Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГАМИ СВЕРХКРУПНОГО ГОРОДА'

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГАМИ СВЕРХКРУПНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ВЫБОР ФОРМ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА / ВАРИАТИВНОСТЬ / TEACHERS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DISTANT LEARNING / PANDEMIC / SELF-ISOLATION / CHOICE OF WAYS OF GETTING EDUCATION / CHARACTERISTICS OF CHOICE / VARIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пинегина Анастасия Анатольевна

В современном мире выбор форм получения образования -широко распространенная практика, однако по какому принципу происходит этот выбор, какими аргументами он обусловлен - темы, требующие широкого и регулярного изучения. Дополнительное профессиональное образование педагогов (постдипломное педагогическое образование) - часть системы непрерывного образования, обучение в которой может быть как очным, так и дистанционным. В статье рассматриваются формы, выбранные современными педагогами, как опытными, так и начинающими, трудности, испытываемые при дистанционном обучении. Кроме того в статье приведены результаты анкетирования по вопросу выбора форм получения дополнительного профессионального образования учителями сверх-крупного города, а также выявлены факторы, наиболее влияющие на выбор форм повышения квалификации в зависимости от возраста, опыта, индивидуальных особенностей, внешних обстоятельств (например, самоизоляция в пандемию). Особое внимание уделено выбору молодых учителей. Рассмотрены мнения о вынужденном дистанционном обучении преподавателей специализированных учреждений дополнительного профессионального образования педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION CHOICE BY TEACHERS FROM A MEGALOPOLIS

In modern world it is widespread to choose among a variety of ways of getting education. However, what the main principles of this choice are, what factors determine this choice - these are the topics which require thorough research. Additional professional education of teachers (postgraduate studies) constitutes a part of lifelong education which may be both full-time and distant learning. The article demonstrates different ways of getting education chosen by modern teachers, both experienced and novices, difficulties faced while distant learning. Besides, the article shows the results of the questionnaire concerning choice of ways of getting education by teachers from a megalopolis. The main principles of choosing the ways of getting education are revealed. They depend on the following characteristics: age, experience, personality features, external circumstances, for example, self-isolation during pandemic of coronavirus. Special attention is paid to the choice of novice teachers. The variety of opinions about obliged distant learning of teachers of additional professional education specialized institutions is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГАМИ СВЕРХКРУПНОГО ГОРОДА»

Особенности выбора форм дополнительного профессионального образования педагогами сверхкрупного города

Пинегина Анастасия Анатольевна,

магистр педагогики, аспирант ГБУ ДО «Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования» E-mail: stassy26@mail.ru.

В современном мире выбор форм получения образования -широко распространенная практика, однако по какому принципу происходит этот выбор, какими аргументами он обусловлен - темы, требующие широкого и регулярного изучения. Дополнительное профессиональное образование педагогов (постдипломное педагогическое образование) - часть системы непрерывного образования, обучение в которой может быть как очным, так и дистанционным. В статье рассматриваются формы, выбранные современными педагогами, как опытными, так и начинающими, трудности, испытываемые при дистанционном обучении. Кроме того в статье приведены результаты анкетирования по вопросу выбора форм получения дополнительного профессионального образования учителями сверхкрупного города, а также выявлены факторы, наиболее влияющие на выбор форм повышения квалификации в зависимости от возраста, опыта, индивидуальных особенностей, внешних обстоятельств (например, самоизоляция в пандемию). Особое внимание уделено выбору молодых учителей. Рассмотрены мнения о вынужденном дистанционном обучении преподавателей специализированных учреждений дополнительного профессионального образования педагогов.

Ключевые слова: учителя, дополнительное профессиональное образование, дистанционное обучение, пандемия, самоизоляция, выбор форм, факторы выбора, вариативность.

Непрерывное обучение - ключ к успеху в XXI веке. Пожизненная учеба - это минимальное требование для успеха в любой сфере деятельности.

