Выводы. По результатам мониторинга влияния разных технологий обучения на состояние здоровья учащихся, степень напряжения центральных регуляторных механизмов и процессы морфо-функциональной адаптации учащихся младших классов снятые в начале и конце каждой четверти учебного года, выявлению уровня напряженности и утомляемости детей в школе в течение дня в классах, работающих по:
• художественно-эстетическому полихудожественному направлению (по Б.П. Юсову, термин Юсова Б.П.);
• традиционным программам и формам образования;
• методикам развивающего обучения (Л.В. Занков);
• по программе "Сообщество".
Наиболее высокие показатели по сохранению здоровья учащихся были выявлены в классах художественно-эстетического поли художественного направления. «Именно в этих классах, - пишет Л.Г. Савенкова, -выявлен уровень снижения утомляемости школьников в течение дня почти на 25 %, хотя именно в этих класса дети гораздо больше других были вовлечены в разные виды художественной деятельности (помимо всех других обязательных предметов и часов обучения)» [10, 18].
Литература:
1. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
2. Блонский П.П. Избранные педагог. и психолог. сочинения в 2-х томах. М., 1979
3. Выготский Л.С. Психология искусства, Ростов н/Д: Феникс, 1998.
4. Гибсон Дж. с.382 Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс. 1988
5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. - М.: Языки славянских культур. - 2010.
6. Кирнадская Д. Музыкальные занятия меняют структуру мозга. По материалам программы «Правда» Общественного телевидения России.
7. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В., Концептуальные основания культуросообраного образования // Известия РАО, № 6, 2000. - М.: Издательский Дом Магистр-ПРЕСС. С. 6 - 20.
8. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002.
9. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы. // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 3, 4 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE- magazine/new-magazine-1-2008.htm
10. Савенкова Л.Г. Арт-терапия и полихудожественное образование / Сб.Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования: Юсовские чтения. Сборник научных статей по материалам XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» (31.10. - 03.11.2016 г.)
11. Ханнафорд К. Мудрое движение: мы учимся не только головой / пер. А.В. Самаровой и С.К. Мазгутовой. - М., 1995.
12. Черниговская Т.В. По материалам лекции, прошедшей в октябре в Петербургской филармонии имени Шостаковича в рамках проекта «Музыка+лhttp://www.sobaka.ru/city/science/81388?fЪclid=IwAR373idBUDB2mjAQk5zOCN5rP0YP5Iyhyj-Hso2icj VruunMby 1FVzj RFBQ#vk
13. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: Спутник+, 2004.
Педагогика
УДК 378
аспирант Завгородняя Елена Артёмовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о том, какими критериями руководствуются студенты, обучающиеся в сегменте высшего профессионального образования в Республике Корея, при выборе учебных программ. Как показывает практика, в последнее время наблюдается расхождение между содержанием учебных программ, предлагаемых высшими профессиональными учебными заведениями Республики Корея, и реальными потребностями рынка труда. В этой связи в статье также делается акцент на мерах, предпринимаемых руководством страны для преодоления данного расхождения.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, Республика Корея, учебная программа, рынок труда, младший колледж, трудоустройство, научная степень.
Annotation. The present article raises the issue of criterions used by students receiving higher vocational education in Republic of Korea while choosing study programs. According to recent practice, there is a certain discrepancy between contents of study programs offered by higher vocational institutions of Republic of Korea and real labor market needs. In this regard the article also describes measures taken by the Government of Republic of Korea to overcome this discrepancy.
Keywords: higher vocational education, Republic of Korea, study program, labor market, junior college, employment, academic degree.
Введение. В Республике Корея уделяется большое внимание проведению политики, направленной на то, чтобы высшее профессиональное образование более четко отвечало реальным потребностям рынка труда именно в следующих аспектах:
1) дальнейшее повышение доступности актуальной информации о карьере для будущих студентов;
2) управление выбором учащегося с помощью требований работодателя на уровне младших колледжей. Изложение основного материала статьи. Прежде всего, рассмотрим ситуацию в т.н. младших
колледжах, являющихся одними из наиболее распространенных высших учебных заведений системы профессионального образования в Республике Корея.
