Научная статья на тему 'Особенности возникновения и развития социального законодательства в Германии в 1880–1920 годы'

Особенности возникновения и развития социального законодательства в Германии в 1880–1920 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2185
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германская империя / социальное законодательство / Веймарская республика / Веймарская конституция / Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). / German Empire / the state social policy / the Weimar Republic / the Weimar constitution / Social Democratic party of Germany (SDPG).

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д В. Иванчук, А В. Моисеев

В представленной статье исследуется история возникновения и развития государственной социальной политики в Германии в период с 1880-х по 1920-е гг. Анализ включает в себя изучение политических причин и предпосылок ее становления, рассмотрение действовавшего социального законодательства. Особое внимание уделяется исследованию социально-правовых основ конституции Веймарской республики 1919 г. По итогам работы автором сделан вывод, что социальное законодательство исследуемого периода стало основой для становления современного социального государства в Федеративной Республике Германия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF SOCIAL LEGISLATION IN GERMANY IN THE 1870–1920

This article explores the history of the emergence and development of state social policy in Germany in the period between the 1880s and the 1920s. The analysis includes the study of political reasons and prerequisites for state social policy formation, and the analysis of the existing social legislation. Special attention is paid to the study of the social and legal foundations of the Weimar Constitution of 1919. On the basis of the results of the study, the author concluded that the social legislation of the period under consideration laid the foundation for the emergence of a modern social state in the Federal Republic of Germany

Текст научной работы на тему «Особенности возникновения и развития социального законодательства в Германии в 1880–1920 годы»

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГЕРМАНИИ В 1880-1920 ГОДЫ

Д.В. Иванчук, канд. ист. наук, доцент А.В. Моисеев, старший преподаватель Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11662

Аннотация. В представленной статье исследуется история возникновения и развития государственной социальной политики в Германии в период с 1880-х по 1920-е гг. Анализ включает в себя изучение политических причин и предпосылок ее становления, рассмотрение действовавшего социального законодательства. Особое внимание уделяется исследованию социально-правовых основ конституции Веймарской республики 1919 г. По итогам работы автором сделан вывод, что социальное законодательство исследуемого периода стало основой для становления современного социального государства в Федеративной Республике Германия.

Ключевые слова: Германская империя, социальное законодательство, Веймарская республика, Веймарская конституция, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ).

В современном мире Федеративная Республика Германия является образцом социального государства. Направления, правовые основы, методы осуществления социальной политики, широко используемые в этой стране, являются образцом для подражания многих стран, выбравших в качестве важнейшего критерия оценки своей деятельности необходимость обеспечения гражданам высоких социальных стандартов жизни. Система социального законодательства в Германии прошла длительный эволюционный путь становления и развития. Ее возникновение не являлось исключительно доброй волей политической власти, а стала результатом многих десятилетий целенаправленных усилий, активности широких слоев общества в деле защиты своих прав.

Появление немецкого социального законодательства прямо обусловлено борьбой представителей наемного труда за качественное улучшение своей жизни. «Формирование индустриального общества сопровождалось ростом численности и организованности рабочего класса, активизацией забастовочного движения. В 1875 г. была образована Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), ставшая вскоре одной из ведущих организаций рабочего движения в мире.

Влияние партии быстро распространялось, особенно в промышленных районах, и опиралась она, прежде всего, на зарождающееся профсоюзное движение. К 1878 г. в Германии действовало 27 отраслевых профсоюзов социал-демократической направленности» [ 1, с. 85].

В 1870-1880-е гг. социалисты начинают представлять серьезную опасность для Германской империи. Канцлеру Бисмарку было необходимо лишить их электоральной поддержки со стороны увеличивающегося пролетариата. Одним запретом деятельности социал-демократов, который был осуществлен в 1878 г. специальным законом, действовавшим до 1890 г., ограничиваться было нельзя. Требовалось перехватить инициативу у социалистов в вопросе о создании в Германии основ социального государства.

