Научная статья на тему 'Особенности взаимоотношений между субъектами бюджетных расходов'

Особенности взаимоотношений между субъектами бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / УСЛУГА / РАСХОДЫ / СУБЪЕКТЫ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПОСТАВЩИК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананских М.С.

В статье отмечается, что основной функцией государственной власти на всех ее уровнях является предоставление потребителям бюджетных услуг. Выделены 3 группы субъектов: 1)государство поставщик услуги; 2)исполнители; 3)общество непосредственный потребитель услуги. Подчеркивается, что взаимозависимость между субъектами бюджетных расходов будет носить как прямой, так и обратный характер. Прямая связь связана с реализаций расходных обязательств, обратная связь характеризует качество бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимоотношений между субъектами бюджетных расходов»

Бюджетные расходы

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

М. С. АНАНСКИХ, аспирант Волгоградский государственный университет

В статье отмечается, что основной функцией государственной власти на всех ее уровнях является предоставление потребителям бюджетныхуслуг. Выделены 3 группы субъектов: 1) государство — поставщик услуги; 2) исполнители; 3) общество—непосредственный потребитель услуги. Подчеркивается, что взаимозависимость между субъектами бюджетных расходов будет носить как прямой, так и обратный характер. Прямая связь связана с реализацией расходных обязательств, обратная связь характеризует качество бюджетных расходов.

Ключевые слова: бюджет, услуга, расходы, субъекты, правоотношения, поставщик, потребитель, исполнитель.

Основной функцией государственной власти на всех ее уровнях является предоставление потребителям бюджетных услуг. реализуемая на данный момент в сфере бюджетных правоотношений модель бюджетирования, ориентированного на результат (далее БОр)1, призвана обеспечить потребности общества поставками и/или производством именно тех услуг, в которых возникает необходимость, в связи с чем в перечень субъектов бюджетных расходов необходимо помимо государственных и муниципальных структур включить и само общество, которое в свете вышесказанного будет выступать как субъект.

для обоснования такой позиции необходимо обратиться к истокам понятия «субъект». с точки зрения философии, субъект — это активно воздействующий элемент системы. В этой трактовке данный термин используется с XVII века, как обозначение объективированного Я, то есть индивида, которому

1 система формирования и исполнения бюджета, отражающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигаемыми результатами (оказанными бюджетными услугами).

противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие2. такое раскрытие терминологии данного понятия дает полное право относить общество к субъектам бюджетных правоотношений в рамках расходования средств бюджетов различных уровней на оказания бюджетных услуг, поскольку общество является инициатором возникновения потребностей в определенных услугах, удовлетворить которые берет на себя обязательство государство.

Ожегов с. и. трактует субъект с нескольких позиций:

1) с точки зрения философии — познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания;

2) это человек как носитель каких-нибудь свойств;

3) в логике — предмет, суждение;

4) в грамматике — подлежащее, а также вообще грамматическая форма, выражающая деятеля3.

таким образом, наиболее близка к данному исследованию философская трактовка субъекта как активно действующего и познающего индивида, изъявляющего свою волю в виде конкретных потребностей и желаний.

кроме того, реализация политики приближения бюджетной сферы к рыночным условиям, будет вынуждать ее функционировать по законам рынка, один из которых гласит, что спрос порождает предложение. Поэтому общество, выступающее в модели как потребитель услуги, нельзя игнорировать и оставлять за рамками бюджетных правоот-

2 Философский энциклопедический словарь. М.: инФрА-М, 2000. с. 441.

3 Ожегов С. И. словарь русского языка. 20-е изд. / с. и. Ожегов. М.: рус. яз. 1988. — с. 634 — 635.

74

финансы и кредит

ношений, возникающих в процессе расходования общественных средств на оказание различных услуг. Государству изначально необходимо знать — какие именно услуги необходимы населению, в каких объемах их нужно поставлять и т. п.

Иными словами с помощью общества, изъявляющего конкретные потребности, поставщик услуг формирует их первоначальный перечень.

С другой стороны, не следует отрицать общепризнанных теоретических постулатов государственных и муниципальных финансов, которые гласят, что бюджетная сфера представляет собой сеть государственных и муниципальных структур, состоящую из:

• главных распорядителей бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы (ГРБС);

• распорядителей бюджетных средств (РБС);

• получателей бюджетных средств;

• производителей и поставщиков бюджетных услуг населению и организациям4.

