ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Рамазанова Э.А., Феталиева Л.П. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Аннотация. В статье анализируются особенности внутрисемейных отношений младших школьников на основании имеющегося теоретического материала и исследований российских и зарубежных ученых. Выделяются свойственные и характерные для детей младшего школьного возраста специфические особенности межличностных отношений. Семья для ребенка -это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.
Ключевые слова: особенности, внутрисемейные отношения, младший школьник, семья, окружающий мир, родители, исследование, анализ.
FEATURES OF PERCEPTION OF FAMILY RELATIONS OF JUNIOR
SCHOOLCHILDREN
Ramazanova E. A., Fatalieva L. P.
FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»
Annotation. The article analyzes the features of family relations of younger students on the basis of the available theoretical material and research of Russian and foreign scientists. Peculiar and characteristic for children ofprimary school age specific features of interpersonal relations are distinguished. Family for a child is a place of birth and the main habitat. In the family he has close people who understand and accept him for who he is. It is in the family that the child receives the basics of knowledge about the world, and with the high cultural and educational potential of parents - continues to receive not only the basics, but also the culture itself all his life.
Key words: characteristics, relationships, the younger the student, the family, the world, parents, study, analysis.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Невозможно существование ребенка вне семьи. Выпускник начальной школы по ФГОС НОО, касаемо семьи, - это «уважающий и принимающий ценности семьи и общества»; «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом».
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания.
В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В семейном воспитании ребенка включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально - познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Для обеспечения выполнения требований ФГОС НОО необходимо, прежде всего, быть осведомленным в вопросах личностного развития младших школьников, в вопросах восприятия младшим школьником внутрисемейных отношений. Семья и школа - это единое целое, только в их взаимодействии, в совместном решении проблем внутрисемейных отношений с помощью психолого-педагогической коррекции достигнуть портрета выпускника начальной школы по ФГОС НОО [5].
Основными условиями формирования личности младшего школьника являются:
• учитель - как эталон, образец для подражания;
• субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);
• сверстники - в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении;
• семья, которая воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника.
В качестве основных подсистем в семье следует различать:
• супружеские отношения (муж - жена);
• родительские (родитель - ребенок);
• детские (старшие дети - младшие дети);
• отношения между семьями родителей супругов и их собственной семьей.
В своих исследованиях Плотникова Н. Ю. отмечает, что в раннем и дошкольном детстве взрослый, ухаживающий за ребенком, выполняет две главные функции: во-первых, удовлетворяет эмоциональные потребности ребенка (функция близкого взрослого), во-вторых, открывает ребенку культурно - исторические способы действий с предметом, смысл человеческой деятельности (функция общественного взрослого). При переходе ребенка в школу функция общественного взрослого, носителя образцов переходит от матери к учителю, при этом «расщепляется» и носитель этой функции. Их становятся двое - мать и учитель [3].
Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы ли они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.
Можно выделить, по крайней мере, четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:
• Я нужен и любим, и я люблю вас тоже;
• Я нужен и любим, а вы существуете ради меня;
• Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам;
• Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже
Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость с родителями, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:
• внешний положительный эмоциональный фон взаимодействия;
• признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;
• признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.
Эти сознательные и несознательные обобщения можно записать понятным для взрослых языком так:
• я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми;
• моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе;
• окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, различить добро и зло;
• я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей плохости, глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее;
• когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня;
• другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они имеют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им;
• когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим;
• мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.
По этой причине дети с такой позицией имеют смелость пробовать, рисковать, склонны целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности уже нельзя считать прямыми следствиями интеллектуального развития. Они выражают первичные, основные установки на жизнь, результат сложной эмоционально-познавательной деятельности ребенка. Это опорные точки, дающие ребенку смелость и ориентирующие его в сложном мире человеческих отношений. Поэтому мне представляется, что сформированные установки могут служить в качестве критериев желательного развития личности на ранних этапах ее становления. Воспитательная работа должна быть направлена на создание такой семейной среды, которая способствовала бы формированию доброжелательного, доверчивого отношения к людям и к себе, а не каких-то поверхностных черт личности ребенка.
Я нужен и любим, а вы существуете ради меня
Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим он для родителей, как они любят его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям
Выделяется и другой тип семейных обстоятельств, способствующих восприятию ребенком себя как центра мира. В одних случаях это семьи, в которых по каким - либо причинам долгое время не мог родиться ребенок, хотя родители желали этого. Если родившийся первый ребенок наверняка и последний, родители испытывают большую долю неуверенности в отношениях с ним. В других случаях это выражается в том, что родители склонны отгородить ребенка от всех реальных и иллюзорных опасностей и пытаются выращивать его в условиях теплицы с постоянным контролем. В других случаях родители не уверены в том, чьи желания и устремления важней - их или долгожданного ребенка и своим попустительством помогают ребенку захватить власть в семье. Положение ребенка в качестве маленького королька может возникнуть также в неполных семьях, в которых мать намерена посвятить себя воспитанию единственного ребенка, и при других обстоятельствах.
Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам
Позиция «Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам» часто встречается среди так называемых проблемных детей. Почти каждый несчастливый ребенок ощущает, что родители недостаточно его любят. Мы уже говорили, что восприятие любви и внимания родителей - важнейшее условие полноценного развития личности, оно дает ощущение собственной значимости в семье. Надо помнить, что дети более склонны воспринимать себя нужными и любимыми в семье и этим очень смягчают влияние эпизодов, когда родители сердятся на них. Это хорошо, что дети склонны видеть то, что хотят! Все же большое количество детей остро испытывают нехватку родительского тепла.
Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень разнообразные. В одних семьях детям уделяется много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а более глубоких, психологических ее особенностей.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.
Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. И каждый из четырех видов деятельности выполняет специфические функции в его развитии.
Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения продолжают еще активно развиваться.
Познавательная деятельность младшего школьника имеет свои особенности. Восприятие в младшем школьном возрасте отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью», что связано с преобладанием первой сигнальной системы. У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.
Пристально вглядываясь в детей, можно распознать их внутренние позиции, установки. Критериями развития желательной позиции являются:
- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
- уверенность в своих силах, самодостаточность;
- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
- способность разграничивать ошибку, плохой поступок и свою личность, как нечто не сводящееся к отдельному акту поведения.
Взрослый играет чрезвычайно важную роль в становлении ребенка в процессе освоения знаний, норм поведения. Особенности взаимодействия растущего человека и взрослого имеют громадное значение в социализации ребенка [6].
Розанова Е.Г. отмечает, что идеальные отношения «родитель - ребенок» можно представить следующим образом. Родитель видит в ребенке самоценное существо с уникальным набором особенностей и талантов, которые он помогает развивать. И даже в маленьком ребенке видит личность, а не собственность или объект исполнения своих нереализованных амбиций. Ребенок, в свою очередь, чувствует, что он принят, любим, ему понятны эмоциональные реакции родителей, он чувствует безопасность в том отношении, что ни при каких обстоятельствах не будет ими оставлен. В своих воспитательных тенденциях родители не противоречат друг другу, на примере их конструктивных отношений ребенок формирует и моделирует собственное отношение к людям, к себе и к миру в целом. В отношениях «родитель-ребенок» нет места эксплуатации, отыгрыванию своих невротических конфликтов, неразрешимых запутывающих противоречий [4].
В такой семье формируется правильная личность, способная к обучению в школе и к достижению высоких результатов в учебе.
Таким образом, семья определяет некоторые свойства и особенности, входящих в нее членов, поэтому при анализе семьи как системы важны все типы отношений. Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка.
Литература:
1. Белогай К.Н. , Морозова И. С. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. - 2008. -№4. - С. 12 - 23.
2. Комисаренко Т.И. Махортова Г.Х. Диагностика особенностей эмоциональных переживаний детей дошкольного и младшего школьного возраста // Психолог в детском саду.- 2006. - №2. - С. 28 - 36.
3.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990
4. Плотникова Н. Ю., Филиппова Е.В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. - 2008. - №4. - С. 71 - 81.
5. Розанова Е. Г. Психологическое консультирование и психотерапия детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. -
2008. - №4. - С. 91 -100.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. - М.,
2009.
7. Хоментаускас Г.Т.Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.
References:
1. Belogay K. N. Morozova , I. S. an Empirical study of the structure of the parent relations // Psychological science and education. - 2008. -№4. - P. 12 - 23.
2. Komisarenko T. I. Makhortova G. H. Diagnosis of emotional experiences of children of preschool and primary school age // Psychologist in kindergarten.- 2006. -№2. - P. 28 - 36.
3 .Kulik L. A., Berestov N. So. Family education. - M., 1990
4. Plotnikova N. Yu., Filippova E. V. View on the formation of the student's personal position in the context of child-parent relations // Psychological science and education. - 2008. - №4. - P. 71 - 81.
5. Rozanova E. G. Psychological counseling and psychotherapy of parent-child relations // Psychological science and education. - 2008. - №4. - P. 91 -100.
6. Federal state educational standard does. - M., 2009.
7. Homentauskas G. T. Family through the eyes of a child. - Moscow: Pedagogy, 1989.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТАДИИ
СТАНОВЛЕНИЯ
Османов У.Ю., Феталиева Л.П. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Аннотация. В статье анализируется профессиональная компетентность, что развитие профессионализма, процессы стагнации и