Брайан Трейси (канадский эксперт в области психологии продаж и тайм-менеджмента 21 века)

В апреле 2020 года, в связи с пандемией ко-ронавируса, согласно указу Президента № 206 от 25.03.2020, все российские учителя экстренно были вынуждены перейти на дистанционные формы работы с учащимися. Необходимость педагогической работы в условиях самоизоляции была осложнена выполнением домашних обязанностей и одновременным присмотром за собственными детьми. При этом немалая часть педагогов переменила не только форму работы, но и форму повышения квалификации, перейдя с очных занятий на дистанционные.

В современном мире дистанционное обучение на курсах уже не является новшеством, однако за учителями сохранялся выбор форм получения дополнительного профессионального образования, вариативность которых зависит от многих предпосылок - индивидуальные предпочтения, педагогическая нагрузка, предлагаемые различными организациями ДПО возможности и т.д.

Ситуация с эпидемиологической обстановкой в мире все еще напряженная, почти невозможно спрогнозировать развитие ситуации, но система дополнительного профессионального образования должна быть готовой к повторению самого негативного сценария, поэтому необходимо сделать выводы из результатов предыдущего периода. С этой целью было организовано данное исследование. В исследовании были определены:

- объект исследования - дополнительное профессиональное образование педагогов сверхкрупного города;

- предмет исследования - предпосылки, наиболее влияющие на выбор форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителями сверхкрупного города в зависимости от возраста, опыта, индивидуальных особенностей, внешних обстоятельств (самоизоляция).

Основная цель исследования - выявление особенностей выбора и условий, влияющих на выбор, для возможного описания нормативной модели системы дополнительного профессионального образования молодого учителя в условиях сверхкрупного города.

Задачи исследования: 1) разработка анкеты с целью выявления связи между образовательными потребностями пе-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

дагогов сверхкрупного города и выбором форм дополнительного профессионального образования, а также выявление особенностей выбора разных групп педагогов (в зависимости от стажа, возраста, квалификации, индивидуальных особенностей) с особым вниманием к молодым учителям. Для решения этой задачи была определена целевая аудитория исследования: учителя - предметники сверхкрупного города;

2) проведение опроса педагогов контрольной группы в виде анкетирования в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией;

3) интервьюирование представителей всех рассматриваемых групп учителей для максимально корректного описания и интерпретации результатов анкетирования.

Особенность данного исследования - в особой контрольной группе исследуемых. Это педагоги одного из сверхкрупных городов Российской Федерации. 25 учителей, одновременно посещавших еженедельные курсы повышения квалификации по своему учебному предмету в специализированном учреждении дополнительного профессионального образования педагогов. Состав группы приблизительно отражает соотношение учителей по возрасту, полу, стажу педагогической работы в данном населенном пункте, кроме того, примерно пропорционален данным исследования TALIS в 2019 году. Таким образом, на основании приведенных данных можно сделать экстраполяцию на большую выборку, не искажая данные.

В составе группы 5 педагогов старше 50 лет (20%). 11 учителей в возрасте от 30 до 50 лет (самая многочисленная возрастная группа, 44%). 8 педагогов от 24 до 30 лет (32%). И 1 учитель в возрасте 22 лет, только начавший свой педагогический путь. 24 женщины и 1 мужчина. Если охарактеризовать состав педагогов в зависимости от опыта, то 28% учителей имеют педагогический стаж более 20 лет, 20% от 10 до 20 лет (мы выделили такой временной промежуток в отдельную группу, т.к. в него входят учителя, имеющие весьма значительный опыт работы и осваивавшие информационные технологии еще в процессе получения профессионального образования). 20% учителей со стажем от 5 до 10 лет, 20% проработавших от 3 до 5 лет, 12% начинающих специалистов со стажем до 3 лет. Учитывая данные группы, рассматривать вариативность выбора мы будем учитывая именно два важных параметра - возраст и стаж работы.

