Научная статья на тему 'Особенности восприятия живописных портретов'

Особенности восприятия живописных портретов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / МАРШРУТ ВОСПРИЯТИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЗОНА / PERCEPTION / PERCEPTION ROUTE / SEMANTIC ZONE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Анна Александровна

Восприятие человека человеком является важной отправной точкой для начала общения, так как именно в этот момент выстраиваются стратегии коммуникации. В настоящее время ведутся исследования в разных аспектах по восприятию человека человеком, но единой теории пока не сложилось. В данной статье рассматриваются результаты пилотажного эксперимента, нацеленного на изучение особенностей перцепции человека, изображенного на живописном портрете. Для чистоты исследования в качестве стимула мы предъявляем малоизвестный портрет с изображением не слишком популярной личности для наивных носителей языка и культуры. В ходе эксперимента выявляется единый маршрут восприятия, состоящий из последовательности семантических зон, каждая из которых рассматривается содержательно с привлечением языковых единиц, полученных методом сплошной выборки из текстов-описаний, собранных в результате пилотажного эксперимента. Выявлено, что первые три семантические зоны (КТО, ЛИЦО, ТЕЛО, ОДЕЖДА) являются основой для декодирования последующих семантических зон (ВНУТРЕННИЙ МИР, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС). Языковой материал, использованный для описания каждой семантической зоны, схож. Внутри зоны выделяются основные акценты восприятия. Результаты данного пилотажного эксперимента требуют верификации с привлечением большего стимульного материала и разных направлений живописи и фотоискусства, а также с привлечением большего числа испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Степанова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perceрtion of People in Paintings

The perception of a person by a person is an important starting point for the beginning of communication. It is the moment the communication strategies are built. Currently, the manifold research is being conducted on the perception of a person by a person, however, a unified theory has not been developed yet. This article scrutinizes the results of a pilot experiment aimed at studying the characteristics of the perception of a person presented in a pictorial portrait. For the study purity, as an incentive, naive speakers of Russian were shown a little-known portrait depicting a person hardly known to them. In the course of the experiment, a single route of perception was revealed, that consisting of a sequence of semantic zones. Each zone is considered meaningfully using language units obtained by a continuous sampling of text descriptions collected as a result of a pilot experiment. It has been revealed that the first three semantic zones (WHO, FACE, BODY, CLOTHING) are the basis for decoding the subsequent semantic zones (INTERNAL WORLD, SOCIAL STATUS), the language material used to describe each semantic zone being similar. Within the zone, the main accents of perception are highlighted. The results of this pilot experiment require verification by means of a material containing more stimuli, presenting different schools of painting and photo art, as well as a larger number of testees.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия живописных портретов»

УДК 81'23 DOI: 10.30982/2077-5911-2018-4-64-71

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСНЫХ ПОРТРЕТОВ

Степанова Анна Александровна

Научный сотрудник Институт языкознания РАН Россия, 125009, г. Москва, Большой Кисловский пер., д 1 стр. 1

st.anna@bk.ru

Статья подготовлена при поддержке РНФ, грант № 17-18-01642 «Разработка коммуникативной модели вербального процесса в условиях кризиса языковой модели», в Институте языкознания РАН

Восприятие человека человеком является важной отправной точкой для начала общения, так как именно в этот момент выстраиваются стратегии коммуникации. В настоящее время ведутся исследования в разных аспектах по восприятию человека человеком, но единой теории пока не сложилось.

В данной статье рассматриваются результаты пилотажного эксперимента, нацеленного на изучение особенностей перцепции человека, изображенного на живописном портрете. Для чистоты исследования в качестве стимула мы предъявляем малоизвестный портрет с изображением не слишком популярной личности для наивных носителей языка и культуры. В ходе эксперимента выявляется единый маршрут восприятия, состоящий из последовательности семантических зон, каждая из которых рассматривается содержательно с привлечением языковых единиц, полученных методом сплошной выборки из текстов-описаний, собранных в результате пилотажного эксперимента. Выявлено, что первые три семантические зоны (КТО, ЛИЦО, ТЕЛО, ОДЕЖДА) являются основой для декодирования последующих семантических зон (ВНУТРЕННИМ МИР, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС). Языковой материал, использованный для описания каждой семантической зоны, схож. Внутри зоны выделяются основные акценты восприятия. Результаты данного пилотажного эксперимента требуют верификации с привлечением большего стимульного материала и разных направлений живописи и фотоискусства, а также с привлечением большего числа испытуемых.

