ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ, УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТЕХНИКУМЕ
© Компаниец В.И.
Кубанский государственный университет физической культуры, туризма и спорта, г. Краснодар
В статье проведён анализ особенностей взаимосвязей самоотношения и локуса контроля, удовлетворённости базовых потребностей юношей и девушек, обучающихся в разной образовательной среде. В ходе исследования были выявлены как сходства, так и различия между школьниками и студентами профессионального техникума в возрасте 15-17 лет.
Ключевые слова юношеский возраст, самоотношение, локус контроль, удовлетворённость базовых потребностей, личностные качества, школьники и студенты.
Особенность юношеского возраста изучали и продолжают изучать множество известных учёных таких как: Л.И. Божович, А.В. Мудрик, Р. Бернс, Э. Шпрангер, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др. По мнению Кона, главным психологическим новообразованием в юношеском возрасте является открытие своего внутреннего мира [3]. На данном возрастном этапе перед молодыми людьми стоит не только сложный выбор жизненного пути, но и осознание своего выбора. В этот период возникают личностные новообразования, которые формируют стиль отношения к жизни [6]. Именно в юношеском возрасте молодые люди должны научиться конструктивно воспринимать трудные жизненные ситуации, уметь извлекать из них положительные моменты, накапливать свой личный опыт [6]. Всё это и является основой самосознания.
Общее представление о себе и отношение к себе формируется у молодых людей через мотивационную сферу, личностные качества, а так же через потребности индивида [5] Отношение к самому себе может быть как позитивным (направленным на самореализацию), так и негативным (направленным либо на постоянные конфликты, либо препятствовать личностному росту) [8]. Но самое важное по мнению В.В. Столина самоотношение является процессом, в котором собственные черты, собственное «Я» и качества, оцениваются личностью по отношению к своим мотивам, а так же потребностям в самореализации [6].
Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена не только изменениями, происходящими в общественной жизни нашей страны, но и
68
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
тем, что развитие личности и его становление вышло на государственный уровень, ведь как говорил В.В. Путин, только от личности каждого гражданина нашей страны будет зависеть развитие нашего государства в целом. Современный мир и та социальная ситуация которая в последнее время происходит в мире возлагают на молодых людей большие надежды. Общество считает, что именно они смогут стабилизировать социальный мир. Поэтому склонность молодых людей брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит по объективным или субъективным причинам необходимо рассмотреть как одно из составляющей части самосознания в юношеском возрасте [1]. Быстрые социальные изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют высокие требования к формированию активной, созидающей личности, которая сможет самостоятельно регулировать не только свою деятельность, поведение, но и определять пути, средства и реализацию дальнейшего развития [7].
Несмотря на всё это в последнее время всё больше набирают обороты по изучению субъективного благополучия личности, особенно в юношеском возрасте. Учёные ищут ответы на вопрос того, что же позволяет уравновесить личность, какие эмоционально-оценочные действия лежат в его основе, как можно помочь личности в разрешении возникающих проблем [4]. Внимание следует уделить так же и тому, что у юношей и девушек в возрасте 15 лет происходит переход от подросткового периода к раннему юношескому, а в возрасте 17 лет возникает проблема идентичности [2].
Поэтому целью нашего исследования является исследование взаимосвязи локуса-контроля, удовлетворённости базовых потребностей и самоотношения личности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие в психологической науке представления о самоотношении.
2. Исследовать взаимосвязь локуса-контроля, удовлетворённости базовых потребностей и самоотношения личности, осуществив анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов (1517 лет) МБОУ СОШ № 3 ст-цы. Старощербиновской Краснодарского края и студенты НПО ПУ № 21 КК. В данную выборку вошли 35 школьников и 48 школьниц, 48 девушек-студенток и 34 юношей-студентов. В общей сложности в исследовании приняли участие 165 ребят юношеского возраста. Особенность выборки состоит в том, что это ребята, проживающие в сельской местности, а большинство испытуемых из профессионального техникума относятся к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей (эти дети проживают в приёмных семьях) или дети из неблагополучных семей.
