УДК 343.95 В.Ф. Маленчук*
Особенности взаимодействия
среды культурно-воспитательного воздействия
и личности осужденных в местах лишения свободы
Специфика формирования среды культурно-воспитательного воздействия в образовательных учреждениях в местах лишения свободы. Условия формирования нравственно-психологической устойчивости личности осужденного с целью успешной ресоциализации после освобождения. Структура среды культурно-воспитательного воздействия, формируемая в процессе обучения.
Ключевые слова: места лишения свободы, воспитательная среда, нравственнопсихологическая устойчивость.
V.F. Malenchuk*. Features of the interaction among cultural, educational impact and the identity of convicted persons in places of deprivation of liberty
The specificity of an environment of cultural and educational impact in the educational institutions in places of deprivation of liberty. Conditions of formation of moral and psychological stability of the convicted person for the purpose of successful reintegration after release. The structure of the environment of cultural and educational impact that is formed in the learning process.
Keywords: detention, educational environment, moral and psychological stability.
На наш взгляд, среда культурно-воспитательного воздействия в процессе обучения в местах лишения свободы является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических и режимных условий, в результате взаимодействия которых происходит формирование нравственно-психологической устойчивости личности осужденного с целью успешной ресоциализации после его освобождения из мест лишения свободы.
Какова же структура формируемой среды культурно-воспитательного воздействия в процессе обучения?
К субъектам относятся педагогический состав, осужденные, на которых оказывается культурно-воспитательное воздействие, материальное оснащение (персональные компьютеры, литература, наглядные пособия и т.д.).
Компоненты среды — это мотивационная готовность осужденных, специально организованные психолого-педагогические и режимные условия.
Следует отметить, что среда культурно-воспитательного воздействия в процессе обучения, формируемая в местах лишения свободы, в силу своей специфики, может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние с точки зрения исправления осужденных. Деструктивный характер среды может быть обусловлен непрофессионализмом молодых педагогов, плохо подготовленных к работе в условиях исправительного учреждения, личностными и криминологическими особенностями отдельных категорий осужденных, сложностями психологического климата, установившегося в отряде осужденных.
Особенностью взаимодействия осужденного и педагога при формировании среды культурновоспитательного воздействия в процессе обучения является то, что осужденный взаимодействует с субъектом культуры. В настоящих условиях образовательное учреждение в местах лишения свободы выступает как субъект культуры при следующих определенных условиях:
- является транслятором культуры и ценностей общества в закрытую систему;
- отражает изменения, происходящие в культуре и жизни общества;
- осуществляет диалог культур и ценностей разных народов, социальных и возрастных групп, объединяя осужденных различной национальной и конфессиональной принадлежности на основе этических представлений и норм;
- создает условия для творческой активности педагогов и осужденных;
* Маленчук, Владимир Федорович, начальник ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, соискатель Академии права и управления (ФСИН России), кафедра юридической педагогики и психологии (г. Рязань), генерал-майор внутренней службы. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 14. Тел. (812) 578-99-10.
* Head GUFSIN St.-Petersburg and Leningrad region, the applicant Academy of Law and Administration (Federal Penal Correction Service), the legal department of pedagogy and psychology (Ryazan), general-major of internal service. Tel: (812) 578-99-10.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Психология, социология
- рождает особую педагогическую культуру при формировании среды культурновоспитательного воздействия в местах лишения свободы.
В связи с определением специфики формирования среды культурно-воспитательного воздействия в процессе обучения в ФСИН, особого внимания заслуживают вопросы организации и управления, как познавательной деятельностью осужденных, так и основными звеньями процесса обучения в целом, в ходе которого и формируется среда культурно-воспитательного воздействия.
Можно сделать вывод о том, что основной задачей руководителя в процессе обучения является решение вопроса о согласовании особенностей своей деятельности с особенностями деятельности обучаемых.
Следует выделить звенья, отражающие взаимодействие педагога с учащимися осужденными.
1. Одним из условий успешного обучения осужденных является наличие у них четкого представления о характере предстоящей учебной деятельности, о требованиях, предъявляемых к ним, понимание целей и задач, готовность их выполнить. Это достигается системой организационнопедагогических мер, осуществляемых руководителем занятий.
К ним относится постановка познавательных задач по конкретному виду обучения на первом (втором) занятии, ознакомление осужденных с программой занятий. При этом руководитель занятия знакомит обучаемых не только с основной учебной литературой, но и методикой ее изучения. Познавательные задачи по отдельным темам разъясняются на каждом занятии. Следовательно, постановка и разъяснение познавательных задач и их осознание - не разовый акт, а постоянная деятельность руководителей занятий и учащихся осужденных.
2. Следующей задачей руководителя на занятии является овладение вниманием аудитории. Реализация этой задачи подразумевает включение обучаемых в активную познавательную деятельность, которая начинается с восприятия учебного материала: слушания пояснений обучающего; знакомства с наглядными пособиями; просмотра диафильма или учебного кинофильма. Наиболее трудной задачей даже для опытного преподавателя (руководителя занятий) является организация восприятия устного изложения его речи. Учитывая это, опытные руководители стремятся начать занятие так, чтобы с первого мгновения привлечь внимание учащихся осужденных к изучаемой теме, а затем непрерывно его поддерживают и укрепляют.
