Осипова Елизавета Пантелеймоновна
аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ (тел.: 88612583596)
Особенности возбуждения уголовного дела о невыплате заработной платы и иных установленных законом выплат
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу особенностей возбуждения уголовного дела о невыплате заработной платы и иных установленных законом выплат. На основе проведенного анализа судебно-следственной практики, автором сформулирован перечень типичных недостатков и упущений, допускаемых в ходе проведения проверок сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 145.
Аннотация
The Article is dedicated to complex analysis of the particularities of excitement of the criminal deal about невыплате salary and other installed by law of the payments. On base of the called on analysis judicial-investigstion practical persons, the author is worded list typical defect and omissions, allowed in the course of undertaking the checking the reports on crime, provided by cl. 145.
Ключевые слова: заработная плата, невыплата, возбуждение уголовного дела, преступление, оплата труда.
Ключевые слова: salary, невыплата, excitement of the criminal deal, crime, payment of the labour.
Сложившаяся в последние годы ситуация, существенно осложненная глобальным экономическим кризисом, свидетельствует о том, что гарантированный Конституцией РФ уровень защиты трудовых прав работников остается достаточно низким, а состояние законности в этой сфере явно неудовлетворительным. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость более активного применения органами прокуратуры мер, направленных на выявление нарушений порядка выплаты заработной платы и и н ы х у с т а н о вл е н ных закон ом в ы п л ат, своевременное их пересечение и привлечение лиц, виновных в их совершении к установленной законом ответственности.
Применительно к стадии возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 1451 УК РФ полагаем необходимым отметить, что наиболее типичными поводами для возбуждения уголовного судопроизводства являются такие как заявление о преступлении и рапорт должностного лица об обнаружении признаков указанного преступления.
Анализ судебно-следственной практики
свидетельствует, что заявления о преступлении, предусмотренном ст. 1451 УК РФ в подавляющем большинстве случаев поступают от лиц, в течение длительного времени, не получавших установленные законом выплаты, значительно реже - от контролирующих органов, которым стало известно о совершенном деянии. Наряду с этим признаки состава анализируемого преступления достаточно часто обнаруживаются в ходе прокурорских проверок исполнения законодательства, регулирующего выплату заработной платы и иных установленных законом выплат.
В соответствии с п. 9 ст. 5 УПК РФ досудебное производство по уголовному делу начинается с момента получения уполномоченным государственным органом или должностным лицом сообщения о преступлении (п. 43 ст. 5 УПК РФ). При этом полагаем важным отметить, что наряду с тщательной проверкой законности повода, необходимо установить основания для возбуждения уголовного дела. В первую очередь это обусловлено тем, что отсутствие законного п о в о д а в л е ч е т п ризнан ие в о з б у жд е н и я уголовного дела незаконным, а возбуждение уголовного дела без достаточных на то оснований
_216
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)
- неоправданные затраты на производство большого объема следственных действий, и в конечном счете приводит к необходимости принятия решения о его прекращении.
Принимая во внимание изложенное, а также с учетом результатов анализа судебно-следственной практики, полагаем, что при проверке сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 1451 УК РФ, установлению подлежат следующие обстоятельства:
факт невыплаты заработной платы (иных предусмотренных законом выплат) хотя бы одному работнику организации (работодателя -физического лица). Кому конкретно, какого вида выплаты не были выплачены и относятся ли они к выплатам, установленным законом;
наличие у указанных лиц права на оплату труда (иные выплаты);
период, в течение которого выплата заработной платы (иных выплат) не осуществлялась, и превышает ли он два месяца;
кто является работодателем и его правовой статус;
имело ли лицо, допустившее невыплату, реальную возможность погасить имевшуюся задолженность по заработной плате (иным выплатам). В частности, имелись ли на банковских счетах и в кассе работодателя денежные средства в период невыплат и предшествующий им период. Если денежные средства в указанные периоды имелись, то достаточно ли их было для погашения имевшейся задолженности по выплатам, на какие цели они расходовались. Если денежные средства отсутствовали, то по какой причине;
не имел ли работодатель договорные отношения с хозяйствующими субъектами, согласно которым на последних возлагались обязанности по выплате заработной платы работникам данного работодателя;
какие конкретно действия по обеспечению указанных выплат были выполнены или предпринимались руководителем организации (работодателем - физическим лицом);
не было ли фактов, когда при наличии задолженности по выплатам денежные средства направлялись на приобретение имущества, в том числе, не используемого в экономической деятельности хозяйствующего субъекта (профессиональной деятельности работодателя -физического лица), выдачу материальной помощи, премий, беспроцентных ссуд отдельным работникам организации (работодателя -физического лица).
