УДК 343.98
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
Е.П. Кудревич
В статье рассматриваются особенности преступлений в сфере лесного хозяйства, совершенных должностными лицами. Автор раскрывает поводы и основания возбуждения уголовного дела. Анализируется криминалистическая практика расследования уголовного дела рассматриваемой категории.
Ключевые слова: основания, поводы, возбуждения уголовных дел; должностные лица; лесное хозяйство; оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, возбуждению уголовного дела о любой категории преступления предшествует появление надлежащего повода и основания [1, С. 71].
Как обоснованно отмечено О.П. Грибуновым, уголовно-процессуальная деятельность начинается с появления у следователя предусмотренного законом повода к возбуждению уголовного дела. Без надлежащего повода, отвечающего требованиям закона, уголовное дело не может быть возбуждено. Поэтому проверка его законности является первоочередной задачей органов следствия [2, С.95].
В уголовно-процессуальной науке нет единой точки зрения о том, что следует понимать под поводом к возбуждению уголовного дела. Однако, проанализировав различные точки зрения (Л.Н. Масленникова [3, С. 455], А.М. Ларина [4, С.140]), можно сделать вывод о том, что поводы к возбуждению уголовного дела - это установленные законом источники первичных сведений о признаках совершенного или готовящегося преступления, поступившие и оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, порождающие обязанность у специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц начать деятельность в порядке, установленном УПК РФ, по проверке поступившей информации для решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Анализ материалов уголовных дел, возбужденных по факту совершения должностным лицом преступления в сфере лесного хозяйства, показывает, что самым распространенным поводом к их возбуждению является сообщение о совершенном преступлении, полученное из органов управления лесных хозяйством, иных правоохранительных и контролирующих органов, что составляет 80% от всех зарегистрированных заявлений и сообщений; в 15% случаев - выявление признаков преступления сотрудниками органов внутренних дел, в том числе в результате осуществления ими оперативно -розыскных мероприятий, прокуратурой. Сообщение граждан о совершенном
или готовящемся преступлении составляет 4%, и только 1 % содержит сведения, полученные из средств массовой информации и явки с повинной.
В соответствии с частью 2 ст. 140 УПК РФ, основанием для возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере лесного хозяйства, совершенных должностными лицами, является достаточные данные, указывающие на признаки преступления, которые в каждом конкретном случае должны быть установлены с учетом всей совокупности сведений, собранных в ходе проверки материалов.
Согласно части 3 ст. 144 УПК РФ, следователь, получив материалы, проводит предварительную проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принимает по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа вправе по мотивированному ходатайству следователя продлить срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Что касается рассмотрения данной категории преступлений, отличительной особенностью является то обстоятельство, что совершение должностных преступлений отличается значительной скрытостью информации об их подготовке, способе осуществления и последующем укрытии следов и серьезными сложностями по их выявлению оперативно-розыскными и следственными органами. В связи с этим правоохранительным органам необходим более длительный промежуток времени для сбора и оценки материала. К сожалению, практика показывает, что не редки случаи продления предварительной проверки без достаточных оснований, что влечет волокиту и утрату ценной доказательственной информации в результате промедления с производством следственных действий, проведение которых возможно лишь после возбуждения уголовного дела [5, С.73].
Кроме того, следует отметить, что решение вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждения уголовного дела по рассматриваемой категории преступлений:
во-первых, предполагает установления факта, является ли лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должностным и связано ли совершенное преступление с его должностными обязанностями. Для признания лица должностным при возбуждении уголовного дела следователь обязательно должен установить: круг и характер его служебных прав и обязанностей; какими законами, нормативными правовыми актами и другими документами они на него возложены; какие именно должностные полномочия использовало это лицо при совершении преступления.
во-вторых, какова степень неприкосновенности, вытекающая из должностного статуса этого лица.
Зачастую преступления в сфере лесного хозяйства, совершенные должностными лицами, возбуждаются по результатам оперативно-розыскной деятельности либо по результатам совместной оперативно-розыскной и следственной деятельности.
В материалы результатов оперативно-розыскной деятельности, передаваемых следователю по рассматриваемым деяниям, обычно входят:
- объяснение заинтересованных лиц;
- итоги ревизий или документальных проверок деятельности лесного хозяйства;
- рассекреченные результаты отдельных оперативно-розыскных мероприятий (опросов, исследование предметов и документов);
- акты изъятий предметов и документов (в виде подлинников или копий, видео- и фотосъемок);
- акты ревизий, законодательные акты и иные нормативные документы, регулирующие деятельность должностного лица и учреждения, где оно служит и т.д.
В случае необходимости по указанию следователя проводятся дополнительные оперативно-розыскные мероприятия, истребуются необходимые документы финансового или служебного характера [6, С.87]. Далее следователь после передачи ему результатов оперативно -розыскной деятельности должен проверить достоверность предоставленной информации и сделать вывод о наличии признаков состава преступления, а в совокупности достаточности данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
С момента возбуждения уголовного дела начинается период активных следственных и оперативно-розыскных мероприятий по собиранию и одновременной проверке доказательств, которые в большинстве своем лягут в основу доказывания при последующем расследовании выявленного преступного деяния.
После возбуждения уголовного дела следователем совместно с оперативными работниками проводятся заранее спланированные следственные и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на собирания и изъятие финансовых и финансово-хозяйственных документов, распоряжений, приказов и иных решений, протоколов и актов юридических действий, бланков, печатей, компьютерного оборудование и т.д. При несвоевременном изъятие перечисленных предметов и документов они могут быть умышленно скрыты и уничтожены. Кроме того, оперативным сотрудникам необходимо установить местонахождение участников преступления и других причастных лиц и доставить следователю для проведения допросов и иных следственных мероприятий.
Отметим, что по рассматриваемой категории уголовных дел большое значение имеет именно исходная криминалистически значимая информация.
Чем больше объем такой информации, тем конкретнее версии можно будет выдвинуть, что облегчит их обработку на начальном этапе расследования.
Список литературы:
1.Варданян А.В. Некоторые проблемы возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений // Юристъ-Правоведъ. 2013, № 6.
2.Грибунов О.П., Унжакова С.В. Применение метода дендрохронологии как форма реализации специальных знаний при расследовании незаконной рубки лесных насаждений // Юристъ-Правоведъ. 2013, № 6.
3.Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. -М., 2010.
4.Ларин А.М. Уголовный процесс России / под ред. В.М. Савицкого. -М.,
1997.
5.Варданян А.В. Некоторые проблемы возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений // Юристъ-Правоведъ. 2013, № 6.
6.Торбин Ю. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела по ст. 210 УПК РФ // Уголовное право. 2006, № 4.
Кудревич Е.П, адъюнкт кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «ВосточноСибирский институт МВД России», [email protected] (Россия, Иркутск, ВСИ МВД России)
FEA TURES OF INITIA TION OF CRIMINAL CASES ABOUT THE CRIMES COMMITTED BY OFFICIALS IN THE SPHERE OF FORESTRY E.P. Kudrevich
In article features of initiation of criminal cases made by officials in forestry sphere are considered. The author opens occasions and the bases of initiation of legal proceedings. Criminalistic practice of investigation of criminal case of considered category is analyzed.
Keywords: bases, occasions, initiation of criminal cases; officials; forestry; operational search actions.
Kudrevich E.P, graduated of the Department of Criminology FGKOU VPO "East-Siberian Institute of the MOI of Russia», [email protected] (Russia, Irkutsk, Russian Ministry of Internal Affairs TNI)