Научная статья на тему 'Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемым в исправительных учреждениях'

Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемым в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стадии уголовного процесса / возбуждение уголовного дела / исправительное учреждение / уголовно-исполнительная система / незаконный оборот наркотических средств / stages of the criminal process / initiation of a criminal case / correctional institution / penal system / illegal drug trafficking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бузанова Анастасия Романовна

В статье выделяются и рассматриваются некоторые особенности стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершенным в исправительных учреждениях и связанным с незаконным оборотом наркотических средств, на этапах приема и регистрации сообщения о преступлении, проверки сообщения о преступлении и разрешения сообщения о преступлении по существу, связанные с особенностями правового статуса учреждений уголовно-исполнительной системы в уголовном процессе. Ввиду существенного количества изъятых наркотических средств в исправительных учреждениях в последние годы, проблема расследования таких преступлений остается актуальной. Автор анализирует уголовно-процессуальное законодательство и нормативные правовые акты Минюста России в части, касающейся выявления и расследования преступлений, совершаемых на территории исправительных учреждений. В них обнаруживаются некоторые проблемы и особенности деятельности по регистрации и проверке сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, которые исходят из специфики самих исправительных учреждений. Обращено внимание на полномочия некоторых должностных лиц исправительных учреждений в уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бузанова Анастасия Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of initiating criminal cases for crimes related to illegal drug trafficking committed in correctional institutions

In the article the author highlights and discusses some features of the stage of initiating a criminal case for crimes committed in correctional institutions and related to illegal drug trafficking, at the stages of receiving and registering a crime report, verifying a crime report and resolving a crime report on the merits, associated with the features from the legal status of institutions of the penal system in criminal proceedings. Due to the significant amount of drugs seized in correctional institutions in recent years, the problem of investigating such crimes remains relevant. The author analyzes criminal procedural legislation and regulatory legal acts of the Ministry of Justice of Russia in terms of identifying and investigating crimes committed on the territory of correctional institutions. They reveal some problems and features of the activity of registering and verifying reports of crimes related to illegal drug trafficking, which come from the specifics of the correctional institutions themselves. The author also draws her attention to the powers of some officials of correctional institutions in criminal proceedings at the stage of initiating a criminal case.

Текст научной работы на тему «Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемым в исправительных учреждениях»

УДК 343.136

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-257-10-29-38

АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА БУЗАНОВА

начальник клуба отдела воспитательной и социальной работы с личным составом Университета ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы И nastyssbuzz@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0033-8701

Санкт-Петербург

Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемым в исправительных учреждениях

Аннотация. В статье выделяются и рассматриваются некоторые особенности стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершенным в исправительных учреждениях и связанным с незаконным оборотом наркотических средств, на этапах приема и регистрации сообщения о преступлении, проверки сообщения о преступлении и разрешения сообщения о преступлении по существу, связанные с особенностями правового статуса учреждений уголовно-исполнительной системы в уголовном процессе. Ввиду существенного количества изъятых наркотических средств в исправительных учреждениях в последние годы, проблема расследования таких преступлений остается актуальной.

Автор анализирует уголовно-процессуальное законодательство и нормативные правовые акты Минюста России в части, касающейся выявления и расследования преступлений, совершаемых на территории исправительных учреждений. В них обнаруживаются некоторые проблемы и особенности деятельности по регистрации и проверке сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, которые исходят из специфики самих исправительных учреждений. Обращено внимание на полномочия некоторых должностных лиц исправительных учреждений в уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: стадии уголовного процесса, возбуждение уголовного дела, исправительное учреждение, уголовно-исполнительная система, незаконный оборот наркотических средств

Для цитирования

Бузанова А. Р. Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 10. С. 29-38. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-257-10-29-38.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

Сегодня общий уровень преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, остается достаточно высоким, несмотря на ужесточение наказаний и значительные

© Бузанова А. Р., 2023

изменения в законодательстве последних нескольких лет. Согласно статистическим данным, приводимым на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации [1], за 2022 год в России зареги-

ANASTASIA R. BUZANOVA

Chief Researcher, Research Center-2 of the Research Institute of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of Internal Service nastyssbuzz@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0033-8701

