Научная статья на тему 'Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях'

Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5067
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / TEXT / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЭЛЕКТРОННЫЙ НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / ELECTRONIC MEDIUM OF INFORMATION / БУМАЖНЫЙ НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PAPER / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митрофанова Виктория Сергеевна

Рассмотрены особенности восприятия текстовой информации на электронных носителях, представлен сравнительный анализ восприятия текстовой информации на электронных и бумажных носителях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Митрофанова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of perception of text information on paper and electronic media

Features of perception of text information on electronic media are considered, the comparative analysis of perception of text information on electronic and papers is submitted

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях»

УДК 159.937

В. С. МИТРОФАНОВА

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА БУМАЖНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ

Рассмотрены особенности восприятия текстовой информации на электронных носителях, представлен сравнительный анализ восприятия текстовой информации на электронных и бумажных носителях.

Ключевые слова: текст, информация, электронный носитель информации, бумажный носитель информации, восприятие.

Деятельность современного человека характеризуется тем, что бумажные носители текстовой информации заменяются электронными. Этим обусловлена актуальность избранной нами темы, связанной с изучением особенностей восприятия текста на электронных носителях. Цель работы: выявить особенности восприятия текстовой информации на электронных и бумажных носителях. Предметом исследования было выбрано влияние электронных носителей на восприятие текстовой информации.

Текст - зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Важную роль в восприятии текстового документа играет расположение смысловых единиц текста. Считается, что начало и конец печатного материала понимаются и запоминаются лучше. При этом стоит отметить, что согласно проведённым исследованиям, окончание текста запоминается гораздо хуже по сравнению с остальным материалом [14]. Если немного разбавить текст с помощью цветового градиента, то это сделает переход от одной строки к другой несколько легче для глаз, они безошибочно следуют по заданной траектории. Это в результате ведёт к возрастанию скорости чтения.

В научной литературе отмечается, что шрифтовые выделения (курсив, подчеркивание, жирное начертание, заглавные буквы) никак не облегчают восприятие текста. А вот наличие рисунков и фотографий, которые включены в семантическую структуру текста, наоборот,

© Митрофанова В. С., 2015

помогают правильно воспринимать информацию [11].

Не менее важным параметром для правильного восприятия текста является его форматирование. Оно имеет огромное влияние на читаемость. В данном случае наглядным примером может послужить вёрстка традиционных бумажных газет, которые имеют многочисленные узкие колонки. Это является результатом многолетних исследований, испытаний и уточнений [11].

M. П. Корытная обращает внимание на требования к заголовку: «Заголовок должен содержать не более шести слов. Так он запомнится гораздо быстрее по сравнению с тем, в котором будет больше десяти слов» [5].

Доказано, что для удобного восприятия текста имеет наличие изображений. В мозгу человека дольше остаются образы, вписанные в круг и овал, нежели в фигуру, имеющую острые углы, или же в прямоугольник или квадрат [11].

В восприятии текста не менее важным параметром является размер шрифта. Очевидное, устоявшееся восприятие текста в зависимости от размеров шрифтов таково: крупный шрифт — важный элемент, например, заголовок; меньшим размером для сохранения пространства страницы набирается основной контент. Это традиция, дошедшая до нас от истоков эры книгопечатания. К тому же она является весьма удобной, значительно облегчающей процесс чтения [2].

Цветовое решение оформления текста особенно актуально для восприятия текста. Конечно, каждый человек выбирает цвет шрифта по своему усмотрению, какой ему удобен и какой, на его взгляд, лучше выделяет текст. Г. М. Барышников пишет, что наиболее

читаемыми считаются красный, зелёный, синий и коричневый. Даже чёрный текст на белом фоне выглядит не совсем правильно [2].

В ходе эмпирического исследования была поставлена задача - изучить специфику восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях. Для проведения эксперимента использовали два метода: опрос и контент-анализ. Тест содержал восемь вопросов, которые напрямую связаны с темой исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 10 студентов направления «Издательское дело и редактирование». С помощью этого исследования было выявлено следующее.

Восемь человек из десяти считывали электронную информацию, а именно, изображения, от светлого к чёрному. И только два человека из десяти считывали изобразительную информацию в обратном порядке.

Согласно многочисленным исследованиям, легче воспринимаются те заголовки, в которых насчитывается шесть и менее слов. По результатам теста было выявлено, что девять из десяти человек легко воспринимают такие заголовки. И только один человек предпочитает заголовки, насыщенные информацией.

Исследователи выявили, что текстовая информация без различных выделений (курсива, подчеркивания, жирного начертания) воспринимается легче, так считывают информацию только пять человек из десяти. И пять из десяти легче воспринимаю информацию, выделенную жирным начертанием.

Исследователи утверждают, что наиболее удобен для чтения шрифт Times New Roman. И шесть человек из десяти предпочитают тексты именно с этим шрифтом. Трое из десяти -Verdana, так как считают, что большие проблемы способствуют быстрому чтению. И один из десяти выбрал шрифт Georgia.