Соотношение «программы/учащиеся» в младших колледжах в основном обусловлено предпочтениями учащихся к определенным программам и зачастую не отражает реальные запросы рынка труда. Стоимость обучения составляет две трети (65%) от общего дохода «младших колледжей» [1]. Только 80 из 145 младших колледжей получают финансирование в виде грантов, для остальных 65 колледжей роль платы за обучение еще выше. Большинство данных ВУЗов являются частными (в 2010 г. - 93,8% от общего числа), в них обучалось 97,2% студентов [2]. Демографическое снижение числа молодых людей усиливает конкуренцию за студентов среди младших колледжей, поэтому у данных ВУЗов отсутствуют основания для закрытия программ с неясными перспективами на рынке труда, пока на них существует спрос. Недавно правительство Республики Корея ввело меры, направленные на привлечение большего внимания к соответствию учебных программ реальным потребностям рынка труда. Недавно введенное правительством финансирование младших колледжей по формуле учитывает показатели результатов трудоустройства выпускников, но его влияние ограничено малым «весом» дохода в общем бюджете данных учебных заведений. Правительство также определило и опубликовало список колледжей, не удовлетворяющих запросы рынка труда, оказывая на них сильное давление с целью повышения их эффективности. Хотя пока рано оценивать влияние этих новых мер, уровень спроса со стороны непосредственно учащихся остается более сильным фактором, влияющим на соотношение «программы/учащиеся», чем фактические запросы со стороны рынка труда.
Итак, учитывая, что предпочтения учащихся играют важную роль в определении соотношения «программы/учащиеся» в Республике Корея, в стране принимаются меры, чтобы учащиеся и их семьи принимали решения на основе актуальной и достоверной информации. Тем не менее, несмотря на существование различных источников информации, некоторые проблемы всё же остаются.
Все учебные заведения среднего и высшего профессионального образования в Республике Корея обязаны публично раскрывать ряд показателей своей деятельности, определяемых правительством. В то время, как данная инициатива находит повсеместную поддержку, согласно закону подобная информация должна предоставляться только по учебным заведениям, но не по отдельным программам. Это делает невозможным для потенциальных студентов сравнить результаты обучения по каждой из предлагаемых программ с данными рынка труда, что могло бы помочь им в правильном выборе карьеры. Также публикация показателей деятельности по учебным заведениям приводит к смещению выбора учащихся, которое усугубляет последующее несоответствие. Так как студенты имеют полное представление о статусе и рейтинге учебного заведения (и знают, что работодатели также обладают подобной информацией), но не имеют доступа к качественным показателям по отдельным программам в данных ВУЗах, они уделяют больше внимание выбору ВУЗа, а не выбору учебной программы. Это повышает риск усиления тенденции среди учащихся к поступлению только в престижные ВУЗы и приводит к явлению «инфляции» в системе образования, когда реальные потребности рынка труда приносятся в жертву статусу учебного заведения.
Вышеуказанные показатели, требуемые к раскрытию законодательством Республики Корея, включают, в частности, данные о последующей деятельности выпускников (трудоустройство или последующее обучение), критерии выставления оценок, уровень платы за обучение, преподавательский состав и научную деятельность. Это предоставляет хороший базис для выбора учащимися конкретного ВУЗа для получения высшего профессионального образования, но, конечно, они были бы более заинтересованы в информации о значимости конкретных учебных программ для рынка труда. Обладающие большей практической ценностью показатели, как, например, реальная возможность трудоустройства для студента, обучающегося по определенной программе, в своем секторе либо уровень заработной платы для выпускника, освоившего конкретную учебную программу, определенно помогали бы перспективным студентам более правильно и оперативно определиться с выбором ВУЗа.
