Научная статья на тему 'ФОТОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ'

ФОТОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
фототерапия / самосознание / интегральная самооценка / самопринятие телесного Я. / phototherapy / self-awareness / integral self-esteem / self-acceptance of the bodily self.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова М.К., Персиянцева С.В.

В статье рассматриваются понятия «самосознание», «образ Я», «Я-концепция», «самооценка» с позиций различных научных подходов. Описан метод психокоррекции самооценки. Приведены результаты о влиянии психокоррекции на интегральную самооценку личности и на позитивное формирование оценки своей внешности, самопринятию своего телесного Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOTHERAPY AS A TOOL FOR SELF-ASSESSMENT CORRECTION

The article examines the concepts of "self-awareness", "self-image", "self-concept", "self-esteem" from the standpoint of various scientific approaches. The method of psycho-correction of self-esteem is described. The results on the influence of psychocorrection on the integral self-esteem of the individual and on the positive formation of the assessment of one's appearance, self-acceptance of one's bodily self are presented.

Текст научной работы на тему «ФОТОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ»

ФОТОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ

Акимова М.К.

Российский государственный гуманитарный университет, профессор, доктор психологических наук Персиянцева С.В.

Российский государственный гуманитарный университет,

кандидат психологических наук Психологический институт РАО, ученый секретарь

PHOTOTHERAPY AS A TOOL FOR SELF-ASSESSMENT CORRECTION

Akimova M.

Russian State University for the Humanities, Professor, Doctor of Psychology Persiyantseva S. Russian State University for the Humanities Associate Professor Psychological Institute of Russian Academy of Education

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «самосознание», «образ Я», «Я-концепция», «самооценка» с позиций различных научных подходов. Описан метод психокоррекции самооценки. Приведены результаты о влиянии психокоррекции на интегральную самооценку личности и на позитивное формирование оценки своей внешности, самопринятию своего телесного Я.

Abstract

The article examines the concepts of "self-awareness", "self-image", "self-concept", "self-esteem" from the standpoint of various scientific approaches. The method of psycho-correction of self-esteem is described. The results on the influence of psychocorrection on the integral self-esteem of the individual and on the positive formation of the assessment of one's appearance, self-acceptance of one's bodily self are presented.

Ключевые слова: фототерапия, самосознание, интегральная самооценка, самопринятие телесного Я.

Keywords: phototherapy, self-awareness, integral self-esteem, self-acceptance of the bodily self.

Одно из центральных мест среди психологических характеристик развития личности занимает самосознание. Представления о самосознании, его сущности, структуре и проявлениях имеют давнюю историю и определённые философско-этические предпосылки, что нашло своё отражение в существовании ряда подходов, концепций и многих эмпирических исследований, посвящённых этому психологическому феномену [1, 7, 8, 9, 15, 18]. Важной его составляющей является самооценка, которая рассматривается как отечественными, так и западными исследователями в качестве показателя зрелости личности наряду с такими понятиями как «Я», «образ Я», «Я-концепция», «самоотношение» [4, 6, 17, 24].

Предметом таких исследований являются возникновение и развитие самосознания, его уровни, структура и компоненты «образа Я», психические процессы, при помощи которых индивид осознаёт, оценивает и концептуализирует себя, функции самооценки и многое другое. Понятие «самооценка» в этих работах не имеет однозначной трактовки, но чаще всего отражает многообразные стороны самопознания. Вообще исследователи отмечают достаточно большую терминологическую неопределённость при определении разных сторон самосознания. Наибольшая согласованность существует в отношении «Я-концепции», которая определяется

как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой [2]. В «Я-концеп-ции» выделяют две стороны: описательную, представляющую собой знание о себе (а также процесс получения этих знаний), и оценочную, называемую в зависимости от характера оценивания самооценкой, самопринятием, самоотношением, самоуважением [11]. Я-концепции (или отдельным её аспектам) отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - её возможностей, направленности, степени реализации, активности, общественной значимости, что определяет важность её развития, достижения уровней адекватности и оптимальности.