Ключевые слова: восприятие, маршрут восприятия, семантическая зона

Восприятие человека человеком можно назвать отправной точкой начала коммуникации, так как на этом этапе происходит прогнозирование поведения собеседника, оценка и формирование отношения к нему и выбор стратегии поведения.

При восприятии человека наибольшее значение имеет его лицо, так как оно несет важную информацию о человеке. Единой концепции восприятия лица не существует, но написано большое количество работ, посвященных различным сторонам этого явления.

В число таких работ можно включить разработанную П. Экманом теорию эмоций [Экман 2010], теорию дифференциальных эмоций К. Изарда. Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс [Изард 2008]. Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг [2001] подходили к исследованию выражений человеческого лица с бихевиорально-психологических позиций.

В.А. Барабанщиков реализует коммуникативный подход к анализу восприятия, в рамках которого изучает процесс считывания эмоционального состояния человека, заключенного в выражениях его лица, механизмы восприятия личности человека по выражению его лица, которое рассматривается как средство общения [Барабанщиков 2009; 2012; 2016].

Возникает вопрос, происходит ли перцепция образа человека сходным образом в различных ситуациях: при восприятии в реальной коммуникативной ситуации, при восприятии человека, изображенного на живописном портрете и на фотографии.

Изображение как на фотографии, так и на картине закодировано. На этот факт указывает наличие в ней двух сообщений: денотативного (буквального) и кон-нотативного (символического, метафорического).

Благодаря денотативному сообщению мы понимаем и распознаем то, что изображено. Коннотативное подключается в тот момент, когда мы пытаемся предположить, что стоит за тем, что изображено. Денотативное сообщение становится означающим для означаемого в лице коннотативного сообщения.

Когда мы обращаемся к взаимодействию языка и изображения, не вызывает сомнения тот факт, что изображение, его язык обладает самоценностью и смысл не возникает только после перевода его на естественный вербальный язык.

В.А. Барабанщиков утверждает, что лицо человека, воспринимаемого в реальной жизни, как и лицо, изображенное на картине, выступает в качестве особой семиотической системы, и «с данной точки зрения выражение лица похоже на слово (фразу или текст), обозначающее состояние человека, черты характера, намерения». «В процессе восприятия лица другого человека мы актуализируем поле категорий (значений личностных черт или состояний), связанных между собой сложной системой отношений» [Барабанщиков, Носуленко 2004: 367, 372].

Таким образом, портрет представляет собой задачу на личностный смысл [Леонтьев А.Н. 1983]. Он дает возможность анализировать «взаимосвязь отражения (систем значений, категориальных структур) и отношения (личностных смыслов) в их единстве» [Петренко 2010: 318].

Стоит отметить уже проведенные исследования по восприятию портретной живописи. Е.А Лупенко провела анализ восприятия портретов и автопортретов художников XVШ-XX веков. Е.А. Лупенко ставит задачу изучить индивидуально-психологические и социальные особенности личности, которые выделяются при восприятии портретного изображения человека, сравнить восприятие портретов и автопортретов, выявить личностные черты на портретах художника в разные возрастные периоды и оценить адекватность полученных результатов по сравнению с биографическими характеристиками личностей [Лупенко 2012].

Кроме того, проведено сопоставительное исследование восприятия одних и тех же людей, изображенных на портрете и фотографии с последующим сравнением полученных результатов с дневниковыми записями и биографическими характеристиками этих лиц [Барабанщиков, Лупенко, Шунто 2017].

