального места в культурной идентичности, способна влиять на политическое единство сообщества.

Список использованных источников

1. Jake Townsend Branding peace: Norway's Identity put to the test [Електронний ресурс] - Режим доступу:http://www. huffingtonpost.com/iake-townsend/branding-peace-norways-id b 918229.html

2. Кулик В. Мовна пол^ика УкраТни: дГГ влади, думки громадян. Розшифровка запису лекцГГ 08.09.10[Електронний ресурс] -Режим доступу:http://www.po[it.ua/[ectures/2010/11/09/ku[ik. html

3. Пивоваров Ю. Чинники сусптьно-пол^ично'Гактивност громадян УкраТни в дискурс «розкол / розмежування» // Пол^ичний менеджмент. - 2009. - № 4. - С. 61-69

4. Ротар Н. Проблеми етнонацюнального розвитку у пере-двиборному дискура пол^ичних партш УкраТни // Науковi прац1 вторичного факультету Запорiзького нацюнального ушверситету. - Запорiжжя; ЗНУ, 2010. - Вип. XXVIII. - С. 295 - 301

5. Кузьменко Т. Особливост лептимацп пол^ично'Г влади в УкраТ'ш // Вюник СевНТУ : зб. наук. пр. / Вид-во Севастоп. нац. техн. ун-ту, 2010. - Вип. 112: Полтолопя. - С. 147-151

6. Масенко Л. Мовна ситуа^я в УкраТ'ш: соцюлшгвютичний аналiз // Мовна пол^ика та мовна ситуа^я в УкраГ'нк Аналiз та рекомендацп / За ред. Юлiане Бестерс-ДтьГер. - Вид. дiм «Киево-Могилянська академiя», 2008. - С. 96-131

7. Полщук I. О. Мантуляцшш технологи у президентськш виборчiй кампанп 2009-2010 в УкраТ'ш // Гшея: наук. вкн. — К., 2010. — Вип. 31. — С.410-417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.