Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ НЕДОВОЛЬНЫХ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ НЕДОВОЛЬНЫХ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО Я / ADOLESCENTS / I-CONCEPT / IMAGE OF THE PHYSICAL SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаустова М.Н.

Статья посвящена исследованию проблемы восприятия внешности подростками в связи с их Я-концепцией. Образ физического Я рассматривается как элемент Я-концепции. В данной связи рассматриваются компоненты Я-концепции: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE I-CONCEPT OF ADOLESCENTS IN ITS DISSOLUTION

The article is devoted to the study of the problem of perception of appearance by adolescents in connection with their self-concept. The image of the physical self is regarded as an element of the self-concept. In this connection, components of the self-concept are considered: cognitive, emotional-value and behavioral.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ НЕДОВОЛЬНЫХ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ»

3. Декарт, Р. Сочинения / Пер. с лат. В.И. Пикова, В.В. Соколова и др. -Спб.: Наука, 2015. - 648 с.

4. Чебан, А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства [Текст] / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.

5. Фахрудинова, Э.Р., Тетюев, Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.

УДК 159.9.07

Хаустова М.Н. студент магистратуры 1 курса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» Россия, г. Оренбург ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ НЕДОВОЛЬНЫХ

СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ

Аннотация: статья посвящена исследованию проблемы восприятия внешности подростками в связи с их Я-концепцией. Образ физического Я рассматривается как элемент Я-концепции. В данной связи рассматриваются компоненты Я-концепции: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий.

Ключевые слова: подростки, Я-концепция, образ физического Я.

Khustova M.N.

Master's degree student, 1 year FGBOU VO "Orenburg State Pedagogical University"

Russia, Orenburg FEATURES OF THE I-CONCEPT OF ADOLESCENTS IN ITS

DISSOLUTION

Annotation: the article is devoted to the study of the problem of perception of appearance by adolescents in connection with their self-concept. The image of the physical self is regarded as an element of the self-concept. In this connection, components of the self-concept are considered: cognitive, emotional-value and behavioral.

Key words: adolescents, I-concept, the image of the physical self.

Исследование проблемы отношения к внешности, как социально-психологического феномена, является новым направлением. В науке освещены общепсихологические вопросы соотношения душевного и физического начала в человеке. Однако, недостаточно раскрыта проблема восприятия тела, внешности, в связи с внутренними психологическими особенностями и социально навязываемыми стандартами.

Наиболее продуктивным является рассмотрение данного феномена как составляющей Я-концепции подростка. Следовательно, особенно актуальной проблема внешности становится в подростковом возрасте, поскольку в данный период происходит качественное изменение самосознания, Я-концепции и образа мира (В. С. Агеев, И. С. Кон, С.В. Кривцова, А.В. Петровский, Х. Ремшмидт).

Практическая актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе внешность занимает одно из лидирующих мест в стандарте успешной личности. Социальные группы диктуют свою моду и нормы правильного и красивого облика человека. Происходит подмена важности внутренней составляющей человека, его собственных успехов и достижений, внешним образом. На выстраивающуюся Я-концепцию подростка имеют огромное влияние представления о себе и собственной идентичности. По данным Х. Ремшмидта, около половины девочек-подростков и треть мальчиков-подростков в период полового созревания озабочены размерами своего тела, фигурой и весом. Сверхзначимость этих параметров ведет к неадекватно высокой их значимости для самооценки и Я-концепции личности, что часто сопровождается довольно серьезными эмоциональными переживаниями, которые могут приводить к дезадаптации личности подростка. По данным В.В. Ковалевой последствием негативного восприятия собственной внешности у подростка может стать дисморфофобия - «болезненная идея мнимого или необоснованно преувеличенного недостатка».

Одной из социально-психологических проблем исследования является отсутствие дифференциации нейтрального воздействия социума, являющегося нормой для пребывания в нем индивида, и негативного, в котором навязываются стандарты красоты, зачастую не достижимые для большинства людей. Находясь под давлением социальных сетей, институтов красоты, здоровья и моды, индивид прибегает к различным преобразованиям внешности, что негативным образом отражается на несформировавшейся Я-концепции подростка.

Одним из первых исследованием «Я-концепци» занялся У. Джемс. Он понимал «Я-концепцию» как динамическую систему представлений человека о самом себе, включающую в себя осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценку, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Представления о «Я-концепции» У. Джемс систематизировал следующим образом:

- духовное Я - внутренние субъективные установки индивида;

- материальное Я - то, что человек отождествляет с собой;

- социальное Я - социальная роль, признание общества;

- физическое Я - тело человека, его первичные биологические потребности [2].