Данная работа посвящена исследованию особенностей восприятия человека, изображенного на живописном портрете. Новизна нашей работы заключается в том, что в качестве стимульного материала мы не предлагаем изображения всемирно известных людей, а картины максимально незнакомые испытуемым. Мы полагаем, что стереотипное представление о знаменитом человеке сбивает испытуемых при восприятии картины, в связи с чем в процессе эксперимента порождается не описание изображения как такового, а передача сложившихся в сознании испытуемых характеристик личности.

Кроме того, в данном исследовании мы делаем акцент не на адекватности передачи характеристик личности при изображении на портрете, а стараемся проследить механизм перцепции, строя маршруты восприятия и анализируя языковой материал, который используется для описания человека, изображенного на портрете.

Материалом исследования стали результаты эксперимента с использованием метода «Свободное описание». В качестве стимула испытуемым была предъявлен фрагмент картины Петера Пауля Рубенса «Плачущий Гераклит». Традиционно старый философ изображается в страдании и печали в паре с Демокритом, напротив веселым и преисполненным радости. Чувства старика подчеркиваются опухшим от слез лицом, крупной слезой на левой щеке и рукой, подпирающей щеку как символ страданий, медитации и глубоких раздумий (Рис. 1).

Поставлена задача дать описание изображенного на картине человека. Этот метод хорош тем, что испытуемые не ограничены ни в выборе средств описания, ни тематически. Ограничение накладывается лишь степенью владения испытуемыми родным языком.

Было получено 10 текстов-описаний, что мы посчитали достаточным для пилотажного эксперимента. На следующем этапе мы приступили к анализу полученного материала и построению маршрута восприятия. Маршрутом восприятия мы обозначили ту последовательность элементов картины, в которой ее описывают, а значит и воспринимают испытуемые. Элементы этой последовательности мы определили как семантические зоны.

Выявлено, что при описании картины испытуемые следовали единому маршруту восприятия, который можно представить следующей схемой в виде последовательности семантических зон: КТО - ЛИЦО - ТЕЛО - ОДЕЖДА - ВНУТРЕННИЙ МИР - СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС.

Рассмотрим схему подробнее. В самом начале текстов-описаний заявляется о том, кто изображен на картине, при этом обязательно отмечается возраст человека как посредством атрибутивных характеристик, так и при помощи точного указания в числовых значениях.

Семантическая зона «Лицо» описана наиболее полно. Ее можно назвать центральной наряду с семантической зоной «Тело». Одежда стала обязательным элементом маршрута восприятия, хотя мы не обнаружили ее детального описания. Последние две семантические зоны в маршруте восприятия относятся уже к области

Рис. 1. Рубенс. Плачущий Гераклит (фрагмент).

скрытых смыслов. Восприятие предыдущих зон дает возможность расшифровать зоны «Внутренний мир» и «Социальный статус». Отметим, что приписывание человеку социального статуса является обязательным при его восприятии.

Рассмотрим семантические зоны маршрута восприятия в содержательном плане. Методом сплошной выборки мы выделили лексические единицы, использованные испытуемыми при описании каждой из семантических зон. Результаты представлены в таблице 1. Цифра обозначает частоту использованной единицы.

Как уже отмечалось семантическая зона «Кто» содержательно представлена рядом атрибутивных характеристик, определяющих возраст человека, а также обозначение точного возраста в числах. И только одна характеристика его происхождения дана испытуемыми.

Центральное место в семантической зоне «Лицо» занимает описание длинной седой бороды, морщин и делается акцент на слезу, бегущую по левой щеке.

При описании семантической зоны «Тело» акцент делается на руки, которые в противовес подчеркнутой старости человека воспринимаются как сильные и мощные, с развитой мускулатурой, выдающие человека в хорошей физической форме.

Описание одежды дается всеми испытуемыми однообразно. Черное одеяние воспринимается и как ряса, и как мантия, и как просто балахон.