Для проведения исследования были применены следующие методики: методика удовлетворенности базовых потребностей, методика Дж. Роттера
Общая психология и психология личности
69
«Уровень субъективного контроля» позволяющая выяснить готов ли брать на себя человек ответственность за то, что с ним и вокруг него происходит, методика исследования самоотношения (тест-опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантелеева [6], предназначеная для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Office Excel 2007. Достоверность различий изучаемых показателей в группах юношей и девушек устанавливалась по t-критерию Стьюдента, взаимосвязи показателей устанавливались с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Таблица 1
Корреляционные связи показателей самоотношения c показателями интернальности, удовлетворённости базовых потребностей в группе девушек, обучающихся в школе
N Показатели Самоуве- ренность Отраженное самоотношения Само- ценность Само- принятие Самопри- вязанность Внутренняя конфликтность Самооб- винение
1. Общая интернальность 0,21 -0,03 0,07 0,03 -0,32 -0,08 -0,08
2. Интернальность достижений 0,29 0,03 0,28 0,02 0,02 -0,18 -0,22
3. Интернальность производственных отношений 0,11 -0,31 -0,11 0,12 0,06 -0,00 0,04
4. Интернальность межличностных отношений -0,22 -0,14 0,08 -0,21 -0,14 0,24 0,35
5. Потребно сть в компетентности 0,51 0,13 0,49 0,30 0,04 -0,40 -0,32
6. Потребность во включенности в личные контакты 0,22 -0,00 0,32 0,34 0,17 0,05 0,03
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.
Из табл. 1 видно, что больше всего кореляционных связей было выявлено между параметрами показателей самоотношения и показателями удовлетворённости базовых потребностей. Средний уровень корреляции был выявлен между показателем удовлетворённости в компетентности и показателем самоуверенности. Данные корреляционные связи говорит о том, что компетентные школьницы более уверены в себе и своих силах. Выявленные положительные корреляционные связи между показателями самоотношения, удовлетворенности базовых потребностей и локуса контроля свидетельствуют о том, что у компетентных девушек-школьниц при личностных контактах адекватная самооценка, они принимают себя такими, какие они есть на самом деле, при этом ощущают свою ценность и значимость при взаимоотношении с социумом. Для школьниц важно взаимодействие с людьми, именно через взаимодействие они познают окружающую действительность. При дос-
70
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
тижении поставленных целей школьницы более самоуверенны в себе и своих силах. При межличностном взаимоотношениях с окружающими, школьницы чаще самообвиняют себя, им свойственна готовность поставить себя в вину своих промахов и неудач, собственных недостатков. Незначительные отрицательные кореляционные связи между показателем производственной ин-тернальности и отражением самоотношения; самопривязанностью и общей интернальностью; между показателями внутренняя конфликтность, самообвинение и потребностью в компетентности. Такие корреляционные связи свидетельствуют о том, что чем чаще школьницы находятся в конфликте с самими собой и чем чаще они обвиняют себя во всех проблемах тем менее они нуждаются в компетентности и наоборот, более компетентные школьницы меньше конфликтуют с самими собой и меньше самообвиняют себя. Более интернальные школьницы меньше стремятся изменить себя и своё отношение к себе и наоборот, чем чаще школьницы стремятся меняться, тем менее интернальными они становятся. Чем более школьницы вступают в производственные взаимоотношения, тем менее отражено их самоотношение, и наоборот, чем меньше производственные взаимоотношения, тем более отражено самоотношение и тем чаще они склонны винить себя.
Таблица 2
Корреляционные связи показателей самоотношения c показателями интернальности, базовых потребностей в группе юношей, обучающихся в школе
№ п.п. Показатели Самоуверенность Самоценность Самопринятие
1. Ип 0,20 0,17 0,35
2. Потребность в независимости 0,44 0,42 0,21
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.
Согласно данным представленным в табл. 2, в группе юношей школьников меньше корреляционных связей между параметрами показателей самоотношения и показателями удовлетворённости базовых потребностей, чем в группе школьниц. Все выявленные корреляционные связи достоверны. Это означает, что чем больше юноши-школьники нуждаются в независимости, тем более они самоуверенны в себе и ощущают ценность своей личности. Чем чаще юноши-школьники вступают в производственные отношения, тем чаще они принимают себя такими, какие они есть на самом деле.
