Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)'

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
733
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / МАСОНСТВО / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ УСТРОЙСТВО / САМОДЕРЖАВИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / НАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Биюшкина Н.И., Цыганов В.И, Белоусова Е.Е.

Целью настоящего исследования является всесторонне комплексное изучение специфических черт российского консерватизма на этапах его возникновения и развития в России с конца XVIII по начало XX вв. Предметом на- стоящей статьи выступают причины формирования консерватизма в России. Особое внимание в этой связи уделяется развитию Российского государства в конце XVIII - начале XIX вв. Установлена причинно-следственная связь между таким явлением как проникновение в Россию масонства в конце XVIII века и необходимостью противо- действия этой опасной для российского самодержавия организации посредством формирования и распростра- нения консервативной идеологии, способной эффективно противодействовать популяризации масонства среди российской правящей элиты. Прослежен механизм влияния революционных процессов, происходивших в Западной Европе в XVII - XVIII вв., на российскую политико-правовую действительность. Выделены особенности российского консерватизма. Перечислены этапы эволюции консервативной политико- правовой мысли в России, дана их характеристика. Подробно изучены течения консервативной политико-право- вой мысли в различные исторические периоды, а также приведена их научная классификация. Приводятся мнения ведущих современных авторов, занимающихся проблемами изучения российского консерватизма. Раскрывая заявленную проблематику, авторами были использованы следующие методы исследования: применение диалектического метода познания позволило исследовать эволюцию консервативных идей, выявить причины, повлиявшие на появление консервативной идеологии в Российском государстве. Используя методы анализа и синтеза, было исследовано такое политико-правовое явление как масонство, представлявшее угрозу российского самодержавию. Так же при изучении развития консервативной политико-правовой мысли в России в указанный период использовался системный методы изучения, позволяющий выделить отличительные черты русского консерватизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIAL FEATURES OF CONSERVATISM ORIGIN AND DEVELOPMENT IN RUSSIA (THE END OF THE EIGHTEENTH - BEGINNING OF TWENTIETH CENTURY)

The purpose of this study is a comprehensively integrated study of the specific features of Russian conservatism at the stages of its emergence and development in Russia from the end of the eighteenth to beginning of twentieth century. The subject of this article is the reasons for the conservatism formation in Russia. In this regard, the special attention is paid to development of the Russian state in the end of the end of the eighteenth to beginning of nineteenth century. The cause-and-effect rela- tion is found out between the invasion of the Freemasonry into Russia in the end the end of the eighteenth century and the necessity to fight this organization, which might be dangerous for the Russian absolute monarchy, by developing and rolling out conservative ideology that might efficiently resist the growing popularity of the Freemasonry among the Russian ruling elite. The research also covers the influence of revolutions in Western Europe in the seventeenth - eighteenth centuries over the Russian political and legal affairs. Specifics of the Russian conservatism are distinguished. The article lists the stages of development of the conservative political and legal ideology in Russia and their specific features. The author has carried out a detailed study of conservative political and legal trends of different epochs and has made their classification. The article contains opinions of the leading modern researchers of the Russian conservatism. Disclosing the stated issues, the authors are used the following research methods:the application of the dialectical method of cognition allowed to study the evolution of conservative ideas, to reveal the reasons that influenced the emergence of a conservative ideology in the Russian state. Using the methods of analysis and synthesis, such political and legal phenomenon as Freemasonry, which posed a threat to the Russian autocracy, was investigated. Also, when studying the development of conservative political and legal thought in Russia during this period, systematic methods of studying were used, which makes it possible to distinguish the distinctive features of Russian conservatism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)»

УДК 340.12

Биюшкина Н.И.,

доктор юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Цыганов В.И.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, декан юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Белоусова Е.Е.,

аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)

Целью настоящего исследования является всесторонне комплексное изучение специфических черт российского консерватизма на этапах его возникновения и развития в России с конца XVIII по начало XX вв. Предметом настоящей статьи выступают причины формирования консерватизма в России. Особое внимание в этой связи уделяется развитию Российского государства в концеXVIII - началеXIXвв. Установлена причинно-следственная связь между таким явлением как проникновение в Россию масонства в конце XVIII века и необходимостью противодействия этой опасной для российского самодержавия организации посредством формирования и распространения консервативной идеологии, способной эффективно противодействовать популяризации масонства среди российской правящей элиты. Прослежен механизм влияния революционных процессов, происходивших в Западной Европе в XVII - XVIII вв., на российскую политико-правовую действительность.