Saint Petersburg

Features of initiating criminal cases for crimes related to illegal drug trafficking committed in correctional

institutions

Abstract. In the article the author highlights and discusses some features of the stage of initiating a criminal case for crimes committed in correctional institutions and related to illegal drug trafficking, at the stages of receiving and registering a crime report, verifying a crime report and resolving a crime report on the merits, associated with the features from the legal status of institutions of the penal system in criminal proceedings. Due to the significant amount of drugs seized in correctional institutions in recent years, the problem of investigating such crimes remains relevant. The author analyzes criminal procedural legislation and regulatory legal acts of the Ministry of Justice of Russia in terms of identifying and investigating crimes committed on the territory of correctional institutions. They reveal some problems and features of the activity of registering and verifying reports of crimes related to illegal drug trafficking, which come from the specifics of the correctional institutions themselves. The author also draws her attention to the powers of some officials of correctional institutions in criminal proceedings at the stage of initiating a criminal case.

Keywords: stages of the criminal process, initiation of a criminal case, correctional institution, penal system, illegal drug trafficking

For citation

Buzanova A. R. Features of initiating criminal cases for crimes related to illegal drug trafficking committed in correctional institutions // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 10. P. 29-38. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2023-257-10-29-38.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

стрировано 177 741 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических веществ. Все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, относятся к группе преступле-

ний против здоровья населения и общественной безопасности (предусмотренных статьями 228-2341 Уголовного кодекса Российской Федерации). Немало и иных преступлений совершаются в состоянии

наркотического опьянения. Кроме того, большое количество лиц, попадающих в исправительные учреждения, имеют наркотическую зависимость.

Стоит учитывать тот факт, что все указанные выше вещества были изъяты на территории исправительных учреждений при попытке их доставки на территорию или на прилегающей территории. Так или иначе, все это значительное количество веществ, изъятых из гражданского оборота, имеет прямое отношение к исправительным учреждениям.

Из всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в исправительных учреждениях и на прилегающей к ним территории чаще всего совершаются преступления, предусмотренные статьей 228 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», статьей 2281 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», и статьей 2284 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ» Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [2]. Преступления такого рода совершаются как осужденными, так и иными лицами (попытки доставки наркотических средств на территорию уч-

реждения, попытки передачи осужденным). Имеют место и случаи, когда преступления такого рода совершаются и сотрудниками учреждений.

В связи с тем, что основной функцией уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) является не расследование преступлений, а изоляция от общества лиц, их совершивших, уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов УИС несколько ограничена и имеет ряд особенностей.

Первой особенностью является то, что наркотические средства на территории учреждений уголовно-исполнительной системы могут быть обнаружены и изъяты в ходе режимных мероприятий, осуществляемых на основании приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» [3] в целях обеспечения порядка и обнаружения запрещенных для хранения и использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными предметов - обыска или досмотра: при досмотре передач, посылок и бандеролей, предназначенных осужденным, досмотре их личных вещей, обыске помещений, самих осужденных, досмотре лиц, посещающих осужденных.

Стоит отметить, что на основании пункта 363 приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» и пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4] досмотру могут быть подвергнуты и физические лица, на-

ходящиеся на прилегающей к исправительному учреждению территории, на которой установлены режимные требования, а так же их вещи и транспортные средства в целях обнаружения и изъятия у них запрещенных в исправительном учреждении вещей и предметов, изъятых из гражданского оборота, и для профилактики правонарушений (например, для предотвращения передачи запрещенных предметов на территорию учреждения путем переброса через основное ограждение). При наличии оснований полагать, что у такого физического лица или в его транспортном средстве имеются запрещенные в исправительном учреждении вещи и предметы, либо вещи и предметы, изъятые из гражданского оборота, для проведения досмотра физических лиц привлекаются понятые. Также понятые привлекаются и в случае обнаружения указанных вещей и предметов. Порядок и обязанность привлечения понятых регламентированы пунктами 379-380 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Результаты обыска и досмотра при обнаружении запрещенных предметов или вещей и предметов, изъятых из гражданского оборота, оформляются протоколом, на необходимость его составления указывает пункт 383 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Там же раскрыты требования по его содержанию.