В группе девушек-студенток выявлено всего лишь две корреляционные взаимосвязи между показателем потребности в независимости и показателями самоотношения. Данные связи достоверны и указывают на то, что чем больше девушкам необходимо ощущение в независимости, тем больше они ощущают ценность своей личности и тем более самоуверенными они себя считают. Данные связи ещё раз указывают на возрастные особенности юно-
Общая психология и психология личности
71
шеского возраста, стремление к независимости и самостоятельности. Студентки стремятся контролировать и управлять своею жизнью, самостоятельно принимать решения, всё это придаёт им уверенность в себе и своём будущем.
Таблица 3
Корреляционные связи показателей самоотношения c показателями интернальности, базовых потребностей в группе девушек, обучающихся в техникуме
№ п.п. Показатели Самоуверенность Самоценность
1. Потребность в независимости 0,46 0,40
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.
Таблица 4
Корреляционные связи показателей самоотношения c показателями интернальности, базовых потребностей в группе юношей, обучающихся в техникуме
N° п.п. Показатели Открытость Самоуверенность Отраженное самоотношение
1. Ио 0,02 0,14 0,42
2. Ид 0,37 -0,00 0,09
3. Потребность во включённости в личностные контакты -0,19 0,42 0,04
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.
Анализируя полученные результаты, представленные в таблице 4, мы нашли прямо пропорциональные корреляции между показателями самоотношения и показателями локуса-контроля, базовых потребностей. Чем больше юноши-студенты стремятся к достижению поставленных целей, тем более они открыты, а при частом включении в личностные контакты становятся более самоуверенными. При высокой общей интернальности юноши-студенты более чаще демонстрируют своё отношение к себе. Скорее всего такие показатели говорят о том, что юноши-студенты стремятся к трудовой деятельности, они хотят достичь жизненного успеха, материального благополучия и хорошего социального положения. Для них важно вступать в межличностные контакты.
Вывод
На основании результатов диагностического исследования и их статистической обработки можно сделать вывод о том, что в основе полученных результатов лежат возрастные особенности юношей и девушек 15-17 лет не зависимо от места обучения. Так, например юношам школьникам и девуш-кам-студенткам очень важно чувствовать себя независимыми, а школьницы
72
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
и юноши-студенты стремятся к личностным контактам им важно достигать поставленных перед собой целей. Потребность в независимости (суверенности) является одним из главных показателей в юношеском возрасте.
Отличительной особенностью исследуемых групп является то, что девушки-школьницы по разному относятся к себе и стремятся больше развивать свои личностные качества. Их самоотношение зависит от того в какой ситуации они находятся и что для них на данный момент является главным. Для них важно быть компетентными в любых вопросах. Основная особенность юно-шей-школьников состоит в том, что для них важно чувствовать себя независимыми, только так они самоутверждаются. Так же для них важно вступать в производственные отношения. Пытаясь трудиться по взрослому и зарабатывая деньги на свои нужды, юноши-школьники принимают себя такими, какие они есть на самом деле. Девушкам-студенткам так же важно ощущать себя независимыми, только при таком ощущении они уверены в себе и своих возможностях, а так же ценят себя в первую очередь как личность. Юноши-студенты открыты и самоуверенны в себе, эти личностные особенности помогают им достигать поставленных целей и легко включаться в личностные контакты.
Очень важно чтобы школа и техникум стали помощниками для юношей и девушек 15-17 лет в развитии адекватного отношения личности к самим себе.
Список литературы:
1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - Т 5. - 1984. -№ 3. - С. 152-162.
2. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 7.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
4. Литвинова Н.Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. психология развития. - 2015. - Т 4. - Вып. 2 (14).
5. Мартьянова ГЮ. Особенности самоотношения субъектов трудной жизненной ситуации / Г.Ю. Мартьянова // Научный диалог. - 2013. - № 4 (16): Психология. Педагогика. - С. 74-84.
6. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - С. 208-242.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М.: «Педагогика», 1989.
8. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: МГУ, 1983. -284 с.
9. Шубина Ю.А. Особенности общения в юношеском возрасте // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - Т. 13.