Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСПОЗИЦИОННОГО ОПТИМИЗМА И МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСПОЗИЦИОННОГО ОПТИМИЗМА И МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДИСПОЗИЦИОННЫЙ ОПТИМИЗМ / СПОРТСМЕНЫ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дробышева Ксения Андреевна

Проблема поиска ресурсов конкурентоспособности в спорте является актуальной многие годы. Акценты в области ресурсов конкурентоспособности сместились в сторону тех, которые характеризуют спортсмена как субъекта деятельности. Цель исследования установить взаимосвязь мотивации и диспозиционного оптимизма спортсменов разного возраста. В работе были использованы следующие психодиагностические методы: тест диспозиционного оптимизма и опросник «Почему я занимаюсь спортом». В исследование приняли участие 161 спортсмена в возрасте 12-13 лет (53 спортсмена), 14-16 лет (59 спортсменов) и 17-19 лет (49 спортсменов). Согласно полученным данным в младшем подростковом возрасте (12-13 лет) в повышение позитивных и снижение негативных ожиданий, формирование уверенности в достижение высоких результатов значимыми выступают как внутренние, так и внешние мотивы. Мотивация в младшем подростковом возрасте отличается неустойчивостью и не дифференцированностью. Этим объясняется вовлеченность в становление диспозиционного оптимизма компонентов как внутренних, так и внешних мотивов. В старшем подростковом возрасте (14-16лет) уменьшается количество корреляционных взаимосвязей, идет перестройка мотивов, нет доминирующих мотивационных регуляторов в становление диспозиционного оптимизма. В юношеском возрасте (17-19 лет) приоритетными становятся внутренние мотивы, но также присутствуют компоненты внешней мотивации, при этом отсутствуют корреляционные связи с негативными ожиданиями, что свидетельствует о том, что мотивация выступает как стимул постановки высоких целей, уверенности в их достижение, готовности прилагать усилия для реализации поставленных целей и основой диспозиционного оптимизма, а не как компонент снижения негативных ожиданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дробышева Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RELATIONSHIP OF DISPOSITIONAL OPTIMISM AND MOTIVATION OF ATHLETES OF DIFFERENT AGES

The problem of finding resources of competitiveness in sports has been a topical issue for many years. Emphasis in the field of competitiveness resources has shifted to those that characterize the athlete as a subject of activity. The aim of the study is to establish the relationship between motivation and dispositional optimism of athletes of different ages. The following psychodiagnostics methods were used in the work: dispositional optimism test and questionnaire "Why I do sport". The study involved 161 athletes aged 12 - 13 years (53 athletes), 14 - 16 years (59 athletes) and 17 - 19 years (49 athletes). According to the data obtained in the youngest adolescence (12 - 13 years) in the increase of positive and decrease of negative expectations, the formation of confidence in achieving high results, both internal and external motives are significant. Motivation in young adolescence is unstable and undifferentiated, which explains the involvement of both internal and external motives in the formation of dispositional optimism. In older adolescence (14 - 16 years old) the number of correlations decreases, motives are restructured, and there are no dominant motivational regulators in the formation of dispositional optimism. In adolescence (17 -19 years old) internal motives become priority, but components of external motivation are also present, with no correlations with negative expectations, indicating that motivation acts as an incentive to set high goals, confidence in their achievement, willingness to make efforts to implement the goals and the basis of dispositional optimism, but not as a component of reducing negative expectations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСПОЗИЦИОННОГО ОПТИМИЗМА И МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

in conjunction with the success of competitive activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 385-394.

4. Germanov, G.N., Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Sabirov, I.A. (2020), "Psychological characteristic of athletes of the Russian national team in fire and rescue sports in connection with the performance of competitive activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 394-400.

5. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of communication and interpersonal relations, Peter, St. Petersburg.