В данной процедуре нельзя не отметить явное сходство с обыском - следственным действием, порядок производства которого регламентирован статьей 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [5]. Однако решение о производстве обыска или досмотра (режимного мероприятия) принимается начальником учреждения УИС или его заместителями, курирующими вопросы безопасности (режима), оперативной работы и охраны, а в случае их отсутствия - дежурным помощником начальника учреждения. Решение же о производстве такого следственного действия, как обыск, принимается следователем. Кроме того, для про-

изводства такого следственного действия в жилище необходимо решение суда, принимаемое на основании статьи 165 УПК РФ. Для производства же режимного мероприятия подобного рода (обыска в спальных помещениях осужденных и их спальных мест) такого разрешения не требуется. Как правильно утверждает С. Д. Аверкин, проведение режимных мероприятий не является процессуальной деятельностью. Следственные действия не могут быть заменены режимными мероприятиями даже в случае, если последние осуществляются в интересах расследования преступления [6].

В случае, если изъятые в ходе производства режимных мероприятий (обыска или досмотра) предметы и вещества будут признаны по результатам судебной экспертизы наркотическими средствами, то они, а также протокол, составленный по результатам обыска или досмотра, могут быть в дальнейшем использованы в качестве доказательств по уголовному делу, а лица, принимающие участие в нем (понятые и сотрудники исправительного учреждения), могут быть допрошены в качестве свидетелей.

В соответствии с приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250), при обнаружении признаков преступления сотрудник учреждения принимает меры неотложного реагирования и немедленно сообщает дежурному по учреждению или органу УИС при помощи любого вида связи для доклада руководителю учреждения или органа УИС в течение суток с момента обнаружения, а так же составляет рапорт [7].

При выявлении на территории учреждения веществ, хотя бы внешне похожих на наркотические средства, указанные вещества всегда изымаются. Изъятие может быть осуществлено сотрудниками учреждения или сотрудниками прибывшей на ме-

сто происшествия оперативно-следственной группы. В соответствии со статьей 143 УПК РФ лицом, получившим сообщение о преступлении (если это не заявление о преступлении, явка с повинной и не постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании), составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который в дальнейшем послужит для следователя или дознавателя поводом для возбуждения уголовного дела. Факт обнаружения и изъятия на основании рапорта об обнаружении признаков преступления всегда незамедлительно регистрируется в Книге регистрации сообщений о преступлениях, хранящейся в дежурной части исправительного учреждения.

Здесь проявляется вторая особенность деятельности УИС: в соответствии с приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 учреждения уголовно-исполнительной системы являются самостоятельным субъектом регистрации и учета преступлений. И хотя на основании пункта 21 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» [8] «при передаче уголовных дел по подследственности в пределах территории оперативного обслуживания одного информационного центра МВД России преступления повторному учету не подлежат и с учета не снимаются», в связи с тем, что уголовные дела учреждения ФСИН России возбуждать неправомочны и информацию о регистрации преступлений в информационный центр МВД России не передают, преступления

повторно регистрируются после передачи по подследственности в соответствующем органе следствия или дознания. Проблема здесь состоит прежде всего в том, что возникают факты так называемой двойной регистрации, когда одно и то же преступление учитывается дважды: первый раз сообщение регистрируется в Книге регистрации сообщений о преступлениях учреждения УИС, повторно то же сообщение регистрируется в Книге регистрации сообщений о преступлениях территориального органа МВД России, что по смыслу противоречит вышеупомянутому приказу.

Третья особенность заключается в том, что в соответствии со статьей 157 УПК РФ начальники и сотрудники оперативных подразделений (по поручению руководителя) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы вправе самостоятельно производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных на территории указанных учреждений. При обнаружении на территории учреждения или органа уголовно-исполнительной системы признаков преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств (чаще всего, одномоментно с обнаружением веществ), должностные лица учреждения зачастую производят осмотр места происшествия и изъятие вещества из незаконного оборота. Принимаются также и иные меры для немедленной проверки сообщения о преступлении (прибытие на место происшествия, обеспечение сохранности следов возможного преступления, проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию лиц, совершивших указанное деяние, а также проведение опросов или производство других проверочных действий).

