Научная статья на тему 'Особенности возрождения частного акционерного капитала в советской России в условиях перехода к нэпу (1922-1923 гг. )'

Особенности возрождения частного акционерного капитала в советской России в условиях перехода к нэпу (1922-1923 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЭП / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / АКЦИОНЕРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / NEP / PRIVATE EQUITY / JOINT ENTERPRISE / GOVERNMENT REGULATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свериденко Виктор Григорьевич

Исследован противоречивый процесс становления частного акционерного капитала в советской России в условиях перехода к новой экономической политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RENAISSANCE PRIVATE EQUITY IN SOVIET RUSSIA IN TRANSITION TO THE NEP (1922-1923)

Investigate the contradictory process of private equity in Soviet Russia during the transition to the new economic policy.

Текст научной работы на тему «Особенности возрождения частного акционерного капитала в советской России в условиях перехода к нэпу (1922-1923 гг. )»

УДК 94(470):334.722.8

В.Г. СВЕРИДЕНКО

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧАСТНОГО АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НЭПУ (1922-1923 гг.)

Ключевые слова: нэп, частный капитал, акционерное предпринимательство, государственное

регулирование экономики.

Исследован противоречивый процесс становления частного акционерного капитала в советской

России в условиях перехода к новой экономической политике.

V.G.SVERIDENKO

FEATURES OF THE RENAISSANCE PRIVATE EQUITY IN SOVIET RUSSIA IN TRANSITION TO THE NEP (1922-1923)

Keywords: NEP, private equity, joint enterprise, government regulation of the economy.

Investigate the contradictory process of private equity In Soviet Russia during the transition to the new economic policy.

Анализируя развитие частного акционерного капитала в советской России, следует в первую очередь отметить, что исходным пунктом политики большевиков в данной сфере изначально стало тотальное отрицание опыта прошлого. Они не только отвергли прогрессивные экономические инновации Временного правительства, снявшего для акционерных предприятий ряд ограничений и узаконившего заявительную систему регистрации [1], но и практически сразу взяли курс на национализацию. Декретом СНК 28 июня 1918 г. акционерные компании были переданы «в безвозмездное арендное пользование прежних владельцев». С 1 марта 1919 г. акционерные общества были переведены на государственное сметное финансирование, а декретом СНК 4 марта 1919 г. их акции и паи безвозмездно аннулировались [3].

Лишь с началом проведения нэпа в экономической системе страны вновь началось восстановление экономических форм, казалось бы ставших историей. Среди них заметное место заняли и акционерные общества. Однако их становление шло весьма непросто. Прежде всего, советское руководство в полной мере восприняло разрешительную систему имперской России [8], при которой учреждение акционерных обществ ставилось в полную зависимость от интересов государства. Государственные органы не только осуществляли юридическую экспертизу, связанную с необходимостью его соответствия действующему законодательству, но и рассматривали вопрос о самой целесообразности создания компании.

Важно также отметить, что первоначально целесообразным было признано привлечение лишь иностранного капитала. Однако, как отмечалось на одном из совещаний в ВСНХ: «ожидания ни правительственной, ни иностранной группы не оправдались: иностранная группа ошиблась в своих надеждах на товарную интервенцию, а правительственная группа не добилась сколько-нибудь ощутительных результатов в отношении широкого привлечения иностранного капитала в денежной и товарной форме, причем, не удалось добиться и долгосрочного кредита по товарам фабрично-заводского оборудования» [6].

Поскольку концессионная политика советского государства не дала ожидаемых результатов, а внутренний капитал, напротив, проявлял все большую активность, ситуация стала быстро меняться. В итоге уже в 1922 г. акционирование из придатка к политике концессий превратилось в самостоятельную отрасль экономической активности и государства, и частного капитала. В данной связи известный партийный экономист 1920-х гг. Ю.М. Ларин, напоминая тот факт, что мелкая частная промышленность существовала и в годы «военного коммунизма», совершенно справедливо акцентировал внимание на принципиально важном значении оформления и легализации крупного, в том числе акционерного капитала [4].

Более того, поскольку с переходом к новой экономической политике отличительной чертой российской социально-экономической жизни стала приобретавшая все более масштабный характер и потенциально угрожавшая существующей власти мелкобуржуазная рыночная стихия, важнейшей задачей большевистского руководства было создание эффективной системы государственного контроля за рынком. В этой ситуации одним из базовых принципов организации такого контроля явилось поощрение государственно-капиталистических форм. По сути, акционерные общества позволяли государству обеспечивать более эффективный контроль за частным капиталом, выступая очевидной альтернативой мелкобуржуазной стихии.