Знание человека о себе, его представления о разных сторонах собственного Я порождают их оценку, эмоциональное к ним отношение. Хотя понятие Я предполагает внутреннее единство и тождественность личности, в реальности индивид имеет не один, а некоторое множество «образов Я», каждый из которых оценивается и определяет уровень принятия человеком самого себя. Некоторые представления человека о себе («образы я») являются как бы сердцевиной Я-концепции, занимают относительно центральное место по сравнению с другими, периферийными. Предметом самооценки человека могут быть среди прочего и его внешность, его тело, физическое Я.

Обобщённая оценка человеком самого себя должна зависеть от частных самооценок, а также от их субъективной значимости [3, 5, 19, 22]. Те люди, для которых физическое Я в их Я-концепции играет важную роль, должны иметь идеальный образ тела, желаемый для них, то есть представления о таком своём физическом Я, каким бы они желали обладать. Но, несмотря на кажущуюся очевидность и распространённость таких представлений, прямых доказательств того, что обобщённая самооценка человека зависит от его частных самооценок, взвешенных по уровню их центральности, не получено [19]. Более того, некоторые исследования показали, что общая самооценка не интегрируется из частных, взятых с учётом их субъективной значимости [20, 21, 23]. Её иногда рассматривают как целостное, одномерное и универсальное образование, отражающее уровень общего положительного отношения к себе, независимого от знаний о себе, либо разделяют в ней оценочный (отношение к себе как носителю определённых свойств) и эмоциональный (самопринятие себя вне зависимости от своих свойств) аспекты [17].

Таким образом, можно констатировать, что существуют разнообразные подходы к проблеме построения модели самооценки и её становления у индивида, а также нередко несогласующиеся между собой эмпирические данные, касающиеся взаимосвязей общей и частных самооценок, в том числе самооценок физического Я.

Рассматривая частные самооценки и их роль в развитии общей самооценки, ряд исследователей обращаются к изучению образа физического Я. Эта традиция идёт от З.Фрейда, подчёркивавшего важнейшую роль тела, телесного опыта, телесного переживания в развитии эго-структур. Позднее А.Адлер показал существование тесной связи между образом телесного Я и самооценкой [16].

Важнейшими источниками формирования представлений о собственном Я служат размеры тела и его форма, его способности к функционированию, внешность и её сопоставление с идеальным образом и пр.. Образ физического Я (Образ тела) является одним из аспектов Я-концепции, подлежащих оцениванию и эмоциональному отношению. В настоящее время Образ тела чаще всего рассматривается как сложное комплексное единство восприятия, установок, представлений и оценок, связанных с телесной внешностью и с функциями тела [9, 10, 23]. В этой парадигме изучаются взаимозависимости между удовлетворённостью-неудовлетворё-ностью телом и разными личностными чертами и состояниями (депрессией, ощущением личностной защищённости, успешностью самореализации и др.). Наибольшее количество исследований представлено в клинической психологии, в работах, опирающихся на психоаналитические концепции.

Вместе с тем, неоправданно мало внимания уделяется проблеме коррекции самооценки, опирающейся на образ физического Я. Целью нашего исследования было изучить, насколько существенными могут быть влияния на интегральную самооценку личности представлений индивидов о себе,

происходящие вследствие реальных изменений образа физического Я и оценок собственной внешности.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

• Фототерапия позитивно влияет на оценку своей внешности и самопринятие своего телесного Я;

• Фототерапия способствует повышению интегральной самооценки личности;

• Самопринятие своего телесного Я ведёт к понижению влияния другого на отношение к своему телу;

Методы исследования. В качестве инструмента коррекции самооценки собственной внешности использовался метод фототерапии (сеансы фототерапии проводила И.В.Морозли, выпускница Университета Российской Академии Образования). Основным содержанием фототерапии в нашем исследовании являлось восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением. Фотографии позволяют сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. На них запечатлены разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, что позволяет использовать их в качестве инструмента изучения телесного образа Я.