Семь из десяти утверждают, что им проще воспринимать текст, где ключевые фразы выделены ярким цветом (например, красным) или же текст выполнен в одной цветовой гамме (например, зелёной или коричневой). Двое из десяти отдают предпочтение тексту, который выполнен в одной цветовой гамме. И один из десяти легче считывать информацию, написанную светлым шрифтом на тёмном фоне.

Два человека из десяти обращают внимание в первую очередь на изображения, которые заключены в круглую или овальную форму. А восемь из десяти — на изображение,

заключённое в прямоугольник, квадрат или треугольник.

Согласно многочисленным исследованиям, легче воспринимается текст, разбитый на цветовые фрагменты. По результатам теста было выявлено, что семь человек из десяти предпочитают считывать текст, который разбит на цветовые фрагменты, которые упрощают чтение текста. И трое из десяти отдают предпочтение сплошному тексту.

По результатам теста было выявлено, что десять из десяти предпочитают считывать текст, который разбит на колонки с большим расстоянием между ними, так как это значительно удобнее.

Проведённое нами исследование показало, что описанные в теоретической литературе принципы и правила размещения текстовой информации соответствуют только в половине случаев. На наш взгляд, достижения в области психологии восприятия позволят исследователям в этой области выявить закономерности с большей точностью.

Также для эксперимента был использован метод контент-анализа. В данном случае было задействовано четыре текста, связанных с издательским делом. При этом они были разбиты на несколько небольших фрагментов с целью улучшения восприятия текста. Каждый студент в группе получил отдельный листок с текстом и попытался его пересказать. Спустя несколько дней эксперимент повторили. Студенты получили те же тексты, но уже на электронных носителях (планшет и мобильный телефон) и в другом порядке, и так же сделали попытку его пересказать.

В результате было выявлено, что десять из десяти человек воспринимают текстовую информацию на бумаге значительно лучше в сравнении с электронным вариантом, запоминают его легче. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что, во-первых, бумажные носители информации по-прежнему востребованы, и, во-вторых, несмотря, на то, что электронные носители прошли стремительный путь развития, путь этот не завершён, создатели электронных носителей будут продолжать работу над их совершенствованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Прогресс, 1974.

2. Барышников Г. М. Шрифты разработка и использование. - М. : Эком, 1997.

3. Бейли Б. История классической типогра-фики // UI Design Newsletter. - Нью-Йорк, 2006.

4. Валгина Н. С. Теория текста. - М. : Логос, 2003.

5. Корытная M. П. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста. - Тверь, 2005.

6. Лавров О. Дистанционное обучение : учебное пособие // Вопросы Интернет-образования. - 2004. - №19.

7. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева и др. - 2-е переизд. - Киев : КГУ, 2007.

8. Психологические механизмы порождения и восприятия текста. - М., 1985.

9. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М., 1977.

10. Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. - Тверь, 1994.

11. Текст: восприятие и обработка. - М., 1976.

12. Фрумкина P. M. Цвет, смысл, сходство. -М., 1984.

13. Шахнарович A.M. Прагматика текста: психолингвистический подход // Текст в коммуникации. - М., 1991.

14. Ширинкина Л. В. Восприятие текста как процесс // Ежегодник Российского психологического общества. «Психология и практика». — Т. 4, вып. 1. - Ярославль, 1998.

15. Ширинкина Л. В. Образ текста как результат его восприятия // Визуальная культура 20 века и проблемы современного образования: материалы Международной молодёжной научно-практической конференции. - Пермь, 1999. -С. 320—321.

Митрофанова Виктория Сергеевна,

студентка 2-го курса специальности «Издательское дело и редактирование» УлГТУ, научный руководитель

Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна,

кандидат педагогических наук, доцент.

Поступила 24.11.2015 г.

УДК 316.454.52 П. И. ОСИПЧУК

НЕКОНФЛИКТНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рассматривается тема неконфликтного коммуникативного поведения в аспекте дипломатических отношений.

Ключевые слова: психология, наука, коммуникация, дипломатия.

Нарастание конфликтов в современном мире актуализирует поиск способов гармонизации отношений между взаимодействующими социальными субъектами. Неконфликтное коммуникативное поведение рассматривается нами в данном контексте.

Объектом исследования данной работы является коммуникативное поведение в условиях переговоров. Предметом исследования является коммуникативное поведение политических лидеров. Проведённый нами теорети-

© Осипчук П. И., 2015

ческий анализ показал, что основными факторами избежания конфликтов является соблюдение чётких протокольных предписаний, уважение личности и личного мнения собеседника. Ведь на протяжении всего исторического пути дипломатии именно неконфликтное коммуникативное поведение играет определяющую роль в этой области. Это явление отчётливо подтверждается в практической сфере: возможность сбаланси-ровать острые конфликтные ситуации, решить проблемы мирным путём зачастую требуют навыков искусного общения. В известном смысле дипломатия является орудием внешней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.