Научная статья на тему 'Особенности всероссийских проверочных работ для 11-х классов'

Особенности всероссийских проверочных работ для 11-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПОДХОДЫ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ / APPROACHES TO THE CONTENT SELECTION / МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / COMPETENCE AND PRACTICE BASED ITEMS / ALL-RUSSIAN ASSESSMENT PAPERS / SUMMATIVE ASSESSMENT / ITEM MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Оксана Александровна

В статье освещаются основные подходы к отбору содержания и структуры всероссийских проверочных работ для 11-х классов. Делается акцент на том, что использование единого инструментария для итоговых работ решает проблему надёжности и объективности итоговой оценки на уровне среднего общего образования, оказывает положительное влияние на внутриклассное оценивание, повышает доверие общества к школьной отметке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distinctive feature of all-Russian assessment papers for 11th grade students

The article deals with the basic approaches to the content selection and the structure of all-Russian assessment papers for the 11th grade students. We underline the thesis that application of unified instruments for final papers solves the problem of reliability and objectivity of achievements assessment on the level of secondary general education and positively influences the internal assessment and raises the trust of society in school marks.

Текст научной работы на тему «Особенности всероссийских проверочных работ для 11-х классов»



1 1 111 1 1 I 1 1 1 [ I 1 I 1 1 1 ! И I 1 2 3 1 I I 1 M I I J Ш I 1 1 ! 1 N 1 1 Колонка главного редактора

4 Особенности всероссийских проверочных работ для 11-х классов Решетникова Оксана директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогиче-Апексанпповна ских измерений», кандидат педагогических наук, Александровна [email protected] Ключевые слова: всероссийские проверочные работы, итоговая аттестация, подходы к отбору содержания, модели заданий, компетентностью и практико-ориентиро-ванные задания. Введение всероссийских проверочных работ (ВПР) — важный шаг в развитии национальных и региональных механизмов независимой оценки качества общего образования, а значит, и в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации. В 2017 году ФГБНУ ФИПИ разрабатывает инструментарий для проведения ВПР в 11-х классах. Пожалуй, именно введение ВПР-11 вызвало наиболее бурное общественное обсуждение, поскольку эти работы призваны показать реальный уровень общеобразовательной подготовки по тем предметам, которые для учащихся не относятся к образовательным приоритетам. Напомним, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1 устанавливает, что итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы среднего общего образования, проводится «на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся». Для предметов, которые для данного выпускника включены в перечень предметов для государственной итоговой аттестации (ГИА), эти принципы обеспечиваются процедурой проведения единого государственного экзамена. Для остальных предметов, по которым данный обучающийся не выбрал ГИА в форме ЕГЭ, порядок и форма аттестации устанавливаются образовательной организацией. Инструментарий для аттестации по предметам, не включённым в перечень предметов для сдачи ГИА, разрабатывается образовательными организациями самостоятельно. В настоящее время не существует нормативных документов и инструктивно-методических материалов, устанавливающих требования к разработке такого инструментария. Отсутствие таких требований приводит к существенным различиям в уровне итоговых контрольных работ в разных образовательных организациях (или разных субъектах РФ). Понятно, что в таких условиях сложно гарантировать надёжность оценки по предметам и их сопоставимость в разных школах и регионах. Отсутствие надёжного инструментария для оценки учебных достижений по предметам, не выносимым на ЕГЭ, не позволяет определить качество освоения государственных образовательных стандартов, оценить системность знаний выпускников по всей совокупности предметов, которые являются обязательными 1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. — Шр://гакоп-оЬ-оЬгагоуапи.т/

для изучения на уровне среднего общего образования.

Введение ВПР-11 решает эту проблему за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Тем самым для образовательных организаций и регионов формируется механизм объективной самооценки.

Достаточно сложным был процесс отбора содержания и структуры ВПР, в этом году эта работа проводилась по пяти предметам: история, география, биология, физика и химия.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 11-х классах предназначены для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс данного предмета на базовом уровне. Содержание ВПР базируется на Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. Хотя по отдельным предметам частично включается и материал основной школы. Это, например, вопросы по географии России, вопросы из раздела «Человек и его здоровье» по биологии. Все ВПР рассчитаны на выполнение в течение 90 минут.

Ещё в начале декабря прошлого года на сайте ФГБНУ ФИПИ были опубликованы документы, регламентирующие разработку всероссийских проверочных работ: описание, кодификатор и образец варианта ВПР.

В Описании ВПР по каждому из предметов даётся характеристика подходов к отбору содержания и структуры работы; распределения заданий по проверяемым планируемым результатам, содержательным разделам курса и уровням сложности; системы оценивания отдельных заданий; приводятся время выполнения работы и требования к условиям. В конце Описания приведён обобщённый план ВПР, в котором описаны характеристики каждой из линий заданий. В Описание не включена шкала перевода суммарного балла за выполнение всей работы в школьную отметку, поскольку в этом году ВПР-11 проводятся в апробационном режиме. Одной из задач апробации и является установление минимальных границ, которые учитывают традиции предмета и позволяют зафиксировать освоение предметного содержания на базовом уровне сложности.

Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР составлены на основе ФК ГОС. Кодификаторы включают только наиболее важные с точки зрения общеобразовательной подготовки позиции стандарта по предмету для базового уровня его изучения.

Образец ВПР по предмету полностью соответствует требованиям Описания и позволяет учителям, обучающимся и широкой общественности составить представление о структуре работы, возможных формах заданий, уровне их сложности и критериях оценивания.