Для решения поставленных задач использовались фотосессии, в процессе которых создавались наборы фотографических изображений, с которыми испытуемые в дальнейшем должны были работать. С каждым испытуемым проводилось четыре индивидуальных фотосессии продолжительностью от 30 до 40 минут, промежуток между которыми составлял две недели. В этот период испытуемые самостоятельно работали с фотографиями. Количество фотографий в каждой фотосессии было индивидуально и варьировало от 37 до 198 штук в зависимости от активности и подвижности испытуемого.

В каждой фотосессии проводился также анализ прошедшего самостоятельного периода работы с фотографиями. Самостоятельная работа с фотографиями состояла из четырёх этапов:

• Выбор 7-10 фотографий, сделанных в течение прошедшей фотосессии, на которых испытуемый больше всего себе не нравится;

• Разотождествление с выбранными фотографиями методом визуализации;

• Фиксация тех характеристик, которые не нравятся в выбранных изображениях;

• Нахождение и фиксация в выбранных изображениях положительных сторон.

Наряду с психокоррекционным методом фототерапии в исследовании использовался ряд психодиагностических методик. Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина и С.Р.Пантилеева позволял выявить три иерархических уровня самоотношения, различающиеся по степени обобщённости: 1) глобальное самоотношение; 2)самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосим-патии, самоинтересу и ожиданию положительного отношения от других; 3)выраженность установки

на те или иные внутренние действия в адрес «Я» [12].

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан направлена на выявление уровней частных самооценок по ряду критериев, в том числе по критерию «внешность» [13]. В этой психосемантической методике применяется шкалирование ряда личных качеств посредством проставления значков на вертикальных линиях.

Методика диагностики телесного Я, разработанная И.В. Лыбко, представляет собой опросник, позволяющий получить информацию по двум факторам - «самопринятие образа телесного Я» и «влияние другого на отношение к своему телу» [9].

По окончании работы с каждым испытуемым проводилось диагностическое интервью с целью выявления удовлетворённости методом фототерапии и его эффективности.

В исследовании принимали участие две группы испытуемых - экспериментальная и контрольная, численностью по 40 человек каждая. Обе группы были идентичны по следующим социально -демографическим признакам:

• Тендерному - шесть мужчин (15%) и тридцать четыре женщины (85%);

• Уровню образования -тридцать шесть человек (90%) с высшим и четыре человека (10%) со средне-специальным образованием;

• Семейному положению -тридцать человек (75%) не состоят в браке и десять человек (25%) состоят в браке;

Коэффициент корреляции между интегральной самооценкой и позитивной оценкой своей внешности (по Дембо-Рубинштейн) в экспериментальной группе равен 0,59 (значим при р< 0,01), а в контрольной группе 0,10 (незначим). Коэффициент корреляции между интегральной самооценкой и фактором принятия телесного Я в экспериментальной группе равен 0,30 (незначим), в контрольной группе -0,08 (незначим).

Таким образом, наше предположение о значимости физического Я для общего самоотношения у индивидов, пожелавших заняться коррекцией оценки своей внешности с помощью фототерапии, подтвердилось частично, только для оценки своей внешности, но не для показателя принятия своего телесного Я. Это мы объясняем тем, что две использованные нами методики для оценки физического Я выявляют разные его стороны: если с помощью ме-

• Возрасту - два человека (5%) до 27 лет, двенадцать человек (30%) от 27 до 35 лет, шестнадцать человек (40%) от 36 до 44 лет, десять человек (25%) от 51 до 59 лет.

Группы формировались в зависимости желания (экспериментальная) или нежелания (контрольная) участвовать в коррекционных занятиях.

Исследование для экспериментальной группы состояло из трёх этапов: 1) диагностический до начала фототерапии; 2) психокоррекционный методом фототерапии; 3) диагностический по окончании фототерапии. Для контрольной группы было два этапа исследования - первый и третий.