В многочисленных опросах, проводимых в Республике Корея, отмечается, что учащиеся, их родители и работодатели предпочитают программы, предполагающие по их завершению присвоение более высокой научной степени. Типичной является ситуация, когда получение диплома по истечении четырехгодичного курса образования является предпочтительнее диплома по окончании двухгодичного курса, который, в свою очередь, имеет «больший вес» по сравнению с аттестатом о среднем образовании. Эти предпочтения обусловлены тремя факторами:
1. Более высокая научная степень может привести к улучшению перспектив трудоустройства, поскольку данная степень предполагает, что кандидат обладает более высокими навыками и, соответственно, более производителен («эффект производительности»), что выражается в предложении более высокой заработной платы со стороны работодателя.
2. Высокая научная степень может привести к улучшению перспектив трудоустройства, поскольку работодатели воспринимают ученую степень как некую характеристику персональных черт (способности, целеустремленность и т.п.), которую кандидат имел до поступления в ВУЗ (т.н. «сигнальный эффект»). Например, в то время, как содержание университетского диплома может быть не совсем актуальным для компании-работодателя, её кадровая служба считает, что лишь самые сильные выпускники средней школы поступают в ВУЗ, а не продолжают обучение в сфере профессионального образования, и поэтому являются более предпочтительными кандидатами.
3. Высокая научная степень гарантирует более высокий социальный статус, независимо от результатов трудоустройства [3].
Как утверждалось ранее, некоторые показатели свидетельствуют о том, что второй и третий факторы играют относительно важную роль в Республике Корея. Степени, присуждаемые по окончании программ высшего профессионального образования, слабо «сигнализируют» о реальных навыках и, следовательно, производительности выпускников, поскольку приобретенные компетенции не оцениваются абсолютно ясным для работодателей образом. При рассмотрении потенциальных кандидатов работодатели с большей вероятностью обращают внимание на то, что заметно лучше всего: иерархия разных уровней образования и между учебными заведениями одного уровня. В конечном итоге это отражается на перспективах трудоустройства и заработной плате, так что более высокая научная степень обеспечивает лучшие перспективы трудоустройства, даже если навыки могли быть приобретены с помощью программы более низкого уровня. Кроме того, широко распространено мнение о том, что родители и учащиеся в Республике Корея предпочитают университетское образование высшему профессиональному образованию.
Первый эффект («эффект производительности») необходим с точки зрения достижения соответствия между образованием и обучением и потребностями рынка труда. Но как «сигнальный эффект», так и поиск
более высокого социального статуса, побуждает учащихся к выбору учебных программам более высокого уровня, даже если навыки, необходимые для конкретной работы, могут быть приобретены с помощью программ более низкого уровня. «Сигнальный эффект» означает, что для работодателей, в свою очередь, разумнее предпочесть выпускников с более высокими научными степенями, что приводит к негативным последствиям сразу по нескольким причинам. Во-первых, это способствует несоответствию между предоставлением профессионального образования и потребностями рынка труда с точки зрения уровня образования и области обучения. Это связано с тем, что некоторые программы более высокого уровня могут привлекать студентов, даже если они не обучают навыкам, необходимым на рынке труда, тогда как программы более низкого уровня с соответствующим содержанием на рынке труда вынуждены бороться за привлечение студентов. Во-вторых, это приводит к излишне длительным срокам обучения по некоторым программам, что накладно для семей, которые платят за обучение, а также для самих учащихся, которые упускают возможности трудоустройства. И это не оптимально для общества в целом. Вышеуказанный «сигнальный эффект» и преимущества социального статуса по определению относятся к уровню образования и должности других работников, поэтому желание получить более высокий статус приводит к вышеупомянутой «образовательной инфляции», не учитывая потребности рынка труда.
