Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СПОРТСМЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ / ЛИЧНЫЕ СТАНДАРТЫ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / PERFECTIONISM / PERSONAL MATURITY / ATHLETES / PARENTAL EXPECTATIONS / PERSONAL STANDARDS / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берилова Елена Игоревна, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна

Перфекционизм является многомерным феноменом, его различные формы могут, как активизировать деятельность, направленную на достижение высоких результатов, так и оказывать негативное влияние, вызывая эмоциональное перенапряжение у человека. В статье приводятся результаты исследования особенностей взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости у спортсменов. В исследовании было установлено, что чем ниже уровень личностной зрелости спортсменов, тем в большей мере они будут стремиться соответствовать высоким родительских ожиданиям и следовать завышенным личным стандартам. В свою очередь, чем выше уровень личностной зрелости у спортсменов, тем больше у них будут проявляться конструктивные формы перфекционизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Берилова Елена Игоревна, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RELATION OF PERFECTIONISM AND PERSONAL MATURITY AT ATHLETES

Perfectionism is a multidimensional phenomenon, its various forms can both activate activities aimed at achieving high results, and have a negative impact, causing emotional stress in a person. The article provides the results of a study of the features of the relationship between perfectionism and personal maturity in athletes. The study found that the lower the level of personal maturity of athletes, the more they will strive to meet high parental expectations and follow inflated personal standards. In turn, the higher the level of personal maturity in athletes, the more they will manifest constructive forms of perfectionism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СПОРТСМЕНОВ»

7. Долгова, В. И. Факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 117-121.

8. Киселев, А.А. Дистанционное обучение студентов : проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса / А. А. Киселев // Развитие образования. - 2020. - № 2 (8). - С. 97-100.

9. Меркушева, Ю.С. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов / Ю.С. Меркушева, Ю. Н. Казаков // Акмеология. - 2016. - № 1 (57). - С. 103-107.

10. Минияров, В.М. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности / В. М. Минияров, А. Е. Эстерле // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. - 2017. - № 1. - С. 26-27.

11. Соколовская, И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И. Э. Соколовская // Цифровая социология. - 2020. - № 2. - С. 46-54.

REFERENCES

1. Andrienko, O.A. (2020), "On the problem of professional motivation of students-psychologists", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 9, No. 2 (31), pp. 303-306.

2. Arendachuk, I.V. (2016), "Change of educational and professional motivation of students in the process of studying at the university", Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education, No. 4, pp. 193-198.

3. Basaliy, R.V. (2020), "Development of student motivation in the conditions of distance learning», World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (accessed 03 March 2020).

4. Baryshnikova, E.V. (2019), "Psychological and pedagogical technologies in the professional activity of a psychologist in the field of education", Baltic Humanitarian Journal, No. 4 (29), pp. 21-24.

5. Garanina, Zh.G. (2020), "Motivation of professional self-development of university students using distance educational technologies", Bulletin of Don national university Ser. D: Philology and psychology, No. 1, pp. 133-137.

6. Gribkova, O.V., Sharagin, V.I., Klimova, L.Yu. and Fedorova, T.Yu. (2020), "Research of educational and professional motivation of students of psychological specialties", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 559-566.

7. Dolgova, V.I. and Golieva, G.Yu. (2016), "Factor analysis of the development of motivation for the professional activity of future pedagogical psychologists", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 5, pp. 117-121.

8. Kiselev, A.A. (2020), "Distance learning of students: problems and prospects for its development after the coronavirus pandemic", Development of education, No. 2 (8), pp. 97-100.

9. Merkusheva, Yu.S. and Kazakov, Yu.N. (2016), "Development of professional motivation of psychology students", Acmeology, No. 1 (57), pp. 97-100.

10. Miniyarov, V.M. and Esterle, A.E (2017), "Factors of professional self-development of a teacher-psychologist in the course of professional activity", Bulletin of RUDN. Series: Psychology and Pedagogy, No. 1, pp. 26-27.