Отбор предметного содержания для ВПР осуществлялся с учётом общекультурной и мировоззренческой значимости элементов содержания и их роли в общеобразовательной подготовке выпускников. Структура ВПР ориентирована на проверку всех основных требований к уровню подготовки выпускников по предметному курсу базового уровня.

Работы включают преимущественно задания базового уровня, рассчитанные на выполнение всеми учащимися, и несколько заданий повышенного уровня, с которыми должны справляться примерно половина выпускников. Максимальный балл, который ученик может получить за задания повышенного уровня сложности, составляет примерно треть от максимального балла за выполнение всех заданий работы. Для комплексных заданий, проверяющих целую группу умений, выделяются критерии и, соответственно, баллы, относящиеся к разным уровням сложности.

В работах используются различные модели заданий, не предназначенные для бланковой технологии. Приоритет отдаётся заданиям со свободным ответом в виде числа, слова, нескольких слов, заданиям, в которых нужно вставить пропущенные слова в текст, заполнить таблицу и т.п., а также заданиям с развёрнутым ответом, в которых необходимо написать связный текст из нескольких предложений. Широко используются контекстные задания, в которых часть информации, необходимой для ответа на вопрос, приводится в тексте задания. Разрешается использовать различные справочные материалы (например, атласы по географии, справочные таблицы по химии). Все это снимает излишнюю нагрузку на память.

Большинство заданий политомические (т.е. оцениваются в 2 или 3 балла) и позволя-

ют оценить не только полностью правильные ответы, но и частично верное выполнение задания или попытки к решению задачи.

При отборе моделей заданий для ВПР мы ориентировались на те, которые проверяют сформированность умений при решении познавательных и практических задач. Приоритетными здесь являются комплексные и компе-тентностно-ориентированныезадания, позволяющие оценивать сформированность целой группы различных умений и базирующиеся на контексте ситуаций «жизненного» характера.

ВПР по отдельным предметам обладают специфическими особенностями.

В ВПР по истории проверяется овладение базовыми историческими знаниями по истории России с древнейших времён до наших дней и истории родного края, оцениваются опыт применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений и применение исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, а также умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. В работе используются задания по истории и культуре родного края, а также вариативные задания, в которых учащийся может выбрать для анализа и описания одно из предложенных исторических событий.

В ВПР по химии задания с кратким ответом проверяют на базовом уровне усвоение большинства элементов содержания, изучаемых в рамках основных тем курса химии 10—11-х классов. А задания с развёрнутым ответом оценивают сформированность более сложных умений: составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь различных классов веществ; объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; вычислять массу или объём веществ, участвующих в реакции.

В ВПР по биологии особое внимание уделяется оценке сформированности у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности. Задания работы контролируют степень овладения знаниями базового курса биологии и проверяют усвоение понятийного аппарата предмета, овладение методологическими умениями, умениями по работе с информацией биологического содержания, способность применять знания при объяснении биологических процессов, явле-

Решетникова ОА.

Особенности всероссийских проверочных работ для 11-х классов

ний, а также при решении элементарных биологических задач.

В работе по географии приоритетом являются оценка умения анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, а также способности применять полученные знания для анализа экологических проблем.

В ВПР по физике проверятся понимание фундаментальных физических законов и принципов, наиболее значимых элементов содержания из всех разделов курса. Целая группа заданий оценивает методологические умения: проводить измерение физических величин, делать выводы на основе экспериментальных данных и самостоятельно планировать несложное исследование. Контекстные задания направлены на распознавание изученных процессов и явлений в повседневной жизни, проверку умений анализировать ситуации применения научных знаний в современной технике и технологиях, а задания на работу с текстами ориентированы на астрономическую тематику.

Опубликованные на официальном сайте ФГБНУ ФИПИ описания и образцы Всероссийских проверочных работ прошли профессиональное обсуждение в ассоциациях учителей по предметам история, биология, география, химия и физика. В их числе Всероссийская Ассоциация учителей истории и обществознания, Всероссийская Ассоциация учителей и преподавателей химии, Межрегиональная Ассоциация учителей географии России, Региональная общественная организация «Единая независимая ассоциация педагогов» по физике и биологии г. Москвы. По результатам обсуждения были получены отзывы с одобрением предлагаемых моделей и рекомендацией для их использования при проведении проверочных работ в 11-х классах.

В этом году участие в ВПР-11 добровольное, образовательная организация самостоятельно принимает решение о том, будут ли её выпускники писать предложенные итоговые работы, и если будут, то по каким предметам.

Результаты ВПР-11 нельзя будет использовать для коррекции индивидуальных образовательных траекторий, поскольку выполняют их выпускники, уже заканчивающие обучение в системе общего образования. Однако результаты выполнения работы в целом, групп заданий, проверяющих различные со-

держательные темы, или групп заданий, проверяющих сформированность различных умений, дадут учителям богатый материал для самоанализа. Грамотный самоанализ — это импульс для коррекции планирования учебного процесса, для совершенствования личных педагогических практик, освоения новых педагогических технологий. Для администра-

ции образовательных организаций результаты ВПР — это возможность получения объективной информации об успехах в обучении или недостатках, которые нужно исправлять. Несомненно, что введение ВПР окажет существенное влияние на качество внутриклассно-го оценивания и повысит доверие общества к школьной отметке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.