«Складыванию широкой системы социального обеспечения в Германии положил начало закон о страховании от несчастных случаев на производстве, принятый в 1884 г. Он устанавливал обязательное страхование всех рабочих и некоторых групп служащих с годовым доходом не более двух тысяч марок и гарантировал им поддержку при несчастном случае, произошедшем на работе. Данный закон пре-

дусматривал оплату лечения пострадавшего в течение 14 недель, пенсию в случае нетрудоспособности. Размер пенсии инвалида составлял две трети его заработка. В случае смерти работника его семье полагалась пенсия, не превышающая 60% зарплаты погибшего. Указывалось, что «страхование осуществляется владельцами предприятий. Для этой цели предприниматели объединяются в профессиональные товарищества, которые создаются для определенных округов и охватывают в пределах последних все предприятия той отрасли индустрии, для которой они образованы». В 1882 г. был принят закон о медицинском страховании, касавшийся рабочих и служащих, заработок которых не превышал 6,6 марок в день. «Медицинское страхование вступало в силу только в случае профессиональной болезни или производственной травмы, которая не излечивались более 13 недель. Финансирование медицинского страхования на две трети осуществлялось за счет взносов трудящихся и на одну треть - предпринимателей. Страхование обеспечивало лечение, в том числе стационарное, бесплатное обеспечение лекарствами, выплату пособия с четвертого дня болезни в размере 50 % от заработка» [2, с. 310].

В 1889 г. вступил в силу закон о пенсионном обеспечении, основу которого составляло положение об обязательном страховании широкого круга рабочих и служащих с годовым доходом не более 2 тыс. марок. Пенсия по старости полагалась с 70 лет, если трудящийся регулярно платил взносы не менее 30 лет. Закон устанавливал паритетный принцип в создании страхового фонда: «Средства для выплаты пенсий по инвалидности и по старости обеспечиваются за счет взносов работодателей, застрахованных и за счет субсидий из имперской казны». Таким образом, в это время социальные реформы распространяли свое действие лишь на часть рабочего класса, при этом значительная доля расходов на социальное обеспечение возлагалась на самих рабочих. Но для того времени это был наиболее полно разработанный комплекс законодательных актов о социальном страховании в случае болезни,

несчастных случаев на производстве, по инвалидности и старости, что отличало Германию от других стран» [1, с. 87].

Уже после отставки Бисмарка правительством сменившего его канцлера Каприви в 1891 г. принимается закон об охране труда. «Он устанавливал обязательный воскресный отдых, 11-часовой рабочий день для женщин и 10-часовой для подростков, запрещал фабрично-заводской труд детей младше 13 лет. Закон учреждал арбитражные суды, формируемые из представителей государства, предпринимателей и рабочих, призванные разрешать производственные конфликты. Кроме того, на территории большей части Германской империи - в Пруссии - удалось провести налоговую реформу. Прежняя система разделяла население на группы, каждая из которых платила почти равную сумму налога. Реформа вводила прогрессивный подоходный налог, который несколько облегчил положение неимущих слоев. Часть налогов передавалась местному самоуправлению на решение проблем городов и общин. Система социального обеспечения охватила миллионы людей в Германии. Так, если в 1885 г. страхованием по болезни было охвачено 4,7 млн трудящихся, то в 1913 г. уже 14,6 млн. Число застрахованных от несчастного случая составляло в 1887 г. 269 тыс., в 1910 г. - 6,2 млн человек. Численность имеющих страховку по старости и инвалидности выросла с 1892 г. по 1915 г. с 11,7 млн до 16,8 млн человек. Началось вовлечение в эту систему и семей застрахованных» [1, с. 88]. «Германское социальное законодательство было весьма прогрессивным для своего времени, и улучшило положение трудящихся. Были заложены основы «социального государства», получившего развитие в XX в.» [3, с. 27].

К сожалению, у кайзера Вильгельма II не было осознания того, насколько важным является дальнейшее развитие социального законодательства. «В беседах с представителями ближайшего окружения, на заседаниях Рейхстага и Рейхсрата -нижней и верхней палат германского имперского парламента, император главное внимание сосредотачивал на укреплении

армии, активизации продвижения внешнеполитических интересов Германии» [4, Б. 206]. «В военную сферу при Вильгельме II были направлены колоссальные средства. Развитие армии и флота были абсолютным приоритетом для кайзера, сами военные расходы утверждались на 7 лет вперед. К 1914 году затраты на военные цели достигли рекордной суммы в 2 млрд. марок ежегодно, что составляло около 50 % всей расходной части бюджета» [2, с. 313]. Последний император страны считал, что «неминуемым следствием укрепление военным путем экономического могущества Рейха станет и рост благосостояния немцев» [5, Б. 106]. Кроме того, «когда выяснилось, что германскому правительству путем социальных реформ не удается оторвать избирателей от социал-демократической партии, ставшей ведущей политической силой в нижней палате парламента - рейхстаге, император потерял интерес к осуществлению социальных программ» [6, с. 29].