11. Sokolovskaya, I.E. (2020), "Socio-psychological factors of student satisfaction in the context of digitalization of education during the COVID-19 pandemic and self-isolation", Digital Sociology, No. 2, pp. 46-54

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СПОРТСМЕНОВ

Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат

психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Перфекционизм является многомерным феноменом, его различные формы могут, как активизировать деятельность, направленную на достижение высоких результатов, так и оказывать негативное влияние, вызывая эмоциональное перенапряжение у человека. В статье приводятся результаты исследования особенностей взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости у спортсменов. В исследовании было установлено, что чем ниже уровень личностной зрелости спортсменов, тем в большей мере они будут стремиться соответствовать высоким родительских ожиданиям и следовать завышенным личным стандартам. В свою очередь, чем выше уровень личностной зрелости у спортсменов, тем больше у них будут проявляться конструктивные формы пер-фекционизма.

Ключевые слова: перфекционизм, личностная зрелость, спортсмены, родительские ожидания, личные стандарты, мотивация достижения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p340-343

FEATURES OF THE RELATION OF PERFECTIONISM AND PERSONAL MATURITY AT ATHLETES

Elena Igorevna Berilova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Julia Mi-khaylovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of

Physical Culture

Abstract

Perfectionism is a multidimensional phenomenon, its various forms can both activate activities aimed at achieving high results, and have a negative impact, causing emotional stress in a person. The article provides the results of a study of the features of the relationship between perfectionism and personal maturity in athletes. The study found that the lower the level of personal maturity of athletes, the more they will strive to meet high parental expectations and follow inflated personal standards. In turn, the higher the level of personal maturity in athletes, the more they will manifest constructive forms of perfectionism.

Keywords: perfectionism, personal maturity, athletes, parental expectations, personal standards, motivation of achievement.

Важнейшим аспектом спорта является стремление спортсменов подросткового возраста ставить завышенные цели и желание оправдать родительские ожидания. Известно, что именно ближайшее социальное окружение изначально оказывает влияние на формирование перфекционистких установок у спортсменов [3]. Высокий уровень перфекционизма, с одной стороны, может способствовать достижению спортсменами максимально высоких результатов в условиях жесткой конкуренции и выступать как фактор их личностного роста. С другой - может оказывать отрицательное влияние на отношения с другими людьми, являться фактором неудовлетворенности результатами своей деятельности, вызывать фрустрацию и чувство вины у спортсменов.

Основной задачей нашего исследования являлось изучение взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости у спортсменов. В исследовании приняли участие 52 спортсмена в возрасте 13-15 лет, занимающихся различными видами спорта. В исследовании использовались методы психодиагностики: Многомерная шкала перфекционизма Р. Фроста, тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха и методы математической статистики (корреляционный анализ по r критерию Пирсона).

Исследование особенностей перфекционизма у спортсменов показало, что у атлетов установлен высокий уровень организованности, стремление оправдать личные стандарты и родительские ожидания, а также, в целом, высокий уровень интегрального пока-

зателя перфекционизма. У спортсменов установлены высокие значения по таким показателям личностной зрелости как «Мотивация достижений», «Отношение к своему «Я», а также по интегральному показателю личностной зрелости.

Результаты корреляционного исследования позволили сделать следующее заключение. Установлена обратная достоверная взаимосвязь между показателем личностной зрелости «Мотивация достижения» и шкалой перфекционизма «Личные стандарты и родительские ожидания». Таким образом, чем выше ожидания родителей по отношению к своему спортсменам, тем ниже у них стремление достичь высоких результатов в деятельности.

Показатель личностной зрелости «Отношение к своему «Я» обратно коррелирует с такими шкалами перфекционизма как «Организованность»; «Родительская критика и сомнения в действиях»; «Личные стандарты и родительские ожидания». Родительская критика ведет к сужению Я-концепции, спортсмены под влиянием данной критики теряют уверенность в себе и соответственно перестают видеть себя с различных сторон. Для них крайне важно чувствовать опору и поддержку родителей. Реакция родителей на действия ребенка напрямую определяет его успех в спорте [2].