В Республике Корея уделяется большое внимание проведению политики, направленной на то, чтобы высшее профессиональное образование более четко отвечало реальным потребностям рынка труда. Здесь необходимо учитывать четыре обстоятельства. Во-первых, собственный выбор учащегося является важным фактором в определении сочетания положений, но имеет некоторые ограничения. Во-вторых, актуальная информация о карьерных возможностях может помочь привести собственный выбор студентов в соответствие с потребностями рынка труда. В-третьих, косвенное влияние могут оказывать некоторые факторы, напрямую не связанные с трудоустройством. Наконец, выбор студентов может быть сбалансирован потребностями работодателя посредством введения обязательного обучения на рабочем месте.
В принципе, три основных фактора могут определять суть программ высшей школы и их содержание: спрос со стороны работодателя, государственная политика или личные предпочтения студентов и их родителей. На практике, как правило, на соотношение «программы/учащиеся» влияет именно комбинация всех трёх факторов. Выбор студента и спрос со стороны работодателя могут быть приведены в равновесие системой стажировки, так как данная система по определению предполагает наличие как готового предоставить стажировку работодателя, так и желающего пройти стажировку студента. Например, в Швейцарии многие программы высшей школы профессионального образования требуют от студентов наличия соответствующего опыта работы, поэтому выбор учащихся определяется рабочими местами, доступными на рынке труда. Такие механизмы автоматически создают связь между возможностями рынка труда и соотношением «программы/учащиеся» в высшей профессиональной школе. Когда такое соотношение определяется правительством (или другими государственными органами), оно обычно основывается на основе анализа/оценки потребностей в определенных навыках. В политехнических институтах в Республике Корея эти оценки используются для правильного планирования соотношения «программы/учащиеся». Политехнические ВУЗы могут предлагать места в каждой программе в соответствии с квотами, определяемыми ежегодно государственными органами, после проведения оценки потребностей в навыках. Наконец, личный выбор учащихся приводит к разработке и введению дополнительных программ высшего профессионального образования, особенно в младших колледжах.
Оптимальный баланс между этими факторами зависит от того, кто конкретно осуществляет оплату за обучение, возраста студента, широту программы и предсказуемости (в некоторых отраслях потребность в кадрах может быть более предсказуемой по сравнению с другими отраслями) [3]. Существенная роль государственного финансирования в программах политехнических ВУЗов дает разумное обоснование относительно меньшего влияния фактора личных предпочтений учащихся, и большего веса, который имеет определяемая правительством оценка потребностей в навыках. Напротив, «младшие колледжи» в основном финансируются за счет платы за обучение. Это может означать, что собственный выбор учащихся должен по определению оказывать большее влияние на соотношение «программы/учащиеся».
В идеальном с экономической точки зрения мире студенты будут внимательно следить за возможностями, предоставляемыми рынком труда, исходя из различных образовательных путей, а заработная плата будет отражать производительность труда работников. Затем они будут делать выбор после тщательного рассмотрения затрат и преимуществ, что приведет к гармонии между предоставляемыми программами профессионального образования и потребностями рынка труда. На практике, однако, ряд факторов свидетельствует о том, что в Республике Корея способ выбора программ учениками в настоящее время может способствовать несоответствию между программами высшего профессионального образования и потребностями рынка труда. Как мы рассмотрим ниже, правильная политика может решить эту проблему, если принять за основу то, что выбор учащегося сделан на основе достоверной информации и учитывает «сигналы» о конкретных потребностях работодателя.
Если студенты не имеют адекватной информации о программах и их результатах, то их выбор программ может усугубить расхождение между образовательным вектором высшей профессиональной школы и потребностями рынка труда. Для решения этой задачи потенциальным учащимся нужна достоверная, актуальная информация о характеристиках различных программ, предметов, которые они нацелены изучать, и возможностях трудоустройства для выпускников. Данные о результатах трудоустройства (например, уровне занятости, доходах и т.д.) представляют собой важный сигнал о потребностях на рынке труда. Такая информация может помочь свести к минимуму влияние беспочвенных предрассудков в отношении направлений профессионального образования и определенных профессий. С 2001 г., благодаря введению системы опросов, в Республике Корея доступны богатые данные по опыту молодежи в области профессионального образования и на рынке труда. Чтобы наилучшим образом использовать эти данные, правительство Республики Корея старается сделать их максимально доступными студентам и их семьям, а также специалистам по профориентации в удобном для пользователя формате.
