Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия государства и бизнеса в реализации социальной ответственности на региональном уровне(на примере Республики Калмыкия)'

Особенности взаимодействия государства и бизнеса в реализации социальной ответственности на региональном уровне(на примере Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL ECONOMY / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / THE INTERACTION OF GOVERNMENT AND BUSINESS / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Голденова Виктория Сергеевна

В статье анализируются особенности реализации социальной ответственности бизнеса в условиях экономики Республики Калмыкия; предлагаются направления совершенствования государственной политики по стимулированию социально ответственного поведения компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Голденова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESSIN REALIZATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AT REGIONAL LEVEL(ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

This paper analyzes the characteristics of the implementation of corporate social responsibility in the economic conditions of the Republic of Kalmykia, offered ways of improving public policies to encourage socially responsible behavior of companies.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия государства и бизнеса в реализации социальной ответственности на региональном уровне(на примере Республики Калмыкия)»

ББК У290.2(2Рос.Калм)

УДК 005.35(470.47)

Э.И. Мантаева, В.С. Голденова

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

Аннотация. В статье анализируются особенности реализации социальной ответственности бизнеса в условиях экономики Республики Калмыкия; предлагаются направления совершенствования государственной политики по стимулированию социально ответственного поведения компаний.

Ключевые слова. Региональная экономика, социальная ответственность бизнеса, взаимодействие государства и бизнеса, государственная политика.

E.I. Mantaeva, US. Goldenova

FEATURES OF INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS IN REALIZATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AT REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

Abstract. This paper analyzes the characteristics of the implementation of corporate social responsibility in the economic conditions of the Republic of Kalmykia, offered ways of improving public policies to encourage socially responsible behavior of companies.

Keywords: regional economy, corporate social responsibility, the interaction of government and business, public policy.

Осуществляемые в России масштабные экономические реформы, направленные на создание эффективной рыночной модели хозяйствования, актуализировали вопросы взаимоотношений между субъектами рынка. Особенно важными являются проблемы взаимодействия государства, с одной стороны, и предприятий, с другой, касающиеся социальной ответственности делового сообщества, компаний и отдельных представителей бизнеса, определения меры этой ответственности и ее содержания.

В развитых экономиках мира в последнее время все большую популярность приобретает политика стимулирования социальной ответственности бизнеса. При этом определяющая роль в развитии социальной ответственности бизнеса принадлежит государству, которое создает определенные условия для реализации социальной ответственности бизнеса

В этой связи развитие социальной ответственности бизнеса в российских реалиях, особенно на региональном уровне, на наш взгляд, важнейшая и необходимая составляющая социально-экономического развития страны и ее регионов.

Анализируя европейский опыт построения модели социальной ответственности бизнеса, а также используя рекомендации ООН и Всемирного банка, можно предложить следующие некоторые основные направления совершенствования государственной политики в области социальной ответственности бизнеса на региональном уровне.

Так, региональным органам власти следует информировать общественность о роли социальной ответственности бизнеса в развитии общества и лучших практиках социально-ответственного бизнеса, что является наиболее популярным направлением поддержки социально ответственных компаний. Представляется, что регионы должны вовлекать в вопросы социальной ответственности бизнеса стейкхолдеров. Развитие данного направления региональной политики связано с содействием в организации диалога и партнерства между всеми заинтересованными сторонами (государство, бизнес-сообщество, профессиональные и общественные объединения и т.д.) в реализации социальной ответственности бизнеса для консолидации ресурсов и достижения более значимых результатов. Наиболее популярными мероприятиями могут быть «круглые столы», семинары, форумы, в процессе которых стейкхолдеры обмениваются информацией и практическим опытом, обсуждают проблемы и перспективы развития, оказывают содействие региональным властям в разработке более четкой и эффективной политики по стимулированию социальной ответственности бизнеса. Мнение стейкхолдеров должно обязательно учитываться при разработке законодательства по развитию социальной ответственности бизнеса.

Следует отметить, что государство может использовать налоговые инструменты стимулирования социально ответственного поведения компаний. Например, социальные расходы компаний, благотворительные пожертвования, целевые отчисления в некоммерческие организации, фонды в большинстве европейских стран не облагаются налогом на прибыль, что могло бы применить у себя на практике и российское государство.

Как показало анкетирование руководителей ряда компаний осуществляющих свою деятельность на территории Республики Калмыкия, налоговые скидки являются существенным стимулом для реализации социально ответственного поведения компаний.

Кроме этого, результаты анкетирования руководителей компаний, функционирующих на территории Республики Калмыкия, показали, что только 20% опрошенных реализуют социально ответственное поведение, при этом все опрошенные считают, что региональные органы власти должны всячески содействовать при реализации социальных проектов. При социальном инвестировании основной акцент компаниями делается на такие группы стейкхолдеров как персонал и клиенты. В настоящее время ни один из опрошенных руководителей компаний Республики Калмыкия не получает поддержки при реализации социально ответственного поведения от региональных органов власти, но в тоже время последние не создают препятствий при социальном инвестировании. Вместе с тем, все опрошенные сошлись во мнении, что, если бы региональные органы власти поддерживали социальные инициативы бизнеса, то компании более активно участвовали бы в социальном инвестировании, и это позволило бы существенно улучшить результаты их финансово-экономической деятельности. Данные анкетирования позволяют предположить необходимость консолидации усилий компаний и региональных властей для улучшения социально-экономического климата в Республике Калмыкия.