Если рассмотреть выбор группы в целом, то из 100% исследуемых учителей 52% имеют опыт прохождения обучения в дистанционных формах, 48% впервые были вынуждены учиться ° дистанционно. При этом без каких-либо затруд-" нений перешли на дистанционное обучение 20% g учителей, с минимальными усилиями - 36% учителей, 36% приложили значительные усилия, и 8% Ц испытали большие сложности при переходе с оч-

ного обучения на дистанционное. Согласно результатам анкетирования, без затруднений меняли форму обучения, а также испытывали большие сложности как опытные, так и молодые учителя, что позволяет делать выводы о влиянии не только уровня владения ИКТ, но и определенных индивидуальных особенностей.

Учитывая педагогическую нагрузку, уровень владения гаджетами, временные ресурсы, 40% учителей при выборе приоритетных форм дополнительного профессионального образования хотели бы учиться очно, 44% сочетать очные занятия с заочными заданиями, и всего 16% выбрали дистанционное обучение. Немаловажными условиями такого выбора стали:

- условия самоизоляции, когда и работа, и учеба стали неразрывно связаны с компьютерами, с последующей нагрузкой на глаза, гиподинамией, невозможностью смены деятельности;

- особенности учителей гуманитарного цикла (нельзя забывать, что ведущую роль в профессиональной деятельности играет «живое общение»);

- тематика курса, связанная с конкретным учебным предметом, т.е. по основному направлению педагогической деятельности (отмечалось, что курсы общепедагогической и нормативно-правовой направленности предпочтительней проходить в дистанционных формах). Рассмотрим результаты анкетирования по возрастным группам.

Среди педагогов старше 50 лет 60% ни разу не проходили обучение на дистанционных курсах повышения квалификации, тогда как 40% имеют такой опыт. В данной возрастной группе такой результат объясним индивидуально-возрастными особенностями педагогов, техническими возможностями, потребностями в профессиональном общении. При этом 40% без труда перешли с очной формы дополнительного образования на дистанционную, 40% испытали определенные трудности и 20% переходили с трудностями весьма значительными. Все это обусловлено проблемами технической оснащенности педагогов (40% не имеют необходимых технических возможностей в домашних условиях) и объясняет их предпочтения в очных курсах (90% респондентов данной возрастной группы), причем 60% педагогов подчеркивают важность живого общения с преподавателями. При вынужденном дистанционном обучении 90% педагогов старше 50лет выбирают те формы, в которых хоть виртуально, но присутствует живое общение (вебинары и видеоконференции), тогда как 10% предпочли получить определенный перечень заданий и выполнять их по мере временных возможностей. Среди преимуществ дистанционного образования для педагогов старше 50 лет важнейшими стали возможность работы на дому и географическая свобода. Из отрицательных качеств отмечены отсутствие живого общения с преподавателем (60%) и необходимость хорошей материально-технической базы (40%).

Следующая возрастная группа педагогов -от 30 до 50 лет, их опыт применения ИКТ весьма значителен, многие и на рабочем месте, и в домашних условиях обладают высокими техническими возможностями, среди них 92% имеют опыт прохождения курсов в дистанционном виде. Однако в этой возрастной группе 9% перешли на дистанционное обучение без усилий, 54% испытывали небольшие трудности, 28% при значительных трудностях и еще 9% с большими затруднениями. В основном это были трудности, связанные с недостатком временных ресурсов - не будем забывать, что данная возрастная группа традиционно имеет самую большую педагогическую нагрузку. Учителя этого возрастного периода обладают определенным опытом работы, высоким уровнем достижений и профессионализма, вследствие чего имеют не только максимальное количество учебных часов, но и дополнительные обязанности, в виде внеурочной деятельности, административных функций и т.д. Прибавим к этому домашние обязанности, контроль за собственными детьми. Поэтому дефицит времени провоцирует появление определенных трудностей в переходе с очного обучения на дистанционное. Многие учителя отмечали, что в условиях пандемии резко возросло количество времени, связанного непосредственно с рабочим процессом. Кроме того, переход на дистанционное обучение вызвал перегрузку основных образовательных платформ и социальных сетей, через которые осуществлялся учебный процесс, что стало еще одной причиной возникающих трудностей для этой возрастной группы.