Выделены особенности российского консерватизма. Перечислены этапы эволюции консервативной политико-правовой мысли в России, дана их характеристика. Подробно изучены течения консервативной политико-правовой мысли в различные исторические периоды, а также приведена их научная классификация. Приводятся мнения ведущих современных авторов, занимающихся проблемами изучения российского консерватизма. Раскрывая заявленную проблематику, авторами были использованы следующие методы исследования: применение диалектического метода познания позволило исследовать эволюцию консервативных идей, выявить причины, повлиявшие на появление консервативной идеологии в Российском государстве. Используя методы анализа и синтеза, было исследовано такое политико-правовое явление как масонство, представлявшее угрозу российского самодержавию. Так же при изучении развития консервативной политико-правовой мысли в России в указанный период использовался системный методы изучения, позволяющий выделить отличительные черты русского консерватизма.

Ключевые слова: консерватизм, идеология, масонство, мировоззрение, политико-правовое развитие, самодержавие, православие, государственное и правовое устройство, нация, Российская империя

Biyushkina N.,

Doctor of Law, Lecturer of Chair of Theory and History of State and Law of the Law Faculty of Nizhniy Novgorod State

University named after N. Lobachevskiy

Tsyganov V.,

PhD in Law, Associate Professor, Head of Chair of Civil Law and Procedure, Dean of the Law Faculty of Nizhniy Novgorod State University named after N. Lobachevskiy

Belousova E.,

Postgraduate student of Chair of Theory and History of State and Law of the Law Faculty of Nizhny Novgorod State

University named after N. Lobachevskiy

THE SPECIAL FEATURES OF CONSERVATISM ORIGIN AND DEVELOPMENT IN RUSSIA (THE END OF THE EIGHTEENTH - BEGINNING OF TWENTIETH CENTURY)

un

The purpose of this study is a comprehensively integrated study of the specific features of Russian conservatism at the stages of its emergence and development in Russia from the end of the eighteenth to beginning of twentieth century. The subject of this article is the reasons for the conservatism formation in Russia. In this regard, the special attention is paid to development of the Russian state in the end of the end of the eighteenth to beginning of nineteenth century. The cause-and-effect relation is found out between the invasion of the Freemasonry into Russia in the end the end of the eighteenth century and the necessity to fight this organization, which might be dangerous for the Russian absolute monarchy, by developing and rolling out conservative ideology that might efficiently resist the growing popularity of the Freemasonry among the Russian ruling elite. The research also covers the influence of revolutions in Western Europe in the seventeenth - eighteenth centuries over the Russian political and legal affairs.

Specifics of the Russian conservatism are distinguished. The article lists the stages of development of the conservative political and legal ideology in Russia and their specific features. The author has carried out a detailed study of conservative political and legal trends of different epochs and has made their classification. The article contains opinions of the leading modern researchers of the Russian conservatism.

Disclosing the stated issues, the authors are used the following research methods:the application of the dialectical method of cognition allowed to study the evolution of conservative ideas, to reveal the reasons that influenced the emergence of a conservative ideology in the Russian state. Using the methods of analysis and synthesis, such political and legal phenomenon as Freemasonry, which posed a threat to the Russian autocracy, was investigated. Also, when studying the development of conservative political and legal thought in Russia during this period, systematic methods of studying were used, which makes it possible to distinguish the distinctive features of Russian conservatism.

Keywords: Conservatism, ideology, Freemasonry, vision, political-legal development, autocracy, Orthodoxy, state and legal structure, nation, Russian Empire

Человеческое общество в своем развитии стремится к накоплению и сохранению основ социального существования, государственного и правового устройства, передачи последующим поколениям опыта, национальных традиций, моральных и мировоззренческих устоев. Однако зачастую негативные социально-политические процессы нарушают эту связь поколений, стремясь полностью уничтожить накопленный предками опыт. В период кризисных процессов общество неизбежно сталкивается с проблемами социальной аномии, потерей ценностных ориентиров и обесцениванием общественных норм.