Важнейшим направлением предварительной проверки сообщения о преступлении,
предусмотренном ст. 1451УК РФ, является определение субъекта преступления. В тех случаях, когда работодателем является юридическое лицо, в первую очередь необходимо выяснить, кто осуществлял руководство организацией - единоличный или коллегиальный исполнительный орган. Если руководство организацией осуществлял единоличный исполнительный орган, то установлению подлежат следующие обстоятельства: кто и когда был назначен (избран) на должность руководителя организации (лицом, уполномоченным органом управления организации); было ли назначение (избрание) указанного лица произведено в порядке, установленном законами, иными нормативными актами, учредительными документами и локальными нормативными актами юридического лица; было ли указанное лицо постоянно, временно либо по специальному полномочию наделено специальными управленческими функциями организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера, включая принятие решений по начислению и выплате заработной платы (иных выплат). Если руководство организацией осуществлял коллегиальный исполнительный орган - было ли избрание указанного органа управления юридического лица произведено в установленном порядке; на кого конкретно из его членов и в установленном ли порядке были возложены обязанности по вопросам оплаты труда, осуществлению иных выплат.
В тех случаях, когда работодателем, допустившим невыплату заработной платы (иных выплат) выступало физическое лицо, необходимо установить, является ли оно:
гражданином, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя;
зарегистрированным в установленном порядке и (или) имеющим соответствующую лицензию частным нотариусом, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, иным лицом, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, которое вступило в трудовые отношения с работником (работниками) в целях осуществления этой деятельности;
гражданином, вступившим в трудовые отношения с работником (работниками) в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Принимая во внимание, что субъект анализируемого деяния специальный, им является руководитель организации,
217
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО работодатель - физическое лицо, полагаем важным отметить на недопустимость возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст.1451УК РФ, поскольку это влечет признание незаконным постановления о возбуждении уголовного дела.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла и специальным мотивом - корыстной либо иной личной заинтересованностью. Данное обстоятельство обуславливает необходимость выяснения наличия у руководителя организации (работодателя - физического лица) заинтересованности (корыстной и (или) иной личной) в невыплате заработной платы (иных выплат) свыше двух месяцев, и в чем конкретно она выразилась. Наряду с этим целесообразно установить, не относится ли задержка указанных выплат или их выплата не в полном объеме к действиям, совершенным в состоянии крайней необходимости.
С целью установления указанных обстоятельств необходимо получить объяснения у руководителя организации (работодателя -физического лица), лиц из числа руководства организации, работников бухгалтерии и кадровой службы, а также опросить работников, которым в установленный законом срок не выплачивалась заработная плата (иные выплаты). Если отсутствие денежных средств на оплату труда (иные выплаты) связано с нарушением договорных обязательств со стороны контрагентов, которые не осуществляли платежи в срок, целесообразно получить объяснения у руководства этих хозяйствующих субъектов.
Наряду с этим следует истребовать и изучить следующие документы:
а) организации регистрационные и учредительные документы; документы, регулирующие социально-трудовые отношения между работниками и работодателем (коллективный договор, штатное расписание, положение об оплате труда, трудовые договоры, заключенные с работниками, и др.); документы, подтверждающие назначение (избрание) лица на должность руководителя организации; организационно-распорядительные документы, в том числе подтверждающие наличие у руководителя организации права принимать решения о начислении и выплате установленных законом выплат (приказы, распоряжения и др.); договоры с контрагентами; кассовые, банковские и расчетные документы; документы по учету кадров; документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;
материалы, связанные с рассмотрением дел о п о га ш е н и и д е биторс кой з а д о л же н н о с ти контрагентами (копии исковых заявлений и приложенных к ним документов, копии судебных актов и т. д.);
работодателя - физического лица - копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (копию лицензии на право осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности); копию свидетельства (уведомления) о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства; трудовые договоры, заключенные с работниками; документы по расчетам с персоналом по оплате труда; организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения и др.), договоры с контрагентами; кассовые, банковские и расчетные документы;
б) контрольно-ревизионных и налоговых органов материалы ревизий и проверок, проводимых в данной организации; справки и извещения об открытии банковских счетов, бухгалтерскую отчетность организации, а также материалы инспекционных проверок, проводимых должностными лицами и органами Федеральной инспекции труда;
в) органов государственной регистрации и лицензирования сведения, подтверждающие или опровергающие факт государственной регистрации работодателя - организации (физического лица), постановки его на налоговый учет и выдачи ему лицензии на право осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности;
г) службы судебных приставов материалы исполнительных производств о взыскании заработной платы.