В своем исследовании мы будем опираться на подход отечественной психологии, при котором образ физического Я рассматривается как один из элементов Я-концепции (И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова).

Р. Бернс определял Я-концепцию как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой.

Структура Я-концепции является многоуровневой и включает в себя такие составляющие, как: компоненты, модальности, уровни (аспекты), временные и искажающие составляющие Я-концепции.

В Я-концепции, как совокупности установок, направленных на себя, выделяют 3 структурных компонента:

- когнитивный компонент по Р. Бернсу - «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе, своих способностях, внешности и социальной значимости;

- эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, к которому относят систему самооценок (в психологическом плане неразрывно связан с когнитивным компонентом);

- поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе), например, стремление быть понятым, завоевать симпатию окружающих, повысить свой статус или противоположные желания: остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть недостатки и др. [1].

Представление о собственной внешности - часть размышлений человека о себе и своем месте в обществе [6]. Внешний облик является важным образованием в структуре личности, ее Я-концепции, который оказывает влияние на межличностную и эмоциональную сферы, а также на протекание объективных жизненных процессов [3]. Физический образ Я занимает ведущее место в формировании Я-концепции и идентичности личности (У. Джеймс, В.Н. Куницына, Е.Т. Соколова).

Так как в подростковом возрасте содержанием ведущей деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, то мнения и оценки референтной группы приобретают наибольшую субъективную значимость [5]. Особое значение придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников [4], а так же, то в какой мере его лицо, фигура, прическа и пр. соответствуют половой идентификации «Я как мужчина» или «Я как женщина».

Предметом нашего исследования являются содержательные характеристики Я-концепции подростков недовольных своей внешностью.

В качестве исследовательского инструмента для исследования особенностей эмоционально-оценочного компонента Я-концепции выступили «Методика исследования самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной и «Опросник образа собственного тела» О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи. По результатам опросника «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабу,

модифицированный Е.В. Белугиной, было выявлено отражение самооценок различных параметров внешности на уровне поведенческого компонента образа физического Я, наряду с оценочно-содержательной интерпретацией компонентов внешнего облика.

Исследование проводилось на базе МОАУ «СОШ № 87», количество испытуемых - 60, из них из них 34 девочки и 26 мальчиков.

При исследовании эмоционально-оценочного компонента Я-концепции через самоотношение к образу физического Я (Рис.1), испытуемыми был показан в основном низкий уровень (45 чел.-75%) оценки своей внешности, наряду с высоким уровнем личностной значимости. Наиболее высокой степенью неудовлетворенности представлены анатомические характеристики. Низкая самооценка своей внешности свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе, или о защитной реакции. 9 испытуемых (15%) показали средний (нормальный) уровень самооценки внешности, что свидетельствует о правильности понимания подростком собственного тела. У 6 (10%) испытуемых самооценка находится на высоком уровне.

50

зе ш ш о

ш у

о т

с: о ас

40

30

20

10

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Уровень самооценки внешности

0

Рис.1 Результаты исследования самоотношения к образу физического

Я.

По результатам диагностики по «Опроснику образа собственного тела» (Рис.2) 55 человек (91,7%) показали низкий уровень, что соответствует выраженной неудовлетворенности собственным телом, проявляющейся в беспокойстве о собственном весе, самокритичности, избегании внимания к себе со стороны окружающих, неприятии своего внешнего облика. Удовлетворенность своим телом показали 5 человек (8,3%), они не считают свое тело некрасивым и комфортно чувствуют себя при взаимодействии с окружающими.

Рис. 2 Результаты диагностики отношения к образу собственного тела Результаты опросника «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» показали преобладание отрицательных и крайне негативных оценок, так испытуемые часто употребляли в отношении своего внешнего облика такие характеристики как: некрасивый, непривлекательный, плохо сложенный, неэффектный.

Исследуя взаимосвязь образа тела и степени удовлетворенности своей внешностью, мы выяснили, что степень удовлетворенности своей внешностью положительно связана по отношению к образу тела (г = 0.7, p<0,05).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки, неудовлетворенные своей внешностью имеют негативный образ тела, нарушен эмоционально-оценночного компонент Я-концепции.

Использованные источники:

1. Большой психологический словарь / сост. Мещеряков Б., Зинченко В. -Олма-пресс, 2004. - 672 с.

2. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М. : Педагогика, 1991. - 420 с.

3. Карабина Ю.С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного Я у женщин //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 4. С. 144-148.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1999. - 456 с.

5. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

6. Тарханова П.М., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 52-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.