Анализ и обсуждение результатов. Сначала мы выявили взаимосвязь между оценками внешности и общим уровнем самоотношения в каждой из групп испытуемых. Мы предполагали, что такой частный аспект образа Я как внешность будет занимать одно из центральных мест в самоотношении потому должен существенно сказываться на общей интегральной самооценке (самоотношении) у тех индивидов, которые выразили желание участвовать в сеансах фототерапии. Испытуемые контрольной группы внешность будут рассматривать как незначимый, второстепенный, периферийный аспект собственного Я, вследствие чего он будет мало влиять на интегральную самооценку.

Для выяснения этого вопроса мы использовали корреляционный метод Спирмена. Усреднённые показатели оценок внешности, самопринятия телесного Я и влияния другого на отношение к своему телу, а также интегральной самооценки приведены в таблице 1.

Таблица 1

тодики Дембо-Рубинштейн мы заставляем испытуемого прямо оценить свою внешность, выразить степень своего позитивного к ней отношения, то фактор «принятие телесного Я» опросника Лыбко включает в себя также оценки своего здоровья, физической выносливости, ловкости, склонностей к демонстративности и представлениями оценок своей внешности окружающими людьми. Вопросов же, касающихся оценок своей внешности, в этом факторе всего 6 из 22 (27 %). На различия в тех конструктах, которые оцениваются методиками Дембо-Рубинштейн и И.В.Лыбко, указывают и уровни взаимосвязей их показателей, различающиеся для эксперименталной и контрольной групп. Коэффициент корреляции между показателями этих двух методик в экспериментальной группе равен 0,48 (р< 0,01), а в контрольной этот коэффициент отрицательный, немного не достигающий уровня значимости (-0,29).

Описательная статистика экспериментальной и контрольной групп до начала фототерапии

Группа Интегральная самооценка (ОСО) M SD Внешность (Дембо-Рубинштейн) M SD Самопринятие телесного Я (И.В.Лыбко) M SD Влияние другого на отношение к телесному Я M SD

Экспериментальная 14,2 4,4 53,7 13.3 11,5 2,9 9,8 2,4

Контрольная 14,4 4,6 57,6 13,9 12,4 3,1 10,6 2,9

Мы предполагаем, что возможно не физическое Я в целом имеет особую значимость для тех индивидов, которые решили принять участие в сеансах фототерапии, а только степень позитивной оценки своей внешности. Именно внешность важна для этих индивидов как фактор формирования интегрального самоотношения.

На следующем этапе анализа выяснялось, есть ли различия между экспериментальной и контрольной группами по методикам исследования самооценок до начала фототерапии. Как видно из таб.1, эти различия невелики, а использование непараметрического критерия различий Манна-Уитни показало, что ни по одной из использованных диагностических методик значимых различий не было. Следовательно, экспериментальная и контрольная группы до начала фототерапии были примерно равны по уровням интегральной самооценки, а также оценки своей внешности, принятия своего телесного Я и степени влияния другого на отношение к своему телу.

Таблица 2

Описательная статистика экспериментальной и контрольной групп после фототерапии_

Группа Интегральная самооценка (ОСО) M SD Внешность (Дембо - Рубинштейн) M SD Самопринятие телесного Я (И.В.Лыбко) M SD Влияние другого на отношение к телесному Я M SD

Экспериментальная 18,2 6,3 76,3 15,2 14,2 4,1 8,5 2,6

Контрольная 14,5 4,7 53,6 13,1 11,6 3,2 10,4 2,9

Показатели диагностических методик по завершении фототерапии с экспериментальной группой представлены в таблице 2. Как видно из этой таблицы, экспериментальная и контрольная группы стали заметно различаться. При этом интегральная самооценка, оценка внешности и уровень самопринятия телесного Я в экспериментальной группе стали превосходить соответствующие показатели контрольной группы, а уровень влияния другого на отношение к своему телу стал ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Чтобы оценить значимость выявленных различий, мы ещё раз использовали критерий Манна-Уитни и нашли, что группы стали существенно различаться ( на уровне p<0,01 для показателей интегральной самооценки, оценки внешности и самопринятия телесного Я; на уровне p<0,05 для показателя влияния другого на отношение к своему телу).