Становление в России консервативной политико-правовой мысли, безусловно, связано, в том числе, и с негативными революционными процессами, происходящими в Европе в XVII - XVIII вв. Свержение абсолютизма, возникновение не традиционных условий развития устройства общества, государства, права, полная ликвидация законности и правопорядка являлись негативными результатами произошедших государственных переворотов. Обесценивание человеческой жизни, полная потеря государством возможности защищать права своих граждан, безусловно, являются опасными факторами, подвергающими огромному риску существование любого общества. Консерватизм же в таких условиях является закономерной реакцией общества, направленной на защиту нормального социального функционирования страны, сохранения порядка и стабильности нации.

Не менее важным основанием возникновения и усиления русской консервативной политико-право-

вой мысли явились и внутренние процессы, протекающие в Российской империи в данный исторический период. В первую очередь, это процессы, связанные с появлением оппозиции в аристократических дворянских кругах. Такие видные общественные и политические деятели как А.Н. Радищев, Н.И. Новиков с высокой трибуны печатного слова призывали к свержению монархического строя.

Не менее серьезной угрозой развития российского государства необходимо назвать распространяющееся в конце XVIII века масонство, ставшее популярным политико-идеологическим направлением оппозиционного характера в дворянской среде. Масонство накопило богатый организационный опыт воздействия на умы и настроения различных слоев общества и прежде всего просвещенной элиты. Именно это позволило ему вырабатывать и формировать критическое отношение к политике государства. Распространение столь опасной тайной организации, накопившей богатый и успешный опыт борьбы с абсолютизмом в Европе, неуклонно добиваясь его свержения, представляло собой не только оппозиционную идеологию по отношению к российскому самодержавию, но и являлось развитой тайной организацией со своей системой иерархического подчинения и принципами управления (например, такими как обет молчания).

Совокупность этих негативных факторов и процессов не могла не волновать патриотически-настроенную интеллектуальную элиту российского общества, объединившуюся вокруг консервативной

ип

идеологии и противостоявшую разрушительным революционным идеям, скрывающимся под маской либерализма. В соответствии с этим русский консерватизм и сформировался как ответ государства и патриотически-настроенной части общества на возникшую оппозицию. Поэтому совсем не случайно, что к отличительным чертам российского консерватизма следует отнести:

- ярко выраженный охранительный характер;

- просамодержавная направленность в осуществлении внутренней и внешней политики;

- неуклонная ориентированность на православие как государственную религию;

- обоснованность великодержавного начала сквозь призму определения великоросской титульной нации;

- верховенство духовных, в том числе, патриотических ценностей над прагматизмом;

- восприятие собственного предназначения как служение отчизне, приоритет интересов отечества над личным благополучием.

- на ментальном уровне осознание ценности достижений российской культуры и традиционных начал российской государственности;

- отсутствие преклонения перед Западом и отказ от уничижения чувства собственного достоинства и от принижения (замалчивания) места и роли российского государства в мировом историческом процессе.

Отметим, что российский консерватизм не предполагал изоляционного пути развития и не отрицал возможность рецепции объективных культурных, научно-технических достижений, а также преемственности в государственно-правовой сфере при сохранении самобытного пути развития России.

Эти базовые начала были свойственны российскому консерватизму в целом, как в период его становления на рубеже XVIII - XIX вв., так и на этапе его расцвета, начавшегося в середине XIX в. и продолжавшегося во второй его половине. Практически все эти принципы начинают пересматриваться в период трансформации российского консерватизма в начале XX века. Однако такие основополагающие начала как патриотизм, служение Отечеству и ценность российского наследия относятся к таким категориям, которые не подлежат трансформации и являются актуальными в современных условиях.

На сегодняшний день наиболее развернутую типологию русской консервативной традиции возможно найти у современного исследователя А.С. Кар-цова. В своих работах он выделяет три направления классификации консерватизма: 1) по отношению к социально-политическим изменениям в государстве и их динамике (выделяет «умеренный консерватизм», относя к нему таких мыслителей как И.С.Аксаков, П.А.

Вяземский, Ю.Ф. Самарин, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, Б.Н. Чичерин, взгляды К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова до 1863г.; «охранительный консерватизм» - К.П. Победоносцев, М.Н. Катков периода 1870-х годов, и «ультраконсерватизм» - К.Н. Леонтьев и В.П. Мещерский) 2) по отношению тех или иных представителей консервативной мысли к статусу социальных групп (выделяет сторонников первенства дворянского сословия и консерваторов, выдвигавших на первый план незыблемость самодержавия и равенство всех пред ним - П.А. Вяземский, Б.Н. Чичерин, К.Н. Леонтьев, В.П. Мещерский, М.Н. Катков и К.П. Победоносцев до 1863 года; 3) по отношению к самобытности к историческому пути развития России (выделяет консерваторов - самобытников и консерваторов - западников - Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, Л.А, Тихомиров, М.Н. Катков и К.П. Победоносцев после 1863 года) [7].