6. Ilyin. E.P. (2011), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

7. Piloyan, R.A. (1984),Motivation of sports activities, Physical education and sports, Moscow.

8. Tropnikov, V.I. (1989), Structure and dynamics of sports motives: on the example of weight-lifting, boxing and handball, dissertation, Leningrad.

9. Shaboltas, A.V. (1998), Motives for playing sports of higher achievements in youth, dissertation, St. Petersburg.

10. Yakovlev, B.P.(2014), Motivation and emotions in sports activities, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 159.9:796.01

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСПОЗИЦИОННОГО ОПТИМИЗМА И МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Ксения Андреевна Дробышева, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Проблема поиска ресурсов конкурентоспособности в спорте является актуальной многие годы. Акценты в области ресурсов конкурентоспособности сместились в сторону тех, которые характеризуют спортсмена как субъекта деятельности. Цель исследования установить взаимосвязь мотивации и диспозиционного оптимизма спортсменов разного возраста. В работе были использованы следующие психодиагностические методы: тест диспозиционного оптимизма и опросник «Почему я занимаюсь спортом». В исследование приняли участие 161 спортсмена в возрасте 12-13 лет (53 спортсмена), 14-16 лет (59 спортсменов) и 17-19 лет (49 спортсменов). Согласно полученным данным в младшем подростковом возрасте (12-13 лет) в повышение позитивных и снижение негативных ожиданий, формирование уверенности в достижение высоких результатов значимыми выступают как внутренние, так и внешние мотивы. Мотивация в младшем подростковом возрасте отличается неустойчивостью и не дифференцированностью. Этим объясняется вовлеченность в становление диспозиционного оптимизма компонентов как внутренних, так и внешних мотивов. В старшем подростковом возрасте (14-16лет) уменьшается количество корреляционных взаимосвязей, идет перестройка мотивов, нет доминирующих мотивационных регуляторов в становление диспозиционного оптимизма. В юношеском возрасте (17-19 лет) приоритетными становятся внутренние мотивы, но также присутствуют компоненты внешней мотивации, при этом отсутствуют корреляционные связи с негативными ожиданиями, что свидетельствует о том, что мотивация выступает как стимул постановки высоких целей, уверенности в их достижение, готовности прилагать усилия для реализации поставленных целей и основой диспозиционного оптимизма, а не как компонент снижения негативных ожиданий.

Ключевые слова: мотивация, диспозиционный оптимизм, спортсмены разных возрастов, субъект деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p517-521

PECULIARITIES OF RELATIONSHIP OF DISPOSITIONAL OPTIMISM AND MOTIVATION OF ATHLETES OF DIFFERENT AGES

Ksenia Andreevna Drobysheva, the post-graduate student, Kuban State University of Physical

Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The problem of finding resources of competitiveness in sports has been a topical issue for many years. Emphasis in the field of competitiveness resources has shifted to those that characterize the athlete as a subject of activity. The aim of the study is to establish the relationship between motivation and dispositional optimism of athletes of different ages. The following psychodiagnostics methods were used in the work: dispositional optimism test and questionnaire "Why I do sport". The study involved 161 athletes aged 12 - 13 years (53 athletes), 14 - 16 years (59 athletes) and 17 - 19 years (49 athletes). According to the data obtained in the youngest adolescence (12 - 13 years) in the increase of positive and decrease of negative expectations, the formation of confidence in achieving high results, both internal and external motives are significant. Motivation in young adolescence is unstable and undifferentiated, which explains the involvement of both internal and external motives in the formation of dispositional optimism. In older adolescence (14 - 16 years old) the number of correlations decreases, motives are restructured, and there are no dominant motivational regulators in the formation of dispositional optimism. In adolescence (17 -19 years old) internal motives become priority, but components of external motivation are also present, with no correlations with negative expectations, indicating that motivation acts as an incentive to set high goals, confidence in their achievement, willingness to make efforts to implement the goals and the basis of dispositional optimism, but not as a component of reducing negative expectations.