Показатель личностной зрелости «Жизненная установка» отрицательно коррелирует со всеми компонентами перфекционизма. Таким образом, чем выше уровень пер-фекционизма, тем хуже представления спортсменов о мире и людях, которые влияют на ощущение счастья. Возможно, связано это с тем, что спортсмены с высоким уровнем перфекционизма, ставя перед собой завышенные цели, оказываются в ситуации недостижимого счастья, неудовлетворенности от выполненной работы. Показатель личностной зрелости «Способность к психологической близости» с другим человеком положительно коррелирует с такими шкалами перфекционизма как «Организованность», «Личные стандарты и родительские ожидания». Исходя из полученных данных, чем более высокие требования спортсмены предъявляют к своей личности, тем легче они устанавливают межличностные контакты. И наоборот, доброжелательность к людям, эмпатия формируют организованность и дают возможность спортсменам рассматривать родителей как делегирующих чрезмерно высокие ожидания. Интегральный показатель личностной зрелости отрицательно коррелирует с такими шкалами перфекционизма как «Обеспокоенность ошибками», «Личные стандарты и родительские ожидания» и интегральным показателем перфекционизма.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у спортсменов будет формироваться низкий уровень личностной зрелости при высоких родительских ожидания и завышенных личных стандартах. Способность спортсменов рационально оценить ситуацию и осмысленно рассуждать, находясь в ней, предотвращает тенденцию к постановке чрезмерно высоких и недостижимых целей. Таким образом, спортсмены, обладающие высоким уровнем личностной зрелости способны избавить себя от неконструктивных форм перфекционизма путем адекватного и грамотного оценивания обстоятельств [1]. Чем лучше развита способность у спортсменов к психологической близости с другими людьми, тем выше их организованность, тем большие требования к ним предъявляет их семья и они сами. Таким образом, для спортсменов с высоким уровнем личностной зрелости характерно проявление конструктивных форм перфекционизма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Босенко, Ю.М. Личностные особенности как ресурс профессиональной самореализации спортсменов / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рудиковские чтения - 2019» - Москва, 2019. - С. 71-75.

2. Гладилина, Л.А. Особенности проявления перфекционизма и личностной зрелости у профессиональных и непрофессиональных спортсменов, а также не занимающихся спортом / Л.А. Гладилина, Г.Б. Горская // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и со-

искателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. -2017. - № 1. - С. 188-195.

3. Тлиш, Е.В. Особенности взаимосвязи перфекционизма спортсменов-подростков и воспринимаемого ими отношения социального окружения / Е.В. Тлиш, И.В. Харитонова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. - С. 342-343.

REFERENCES

1. Bosenko Yu.M. and Raspopova A.S. (2019), "Personal characteristics as a resource of professional self-realization of athletes", Materials of the XV International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports "Rudikov Readings", Moscow, pp. 71-75.

2. Gladilina, L.A. and Gorskaya, G.B. (2018), "Features of perfectionism and personal maturity in professional and non-professional athletes, as well as those who are not engaged in sports", Materials of the annual report scientific conference of graduate students and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Vol. 1, No. 1-1, pp. 188-195.

3. Tlish, E.V. and Haritonova, I.V. (2019), "Peculiarities of the relationship between the perfectionism of teenage athletes and their perceived relationship of the social environment", Athletes competitiveness resources: theory and practice of implementation, No. 1, рp. 342-343.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.08.2020

УДК 159.9.075

АПРОБАЦИЯ ОТТАВСКОГО ТЕСТА МЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ OMSAT

Константин Алексеевич Бочавер, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией, Лидия Михайловна Довжик, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Мария Дмитриевна Балакшина, младший научный сотрудник, Московский

Институт Психоанализа

Аннотация

В статье предлагаются результаты апробации нового для российской науки и практики диагностического опросника OMSAT, определяющего степень развития ментальных навыков в профессиональном спорте; анализируется наличие и характер связей психологической подготовки спортсмена и его навыков преодоления стресса, особенностей переживания соревновательного стресса и тревоги, а также спортивной мотивации. Результаты апробации подтверждают предварительное представление о высокой надежности и валидности, а также практической значимости «Оттавского теста ментальных навыков» в рамках психологического сопровождения спортсменов и подготовки исследований.

Ключевые слова: диагностика, ментальные навыки, психология спорта, соревновательный стресс, спортивное долголетие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p343-349

APPROBATION OF THE OTTAWA MENTAL SKILLS TEST OMSAT

Konstantin Alekseevich Bochaver, the candidate of psychological sciences, laboratory chairman, Lydia Mikhaylovna Dovzhik, the candidate of psychological sciences,, research fellow, Maria Dmitrievna Balakshina, the junior researcher, Moscow Institute of Psychoanalysis

Abstract

The article offers the results of testing a new for Russian science and practice diagnostic questionnaire OMSAT, which determines the degree of development of mental skills in professional sports; it analyzes the presence and nature of relations between the psychological training of an athlete and his or her coping skills, the characteristics of experiencing competitive stress and anxiety, as well as sport motivation. The results of testing confirm the preliminary idea of high reliability and validity, as well as the prac-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.