Преимуществом самостоятельного осуществления осмотра места происшествия на территории учреждений УИС сотрудниками оперативных подразделений является то, что у них имеется возможность провести осмотр безотлагательно, без временных затрат на ожидание прибытия следственно-

оперативной группы для предупреждения фактов принятия лицами, совершившими преступление, мер по сокрытию следов. При проведении осмотра места происшествия и опросе очевидцев сотрудниками исправительного учреждения может быть зафиксировано максимум следов преступления и информации о его совершении, а также могут быть установлены лица, причастные к совершению преступления, поскольку сотрудники учреждения ориентируются на территории учреждения гораздо лучше, чем сотрудники, прибывшие на место происшествия в составе следственно-оперативной группы. Кроме того, они располагают сведениями о личностных характеристиках большинства находящихся в учреждении осужденных. Как справедливо отмечает Е. В. Чернышенко, личностные характеристики, скрытые мотивы и цели совершения преступления рассматриваемой категории являются важнейшими вспомогательными элементами в дальнейшем расследовании уголовного дела [9].

При осмотре места происшествия и опросе очевидцев должностными лицами учреждения составляются необходимые процессуальные документы (протокол осмотра места происшествия, письменные объяснения), которые в дальнейшем также приобщаются к материалам проверки сообщения о преступлении. Также по поручению начальника учреждения УИС сотрудники оперативных подразделений отбирают объяснения от очевидцев происшествия, некоторых должностных лиц (дежурного помощника начальника учреждения, его заместителя, младших инспекторов) или лиц из числа осужденных, которые могут быть причастны к совершению противоправного деяния. В соответствии со статьей 144 УПК РФ всем лицам, участвующим в производстве процессуальных действий, при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность их осуществления в части, затрагивающей интересы

этих лиц указанными процессуальными действиями. Однако в ряде случаев имеет место недостаток знаний и компетенций у сотрудников оперативных подразделений учреждений УИС (в связи с тем, что многие из них не имеют специального образования), что является существенной проблемой. В связи с отсутствием у ряда сотрудников необходимых знаний и навыков, они в некоторых случаях действуют нечетко, что приводит к снижению эффективности расследования уголовных дел в дальнейшем. К типичным ошибкам следует отнести неправильность оформления процессуальных документов, упущение значительных деталей при проведении опросов и производстве осмотра места происшествия.

В ходе дальнейшей проверки сообщения о преступлении устанавливается достоверно, имело ли место событие, содержащее в себе признаки состава преступления. При этом следует исходить из того, что не всякий факт изъятия подозрительных веществ свидетельствует о совершении преступления с последующим возбуждением уголовного дела, ведь часть 2 статьи 140 УПК РФ указывает на то, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Именно при рассмотрении сообщения о преступлении и устанавливается: имеется ли достаточно оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения в дальнейшем виновного лица, совершившего противоправные деяния к ответственности, потому этот аспект является одним из важнейших, если рассматривать его через призму эффективности борьбы с преступностью.

Изложенное выше позволяет констатировать, что в вопросе о рассмотрении и проверке сообщений о подобных преступлениях единого подхода сегодня не существует. Вопрос уголовно-процессуального статуса учреждений УИС и наделения должностных лиц соответствующими полномочиями неоднократно рассматривался многими исследователями: Н. Г. Шурухновым [10],

С. И. Гирько [11], А. В. Акчуриным [12], А. А. Крымовым [13]. Однако большинство исследователей данного направления приходят к единому мнению: уголовно-процессуальный статус учреждений УИС противоречив и неоднозначен. Усеченность процессуальных полномочий отдельных сотрудников негативно сказывается на эффективности борьбы с пенитенциарными преступлениями (в том числе и связанными с незаконным оборотом наркотических средств). В настоящее время большинство существующих проблем не решены, что позволяет сделать вывод: данный вопрос еще требует детального исследования.

Первоначальную проверку сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела проводят чаще всего сотрудники оперативных подразделений исправительных учреждений самостоятельно. В ряде случаев при обнаружении признаков преступления сотрудники исправительного учреждения незамедлительно передают информацию о случившемся в территориальный орган МВД России, который направляет в учреждение следственно-оперативную группу с целью осуществления фиксации обстоятельств совершенного деяния и проверки сообщения на наличие признаков преступления. Деятельность этой группы осуществляется самостоятельно, фактически без участия сотрудников учреждения (за исключением осуществления сопровождения на территории).