В данном случае можно не согласиться с авторами такой классификации субъектов. с их точки зрения, поставщики и производители представлены в одной категории, в то время как с позиций данного исследования происходит разделение субъектов — поставщиков и субъектов — производителей. Кроме всего прочего, не следует забывать о самом обществе, которое выступает как непосредственный потребитель бюджетных услуг.

Л. И. Якобсон отмечает, что расходы государства призваны среди прочих решать задачи, связанные с производством и приобретением благ (услуг), ответственность за удовлетворение потребностей в которых оно берет на себя5. При этом производство общественных благ (услуг) осуществляется как непосредственно в государственном секторе, так и на предприятиях, к нему не относящихся, но работающих по контракту с государством6.

В позиции Л. И. Якобсона в качестве субъектов рассматривается как само государство в виде предприятий государственного сектора экономики, так и частные предприятия, работающие на условиях полного или частичного финансирования из общественного сектора. Подобная трактовка круга субъектов бюджетного финансирования общественных услуг так же оставляет за пределами сфе-

4 Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Климова. М.: Издательство «Дело» АХН. 2009. С. 197 — 198.

5 Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. Учебник для ВУЗов / Л. И. Якобсон. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ. 2000. С. 263.

6 Там же. С. 282.

ры оказания бюджетных услуг непосредственных потребителей услуг.

Поэтому согласно авторской концепции, следует выделить 3 группы субъектов процесса осуществления услуг, направленных на удовлетворение потребностей общества в виде производства общественного блага.

Субъекты процесса оказания бюджетных услуг

1. Государство — поставщик конкретной бюджетной услуги, которая выступает в качестве объекта бюджетного финансирования.

Согласно теории государственных и муниципальных финансов, роль государства будут и уполномочены выполнять:

а) главные распорядители бюджетных средств (ГрСБ) — органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие право распределять выделенные им средства бюджета по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств, устанавливать для них задания по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, осуществлять контроль за использованием бюджетных средств и выполнением заданий;

б) распорядители бюджетных средств (РБС) — органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие право распределять выделенные им ГРБС финансовые ресурсы по подведомственным получателям бюджетных средств.

2. Исполнители — бюджетные организации и учреждения, предприятия государственного сектора, а также предприятия частного сектора экономики, работающие по государственным контрактам по исполнению общественных заказов.

Исполнителями будут выступать из перечня организаций бюджетной сети, представленной выше, следующие органы:

а) получатели бюджетных средств, то есть распорядители бюджетных средств 2, 3, 4-го и т. д. порядка или конечные получатели бюджетных средств (учреждения, финансируемые из бюджета на основании смет доходов и расходов);

б) производители и поставщики бюджетных услуг населению и организациям — бюджетные учреждения, а также коммерческие и некоммерческие организации, привлекаемые к предоставлению бюджетных услуг населению и организациям на условиях аутсорсинга.

3. Общество — непосредственный потребитель бюджетной услуги.

Потребителями бюджетных услуг будут выступать различные социальные категории населения (отдельные социальные слои, население отдельных территорий, граждане определенных профессий и т. п.).

следовательно, в сфере бюджетных расходов фигурируют 3 группы субъектов:

> поставщики бюджетных услуг;

> исполнители;

> потребители бюджетных услуг. Возвращаясь к авторской модели процесса

оказания бюджетных услуг за счет общественных финансов, проиллюстрируем градацию субъектов схематично (рис. 1).

согласно представленной модели взаимозависимости между субъектами бюджетных правоотношений в процессе расходования бюджетов на финансирование поставки услуг, удовлетворяющих общественные потребности, между ними фигурирует как прямая, так и обратная связь на различных этапах поставки. Прямая связь связана, как правило, с реализацией расходных обязательств поставщика бюджетных услуг, обратная связь характеризует качество или итоги реализации бюджетных полномочий.

Прямая — обратная взаимозависимость обусловлена необходимостью оценки качества оказываемых услуг и повышением результативности работы исполнителей, поскольку они получают финансирование из общественных бюджетов, а общество желает знать, каким образом тратятся бюджетные фонды, основная часть которых сформирована за счет налогов на доходы физических и юридических лиц.