Keywords: motivation, dispositional optimism, athletes of different ages, subject of activity.

Проблема поиска ресурсов конкурентоспособности в спорте является актуальной многие годы. Акценты в области ресурсов конкурентоспособности сместились в сторону тех, которые характеризуют спортсмена как субъекта деятельности, активно включенного в достижение намеченных целей. При этом специфика спортивной карьеры определяет значимым опережающее формирование психологических качеств, являющихся ресурсами для конкурентной борьбы [3]. С этой позиции актуальным личностным ресурсом выступает диспозиционный оптимизм. Авторы концепции диспозиционного оптимизма Ч. Карвер и М. Шейер под оптимизмом/пессимизмом понимают обобщенное чувство сомнения или уверенности относительно получения положительного или отрицательного результата деятельности. Как указывают авторы концепции, модель поведения индивида выстраивается на основе теории мотивации, базирующееся на том, что поведение человека отражает его степень стремления к цели. Цели выступают как побудительные механизмы к действию, они могут быть либо желательными (цели), либо не нежелательными (анти-цели). Чем значимее цель, тем выше усилия, направленные на её реализацию. Другой аспект этой мотивационной модели - ожидание, которое выражается в чувстве уверенности или сомнения относительно достижения цели. Человек, испытывающий сомнения в достижение цели, не склонен прилагать усилия в процессе деятельности. Люди, уверенные в положительном результате, будут проявлять инициативу и настойчивость в процессе реализации цели [4]. Спортсмены, имеющие высокий уровень позитивной мыслительной деятельности, выполняют на соревнованиях заявленные результаты, устанавливают личные рекорды, занимают призовые места [1]. Спортсмены с высоким оптимизмом быстрее восстанавливаются после травмы, воспринимают неудачи как естественный процесс профессиональной карьеры [5]. Оптимисты склонны выступать на стабильном уровне независимо от того, выигрывает команда или проигрывает, у пессимистов во время проигрыша снижается мотивация [6]. Мотивация является значимым параметром становления диспозиционного оптимизма. Спорт предъявляет высокие требования к лично -сти спортсмена, ставит перед ним сложные задачи, требует максимальной отдачи, достижение намеченных целей невозможно без личностной заинтересованности, проблема мотивации продолжает оставаться актуальной на всех этапах спортивной подготовки [2].

Цель исследования - установить взаимосвязь мотивации и диспозиционного оптимизма спортсменов разного возраста.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие психодиагностические методы: тест диспозиционного оптимизма, в адаптации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина. Опросник «Почему я занимаюсь спортом» Р.Дж. Валлеранда, адап-

тированный на кафедре психологии КГУФКСТ. Обработка проводилась с помощью методов математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В исследование приняли участие 161 спортсмен различных видов спорта. Измеряемые показатели сравнивались в группах спортсменов в возрасте 12-13 лет (53 спортсмена), в возрасте 14-16 лет (59 спортсменов), в возрасте 17-19 лет (49 спортсменов). Квалификация от 1 юношеского до МСМК.

Перед началом описания полученных результатов важным является уточнение интерпретации данных теста диспозиционного оптимизма для правильного понимания результатов. Диспозиционный оптимизм и шкала «позитивные ожидания» интерпретируются следующим образом: чем выше полученные данные, тем выше оптимизм и позитивные ожидания, в то время как шкала «негативные ожидания» интерпретируется наоборот, чем выше данные, тем ниже негативные ожидания.