Проблема заключается в отсутствии нормативного разграничения полномочий сотрудников исправительных учреждений и органов предварительного расследования на этапе принятия и проверки сообщений о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях, в том числе и связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

На основании части 1 статьи 40 УПК РФ к органам дознания относятся в том числе и органы исполнительной власти, наделенные (в соответствии с Федеральным законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об

оперативно-розыскной деятельности» [14]) полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. К вышеуказанному перечню отнесены и оперативные подразделения ФСИН России, а значит - некоторые сотрудники учреждений УИС (уполномоченные на то законодательством Российской Федерации) вправе производить все предусмотренные статьей 144 УПК РФ и перечисленные выше действия самостоятельно. Для дальнейшего принятия решения о возбуждении уголовного дела все материалы проверки сообщения о преступлении направляются по подследственности, поскольку указанием Генерального прокурора от 25.12.2013 № 456/69 «Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» для учреждений уголовно-исполнительной системы установлены некоторые ограничения полномочий, а именно - запрет производить дознание по уголовным делам. Но проверка сообщения о преступлении не является дознанием по уголовному делу. Потому все имеющиеся материалы уже после осуществления проверки сообщения о преступлении передаются в следственный орган или орган дознания для принятия решения о возбуждении уголовного дела и дальнейшего расследования преступления.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ лица и органы, уполномоченные осуществлять проверку сообщения о преступлениях, обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах своих полномочий. При этом дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе: получать объяснения, образцы для сравнительного исследования; истребовать предметы и документы и изымать их в установленном законом порядке; назначать судебную экспертизу и получать заключение эксперта в разумный срок; производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; осуществлять освидетельствование и ряд других действий.

Теми же правами при осуществлении проверки сообщения о преступлении, исходя из норм уголовно-процессуального законодательства, наделены и уполномоченные сотрудники исправительных учреждений как лица, представляющие орган дознания. Проблема разграничения полномочий здесь проявляется в том, что производить регистрацию сообщения о преступлении и производить первоначальные следственные действия уполномочены как сотрудники органов предварительного расследования, так и некоторые уполномоченные на то сотрудники исправительного учреждения. Решение проблемы видится во внесении изменений и дополнении норм УПК РФ или принятии межведомственного нормативного правового акта (например, приказа) по взаимодействию, где будет четко оговорено: в каких случаях указанные действия производятся уполномоченными сотрудниками учреждения ФСИН России, а в каких - обязательно немедленное привлечение следственно-оперативной группы.

По результатам рассмотрения основных особенностей в анализируемом вопросе необходимо сделать выводы.

Во-первых, при сравнении некоторых норм УПК РФ и ведомственных нормативных правовых актов выявлено, что режимные мероприятия «обыск» и «досмотр» имеют множество сходств со следственным действием «обыск». Изъятие веществ, изъятых из гражданского оборота, можно производить и в рамках режимных мероприятий. Кроме того, для осуществления обыска жилища осужденных не требуется разрешение суда. Однако следует уточнить, что режимные мероприятия не могут подменять собой следственные действия, поскольку результаты режимных мероприятий обособленно не могут стать полноценной доказательственной базой при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Во-вторых, учреждения УИС являются самостоятельным субъектом регистрации

и учета преступлений. Однако при передаче материалов проверки по подследственности преступление перерегистрируется в принявшем материалы органе предварительного расследования, что по смыслу противоречит межведомственному приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Указанная проблема может быть решена при помощи нормативного урегулирования порядка взаимного обмена информацией о регистрации сообщений о преступлениях между территориальными органами МВД России, информационными центрами МВД России и учреждениями УИС.

В-третьих, уполномоченные сотрудники исправительных учреждений вправе самостоятельно изымать обнаруженные вещества на режимной и прилегающей территории учреждения, производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных на территории указанных учреждений, в чем есть свои преимущества: фиксация большего количества следов преступления и более информативный опрос очевидцев в связи с минимальным количеством времени, прошедшим с момента совершения преступления. Для решения проблемы недостаточности компетенций у сотрудников исправительных учреждений, уполномоченных на производство неотложных следственных действий, необходимо дополнительное краткосрочное обучение, направленное на формирование у них необходимых знаний.