Для большего уточнения иллюстративного материала следует провести расшифровку следующего рода:

> Прямая связь потребители — поставщики. Прослеживается в том случае, когда происходит формирование конкретных потреб -ностей и аккумулирование их у поставщика. Например, в процессе предвыборных кампаний различного рода население может в общении с представителями различных политических партий или депутатов выражать собственные пожелания и нужды.

> Прямая связь поставщики — исполнители. Будет наблюдаться в процессе расходования или

выделения бюджетного финансирования исполнителям на оказание конкретных услуг их непосредственным потребителям. Это может быть бюджетным финансированием расходов следующего рода:

1) расходы на финансирование системы управления (государственное управление и местное самоуправление, силовые структуры);

2) расходы на финансирование систем жизнеобеспечения (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий);

3) расходы на улучшение условий жизни (охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, образование, культура, искусство и кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная политика);

4) расходы на улучшение условий ведения бизнеса (содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика и строительство, сельское хозяйство, развитие рыночной инфраструктуры и т. п.);

5) расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга.

> Прямая связь поставщики — потребители. Будет иметь место в ходе непосредственного оказания бюджетных услуг исполнителем конечному или конечным потребителям. например, в Волгоградской области реализация социальной политики осуществляется в форме оказания следующего перечня услуг:

1) услуги в сфере здравоохранения,

2) услуги в сфере образования,

3) услуги в сфере культуры,

Рис. 1. Взаимозависимость между субъектами бюджетных правоотношений*

составлено автором.

76

финансы и кредит

Составлено автором.

4) услуги в сфере физической культуры и спорта,

5) услуги в сфере молодежной политики,

6) услуги в сфере социального обеспечения.

> Обратная связь исполнители — поставщики. Будет выражаться в виде сформированных отчетов исполнителями по поводу расходования выделенных им бюджетных средств на оказание услуг.

> Обратная связь поставщики — потребители. Должна быть обязательно и выглядеть как запрос о качестве или о

степени удовлетворения потребности общества в поставленной ему услуге. Одним из механизмов выражения обществом мнения о качестве услуги может послужить уровень лояльности со стороны общества к действующей власти и его изменение.

Анализ существующих взаимосвязей между субъектами бюджетных правоотношений — довольно сложный и запутанный процесс. Выделенные связи могут со временем видоизменяться или претерпевать метаморфозы в сторону усложнения (упрощения) в зависимости от реформирования сферы государственных и муниципальный финансов и направленности социально-экономической политики государства в различные периоды своего существования. Тем не менее в рамках концепции БОР, которая представляет собой «метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств»7, следует ожидать формирования обратной зависимости потребители — исполнители, так как исполнителям будут небезразличны эффект и степень удовлетворенности общественных нужд оказываемой ими услугой, поскольку в случае негативной реакции общества

Рис. 2. Взаимозависимость между субъектами бюджетных правоотношений в рамках БОР.*

7 Сазонов С. П., Лукьянова А. В., Завьялов Д. Ю. Финансовый менеджмент в бюджетной политике региона и оценка его эффективности: [монография] / С. П. Сазонов, А. В. Лукьянова, Д. Ю. Завьялов. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2007. С. 58.

на проделанную ими работу поставщик в будущем перестанет с ним работать (если это коммерческое предприятие) или может найти другого исполнителя, а данному бюджетополучателю сократить финансирование или лишить права осуществлять эту услугу (если это бюджетное учреждение).

Таким образом, в новых условиях бюджетного финансирования действующий механизм сметного финансирования является неэффективным из-за того, что он не связан с результатами деятельности исполнителей в процессе оказания бюджетных услуг. Обратная связь потребители — поставщики становится объективным информационным каналом, отражающим качество работы исполнителя.

Список литературы

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-изд. / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1988. С. 634 — 635.

2. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Климова. М.: Издательство «Дело» АХН, 2009. С. 197, 198.

3. Сазонов С. П., Лукьянова А. В., Завьялов Д. Ю. Финансовый менеджмент в бюджетной политике региона и оценка его эффективности: [монография] / С. П. Сазонов, А. В. Лукьянова, Д. Ю. Завьялов.: Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. С. 58.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 441.

5. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. Учебник для ВУЗов / Л. И. Якобсон. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000. С. 263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.