Научная статья на тему 'Особенности временной перспективы личности подростков'

Особенности временной перспективы личности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3019
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность подростка / возраст / временная перспектива / ее особенности: гедонистическое настоящее / фаталистическое настоящее / будущее / фаталистическое настоящее / позитивное прошлое / негативное прошлое / personality teenager / age / temporary perspective / its features: hedonistic present / future / fatalistic present / positive and negavtinoe past

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Ю. А.

Статья посвящена особенностям временной перспективы личности подростков. Рассмотрены преобладающие временные ориентации подросткового этапа: гедонистическое настоящее и позитивное прошлое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the features of the temporary perspective of the personality of adolescents. The prevailing temporary orientations of the adolescent stage are considered: the hedonistic present and the positive past.

Текст научной работы на тему «Особенности временной перспективы личности подростков»

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Парамонова Ю. А., студентка 2 курса факультета психологии, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский

Университет, г. Белгород.

Научный руководитель: Резниченко М.А.,

к.п.н., профессор кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский

Университет, г. Белгород.

Аннотация. Статья посвящена особенностям временной перспективы личности подростков. Рассмотрены преобладающие временные ориентации подросткового этапа: гедонистическое настоящее и позитивное прошлое.

Ключевые слова: личность подростка, возраст, временная перспектива, ее особенности: гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее, будущее, фаталистическое настоящее, позитивное прошлое, негативное прошлое.

Summary. The article is devoted to the features of the temporary perspective of the personality of adolescents. The prevailing temporary orientations of the adolescent stage are considered: the hedonistic present and the positive past.

Keywords: personality teenager, age, temporary perspective, its features: hedonistic present, future, fatalistic present, positive and negavtinoe past.

Актуальность. На разных этапах онтогенеза имеются свои особенности восприятия времени. В подростковом возрасте происходят изменения в отношении ко времени, построении временной перспективы личности подростка. Временная перспектива - сложное образование, которое определяет отношение к событиям прошлого, настоящего и будущего [6].

Результаты исследования Ю.А. Володиной и Н.В. Матяш подтверждают принятое утверждение о том, что именно в подростковый период начинается становление временной перспективы личности, в том числе и профессиональной [1, с. 12].

В работе Н.В. Брагиной указано, что подросткам и юношам характерна направленность на будущее. А. Сырцова отмечает, что для представителей подросткового и юношеского возрастов характерна ориентация на Гедонистическое настоящее [4].

В.А. Ясная и И.И. Замуруева, О.В. Липунова изучали особенности временной перспективы личности подростков с девиантным поведением, отмечая их стремление жить настоящим [3, с. 121]. В работе О.К. Таусиновой и А.А. Дьячук отмечается, что у подростков, которые

пережили насилие в семье, существует специфика во временной перспективе [5].

Ж.А. Леснянская и О.В. Кузнецова доказали, что развитие временной перспективы будущего и адекватное восприятие подростком времени способствуют формированию оптимального уровня профессионального и личностного самоопределения [2].

Анализ литературы показал, что преобладающие исследования временной перспективы по девиантным подросткам или подросткам из приемных домов. Таким образом, специфика временной перспективы личности подростка в настоящее время изучена недостаточно, что представляет собой актуальность данного исследования.

Проблема исследования: каковы особенности временной перспективы личности подростков?

Цель исследования: выявить особенности временной перспективы личности подростков.

Мы исходили из предположения о том, что во временной перспективе современных подростков будет доминировать ориентация на Гедонистическое настоящее и Позитивное прошлое.

Исследование проводилось в г. Белгороде на базе МБОУ "СОШ №45 г. Белгорода" с учащимися 8-х и 9-х классов в возрасте от 13 до 16 лет. Всего 35 человек. В качестве диагностического инструментария нами был использован «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо. Данная методика позволяет выявить систему отношений личности к временной непрерывности и степень ориентации на различные временные аспекты: негативное прошлое, позитивное прошлое, будущее, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее и будущее.