В выборе форм дополнительного профессионального образования учителя этой возрастной категории в большинстве предпочитают совмещать очные и заочные формы (46%), равное количество педагогов делают выбор в пользу либо очного, либо заочного обучения (по 27%). Т.е. в данном случае индивидуальные предпочтения в виде живого общения и рациональность в экономии времени равнозначны.

Среди положительных качеств дистанционного обучения педагоги 30-50 лет выделяют гибкость учебного процесса, процесс обучения в комфортных условиях (на диване, кухне, в саду) и возможность совмещать работу с обучением. Из отрицательных качеств отсутствие живого общения с преподавателем (54%), необходимость внутренней дисциплины (37%) и наличие материально-технической базы (9%). При необходимости обучаться дистанционно педагоги этой возрастной группы большинство хотят иметь свободный график выполнения определенного перечня заданий (45%), слушать вебинары (36) и видеолекции (19%), параллельно занимаясь еще какими-то делами. Т.е. для еще молодых, но уже опытных педагогов, экономия времени является важнейшим приоритетом.

Однако в этой возрастной группе есть один педагог, владеющий на уверенном уровне информационными технологиями, но лишь недавно на-

чавший работать в школе (стаж от 0 до 3 лет). Согласно общепринятым в Российской Федерации параметрам он не считается «молодым учителем», но может рассматриваться как «начинающий учитель» (молодым учителем считается педагог в возрасте до 30 лет, впервые приступивший к педагогической деятельности и имеющий стаж работы до 3 лет). При всех присущих этой возрастной группе индивидуально-личностных особенностях, этот учитель сохраняет образовательные потребности молодого учителя, не имеет опыта дистанционного обучения, перешел с очного обучения на дистанционное при затрате весьма значительных усилий, не связанных с техническими возможностями, а вызванными отсутствием навыков управления временем. При возможности выбора данный педагог предпочел бы очно-заочную форму дополнительного профессионального образования, в виде видеоконференций и определенного перечня заданий с четким графиком выполнения. В дистанционном обучении преимуществами считает географическую свободу и возможность учиться в комфортных домашних условиях, из отрицательных качеств особо выделил отсутствие общения с преподавателем.

Все достаточно молодые, но уже опытные учителя (24-30 лет, со стажем 5-10 лет), пока не имеют опыта получения дистанционного образования. При этом они переходили с очного обучения на дистанционное при затрате определенных усилий, связанных с самодисциплиной, повышенной педагогической нагрузкой в пандемию, однако без проблем технического плана. Педагоги этой группы предпочитают очно-заочное обучение, в сочетании видеоконференций и определенного перечня заданий, т.е. с одной стороны испытывая потребность в общении и отмечая в дистанционном обучении главный минус - отсутствие живого контакта с преподавателем. С другой стороны, вынужденные сдерживать свои образовательные потребности в пользу экономии времени (и выделяя при этом самодисциплину как один из профессиональных дефицитов). Среди положительных особенностей дистанционного обучения особо отмечена доступность независимо от географического и временного параметров - снова на первый план выходит преимущество экономии времени.

Среди учителей самой младшей возрастной группы (от 19 до 30 лет), имеющих стаж работы от 0 до5 лет, 71% не имеют опыта дистанционного обучения, при этом такой опыт есть у 29% педагогов данного возраста, и именно у тех, кто работает после окончания педагогического ВУЗа первый год. Имея максимальные технические возможности, представители этой группы при переходе с очного обучения на дистанционное не испытывали никаких проблем в 29% случаев (как раз те, кто опыт дистанционного образования получил еще в ВУЗе), при минимальных и при затрате определенных усилий - по 35,5%. Среди усилий отмечены невозможность вместить в свой рабочий день требования по работе и учебе, заботы

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о членах семьи, в т.ч. тех, кто старше шестидесяти пяти лет, проблемы самодисциплины и отсутствие смыслового понимания такого вида обучения. Из очевидных минусов дистанционного обучения молодые учителя подчеркивают отсутствие технических возможностей у большинства населения (40%) и необходимость особых индивидуально - личностных качеств, стимулирующих регулярную и методичную учебную деятельность. Преимуществами такой формы молодые учителя считают мобильность, доступность и обучение в комфортных условиях (30%, 30% и 40% соответственно).