Поддержанию внимания и интереса может способствовать новизна материала, а также использование таких педагогических средств, как описание ярких фактов, создание проблемных ситуаций, постановка вопросов обучаемым, использование наглядных пособий, демонстрация учебных кинофильмов.
3. Контроль за осмысливанием учебного процесса учащимися осужденными характеризуется следующими моментами.
Качество обучения учащихся осужденных в значительной степени зависит от того, насколько глубоко они осмыслили сущность изучаемого материала, поняли его практическую значимость.
Понимание учебного материала учащимися осужденными - это выяснение и установление существенных признаков, связей и отношений изучаемых предметов. Осмысление учебного материала происходит при активной деятельности учащихся осужденных, к которой их побуждает руководитель занятия путем постановки проблемных задач, предъявления противоречивых фактов с целью самостоятельного анализа и объяснения их учащимися осужденными.
Таким образом, осмысление учащимися осужденными учебного материала во многом определяется степенью мастерства руководителя занятий: уровнем его теоретической подготовки, практическим опытом, ясностью и логичностью мышления, умением учитывать подготовку обучающихся, способностью быстро перестраивать ход занятия, заменять недоступное для понимания доступным. Для усвоения учебного материала важна система доказательств, применяемых руководителем, убедительность аргументов.
4. Управление закреплением учебного материала. Прочность запоминания определенной системы осмысленных знаний и способов действия является важным показателем качества обученности специалиста, обеспечивающего ему успех применения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.
Руководитель занятия, управляя процессом закрепления учебного материала, не только дает установку на запоминание, но и систематически связывает ранее усвоенные знания и навыки осужденных с вновь приобретенными, ставит обучаемых в ситуации, требующие от них применения усвоенных знаний, приемов и действий, побуждает их к повторению изученного, рекомендуя те или иные способы запоминания.
5. Контроль за систематизацией и обобщением знаний включает соблюдение следующих требований. Успешное использование знаний возможно при условии, если они обобщены и систематизированы. В этом случае знания являются более прочными, дольше сохраняются в памяти, легче и полнее воспроизводятся, когда возникает необходимость вспомнить и применить их на
практике. Кроме того, мыслительный процесс обобщения и систематизации обеспечивает более глубокое понимание и проникновение в сущность учебного материала и его последующее осмысление.
К обобщениям руководитель занятия прибегает для развития у обучаемых логического и абстрактного мышления. В процессе обобщения и систематизации происходит ориентация познавательной деятельности на дифференцирование, отделение существенного от несущественного, основного от второстепенного. Обобщение основывается на анализе, синтезе, сравнении. В процессе обобщения конкретное и абстрактное выступает в единстве и взаимосвязи.
С обобщением органически связана систематизация знаний, умений и навыков. Под руководством обучающего учащиеся осужденные приводят изученный материал в определенную систему на основе конкретного принципа, признака. Видами систематизации являются классификация, установление причинно-следственных связей.
Обучение правилам и приемам обобщения и систематизации имеет большое значение в развитии мышления и наблюдательности. Это позволяет совершенствовать мастерство в той или иной специальности или профессии, приобретаемой осужденным, закреплять в опыте положительное и устранять в нем недостатки.
6. Важным звеном управления процессом профессионального обучения является контроль за его ходом и результатами. Контроль осуществляется с помощью разных приемов: наблюдения за поведением учащихся осужденных на занятии, их реакцией на действия руководителей занятий; постановки контрольных вопросов; использования программированного контроля; а также во время бесед. Большие возможности для контроля результатов овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками представляют собой практические занятия.
7. Корректировка обучающей деятельности. Постоянное контролирование руководителем хода процесса профессионального обучения осужденных, проверка их знаний, умений и навыков позволяет вскрыть недостатки, как в организации занятий, так и в усвоении обучаемыми учебного материала. Анализ процесса обучения, выявление его сильных и слабых сторон позволяет руководителю корректировать как свою деятельность, так и деятельность обучаемых, уточнять задачи, совершенствовать организацию и методику проведения занятий.
Звенья процесса обучения органически слиты, с одной стороны, по горизонтали, что проявляется во взаимодействии обучающего и обучаемых (устное сообщение - слушание; показ - наблюдение), а с другой стороны, по вертикали, представляя собой последовательную цепь (обучающую деятельность руководителя занятия и познавательную деятельность обучаемых).
Рассмотрев звенья процесса обучения как структурные компоненты занятия, необходимо отметить, что они не должны восприниматься как незыблемая последовательность действий руководителя занятий и обучаемых. Для каждого конкретного занятия выбираются лишь те звенья из приведенной системы, которые являются наиболее эффективными и в наибольшей мере соответствуют задачам и содержанию обучения, уровню подготовки осужденных.