Результаты исследования. Все аспекты временной перспективы личности подростков имеют средний уровень выраженности. Результаты представлена на рис. 1.

Рис. 1. Выраженность показателей направленности временной перспективы личности подростков (балл, тах=5)

Максимальные результаты получены по показателям «Гедонистическое настоящее» (Ме=3,53) и «Позитивное прошлое» (Ме=3,52). Испытуемые, с наибольшей степенью ориентации на данный временной интервал, ведут себя следующим образом: стремятся к получению преимущественно удовольствия и наслаждения в жизни, живут только сегодняшним днем и не склонны задумываться о последствиях своих действий. Ориентация на «Позитивное прошлое» говорит о том, что подростки в большинстве случаев склонны оценивать события и опыт своего прошлого, как приятные, у них часто появляется чувство ностальгии.

Менее выраженными у подростков являются такие показатели временной перспективы как «Будущее» (Ме=3,3) и «Негативное прошлое» (Ме=3,21). Это отражает наличие целей и планов на будущее, а также действий по поводу воплощения их в реальность. В тоже время, современные подростки порой склонны оценивать свое прошлое как неприятное, полное негативных событий.

Слабо выражена ориентация временной перспективы личности подростков «Фаталистическое настоящее» (Ме=2,9). Убежденность в предрасположенности событий собственной жизни не является преимущественной точкой зрения для подросткового этапа. Полученные результаты аналогичны данным в работе А. Сырцовой [4], что говорит об отсутствии коренных изменений во временной перспективе личности подростка за последние 10 лет.

Возможно, современный подросток в условиях информационной социализации при построении планов и достижении результатов выступает более «теоретиком», чем «практиком». То есть осознает верное решение (в силу учета прошлого опыта) и ориентируется на достижение приятных, комфортных результатов (ориентация на гедонистическое настоящее), но при этом недостаточно прогнозируют последствия своих поступков, и в следствии этого не обладает необходимым объемом навыков построения дальней временной перспективы и ее реализации.

Преобладание у современных подростков показателя «Позитивное прошлое», возможно объясняется информационной социализацией и изменениями в условиях жизни (отсутствие ситуации постоянного выбора, большее количество вариативных способов проведения времени).

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что для современных подростков наиболее значимым выступает как насыщенность жизни в настоящее время, так и позитивный опыт прошлого, который они стремятся учитывать при планировании и проведение личного времени. При этом, скорее всего, главная роль в формировании жизни отводится собственной активности, стремлениям и желаниям, а фактор судьбы отходит на второй план. Таким образом, можно предположить, что современный подросток является достаточно самостоятельной и уверенной

личностью, способной к оптимальному построению своего настоящего, с учетом опыта прошлого.

Список использованных источников:

1. Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №8. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm.

2. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.

3. Липунова О.В. Особенности временной перспективы девиантных подростков // Наука и мир. 2016. № 3 (31).

4. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис. ... канд. психол. наук. Моск. гор. психол.- пед. университет, М. 2008.

5. Таусинова О.К., Дьячук А. А. Особенности временной перспективы подростков, переживших насилие в семье // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35).

6. Boniwell I., Osin E., Linley P.A., Ivanchenko G.V. A Question of Balance: Time Perspective and Well-being in British and Russian Samples // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. No. 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Ромащенко А. Р.,

студент 3 курса факультета математики, информатики и физики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград.

Научный руководитель: Лазарева Е. Г.,

Старший преподаватель кафедры психологии профессиональной

деятельности,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград.

Аннотация: Автор рассматривает причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, а также сопоставляет их с особенностями развития подростков.

Summary: The author examines the causes of aggression in adolescence, and maps them to features of adolescent development.

Keywords: Adolescence, aggression, causes of aggression, deviant behavior.

Одной из актуальных проблем в психологической науке является подростковая агрессия. Порождают агрессию кризисные процессы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.