Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе'

Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстова Е., Руфина Ю., Ермолаева Е.В.

Состояние российского здравоохранения привлекает все большее внимание граждан, средств массовой информации, экспертов и ученых. В центре этого проблемного поля – взаимодействие пациентов с врачами, при этом особую значимость в настоящее время приобретает рассмотрение отношений по поводу выбора и определения содержания лечения.Сложности взаимодействия врача и пациента усугубляются следующими обстоятельствами: повышением уровня требований к врачам со стороны пациентов вследствие возрастания правовой грамотности и общего уровня образования населения; ожиданием пациентом индивидуализированного подхода к выбору лечения; влиянием СМИ и сети Интернет, в результате которого врач рассматривается как механический исполнитель рекомендаций, причем низкий уровень доверия со стороны пациента вынуждает врача убеждать в целесообразности назначенного лечения; завышением ожиданий пациента, убежденного, что приход к врачу решит все проблемы со здоровьем; усложнением технологий диагностики и лечения; недовольством социальной политикой государства, что выражается в предъявлении многочисленных претензий пациента к врачу; ростом бюрократических процедур и введением дополнительной отчетности; нарушением врачами правил медицинской этики. Поскольку врачебная деятельность предполагает профессиональное и эмоциональное включения в проблемы больного, то врачи испытывают все большее чувство незащищенности и усиление негативного отношения со стороны пациентов. Таким образом, формирование новой модели взаимодействия врача и пациента модели информированного согласия – замедляется из-за низкой готовности населения брать на себя ответственность за свое здоровье, усложнением документооборота, высокий уровнем недоверия к врачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 1

Ю: 2016-01-35-^6002 Тезис

Толстова Е., Руфина Ю., Ермолаева Е.В.

Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Состояние российского здравоохранения привлекает все большее внимание граждан, средств массовой информации, экспертов и ученых. В центре этого проблемного поля - взаимодействие пациентов с врачами, при этом особую значимость в настоящее время приобретает рассмотрение отношений по поводу выбора и определения содержания лечения. Сложности взаимодействия врача и пациента усугубляются следующими обстоятельствами:

• повышением уровня требований к врачам со стороны пациентов вследствие возрастания правовой грамотности и общего уровня образования населения;

• ожиданием пациентом индивидуализированного подхода к выбору лечения;

• влиянием СМИ и сети Интернет, в результате которого врач рассматривается как механический исполнитель рекомендаций, причем низкий уровень доверия со стороны пациента вынуждает врача убеждать в целесообразности назначенного лечения;

• завышением ожиданий пациента, убежденного, что приход к врачу решит все проблемы со здоровьем;

• усложнением технологий диагностики и лечения;

• недовольством социальной политикой государства, что выражается в предъявлении многочисленных претензий пациента к врачу;

• ростом бюрократических процедур и введением дополнительной отчетности;

• нарушением врачами правил медицинской этики.

Поскольку врачебная деятельность предполагает профессиональное и эмоциональное включения в проблемы больного, то врачи испытывают все большее чувство незащищенности и усиление негативного отношения со стороны пациентов. Таким образом, формирование новой модели взаимодействия врача и пациента - модели информированного согласия - замедляется из-за низкой готовности населения брать на себя ответственность за свое здоровье, усложнением документооборота, высоким уровнем недоверия к врачу.

Литература

1. Боргер Л.С., Швецова А.А., Ермолаева Е.В. Обязательное медицинское страхование: достоинства и недостатки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015.

2. Максимова Е.Р., Муканалиева А.Р., Ермолаева Е.В. Врачебные ошибки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015.

3. Сильвеструк С.В., Ермолаева Е.В. Формирование имиджа современного врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015.

Ключевые слова: врач

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.