При вариативности выбора форм дополнительного профессионального образования, 14% предпочли бы дистанционное обучение, 43% хотят совмещать очное с заочным, и еще 43% выбрали очное образование. Из возможных форматов дистанционного обучения учителя данной категории на первое место ставят видеоконференции, на второе - вебинары, на третье - видеолекции, на четвертое - определенный перечень заданий с графиком выполнения.

Таким образом, при сравнении результатов всех возрастных групп можно сделать определенные выводы.

1. Учителя всех возрастных групп испытывали некоторые трудности при переходе с очного обучения на дистанционное, но это были трудности разного генеза (от технических проблем у старшего поколения, до неумения грамотно выстроить свой рабочий график у молодых учителей).

2. Традиционно учителя, особенно предметов гуманитарного цикла, предпочитают те виды работы, где ведущую роль играет общение, даже в дистанционном формате (видеоконференции и вебинары).

3. Отмечая определенные положительные стороны дистанционного обучения наиболее опытные педагоги выделяют физический комфорт (возможность учебы на свежем воздухе или на мягком диване), зрелые учителя - экономию времени, а молодые - ускорение темпа развития, возможности совмещать несколько дел одновременно (многозадачность учителей поколения миллениум, а ведь уже завтра в школы и на курсы ДПО придут учителя поколения Z ...).

Приведем некоторые выдержки, из личных мнений учителей о дистанционном образовании (дословно):

- самоизоляцию провели на дачах, где отключение света провоцирует отключение интернета, соответственно никогда не знаешь, будет ли возможность присутствовать на занятии онлайн;

- одновременное нахождение в двух местах (ноутбук настроен на занятие ДПО, планшет на конференцию, микрофоны отключены) провоцирует «фикцию»;

- резь в глазах от сидения перед экраном по работе и по учебе, гиподинамия - это издевательство над учителями.

Дополним вышеизложенное мнениями отдельных преподавателей курсов повышения квалификации, так же как и слушатели, вынужденных экстренно перейти на дистанционные формы работы. Из положительных моментов были отмечены следующие (приводим дословные высказывания):

1. Появился новый навык построения и изложения материала. Максимально сжать, минимально прокомментировать, провести рефлексию и все это удаленно.

2. Обучение могли продолжать даже болеющие слушатели.

3. Эта мера вынужденная и после пандемии все вернется в удобный слушателям и преподавателям очный формат.

Отрицательные моменты дистанционного обучения:

1. Отсутствие явной реакции слушателей.

2. Невозможность изменения хода занятия под нужды конкретной учебной группы.

3. Необходимость быстрой перемены, тогда как программа была рассчитана именно на очное обучение. Невозможно весь планируемый объем работы вместить в дистанционные технологии, поэтому страдает качество.

4. Массовый переход на интернет-обучение обвалил имеющиеся образовательные платформы, материал долго загружался, слушатели не могли выйти на «зависшие» сайты.

5. Переход на дистанционные технологии со всеми сопутствующими проблемами резко уменьшил количество свободного времени, силы и ресурсы организма, постоянным стало стрессовое состояние.

Дистанционное обучение - уже не новая, но массовая форма организации учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения с помощью развитых информационных ресурсов. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью информационно-коммуникационных средств. Однако учитель остается представителем профессии «человек - человек», он физически не может постоянно существовать в дистанционном формате, ему надо видеть, слышать, чувствовать собеседника, аудиторию для построения аргументации, для творческих проявлений, для педагогического креатива. Поэтому именно в дополнительном профессиональном образовании педагогов дистанционные технологии должны быть не «вместо», а «вместе». А значит, о том свидетельствуют и данные нашего исследования, педагоги традиционно отдают предпочтение очным формам получения дополнительного профессионального образования, т.к. данные формы наиболее полно соответствуют их возрастным и профессиональным потребностям, отражают образовательные потребности и ожидания.