Здесь следует отметить, что существующая системы позволяет сравнивать только уровень ВУЗов в целом, хотя для достижения наилучших результатов необходима информация по результатам трудоустройства и другим показателям качества не только по ВУЗам в целом, но и по каждой учебной программе. Это позволит студентам сделать правильный выбор не только в отношении ВУЗа, но и в отношении программы обучения.
Выбор студентами путей обучения и движения по карьерной лестнице часто основывается не только на потенциальных доходах и перспективах трудоустройства, но и на предпочтениях, не связанных напрямую с рынком труда. Например, теперь уже несколько устаревший опрос [4] в данных по 1994 г. показал, что для некоторых родителей важными причинами обеспечить обучение своих детей являлись «воспитание характера» и «лучшие перспективы заключения брака». Весьма важную роль также играют такие факторы, как индивидуальные вкусы и предпочтения. Как утверждалось в исследовании студентов американского колледжа [5], принуждение учащихся к карьере, которую они не хотят для себя, было бы контрпродуктивным и могло бы нанести ущерб их участию в программе обучения. В более широком смысле интересы работодателя должны находиться в равновесии с интересами общества в целом.
Как утверждалось выше, личные предпочтения учащихся не должны быть единственным фактором, обеспечивающим соотношение «программы/учащиеся». В свою очередь, интересы работодателя также не должны являться единственным определяющим фактором. Для работодателей существует соблазн, чтобы их сотрудники имели очень узкопрофессиональные навыки, ограничивающие возможность их перехода на другие рабочие места, в то время как учащиеся заинтересованы в том, чтобы иметь более разнообразные навыки, открывающие больше возможностей для карьеры. Подобные ограничения могут возникать в находящихся в структурном упадке отраслях, которые предлагают ограниченные перспективы карьерного роста и поэтому разумно избегаются потенциальными кандидатами, или на рабочих местах, которые воспринимаются как «ловушки с низкой заработной платой». В то время, как работодатели могут ощущать нехватку персонала на рабочих местах, связанными с грязными, трудными и опасными условиями труда, молодые люди разумно предпочитают выбирать работу с более достойными условиями. Система профессионального образования и подготовки должна помочь найти разумный компромисс между интересами работодателей и студентов.
Выбор учащегося может быть сбалансирован по сигналам потребностей работодателя двумя основными способами: путем направления обучения на основе оценки потребностей в навыках или путем ограничения предоставления мест, где работодатели предлагают обучение на рабочем месте. Как утверждалось в сравнительном отчете [3], оценка и прогнозирование потребностей в навыках является довольно сложным процессом, и применение обучения на рабочем месте для сбалансированного выбора студентов является предпочтительным в большинстве профессий.
Оценка спроса на рынке труда может основываться на консультациях с работодателями и профсоюзами о текущих навыках и/или на долгосрочных потребностях или прогнозах, подготовленных независимыми органами. Результаты таких оценок могут использоваться в качестве широкого руководства правительствами и государственными учреждениями или служить основой для планирования предоставления программ профессионального образования и подготовки. В Республике Корея соотношение «программы/учащиеся» в политехнических ВУЗах в очень большой степени зависит от таких внешних оценок потребностей в навыках. Они также могут использоваться для утверждения и запуска новых программ. Например, в Бельгии-Фландрии пристальное внимание уделяется актуальности рынка труда, прежде чем ВУЗ может запустить новую программу. В процессе аккредитации рассматривается вопрос о том, предлагается ли аналогичная программа в стране, регионе или городе; и есть ли свидетельства спроса на рынке труда для дополнительных выпускников этой конкретной программы. Кроме того, в ВУЗах часто имеется консультативный совет по каждой программе, включающий представителей со стороны работодателей [6].