Следует учесть и то, что одной из особенностей экономического положения РСФСР на данном этапе явилось стремительное развитие рыночной торговли, создававшей для промышленности, при условии ее частичной поддержки государством, самые благоприятные условия для форсированного накопления капитала. В это время произошел рост городского потребления, в орбиту товарооборота втягивались обширные районы страны, ранее оторванные от центра [2].

В свете перечисленных положений на уровне партийно-политического руководства советской России идея поддержки процессов акционирования приобретала все больше сторонников.

Это было тем более актуально, что советская власть столкнулась с нежелательным для нее явлением: процесс акционирования начал развиваться через рождение смешанных предприятий. Иными словами, иностранные предприниматели стали пытаться устанавливать прямые связи с отечественным частным капиталом. Здесь существовала взаимная выгода. Иностранцы получали делового, ответственного, квалифицированного партнера, русские капиталисты - льготы, которыми они пользовались в рамках акционерного общества (АО) с иностранным капиталом, а также большую экономическую безопасность, ввиду того, что управляющая кампания находится за рубежом.

Поскольку государство рассматривало создание концессий как важное направление экономической политики, оно должно было обратить внимание на то, как в действительности полуявочным порядком возникали АО, в которых просто участвовали иностранные физические и юридические лица. В данной связи постановлением ВЦИК от 13 марта 1922 г. о внешней торговле Наркомвнешторгу предоставлялось право: «Организовать с утверждением Совета Труда и Обороны, специальные уставные акционерные предприятия русские, иностранные и комбинированные». В постановлении основной упор опять-таки делался на привлечение иностранного капитала. Целью ставились, прежде всего, заготовка экспортных товаров внутри страны, сбыт их за границей и ввоз предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и внутреннего товарообмена. Таким образом, положение было, по-прежнему, выдержано в духе политики концессий. Акционирование выступало в нем как подсобный инструмент.

В исследовательском плане интересна иерархия приоритетов при создании предприятий различных форм собственности: на первом месте стояли отечественные предприятия, а только потом - иностранные и смешанные. На наш взгляд, здесь вновь проявилась тенденция не допустить роста национального частного капитала, даже в огосударствленных или смешанных формах. Отсюда - упор на иностранные концессии. На этот случай в законе содержалась отдельная формулировка. Если среди учредителей АО имелись иностранцы, а также при создании АО с выдачей концессии устав предоставлялся в Главконцесском и далее на утверждение в СНК СССР [9]. Данное изменение было внесено в Гражданский кодекс согласно декрету СНК от 21 августа 1923 г.

Таким образом, создание первых акционерных обществ с высоты полити-ко-идеологических установок тех лет являлось мерой вынужденной. Остро нуж-

даясь в средствах на восстановление своей экономики, государство было вынуждено корректировать курс, перемещая центр тяжести с запрета отечественного частного капитала на его допуск, с концессий на акционирование. Основой нового курса первоначально явился принятый на 3-й сессии ВЦИК22 мая 1922 г. декрет ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». В числе таких прав было предусмотрено право на заключение всякого рода договоров, в том числе договоров товарищества (ст. 7 декрета) - простого, полного, на вере, акционерного [10]. Право на создание акционерных обществ было конкретизировано в постановлении СТО 1 августа 1922 г., вводившем в действие «Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерного общества и об ответственности учредителей и членов правления» [11].

С учетом характера частнопредпринимательских АО за ними был изначально установлен особенно жесткий государственный контроль, предусматривавший детальную регламентацию и затрудненный порядок учреждения, деятельности, управления делами АО, ограничение круга лиц, которые имели право быть акционерами и т.д.

Новые политико-правовые реалии советской России достаточно быстро изменили ситуацию в сфере практического акционирования. Уже в июле 1922 г. Главконцесскомом был утвержден устав паевого товарищества «Лим», имевшего право заготовки сырья, аренды, изготовления и торговли кондитерскими изделиями [7]. Он стал первым уставом частного акционерного общества. Таким образом, было положено начало процессам частного акционирования в условиях советской России, накоплению нового опыта решения данных проблем в обстановке обобществленной экономики.

Нужно признать, что данный процесс протекал с немалыми трудностями. В частности, в 1922 г. было утверждено всего лишь два устава частных акционерных обществ. Более того, поскольку процесс регистрации АО занимал определенное время, ни одного из отмеченных обществ в том году окончательно реально создано так и не было. Подчеркнем, речь идет именно об обществах, основанных только на частном капитале. Через год, в 1923 г. на утверждение было подано уже 8 уставов. Причем к концу года в стране насчитывалось уже 9 зарегистрированных частных АО. Их уставной капитал составлял 1742,5 тыс. руб. Эта величина уставного капитала свидетельствует о том, что учредители создаваемых акционерных обществ предпочитали не выходить за минимум, установленный законодательством (Гражданским кодексом РСФСР) в 100 тыс. руб. Причем фактически собранная сумма на деле оказывалась даже меньше - 1387,6 тыс. руб. [12].