Исследователь Васильев А.А. предлагает классификацию консервативных политико-правовых течений в России по хронологическому критерию, выделяя первым этапом создание школы «консервативной партии», сложившейся в первой четверти XIX века и представленной такими деятелями как Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, Г.В. Ростопчин [3]. Наиболее ярко представления данного консервативного направления о государственно-правовом устройстве России выражены в трудах Н.М. Карамзина: «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми - государь, единственный законодатель, единовластный источник властей. Вот основание российской монархии, которое может быть утверждено, или ослаблено правилами царствующих» [6].

Отметим, что в период зарождения в отечественной консервативной мысли прослеживается тенденция к размыванию традиционных ценностей. По мнению Э.Г. Соловьева, причиной этого стал фактор догоняющего типа развития российского государства XVIII века [9]. Российская правящая элита того времени широко заимствовала модели поведения, мышления, идеи и ценности из стран Европы, обладающих опережающим типом развития.

Так, в своих воззрениях на происхождение государства М.М.Щербатов использовал теорию естественного права и общественного договора, однако, естественные права в его понимании распространялись только на дворянство, а общественный договор трактовался как соглашение между аристократией по поводу выбора правителя и прерогатив государя [13].

В первой половине XIX века под влиянием консервативного курса Николая I и необходимости противодействия революционным течениям формируется государственная идеология «официальной народности», что становится вторым типом консерватизма в России. Уточним, что именно в этот период происходит

ип

переход от заимствования европейского опыта к размышлению об историческом развитии родной страны, формируется достаточно самостоятельная консервативная идеология. В данный период появляются признаки отказа просвещенных слоев общества от духовного родства с Европой, происходит поиск обоснований особого исторического пути развития России.

Определяется основополагающий круг духовных ценностей, основа российской государственности, которую и стремится защитить и сохранить русский консерватизм. В качестве самобытной традиции, определяющей всю историю России, Н.М. Карамзин выделил российскую самодержавную государственность: «Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменой государственного Устава ее она гибла и должна погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои собственные гражданские пользы». «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновла-стия, а спаслась мудрым самодержавием» [6]. В последующем графом С.С. Уваровом, министром Народного просвещения при Николае I была сформулирована основополагающая триада русского консерватизма «православие, самодержавие, народность».

Необходимо отметить, что определение православного христианства как идеологического источника, идейного начала консерватизма наиболее значимо. Православной модели существования мироздания, в том числе, государства и общества, соответствовал патриархальный характер построения государственной системы и взаимодействия власти и общества.

В середине XIX века в период расцвета славянофильской политико-правовой мысли происходит формирование русского национального консерватизма. Славянофилы внесли большой вклад в формирование русского национального сознания и консервативной национально-патриотической идеологии, высока ценя самобытность русской культуры и подчеркивая самостоятельный, отличный от Запада путь развития русской нации. Они показали различие между Западом и Россией в исторических особенностях организации быта русского и европейского народов, развития просвещения и христианской религии. Видный представитель данного течения А.С.Хомяков отмечал: «... перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые. На нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания. Кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия . Таким образом, мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий

или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными» [11].

С 70-х гг. XIX века на базе национального консерватизма выступает на первый план его охранительное начало. Подробно исследуя охранительный внутриполитический курс российского правительства 70-х - 90-х гг. XIX века, нами было установлено, что введение данного курса явилось реакцией государства на деструктивные тенденции происходящий в социальной и экономической сфере, которые потребовали от правительства незамедлительной трансформации внутренней политики и механизмов ее идеологического и государственно-правового обеспечения [2]. Именно поэтому, проводимые Александром III так называемые «контрреформы» необходимо понимать как комплекс мер, направленных на установлении и последующее соблюдение режима законности и правопорядка, на приведение курса реформ Александра II в соответствие с изменившимися к началу 80-х гг. XIX социально-экономическими и политико-правовыми отношениями [1]. В данных условия консервативная идеология становится определяющей государственной идеологией, обосновывающей изменившийся внутриполитический курс. В трудах мыслителей и политических деятелей данного периода наиболее рельефно выступают все основные, названные нами признаки консервативного мировоззрения: патриотизм, служение своему Отечеству, народный и национальный дух. Данный период без преувеличения можно назвать «жемчужиной русского консерватизма», так как именно тогда у государственной власти находилось патриотически-настроенное, руководимое дворянским духом правительство, рассматривающее реформы как способ улучшения общественной жизни. Видный представитель национально-патриотического консерватизма В.П. Мещерский пишет: «Первою чертою этого дворянского духа было то, что он был русский, то есть народный, и, следовательно, в проявлении своих отношений к русской жизни не представлял фальши» [8].