Задача проверки сообщения о преступлении заключается в установлении любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном деянии, т. е. криминалистических признаков невыплаты заработной платы (иных установленных законом выплат). Для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст.1451 УК РФ достаточными являются следующие криминалистические признаки:
факт невыплаты заработной платы, иных установленных законом выплат хотя бы одному работнику зарегистрированного в установленном порядке хозяйствующего субъекта (работодателя - физического лица);
факты, свидетельствующие о том, что период невыплаты превышает два месяца;
факты, свидетельствующие о том, что лицо,
_218
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)
допустившее невыплату является руководителем организации, который в установленном порядке был назначен (избран) на эту должность и постоянно, временно либо по специальному полномочию выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, включая принятие решений по начислению и выплате заработной платы (иных выплат) либо работодателем -физическим лицом;
факты, свидетельствующие о том, что руководитель организации (работодатель -физическое лицо) имел реальную возможность произвести указанные выплаты;
наличие сведений о том, что задержка выплаты заработной платы (иных выплат) или ее выплата не в полном объеме не относятся к действиям, совершенным в состоянии крайней необходимости;
факты, свидетельствующие о том, что руководитель организации (работодатель -физическое лицо) не предпринимал никаких действенных мер, направленных на осуществление этих выплат;
наличие сведений о том, что в период н е в ы п л а т ы с о о т в етс тву ю щ их п л ат е же й работодателем приобреталось дорогостоящее имущество (служебные автомобили, мебель, оргтехника и т. п.), отдельным работникам выдавались беспроцентные ссуды, премии, оказывалась материальная помощь;
Если совокупность признаков не свидетельствует однозначно о совершении уголовно-наказуемого деяния, то целесообразно назначить документальную проверку или ревизию с целью проверки обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных работодателем в период невыплат и непосредственно предшествующий ему период, а также проверку наличия и движения денежных средств и имущества.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении может быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. При этом все утверждения, содержащиеся как в описательной, так и в резолютивной части решения должны быть обоснованными, а собственно процессуальное решение должно вытекать из обстоятельств, признанных установленными и отраженных в описательной части документа. Несоблюдение этих требований влечет как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, так и его возбуждение без достаточных на то оснований.
Результаты анализа судебно-следственной практики дают основание для вывода, что
типичными недостатками и упущениями, допускаемыми в ходе проведения проверок сообщений о преступлении, предусмотренном ст.1451 УК РФ, являются:
отсутствие в материалах предварительной проверки данных:
подтверждающих наличие у работников права на получение конкретного вида выплат, факт их невыплаты (в полном или не в полном объеме), а так же, что невыплата продолжается более двух месяцев;
подтверждающих правовое положение лица, допустившего невыплату (т. е. является ли оно руководителем организации; членом коллегиального исполнительного органа юридического лица, на которого возложена обязанность по осуществлению установленных законом выплат; лицом, временно или по специальному полномочию наделенным функциями организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера; работодателем - физическим лицом); правомерность назначения (избрания) указанного лица на должность руководителя организации (членом коллегиального исполнительного органа юридического лица; лицом, уполномоченным органом управления организации) и наличие у него возложенной в установленном порядке обязанности произвести эти выплаты;
о причинах образования задолженности по заработной плате (иным выплатам) и роли руководителя организации (работодателя -физического лица) в их возникновении;
отсутствие фактических данных, свидетельствующих о наличии (отсутствии) у руководителя организации (работодателя -физического лица) реальной возможности погасить имевшуюся задолженность; о выполнении (невыполнении) указанным лицом каких-либо действий по обеспечению выплат; о том, что факты расходования денежных средств в период невыплаты относятся (не относятся) к действиям, совершенным в состоянии крайней необходимости;
отсутствие объяснений заявителя (заявителей), руководителя организации (работодателя -физического лица), а также лиц, которые могут подтвердить (опровергнуть) факты, указанные в заявлении о преступлении (сослуживцев заявителя, работников бухгалтерии, отдела кадров и др.);
отсутствие данных, подтверждающих (опровергающих) сведения, содержащиеся в объяснении руководителя организации (работодателя - физического лица).
219