Результаты анкетирования таких стейкхолдеров компаний, как персонал, потребители, средства массовой информации, инвесторы и региональные и местные органы власти показали следующее. Ни одна из групп стейкхолдеров не рассматривает компании Республики Калмыкия как социально ответственные. При этом каждая из групп вкладывает свое понимание в характеристики социально ответственной компании. Например, персонал больше заинтересован в своевременной выплате заработной платы, социальных программах для сотрудников (обеспечение санаторно-курортным

лечением, повышение квалификации и др.) и в создании безопасных и комфортных условий труда. В то время как потребители хотели бы видеть в лице компаний производителей качественной продукции или услуг по приемлемым ценам. Региональные средства массовой информации считают, что основной задачей любого бизнеса является получение прибыли, и объясняют это тем, что если компании будут иметь больший лимит финансовых ресурсов, то объем рекламы в СМИ будет увеличиваться и, соответственно, увеличиваться их доходность. Интересы инвесторов примерно совпадают с интересами средств массовой информации, то есть чем прибыльней компания, тем она более привлекательна для потенциальных инвесторов, при этом они хотели бы, чтобы компании соблюдали законодательство и непричастность к любым формам коррупции.

Интересна позиция региональных и местных властей, которые ждут от бизнеса реализации социально ответственного поведения, но при этом не оказывают никакой поддержки социальным инициативам компаний. В то же время региональный уровень государственной поддержки социально ответственного поведения бизнеса является наиболее близким к бизнесу, и именно региональные органы власти могли бы создавать условия, при которых бизнесу стало бы выгодно вести себя социально ответственно.

На основе результатов анкетирования было проведено исследование уровня социальной ответственности компаний Республики Калмыкия. По отношению к таким группам стейкхолдеров как потребители и клиенты взаимодействие социально ответственных компаний можно признать эффективным вследствие наличия обратной связи от стейкхолдеров, которые признают, что компания, действительно, по отношению к ним реализует социально ответственное поведение.

Переход региональных и местных органов власти Республики Калмыкия к политике содействия социальной ответственности бизнеса, учитывающей российские институциональные особенности, позволит, по нашему мнению, создать необходимые условия для развития социально ответственного поведения малых и средних компаний в пяти-десятилетней перспективе. Но если переход к политике стимулирования осуществлен не будет в ближайшее время, то разрыв в сфере социальной ответственности малых и средних компаний по сравнению с крупными, очевидно, будет только увеличиваться.

Мировой финансовый кризис 2008-2010 гг., ясно показавший, что в полном смысле социально ответственным ни крупный, ни средний и малый российский бизнес пока не являются, лишь подчеркивает актуальность перехода к государственной политике стимулирования социальной ответственности бизнеса. В качестве мер по стимулированию социальной ответственности российского бизнеса можно предложить следующие: информирование общественности о роли социальной ответственности бизнеса в развитии общества и лучших практиках социально-ответственного бизнеса на территории Республики Калмыкия; стимулирование и поддержка региональными и местными органами власти дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области социальной ответственности; исследовательская и методическая поддержка, осуществляемая научными и образовательными учреждениями Республики Калмыкия; вовлечение в вопросы социальной ответственности бизнеса стейкхолдеров; стимулирование роста уровня прозрачности деятельности компаний; внедрение системы оценки и отчетности по социальной ответственности бизнеса; применение налоговых и инвестиционных инструментов стимулирования социальной ответственности бизнеса; разработка регионального и местного законодательства, касающегося социальной ответственности бизнеса.

Однако, несмотря на имеющиеся проблемы в данной сфере ряд российских компаний, в том числе в Республике Калмыкия, все же реализует социально ответственное поведение в своей деятельности.

Список литературы

1. Голденова В.С., Стефанова Е.Б. Некоторые особенности взаимодействия государства и бизнеса в реализации социальной ответственности: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. №1, 2013.

2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И. Беляевой, д.э.н., проф. М. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008. 504 с.

3. Мантаева Э.И., Голденова В.С. Государство и социально ответственный бизнес: особенности взаимодействия на региональном уровне. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2011.

4. Мантаева Э.И., Голденова В.С., Чудидов В.А. Модели взаимодействия государства и бизнеса в реализации социальной ответственности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. №2, 2011.

5. Обзор нефинансовой отчетности стран СНГ за 2012 год // Устойчивый бизнес, №3, 2013 - http://www.csrjournal.com.

6. Официальный сайт Всемирного Банка - http://www.worldbank.org

7. Официальный сайт ОЭСР - http://www.oecd.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.