Таблица №1

Кто Лицо Тело Одежда Внутренний мир Социальный статус

преклонных седой руки сжаты в черное грустный 3 священник

лет с длинной седой кулаки одеяние с усталый рабочая

немолодой бородой 10 сильные руки 3 капюшоном 4 задумчивый 2 профессия

мужчина слеза 8 мощная рука черный спокойный 3 ремесленник

60-65 лет длинный нос накачанные балахон с обреченный монах

представи- большие губы руки капюшоном 3 неслабый часто и много

тель южных густые усы 2 попирает щеку черная ряса 2 волевой работает под

районов морщины 5 2 черная выбило почву палящим

Европы покрасневшие облокотившись мантия из-под ног не солнцем

лет 60-70 глаза 2 на руку просто очень умный

около 60 губы поджаты мускулистые аскетично добрый 5

лет брови руки 2 трудолюбивый 2

нахмурены трудившиеся печаль 7

стеклянный руки сентименталь-

взгляд мышцы хорошо ный

глаза блестят развиты мудрый 2

смуглый хорошая расстроен

грустные глаза физическая богатый

томные глаза форма внутренний мир

усталый взгляд сложа руки без вредных

смотрит в вздутые вены привычек

пустоту 2 натруженные психологически

руки уравновешен

загорелые руки сражен тяжелым

событием

напряженный 2

высокоинтел-

лектуальный ум

чуткий

чувствительный

Семантическая зона «Внутренний мир» рассматривается двояко: с одной стороны, этот человек воспринимается печальным, грустным и напряженным. Тому способствует крупная слеза на левой щеке, подмеченная при восприятии лица. С другой стороны, этого человека не воспринимают как слабого, а как человека, испытывающего временные трудности (выбило почву из-под ног, сражен тяжелым событием). Вероятно, восприятие этого человека сильным подкрепляется семантической зоной «Тело», в которой была отмечена физическая сила его рук.

Пожалуй, каждая из семантических зон внесла вклад в расшифровку социального статуса этого человека. Он воспринимается как монах или священник

благодаря темным одеждам и бороде, как ремесленник или представитель рабочей специальности благодаря сильным и натруженным рукам.

В ходе эксперимента испытуемые не раскрыли истинные характеристики личности, изображенного на картине человека. Они были единогласны, что это старец в черном одеянии с длинной седой бородой и сильными натруженными руками, монах или представитель рабочих специальностей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при восприятии данной картины испытуемые следуют единому маршруту восприятия. Первые три семантические зоны лежат на поверхности, остальные две скрыты и требуют расшифровки, которую осуществляют испытуемые с опорой на восприятие предыдущих трех зон. Языковой материал, привлекаемый для описания изображения, сходен на всех этапах маршрута восприятия.

Для верификации результатов пилотажного эксперимента требуется привлечение большего количества стимульного материала, вероятно, из разных направлений живописи, а также фотографических работ. Кроме того, необходима апробация данного эксперимента на большем числе испытуемых.

Литература

Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица. М.: Институт психологии РАН, 2009. 431 с.

Барабанщиков В.А. Психологические механизмы восприятия выражений лица // Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов, Д.А. Дивеев. М.: Когито-Центр, 2012. С. 13-31.

Барабанщиков В.А. Динамика восприятия выражений лица. Москва: Когито-Центр, 2016. 378 с.

Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2004. 480 с.

ГлейтманГ., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001.

1246 с.

Изард Кэррол Э. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

Лупенко Е.А. Смысл портрета: опыт познания личности на примере восприятия русского портрета и автопортрета XVIII-XX вв. // Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов, Д.А. Дивеев. М.: Когито-Центр, 2012. С. 203-218.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М : Эксмо, 2010. 480 с.

ЭкманП. Психология эмоций. 2-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. 334с.

PERCEPTION OF PEOPLE IN PAINTINGS

Anna A. Stepanova

Researcher Institute of Linguistics RAS 125009, Moscow, B. Kislovsky per. 1/1 st.anna@bk.ru

The perception of a person by a person is an important starting point for the beginning of communication. It is the moment the communication strategies are built. Currently, the manifold research is being conducted on the perception of a person by a person, however, a unified theory has not been developed yet.