Необходимо сказать, что руководство ФСИН придает большое значение организации учебного процесса в исправительных учреждениях, по мере возможности способствуя реализации указанных выше принципов обучения на практике и формулирует наиболее целесообразные направления деятельности:
- обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;
- организация системы профинформации и профориентации в учреждениях ФСИН для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.
Данное направление образования находится в процессе динамического развития, несмотря на имеющиеся проблемы ФСИН. Одной из насущных проблем в настоящее время является отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей процесс социальной адаптации, который бы охватывал основные ее сферы: трудоустройство, сохранение жилья и семьи. На сегодняшний день практически отсутствуют единые, утвержденные Министерством образования программы, методики, учебно-методические пособия для учащихся осужденных, особенно для наркозависимых учащихся осужденных. Кроме этого, при проведении занятий остается нерешенным ряд трудностей материального, организационного и режимного характера.
В заключение выделим этапы формирования среды культурно-воспитательного воздействия:
1. Обоснование нормативно-правовых, общепедагогических и дидактических предпосылок создания среды культурно-воспитательного воздействия (учет положений современных парадигм образования, дидактических принципов образования взрослых).
2. Содержательно-технологическое обеспечение процесса культурно-воспитательного воздействия, включая правовое, научно-методическое, психолого-педагогическое, аппаратное и программное сопровождение.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Психология, социология
3. Проектирование и внедрение передовых педагогических технологий для оказания культурновоспитательного воздействия на различные категории осужденных.
4. Компьютеризация учебного процесса в местах лишения свободы, реализация целостной системы информационно-технического обслуживания и сопровождения.
5. Создание психолого-педагогических условий для эффективного управления процессом культурно-воспитательного воздействия.
Таким образом, можно рассматривать вопросы взаимодействия среды культурновоспитательного воздействия и личности осужденных с точки зрения когнитивного способа взаимодействия и с точки зрения поведенческого (физического) способа интеракции, учитывая активную либо пассивную фазу средового воздействия.
Список литературы
1. Алферов, Ю.А. Воспитательное воздействие общеобразовательного воздействия на осужденных. - М., 1990, - С. 78.
2. Анохина, Г.М. Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения // Инновации в образовании. - 2003. - № 1. - С. 94-103.
3. Белослудцев, В.И. Педагогические основы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы. - Челябинск, 2001. - С. 89.
4. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: Современные модели обучения. Статья 3 // Новые знания. - 2002. - № 1. - С. 13-17.
5. Вербицкий, А.А., Сахарова, Н. Психологические особенности включения взрослых в образовательную деятельность// Новые знания. - 1999. - № 2 - С. 23-26.
6. Организация воспитательного процесса в исправительных учреждениях УИН Минюста России по Саратовской области. Сборник материалов. - М.: НИИ УИС МЮ РФ, 2003. - С. 183.
7. Обучение осужденных. Итоги Всероссийской конференции 15-16 ноября 2001. / Под общей ред. Г.С. Киселевой. - СПб.: СЗТУ, 2001. - С. 50.
8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
- 1993. - № 33. - Ст. 1316.
9. Майоров, В.В. Особенности перевоспитания осужденных различных правовых групп.
- М., 1983. - С. 64.
10. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных. - Домодедово, 1995 г. - С. 48.
11. Пищелко, А.В. Основы теории и методики нравственного перевоспитания осужденных. Домодедово, 1988. - С. 134.
12. Поздняков, В.М. История пенитенциарной психологии. - М., 1998.
Literature
1. Alferov Yu.A. Nurturing educational impact on the convicts. - M., 1990 - P. 78.
2. Anokhin G.M. Personal growth of students as a result of an adaptive learning // Innovation in Education. - 2003. - № 1. - P. 94-103.
3. Belosludtsev V.I. Pedagogical foundations correction to long prison terms. - Chelyabinsk, 2001.
- P. 89.
4. Verbitsky A.A. Psycho-pedagogical foundations of adult education: Contemporary models of learning. Article 3 / / The new knowledge. - 2002. - № 1. - P. 13-17.
5. Verbitsky A.A., Sakharov N. Psychological characteristics of the inclusion of adults in educational activities // The new knowledge. - 1999. - № 2 - P. 23-26.
6. Organization of educational process in prison Win Ministry of Justice of Russia in the Saratov region. Collection of materials. - Moscow, 2003. - P. 183.
7. Education convicted. Results of the All-Russian Conference on 15-16 November 2001. / Under the general ed. G.S. Kisseleva. - SPb., - 2001. - P. 50.
8. About the agencies and bodies performing criminal punishments: Federal Law of July 21, 1993 // Gazette of the Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. - 1993. - № 33.
9. Maiorov V.V. Features re-convicted of various legal groups. - M., 1983. - P. 64.
10. Psycho-pedagogical foundations of resocializing person convicted. - Domodedovo, 1995 - P. 48.
11. Pischelko A.V. Fundamentals of theory and methodology of moral re-convicted. - Domodedovo, 1988. - P. 134.
12. Pozdnyakov V.M. History prison psychology. - M., 1998.