В начале XX века в условиях определенного кризиса консервативных ценностей такие авторы как И.Л. Солоневич Л.А. Тихомиров каждый со своей позиции предприняли попытку адаптировать сложившиеся консервативные взгляды в российской политико-правовой мысли к изменившимся социально-экономическим и политико-правовым реалиям. Как правильно отмечает в своем исследовании В.И. Цыганов, в трудах выдающегося мыслителя Л.А. Тихомирова впервые на высоком теоретическом уровне была прослежена связь монархизма с нравственным и религиозным развитием нации [12]. Л.А. Тихомиров ставит в зависимость тип власти в государстве от религиозного, нравственного и социального состояния нации, выделяя три ее разновидности: «Демократия

сзп

выражает доверие к силе количественной. Аристократия выражает преимущественно доверие авторитету, проверенному опытом; это есть доверие разумности силы. Монархия выражает доверие по преимуществу к силе нравственной» [10].

Размышляя над проблемой систематизации различных течений консервативной российской политико-правовой мысли, приходим к выводу о том, что помимо хронологического следует выявить другой основополагающий критерий их классификации. Представляется, что отношение русских консерваторов к проводимым в стране социально-экономическим и политико-правовым реформам будет являться качественным признаком, отличающим одно консервативное направление от другого. В соответствии с этим подходом можно выделить следующие направления развития российской консервативной политико-правовой мысли:

- охранительное направление как крайне правое течение, категорически отрицающее какое-либо реформирование основополагающих начал, на которых зиждится российское общество и государство. К представителям данного направления относятся Н.М. Карамзин, М.М. Щербатов, С.С. Уваров, А.Х. Бекен-дорф, М.Н. Катков, В.П. Мещерский. Например, ярко выражает охранительные взгляды Н.М. Карамзина следующее его высказывание: «Зло, к которому мы привыкли, для нас чувствительно менее нового, а новому добру как-то не верится. Перемены сделанные не ручаются за пользу будущих: ожидают их более со страхом, нежели с надеждою, ибо к древним зданиям прикасаться опасно» [6].

- течение центризма, поддерживающее идею совершенствования государственно-правовой системы, социальных отношений с обязательным сохранением их основ. К данному направлению принадлежат А.С. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, И.В.Киреевский. В этом плане наиболее ярко учение центризма проявляется в работе А.С. Хомякова, он пишет: «Наша древность представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собою...нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь» [11].

- консервативное течение либерального толка, которое не отрицало возможность реформирования и модернизации самодержавия, однако, делало акцент на монархическую форму правления, православную религиозность, общинность и титульную нацию как основы развития государства (Г.В.Чичерин, А.Д. Градовский, П.А. Столыпин). Знаменательной в этой связи представляется мысль А.Д. Градовского: «Каждый беспристрастный наблюдатель согласится, что государственный строй, не заключающий в себе элементов дальнейшего развития, обречен на неподвижность и разложение и что, с другой стороны, движение вперед невозможно без прочного общественного порядка, твердо установленного на исторических основах каждой национальности» [4].

Таким образом, мы видим, что консерватизм в России возникает как закономерная реакция на революционные события и оппозиционные настроения как за рубежом, так и внутри страны, в целях противодействия деструктивным формам преобразований, влекущим деградацию и вырождение общества, создающим угрозу обесценивания прав и свобод личности, включая главное естественное право на саму жизнь.