Литература

1. Аналитический отчет кафедры педагогики и андрагогики СПБ АППО «Изучение качества работы образовательных организаций с молодыми педагогами»/ кафедра педагогики и андрагогики СПБ АППО, [Электронный ресурс]// URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/201 9/02/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D 0%B8%D1 %82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4% D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%9C%D0%9F-28.09.18.pdf (дата доступа: 20.04.2020).

2. Вазетиу Е.В. Роль методов дистанционного обучения в системе постдипломного педагогического образования, [Электронный ресурс]/ Е.В. Вазетиу // International Journal of Professional Science, 2018, № 2, URL: http:// scipro.ru/article/02-02-2018 (Дата доступа 13.04.2020).

3. Вершловский С.Г. Преподаватель системы постдипломного образования как андрагог /С.Г. Вершловский // Человек и образование, 2014, № 1 (38), с. 4

4. Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования/Т.Ю. Ломакина// М.: ИТИП РАО, 2005. С. 35.

5. Шевченко О.А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования, [Электронный ресурс] / О.А. Шевченко// Концепт. - 2014. - № 07 (июль). -ART 14176. - 0,5 п.л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2014/14176.htm (Дата доступа: 08.08.2020).

CHARACTERISTICS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION CHOICE BY TEACHERS FROM A MEGALOPOLIS

Pinegina A.A.

Saint-Petersburg Academy of Postgraduate Studies

In modern world it is widespread to choose among a variety of ways of getting education. However, what the main principles of this choice are, what factors determine this choice - these are the topics which require thorough research. Additional professional education of teachers (postgraduate studies) constitutes a part of lifelong education which may be both full-time and distant learning. The article demonstrates different ways of getting education chosen by modern teachers, both experienced and novices, difficulties faced while distant learning. Besides, the article shows the results of the questionnaire concerning choice of ways of getting education by teachers from a megalopolis. The main principles of choosing the ways of getting education are revealed. They depend on the following characteristics: age, experience, personality features, external circumstances, for example, self-isolation during pandemic of coronavirus. Special attention is paid to the choice of novice teachers. The variety of opinions about obliged distant learning of teachers of additional professional education specialized institutions is considered.

Keywords: teachers, additional professional education, distant learning, pandemic, self-isolation, choice of ways of getting education, characteristics of choice, variety.

References

1. Analytical report of the Department of Pedagogy and Andrago-gy, SPB APPO "Study of the quality of work of educational organizations with young teachers" / Department of Pedagogy and Andragogy, SPB APPO, [Electronic resource] // URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/ 2019/02 /% D0% 90% D0% BD% D0% B0% D0% BB% D0% B8% D1% 82% D0% B8% D1% 87% D0% B5% D1% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B9-% D0% B4% D0% BE% D0% BA% D0% BB% D0% B0% D0% B4-% D0% 9C% D0% 9F-09/28/18.pdf (accessed date: 20.04.2020).

2. Vazetiu E.V. The role of distance learning methods in the system of postgraduate pedagogical education, [Electronic resource] / E.V. Vazetiu // International Journal of Professional Science, 2018, No. 2, URL: http://scipro.ru/article/02-02-2018 (Accessed 13.04.2020).

3. Vershlovsky S.G. Teacher of the postgraduate education system as an andragog / S.G. Vershlovsky // Man and Education, 2014, No. 1 (38), p. 4

4. Lomakina T. Yu. Concept of continuous professional education / T. Yu. Lomakin // M .: ITIP RAO, 2005.S. 35.

5. Shevchenko O.A. Empirical study of the professional development of young teachers in the system of postgraduate pedagogical education, [Electronic resource] / O.A. Shevchenko // Concept. - 2014. - No. 07 (July). - ART 14176. - 0.5 p. L. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14176.htm (Access date: 08.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.