Согласно полученным данным в группе спортсменов раннего подросткового возраста (12-13лет) позитивные ожидания и диспозиционный оптимизм положительно коррелирует с внутренними мотивами «знания» (г=0,38, г=0,35 соответственно), «компетентность» (г=0,49, г=0,45) и «новые впечатления» (г=0,49, г=0,43 соответственно). Готовность спортсменов осваивать новые умения, совершенствовать имеющиеся навыки, положительные эмоции от тренировочного процесса способствуют формированию позитивных ожиданий, постановке высоких целей и уверенности в их достижение, готовности прилагать усилия для намеченных результатов. Негативные ожидания положительно коррелирует с внутренним мотивом «компетентность» (г=0,31) желание юных спортсменов совершенствовать имеющиеся физические и технические умения снижают ожидания негативных результатов, неуверенность в себе, повышают уверенности в получение высоких результатов от выполняемой деятельности. Позитивные ожидания положительно взаимосвязаны с внешним мотивом «идентификация» (г=0,28) и внешней мотивацией (г=0,30). Принятие спорта как лично значимого, желание получить награды, похвалу за выполняемую деятельность повышает готовность прилагать усилия для достижения позитивных результатов и уверенность в их получение. Позитивные ожидания и диспози-ционный оптимизм прямо коррелируют с внешним мотивом «интроекция» (г=0,41, г=0,31 соответственно). Чувство ответственности перед значимым социальным окружение формирует позитивные ожидания, ориентацию на достижение высоких результатов. Позитивные ожидания, негативные ожидания и диспозиционный оптимизм обратно коррелирует с амотивацией (г=-0,39, г=-0,58, г=-0,55 соответственно). Осознанное занятие избранным видом спорта понимание своих возможностей, уверенность в достижение поставленных целей формирует у спортсменов установку на позитивные результаты, способствует формированию диспозиционного оптимизма.

В младшем подростковом возрасте в формирование позитивных ожиданий, уверенности в достижение высоких результатов и в том, что имеются все ресурсы для их достижения значимыми выступают как внутренние, так и внешние мотивы. Мотивация в младшем подростковом возрасте отличается неустойчивостью и недифференцированно-стью. Этим объясняется вовлеченность в формирование диспозиционного оптимизма как внутренних, так и внешних мотивов.

В группе спортсменов старшего подросткового возраста (14-16 лет) позитивные ожидания положительно коррелируют с внутренним мотивом «новые впечатления» (г=0,29). Получение положительных эмоций от включения в деятельность способствуют формированию позитивных ожиданий, ориентировки на достижение высоких результатов и уверенности в достижении намеченных целей. В старшем подростковом возрасте идет перестройка мотивации и формируются взрослые регуляторы мотивации. Этим объясняется уменьшение корреляционных связей между показателями мотивации и диспозици-онного оптимизма.

В группе спортсменов юношеского возраста (17-19 лет) позитивные ожидания и диспозиционный оптимизм положительно взаимосвязан с внутренними мотивами «знания» (r=0,55, r=0,47), «компетентность» (r=0,53, r=0,4), «новые впечатления» (r=0,40, r=0,36 соответственно). Готовность спортсменов осваивать новые технико-тактические умения, совершенствовать имеющиеся уровень мастерства, оттачивать умения и навыки, получение положительных эмоций от тренировочной и соревновательной деятельности способствуют формированию позитивных ожиданий, уверенность в том, что имеются необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, уверенности в возможности достичь поставленных целей. Позитивные ожидания и диспозиционный оптимизм прямо коррелирует с внешним мотивом «идентификация» (r=0,41, r=0,40), диспозиционный оптимизм положительно коррелирует с внешним мотивом «интроекция» (r=0,31) чувство ответственности перед значимым социальным окружением и принятие спорта как лич-ностно значимого формирует у спортсменов ориентацию на позитивные результаты, готовности прилагать усилия для достижения намеченных целей.

В юношеском возрасте формируется устойчивая мотивационная регуляция, в которой акцент смещается на внутренние мотивы. Внутренняя мотивация выступает значимым параметром развития позитивных ожиданий уверенности в достижение намеченных целей и готовности прилагать усилия для их достижения.