Разработка надежных прогнозов является сложной задачей. Спрос на профессиональные навыки зависит от многих факторов, многие из которых трудно предсказать (например, технологический прогресс, глобальные экономические условия и государственная политика и т.д.) Оценки моделей прогнозирования свидетельствуют о том, что прогнозы могут быть полезны для анализа общих тенденций, но менее надежны на уровне конкретных специальностей. [7] В некоторых областях, таких, как здравоохранение и образование, прогнозы имеют большее значение, поскольку они базируются на более предсказуемых (например, демографических) тенденциях спроса на квалифицированные кадры.
В качестве альтернативы, потребности работодателя и предпочтения учащихся могут быть приведены в равновесие, используя доступность обучения на рабочем месте в качестве сигнала потребностей рынка труда. Учитывая трудности, описанные выше, и различные преимущества обучения на рабочем месте, этот вариант часто предпочтительнее. Один из способов интеграции «элемента» потребностей рынка труда в систему профессионального образования - это ограничить предложение программ теми, в которых работодатели готовы предложить обучение на рабочем месте. В программах стажировки выбор студентов, естественно, ограничен теми программами, в которых работодатели готовы предложить полноценное обучение на рабочем месте на протяжении нескольких лет. Учитывая ограниченное вовлечение работодателей в систему профессионального образования Республики Корея, первым шагом становится готовность работодателя предложить относительно короткий период обучения на рабочем месте в качестве доказательства востребованности данной специальности на рынке труда.
Выводы. В заключение, можно сказать, что на соотношение диапазона учебных программ в высшем профессиональном образовании в Республике Корея и количества учащихся, обучающихся по каждой программе, оказывают влияние различные факторы, и их правильная оценка и принятие своевременных мер могут позволить привести в соответствие количество выпускников профессиональных ВУЗов и реальные потребности рынка труда.
Литература:
1. Kim, H-M., C. Woo, K. Ryu, S-Y. Oh. Skills Beyond School, KRIVET, Korea., 2011.
2. Statistical Yearbook of Education, Ministry of Education, Science and Technology, Seoul, Korea, 2016.
3. Learning for Jobs, OECD Reviews of Vocational Education and Training, OECD Publishing, 2015
4. Lee, J. Education Policy in the Republic of Korea: Building Block or Stumbling Block? The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2001.
5. Culpepper, R.A. "The Role of Perceptions of Future Extrinsic Outcomes and Person-Environment Congruence in Career Choice", Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict, Whitney Press, Vol. 10, No. 2, 2006.
6. Kis, V. OECD Reviews of Vocational Education and Training: A Learning for Jobs Review of Belgium Flanders 2010, OECD Reviews of Vocational Education and Training, OECD Publishing, 2010.
7. Neugart, M., and K. Schomann. Employment Outlooks: Why Forecast the Labour Market and for Whom? Discussion Paper FS I 02 -205, Wissenschaftszentrum Berlin fur Sozialforschung, 2002.
Педагогика
УДК: 372.881.111.1
кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Гурьянова Татьяна Юрьевна ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат филологических наук, доцент Абрамова Анжелика Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА ВО ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ МАСС-МЕДИЙНЫХ
ТЕКСТАХ О МИГРАЦИИ
Аннотация. В статье представлено исследование языковой стороны мультикультурализма на основе анализа языкового материала из текстов франкоязычных СМИ 2015-2018 годов. Авторы приводят примеры понимания студентами мультикультурализма в текстах современных СМИ как положительного явления и как феномена, имеющего свои негативные стороны. Анализ языкового материала позволяет авторам сделать вывод, что эксплицитная положительная оценка мультикультурализма репрезентируется на фоне его одновременной негативной оценки.
Ключевые слова: мультикультурализм, толерантность, СМИ, французский язык.