Для оценки существенности сдвигов, происшедших в экспериментальной группе под влиянием фототерапии, мы использовали критерий Т-Уил-коксона. Изменения в позитивности оценок своей внешности (Тэмпир. = 69 при Ткрит.=238) и самопринятия телесного Я (Тэмпир. = 57 при Ткрит.=238) значимы на уровне p< 0,01. Таким образом, сеансы фототерапии положительно отразились на отношении к собственной внешности и уровне принятия телесного Я.

Далее мы посмотрели, не изменились ли под воздействием каких-либо неучтённых нами факторов эти показатели (и если изменились, то насколько существенно) в контрольной группе за тот период времени, в течение которого применялась фототерапия по отношению к испытуемым экспериментальной группы. Показатели Т-крите-рия Уилкоксона в контрольной группе таковы: по фактору «внешность» Тэмпир. = 300,5 при Ткрит.=286 (для p<0,05); по фактору «самопринятие своего телесного Я» Тэмпир. = 308 при Ткрит.=286 (для p<0,05). Оба эмпирических показателя превышают критические, что свидетельствует о том, что в контрольной группе не произошло значимых изменений в показателях физического Я. Следовательно, существенные сдвиги в оценках своей внешности и уровне самопринятия, наблюдаемые в экспериментальной группе, вызваны именно фототерапией, а не иными, неучтёнными нами факторами.

Далее мы проанализировали, изменилась ли и насколько значимо интегральная самооценка за

рассматриваемый период времени у испытуемых обеих групп. По Т-критерию Уилкоксона получены следующие значения:

- В экспериментальной группе Тэмпир. = 89 при Ткрит.=238 (значимость изменений на уровне p<0,01);

- В контрольной группе Тэмпир. = 294 (изменения незначимы).

Следовательно, фототерапия привела к повышению интегральной самооценки. Наше предположение о том, что этот метод положительно отразится не только на самооценке своего физического Я, но и на общей самооценке, подтвердилось.

На следующем этапе анализа оценивалось изменение фактора «влияния другого на отношение к своему телу» под влиянием фототерапии. Как уже отмечалось выше, в экспериментальной группе наблюдается снижение этого показателя, но это снижение не достигает уровня значимости (Тэм-пир. = 291,5 при Ткрит.=286 для p<0,05). Не изменился этот показатель и в контрольной группе (Тэмпир. =299,0 при Ткрит.=286 для p<0,05).

Таким образом, такой аспект самоотношения как влияние окружающих на восприятие фигуры индивида, его тела, одежды, умений одеваться не меняется под воздействием фототерапии. Такое «отражённое» отношение к своему физическому Я оказалось мало связанным с другими сторонами самооценки, о чём свидетельствуют корреляции, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Коэффициенты корреляции (по Спирмену) между показателями физического Я и влиянием другого на

отношение к своему телу

Группа Корреляция между принятием телесного Я и влиянием другого Корреляция между оценкой внешности и влиянием другого

до фототерапии после фототерапии до фототерапии после фототерапии

Экспериментальная 0,17 - 0,42 0,21 - 0,25

Контрольная 0,06 - 0,18 0,23 - 0,03

Как видно из таблицы 3, взаимосвязь между уровнем влияния другого на отношение к своему телу и показателями самооценок внешности и принятия своего телесного Я отсутствует в обеих группах до начала фототерапии (корреляции незначимы). После фототерапии в экспериментальной группе появилась значимая отрицательная корреляция между влиянием другого и принятием телесного Я ф<0,01), а также отрицательная корреляция между влиянием другого и самооценкой внешности, не достигающая уровня значимости, но явно отражающая определённую тенденцию. На основании полученных данных можно предположить, что фототерапия привела к снижению зависимости отношения к своему телу от мнений окружающих. Бо-

лее того, чем ниже оценки окружающими физических данных индивидов, тем выше их собственные оценки внешности и уровень принятия телесного Я.