ВЫВОДЫ

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что мотивация выступает значимым показателем формирования позитивных установок, готовности ставить высокие цели и уверенности в их достижении. В младшем подростковом возрасте мотивация не дифференцирована, в формирование позитивных ожиданий и снижение негативных установок в процессе деятельности существенную роль играют как внутренние, так и внешние мотивы. В старшем подростковом возрасте уменьшается количество корреляционных взаимосвязей, идет перестройка мотивов, нет доминирующих мотивационных регуляторов в становление диспозиционного оптимизма. В юношеском возрасте приоритетными становятся внутренние мотивы, но также присутствуют компоненты внешней мотивации, при этом отсутствуют корреляционные связи с негативными ожиданиями, что свидетельствует о том, что мотивация выступает как стимул постановки высоких целей, уверенности в их достижение, готовности прилагать усилия для реализации поставленных целей и основой диспозиционного оптимизма, а не как компонент снижения негативных ожиданий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Позитивное мышление спортсмена как фактор конкурентоспособности / Г.Д. Бабушкин // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. -2019. - № 1. - С. 37-40.

2. Горская, Г.Б. Мотивационная регуляция деятельности спортсменов в спорте высших достижений: теория и практика реализации / Г.Б. Горская // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 27-39.

3. Горская, Г.Б. Динамический анализ психологических ресурсов конкурентоспособности спортсменов / Г.Б. Горская // Ресурсы конкурентоспособности: теория и практика реализации. -2018. - № 1. - С. 64-66.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. (2019), "Positive thinking of the athlete as a factor of competitiveness", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of realization, Vol. 1, pp. 37-40.

2. Gorskaya, G.B. (2017), "Motivational regulation of athletes ' activity in high-performance sports: theory and practice of implementation", Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and pedagogical sciences, Vol. 5, pp. 27-39.

3. Gorskaya, G.B. (2018), "Dynamic analysis of psychological resources of competitiveness of athletes", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of realization, Vol. 1, pp. 64-66.

Контактная информация: drobysheva08.09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация:

В статье представлены некоторые теоретические аспекты проблемы формирования личности подростков-девиантов, а также результаты экспериментального исследования психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. Цель исследования: изучение психологических особенностей общения несовершеннолетних подростков. Методика и организация исследования: в исследовании участвовали 40 несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. Были использованы психодиагностические методики EPI Г Айзенка, 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Результаты исследования и их обсуждение: проанализированы психологические особенности общения подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, проведено экспериментальное исследование их личности. Выводы: В системе отношений и общения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, можно распределить на три выделенные нами группы: осужденные с высоким статусом в группе, осужденные со средним статусом в группе и осужденные с низким статусом в группе. Несовершеннолетние осужденные каждой группы имеют определенные проблемы при построении межличностных отношений и общения. В связи с этим, считаем целесообразным психолого-педагогическую работу с ними строить на основе развития коммуникативной компетентности, которая может быть определена, во-первых, как ориентированность личности в различных ситуациях общения, во-вторых, как ее способность конструктивно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, уголовно-исполнительная инспекция, подростки-девианты, общение, коммуникативная компетенция, тип личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p521-523

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF COMMUNICATION BETWEEN JUVENILE CONVICTS REGISTERED WITH PRISON INSPECTORATES

Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, senior lecture, the Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan

Abstract

Introduction. The article presents some theoretical aspects of the problem of the formation of the personality of teenage deviants, as well as the results of an experimental study of the psychological features of the personality of juvenile convicts. The purpose of the study is to study the psychological features of communication between underage adolescents. Methodology and organization of the study: 40 juvenile convicts registered in the Kirov region participated in the study. Psychodiagnostics methods of EPI by G. Eisenk, 16-factor questionnaire by R. B. Kettle, "Diagnosis of interpersonal relationships" by T. Leary were used. The results of the study and their discussion: the psychological features of communication between adolescents registered with the prison inspectorates were analyzed; an experimental study of their personality was carried out. Conclusions: in the system of relations and communication of juvenile con-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.