В процессе развития российской консервативной политико-правовой мысли происходят определенные ее преобразования в рамках тех или иных политических условий. Классификация консервативной мысли в России позволяет проследить и систематизировать происходящие изменения, наиболее точно выделить ее признаки. Опираясь на исторический опыт российской государственности, изучая сущность и этапы развития российского консерватизма как идейно-политического течения, представляется возможным разработать конструктивную, патриотически-ориентированную, отталкивающуюся от консервативных принципов, адаптированную к современным реалиям официальную идеологию российского общества и государства. Основы консерватизма и методологические подходы консерваторов к проблеме государственной идеологии обладают несомненной значимостью в свете проблемы формирования государственной идеологии в России XXI века.

Список литературы

1. БиюшкинаН.И. К вопросу о понятии контрреформ 80-90 гг. XIX в.в России // Российский юридический журнал. 2011. № 5.

2. Биюшкина Н.И. Политико-правовое развитие российского государства в условиях охранительного внутриполитического курса (1870-1890гг.). Дисс____док. юрид.наук. Нижний Новгород, 2012г. С.17-18.

3. ВасильевА.А. Консервативная правовая идеология России: сущность и формы проявления. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015г.

4. Градовский АД. Государство и прогресс / А.Д. Градовский // Градовский А.Д. Сочинения. СПб.: Наука, 2001.

5. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н.М. Карамзин. М.: Наука, 1991.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. М.: Эксмо, 2010.

сш

7. Карцов А.С. Русский консерватизм как интеллектуальная традиция // Консерватизм и либерализм: история и современные концепции. Международная конференция, Санкт-Петербург. Материалы международной конференции. СПб.: СПбГУ, 2002.

8. Мещерский В.П. Речи консерватора/ В.П. Мещерский. Спб.: Тип. и лит. кн. В.Оболенского. 1876.

9. Соловьев Э.Г. У истоков российского консерватизма // Полис. 1997. № 3.

10. ТихомировЛ.А. Монархическая государственность / Л.А.Тихомиров. М., 1998.

11. Хомяков А. С. О старом и новом / А. С. Хомяков Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. М.: Университетская типография, 1900. Т. 1.

12. Цыганов В.И., Тихомиров Л.А. Об общем содержании монархической власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2000. № 1.

13. ЩербатовМ.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С...швецкаго дворянина: [Фрагменты романа] // Взгляд сквозь столетия. Рус. фантастика XVII и первой половины XIX века / Сост. и авт. коммент. В. Гуминский; предисл. А. Казанцева. М.: Молодая гвардия, 1977. С.22 - 68.

Reference list

1. Biyushkina N. To the issue of the concept of counter-reforms of the 80-90s of nineteenth century in Russia / / Russian Legal Journal. 2011. № 5.

2. Biyushkina N. Politico-legal development of the Russian state in conditions of a protective domestic policy (18701890). Thesis of Doctor of Law. Nizhny Novgorod, 2012. P.17-18.

3. Vasil'ievA. Conservative legal ideology of Russia: The essence and forms of manifestation. Synopsis of a thesis of PhD in Law. Ekaterinburg, 2015.

4. GradovskiyA. State and progress / A. Gradovskiy // Gradovsky A. Works. SBR.: Nauka, 2001.

5. Karamzin N. A note on the ancient and new Russia in its political and civil relations / N. Karamzin. M.: Nauka, 1991.

6. Karamzin N. History of the Russian State / N. Karamzin. M.: Eksmo, 2010.

7. Kartsov A. Russian conservatism as an intellectual tradition // Conservatism and Liberalism: History and Contemporary Concepts. International Conference, St. Petersburg. Proceedings of the international conference. SBR.: SPbSU, 2002.

8. Meshchersky V. Conservative speeches / V. Meshchersky. SBR.: Type. or T. Book of V. Obolenskiy. 1876.

9. Solov'ievE. At the origins of Russian conservatism // Polis. 1997. № 3.

10. TikhomirovL. Monarchical statehood / L. Tikhomirov. M., 1998.

11. KhomyakovA. About the Old and New / A. Khomyakov. Complete Works of Alexey Stepanovich Khomyakov. M.: University Press, 1900. T. 1.

12. Tsyganov V., Tikhomirov L. On the general content of monarchical power // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. Lobachevskiy. Series: Law. 2000. № 1.

13. Shcherbatov M. Journey to the land of the Ophir town of Mr. S... the Swedish nobleman: [Fragments of the novel] // A glance through the centuries. Russian Fiction of seventeenth and the first half of the nineteenth century / Compiler and author of comments V. Guminskiy; Preface by A. Kazantsev. M.: Molodaya Gvardiya, 1977. P.22 - 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.