Также стоит отметить, что, хотя уголовно-процессуальная деятельность учрежде-

ний и органов УИС в целом имеет усеченную форму, в деятельности по регистрации и проверке сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела сотрудники оперативных подразделений и руководители исправительных учреждений правомочны проводить большинство мероприятий и неотложные следственные действия самостоятельно. Законодательное урегулиро-

вание некоторых вопросов для заинтересованных в расследовании преступлений, совершенных на территории учреждений УИС, должностных лиц, помогло бы избежать ошибок и дать ответы на вопросы, возникающие на этапе возбуждения уголовных дел по таким преступлениям.

1. Правовая статистика // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [сайт]. URL: http://crimestat. ru/offenses_map (дата обращения 17.09.2023).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2022) . Доступ из СПС «Гарант».

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2022 № 110. Доступ из СПС «Гарант».

4. Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : Закон Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) от 21.07.1993 № 5473-I . Доступ из СПС «Гарант».

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. 21.12.2021). Доступ из СПС «Гарант».

6. Аверкин С. Д. Применение норм уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании пенитенциарных преступлений // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 1. С. 10.

7. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 // Российская газета. 2006. № 171.

8. О едином учете преступлений : приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 // Российская газета. 2006. № 13.

9. Чернышенко Е. В. Расследование незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях ФСИН России : дис. ... канд. юрид. наук. Вологда, 2014.

10. Шурухнов Н. Г. Уголовно-процессуальный статус начальников учреждений уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 1. С. 19-22.

11. Гирько С. И. Проблемы уголовно-процессуального статуса уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: мифы и реальность // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 7 (218). С. 13-20.

12. Акчурин А. В., Сулейманов Т. А. Уголовно-процессуальный статус учреждений, органов и должностных лиц ФСИН России: состояние и перспективы совершенствования // Вестник ВГУ Серия: Право. 2019. № 4 (39). С. 301-306.

13. Крымов А. А. К вопросу о необходимости уголовно-процессуального регулирования некоторых аспектов проведения оперативно-режимных мероприятий в исправительных учреждениях // Пенитенциарная наука. 2016. № 1 (33). С. 7-10.

14. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».

1. Legal statistics // official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation: [website]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (accessed 09.17.2023).

2. Criminal Code of the Russian Federation (as amended on December 29, 2022). Access from SPS «Garant».

3. On approval of the internal rules of pre-trial detention centers of the penitentiary system, internal rules of correctional institutions and internal rules of correctional centers of the penal system : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 06/04/2022 No. 110. Access from LRS «Garant».

4. On institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation: Law of the Russian Federation (as amended and supplemented) dated July 21, 1993 No. 5473-I. Access from LRS «Garant».

5. Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 No. 1-OG (as amended on December 21, 2021). Access from LRS «Garant».

6. Averkin S. D. Application of the norms of criminal executive and criminal procedural legislation in the investigation of penitentiary crimes // Bulletin of the Samara Legal Institute. 2019. No. 1. P. 10.

7. On approval of the instructions on the reception, registration and verification in institutions and bodies of the penal system of reports of crimes and incidents: order of the Ministry of Justice of Russia dated July 11, 2006 No. 250 // Rossiyskaya Gazeta. 2006. No. 171.

8. On a unified record of crimes: order of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief, the Ministry of Justice of the Russian Federation, the Federal Security Service of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation Federation from 29.12. 2005 No. 39/1070/1021/253/780/353/399 // Russian Newspaper. 2006. No. 13.

9. Chernyshenko E. V. Investigation of illegal trafficking of drugs and psychotropic substances in correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia: dissertation. ...Candidate of Law. Vologda, 2014.

10. Shurukhnov N. G. Criminal procedural status of heads of institutions of the penal system // Criminal system: law, economics, management. 2019. No. 1. P. 19-22.

11. Girko S. I. Problems of the criminal procedural status of the penal system of the Russian Federation: myths and reality // Vedomosti of the penal system. 2020. No. 7 (218). pp. 13-20.

12. Akchurin A. V., Suleymanov T. A. Criminal procedural status of institutions, bodies and officials of the Federal Penitentiary Service of Russia: status and prospects for improvement // Vestnik VSU. Series: Law. 2019. No. 4 (39). P. 301-306.

13. Krymov A. A. On the issue of the need for criminal procedural regulation of certain aspects of operational security measures in correctional institutions // Penitentiary science. 2016. No. 1 (33). P. 7-10.

14. On operational investigative activities: Federal Law of August 12, 1995 No. 144-OG. Access from LRS «Garant».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.