Подводя итог рассмотренным результатам, можно считать, что чем эффективнее воздействие фототерапии, тем более позитивными, самостоятельными, независимыми от окружающих становятся оценки своего физического Я.

Оказала ли фототерапия аналогичное влияние на интегральную самооценку (самоотношение)? Для того, чтобы выяснить это, мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена для оценки взаимосвязей между уровнем влияния другого на отношение к своему телу и показателями интегральной самооценки. Коэффициенты корреляции представлены в таблице.

Таблица 4

Коэффициенты корреляции (по Спирмену) между показателями интегральной самооценки и влиянием

другого на отношение к своему телу

Группа До фототерапии После фототерапии

Экспериментальная 0,07 - 0,24

Контрольная 0,30 0,27

Все коэффициенты корреляции, отражённые в таблице, незначимы. Таким образом, сеансы фототерапии не сказались на участии «отражённого» самоотношения к телесному Я в общей интегральной самооценке. Наши данные свидетельствуют о том, что представления других о физическом Я индивидов не влияют на их интегральную самооценку, и фототерапия не изменяет такого положения вещей. Интегральная самооценка является более устойчивым образованием по сравнению с образом физического Я, менее подверженном влиянию окружающих, их оценкам физического Я субъекта, его внешности.

Беседа, проведённая после фототерапии с её участниками, показала, что все удовлетворены процедурой фототерапии (продолжительностью и структурой фотосессий), высоко оценивают её эффективность по отношению к себе (средний уровень эффективности по самооценкам 76,1%), но при этом половина испытуемых считает, что фотосессий должно быть больше (8-10), а четверть испытуемых полагает, что они должны проходить чаще (один раз в неделю).

Таким образом, наше исследование показало большие коррекционные возможности фототерапии в плане её воздействия на разные стороны самооценки. Вместе с тем, нельзя не отметить, что этот метод требует дальнейшего изучения. Так, пока не раскрыто влияние на эффективность фототерапии возрастных, гендерных и индивидуально-

личностных характеристик человека; остаётся не выясненным, можно ли использовать этот метод для решения других личностных проблем, а не только проблем самооценки; возможна ли самостоятельная фототерапия по специально разработанным индивидуальным программам и пр.

В результате проведённого исследования возможностей влияния фототерапии на самооценку индивидов были сделаны следующие выводы:

1. Фототерапия способствует формированию позитивной оценки своей внешности и самопринятию своего телесного Я.

2. Фототерапия положительно влияет на интегральную самооценку личности.

3. Самопринятие своего телесного Я ведёт к понижению влияния другого на отношение к своему телу.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах. М.: Проект -Ф, 2001.

4. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.

5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

6. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.

7. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

8. Кон И.С.В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.

9. Лыбко И.В. Методика «Диагностика телесного Я» // Психологическая диагностика. 2008. N° 3. С. 5-21.

10. Налчаджян А.А. Соцально-психологиче-ская адаптация (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.

11. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Московского университета, 1991.

12. Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во Московского университета, 1988.

13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.Спб.: Питер, 2007.

14. Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.

16. Самосознание и защитные механизмы личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2016.

17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983.

18. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.

19. Coopersmith S.The antecedents of self-esteem. San Francisco, 1967.

20. Hoge D., McCarthy J. Influence of individual and group identity salience in the global self-esteem of youth // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 47. P. 403-414.

21. Marsh H.W. Global self-esteem : its relation to specific facets of self-concept and their importance // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51. № 6.

22. Rosenberg M. Psychological selectivity in self-esteem formation / Social psychology of the self-concept / H. Kaplan (Eds.). New York: Basic Books, 1982. P. 535-546.

23. Seligman M. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. New York: Random House, 2006.

24. Wylie R.C. The self-concept. V.2. Lincoln, London: University of Nebraska Press, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.