В результате эволюционного демократического развития, работы в парламенте, а также реализации государством рассмотренных выше мер социальной политики, к 1914 г. германская социал-демократия из революционно направленной постепенно превратилась по существу в глубоко реформистскую политическую силу, в определенной мере интегрированную в государственно-властный механизм Германской империи [7, Б. 76]. Еще не отказавшись от марксистского лозунга социалистической революции как главного инструмента переустройства общества на социально-справедливых началах, партийное руководство в своей повседневной политической деятельности следовала позиции известного ревизиониста марксистского учения Э. Бернштейна. Он отрицал необходимость революционного переустройства буржуазного общества и государства и, соответственно, установления диктатуры пролетариата, признавая «возможность проведения социалистических преобразований в рамках существующего государства» [8, с. 16]. «Капиталистическое государство, - писал Бернштейн, - постепенно эволюционирует в сторону демократии,

увеличения влияния масс на принятие решений [...] и поэтому в деле достижения идеала социальной справедливости следует использовать имеющиеся демократические институты для реформирования существующего государства и общества» [9, Б. 142-143].

«Вступившая в 1914 г. в Первую мировую войну империя Гогенцоллернов потерпела в итоге полное военное поражение и в результате Ноябрьской революции 1918 г. прекратила свое существование». 19 января 1919 г. состоялись выборы в Национальное учредительное собрание, на которых внушительную победу одержали социал-демократы. 11 февраля 1919 г. председатель партии Ф. Эберт был избран первым президентом республики, а 22 июня 1919 г. социал-демократическим большинством парламент принял конституцию, вошедшую в историю под названием Веймарской (по месту ее принятия)» [1, с. 88]. Веймарской стала называться и образованная в Германии на обломках кайзеровской империи республика, просуществовавшая с 1919 до 1933 гг. (до прихода к власти в стране национал-социалистов во главе с А. Гитлером).

Рассматривая исторические условия создания этой конституции, которую многие исследователи называют «первой социальной конституцией в условиях капиталистического строя» [10, с. 7], нельзя не отметить огромный резонанс, который произвела на всю мировую общественность российская революция 1917 г. и приход к власти большевиков во главе с В.И. Лениным. И в первые годы советской власти в России, и в последующие десятилетия ее существования, все ведущие социалистические партии мира, включая и крупнейшую из них - Социал-демократическую партию Германии, публично осудив коммунистический эксперимент в нашей стране, будут при этом внимательнейшим образом наблюдать за его осуществлением. Как успехи советского коммунистического правительства, так и их просчеты, многие из которых были обусловлены невозможностью осуществления на практике марксистских принципов, будут детально анализироваться и ли-

бо браться на вооружение (с изрядной долей усовершенствования, как те же формы внеэкономического стимулирования трудящихся, политика в сфере образования и здравоохранения), либо жестко исключаться на уровне политической программы, стратегии и тактики СДПГ. Примером последнего является то, что предложенная советской Россией миру такая форма социалистического управления, как Советы (основывающиеся на идее доминирования прямой демократии и отрицания принципа разделения властей как буржуазного), будет отвергнута германскими социал-демократами и теснейшим образом взаимодействующими с ними рабочими профсоюзами. Именно по этой причине конституция Германии 1919 г. не провозглашала революционное социалистическое переустройство немецкого общества. Вместе с тем, став одной из самых демократических на тот момент времени, Веймарская конституция основывалась на принципе народного суверенитета, о чем гласила статья 1: «Германское государство является республикой. Государственная власть исходит от народа» [11, с. 247].

По сути, «конституция представляла собой компромисс между различными социальными слоями общества и соединяла немецкую государственную традицию с республиканской формой правления. Сохранив прежнее название государства -«Германская империя» - конституция объявила его республикой. В ней закрепляется широкий перечень политических и социальных прав и свобод германского народа: всеобщее избирательное право, свободы слова, собраний, союзов, 8-часовой рабочий день, право на организацию профсоюзов, коллективный договор, отмена реакционных законов о кабальных формах эксплуатации крестьян, ликвидация крупного феодального землевладения. Провозглашается равенство всех перед законом, при этом подчеркивалось равенство мужчин и женщин «в правах и обязанностях» (ст. 109). Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117), свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий, как предоставление возможности

опротестования ареста, запрещение цензуры. Вводится обязательность всеобщего начального образования, а для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3). Подчеркивается государственная ответственность в деле «социализации собственности» исходя из принципиально новой ее трактовки: «Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу» (ст. 153, п. 3). Собственность, согласно ст. 153, п. 1, «обеспечивалась Конституцией, ее принудительное отчуждение могло быть предпринято только «для общего блага» и на «законном основании» [1, с. 88]. Утверждается обязанность государства оказывать особое покровительство «рабочей силе». Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование «для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства», а также в случае «старости, недугов и различных жизненных случайностей» (ст. 161, п. 1). Вводятся пособия по безработице (ст. 163)» [1, с. 90].