Рассматривая основные направления активности частных учредителей АО, нетрудно убедиться, что уже с первого зарегистрированного общества приоритеты предпринимателей определились вполне четко. В основном они отдавались сфере оптовой торговли. В первый период своей деятельности частное акционирование охватило прежде всего рынок, выступая посредником в торговых операциях с товарами государственного и частнохозяйственного производства. Посредничество оказалось наиболее выгодной сферой приложения частных капиталов, в том числе эффективным полем функционирования АО.

Учитывая, что операции купли-продажи не требовали существенных затрат на производство и давали максимальную и скорую прибыль, такое развитие событий следует признать закономерным. По сути, здесь действовала известная закономерность: первоочередной приход частного акционерного капитала в сферу торговли диктовался как объективно высокой в условиях товарного голода доходностью отрасли, так и возможностью быстрого оборота капитала и получения коротких денег [5].

Тем не менее, исходя из динамики увеличения численности частных АО и учета специфики исключительно благоприятного для торгово-спекулятивной деятельности периода 1922-1923 гг., следует все же признать, что темпы роста частного акционерного капитала даже в данной сфере (оптовой торговли) являлись крайне незначительными. На наш взгляд, это в полной мере доказывает, что, с одной стороны, в России попросту не существовало по-настоя-щему крупного частного капитала, а с другой - серьезные предприниматели совершенно не доверяли большевистскому государству.

Литература

1. Вестник Временного правительства. 1915. № 15.

2. Жирмунский М.М. Частный капитал в товарообороте. Вып. 1. М., 1924. С.155.

3. Лаптев В. В. Акционерное право. М.: Инфра-М, 1999. С. 8.

4.ЛаринЮ.М. Итоги, пути, выводы новой экономической политики. М., 1923. С. 30-36.

5. Петражицкий Л.И. Акционерные компании. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве: по поводу предстоящей реформы акционерного права. СПб., 1898. С. 26.

6. РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 1. Д. 1290. Л. 125-126.

7. РГАЭ. Ф. 2353. Оп. 1. Д. 1. Л. 3

8. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. T. X. Ч. I. Ст. 2140.

9. СУ РСФСР. 1923. № 24. Ст. 709.

10. СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 423.

11. СУ РСФСР. 1922. № 55. Ст. 698.

12. Хозяйство и управление. 1927. № 6. С. 86.

СВЕРИДЕНКО ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, Россия, Краснодар (g197412@yandex.ru).

SVERIDENKO VICTOR GRIGORIEVICH - competitor of scientific degree of Historical Sciences Candidate, Krasnodar municipal médical institute of the higher sisterly formation, Russia, Krasnodar.

УДК 94(470-13)"1917-1920"."340.11

C.B. ФИДЕЛЬСКИЙ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1917-1920 гг.)

Ключевые слова: гражданская война, уголовная преступность, правовая культура.

Исследована проблема трансформации правосознания и традиционной правовой культуры населения Юга России в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Проанализованы основные формы преступного поведения.

S.V. FIDELSKY

TRANSFORMATION OF LEGAL CULTURE OF POPULATION IN SOUTHERN RUSSIA DURING THE CIVIL WAR1917-1920

Key words: civil war, criminality, légal culture.

We study the problem ofthe transformation of légal consclousness and the traditlonal légal culture ofthe South of Russia ln the extreme conditions of révolution and civil war, hlghllghts the major forms of crimlnal behavlor.

Как показывает опыт переломных, революционных эпох, радикальные изменения в политическом и социально-экономическом строе государства с неизбежностью порождают кризисные тенденции в эволюции правовой культуры всех слоев населения. При этом отмеченные тенденции вызревают исподволь. В данном контексте, обращаясь к событиям великой русской революции и невиданной в истории России гражданской войны 1917-1920 гг., следует отметить, что после кратковременного периода стабилизации криминогенной обстановки в конце 1914 - начале 1915 гг., уже в конце 1915-1916 г. в российской правовой культуре началась явная полоса деградации. Как следствие, в стране устойчивый характер приобрела тенденция к росту преступности. Причинами этого были колебания и провалы курса внутренней и внешней политики правительства, подрывавшие веру в легитимность существующей власти, расшатывавшие общественный порядок и порождавшие, как следствие, рост криминального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.