This article scrutinizes the results of a pilot experiment aimed at studying the characteristics of the perception of a person presented in a pictorial portrait. For the study purity, as an incentive, naive speakers of Russian were shown a little-known portrait depicting a person hardly known to them. In the course of the experiment, a single route of perception was revealed, that consisting of a sequence of semantic zones. Each zone is considered meaningfully using language units obtained by a continuous sampling of text descriptions collected as a result of a pilot experiment. It has been revealed that the first three semantic zones (WHO, FACE, BODY, CLOTHING) are the basis for decoding the subsequent semantic zones (INTERNAL WORLD, SOCIAL STATUS), the language material used to describe each semantic zone being similar. Within the zone, the main accents of perception are highlighted. The results of this pilot experiment require verification by means of a material containing more stimuli, presenting different schools of painting and photo art, as well as a larger number of testees.

Keywords: perception, perception route, semantic zone

References

Barabanshchikov VA. (2009) Vospriyatiye vyrazheniy litsa [Perception of Facial Expressions]. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN». 431 P. Print. (In Russian)

Barabanshchikov VA. (2012) Psikhologicheskiye mekhanizmy vospriyatiya litsa [Psychological mechanisms for the perception of facial expressions] // Litso cheloveka kak sredstvo obshcheniya: Mezhdistsiplinarnyy podkhod [Human Face as a Means of Communication: An Interdisciplinary Approach] / Otv. red. V.A. Barabanshchikov, A.A. Demidov, D.A. Diveyev [Ed. by VA. Barabanshchikov, A.A. Demidov, D.A. Diveyev]: 13-31. M.: Kogito-Tsentr. Print. (In Russian).

Barabanshchikov VA. (2016) Dinamika vospriyatiya vyrazheniy litsa [The Dynamics of Facial Expressions Perception]. Moskva: Kogito-Tsentr. 378 P. Print. (In Russian).

Barabanshchikov VA., Nosulenko V.N. (2004) Sistemnost'. Vospriyatiye. Ob-shcheniye [Consistency. Perception. Communication]. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN». 480 P. Print. (In Russian).

Gleytman G., Fridlund A., Raysberg D. (2001) Osnovy psikhologii [Fundamentals of Psychology]. SPb: Rech'. 1246 P. Print. (In Russian).

IzardKerrol E. (2008) Emotsii cheloveka [Human Emotions]. M. Direkt-Media. 954 P. Print. (In Russian).

Leont'yev A.N. (1983) Izbrannyye psikhologicheskiye proizvedeniya. V 2kh to-makh. [Selected Psychological Works. In 2 Vol.]. M. Pedagogika. 320 P. Print. (In Russian).

Lupenko Ye.A. (2012) Smysl portreta: opyt poznaniya lichnosti na sluchay vospri-yatiya russkogo portreta i avtoportreta 18-20 vv. [The meaning of the portrait: the experience of knowledge of the person on the example of the perception of the Russian portrait and self-portrait of the XVIII - XX centuries] // Litso cheloveka kak sredstvo obshcheni-ya: Mezhdistsiplinarnyy podkhod [The face of a person as a means of communication: an interdisciplinary approach] / Otv. red. V. A. Barabanshchikov, A. A. Demidov, D. A. Diveyev. Ed. by VA. Barabanshchikov, A.A. Demidov, D.A. Diveyev]: 203-218. M.: Kogito-Tsentr. Print. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Petrenko V.F. (2010) Osnovy psikhosemantiki. 3-ye izd [Fundamentals of Psycho-semantics. 3rd edition]. M: Eksmo. 480 P. Print. (In Russian).

Ekman P. (2010) Psikhologiya emotsiy. 2-ye izd. / Per. s angl. (Seriya «Sam sebe psikholog») [Psychology of Emotions. 2nd edition. A Translation from English]. SPb. Piter. 334 P. Print. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.