«К сожалению, прогрессивные социальные положения Веймарской конституции не могли быть реализованы в тяжелых экономических условиях, в которых оказалась Германия после поражения в Первой мировой войне. Перечисленные выше нормы были скорее пожеланиями - теми целями, к достижению которых надлежало стремиться в социальной сфере. Однако в отсутствие необходимой экономической базы, а также политической стабильности в стране они не могли быть достигнуты. К тому же последующее законодательство как Веймарской республики, так и гитлеровской Германии во многом ограничивало сферу реализации социальных положений Конституции 1919 г. К примеру, введенное в 1919 г. право рабочих на 8-часовой рабочий день было изменено законом 1920 г., допускающим 10-часовой рабочий день» [12, с. 21].

Таким образом, именно в исследуемый циальной политики были весьма прогрес-период закладываются основы германской сивным явлением для своего времени, и модели социального государства, завер- улучшили положение трудящихся. Равно шение оформления которого и последую- как и многие социально-правовые положе-щий расцвет приходится уже на вторую ния Веймарской конституции, не осущест-половину бурного 20 века. «Заложенные в вленные в тот период, впоследствии полуэпоху империи Гогенцоллернов и в период чили развитие и практическую реализа-создания Веймарской республики право- цию» [1, с. 91]. вые основы и практика осуществления со-

Библиографический список

1. Иванчук Д.В. Социальное законодательство в Германии периода империи Гогенцоллернов и Веймарской республики // Аспирантский вестник Поволжья. - 2013. - № 3-4. -С. 85-91.

2. Модернизация хозяйства и становление рыночных отношений в Западной Европе (XIII-XIX вв.) / Под ред. С.И. Невского, Н.А. Розинской, А.Г. Худокормова. - М., 2016.

3. История Германии: учебное пособие в 3-х тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова - М., кДу, 2008. Т. 2. - 672 с.

4. Geschichte der Socialen Ideen in Deutschland: 2 Bde / Hrsg. H. Ranke. - München; Wien: Olzog, 1969.

5. Handbuch der Geschichte der Sozialpolitik in Deutschland. Bd. 1. - München, 1996. -428 S.

6. Павлов Н.В. История современной Германии, 1945-2005: курс лекций. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 510 с.

7. Groh D. Negative Integration und revolutionärer Attentismus. Die deutsche Sozialdemokratie am Vorabend des ersten Weltkrieges. - Frankfurt a.M., - 1973. - 244 S.

8. Яловега В.Н. Социал-демократическая традиция и Веймарская конституция / Веймар - Бонн. Опыт двух германских демократий и современная Россия / Отв. ред. Я.С. Драбкин. М.: Памятники исторической мысли, 1998. - С. 15-17.

9. Bernstein E. Texte zum Revisionismus. - Bonn, 1990. - 208 S.

10. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. - 2002. - №2. - С. 5-13.

11.Данн О. Нации национализм в Германии. 1770 - 1990. - Спб.: НАУКА, 2003. -470 с.

12. Александрова А.В. Социальные права в конституционном праве Германии: история и современность // История государства и права. - 2012. - №8. - С. 20-22.

EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF SOCIAL LEGISLATION IN GERMANY IN

THE 1870-1920

D.V. Ivanchuk, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor A.V. Moiseev, Senior Lecturer Togliatti State University (Russia, Togliatti)

Abstract. This article explores the history of the emergence and development of state social policy in Germany in the period between the 1880s and the 1920s. The analysis includes the study ofpolitical reasons and prerequisites for state social policy formation, and the analysis of the existing social legislation. Special attention is paid to the study of the social and legal foundations of the Weimar Constitution of 1919. On the basis of the results of the study, the author concluded that the social legislation of the period under consideration laid the foundation for the emergence of a modern social state in the Federal Republic of Germany

Keywords: German Empire, the state social policy, the Weimar Republic, the Weimar constitution, Social Democratic party of Germany (SDPG).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.