Annotation. The article presents the research of the linguistic side of multiculturalism based on the analysis of linguistic material from the texts of the French language media in 2015-2018 (Le Monde and Le Figaro). The authors cite the definition of multiculturalism given in the modern French dictionary, give their own take on multiculturalism as a linguistic appearance and examine the examples of multiculturalism understanding by the students in modern media texts both as a positive phenomenon and as a phenomenon with its negative sides. It is common for articles about multiculturalism to draw the attention of the addressee to the concept of identity not as self-sufficiency, but as openness to other cultures, which is why the authors have chosen media texts considering primarily such a phenomenon as migration. The analysis of the language material shows that the explicit positive evaluation of multiculturalism is represented against the background of its simultaneous negative evaluation. In the French-language media the articles, in which multiculturalism is regarded negatively, prevail.
Keywords: multiculturalism, tolerance, mass media, French language.
Введение. Во второй половине двадцатого века миграция изменила облик большинства европейских обществ. Если на протяжении всего колониального периода белые европейцы селились за пределами Европы, 21 век увидел появление огромного неевропейского населения в бывших колониальных державах. Для Франции как принимающей страны осознание себя как многоэтнической и мультикультурной осуществлялось через посредничество средств массовой информации. По мере роста иммигрантских сообществ в Европе, тексты СМИ стали транслировать различные точки зрения, в том числе и такую, что мигранты не должны отказываться от своих традиционных ценностей и практик и принимать их от страны, давшей им приют. Отказ от ассимиляции появился и в риторике этнических меньшинств и их организаций и усилился в риторической практике сегодня, когда воссоединение семей мигрантов, переехавших в европейские страны, и стратегии долгосрочного поселения изменили состав иммигрантов. Во французском масс-медийном тексте такое мнение встречается среди некоторых политиков, ученых и сторонников правозащитного движения. В информационном пространстве, конструируемом французскими СМИ, понятие «мультикультурализм» часто употреблялось вместе с понятием «толерантность». В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия. Толерантность - это готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [3]. Дискурсы во французских СМИ стали основываться также на понятиях этнокультурной идентичности, репрезентативности, групповых / культурных правах меньшинств, включая свободу собраний, религий, возможность говорить на своем языке. СМИ стали проводниками кампании по пропаганде государственной политики идентичности, рассматриваемой многими сторонниками как часть борьбы с расизмом и дискриминацией. В дальнейшем такая политика привела к государственным мерам под общим термином «мультикультурализм». Проживание в стране людей, чье происхождение находится в другом месте, стало основанием считать эту страну «де-факто многокультурным обществом» [8] и проявилось на языковом уровне в создании в СМИ статей о мультикультурализме в контексте культурного, языкового и религиозного разнообразия, которое иммигранты привнесли в принимающие общества. Мультикультурализм понимается как 1) описание фактического состава общества; 2) политика, проводимая правительством, то есть конкретный набор политических инструментов с учетом этнического разнообразия, специально созданные структуры управления, позволяющие представлять интересы иммигрантов и этнических меньшинств, механизмы поддержки и фонды для оказания помощи общинам этнических меньшинств в поддержании их традиций [9]. Мультикультурализм в политическом дискурсе предполагает, с одной стороны, обозначение аспектов культуры, религии, а с другой стороны, формулирование на языковом уровне равенства возможностей и отсутствие дискриминации [5]. Языковая репрезентация мультикультурализма в дискурсах франкоязычных СМИ подразумевает описание этнического разнообразия, как правило, после периода массовой иммиграции, а также интеграции неместного населения с учетом культурного разнообразия в сочетании с равными возможностями в атмосфере взаимной терпимости. Эта точка зрения будет рассматриваться в статье как основа лингвистического выражения мультикультурализма.
Данное исследование посвящено изучению языковой репрезентации мультикультурализма в авторских статьях французских изданий «Le Figaro» и «Le Monde» и способов интерпретации мультикультурализма студентами. Для этого студентам было предложено ввести в поисковую строку изданий слово «multiculturalisme». Эти издания имеют наибольшую аудиторию печатной и онлайн версий и являются